definition — Иваск, Юрий Павлович
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Иваск, Юрий Павлович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Ю́рий Па́влович Иваск, Джордж Иваск (англ. George Ivask, 12 ноября , по другим сведениям , Москва – 13 февраля , Амхёрст) — русский поэт, литературный критик, американский историк русской литературы.
Биография и творчество
Родился в купеческой семье. Отец – эстонец, ассимилировавшийся в Москве, мать – русская, её девичья фамилия Живаго. Юрий учился в Московской гимназии.
В вместе с родителями переехал в Эстонию, где закончил школу. Считал себя русским и лишь в американской эмиграции сблизился эстонскими кругами (поэтом Алексисом Раннитом и др.). В своем «Последнем слове», опубликованном в отрывках посмертно, 2 марта , он писал: «Я навсегда остался без русского пространства под ногами, но моей почвой стал русский язык, и моя душа сделана из русского языка, русской культуры и русского православия».
Окончил юридический факультет Тартуского университета ().
Во время войны служил в эстонской дивизии Ваффен-СС. В г. перед наступлением советских войск бежал в Германию, в — гг. изучал философию и славистику в Гамбургском университете.
C г. в США, в г. в Гарвардском университете защитил диссертацию «Вяземский как литературный критик». В стал американским гражданином. В дальнейшем преподавал в различных американских университетах (Канзас, Индиана, Вашингтон), в — профессор и заведующий кафедрой русской литературы Университета штата Массачусетс (город Амхёрст), с 1977 г. на пенсии.
В 1930-е гг. Иваск поддерживал переписку и встречался в ходе поездок в Париж с Г. Адамовичем, Г. Ивановым, З. Гиппиус, Д. Мережковским, М. Цветаевой, публиковался в журналах и альманахах «Путь», «Числа», «Современные записки» и др. Первая книга Иваска издана в г.
Творчество Иваска, принадлежащее к русской литературе изгнания, начиналось в рамках консервативной, пассеистской поэтики первой эмиграции, приближаясь в некоторых проявлениях к «парижской ноте». В послевоенных стихах Иваска усиливается элемент звуковой игры, учащается столкновение высокой и низкой лексики; сам Иваск называл свою манеру «необарокко». Преемником Иваска в этой традиции стал Дмитрий Бобышев, осуществивший несколько посмертных публикаций произведений Иваска. Несколько особняком стоит в творчестве Иваска своеобразная автобиография в стихах «Человек играющий» (, отдельное издание ), построенная по принципу свободного монтажа.
Своим предшественником Иваск считал Г. Державина. Основным духовным опытом стадо для него знакомство с древне-мексиканской религиозной культурой, начавшееся в 1956 и далее углублённое шестью поездками в Мексику.
Иваск составил антологию поэтов первой и второй эмиграции «На Западе» (Нью-Йорк, ), подготовил к публикации книги Г. П. Федотова (), В. В. Розанова () и др. Ему принадлежит также монография о Константине Леонтьеве ().
Дружил с Г.Флоровским, о. А.Шмеманом, встречался с папой Иоанном Павлом II. Автор многочисленных статей о русской литературе.
Архив Иваска находится в библиотеке Йельского университета (США).
Сочинения
Стихи
- Царская осень. — Париж, .
- Хвала. — Вашингтон, . Название отражает религиозно обоснованное положительное восприятие жизни, открывающее в земных страданиях надвременной порядок.
- Золушка. — Нью-Йорк, .
- Завоевание Мексики. — Холиок, .
- Я — мещанин. — Холиок, .
- Человек играющий. — Холиок, (впервые: «Возрождение», Париж, №240-242, 1973). Поэма, в которой хронологическое изложение этапов собственного жизненного пути сочетается с размышлениями об основных вопросах бытия. Одним из существенных источников этого произведения является английская метафизическая поэзия.
Проза
- Если бы не было революции (отрывки из романа) // «Русская мысль», 1980, 1.12., 1981, 22.1., 29.1., 12.3., 19.3. и 25.6.
- Завоевание Мексики, 1986
- Повесть о стихах ()
- Похвала российской поэзии (Таллин, )
Литература
- Глэд Дж. Юрий Иваск // Глэд Дж. Беседы в изгнании. М., 1991
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
- Исаков С. Г. Юрий Павлович Иваск // Исаков С. Г. Русские в Эстонии: 1918-1940. Тарту, 1996
- Красавченко Т.Н. Иваск Юрий Павлович// Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.I. СПб: Университетская книга; Алетейя, 1998, с.235
Латентная тяга
Альбом составлялся Либеровым на основе проекта «Незамеченное поколение» о литераторах — эмигрантах первой волны. В проекте речь идёт о десятках, а то и сотнях имён. Почему же Рома Либеров и исполнители выбирали именно авторов, сотрудничавших с нацистами или сторонников атомной бомбардировки России? Наверное, не специально. Наверное, само так получилось — бессознательно, отразив тайные стремления некоторых представителей нашей самоназванной творческой интеллигенции — их латентную тягу к лобзанию господских сапог и непреодолимую ненависть ко всему русскому.
Коллаж общедоступных фото
Макс Покровский и Георгий Иванов
Итак, первый претендующий на заработки в России «нейтральный» исполнитель — лидер группы «Ногу свело!» Максим Покровский. Группа «Ногу свело!» существует уже более 30 лет, но известна всего одной более-менее популярной в девяностые песней — «Хару Мамбуру». В этом смысле Макс Покровский — эдакий Юрий Лоза нездорового человека.
Максим Покровский / Общедоступное фото
Выросший в Москве лидер группы «Ногу свело!» к России с какого-то времени относится с настороженностью. Ведь у русских, считает светлолицый антифашист Покровский, есть проблемы с генетикой.
Поэтому с 2019 года артист живёт в США, а в Россию приезжает только на заработки.
Давно забытый 54-х летний музыкант на волне русофобии стал вновь появляться в медийном пространстве. Например, в декабре прошлого года на Ютуб вышел антироссийский клип «С Новым годом, сынок!». В ролике снялась осуждающая Россию актриса Чулпан Хаматова и открыто заявивший о желании воевать на стороне врагов, «плюющий» на Родину актёр-иноагент Артур Смольянинов.
Артур Смольянинов / Общедоступное фото
Так что с политической нейтральностью Макса Покровского всё понятно. А что же с исполняемой им песней?
Песня «Ледяной поход» на стихи поэта-эмигранта Георгия Иванова в исполнении Максима Покровского открывает составленный Ромой Либеровым альбом:
В устах Максима Покровского и в контексте деятельности артиста только с большой натяжкой этот текст можно считать политически нейтральным. Вопросы вызывает и личность выбранного Покровским с подачи Либерова поэта.
Родившийся в 29 октября 1894 года в России Георгий Владимирович Иванов состоял в «Цехе поэтов», куда входили также более известные Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Родину Иванов покинул 26 сентября 1922 года, отплыв на пароходе «Карбо» в Германию. По словам самого Иванова, толчком к эмиграции стал тот факт, что он вместе с Николаем Гумилёвым состоял в «Петроградской боевой организации Таганцева», в связи с чем опасался разоблачения и ареста.
Георгий Иванов / Общедоступное фото
Во время Второй мировой войны Георгий Иванов вместе с женой Ириной Одоевцевой богато жили во французском Биаррице на вилле, которую Одоевцева унаследовала от отца. На этой роскошной вилле они находились и в период немецкой оккупации. Впоследствии люди из эмигрантской среды, в том числе бывшие друзья, обвиняли Иванова в коллаборационизме.
Иванов неоднократно высказывался, что ради избавления России от большевизма приветствовал бы даже бомбардировку СССР атомными зарядами.
И даже стихи по этому поводу написал:
Можно, конечно, сказать, что, мол, при чём здесь личность поэта, если конкретные стихи, выбранные для конкретной песни, нейтральны. Знаете ли, картины Гитлера тоже нейтральны. Но ими не станут ведь украшать музей Холокоста.
Поэт Георгий Иванов в составленном Либеровым альбоме занимает особое место — песнями на его стихи альбом как начинается, так и заканчивается. Продюсер Рома Либеров из Тель-Авива посчитал выбор поэта, желающего русским гибели от атомной бомбардировки, хорошей идеей. Певцу Максиму Покровскому из США идея тоже понравилась.
Ядерной бомбардировки СССР Иванов не дождался. В последние годы он влачил нищенское существование и умер в 1958 году во французском приюте для лиц без гражданства.
Монеточка, Набоков и кринж
Справедливости ради надо отметить, что не только мечтающих об атомной бомбардировке Родины и прислуживавших нацистам поэтов выбрали поучаствовавшие в создании альбома «После России» музыканты.
Елизавета Гырдымова (Монеточка) / Общедоступное фото
Для описания чувств, возникающих в процессе прослушивания вошедшей в альбом песни «Расстрел» в исполнении Елизаветы Гырдымовой — певицы Монеточки, — хорошо подходят слова Владимира Набокова:
Именно набоковское стихотворение 1927 года «Расстрел» выбрала Монеточка для своей песни. Можно по-разному относиться к творчеству Владимира Набокова, но эти его стихи прекрасны:
Владимир Набоков / Общедоступное фото
Однако в исполнении выкрикивающей на своих литовских концертах нацистские лозунги Монеточки даже эти стихи звучат пошло. Сейчас бы сказали — кринжово. Лучше не слушайте.
А если решили всё же себя помучать, можно посмотреть на Ютуб недавнее интервью Елизаветы Гырдымовой иноагентке Екатерине Шихман:
Послушав поток сознания Гырдымовой из этого интервью, вы поймёте, что к стихам интеллектуала Набокова певице Монеточке даже приближаться нельзя. Диссонанс возникает, когда набоковские строки — монеточкиными губами.
2. Сочинения
2.1. Стихи
- «Северный берег». Варшава, 1938 — факсимильное воспроизведение книги с дарственной надписью из библиотеки Вячеслава Иванова в Риме.
- Царская осень. — Париж, 1953.
- Хвала. — Вашингтон, 1967. Название отражает религиозно обоснованное положительное восприятие жизни, открывающее в земных страданиях надвременной порядок.
- Золушка. — Нью-Йорк, 1970.
- Завоевание Мексики. — Холиок, 1984.
- Я — мещанин. — Холиок, 1986.
- Человек играющий. — Париж — Нью-Йорк, изд. «Третья волна» 1988 (впервые: «Возрождение», Париж, № 240—242, 1973). Поэма, в которой хронологическое изложение этапов собственного жизненного пути сочетается с размышлениями об основных вопросах бытия. Одним из существенных источников этого произведения является английская метафизическая поэзия.
2.2. Проза
- Если бы не было революции (отрывки из романа) // «Русская мысль», 1980, 1.12., 1981, 22.1., 29.1., 12.3., 19.3. и 25.6.
- Завоевание Мексики, 1986
- Повесть о стихах (1987)
- Похвала российской поэзии (Таллин, 2002)
Возвращение блудного сына
Зато участник группы «Каста» — рэп-исполнитель Шым (Михаил Епифанов) выбрал стихи поэта Алексея Эйснера, судьба которого для лучшей части уехавшей творческой интеллигенции может оказаться примером.
Рэп-исполнитель Шым (Михаил Епифанов) / Общедоступное фото
Алексей Владимирович Эйснер родился 5 октября 1905 года в Санкт-Петербурге. Подростком его в эмиграцию вывез отец.
Алексей Владимирович Эйснер / Общедоступное фото
Повзрослев, Алексей зарабатывал в Европе простым трудом — мыл окна, был подсобным рабочим на стройках. Писал стихи, был знаком с Мариной Цветаевой, дружил с её мужем Сергеем Эфроном.
Затосковав в какой-то момент как суслик по Родине, написал ставшие впоследствии культовыми в эмигрантской среде стихи:
В 1934 году Эйснер вступил в «Союз возвращения на Родину». В 1936 году пошёл воевать за Республику в Испании, потом работал в советской разведке. В 1940 году вместе с женой возвратился в СССР. Почти сразу был арестован, 8 лет провёл в воркутинских лагерях за антисоветскую пропаганду, после чего был отправлен в ссылку в Карагандинскую область. В 1956 году был реабилитирован и вернулся в Москву, где обрёл, наконец-таки, счастье.
Алексей Владимирович Эйснер с сыном Дмитрием в Москве, 1970-е гг. / Общедоступное фото
Занимался журналистикой, писал книги, выступал с устными воспоминаниями. Умер в 1984 году в возрасте 79 лет.
Можно предположить, что некоторые уехавшие артисты поддались влиянию среды, выступившей для них наподобие эйснеровского отца. Через некоторое время они тоже захотят вернуться.
А эти служили нацистам
Малоизвестный дуэт «Королев Попова» представлен в альбоме песней с «нейтральным» названием «Пули» на стихи поэта-эмигранта Юрия Иваска.
Дуэт «Королев Попова» / Общедоступное фото
Рождённый в 1907 году сын эстонца и русской Юрий Павлович Иваск вырос в Москве.
Юрий Павлович Иваск / Общедоступное фото
В своём сочинённом в США в 1986 году «Последнем слове» Иваск писал:
Юрий Павлович Иваск / Общедоступное фото
Русская православная почва не помешала заставшему годы немецкой оккупации в Эстонии Иваску активно сотрудничать с нацистами. Поэт в чине вахмистра служил полицаем, писал статьи для издававшейся немецкими оккупационными властями русскоязычной газеты «Северное слово». Поздравляем дуэт «Королев Попова» со столь удачным для типичных либералов-гуманистов выбором автора.
Удачен и выбор, сделанный рэпером-иноагентом Иваном Алексеевым (Noize MC).
Иван Алексеев (Noize MC) / Общедоступное фото
Для альбома он под музыку зачитывает стихи Сергея Бонгарта, который больше известен как американский художник, чем как русский поэт. В отличие от других авторов стихов для вошедших в альбом песен, Бонгарт — представитель не первой, а второй волны эмиграции. Из его биографии особенно примечателен один факт. Находясь в 1943 году в оккупированном Киеве, Бонгарт сумел получить от немецких властей официальное разрешение на свободный выезд в Германию. Это какие же услуги надо было оказывать нацистам, чтобы выхлопотать такой замечательный «аусвайс»?
Сергей Бонгарт / Общедоступное фото
Сергей Бонгарт благополучно добрался до нацистской Германии, где жил несколько лет, продавая свои эскизы. После поражения немцев он каким-то чудесным образом избежал принудительной репатриации в СССР. Но в Европе Бонгард всё равно не чувствовал себя в безопасности — в 1948 году ему помогли сбежать в США.
Сергей Бонгарт с женой в США / общедоступное фото
Удачливый Бонгарт был малый. С его выбором поклонник творчества Надежды Мандельштам иностранный агент Алексеев явно не прогадал — наверное, примерял по себе, ведь в ближайшее время удача Алексееву пригодится.