Современники и потомки о Марциале
Ни один из эпиграмматистов-предшественников Марциала не читался с таким желанием и не имел стольких поклонников, подражателей и плагиаторов. (Уже по его собственным эпиграммам рисуется тот масштаб, в котором поэты выдавали его эпиграммы за собственные.) Марциала читали и знали очень многие; он сам был прекрасно осведомлен о своей известности: его читают и в Британии Дальней и даже такой древнеримской глуши, как г. Вьен в Галлии Нарбонской; он сам утверждает, что его читают «в целом мире» (I, 1). Когда ему противопоставляли «серьёзные» виды поэзии — эпос и трагедию, он, гордясь популярностью своих эпиграмм, отвечал: «То хвалят, а это читают» (IV, 49).
Отсюда Марциал, вполне в духе Горация, уже в восьмой книге сулит себе бессмертие: «me tamen ora legent et secum plurimus hospes ad patrias sedes carmina nostra feret» («я на устах буду жить, и много с собой иноземцев в отчей пределы страны наши стихи понесут» (VIII, 3)); это пророчество сбылось точно так же, как у Горация). По поводу смерти Марциала также писал Плиний, что его ожидает слава и бессмертие: «Бессмертными его стихи не будут, как он писал; может быть и не будут, но писал он их так, чтобы были». После смерти Марциала продолжали читать и высоко ценить по всему Риму. Известно, например, что император Элий Вер, приемный сын Адриана, хранил Марциала вместе с «Искусством любви» Овидия у изголовья кровати и называл его «своим Вергилием».
Между IV и VI вв. Марциала часто цитируют писатели-грамматики; ему подражают поэты Авсоний (IV в) и Сидоний Аполлинарий (V в.). В средние века Марциала знали по многочисленным антологиями; его потихоньку читали схоластики, «целомудренные» епископы и даже папы. В XIV в. Джованни Боккаччо обнаружил и опубликовал рукопись с его эпиграммами. Марциал был одним из самых читаемых авторов Возрождения. Он оказал большое влияние на европейскую эпиграмму XVI—XVII вв. В XVIII в. Лессинг брал его в своих эпиграммах за образец и построил на их основе свою теорию эпиграммы; Марциалом интересовались И. К. Шиллер и И. В. Гёте. Вяземский называл его «кипящий Марциал, дурачеств римских бич». Про Пушкина, любившего «огонь нежданных эпиграмм», С. А. Соболевский писал: «Красоты Марциала ему были понятнее, чем Мальцову, изучавшему поэта». Известное стихотворение И. А. Бродского озаглавлено «Письма римскому другу (из Марциала)».
В честь Марциала назван кратер на Меркурии.
С этой книгой читают
ЭпиграммыГафт Валентин Иосифович
Всем известно, Жизнь – Театр. Этот – раб, тот – император, Кто – мудрец, кто – идиот, Тот молчун, а тот – оратор. Честный или провокатор. Людям роли Бог дает. Для него…
4.83
(3)
Английская классическая эпиграммаУильям Батлер Йейтс, Киплинг Редьярд Джозеф, Мур Томас, Джордж Гордон Ноэл Байрон
Сборник английской эпиграммы в период XVI–XX вв.
5
(2)
Сатиры. Письма. Эпиграммы. Из АнакреонаКантемир Антиох Дмитриевич
В книгу вошли сатиры и стихотворные сочинения русского сатирика XVIII века Антиоха Кантемира. Каждая из его сатир ставит ту или иную серьезную общественную проблему и…
5
(5)
Евгений ОнегинПушкин Александр Сергеевич
В книгу вошел роман в стихах А.С.Пушкина (1799–1837) «Евгений Онегин», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.
Роман в стихах «Евгений…
4.2
(211)
Кому на Руси жить хорошоНекрасов Николай Алексеевич
«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все сведения о народе, собранные…
3.27
(41)
Про Федота-стрельцаФилатов Леонид Алексеевич
«В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!» Так в шутливом интервью объяснил когда — то Леонид Филатов, с чего это он…
4.7
(3)
Избранные произведения в одном томеФилатов Леонид Алексеевич
Леонид Алексеевич Филатов — замечательный советский и российский актёр, режиссёр, поэт, публицист. Его произведения, искромётные и живые, не перестают смешить и…
5
(6)
Руслан и ЛюдмилаПушкин Александр Сергеевич
Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь?
Тогда нам пора в сказку, которую написал Александр Сергеевич Пушкин….
3.94
(33)
2. Изображения
Словесный автопортрет Марциала даёт 65-я эпиграмма X книги следующим образом: «Hispanis ego contumax capillis … Hirsutis ego cruribus genisque», при этом в эпиграмме подчёркивается «кельтиберский», знаковый характер пышной причёски на голове.
Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus.
Марциал в современной графике и скульптуре.
- Графический портрет Марциала, воспроизведенный из Лондонского издания 1814 года дан с пометкой «по рисунку на старинной камее». Рисунок Файл:Martialis.jpg на Викискладе, по-видимому, является перерисовкой с этого портрета, при этом была «исправлена» горбинка носа.
- Рисунок T. Apiryon, на котором изображён «Небритый Марциал».
Бронзовый бюст Марциала, установленный в г.Калатаюд, Испания, на Plaza del Fuerte. Обработанная фотография.
Фотографии скульптурного портрета, выполненного в XX веке, можно видеть на нескольких веб-страницах. Это бронзовый бюст Марка Валерия Марциала, установленный на «малой родине» поэта в городе Калатаюд. Его автор — испанский скульптор Хуан Круз Мелеро (1910—1986).
Тексты и переводы
Латинские тексты Марциала
- В формате HTML по изданиям XX века
- По изданию Hereus-Borovskij на веб-сайте fh-augsburg. Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года.
- По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary. Дата обращения: 29 марта 2006. Архивировано 28 ноября 2012 года. (Онлайн библиотека латинских авторов)
- В формате цифровых книг по изданиям XV—XIX века. MDZ — Мюнхенский центр оцифровки. Дата обращения: 23 апреля 2009. Архивировано 28 ноября 2012 года. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
- Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886). Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года. — «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
- Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV—XVI век). Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года..
- Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год (недоступная ссылка — история). Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года. — три страницы выборочно. Источник — Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница (недоступная ссылка — история). Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года., Нижняя Саксония.
- Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? — «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» — файлы в формате MP3 — эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» (недоступная ссылка — история). Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года., читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20. Дата обращения: 18 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года..
- Латинские тексты. Дата обращения: 29 марта 2006. Архивировано 28 ноября 2012 года.
- В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
- В серии «Collection Budé» сочинения изданы. Дата обращения: 16 марта 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года. в 2 томах, 3 книгах.
Русские переводы
- Марциал. Эпиграммы / Пер. А. Фета, предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 с. Ч. 2. 467—933 с.
- Марциал. Избранные эпиграммы / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 с. 10000 экз.
- Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. с лат., вступ. ст. и коммент. Ф. Петровского. — М.: Художественная литература, 1968. — 488 с. — (Библиотека античной литературы). — 50 000 экз.
- Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература».) СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 с. (первое полное издание)
- «Марциал не по-детски», 200 обсценных эпиграмм. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2012. ISBN 978-1-300-33969-4.
- М. Валерий Марциал: Книга зрелищ. Предисл., пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2014. ISBN 978-1-312-63779-5.
- М. Валерий Марциал: Эпиграммы, Книга I. Пер. и прим. Г. М. Севера. (Серия «Новые переводы классиков».) Toronto: Aeterna, 2018. ISBN 978-1-387-99967-5.
О книге
Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. В таком случае чтение будет отличным способом отдохнуть и увидеть что-то новое. Это отвлекает от суеты, потому что забываются все проблемы, остается лишь то, о чем рассказывает автор.
Книга Марциал Марк Валерий «Эпиграммы», относящаяся к жанру зарубежная поэзия, вызовет искреннee восхищение красотой литературного слова. С этой книгой ощущаешь не только интерес к судьбам героев, но и интерес к тому, что может произойти с любым человеком. Читая, понимаешь, что герои – такие же люди, что у них есть такие же переживания и чувства, и это вызывает ещё больший отклик в душе.
Картина нравов
Содержание эпиграмм, заключающихся в этих 12 книгах, чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой, в общем, весьма яркую картину нравов и быта второй половины I в. римской империи. Больше всего в них бросаются в глаза две черты: склонность поэта к изображению половой распущенности, нагота которого доходит до бесстыдства, оставляющего за собой вольности всех других римских писателей, — и не знающие границ лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными людьми, в видах приобретения их расположения и подачек. Если припомнить, что исполненный, с одной стороны, крайнего цинизма в картинах разврата, а с другой — самой позорной лести перед негоднейшими людьми, стихотворения эти принадлежали первостепенному поэту эпохи, который с жадностью читался современниками обоих полов, то в эпиграммах Марциала нельзя не видеть яркое доказательство нравственного падения и литературы, и общества Домициановой эпохи. От грязи распутства свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по его словам, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах; но зато нигде нельзя найти и таких перлов пресмыкательства, как в этой книге. В оправдание непристойностей Марциала, в предисловии к 1-й книге, ссылается как на предшествующих поэтов, между прочим на Катулла, которого можно назвать родоначальником римской эротической эпиграммы, — так и на то, что он пишет таким языком лишь для людей, имеющих вкус к бесстыдству, любителей разнузданных зрелищ в праздник Флоры (ludi Florales), а не для Катонов; но, в то же время, он не скрывает, что эта именно сторона его стихотворений привлекает к ним читателей, и даже строгие на вид женщины любят потихоньку его почитывать (X1, 16). Напрасно поэт уверяет, будто его любовь к картинам разврата в стихотворениях не говорит о распущенности его нравов (I, 4; XI, 15). Не может быть, чтобы человек сколько-нибудь строгих нравов рисовал с таким постоянством и с такой любовью всякие естественные и неестественные формы разврата; да и биография Марциала, насколько она может быть восстановлена по его собственным заявлениям, вовсе не свидетельствует о том, что у него была lasciva только pagina, a vita — proba, как он выражается о себе. Что касается до лести не только Домициану, но и его любимцам, придворным из вольноотпущенников и вообще богатым людям, то здесь оправданием часто забывающему всякое человеческое достоинство поэту может служить только то, что не он один из писателей в Домицианово время разыгрывал такую роль, что ему в этом отношении не уступал его современник и соперник, также выдающийся поэт Стаций, о котором Марциал не упоминает ни одним словом (как и Стаций о нём), и что, наконец, в видах личной безопасности и сам Квинтилиан иногда считал нужным воскурять фимиам такому кровожадному деспоту, каков был Домициан. Никто, однако, не был таким виртуозом в лести и пресмыкательстве, как Марциал, и гнусность этих качеств его литературной деятельности усугубляется ещё тем, что, когда политические обстоятельства изменялись, он, восхваляя преемников Домициана, уже относится к последнему и к его правлению с резким порицанием и прославляет Нерву за то, что он «в правление жестокого государя и в дурные времена не побоялся остаться честным человеком» (XII, 6).
Примечания
- Encyclopædia Britannica (брит. англ.)
- Martial // SNAC (англ.)
- ca 40-104 Martialis // LIBRIS
- Sopena G. Celtiberian ideologies and religion (2005). Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано 28 ноября 2012 года. (англ.)
- цитата по публикации А. И. Малеина (1900), с.86 — см.
- — портрет Марциала в профиль (недоступная ссылка — история). Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано 28 ноября 2012 года.
- Архивная копия от 3 января 2010 на Wayback Machine — портрет Марциала анфас
- (исп.), (англ.) и [http://www.calatayud.org/enciclopedia/marcial.htm]. Дата обращения: 13 июля 2022. Архивировано 30 ноября 2021 года.] (исп.), (англ.) и [http://www.calatayud.org/enciclopedia/marcial.htm]. Дата обращения: 13 июля 2022. Архивировано 30 ноября 2021 года.] (исп.), (англ.) и [http://www.calatayud.org/enciclopedia/marcial.htm]. Дата обращения: 13 июля 2022. Архивировано 30 ноября 2021 года.] (исп.), (англ.) и [http://www.calatayud.org/enciclopedia/marcial.htm]. (исп.)
-
«Martial.» Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite (2007)
Биография
«Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»).
Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В 64 он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим. В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом. Это был последний период правления Нерона. В 65, после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.
https://youtube.com/watch?v=wtccYO2Jyko
счастливой жизни марциал
Все видео
В годы правления Тита (79—81) и Домициана (81—96) Марциалу сопутствует удача. При Тите он становится известен как литератор, при Домициане к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с известными столичными литераторами: ритором Квинтилианом, поэтом Силием Италиком, сатириком Ювеналом, адвокатом и магистратом Плинием Младшим. Общается с образованными земляками, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находит покровителей своему таланту. Марциала привлекают близкие ко двору богатые и влиятельные вольноотпущенники — Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин — через которых он подносит свои произведения императорам и от которых, как клиент, прославляющий добродетель патронов, ищет для себя милостей.
В 80 выходит первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. После публикации сборника, который принёс автору литературную известность, со стороны императора последовало почётное вознаграждение: Марциалу было пожаловано «право трёх сыновей» и соответствующие льготы, которыми пользовались римляне, имеющие не менее трёх сыновей. (Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины.)
Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены его преемником Домицианом; Марциал был награжден званием всадника. Значительного материального благосостояния это не принесло, но дало возможность жить в достатке и не испытывать нужды. В окрестностях Номентана у Марциала появляется скромное поместье, а в Риме вблизи Квиринала — дом.
К 84 были написаны и опубликованы ещё две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). В 85—96 регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм. Они имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому являются не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелёк вовсе не знает о том»; книги Марциала продавались у троих книготорговцев, но своим достатком он всё равно был обязан влиятельным и богатым друзьям.
5. Художественные достоинства
Эпиграмма, как особый вид литературных произведений, появилась в Риме еще во времена Цицерона, но все поэты, которые пробовали писать в этом роде, были эпиграмматистами только отчасти — эпиграмма не была главным видом их литературной деятельности. (Кальв и Катулл, главные представители эпиграммы прежнего времени, сообщили ей особую едкость, пользуясь как орудием борьбы против политических и литературных врагов.)
Хотя сам Марциал признавал, что в эпиграмме уступает Катуллу, которому он отчасти подражает, именно он довел римскую эпиграмму до возможного совершенства. В литературном отношении эпиграммы Марциала являются произведениями крупного поэтического дарования. Он дал римской эпиграмме, как особому виду лирической поэзии, широкую разработку, какой она до тех пор не имела. Начиная от эпиграммы в основном значении этого термина, он подает ее во многих нюансах: от сатиры-памфлета до элегии, от краткого острого двустишия до средней оды.
Марциал — мастер малой и средней формы, легкой, живой, краткой импровизации. Язык Марциала четок и ясен; он далек от той искусственной риторики, в которой с самого начала, за небольшим исключением, вязла поэзия императорского Рима. Как свои «коронные» приемы Марциал наиболее эффектно и эффективно использует антитезу, параллелизм, сентенцию, повтор, неожиданную клаузулу, в гармонии с собственно стилем. Виртуоз эпиграммы, Марциал в этом жанре, по-видимому, намного превосходил всех современных (и последующих) ему эпиграмматистов.
У Марциала эпиграмма принимает всевозможные оттенки, начиная с простой стихотворной надписи на предметах или подписи к предметам (чем была эпиграмма в своем первоначальном виде как у греков, так и у римлян), до виртуозной по остроумию, меткости, пикантности или просто игривости стихотворной шутки, на разнообразные сюжеты обыденной жизни. Марциалу принадлежит первенство в эпиграмме также, как Вергилию — в эпической поэзии, а Горацию — в лирической (мелической). Понятно, что это сравнение не утверждает равенство Марциала с двумя первенствующими представителями римской поэзии; но в том роде литературы, который составлял специальность Марциала, ему должно быть отведено первое место.
Творчество
Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший, предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий, в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) — подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).
Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; так же, как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).
Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл, и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».
Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр, сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.
Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал — непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить своё однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.
Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 14 книг.