Логицизм в языкознании

Логицизм в языкознании

Определение 1

Под логицизмом понимают логическое направление в языкознании, суть которого заключается в изучении языка через его отношение к знанию и мыслительным категориям философии и логики.

Логическое направление в языкознании исходит из ряда теоретических принципов изучения языка:

  1. Язык рассматривается как средство познания, поэтому акцент делается на изучении его гносеологических возможностей.
  2. Все языки независимо от их национальной специфики признаются инвариантными, обладающими общей логической структурой.
  3. Ориентация на универсальные методы изучения языка, независимые от его конкретных особенностей.
  4. Приоритет синхронного языкознания.
  5. Рассмотрение категорий языка через призму логических категорий. Так, предложение соотносится с суждением, слово – с понятием, лексико-грамматические классы – с логическими компонентами суждений и т. п.
  6. Интерес к изучению синтаксиса как раздела, в котором в наибольшей степени проявляются логические структуры языка.
  7. Ориентация на содержательный аспект рассматриваемых явлений и категорий языка в их связи с категориями логики.

Как видно из перечисленных характеристик, логицизм характеризуется формальным подходом к изучению языковых единиц, делая акцент на универсальности, общности грамматических категорий, которые мыслятся как формы выражения универсальных категорий мышления.

Зарождение логицизма относят к античности, когда в учении Аристотеля были сформулированы принципы формально-логического описания. В дальнейшем идеи логицизма актуализировались в языкознании в XVII-XIX веках, когда возник рационализм как философское течение, провозгласившее логические принципы изучения всех явлений, в том числе и языка.

Логическое изучение языка основано на представлении о том, что логические структуры, то есть структуры мышления, имею прямое соответствие в языке. Слово в его содержательном аспекте соотносится с понятием, а предложение – с суждением и умозаключением. Даже в структуре предложения усматривалась связь с компонентами суждениями: логический субъект ассоциировался с подлежащим, а предикат – со сказуемым. Особенно явственно влияние логицизма прослеживается в традиции изучения синтаксиса, когда структура предложения рассматривалась через призму формально-логических категорий.

Идеи логического подхода оказались продуктивными при изучении некоторых аспектов языка, например, проблемы семантики и анализа фактического содержания предложения. Так, исследуя значения слова, лингвисты были вынуждены выявить его специфику по отношению как к обозначаемым им объектам реальности, так и к понятиям. Это привело к появлению представлений о наличии у слова двух аспектов соотнесенности: понятийной (сигнификативной) и денотативной (предметной). Значение слова не тождественно понятию, поскольку последнее формируется как мыслительная, а не языковая категория, в то же время языковые обобщения способствуют формированию понятий.

Логицизм также связан с проблемой анализа содержания предложения в аспекте его отношения к реальности: является ли оно сообщением о факте, который подлежит проверки, или же субъективным суждением, истинность которого нельзя проверить. Например, предложение «На улице светит солнце» является утверждением о факте, которое может быть опровергнуто на основе данных эмпирического опыта. В то время как фразы «Вероятно, на улице светит солнце» или «Я думаю, что на улице светит солнце» нельзя отнести к сообщениям о фактах, поскольку они содержат маркеры субъективности, следовательно, не могут быть проверены по критериям истинности и ложности.

Язык как система знаков

Чтобы научиться этому, сначала необходимо понять, что для логиков представляет собой язык. Начнём с того, что они видят в языке, прежде всего, знаковую систему. Буквы, слова, предложения – всё это знаки. Согласно знаменитому определению основоположника науки о знаках – семиотики – Чарльза Пирса, знак – «это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М.: Логос, 2000, с. 177). Это довольно запутанное определение можно представить в виде квадрата:

В естественном языке знаками будут слова, словосочетания и предложения. «Авокадо», «тренер сборной Германии по футболу», «Александр Сергеевич Пушкин», «Кошки много спят» – всё это знаки. Я пишу их в кавычках специально, чтобы показать, что речь идёт именно о знаках – сочетаниях букв и звуков, которые нечто для нас обозначают. То, что знак обозначает, называется десигнатом. Десигнатами могут быть предметы, люди, абстрактные сущности, состояния, ситуации, положения дел в мире – в общем, всё что угодно. Слово «апельсин» обозначает для меня конкретный предмет. Слово «Иван» – конкретного человека. Предложение «Сегодня выпал снег» – положение дел. Интерпретатор – это человек, который воспринимает нечто (в случае языка – письменные символы и звуковые сочетания) как знак чего-то. Интерпретанта – это то, как человек реагирует на знак (например, если я вижу на перекрёстке знак «Стоп», то я останавливаю свою машину).

Отношение знаков к десигнатам описывается семантикой. Отношения знаков между собой – синтактикой. Отношение знаков к интерпретатору и интерпретанте – прагматикой. Логика не занимается прагматикой, так как последняя всегда связана с конкретной ситуацией, от которой логика стремится абстрагироваться. Зато изучение семантики и синтактики становятся её важными разделами.

Далее, язык состоит не просто из знаков, но знаков определённого рода – знаков-символов. Знаки-символы связаны со своими десигнатами произвольным образом. Например, буквы произвольным образом связаны со звуками (и это хорошо видно из наличия разных алфавитов), слова произвольно связаны с обозначаемыми предметами и явлениями (по-русски мы говорим «собака», по-английски – «dog», по-французски – «chien»; выбранное слово произвольно и ничего не говорит нам о животном, которое мы так называем), предложения произвольно связаны с выражаемыми мыслями (одну и ту же мысль можно передать с помощью совершенно разных предложений).

Кроме того, помимо знаков-символов есть и другие. Например, если знак копирует объект, это иконический знак . Иконические знаки также называют знаками-копиями и знаками-изображениями. А если знак указывает на объект, это индексальный знак или просто знак-признак (вспомните значок фирмы Nike или Adidas). Когда же знак символизирует объект, находясь в условной связи с ним, это уже знак-символ (как в примере со словами «собака», «dog» и т.д.)

Каждый тип знака обладает своими преимуществами, способными создать максимальный эффект. Те же иконические знаки и знаки-символы очень легко воспринимаются и создают в сознании наблюдателя конкертный образ и позволяют соотнести его с изначальным объектом без каких-либо усилий.

Треугольник Фреге

Один из основоположников современной логики Готлоб Фреге заметил, что знаки обладают определённой двойственностью. С одной стороны, они обозначают какие-то объекты, а с другой – передают интерпретатору некоторую дополнительную информацию о них. Например, возьмём словосочетание «автор “Войны и мира”». Это знак, обозначающий Льва Толстого. Помимо того, что этот знак указывает на конкретного человека, он также сообщает нам, что этот человек написал определённую книгу. Фреге назвал значением тот объект, который знак обозначает, и смыслом – ту дополнительную информацию, которую он несёт. Так появился треугольник Фреге:

Интересно отметить, далеко не все знаки обладают этими двумя характеристиками. Например, знак «нынешний король Франции» не имеет никакого значения, так как он обозначает несуществующий предмет, зато обладает смыслом. В то же время какой-нибудь знак «а» может обладать значением, которое я хочу ему придать, но не выражает никакого смысла. Помимо этого, различение значения и смысла понятно, когда речь идёт о словах и словосочетаниях. Но как быть с предложениями? Логики считают, что повествовательные предложения тоже обладают значением и смыслом. Поскольку они утверждают нечто о мире, то их значением будет «истина» либо «ложь», а смыслом – собственно описанная ими ситуация. Допустим, дано предложение: «Павлов открыл и описал действие условных рефлексов». Значение этого предложения – «истина». Смысл – тот факт, что Павлов открыл и описал действие условных рефлексов. При этом предложения, как и слова, могут не иметь значения. Например, возьмём предложение «Все дети Джона лысы». По идее, оно должно быть либо истинным, либо ложным. Однако что если у Джона нет детей? В таком случае мы не можем приписать ему никакого значения.

Поскольку знаки произвольны, то для удобства при анализе мы можем заменять их более простыми символами. Они будут иметь то же значение, но будут абстрагироваться от смысла. Соответственно, выражения языка будут рассматриваться в зависимости не от их содержания, а от той семантической функции, которую они выполняют. Выявление семантических функций и замена выражений простыми символами – очень важная процедура, так как по большому счёту она и представляет собой процесс отвлечения от содержания высказываний и переход на уровень логических форм.

Игра на эффект Cтрупа

Чтобы вы смогли понять, насколько иногда нам сложно отделять знак, его значение и смысл, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.

Cтатистика На весь экран

Критика логического подхода к анализу языка

К концу XIX века в связи с развитием других подходов к изучению языка (психологического, системного, типологического) положения логического подхода к анализу языка были подвергнуты критике за отождествление собственно речевых явлений с категориями логики. Критика основывалась на том, что не всегда между логическими единицами и единицами языка есть прямое соответствие. Это можно проследить на примере строения предложения, где не всегда мы можем увидеть наличие всех логических компонентов. Например, в предложениях «Весна. Полдень.» логический субъект и предикат отсутствуют, в то время как предложения имеют грамматическую основу и выражают определенную законченную мысль. Существенным недостатком при анализе синтаксиса с помощью логицизма является то, что при отождествлении компонентов предложения с логическими категориями исследователь игнорирует специфику изучаемых языковых явлений, обедняя тем самым предмет изучения.

Логическое направление в языкознании также мешает изучению языка как средства общения, поскольку игнорирует его коммуникативную функцию, зависимость языковых структур от условий общения, а также психологических особенностей коммуникантов.

Таким образом, логицизм в языкознании является одним и аспектов изучения языка с позиций формального соответствия категориям мышления и логики, однако его абсолютизация ведет к размыванию предмета языкознания и подмене собственно языкового анализа логическим.

Упражнения

«Живописная» экспертиза (Из книги Сергея Быльцова «Логические головоломки и задачи»)

Одному коллекционеру принесли картину, якобы принадлежащую перу кисти Антонио Канале, прозванному Каналетто. Коллекционер не был большим знатоком живописи и потому пригласил на экспертизу трёх специалистов. Эксперты высказали о картине следующие суждения:

  • Первый: Это не только не Каналетто, но даже и не Гварди.
  • Второй: Это не Каналетто, но это настоящий Алессандро Маньяско.
  • Третий: Конечно, это не Маньяско, это, несомненно, Антонио Канале.

Впоследствии объективными методами авторство картины было установлено, и оказалось, что один из экспертов сказал правду, другой ошибся, а третий был прав наполовину. Кто автор картины?

Принцесса и Иванушка

В этом упражнении вам необходимо найти принцессу, исходя из имеющихся данных на табличках. История такова: в поисках принцессы, похищенной Кощеем, Иванушка оказался в старинном замке. Преодолев массу препятствий, он очутился в помещении, из которого вели три двери. Иванушка знал, что за какой-то из них находится принцесса, за другой сидит тигр, а за оставшейся дверью никого нет.

Cтатистика На весь экран

Предлагаем вам также пройти упражнение, которое отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Cтатистика На весь экран

Виды языковых выражений

В зависимости от выполняемых ими семантических функций языковые выражения делятся на следующие виды:

Расшифруем, что это всё обозначает. Итак, языковые выражения делятся на два типа: предложения и термины.

Предложение – это знаковая форма для передачи мыслей. Если мысль представляет собой вопрос, то она выражается вопросительным предложением. Если мы имеем дело с императивом, то – побудительным предложением. Если же речь идёт о суждении, то есть мысли об утверждении или отрицании наличия некоторой ситуации в мире, то его выражают с помощью повествовательных предложений. Стоит отметить, что логика в основном концентрируется на изучении как раз повествовательных предложений, так как они выступают главным способом передачи знания о мире. Мы в этом курсе также будем говорить по большей части именно о них.

Термины – это значимые части предложений или, если говорить проще, слова и словосочетания. Они в свою очередь делятся на термины логические, то есть термины, которые что-то говорят о логическом устройстве предложений, и термины дескриптивные, то есть термины, которые что-то описывают, несут какую-то информацию о положении дел в мире. Дескриптивные термины различаются в зависимости от того, что именно они обозначают. Имена обозначают какой-то один единственный объект. Например, «Елизавета II» обозначает ровно одного человека. При этом именем может быть и словосочетание: «нынешняя королева Великобритании» тоже обозначает ровно одного человека. Предикаты обозначают свойства, состояния, отношения: «быть красным», «быть английской королевой», «граничить с», «знать иностранный язык» и т.д. В естественном языке предикатам соответствуют нарицательные существительные, прилагательные, глаголы. Функторы обозначают качественные и количественные характеристики предметов. К ним относятся знаки математических операций, физические величины и т.п.: «корень из», «натуральный логарифм от», «масса», «скорость».

Логические термины – это то, на что, прежде всего, обращает внимание логик, сталкиваясь с какими-то рассуждениями. В этом курсе мы тоже попытаемся научиться видеть их и использовать это умение

Итак, логические термины делятся на предицирующие связки, пропозициональные связки и кванторы. Предицирующие связки – это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться разными словами («являться», «выступать» и т.д.) или даже опускаться («Сократ – человек»). Пропозициональные связки выражают отношения между различными предложениями или между компонентами одного предложения. К этим связкам относятся: «и», «или», «неверно, что», «если…, то», «если и только если». Кванторы передают информацию о количестве предметов. Квантор общности выражается словами «все», «ни один», «каждый», «любой». Квантор существования передаётся словами «существует», «некоторые», «большинство», «какой-нибудь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: