Сэмюэл беккет

Как сказать

Это последний из написанных Беккетом текстов. Стихотворение он записал в больнице, придя в сознание после падения и черепной травмы.

безумие –

безумие что от –

что от –

как сказать –

безумие что от сего –

начиная от –

безумие начиная от –

учитывая –

безумие учитывая что от сего –

увидев –

безумие увидев это –

это –

как сказать –

вот это –

вот это вот –

это вот –

всё вот это вот –

безумие учитывая всё это –

увидев –

безумие увидев всё вот это вот что от –

что от –

как сказать –

видеть –

предощущать –

верить предощущать –

желание верить предощущать –

безумие что от желания верить предощущать что –

что –

как сказать –

и где –

что от желания верить предощущать что где –

где –

как сказать –

там –

вон там –

вдали –

вдали там вон там –

едва –

вдали там вон там едва что –

что –

как сказать –

увидев всё это –

всё вот это вот –

безумие что от того что видеть что –

предощущать –

верить предощущать –

желание верить предощущать –

вдали там вон там едва что –

безумие что здесь от желания верить предощущать что –

что –

как сказать –

как сказать

29 октября 1988 года

Перевод с французского Марка Дадяна

Библиография

Романы
1932 — Мечты о женщинах, красивых и так себе / Dream of Fair to Middling Women
1938 — Мёрфи / Murphy
1945 — Уотт / Watt
1946 — Мерсье и Камье / Mercier and Camier
1951 — Моллой / Molloy
1951 — Мэлон умирает / Malone Dies
1953 — Безымянный / The Unnamable
1961 — How It IsПовести
1946 — The Expelled
1946 — The Calmative
1946 — The End
1971 — The Lost Ones
1980 — Company
1981 — Недовидено недосказано / Ill Seen Ill Said
1983 — Worstward Ho
1990 — As the Story Was ToldСборники рассказов
1934 — Больше лает, чем кусает / More Pricks Than Kicks
1945 — First Love
1954 — Stories and Texts for Nothing
1976 — Fizzles
1988 — Stirrings StillПьесы
1940 — Элефтерия / Eleutheria
1953 — В ожидании Годо / Waiting for Godot
1956 — Действие без слов 1 / Act Without Words I
1956 — Действие без слов 2 / Act Without Words II
1957 — Эндшпиль / Endgame
1958 — Последняя лента Крэппа / Krapp’s Last Tape
1959 — Театральный осколок 1 / Rough for Theatre I
1959 — Театральный осколок 2 / Rough for Theatre II
1961 — Happy Days
1963 — Игра / Play
1965 — Приходят и уходят / Come and Go
1969 — Вздох / Breath
1972 — Не я / Not I
1975 — В тот раз / That Time
1975 — Шаги / Footfalls
1977 — Neither
1980 — Отрывок монолога / A Piece of Monologue
1981 — Укачальная / Rockaby
1981 — Экспромт «Огайо» / Ohio Impromptu
1982 — Катастрофа / Catastrophe
1983 — Что где / What WhereСборники стихотворений
1930 — Whoroscope
1935 — Echo’s Bones and Other Precipitates
1961 — Collected Poems in English
1977 — Collected Poems in English and French
1989 — What Is the Word
2009 — Selected Poems

Экранизации

Беккет в кино — собрание / Beckett on film — compiled (М.Линдси Хогг, К.Макферсон, П.Розема, К.Райц, Э.Хьюз, А.Эгоян, К.Дж. Уолш, К.Митчелл, Э.Мингелла, Д.Краулиз, Д.Хёрст, Н.Джордан, Чарлз Гэрэд, и др.)
В ожидании Годо / Waiting for Godot (Майкл Линдсей-Хогг), 2001 г.
В ожидании Годо (Театр им.Ленсовета) — спектакль (Ю.Бутусов)
Катастрофа / Catastrophe (Дэвид Мэмет ), 2000 г
Комедия / Play (Энтони Мингелла ), 2000 г
Не я / Not I (Нил Джордан ), 2000 г.
Отрывок для театра I / Rough for Theatre I (Кирон Джей Уолш ), 2000, Ирландия
Последняя лента Крэппа / Krapp’s Last Tape (Атом Эгоян), 2000, Ирландия
Приход и уход / Come and go — Beckett on film (Джон Кроулиз ), 2001
Сцена без слов (1 и 2), Дыхание / Act without Words 1 & 2; Breath (Карел Рейш, Энда Хьюз, Дэмиен Херст), 2001 г
Счастливые дни — Россия (А.Балабанов) 1991
Счастливые дни / Happy Days — Beckett on film (Патриция Розема ), 2001, Ирландия
Сэмюэл Беккет — Что Где / Beckett On Film — What Where (Damien O’Donnell), 2001, Ирландия
Фильм (Фильм по Сэмюэлю Беккету)
Шаги / Footfalls — Beckett on film (Уолтер Д. Асмус), 2000
Экспромт в Огайо / Ohio Impromptu (Чарльз Старридж), 2000 г
Эндшпиль/ Конец игры / Endgame — Beckett on film ( Конор Макферсон), 2002Про Беккета
Удачная игра с Беккетом и Джойсом / Pitch ‘n’ Putt with Beckett ‘n’ Joyce (Дональд Кларк), 2001, Ирландия фантазия

Из произведений

Можно и подождать, если есть чего ждать. («В ожидании Годо»)

Чем больше людей встречаешь, тем счастливее становишься. Всякое создание, даже самое ничтожное, чему-то учит, делает богаче, заставляет ценить собственное счастье. («В ожидании Годо»)

Необходимо говорить слова, пока есть слова, пока они меня не найдут, пока не скажут мне, странная боль, странный грех, необходимо продолжать, возможно, всё уже кончено, возможно, они уже сказали мне, возможно, они донесли меня до порога моей истории, поднесли к двери, которая откроется навстречу моей истории, меня бы это удивило, если она откроется… («Безымянный»)

Моя жизнь, моя жизнь — иногда я говорю о ней как о чём-то уже свершившемся, иногда как о шутке, которая продолжает смешить, но она не то и не другое, ибо она одновременно и свершилась, и продолжается; существует ли в грамматике время, чтобы выразить это? Часы, которые мастер завёл и, прежде чем умереть, закопал; когда-нибудь их вращающиеся колесики поведают червям о Боге. («Моллой»)

Столько есть в мире вещей, которые мы сделали бы с удовольствием, без особого энтузиазма, но всё же с удовольствием, и нет никаких причин их не делать, и всё-таки мы их не делаем! Не потому ли, что мы не свободны? Пожалуй, стоит над этим подумать. («Моллой»)

***

Цитаты

Слова — это всё, что у нас есть.

Мы всегда что-нибудь придумываем, чтобы сделать вид, что мы живём.

Я не хотел писать, но в конце концов мне пришлось смириться с этим.

Найти форму, вмещающую беспорядок — вот задача художника.

Я не нахожу одиночество мучительным, наоборот, бумага открывает мне ходы, уводящие меня за километры от любого места.

Я пишу о себе тем же карандашом и в той же тетради, что и о нём. Это уже не я, а другой, чья жизнь только начинается.

Всё, что я знаю — это то, что знают слова и мёртвые вещи, и это составляет небольшую красивую сумму с началом, серединой и концом, как в хорошо построенной фразе и длинной сонате мёртвых.

Есть два стоящих момента в писательстве: когда вы начинаете и когда вы бросаете написанное в корзину для мусора.

Об «Улиссе». Здесь форма есть содержание, содержание — форма. Вы сетуете, что эта штука написана не по-английски. Она вообще не написана. Её не надлежит читать — или, точнее, её надлежит не только читать. Её нужно видеть и слышать. Его сочинение не о чём-то; оно и есть это что-то.

Свобода мысли может состоять только в способности разума перейти от фрагментарного состояния к целостному.

Говоря искренне, я всё чаще прихожу к мысли, что большинство моих стихотворений, несмотря на очевидные поэтические находки, являются неудачными именно по причине того, что они необязательны.

Страница из блокнота Сэмюэла Беккета.«Что есть моя жизнь, кроме любви к имбирному печенью?»

Пробовал. Не удавалось

Не важно. Попробуй ещё раз

Снова провал. Неудача лучше.

Успех и неудача на публичном уровне никогда не имели для меня особого значения, на самом деле я чувствую себя более комфортно с последним, глубоко дыша его живительным воздухом всю свою писательскую жизнь.

В момент объявления лауреатов Нобелевской премии Сэмюэл Беккет находился в Тунисе. На интервью Шведскому телевидению он согласился, но при условии, что ему не зададут никаких вопросов.

Выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, равно как и обязательства выражать.

Он — «синтезатор»: вносил в текст как можно больше. А я — «анализатор», я стараюсь вычеркнуть как можно больше.

Я осознал свой собственный путь как обеднение, оскудение, отсутствие знания – как путь вычитания, а не сложения.

Каждое слово — ненужное пятно на тишине и небытии.

Мы все рождаемся сумасшедшими. Кое-кто им остаётся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: