37 практик бодхисаттвы. часть 1

Из других источников

Грани А.Й., 1951 г. 4 А. …Придут они, утерявшие, придут, придут толпами и попросят хлеба Жизни – не смерти, которым питались, но Жизни. Дай, накорми и утешь. Во имя сострадания. И прими на себя тягость их. Это путь Бодхисаттвы. …

Грани А.Й., 1967 г. 377. (М. А. Й.). Не требуйте от малого сознания великого и глубокого понимания и учитесь терпимости и вмещению. Снисхождение – качество Бодхисатвы. А главное – не меняйте своего внутреннего отношения в унисон с колебаниями и настроенностью астрала тех, кто приближается к вам или так или иначе связан с вами.

Грани А.Й., 1969 г. 509. (Окт. 10). Снисхождение входит в симфонию качеств духа как неотрывная часть. Оно близко и терпимости, и состраданию, и неосуждению. Это основное качество Бодхисатвы. Нелегко являть снисхождение в отношении людей очень несовершенных. Но ведь ради них приходят на Землю Великие Духи и ради них претерпевают страдания. Не может быть снисхождения без любви. …

10.10.1953 Ю.Н.Рерих А.Вейману …Понятие «Адибудда» «Изначальный будда» – персонификация просветленной сущности всех будд и бодхисаттв (санскр.). принадлежит исключительно Калачакре. …

29.04.1956 Ю.Н.Рерих А.С.Альтекару …Определение «Бодхисаттва» употребляется монахами, живущими в Тибете. Также используются другие названия: «Saris-rgyas gnis-pa», «Второй Будда», «Saris-rgyas gsum-pa», «Третий Будда». …

БОДХИСАТТВА (Санскр.) Букв., «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»: те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле Бодхисаттва — это наименование, данное сынам небесных Дхиани Будд.(из Теософского словаря)

Путь Не Обучения Более

На этом уровне, тело бодхисаттвы сияет безмерными лучами света, и делает подношения всем буддам прошлого, настоящего и будущего, которые посылают обратно огромное количество лучей света посвящения. Тонкие омрачения познавания, которыми являются скрытые привычные тенденции, преодолеваются с помощью противоядия — ваджраподобного самадхи, и обретается полное и совершенное просветление.

Из пяти путей, это пятый. Он называется «не обучение более», т.к. не существует больше тренировок, которые необходимо совершать на каких-либо путях.

Когда Путь Не Обучения Более реализован, бодхисаттва достигает одиннадцатого бхуми, «Всепроникающий Свет».

В ответ на просьбы многих учеников, в особенности Джигдар, это было написано отрекшимся от мира Шри Нирмака (Патрул Ринпоче). Пусть наша традиция, ваджрная колесница школы ранних переводов, процветает и распространяется во всех направлениях и во всех временах.

Да Будет Благо! Мангалам!

Общая информация[править]

Высший нравственный подвиг бодхисаттв заключается в том, что достигнув нирваны — идеального состояния, где исчезает индивидуальное «я», эго, они возвращаются в наполненный иллюзиями и страданиями мир, чтобы помочь возвыситься другим существам. В буддизме махаяны считается, что любой человек может стать бодхисаттвой, приобрести сверхъестественные силы и способности, отвечать на молитвы других существ и помогать им преодолевать мучения сансары.

В текстах махаяны чаще всего приводятся восемь бодхисаттв:

  1. Авалокитешвара (अवलोकितेश्वर),
  2. Акашагарбха (आकाशगर्भ),
  3. Ваджрапани (वज्रपाणि),
  4. Кшитигарбха (क्षितिगर्भ),
  5. Майтрея (मैत्रेय),
  6. Манджушри (मञ्जुश्री),
  7. Самантабхадра (समन्तभद्र),
  8. Сарваниваранавишкамбхин (सर्वनिवरणविष्कम्भिन्).

Иногда прибавляются

  1. Махастхамапрапта (महास्थामप्राप्त)
  2. Трайлокявиджая (त्रैलोक्यबन्धु).

В Японии наибольшим почтением пользуются Авалокитешвара (яп. 聖観音 Сё̄каннон) и Кшитигарбха (яп. 地蔵菩薩 Дзидзо̄босацу), а на Тибете и в Монголии — Ваджрапани, Авалокитешвара и Манджушри. Существуют и женщины-бодхисаттвы: Тара (तारा) и Чунди (चुन्दी).

С конкретными бодхисаттвами ассоциируются конкретные мантры, например ом мани падме хум (ॐ मणि पद्मे हूँ) для Авалокитешвары, ом арапачана дхи (ॐ अरपचन धी) для Манджушри, ом Ваджрапани хум пхат (ॐ वज्रपाणि हूँ फट) для Ваджрапани, ом таре туттаре туре сваха (ॐ तारे तुत्तारे तुरे स्व) для всех форм Тары и т. д.

Авалокитешвара

Авалокитешвара — олицетворение сострадания и «Делатель будд» (способствующий обретению состояния будды). Он может принимать разные формы (в целом около тридцати двух) для того, чтобы спасать страдающих, стоны и крики которых он слышит. Авалокитешвару изображают то четырёхруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук, то похожим на индийского принца и держащим цветок лотоса т. п.

Ваджрапани

Ваджрапани — один из главных бодхисаттв и йидамов (известны как грозные, так и мирные формы). Обычно изображается как грозный мужчина с синим цветом кожи, стоящий в гневной позе, с ваджрой в поднятой руке.

Манджушри

Манджушри — один из трёх главных бодхисаттв в ваджраяне, наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани. Олицетворяет мудрость. Манджушри обычно изображается красивым индийским царевичем, держащим в левой руке книгу «Праджняпарамиты» (प्रज्ञपारमिता), а в поднятой правой руке пылающий меч.

Кшитигарбха

Кшитигарбха — спаситель грешников (в основном — находящихся в нараке, буддийском аду). Изображается как монах, держащий в левой руке — жемчужину, исполняющую желания (чинтамани), а в правой руке палку.

Сарваниваранавишкамбхин

Сарваниваранавишкамбхин — устранитель всех препятствий в процессе кармического действия. В иконографии изображается держащим цветок в одной руке, иногда чинтамани.

Самантабхадра

Самантабхадра — защитник учения. В Лотосовой сутре описывается его чудесное появление перед Гаутамой Буддой, при котором он обещал защищать учение и поддерживать людей, следующих буддизму. Изображается с разным количеством рук и находящихся в них символов (иногда держит лотос), сидящим на шестиголовом слоне.

Акашагарбха

Акашагарбха — воплощение щедрости, символизирует осознание запаха. Изображается чаще жёлтого цвета, одетым в монашескую рясу и с мечом, отсекающим чрезмерные эмоции. Встречаются изображения, на которых он в одной руке держит разнообразные драгоценности, а в другой — чинтамани.

Майтрея

Майтрея — будда будущего, появление которого ожидается перед гибелью мира. Считается, что он обитает на небе и ожидает своего перерождения в будду.

Тара

Тара — воплощение беспредельного сострадания. В пантеоне ваджраяны известна под 21 формами с разными именами (Ситатара, Правиратара, Курукулла, Угра Тара и др). Тара изображается одетой в платье индийской царевны, положения рук, ног и цвет различаются.

Путь Видения

Путь видения называется так, потому, что является стадией, на которой, мы впервые видим немирскую мудрость благородных.

Коренной текст говорит:
«Бдительность, различение и так далее… Пускай мы достигнем этой стадии…»!

Смысл этого следующий:

Фактор просветления точного различения явления, относится, в основном, к мудрости, которая ясно различает индивидуальные аспекты всех вещей и событий. Здесь, в этом контексте, это в особенности применяется к знанию и принятию, и затем к последующему знанию и принятию, признака каждой из четырех благородных истин. Другими словами, это соотносится с шестнадцатью моментами принятия и знания, в течение которых коренная природа всех особенных характеристик явления показана находящейся за пределами любых концептуальных усложнений, и мы принимаем это без страха.

Вдобавок, существуют факторы просветления: бдительность, усердие, радость, ментальная и физическая гибкость, самадхи и равностность (невозмутимость), таким образом в сумме получается семь.

Здесь равностность (невозмутимость) означает равность (evenness) ума. Например, бодхисаттва, обладающий этим видом равностности, может испытывать, что на его правую сторону тела нанесли сандаловую мазь, а плоть на его левой стороне разрублена, однако он не будет испытывать привязанность (к первому) и неприятие (ко второму).

Постигнув и, затем, совершенствуя это истинное воззрение, которое является мудростью пути видения, бодхисаттва становится более возвышенным или более благородным (арья), чем простое существо.

Первая Бхуми

Это первая из десяти бхуми благородных бодхисаттв, стадия, на которой истина реальности явлений становится очевидной. Поэтому она называется путем видения. На этой стадии, также присутствует изобильное блаженство, отличное от любого другого ранее известного, поэтому эта бхуми известна как стадия «Совершенная Радость».

На этой стадии очищается омрачение скупости и связанные с ней привычные тенденции, и совершенствуется парамита щедрости, бодхисаттвы обретают двенадцать групп качеств, каждая из которых состоит из сотни.

Они также способны:
-входить и выходить из сотни состояний самадхи за единственное мгновение,
-видеть сотню будд лицом к лицу, и получать их благословение,
-путешествовать по ста сферам будд,
-сотрясти сотню мировых систем,
-осветить сотню мировых систем,
-привести сотню существ к совершенному созреванию,
-проявиться в сотне эонах в одно мгновение,
-знать сотню эонов прошлого и
-сотню эонов будущего
-открыть сотню дверей к Дхарме,
-проявить сотню эманаций, и
-для каждого из этих тел, проявить сотню спутников.

На этой стадии, бодхисаттва может принять рождение как правитель Джамбудвипы.

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

Четырехрукий Авалокитешвара

Есть множество различных форм и эманаций бодхисатты Авалокитешвары. Среди тибетцев чтимым изображением Авалокитешвары является четырёхрукий сидящий бодхисаттва (тиб. spyan ras gzigs phyag bzhi pa – Ченрезиг Чакчжипа, Шадакшара Локешвара). В этой форме его изображают сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса.

Его тело белого цвета, он одет в прекрасные одежды и украшения Самбхогакаи. С левого плеча Авалокитешвары свисает оленья шкура. В двух руках у груди Бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую желания, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Лотос – также символ семейства Падма, к которому принадлежит Авалокитешвара. Именно это форма считается олицетворением мантры:

Буддисты верят, что каждый из шести слогов этой мантры сокращает пребывание в одной из форм бытия в круге бесконечных перевоплощений. Тот, кто произнесёт эту мантру сто тысяч раз, обретёт просветление.

Данную мантру называют «сокровищем мудрости» или «кратким учением», и это действительно так, поскольку «мани» значит «ваджра» – символ просветления и одновременно метод достижения мудрости, «падме» – «лотос», т.е. сама мудрость, а их соединение в мантре символизирует соединение мужского и женского начала вселенной, постижение мудрости посредством метода.

Таким образом, эта мантра воплощает в себе основную тантрическую идею единения двух начал Вселенной. Её поздние переводы (например, «ОМ, ты сокровище, сидящее на лотосе») только затушёвывают изначальный смысл.

Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами (тиб. spyan ras gzigs bcu gcig zhal – одиннадцатиликий Авалокитешвара), которую также называют Махакаруника (санскр. Mahākāruṇika, Махакаруника; тиб. thugs rje chen po, Тудже Ченпо, Чжал Чучикпа, букв. «Великий Сострадающий»). С этой формой связана следующая легенда.

Бодхисаттва Авалокитешвара некогда дал великий обет, спасти от пут сансары всех живых существ. На протяжении многих эпох бодхисаттва Авалокитешвара трудился для того, чтобы все существа вышли из колеса перевоплощений. Однако он увидел, что страдания в мире не уменьшаются, и это потрясло его так, что его голова раскололась на тысячу кусков.

Дхьяни-будда Амитабха и бодхитсаттва Ваджрапани, собрал эти куски воедино, сделав из них десять голов, а сверху будда Амитабха добавил собственную голову, посоветовав при этом бодхисаттве избрать другой путь для достижения благой цели. И тогда возникла гневная ипостась Авалокитешвары – Махакала, борющийся против негативных сил состраданием и разрушающий препятствия на праведном пути. Голова Махакалы венчает девять милостивых ликов Авалокитешвары, в такой форме Великий Сострадающий стал очень мощным.

В центре ладони каждой из рук Махакаруники находится по глазу, это символизирует единство мудрости (глаза) и умелых методов (руки). Цель бодхисаттвы – принесение истинного блага живущим существам; руки символизируют просветлённые деяния бодхисаттв, глаза – символ мудрого наблюдения. Единство бодхичитты намерения и бодхичитты применения, нет совершенства без их взаимодополняющей связи, – таков здесь основной смысл.

Тело Махакаруники изображают белого цвета, он стоит на цветке распустившегося лотоса. Девять его лиц расположены в три ряда друг над другом, по три лица в каждом ряду. Их изображают красного, белого и зелёного цветов. Выше девяти голов – голова Ваджрапани в гневном аспекте, она синего цвета. Над ней располагается голова Будды Амитабхи, она красного цвета. У Махакаруники восемь главных рук. В них он держит драгоценность, исполняющую желание, лотос, лук, стрелу, чашу, чётки и колесо Дхармы. Одна из главных рук открыта и сложена в варада-мудре (жесте дарения блага).

Что такое бодхисаттва, коренные обеты бодхисаттвы

Бодхисаттвы, зачастую, живут в миру, в обществе людей

Воплощением сострадания является Бодхисаттва Самантабхадра, который защищает и оказывает покровительство тем, кто следует по пути изучения Драхмы. Появление таких существ на земле считается большим благом, так как бодхисаттвы влекут к себе желающих познать мудрость, исходящую от них. Кого-то просто нужно подтолкнуть, что бы он кардинально поменял свою жизнь.

Надо отметить, что в разных практиках буддизма само понятие несколько отличается друг от друга, точно также, как и общий подход к данному пути. Для мирян бодхисаттвы являются наставниками на пути просветления. В храмах можно увидеть статуи, изображающие бодхисаттв. К примеру, бодхисаттва Авалокитешвара часто изображается с множеством рук, Манджушри считается олицетворением мудрости и понимания. Особым почтением пользуется Майтрей, именуемый на языке пали как Меттей. В ближайшем будущем ожидается его воплощение на Земле в качестве будды, и с его приходом начнется Золотой век.

Обеты бодхисаттвы

Приняв обеты бодхисаттвы необходимо приступать к изучению и исполнению восемнадцати коренных обетов и сорока шести второстепенных. Следуя рекомендациям учителей, необходимо каждый день повторять перечень коренных падений, проникая в суть обетов; ежедневно рекомендуется читать молитву обновления обетов и, в случае нарушений, проводить очищение обетов применяя очистительные практики (к примеру, «Практику исповеди перед 35 Буддами»). Практика обновления обетов выполняется исключительно теми, кто их принял.

https://youtube.com/watch?v=teqboTrjq5A

Легенда о Тысячеруком Ченрези

Когда-то в незапамятные времена бодхисаттва Авалокитешвара дал клятву Будде Амитабхе, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью».

И еще он добавил, что если этого не случится, то пусть его тело распадется на части. С таким чистым намерением, исполненный решимости, Авалокитешвара провел в глубокой концентрации долгое время, начитывая мантру. Когда же он вышел из созерцания, то к своему огорчению обнаружил, что смог освободить от страданий лишь несколько человек.

Скорбь его была велика, голова раскололась на десять частей, а тело – на тысячу. Амитабха, узрев это, сказал своему духовному сыну:

Он возродил тело бодхисаттвы, превратив тысячу частей в тысячу рук с глазом мудрости на каждой. Голов стало одиннадцать, у десяти мирное выражение, у одной гневное. Авалокитешвара смог видеть теперь во всех направлениях и донести свою безграничную любовь и сострадание до каждого существа.

Авалокитешвара идентифицируется с великим правителем Тибета Сонгценом Гампо, Гуру Падмасамбхавой, Дронтонпой (учеником Атиши), с Гьялва Кармапой и Его Святейшеством Далай-ламой – патриархами школы Кагью и Гелуг. Его Святейшество Далай-лама, глава тибетского буддизма, глава правительства Тибета в изгнании, считается воплощением Бодхисаттвы Сострадания — Авалокитешвары.

Авалокитешвара (санскр. Avalokiteśvara; тиб. Chenrezig, / Ченрезиг, бук. – «Видящий Бог»; монг. Арьябало; яп. Каннон; кор. / Гвансеым Босаль), известный также как Падмапани – бодхисаттва семейства Падма (см. будда Амитабха) – Бодхисаттва Сострадания. Из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары появилась богиня Тара.

Бодхисаттва Авалокитешвара являет великое сострадание всех Татхагат и проявление их речи; согласно причинной обусловленности на Шести Путях полностью вырывает корни загрязнённости и страданий существ в их рождениях и смертях, одаряя их самадхи чистоты. Не быть привязанным к жизни и смерти, не входить в нирвану – вот обретаемое от Авалокитешвары алмазное учение.

Бодхисаттва Авалокитешвара символизирует пратьявекшана-жняна – чистоту само-природы всех дхарм.

Одиннацатиголовый Авалокитешвара

Другая форма Авалокитешвары – восьмирукая одиннадцатиголовая. Фигура стоит в полный рост на лунном диске, ноги слегка расставлены (но иногда как у танцоров, в 1-й позиции). Одежды и украшения бодхисаттвы. Головы: нижний ряд – центральная белая, левая (его левая) красная, правая зеленая.

Второй ряд: головы как бы повернуты вокруг оси – центральная зеленая, левая белая, правая красная. Третий уровень: центральная красная, левая зеленая, правая белая.

Сверху гневная голова Ваджрапани, синяя, и увенчивает всё голова Амитабхи (в форме нирманакаи: с малой ушнишей и без украшения). Эти головы олицетворяют энергию, а их поворот – распространение энергии. Все головы имеют третий глаз.

Руки: главные держат драгоценность; правые руки: нижняя в мудре даяния, третья держит колесо Дхармы, четвертая держит четки-мала; левые руки: нижняя держит ритуальную вазу, третья – лук и стрелу, в четвертой цветок утпала.

Тысячерукая форма Авалокитешвары реально имеет 1008 рук. Основа строится подобно восьмирукой, к ней достраивается еще тысяча рук, на каждой ладони рисуется глаз. Считается, что Тысячерукий Ченрези видит страдания существ во всех мирах и немедленно приходит на помощь.

Рождение Бодхисаттвы

Ранний буддизм знал четырех благородных существ, четыре все более высоких ступени на пути к просветлению; последний, который должен быть достигнут, чтобы достичь нирваны, — это уровень арханта (или архата ). В самом начале, если верить истории буддийских соборов, ученики, коллективно именуемые «великим собранием» ( махасангхика ), оспаривали качества архантов, указывая на то, что у них все еще было слишком .

В то же время термин бодхисаттва, не объясненный ясно, появляется в Маджхима Никае, Ангуттара Никае и Самьютта Никае, используемых исключительно самим Гаутамой, когда он ссылается на свои предыдущие существования или свое пребывание в раю («Когда я был Бодхисаттва… »). Отрывок из Сутта Нипаты дает немного больше деталей, указывая, что это путь, на который Гаутама добровольно вступил из сострадания.

Индекс

Зов, Июль 21, 1922 г. …В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути. …

Агни Йога, 2 Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва. Как слепые спрашивают — какой бывает свет? …

Агни Йога, 332 В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю, Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу. Не трудно направляться по Указу Бодхисаттв, ибо каждая особенность духа Ими предусмотрена. … Ни один Учитель не считал свою работу конченой и заслуживающей награду. Это качество самоотверженности Бодхисаттв. Творчество в труде каждого взмаха руки неустающей, ибо глаз знает пространство до цели. Это будет трудом Бодхисаттв. Пример — огонь вездесущий, самоотверженный и неустанный в сущности своей.

Беспредельность ч.1, 294 Флюидические токи, которые Агни Йог распространяет, отвечают эволюции. Посланный флюидический ток рождает свое зерно и действие нарождается соответственное. Все Бодхисаттвы пользовались этими флюидическими токами в самоотверженности служения, потому так высоко ставим эти проявления. …

Сердце, 568 …Это и есть путь Бодхисаттвы, когда мы забываем и утомление и себя, чтобы помочь. … Терпимость и терпение тоже путь Бодхисаттвы. Не на облаках этот путь, но на Земле; чад велик и тоже нужен путь Бодхисаттвы. …

Сердце, 573 …Сердце утонченное подскажет, как разобраться в этом сложном течении условий. Потому Мы так ценим эту меру сердца. Путь Бодхисаттвы заключает в себе эту сущность меры. …

Мир Огненный ч.1, 522 …Среди преимуществ Бодхисаттв забота обо всем сущем будет сокровищем их венца. …

Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а Тара, которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

Будда Майтрейя. Статуя

Путь бодхисаттвы

В различных текстах описываются стадии, называемые бхуми (земли, земли или внутренние миры человека, выражающие его различные состояния ума), которые должен пройти устремленный бодхисаттва, чтобы достичь состояния Будды. Budhavamsa палийского литературы предполагает одну стадию подготовки, а затем нескольких эр каждый. В китайском мире, то Тен-Land Сутра из Васубандха описывает десять шаги к Буддовости и Gandavyuha Сутра пятьдесят-два. Оба они интегрированы в Аватамсака Сутру, в которой они составляют раздел Руфуджиэпун (《入 法界 法界》).

Самая популярная версия — это десять шагов, которым предшествуют две предварительные фазы накопления заслуг и подготовки. Каждая из первых шести стадий связана с совершенством ( парамита ), которым необходимо овладеть: щедрость (дана), добродетель ( шила ), терпение ( кшанти ), усилие ( вирья ), медитация ( дхьяна ) и, наконец, мудрость ( праджня ). . В этот момент Бодхисаттва превосходит разницу между нирваной и сансарой . На седьмой стадии он совершенствует дар искусных средств упая каушалья (упайа каушалья парамита), что дает ему большую эффективность в его работе как руководство к духовному пробуждению . На восьмой и девятой стадиях он практикует обет совершенства (пранидхана парамита) и обета силы (бала парамита), уже обладает дхармическим телом ( дхармакая ), которое позволяет ему спасать живые существа в различных формах в разных местах. На десятом этапе он практикует разум (гьяна парамита), а затем становится буддой .

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

  • дана – щедрость, даяние, жертвенность;
  • шила – высоконравственные качества, соблюдение аскез, обетов, обещаний;
  • кшанти – терпение, сдержанность;
  • вирья – усердие, стремление, старание;
  • дхьяна – созерцание;
  • праджня – мудрость;
  • упая – умения, которые помогают справиться с трудностями на тропе помощи буддистам;
  • бала – сила, идущая изнутри.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание будд и служение;
  • распространение учений дхармы;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: