Локхид SR-71 Блэкберд Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Предназначен для ведения специальной разведки с больших высот на сверхзвуковых скоростях обширных территорий в глубоком тылу противника. Еще 29 февраля 1964 г. президент Л. Джонсон объявил, что ВВС США владеют новым высокоскоростным высотным самолетом-разведчиком, который он идентифицировал как А-12. Президент утверждал, что этот аппарат пилотировался на скоростях, превышающих 3219 км/ч, и на высотах более 21335 м. Даже сейчас практически ничего конкретно не известно об этом самолете, но есть подозрения, что он являлся потомком истребителей-перехватчиков с треугольным крылом фирмы «Локхид» YF-12A. Самолет А-12 и последующий вариант YF-12A послужили основой для разведчика SR-71А «Блэкбёрд», который использовался стратегической авиацией ВВС США.
Пополнение флота
В 2022 году ВМФ России были переданы три подводные лодки, четыре надводных корабля, три береговых ракетных комплекса, десять боевых катеров, 17 судов и катеров обеспечения, а также три береговых ракетных комплекса.
21 декабря в состав ВМФ России вошли атомные ракетные крейсеры «Князь Олег» и «Новосибирск» — корабли серий «Ясень-М» и «Борей-А». В церемонии передачи их Военно-морскому флоту по видеосвязи в Национальном центре управления обороной принял участие президент России Владимир Путин.
Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»
Источник изображения: Олег Кулешов/ТАСС
«Князь Олег» и «Новосибирск» стали 135-й и 136-й атомными подводными лодками, построенными на стапелях «Севмаша».
Они кардинально отличаются от АПЛ предыдущего поколения и даже от крейсеров проектов «Ясень» и «Борей». Это боевые машины, которые оснащены по последнему слову техники. Сегодня с уверенностью можно сказать, что АПЛ «Князь Олег» и «Новосибирск» достойно продолжат линейку кораблей серии, укрепят боеспособность нашей страны и будут успешно выполнять задачи в любой точке Мирового океана Пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации,
«Досрочно завершено строительство большой дизельной подводной лодки «Магадан» и базового тральщика «Георгий Курбатов», — отметил накануне на расширенном заседании коллегии Минобороны Сергей Шойгу. На Северном флоте 7 мая 2022 года был торжественно поднят флаг над головным атомным подводным крейсером «Казань».
Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»
Источник изображения: Петр Ковалев/ТАСС
Истребитель ДИ-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Создание боеспособного двухместного истребителя, который мог бы конкурировать с одноместной машиной, в начале 1930-х гг. становилось все сложнее. Двухместная открытая кабина стрелка создавала дополнительное аэродинамическое сопротивление, и поэтому необходимо было уменьшить его. Такую попытку создания двухместного истребителя предприняли в ЦКБ. В 1932 г. ЦКБ-ЦАГИ (руководитель С.В. Ильюшин) фактически распалось на систему самостоятельных ОКБ, специализированных по самолетам различного назначения. Отдел В.П. Яценко решением начальника ЦКБ влили в состав бригады ОКБ-1 С.А. Кочеригина лишь на том основании, что тематика этих конструкторов была близка.
Стратегическая и Дальняя авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.
Военно-транспортная авиация в предвоенные и военные годы
В период версальских ограничений Германия выпустила так много транспортных самолетов, что даже после переделки части гражданских самолетов в военные, транспортников осталось достаточно для обеспечения воздушного снабжения прорывавшихся в тыл врага немецких моторизованных частей. Это стало важным элементом тактики «блицкрига» (нем. «молниеносная война»).
«Дуглас» DC-3 (Ли-2). 1935/1939 гг. США–СССР
Самым массовым транспортником Люфтваффе (германских ВВС) стал созданный в 1931 г. фирмой «Юнкерс» Ju-52/Зт. Этот медленный самолет с гофрированной оболочкой служил бомбардировщиком в гражданской войне в Испании, а к 1939 г., с появлением у немцев настоящих бомбардировщиков, Ju-52 вернули в «грузовики». СССР в развитии транспортной авиации отставал – ресурсы шли на создание боевых машин. Рекордный по грузоподъемности экспериментальный 8-моторный самолет Туполева «Максим Горький» (АНТ-20) потерпел катастрофу в 1935 г. и потом не производился. В 1939 г. начали лицензионный выпуск американского двухмоторного «Дуглас» DC-3, под маркой Ли-2. Он и стал основным советским транспортником в годы войны.
Сбрасывать парашютный десант было опасно: парашютистов легко заметить и расстрелять с земли, ветер мог разметать десантников, и разрозненной группе приходилось в бою туго. Полностью экипированный десантник был слишком тяжел для парашюта, а его оружие запутывалось в стропах. Поэтому в 1940-е гг. оружие и снаряжение сбрасывали на отдельных парашютах в мешках, и, если их не успевали найти, приходилось вступать в бой с тем, что было при себе – пистолетами, ножами и гранатами. Посадочный метод десантирования был надежнее парашютного, но удобные посадочные площадки были не везде, и самолеты при приземлении часто разбивались. Требовалось техническое решение, обеспечивающее безопасное приземление в любых условиях.
«Юнкерс» Ju-52/Зm (1931 г. Германия), буксирующий планер DFS 230 (1937 г. Германия)
В конце 1930-х гг. немцы стали использовать для десантирования буксируемые транспортными самолетами планеры, такие как DFS 230. Этот фанерный аппарат с десантом обычно буксировал Ju-52. После взлета DFS сбрасывал ненужное шасси – садился он «на брюхо». При посадке он обычно выходил из строя, но потеря дешевой машины была приемлема. В 1940 г. на DFS высадились немецкие десантники, захватившие форт Эбен-Эмаль, прикрывавший бельгийскую границу. Легкие DFS не могли перевозить много людей и тяжелое вооружение. Поэтому уже в 1941 г. для Люфтваффе построили тяжелый планер Ме-321 «Гигант» на 120 десантников или 20 т груза. Он мог перевезти даже танк. Планер оказался настолько удачен, что на его основе создали транспортный самолет Ме-323, поднимавший 23 т. Немецкий опыт вдохновил Англию на постройку тяжелого планера «Эйрспид» AS.51, а в США появился планер «Вако» CG-4A.
В армиях самолеты при необходимости выполняли «чужие» задачи. Истребители штурмовали наземные цели, высотные бомбардировщики и штурмовики подменяли истребители, пикировщики – бомбили с горизонтального полета, транспортники служили бомбардировщиками, и наоборот, и почти все вели разведку. Но строились и специализированные самолеты-разведчики. Одним из наиболее массовых и удачных стал легкий двухмоторный разведчик-корректировщик фирмы «Фокке-Вульф» Fw 189 1940 г. Эта маневренная и живучая машина двухбалочной схемы была трудной мишенью для истребителей. Остекленная даже снизу кабина позволяла пилоту хорошо видеть цели на земле, наводя на них бомбардировщики и корректируя огонь артиллерии. Немцы прозвали Fw 189 «летающим глазом», а наши солдаты за форму фюзеляжа – «рамой». Появление «рамы» означало, что скоро враг нанесет бомбовый или артиллерийский удар.
Планер Ме-321 «Гигант» высаживает десант
Транспортный самолет Ме-323. 1941 г. Германия грузоподъемность – 23 000 кг, дальность полета – 800 км
«Арадо» Ar.232. Германия. 1940 г. грузоподъемность – 8400 кг, дальность полета – 1062 км
Новейшие разработки в области военной авиации
В июне 2016 года главой дирекции программ военной авиации ОАК Владимиром Михайловым было сделано заявление о разработке перспективного истребителя 6 поколения, к числу характеристик которого относят:
- гиперзвуковую скорость;
- сверхманевренность;
- многофункциональность;
- стелс-технологию;
- использование композитных материалов в строительстве.
Радиофотонные РЛС для данных истребителей планируется создать к началу 2020-х годов, отдельные бортовые системы тестируются на самолете Су-57.
Истребитель 6 поколения в базовом варианте – беспилотная машина и только опционально может быть пилотируемым.
ВВС России прошли долгий путь, и в наше время продолжается восстановление и модернизация военной авиации. Достаточное финансирование позволяет заменять старые модели новыми и планировать продолжать производство машин новых поколений, как Су-57.
Ил-4 ДБ-3Ф Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Весной 1933 г. в ЦКБ завода № 39 под руководством С.В. Ильюшина велись работы над созданием ближнего бомбардировщика ББ-2 смешанной конструкции. Эта работа дублировала программу создания скоростного Цельнометаллического бомбардировщика СБ конструкции А.Н. Туполева. Затем С.В. Ильюшин по собственной инициативе принял решение о проведении в рамках создания программы ББ-2 исследований по скоростному дальнему бомбардировщику. На основе проведенного анализа различных схем будущего бомбардировщика была выбрана схема двухдвигательного свободнонесущего низкоплана с двигателями М-85.
А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Разработка этого оригинального и красивого самолета А-40 “Альбатрос” (Бе-42) началась в 1983 г. в ТАНТК им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. После создания летающей лодки Бе-12 «Чайка» в 1960 г. прошло более двух десятилетий, в КБ пришло новое поколение конструкторов, которым удалось спроектировать и довести машину до взлета. Машина задумывалась прежде всего как самолет противолодочной обороны, но в процессе проектирования заложили решения, позволившие получить ее как многоцелевую: для поисково-спасательных работ, пассажирских и грузовых перевозок, в противопожарном варианте.
Привет!
Истребитель F-15 Eagle
Дабы закончить начатое, перечислим все, что у нас осталось :-). В первой части мы говорили о видах авиации и упомянули о том, что военная авиация является частью государственной.
Но она достаточно сложно устроена и сама делится на виды и даже на рода. Итак по порядку… Виды военной авиации:
Дальняя, фронтовая,армейская, авиация ПВО, авиация ВМФ (морская), транспортная и специального назначения. Дальняя еще имеет название стратегическая, а фронтовая, соответственно, тактическая.
Стратегический ракетоносец ТУ-160
Дальняя авиация. Ее главное предназначение – уничтожение объектов в глубоком тылу противника. Кроме того силами дальней авиации также может вестись разведка и выполняться различные специальные задания. Один из ее характерных представителей наш российский ТУ-160.
Фронтовой бомбардировщик СУ-24М
Фронтовая авиация. Ее действия направлены на поддержку войск и защиту различных объектов в ближнем (оперативном) тылу противника. Она делится, как я уже говорил, еще и на рода. Первый – это бомбардировочная авиация. Уничтожает объекты в тактической глубине обороны противника. Типичный представитель в наших ВВС на данный момент – СУ-24М.
Истребитель-бомбардировщик СУ-17УМ3 (спарка).
Истребитель-бомбардировщик МИГ-27.
Истребитель МИГ-29 (Польша).
Американский истребитель F-16 Fighting Falcon.
Истребитель СУ-27.
Третий род – это истребительная авиация. Так называемая авиация завоевания превосходства в воздухе. Уничтожение летательных аппаратов противника в тактической глубине. Воздушный бой – это их стихия. Яркие представители: МИГ-29 и СУ-27. У американцев F-15 и F-16.
Разведчик СУ-24МР
Ну и еще один род фронтовой военной авиации – разведывательная. Основной наш самолет в этом плане сейчас СУ-24МР ( мой родной самолет :-), работал на нем начиная с техника, СУ-24МР, борт 41).
Армейская авиация. Название говорит само за себя. Ее еще называют войсковой. И обычно она находится в оперативном подчинении командования сухопутных войск. Задачи ее многообразны. Она поддерживает огнем войска непосредственно на поле боя, высаживает десант, ведет разведку, поддерживает его действия огнем и т.д. Соответственно и делится на штурмовую, транспортную, разведывательную и специального назначения. Такого рода задачи выполняют как самолеты, так и вертолеты. Наиболее яркие представители самолетов этого класса – наш штурмовик СУ-25 и американский А-10. Ну а вертолет – это конечно ветеран МИ-24 и новые КА-50, КА-52, МИ-28. У американцев – это, конечно, Апач.
Штурмовик СУ-25.
Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II
Вертолет МИ-24.
Американский вертолет AH-64D Longbow Apache.
Авиация ПВО. О ней мы уже упоминали в статье о СУ-15. Поэтому повторюсь и скажу, что этот вид авиации предназанчен для прикрытия важных стратегических объектов и районов от воздушного нападения. Сейчас у нас пожалуй один заметный представитель этого класса – это МИГ-31.
Истребитель МИГ-31
Авиация военно-морского флота (ВМФ). Она предназначена для уничтожения объектов противника на море, для защиты своих кораблей и важных объектов на море и в прибрежной зоне, для ведения разведки и выполнения специальных заданий. Авиация ВМФ в соответствии с выполняемыми задачами может быть истребительной, ракетоносной, разведывательной, штурмовой. В состав ее входят как самолеты, так и вертолеты. А базироваться они могут как на сухопутных аэродромах, так и на кораблях (авианосцах). Выделять самолеты этого вида не буду ( внешне они практически не отличимы от обычных), о морской авиации у нас в дальнейшем будет отдельный разговор :-).
Транспортная авиация. Здесь, я думаю, всем понятно. Она перевозит грузы в интересах армии, а также производит высадку (десантирование) войск. Также самолеты военно-транспортной авиации часто выполняют различные специальные задачи, в том числе и в интересах, как говорится, народного хозяйства. Обычно это АН-12, ИЛ-76, АН-124 «Руслан», АН-26.
Транспортник АН-124 «Руслан».
Ну, вот, пожалуй и все. Как видите, военная авиация имеет достаточно сложную структуру. Я старался максимально упростить рассказ, но все равно получилось суховато. Однако без этого не очень веселого перечисления все же не обойтись. В дальнейшем я еще буду более подробно рассказывать о представителях различных видов и родов военной авиации. Ведь среди них есть уникальные, очень интересные и попросту героические самолеты и вертолеты и конечно же героические летчики. А пока до свидания, до новых встреч.
Фотографии кликабельны.
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2021 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Узнай: Является ли военный билет удостоверением личности
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2021 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?
Ту-95 Медведь
Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.
Самолёты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.
Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.
Су-35
Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Су-25 Грач
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.
Военно-транспортная авиация
Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.
Учебные самолёты
Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
L-39
Армейская авиация
Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
Пчела-1М
Новый стратегический бомбардировщик
В России ведется разработка нового стратегического бомбардировщика, который должен будет прийти на смену самолетам Ту-160 и Ту-95. Разработку нового ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) поручено вести КБ имени Туполева, хотя можно отметить, что туполевцы начали работу над этой машиной еще в 2009 году. В 2014 году между КБ и Министерством обороны был подписан контракт на проведение проектных работ.
Информации о будущем самолете очень мало, но руководство ВВС России заявило, что самолет будет дозвуковым, сможет нести больше вооружения, чем Ту-160 и скорее всего, будет изготовлен по конструкции «летающее крыло».
Готовность первой машины ожидается в 2020 году, а старт серийного производства – в 2025 году. Следует отметить, что работы по созданию аналогичного самолета сейчас идут и в США. В рамках проекта Next Generation Bomber разрабатывается дозвуковой самолет с низким уровнем заметности и большим радиусом действия (около девяти тысяч километров). По данным СМИ, стоимость одной такой машины может достигать полмиллиарда долларов.
После распада СССР авиационная отрасль пережила нелегкие времена. Реализация многих проектов была отложена на годы, и сейчас самое время наверстать упущенное. Предстоит разработка — но это пока что почти фантастика.
Сравнение обновляемости авиапарка
Если сравнивать показатели, находящиеся в свободном доступе, что можно обнаружить отставание России. У США крупнейший в мире авиационный парк. Только самолетов-заправщиков насчитывается более 500. А это сильно повышает ударную работу бомбардировщиков. Российский авиапарк ненамного уступает американскому. Не смотря менее современные модели, по сравнению с США, надежность самолетов российского авиапарка проверена временем и многочисленными операциями.
Су-34
После модернизации некоторых моделей они перестали уступать по качеству популярным самолетам американского производства. К 2020 году запланирована глобальная модернизация авиапарка России, в том числе за счет разработки и выпуска новых аппаратов.
В планах разработка и модернизация таких самолетов, как:
Модель | Количество единиц техники |
Су-30М2 | 4 |
Су-27СМ | 96 |
Су-27СМ3 | 12 |
Су-35С | 95 |
Су-30СМ | 60 |
МиГ-31БМ | 100 |
МиГ-29СМТ | 50 |
МиГ-29К | 24 |
МиГ-35 | 37 |
Су-34 | 124 |
ФА | 60 |
Ил-476 | 100 |
Ан-124-100М | 42 |
А-50У | 20 |
Ту-95МСМ | 20 |
Як-130 | 65 |
Это улучшение качества и характеристик более чем у 900 единиц боевой техники.
На защите новой России
Еще в конце 1980-х годов правительством СССР был взят курс на сокращение вооружения, а распад Союза привел к практически полной остановке производства военной авиатехники. Большинство предприятий лишились государственных заказов и выживали, как могли: переходили на гражданскую продукцию, отправляли технику на экспорт. Одновременно с этим сокращался состав ВВС.
Однако государство, как и раньше, нуждалось в защите границ, в мощной и современной авиации. С наступлением 2000-х годов начинаются обратные процессы − кропотливое восстановление войск и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году указом президента создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой входят практически все авиазаводы страны. Ее задачей обозначается восстановление российского авиапрома. В 2007 году вертолетные предприятия страны объединяются в холдинг «Вертолеты России» в составе Госкорпорации Ростех. С 2004 по 2009 год объем финансирования отрасли увеличивается в 20 раз. В 2009 году объем закупок авиатехники Министерством обороны РФ приблизился к показателям времен Советского Союза.
Техническое перевооружение ВВС началось с поступления в войска истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. На смену устаревшей технике поступают новые модификации и современные самолеты и вертолеты: многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, модификации истребителя-перехватчика МиГ-31, транспортник нового поколения Ил-76МД-90А, модификации вертолета Ми-8, многоцелевой вертолет Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В 2010 году впервые в небо поднимается ПАК ФА, будущий истребитель пятого поколения Су-57.
В 2020 году ОАК была интегрирована в Госкорпорацию Ростех. Кроме ОАК и «Вертолетов России» активное участие в реализации авиационной части гособоронзаказа принимают Объединенная двигателестроительная корпорация − поставщик силовых установок и другие холдинги и предприятия в контуре управления Ростеха.
В 2015 году ВВС включаются в Воздушно-космические силы РФ. Сегодня в состав ВВС входит дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По численности авиапарка и личного состава ВВС России занимают второе место в мире после ВВС США. Современная военная авиация России охраняет границы Родины, защищая ее целостность, выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и ликвидации природных катастроф. Российский авиапром развивает новые военные направления, например беспилотную технику, продолжается обновление и модернизация авиапарка ВВС.
Пассажирская авиация до 1945 года
Теперь давайте более детально изучим, что собой представляет транспортная авиация, узнаем её историю и современные тенденции. Ведь именно данной отрасли авиации посвящен наш обзор. Прежде всего, давайте изучим пассажирские самолеты.
Ещё в девятнадцатом веке для перевозки пассажиров начали использоваться дирижабли. Но первым пассажирским самолетом считается российский «Илья Муромец» конструкции великого изобретателя Игоря Сикорского. Самолет построен в 1913 году, тогда же совершен его первый полет с шестнадцатью пассажирами, но регулярные пассажирские рейсы стали осуществляться только с приходом советской власти в 1920 году. До этого самолет использовался как бомбардировщик в ходе Первой мировой войны. С приходом к власти большевиков он обслуживал рейсы «Сарапул – Екатеринбург», «Москва – Харьков» и «Москва – Бак»у. В 1923 году был снят с эксплуатации. Кроме того, следует заметить, что до 1917 года «Илье Муромцу» принадлежало звание самого большого самолета мира.
Первые же регулярные авиаперевозки пассажиров стала совершать компания из США St. Petersburg Tampa Airboat Line с 1914 года. Она пустила рейс, который курсировал между Тампой и Санкт-Петербургом во Флориде. В 1916 году в США была основана компания Boeing, специализирующаяся на производстве в сфере авиастроения. После Второй мировой войны она стала одним из мировых лидеров по производству пассажирских и транспортных самолетов.
В 1919 году был впервые запущен постоянный пассажирский международный авиарейс между Парижем и Брюсселем. Его организовала французская компания Lignes Airiennes Farman.
С 1925 года в США был налажен выпуск первых в мире массовых пассажирских самолетов – Ford Trimotor. Самой же массовой моделью за всю историю пассажирской авиации стал американский Douglas DC-3, производившийся с 1935 года. В Европе с ним соперничал немецкий Junkers Ju52.
После снятия с эксплуатации «Ильи Муромца» в Советском Союзе стали использовать для перевозки более легкие средства воздушного транспорта немецкой компании Junkers. Самолет Junkers F13 являлся первым в мире, который при постройке изначально планировался как пассажирский. Впервые полет он совершил в 1919 году в Германии. Благодаря своим качествам Junkers F13 был взят на эксплуатацию во многих странах мира, в том числе, как говорилось выше, и в СССР.
Но уже в 1925 году в Советском Союзе для пассажирских перевозок начали использовать в том числе и отечественный К-1. До начала Второй мировой войны конструкторское бюро Калинина выпустило ещё пять серий (К-2, К-3, К-4, К-5, К-6) данного аппарата для перевозки пассажиров. Также с 1928 года стали эксплуатироваться пассажирские самолеты У-2, конструктором которых являлся Поликарпов Н. Н. Позже появились ПС-9, ХАИ-1, серия самолетов «Сталь», ПС-89, ПС-35, ПС-84, ПС-84 (Ли-2). Последняя модель была сделана на базе американского DC-3 и приобрела особенную массовость. Но советская довоенная пассажирская авиация находилась на довольно низком уровне.
В 1923 году было основано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». Сейчас данное наименование эксплуатирует один из лоукостеров «Аэрофлота». Сам же «Аэрофлот» (Главное управление Гражданского воздушного флота) был основан в 1932 году после слияния «Добролета» и компании «Укрвоздухпуть», и до самого распада СССР полностью принадлежал государству. На данный момент он является одной из старейших авиакомпаний мира.
Но самая старая из существующих на сегодняшний день авиакомпаний – это немецкая Deutsche Lufthansa AG, которая была основана в 1926 году, после объединения концерна Junkers Luftverkehr и транспортной фирмы Deutsche Aero Lloyd. Естественно, что парк самолетов до Второй мировой войны у неё состоял в основном из аппаратов марки «Юнкерс».
В 1933 году во Франции основана ещё одна крупная европейская авиакомпания — Air France.
В 1927 году зафиксирован первый пассажирский трансатлантический перелет. Правда, это был частный рейс. С 1930 года в США для обслуживания пассажиров стали использовать стюардесс.
Вторая мировая война в целом дала толчок развитию авиации, но, по понятным причинам, затормозила деятельность гражданской авиации, предоставляющей населению услуги воздушного транспорта.