От «крыльев советов» к мс-21: как развивалась отечественная гражданская авиация последние 100 лет

Органы гражданской авиации

Конвенция о международной гражданской авиации ( «Чикагская конвенция») была создана в 1944 году; в нем говорится, что подписавшие стороны должны коллективно работать над гармонизацией и стандартизацией использования воздушного пространства для обеспечения безопасности, эффективности и регулярности воздушного транспорта. Каждая подписавшая страна, которых насчитывается не менее 193, имеет орган гражданской авиации (например, FAA в Соединенных Штатах), который контролирует следующие области гражданской авиации: необходима цитата Также федеральная администрация полагается на 99,99%

  • Лицензирование персонала — регулирует базовую подготовку и выдачу лицензий и сертификатов.
  • Выполнение полетов — осуществление контроля за безопасностью коммерческих операторов.
  • Летная годность — выдача свидетельств о регистрации и свидетельств о годности к полетам на гражданские воздушные суда, а также контроль за безопасностью организаций по техническому обслуживанию воздушных судов .
  • Аэродромы — проектирование и строительство аэродромных сооружений.
  • Услуги воздушного движенияуправление движением внутри воздушного пространства страны.

Высшие авиационные учебные заведения в России

Чтобы получить высшее образование в авиационной сфере, следует поступать в высшее летное училище гражданской авиации или соответствующий институт гражданской авиации. В России их немало. Наиболее престижные вузы расположены в следующих городах:

  • Ульяновск;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Самара;
  • Казань;
  • Челябинск.

Сегодня программы обучения в вузах включают проверенные годами методики и современные европейские технологии преподавания. В списке предметов, с которыми предстоит столкнуться будущим выпускникам, находятся общие и гуманитарные дисциплины, иностранные языки, физическая подготовка, а также узкопрофильные предметы.

Получить образование здесь могут будущие специалисты, бакалавры, аспиранты. Здесь обучаются как на очной форме в течение 5 лет, так и на заочной (5,5 лет). Студенты, уже имеющие за плечами среднее специальное авиационное образование или высшее образование, обучаются на сокращенной форме. В институте представлен широкий спектр специальностей, включающий пилотирование, техническое обслуживание, управление полетами и менеджмент, а также обеспечение безопасности. Курсантам предоставляется питание и общежитие; в институте функционирует военная кафедра. Филиалами УИ ГА являются несколько училищ, расположенных в Сасово, Омске и Красном Куте.

Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА)

Московский авиационный институт (МАИ) — это крупный научно-исследовательский вуз. Здесь происходит не только обучение студентов, но и конструирование и разработка новейших достижений авиационной и ракетно-космической сферы. Обучаться можно платно или бесплатно на очной и заочной форме. Для абитуриентов организованы курсы специальной подготовки к поступлению.

Факультеты МАИ включают не только специализированные дисциплины и направления: здесь имеются возможности для обучения социальному инжинирингу, иностранным языкам, прикладной математике и физике. Остальные факультеты выпускают специалистов в сфере радиоэлектроники, управления, информатики, авиационных компонентов и т. д. Для иногородних студентов создано общежитие. Военная кафедра в вузе также присутствует.

Московский авиационный институт (МАИ)

Государственный технологический институт им. Циолковского, или МАТИ, занимается обучением студентов разработке и эксплуатации техники для космонавтики, а также гуманитарным направлениям. В текущий момент вуз объединяется с МАИ. Формы получения образования соответствуют предыдущим институтам, имеются курсы подготовки для школьников и выпускников, военная кафедра.

Государственный аэрокосмический университет в Самаре имеет статус исследовательского учебного заведения. Здесь обучаются будущие конструкторы летательных аппаратов и их компонентов, инженеры и технологи, специалисты в области печати, экономики, энергетики и пр. У вуза имеется филиал, расположенный в городе Тольятти. В университете имеется возможность получения заочного образования, а также функционируют подготовительные курсы.

В Санкт-Петербурге расположено сразу два маститых университета, один из которых посвящен, в основном, аэрокосмическому приборостроению, а второй — гражданской авиации. Списки факультетов и специальностей здесь схожи с подобными вузами страны.

Самарский государственный аэрокосмический университет

Ближнемагистральный самолет Ил-114

Пассажирский авиалайнер, разработанный в конце прошлого века, совершил свой первый полёт в 1990 году. Различные модификации самолёта различались установленным на лайнере оборудованием. Серийного выпуска лайнеров в их современной комплектации не производилось. Обновлением его инженернотехнической оснастки стали заниматься в 2019-2020 годах, была разработана модель Ил-114-300, в которойбыли заменены двигатели и, соответственно, улучшены лётные данные.

Модернизированный вариант этого ближнемагистрального самолёта создан на 100% из комплектующих российского производства. Первоначально предназначенный для взлёта с грунтовых или бетонных взлётно-посадочных полос, современный самолёт также оборудован системой шасси, позволяющей совершать взлёт и посадку в сложных метеоусловиях, при погодных условиях второй категории сложности.

Самолёт Sukhoi Superjet 100

Гражданские самолёты корпорации «Сухой» среднемагистрального типа были первыми пассажирскими самолётами в новейшей истории России. Сертификация была произведена в соответствии с европейскими нормами о безопасности в 2011 – 2012 годах. На мировой рынок были представлены модели компании «Гражданские самолёты Сухого» с отличительными особенностями:

  • для эксплуатации на узких взлётных полосах;
  • с увеличенной дальностью полёта;
  • с возможностью использования на укороченной полосой взлёта и посадки.

Позднее, в 2018 году компания-производитель представила модификацию SSJ-75, оснащённую отечественным двигателем серии ПД, модернизированную с помощью импортозамещающих технологий. Укороченный вариант модели имел многие преимущества, были решены многие проблемы по лётной годности лайнера, использовались детали из новейших композиционных материалов, производство было признано экономически выгодным.

Следующая модельSSJ-New в большой степени была ориентирована на российский рынок комплектующих, была спроектирована в 2019 году. Оснащение самолёта российским турбо-вентиляторным перспективным двигателем поколения 5 и 5+ даёт многие преимущества:

  • низкий удельный расход топлива;
  • значимое снижение уровня шума при работе двигателя;
  • снижение расходов на обеспечение циклов полёта.

Конструктивные особенности новой модели позволяют добиться экономической эффективности от эксплуатации при минимальном использовании импортных материалов.

Характеристики моделей SSJ-100

Самолёты в базовой комплектации или рассчитанные на увеличенную дальность полёта, до 4420 тысяч километров, имеют одинаковую максимальную скорость и параметры оснастки пассажирского салона. Удобно расположенные кресла для пассажиров, наличие большого жизненного пространства создают возможность для комфортных ощущений во время полёта.

Компания «Гражданские самолёты Сухого» анонсировала модель самолёта пассажировместимостью в 120 человек, которая будет отличаться от ранее представленных наличием упроченных деталей в области крыльев, мощностью мотора, размерами фюзеляжа. Производители указывают на возможное преодоление при эксплуатации будущих моделей проблем с высокой себестоимостью полётов и достаточно дорогого обслуживания этих категорий машин.

Как поступить в авиационный вуз

Правила поступления в авиационные институты и университеты в некоторых аспектах похожи на поступление в гражданские заведения. Абитуриенты сдают ЕГЭ по нужным предметам (чаще всего это русский язык, математика и физика). Кроме этого требуется прохождение летной медкомиссии, в рамках которой производится детальное обследование состояния здоровья будущего студента. Пройти отбор возможно только при пройденной комиссии и успешном психологическом собеседовании.

При одинаковых баллах претенденты отбираются на основании успехов в сдаче профильных предметов. Не прошедшие на бюджет абитуриенты могут подать заявление на платную учебу. Обучаться в вузах могут и девушки, однако их часто не принимают на обучение пилотированию летательных аппаратов.

Льготы при поступлении могут предоставляться сиротам и представителям социально незащищенных слоев населения. Широко распространена практика целевого направления, кода предприятие предоставляет абитуриенту гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Грузовая авиация

Начало грузовой, или, как ещё её называют, транспортной авиации в узком смысле этого слова принято отсчитывать от 1914 года. Именно тогда начались регулярные полеты самолетов на территории современной африканской страны Намибии, бывшей тогда германской колонией, которые перевозили алмазы из глубины континента в региональный центр Виндхук.

С тех пор до нашего времени грузовая авиация существенно преобразилась. Она стала использовать современные технологии, в том числе реактивные, которые делают воздушный транспорт более быстрым. Но все-таки более важным было не увеличение скорости, а увеличение грузоподъемности.

На Западе больше всего преуспела в этом корпорация Boeing. Например, её самолеты Boeing 777-200F 1994 года выпуска и Boeing 747-400 1988 года являются одними из самых массовых транспортных самолетов в мире. Также довольно известен американский самолет McDonnell Douglas MD-11 1988 года выпуска.

Но, безусловно, лидерами по грузоподъемности являются самолеты советского, а теперь украинского конструкторского бюро Антонова. Так самолет Ан-22 «Антей», выпущенный в 1965 году имеет грузоподъемность 60 тонн. Это является рекордом для турбовинтовых самолетов.

Более современным его аналогом является Ан-124 «Руслан» 1982 года выпуска. Он мог уже поднять до 120 тонн груза и являлся реактивным самолетом.

Но рекорд по грузоподъемности в мире на данный момент принадлежит самолету Ан-225 «Мрия» 1988 года выпуска. Он может брать на свой борт до 250 тонн полезного груза. Кроме того, данный самолет является самым большим в мире. Одной из его задач была транспортировка космических шаттлов «Буран».

Трудоустройство после окончания институтов и училищ

Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.

Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.

Статистика

В Всемирном банке списки однообразно растут число по количеству перевезенных пассажиров в год во всем мире с предварительным максимумом за все время в 2015 году 3,44 млрд пассажиров. Аналогичным образом, количество зарегистрированных авиаперевозчиков во всем мире достигло пика в 2015 году — почти 33 миллиона взлетов. Только в США «пассажирские мили», рассчитанные путем суммирования произведений количества пролетаемых самолетов на каждом сегменте между аэропортами, умноженного на количество пассажиров, перевезенных в этом сегменте, «достигли 607 772 миллиона миль (978 114 × 10 6  км). ) в 2014 г. (по сравнению с автомобильным движением по шоссе с 4 371 706 миллионами миль (7 035 579 × 10 6  км)). Глобальный сезонно скорректированный пассажиро-километры (RPK) в месяц достигли пика в более чем 550 миллиардов километров (3700 AU) (~ в год, что соответствует примерно 2000 км на пассажира) в январе 2016 года, что на 7% больше, чем один год.

1945–1965 гг.

Развитие военно-транспортной авиации в предвоенные и военные годы в основном было связано с воздушно-десантными войсками. Однако десанты случались нечасто, и потому военные обходились транспортными самолетами, переделанными из гражданских. В период «холодной войны» США решали задачу быстрой переброски людей и грузов в Европу, а Советский Союз планировал крупномасштабные воздушно-десантные операции. Это и определило облик военно-транспортных самолетов (ВТС) 1950–1960 гг.

Тяжелый военно-транспортный самолет «Боинг» C-97. США. 1944 г

Основные транспортные самолеты военного времени – Ju-52 у Третьего рейха и его союзников и С-47 (обозначение «С» – от слова Cargo, грузовой) у стран антигитлеровской коалиции – были созданы в конце 1930-хгг. И могли перевозить сравнительно небольшие грузы, габариты которых ограничивала боковая грузовая дверь. Существовали десантные планеры с рампой (например, немецкий Ме-321 «Гигант»), немцы строили и рамповые самолеты, но в небольших количествах.

Поднявшийся в воздух в 1947 г. американский транспортный самолет С-97 был переделкой бомбардировщика В-29 – бомбовые отсеки превратили в грузовые, а фюзеляж надстроили вверх, получив в сечении форму цифры «8». Этот самолет уже имел большой грузовой люк, но он был высоко над землей, и для техники приходилось устанавливать специальные трапы – погрузка и выгрузка из-за этого шла дольше. Схожие характеристики были и у американского С-124 (1949 г.), только грузовой люк у него был в передней части фюзеляжа. В СССР также создали транспортную модификацию бомбардировщика – Ту-4Т. Все эти машины оснащались поршневыми двигателями.

Транспортный самолет С.160. Высокоплан. Франция. 1963 г

Новая эра в жизни ВТС началась с появлением турбовинтовых двигателей. Кроме того, конструкторы поняли, что транспортный самолет должен быть высокопланом – крыло лежит на фюзеляже, двигатели подняты вместе с крылом, и пол грузовой кабины находится у земли. Это облегчает загрузку и разгрузку ВТС. Созданный в 1954 г. в США, С-130 «Геркулес» до наших дней остается самым популярным крупным «транспортником» – произведено более 2300 шт. Тремя годами позже КБ О.К. Антонова подняло в воздух Ан-12, ставший «рабочей лошадкой» военно-транспортной авиации СССР и других стран мира. И у С-130, и у Ан12 уже были рампы, и в них можно было быстро погрузить, например, автомобили и легкую бронетехнику. В 1963 г. у французов появился транспортный самолет С.160, который поднимал 16 т, с двумя очень мощными ТВД.

Стратегический военно-транспортный самолет «Дуглас» С-124. США. 1949 г.

Задача быстрой переброски войск из США на американские военные базы в Германии требовала скоростных ВТС. Первый транспортный самолет с ТРД С-135 (США, 1961 г.) был «эволюционным» – его построили на основе пассажирского лайнера «Боинг» 707. Но уже в 1963 г. появился специализированный ВТС С-141 – высокоплан с рампой. Этот стратегический транспортник может перебросить через Атлантический океан 42 т полезной нагрузки.

Успешные опыты по перекачке топлива в воздухе с одного самолета на другой для увеличения дальности полета проводились, начиная еще с 1920-х гг. Однако к серийному производству воздушных заправщиков (танкеров) пришли только после Второй мировой войны. Первым из них стал американский КС-97 (1949 г.), который ВВС США активно использовали в ходе войны в Корее. Все танкеры делали на базе транспортных или пассажирских самолетов. В заправщики переделывали также бомбардировщики: в СССР первый танкер создали на базе Ту-16, в Великобритании основой послужил «Вулкан».

Реактивный многофункциональный военно-транспортный самолет «Боинг» С-135. США. 1961 г.

Тяжелый военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». Высокоплан. США. 1954 г.

Впервые поднявшийся в небо в 1947 г. биплан Ан-2 заслуживает безусловного внимания. Это самый большой одномоторный самолет в истории. Тираж Ан-2 превысил 18 000 шт., кроме того, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как долгожитель – его производство до сих пор продолжается в Китае. Этот многоцелевой самолет широко применялся и применяется как транспортный, а российские десантники выполняют с Ан-2 тренировочные прыжки.

Транспортный самолет Ан-12. Высокоплан. СССР. 1957 г.

Эпоха расцвета

Одним из значимых результатов послевоенного развития гражданской авиации стало появление первого советского гражданского самолёта на реактивной тяге Ту-104. Коллектив под руководством Андрея Туполева разработал его на базе стратегического бомбардировщика Ту-16.

Ту-104 в различных модификациях вмещал от 50 до 115 пассажиров. Практическая дальность полёта составляла 2750 км, крейсерская скорость — около 850 км/ч. Машина широко использовалась «Аэрофлотом» как для региональных, так и для международных перелётов.

  • Лайнер Ту-104

По словам экспертов, расцвет советской гражданской авиации пришёлся на 1950—1980-е годы. В этот период были созданы и массово эксплуатировались такие знаменитые машины, как Ил-18, Ан-24, Ту-134, Ту-154, Як-40, Ил-62, Ил-86.

Знаковым для СССР проектом стал Ту-144. Это был первый в мире сверхзвуковой самолёт гражданской авиации. Его испытательный полёт состоялся 31 декабря 1968 года, на несколько месяцев раньше британско-французского аналога «Конкорд». Для обеспечения недоступных ранее скоростей был разработан двухконтурный турбовентиляторный двигатель НК-144, оснащённый форсажными камерами.

Также уникальная машина получила передовую для своего времени авионику, включая автопилот и бортовой компьютер, которые обеспечивали автоматический взлёт и посадку в любое время суток. Эксплуатация самолёта началась в 1975 году, но продолжалась совсем недолго.

Также по теме


Приоритет для авиаотрасли: как в России создаются самолёты для региональных перевозок

Объединённая двигателестроительная корпорация в 2023 году изготовит четыре опытных двигателя для турбовинтового регионального лайнера…

В 1978 году в ходе испытательного полёта из-за неисправности топливной системы Ту-144 совершил жёсткую посадку. Погибли два лётчика, и «Аэрофлот» принял решение вывести из парка сверхзвуковые машины. В 2000-е годы судьбу советского лайнера повторил европейский «Конкорд».

Как заявил в комментарии RT Александр Ефремов, заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» МАИ и руководитель одной из лабораторий НЦМУ «Сверхзвук», у Ту-144 была недолгая, но яркая история.

«Ту-144 объединил множество новаторских решений. Достаточно сказать, что он не имел традиционного для нашей авиации хвостового оперения. В целом по аэродинамике советский лайнер превосходил «Конкорд». Его появление однозначно можно считать доказательством высоких компетенций советского авиапрома», — отметил Ефремов.

Ссылки

  1. «1. Определения» . Приложение 6, Эксплуатация воздушных судов. Часть I, Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты (9-е изд.). Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Июль 2010 г., стр. 1, 3 и 5. ISBN. . Проверено 17 марта 2019 .
  2. «Архивная копия» . Архивировано 01 сентября 2009 года . Проверено 16 августа 2009 .
  3. «Архивная копия» . Архивировано 13 сентября 2008 года . Проверено 3 сентября 2008 .
  4. Транспортное сообщение США. « Бюро статистики транспорта заархивировано 25.07.2015 на Wayback Machine «. Проверено 24 июля 2015 г.
  5. iaopa.org, «Что такое GA?» Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2021 г.
  6. «Архивная копия» . Архивировано 14 сентября 2008 года . Проверено 3 сентября 2008 .
  7. «Воздушный транспорт, перевезенные пассажиры — Международная организация гражданской авиации, Статистика гражданской авиации мира и оценки персонала ИКАО» . Архивировано 4 февраля 2017 года.
  8. «Воздушный транспорт, зарегистрированные вылеты перевозчиков по всему миру — Международная организация гражданской авиации, Статистика гражданской авиации мира и оценки персонала ИКАО» . Архивировано 4 февраля 2017 года.
  9. «Пассажирские мили США» . Бюро статистики транспорта . Архивировано 4 февраля 2017 года.
  10. «Пресс-релиз №: 11 / Сильный пассажирский спрос продолжается в 2016 году» . ИАТА . 8 марта 2016. Архивировано 4 февраля 2017 года.
  11. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2017-03-15 . Проверено 3 февраля 2017 .

Новая страница

После распада Советского Союза производственная кооперация в авиапроме была нарушена. При этом на территории России располагалось 214 авиапромышленных предприятий, включая 28 научно-исследовательских институтов, 72 конструкторских бюро и 114 серийных заводов.

Также по теме


«В импортозамещённом облике»: как реализуется программа по созданию самолёта SSJ New

В «Ростехе» сообщили, что в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний был доставлен планер пассажирского…

Как заявил в беседе с RT исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, из-за утраты прежних хозяйственных связей и прекращения государственного финансирования на протяжении 1990-х годов в отечественном авиапроме наблюдался глубокий кризис.

Как полагает эксперт, новая страница в истории отечественного гражданского авиапрома открылась в начале 2000-х годов с запуском проекта ближнемагистрального самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), способного — в зависимости от модификации — перевозить до 98 и 108 пассажиров.

Машина была создана в сотрудничестве с широким кругом иностранных партнёров и прошла сертификацию по нормам американского Федерального авиационного управления (FAA) и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), что позволяло массово эксплуатировать её за рубежом. Тем не менее планы по экспорту SSJ так и не были реализованы. Одной из причин стали западные санкции.

Разработка обновлённого самолёта под наименованием SSJ-NEW завершится в течение 2023 года. Предполагается, что в середине 2020-х годов «Аэрофлоту» будут переданы 34 импортозамещённых самолёта. В общей сложности до 2030 года главный авиаперевозчик страны должен получить 89 SSJ-NEW с отечественным бортовым оборудованием и двигателями ПД-8.

  • Лайнер Sukhoi Superjet 100
  • РИА Новости

Наряду с этим самолётом российская авиапромышленность готовится к серийному производству другого нового импортозамещённого лайнера — МС-21. Планируется, что к 2030 году «Аэрофлоту» поставят 210 этих среднемагистральных самолётов вместимостью от 163 до 211 пассажиров.

Как сообщает предприятие-производитель корпорация «Иркут», МС-21 приспособлен к эксплуатации «во всех климатических зонах без сезонных перерывов». Кроме того, по уровню комфорта этот лайнер соответствует стандартам дальнемагистральных самолётов.

В ближайшие годы должен быть обновлён авиапарк перевозчиков, работающих на местных и региональных авиалиниях за счёт поставок лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» (рассчитан на девять пассажиров), турбовинтовой машины ТВРС-44 «Ладога» (40—50 мест), Ил-114-300 (до 68 пассажиров).

Также по теме


На финишной прямой: как реализуется программа по созданию российского лайнера МС-21

Пассажирский лайнер МС-21 должен быть запущен в серийное производство к концу 2024 года, сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей…

Как заявил в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, эти самолёты должны соответствовать следующим требованиям: неприхотливость в эксплуатации, ремонтопригодность, возможность взлёта и посадки с грунтовых аэродромов, эксплуатация в любых природно-климатических условиях.

«У этих самолётов будут отечественные моторы. У «Байкала» это ВК-800, у «Ладоги» — ТВ7-117СТ-02, у Ил-114-300 — ТВ7-117СТ–01. В настоящий момент необходимо, чтобы завершились все испытания этих двигателей, в том числе со своими носителями. Это позволит в короткие сроки развернуть серийное производство», — подчеркнул Гусаров.

Интенсивные работы ведутся и в другом сегменте гражданской авиации — дальнемагистральном. Эту нишу должен занять усовершенствованный широкофюзеляжный лайнер Ил-96. Производство на авиастроительном заводе в Воронеже начнётся в 2024 году. Планируется выпуск двух модификаций: модернизированного Ил-96-300 (до 300 мест) и более габаритного Ил-96-400М (предположительно, до 435 мест).

На фоне последних западных санкций правительство РФ возродило ещё один проект с советской родословной — узкофюзеляжный лайнер Ту-214 пассажировместимостью 210 человек. Самолёт полностью состоит из российских комплектующих. Первая поставка этих машин «Аэрофлоту» состоится в 2023 году. В общей сложности до 2030 года компания получит 40 туполевских машин.

  • Лайнер Ту-214

Александр Ефремов считает оправданным запуск производства Ту-214. По мнению эксперта, насыщение этими машинами ответственного авиапарка внесёт большой вклад в достижение суверенитета РФ в сфере гражданской авиации. Кроме того, программа Ту-214 даст время на наращивание массового производства лайнеров нового поколения — МС-21 и SSJ-New.

Зарождение

9 февраля 1923 года официальная дата рождения гражданской авиации России.

В этот день Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

17 марта 1923 года создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт». Для содействия развитию воздушного флота страны.

15 июля 1923 г. открылась первая внутренняя авиалиния по маршруту Москва–Нижний Новгород протяженностью 420 км. на самолетах Junkers F.13.

26 мая 1924 года первый полет первого советского цельнометаллического самолёт конструкции А.Н. Туполев — АНТ-2.

1925 Первый полет совершает пятиместный самолет конструкции Николая Поликарпова — ПМ-1. Впоследствии он совершал перелёты Москва — Ленинград и Москва — Берлин.

23.08.1929 — 1.11.1929 Первый советский межконтинентальный перелет Москва — Нью-Йорк на самолёте АНТ-4 «Страна Советов» под управлением экипажа С.А. Шестакова.

6 ноября 1931 г. – на территории первого столичного Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе ( «Ходынка») открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал.

1932 — Образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), позже учреждено официальное наименование советской гражданской авиации — «Аэрофлот».

1937-В.П. Чкалов совершил первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25.

5 мая 1939 года — появилась первая стюардесса. Ей стала Эльза Эдуардовна Городецкая. Рейс Москва–Ашхабад на самолета ПС-84.

2 июля 1941 года — открыта первая очередь сооружений аэропорта Внуково.

1947 -Начало эксплуатации поршневого самолёта Ил-12

1948 -Начало эксплуатации многоцелевого самолёта Ан-2 конструкции О. К. Антонова.

Расцвет

15 сентября 1956 года— Первый рейс реактивного лайнера Ту-104 из Москвы в Иркутск. Полёт длился 7 часов 10 минут.

1957 — Ту-114 — дальнемагистральный самолёт с более экономичными турбовинтовыми двигателями совершил свой первый полёт. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер. Мог разместить на борту до 200 человек.

1960 — Открыт международный аэропорт Шереметьево.

1964 — Вступил в эксплуатацию московский аэропорт Домодедово.

3 октября 1968 года состоялся первый полет Ту-154  Самый массовый самолёт отечественного производства.

1970 — Вступление СССР в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO). Аэрофлот вышел на международную арену. Его экипажи летали в 59 стран мира.

1976 — Совершили испытательные полёты самолёты нового поколения: широкофюзеляжный 350-местный лайнер Ил-86, и 120-местный Як-42 — в ОКБ Яковлева.

1977 — Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Открыта новая эра в гражданской авиации.

1988 — В аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free.

21 декабря 1988 года — Совершил первый полет Ан-225 «Мрия».

Упадок, развал…..

1991 — После распада СССР. Начали появляться на базе Аэрофлота начали появляться самостоятельные авиакомпаний. Многие из которых в последствии развалились….. Авиапром так же прибывал в глубоком кризисе…

1992 — В Шереметьево прибыли первые авиалайнеры иностранного производства — «Аэробусы А-310». Российские авиакомпании массово начинают закупать зарубежные авиалайнеры.

14 июля 1993 года — самолет Ил-96-300 с пермскими двигателями ПС-90А совершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Москва — Нью-Йорк. Полет длился около 10 часов. В этом же году начались регулярные рейсы в Сингапур, Тель-Авив, Токио, Пальма де Майорка, Лас-Пальмас.

2011 -Начали эксплуатировать «Сухой Суперджет-100». на регулярных авиарейсах. Первый пассажирский самолет «новой» России……..

15 декабря 2020 года — состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального самолёта МС-21-310, оснащённого новейшими двигателями российского производства ПД-14.

После распада СССР — России в наследство досталось 1450 аэропортов разных классов.

Согласно статистике Минтранса в 2022 году в России насчитывается 260 действующих аэропортов и посадочных площадок.

Сертификаты эксплуатанта коммерческой гражданской авиации выданы 110 авиакомпаниям их парк насчитывает 1 287 самолетов 67,1% зарубежного производства.

Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1 тыс. отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: «Ладога» (ТВРС-44), Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).

Пассажирская авиация после Второй мировой войны

После 1945 года перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов стали развиваться особенно интенсивно. Не в последнюю очередь в этом сыграло использование наработок военного времени для тяжелых бомбардировщиков, а также реактивных двигателей в гражданской авиации, которые массово стали устанавливаться на новые модели пассажирских самолетов с начала 50-х годов.

Первым реактивным пассажирским самолетом стал британский De Havilland 106 Comet («Комета»), выпущенный в 1949 году. Но массово эксплуатироваться он стал только с 1952 года. Данный самолет мог разгоняться до почти 800 км/ч при максимальной загруженности в 36 пассажиров.

В 1954 году в США был выпущен второй в мире пассажирский реактивный самолет Boeing 707, положивший начало легендарной семисотой серии аппаратов одноименной компании. В эксплуатацию он был введен в 1958 году. Его скорость уже достигала 1000 км/ч, а число пассажиров доходило до 289.

Первым пассажирским реактивным самолетом в СССР стал продукт конструкторского бюро Туполева – Ту-104. Выпущен он был в 1955 году, и уже на следующий год введен в эксплуатацию, то есть ещё раньше, чем Boeing 707. Правда, по своим характеристикам он несколько уступал американскому конкуренту. Ту-104 мог поднять в небо 100 пассажиров и развивал скорость 950 км/ч.

Наконец, в 1955 году во Франции был выпущен реактивный пассажирский самолет Sud Aviation Caravelle, введенный в эксплуатацию в 1959 году. Это был первый самолет, у которого двигатели располагались в хвостовой части.

В 1967 году компанией Boeing был выпущен ещё один самолет, под номером 737. Именно он стал самым массовым реактивным самолетом за всю историю, которую знал воздушный транспорт. Разные модификации данной модели могли поднять в воздух от 103 до 215 пассажиров.

Все вышеперечисленные самолеты – это дальняя авиация. Но происходило и развитие техники, которая была ориентирована на полеты средней дальности. К ней можно отнести советские реактивные самолеты Як-40 1966 года выпуска и Як-42 1975 года выпуска, которые массово эксплуатировались на территории СССР.

К популярным самолетам советского времени можно отнести Ил-62 1963 года выпуска, который являлся первым в СССР пассажирским аппаратом, приспособленным для межконтинентальных полетов, а также Ил-86 1976 года выпуска, рассчитанный на 350 пассажиров.

Таким образом, в пассажирских авиаперевозках малая авиация все больше отходила на второй план.

Дальнейшим развитием реактивных технологий стало появление сверхзвуковых самолетов. Правда, в этом направлении у авиастроения достижения весьма скромные. Только два пассажирских самолета за всю мировую историю смогли преодолеть скорость звука. Это французско-британский авиалайнер «Конкорд» 1969 года выпуска и советский Ту-144 1968 года выпуска. Первый развивал скорость в 2330 км/ч, а последний – в 2500 км/ч, что до сих пор является непобитым рекордом пассажирской авиации.

Начало истории

Хотя датой рождения гражданской авиации в стране и было выбрано 9 февраля 1923 года, на тот момент в России уже были свои пассажирские самолеты. Например, взлетевшие за десять лет до этого машины Игоря Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец» – дедушки не только современных авиалайнеров, но и тяжелой авиации вообще.

В том же 1923 году создается Акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролет», прообраз будущего «Аэрофлота», которое занималось организацией перевозок и развитием авиапромышленности. А первой пассажирской авиалинией СССР стал маршрут Москва – Нижний Новгород.

В 1920-е годы выпускаются такие самолеты, как АНТ-2, ПМ-1, АНТ-9. В 1929 году на машине АНТ-4 «Страна Советов» летчики совершают сверхсложный перелет СССР − США.

АНТ-4

В 1930-е годы окончательно формируется отрасль гражданской авиации со своими вузами, НИИ, заводами и инфраструктурой. Например, в 1933 году для производства полуфабрикатов из алюминия и сплавов для самолетостроения был построен завод, ставший впоследствии крупнейшим в мире производителем титана ВСМПО-АВИСМА и входящий сегодня в Госкорпорацию Ростех.

К середине 1930-х годов весь авиапарк страны перешел на отечественную технику. Кроме того, 1930-е – это время авиарекордов, когда новые самолеты проходили проверку в тяжелых условиях. Например, в 1937 году состоялся первый в мире беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова.


АНТ-25

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие гражданской авиации. Пилоты уходили на военную службу, самолеты выполняли боевые задания. С другой стороны, опыт, полученный авиастроителями в годы войны, позволил уже в мирное время быстро восстановить гражданскую авиацию и ускорить разработку новых моделей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: