Культура еды
Употребление пищи в японской культуре обставляется рядом правил. Так, запрещается передвигать посуду, показывать пальцем на присутствующих за столом. Также нельзя недоедать рис. Зато можно громко чавкать (хозяева поймут, что гостям все нравится), недоедать другие блюда (кроме риса).
Согласно японским культурным традициям, принимать пищу принято за низкими столами, за которыми сидят на татами в позе сэйдзо (подогнув под себя пятки с прямой спиной). Дома разрешает также сидеть по-турецки.
Едят японцы деревянными палочками. Из супов извлекается вся гуща, а жидкость выпивается. Японцы не любят наедаться до отвала. Они предпочитают разнообразие за столом – много подач разных блюд.
Боевые искусства
Классические боевые искусства очень распространены в японской культуре. К их основным актуальным видам относят карате, дзюдо, айкидо, джиу-джитсу, кудо и другие виды. В Японии каждое боевое искусство включает не только набор прикладных техник ведения боя с оружием и без него, но и свою философию. Так, философской основой айкидо его основатель японский мастер Уэсиба называл «любовь к противнику».
С материалистической точки зрения, японские боевые искусства обычно возникали и развивались в монастырях и самурайских замках. Так уж сложилась японская военная традиция, что преимущество получал наиболее быстрый и ловкий воин.
Культура древней Японии
Как в любой другой стране, основой культуры в Японии является ее язык и письменность. Так называемый старояпонский язык сформировался путем заимствования системы иероглифов и письменности Древнего Китая. Постепенно трансформируясь, он тем не менее всегда оставался крайне сложным для изучения.
Синтоизм и дзен-буддизм, которые на протяжении многих веков являются основными религиями в этой стране, инициировали определенное отношение к жизни и искусству. Синто — нечто вроде древней мифологии, описывающей жизнь богов и духов, которым безоговорочно поклонялись древние японцы. Под влиянием религии в стране устанавливаются очень жесткие взаимосвязи внутри социальных групп, формируются культ вождей и культ мертвых.
Приход буддизма в Японию и его быстрое распространение до сих пор остаются загадкой для ученых, но тем не менее с 5-6 веков он стал оказывать серьезное влияние на умы и психологию населения страны.
природа
Удивительно ранней считается и японская литература. В то время как японские мужчины писали, используя китайские иероглифы, женщины, которым было запрещено изучать иностранные языки, писали на японском языке, создавая удивительно красивые произведения, реалистично отображающие мир и исполненные национального колорита. Токийский национальный музей (адрес: 13-9 Ueno Park, Taito-ku, Tokyo, 110—871) дает возможность ознакомиться с богатейшей коллекцией экспонатов, позволяющих проследить взаимосвязь между различными гранями японской культуры и их развитие на протяжении многих веков.
- Врата тории у святилища Ицукусимы Тонкости туризма/9j/l1/9jl13ae1th4wcwo48kwc0wwk4.jpg
- Каменный образ Будды в Камакуре Yasufumi Nishi/JNTO/0v/yi/0vyi38uu8fpc0wskccck4o0go.jpg
- Летающие карпы во время празднования Дня детей Тонкости туризма/37/07/3707w1hrf62o8scsok4gwsg40.jpg
Религия и семья
В Японии особое, очень почтительное отношение к семье, работе и богам. Прежде всего – беспрекословное поклонение старшим в семье, да и по сословию. Самурай исторически имел право убить любого крестьянина даже за непочтительное отношение, так что все выжившие – очень почтительные люди.
Японцы трудоголики. Это и плюс: большинство с удовольствием работают по 100 часов в неделю, делая головокружительную карьеру. Но и минус: не все хотят быть карьеристами, а культура вокруг давит. Так что и процент самоубийств в Японии немаленький.
Ну и про религию. В Японии синтоизм и синто-буддизм. Если сказать очень грубо, то Япония – мульти религиозная страна, которая брала из каждой религии близкие себе понятия и добавляла их к синтоизму. Синтоизм – это поклонение природе и природным духам.
Всем известные Тануки и Кицунэ – японские природные духи, обычно не очень добрые к людям. Добавлялись черты буддизма, весьма распространенного и в чистом виде, христианства, конфуцианства и других течений.
Но христианство особенно не пошло в Японии: именно из-за христианства Сёгун изолировал Японию на целый век.
Поэзия
Художественная культура Древней Японии изучается до сих пор. Её особенностью является многосторонность, некоторая синтетичность, так как она формировалась под влиянием разных религий. Известно, что японская классическая поэзия появилась из быта, действовала внутри него, и эта её приземлённость в какой-то мере сохранилась в традиционных формах нынешнего стихотворчества – трёхстишии хайку и пятистишии танка, которые отличаются ярко выраженным массовым характером. Кстати, именно это качество разнит их с тяготеющим к элитарности «свободным стихом», появившимся в начале 20-го века в Японии под влиянием поэзии Европы.
Вы заметили, что этапы развития художественной культуры Японии многогранны? Поэзия в обществе этой страны играла особую роль. Один из самых известных жанров — хокку, понять его можно, лишь ознакомившись с его историей.
Впервые он появился в эпоху Хэйан, был похож на стиль рэнга, который являлся подобием отдушины для поэтов, желавших отдохнуть от глубокомысленных стихов ваха. Хайкай превратился в самостоятельный жанр в 16-м веке, так как рэнга стал слишком серьёзен, а хайку опирался на разговорный язык и по-прежнему был юмористическим.
Конечно же, художественная культура Японии кратко описана во многих трудах, но мы постараемся рассказать о ней более подробно. Известно, что в Средневековье одним из самых известных литературных японских жанров являлся танка («лаконичная песня»). В большинстве случаев это пятистишие, состоящее из пары строф с фиксированным числом слогов: 5-7-5 слогов в трёх строчках первой строфы, и 7-7 в двух строчках второй. Что касается содержания, в танке применяется следующая схема: первая строфа представляет конкретный природный образ, а вторая отображает перекликающееся с этим образом чувство человека:
В далёких глухих горах Фазан длиннохвостый дремлет – Эту длинную-длинную ночь Ужели мне спать одному? (Какиномото-но Хитоваро, начало 8-го века, перевод Сановича.)
Изобразительное искусство
Большая волна в Канагава, Кацусика Хокусай
Живопись
Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюрукиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Каллиграфия
Японская каллиграфия
В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.
Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.
Скульптура
Гигантская статуя Будды Амиды (Амитабхи) в Усику, префектура Ибараки
Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.
В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.
История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами. В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.
В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронзаили другие металлы.
Становление архитектуры
На формирование такого традиционного вида искусства японцев, как архитектура, повлиял буддизм, пришедший из Китая. В китайском стиле строились дворцы, монастыри, храмы. В стране начали появляться первые изображения Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Всё это впитала в себя архитектура тех времён.
Старшеклассникам полезно узнать, каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья. В архитектуре тех времён соединялись иностранные черты, органично смешанные с местными особенностями. Возле храмов и дворцов всегда находился прекрасный сад. Для росписи этих сооружений использовались лаконичные, но яркие краски.
Нужно отметить влияние на японскую архитектуру местной природы. Архитекторы отобразили в своих творениях капризный, прекрасный, сокрушающий и ломающий мир. Они не возводили величественных построек, которые впечатляли бы своими размерами и сложностью.
Предпочтение отдавалось простым и понятным сооружениям, где не было ничего лишнего, только изящные линии. При строительстве использовали дерево. Для домов сооружались специальные каркасы. Чтобы в жильё не попадала влага, возводилась воздушная подушка между землёй и полом. В домах, храмах и дворцах всегда были прочные колонны для поддержки зданий во время землетрясений.
Нетрадиционными были окна древних построек. Вместо них использовали отверстия, на которые натягивали ткань или белое полотно, пропускающее внутрь лучи света. Любую стену, кроме несущей, можно было раздвинуть, снять, заменить. Проектирование менялось легко. Комнат в помещении было немного. Крышу делали широкую и прочную, чтобы предохранить жилище от дождливой и ветреной погоды, палящего солнца и холода.
Общественная жизнь
Современная общественная жизнь и культура Японии все больше походят на таковые во всех развитых странах мира. Тем не менее традиционное уникальное прошлое дает о себе знать, образуя причудливые культурные и социальные формы в смешении с глобальными веяниями.
К примеру, японцы, несмотря на прогресс, почти не пользуются доставкой еды, предпочитая посещать рестораны. По их числу на душу населения страна занимает первое место в мире. Связано это с ограниченной площадью квартир.
Япония занимает одно из лидирующих мест в мировой экономике по производству высокотехнологичных гаджетов, но сами японцы не слишком им доверяют. В большинстве случаев они по-прежнему предпочитают проводить переговоры напрямую, а мессенджеры служат лишь способом назначения встречи.
Периодизация японского искусства
Как нигде в мире, в Японии история искусства теснейшим образом связана с историей, точнее, с историей правящих династий. Основные периоды развития японской живописи:
- Ямато (VI – VII век);
- Нара (середина VII – VIII век);
- Хэйан (конец VIII – XII век);
- Камакура (конец XII – первая половина XIV
века); - Муромати (первая половина XIV – первая половина XVI века);
- Адзути-Момояма (вторая
половина XVI века); - Эдо (XVII –
XIX век); - Мэйдзи
(конец XIX – начало XX века); - современная японская
живопись.
Каждый из периодов отличается по способу художественного выражения мира, манере письма, но неизменным остаётся преобладание пейзажей: это сквозной мотив искусства Японии. Каждый художник этой страны, от древнейших до современных, исполнен глубокого почитания природы как вечного источника жизни.
Наиболее интересны в художественном плане периоды Ямато, Муромати и Момояма.
Религия Японии
Классическую религию японской культуры являет собой синтоизм. Его суть состоит в одушевлении природных сил и стихий. В синто нет неодушевленных предметов. За каждым камнем стоит своя ками – вечная божественная сила. Пантеон ками безграничен, что объясняет традиционную терпимость японцев к другим религиям. Ведь каждый новый бог может вписаться в пантеон как еще один ками. Возглавляет пантеон богиня Солнца Аматэрасу.
Позднее в Японии распространился также буддизм. В раннее Новое время широко разошлось христианство, но в период правления сёгуната оно было почти полностью искоренено. Сегодня в Японии осуществляют свою деятельность множество церквей, включая православную. Однако, наибольшей популярностью, как и прежде, пользуются буддийские и синтоистские храмы, составляющие главное культурное наследие страны.
Мидзухики — японское искусство завязывания шнуров
Мидзухики еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.
Итак , что же такое мидзухики — это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.
Область применения также разнообразна — открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождения или поступление в университет.
Манга и аниме
Многие художники пытаются изучить живопись Японии. А что такое аниме (японская анимация)? Оно от иных анимационных жанров отличается большей настроенностью на взрослого зрителя. Здесь имеет место дублирующее деление на стили для однозначной целевой аудитории. Мерой дробления выступает пол, возраст или психологический портрет кинозрителя. Очень часто аниме является экранизированным японским комиксом манга, который также получил большую известность.
Базовая часть манги рассчитана на взрослого зрителя. По данным на 2002 год, около 20% всего японского книжного рынка занимали комиксы с мангой.
Япония близка к нам географически, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени оставалась непонятной и недоступной всему миру. Сегодня мы знаем об этой стране многое. Долгая добровольная изоляция привела к тому, что культура её совершенно не похожа на культуры других государств.
Бонсеки
Бонсеки, дословно «поднос с камнями»—это миниатюрные изображения ландшафта, сделанные на темном подносе только из мелких камней и белого песка.
Считается, что искусство Бонсеки развилось в 7 веке при императоре Тенму, который создавал картины окружающего мира на подносе с песком. Возможно, Бонсеки был древним способом планирования расположения садов. Бонсеки—временная миниатюра, рисунок из песка и гравия легко изменить, и в этом очарование этого искусства. Сидеть над подносом и перемещать пещинки—это прежде всего созерцательный акт
Одна из школ Бонсеки говорит: «Важность Бонсеки в чувстве умиротворения и удовлетворения от создания сцен, а не от конечного результата»
Древняя история бонсай
Цель бонсай — вызвать размышления у зрителя и изобретательность у производителя. Оно происходит от древней китайской традиции пенцзин , или пензай . В 6 веке японские имперские и буддийские студенты посетили Китай и начали привозить товары, в том числе контейнеры, наполненные растениями. Японский дзен-буддизм изменил эти контейнеры, убрав дополнительные статуэтки и предметы, которые не были необходимы для его минималистских учений.
Примерно в 14 веке выращивание деревьев бонсай стало входить в массовую культуру. В 1383 году в пьесе, написанной Дзэами Мотокиё, был изображен бедный самурай, который сжег свой последний оставшийся бонсай, чтобы отогреть странствующего монаха. Он быстро завоевал популярность, а остальные стали историей.
Искусство бонсай настолько хорошо сохраняется и лелеется, что самому старому живому дереву бонсай, считающемуся национальным достоянием Японии и в настоящее время находящемуся в коллекции Императорского дворца в Токио, более 500 лет!
После Второй мировой войны культура и идеи Японии стали более доступными, и поэтому данное искусство становилось все более популярным в мире. В настоящее время существует более 1200 книг о бонсай на более чем 26 языках и в 90 странах. Впрочем, нетрудно понять, почему. Прогуливаясь вокруг дерева и глядя на то, как тщательно выращена каждая сосновая иголка или ветка, чувствуешь себя так же, как стоишь в благоговении и проверяешь каждое пятнышко краски на классической картине.
Древние традиции и обычаи японцев
Сегодня Япония – органичная часть мирового культурного и экономического капиталистического пространства. Ее культура все больше вбирает в себя черты западных обществ. Традиции понемногу отмирают, но оставшиеся образуют причудливый сплав с современными ценностями и нравственными ориентирами.
Среди сохранивших актуальность древних ритуалов и традиций, дошедших до наших дней еще со времен древней Японии, можно выделить следующие:
- Культура семейных взаимоотношений. Быт японских семей до сих пор строго регламентирован традициями. Компетенции мужа, жены и детей строго распределены, нарушать границы запрещается. До сих практикуется выбор невесты на смотринах, что в век капитализма вылилось в создание специальных агентств, готовых подобрать женщину по затребованным параметрам в жены.
- Чайная церемония. Традиционным японским напитком является чай мятте – светло-зеленый напиток легкой заварки. Однако смысл чаепития состоит не только в употреблении чая. Церемония состоит из нескольких этапов, в ходе которой гостям подаются закуски, демонстрируются картины и скульптуры. Также проводится культурная программа. Исторически специалистами по проведению чайных церемоний стали гейши.
- Культура употребления алкогольных напитков. Фактически, единственным и самым древним алкогольным напитком Японии является рисовая водка – сакэ, прием которой также обставляется обязательными культурными ритуалами с древних времен. Так, чокаться в обществе не принято. Произносить тосты – тоже. Лишь при опрокидывании первой рюмки обычно произносят «Кампай!», что дословно переводится как «сухое дно».
Исторические периоды
Страна Восходящего солнца обладает уникальной культурой, воплотившейся в традиционных самобытных зданиях и храмах, картинах, изваяниях, украшениях, садах, литературных произведениях. В последние века набирают популярность такие нетривиальные направления, как ксилография, поэзия, оригами, бонсай, икебана и даже манга и аниме. Все они складывались долгое время, уходя корнями в глубокую древность.
Об этом времени было известно очень мало вплоть до начала прошлого столетия, ведь Япония была довольно закрытой для остального мира страной. Однако с тех пор проводились многочисленные исследования, археологические раскопки находки которых поражают. Они показывают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовало культурное японское общество, а первобытные племена жили на островах еще 15-12 тысяч лет назад.
Древнеяпонская история начинается с доисторических времен и завершается этапом Хэйан в VIII-IX веке, хотя многие исследователи относят сюда и более поздние периоды. В связи с этим выделяется три крупных этапа, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие периоды, или дзидай. Каждый из них характеризуется появлением новых изделий, сооружений, стилей.
- Первобытно-общинный строй
Первобытное общество в Японии существовало в эпоху неолита, когда у людей появились первые каменные орудия, а также в период Дземон и Яей. Считается, что Дземон продолжался с 10-го тысячелетия до IV века до нашей эры. Тогда стали появляться первые изделия из керамики, имевшие такое же название, как и вся эпоха – дземон.
Глиняный сосуд эпох дзёмон
Эти сосуды были асимметричной формы и имели традиционные орнаменты в виде скрученной веревки. Есть мнение, что они использовались в различных ритуалах и обрядах. Тогда же появились разного рода украшения — сережки, браслеты и ожерелья из глины, зубов животных, ракушек, каменных пород, хрусталя.
Серьги и браслеты из глины периода дзёмон
В III столетии до нашей эры наступила эпоха Яёй, продлившаяся шесть веков. Тогда местные жители научились выращивать рисовые культуры, занялись сельским хозяйством, продолжили осваивать мастерство керамики, а также стали плавить металлы, среди которых самым главным было железо, делали оружие из меди и колокола из бронзы.
Бронзовый колокол дотаку, конец эпохи Яёй
Становление государства.Японская государственность стала складываться с IV по VIII столетия. Это время известно под названием периодов Кофун и Ямато. Тогда в стране появилась целая сеть курганов-захоронений, а сама Япония стала сближаться с Поднебесной, неизбежно переняв религию – буддизм, а с ним – архитектуру, скульптуру.Важнейшее сооружение эпохи – Хорю-дзи, представленное пагодой в пять ярусов. У курганов стали устанавливаться особые изваяния из глины, именуемые «ханива».
Хорю-дзи, Япония
Установление законов.Данный этап приходится на периоды Нара (VIII век) и Хэйан (конец VIII-XII века). В тот момент японцы становятся еще ближе своим соседям – китайцам и корейцам, заимствуют наряду с буддистской концепцией также конфуцианскую и даосскую, перенимают техники обработки металла, методики строительства и проектирования зданий, новые веяния в живописи.Особенно меняется архитектура – на смену простым синтоистским святилищам приходят многоярусные буддийские ступы наподобие индийских. В жилищах обычных людей вместо голой земли на полу появились планки из дерева, а сверху – крыши из кипариса.
Изображение периода Нара в Японии
Если говорить о более позднем времени, то можно выделить еще несколько периодов и их главные культурные особенности:
- Каракум (XII-XIV столетие) – появление самураев и боевых искусств;
- Сенгоку и Дзидай (XV-XVI вв.) – время европейской экспансии в мир Востока, в ходе которой даже в Страну Восходящего солнца проникло христианство и западные веяния в области культуры;
- Эдо (XVII-XIX вв.) – власть известного семейства Токугава, характеризующаяся изоляцией Японии и развитием культурной самобытности.
Все, что было позже – это уже Новое время и современность, и сейчас, несомненно, даже в относительно закрытой Японии происходит некая культурная глобализация – перенимается опыт западных мастеров, а на Западе, в свою очередь, становятся модными японские мотивы. Однако искусство Японии всегда обладало особым колоритом, имело черты, присущие только ей.
Японская гравюра
«Наслаждение для глаз, изумительное приключение для сердца и души». — Le carnet du collectionneur, Брюссель
О составителе: Габриель Фар-Бекер изучала историю искусств, археологию и философию и получила докторскую степень в Мюнхенском университете в 1970 году, защитив диссертацию о модерне. Она является автором нескольких книг по искусству.
Роскошное издание, а стоит сравнительно недорого.
Формат — альбомный.
Мелованная бумага, 200 страниц, очень много иллюстраций — и черно-белых, и цветных
В начале книги — статья о укиё-э («изменчивый мир»). Плюс статья о вишне.
Изначально гравюры были только черно-белые, рисовались тушью, потом гравюры становятся цветными, расширяется тематика. К гравюрам в книге даны пояснения.
Язык и культура
Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы
В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире
При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда. Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.
На развитие и формирование культуры японцев огромное значение оказала религия. С древних времен население страны исповедовало синтоизм, который стал вытесняться буддизмом и конфуцианством. Буддизм пришел из Индии, сумевший быстро проникнуть даже в очень замкнутое японское общество. После него пришло конфуцианство, который стал понятным и доступным для жителей островов, благодаря наличию особой системы этических правил и философских норм. Они настолько соответствовали мировоззрению японцев, что синтоизм стал быстро отступать под натиском конфуцианских идей, которые в этой части Азии не стали религией. Это был способ жизни и сборник правил, которых нужно придерживаться в повседневной жизни.
Распространение в Японии получили и таоизм, и христианство, которое в государство проникло вместе с европейскими торговцами. Гонения христианских общин, а потом и верования началось в 17 в., когда был установлен режим Эдо. Собственно, именно из-за христианства сегун решил изолировать Японию от другой части мира, закрыв торговые фактории и порты для многих европейских стран.
Семейные традиции Японии
Патриархальные традиции в семье до сих пор процветают в японской культуре, и они часто кажутся иностранцам странными. Так, в стране до сих пор широко практикуются договорные браки, которые организуют специальные агентства, и это не кажется для жителей чем-то странным. Договор позволяет четко разграничить компетенции будущих мужа и жены, чувства при этом отходят на второй план.
Заботы о финансовом обеспечении семьи полностью ложатся на плечи мужа. Жена после рождения ребенка посвящает себя семье. При этом контроль и распоряжение семейными финансами полностью находится в зоне ответственности жены – муж не имеет права даже интересоваться стоимостью покупок.
Живопись
Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.
Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.
Картинки с буддийской тематикой в древней Японии
К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.
Сегуны династии Токугава
Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:
Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы
Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках
Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.
Традиционная гравюра Укие-э