Миннезингеры

Введение

Посвящение в рыцари. «Акколада» (Джиневра и Ланселот), Эдмунд Лайтон, 1901 г.

Миннезанг (средневековое нем. minnesang) — термин, введённый немецкими учёными в XVIII веке для обозначения немецкой ранней средневековой рыцарской лирики в противовес позднему стилю мейстерзанга. Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Основные жанры: любовная песня (Minnelied), шпрух (Spruch), лейх (Leich), крестовая песня (Kreuzlied).

Поэзия миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Музыка раннего и классического миннезанга почти полностью утрачена, сохранились песни поздних миннезингеров.

Значение термина

«Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» (нем. höfische Dorfpoesie). В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии.

Многозначность понятия обусловила нескончаемые споры о национальной принадлежности миннезанга и истоках его возникновения.

Издания

Стандартные коллекции это

12 и начало 13 века (до Рейнмара фон Хагенау):

  • Х. Мозер, Х. Терворен, Des Minnesangs Frühling .
    • Том. I: Texts, 38-е изд. (Hirzel, 1988) ISBN  3-7776-0448-8
    • Том II: Редакционные принципы, мелодии, рукописи, примечания, 36-е изд. (Hirzel, 1977) ISBN 3-7776-0331-7 
    • Том III: Комментарии (Хирцель, 2000) ISBN 3-7776-0368-6 
    • Предыдущее издание: Фогт, Фридрих, изд. (1920). Des Minnesangs Frühling (3-е изд.). Лейпциг: Хирцель.

13 век (по Вальтеру фон дер Фогельвейде :)

  • фон Краус, Карл; Корнрампф, Гизела, ред. (1978). Deutsche Liederdichter des 13. Jahrhunderts (2-е изд.). Тюбинген: Нимейер. ISBN 3-484-10284-5.. (=КЛД)
  • Барч, Карл, изд. (1886 г.). Die Schweizer Minnesänger . Фрауэнфельд: Хубер.(=СМ)

14 и 15 века

Томас Крамер, Die kleineren Liederdichter des 14. und 15. Jhs. , 4 тома (Финк, 1979–1985)

Есть много опубликованных отрывков с переводом на современный немецкий язык, например

  • Кляйн, Доротея, изд. (2010). Миннесанг. Mittelhochdeutsche Liebeslieder. Эйне Аусваль . Штутгарт: Реклам. ISBN 978-3-15-018781-4.(немецкий перевод)
  • Швейкле, Гонтер, изд. (1977). Die mittelhochdeutsche Minnelyrik: Die frühe Minnelyrik . Дармштадт: Wissenschafliche Buchgesellschaft. ISBN 3-534-04746-Х.(с введением, переводом и комментариями)
  • Вахингер, Бургхарт, изд. (2006). Deutsche Lyrik des späten Mittelalters . Франкфурт-на-Майне: Deutsche Klassiker Verlag. ISBN 3-618-66220-3. Проверено 30 апреля 2021 г.(Немецкий перевод и комментарии.)

Индивидуальный миннезенгер

Два миннезенгера с самым большим репертуаром, Вальтер и Нейдхарт, не представлены в стандартных сборниках, но имеют издания, посвященные исключительно их произведениям, например:

  • Лахманн, Карл; Кормо, Кристоф; Бейн, Томас, ред. (2013). Вальтер фон дер Фогельвейде. Leich, Lieder, Sangsprüche (15-е изд.). Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-017657-5.
  • Висснер, Эдмунд; Фишер, Ханнс; Сэпплер, Пол, ред. (1999). Die Lieder Neidharts . Altdeutsche Textbibliothek. Том. 44. mit einem Melodienanhang фон Гельмута Ломнитцера (5-е изд.). Тюбинген. ISBN 3-484-20144-4.

Для этих и некоторых других крупных миннезенгеров (например, Морунген, Рейнмар, Освальд фон Волькенштейн) существуют издания с параллельным переводом на современный немецкий язык.

Вводные работы для англоязычной аудитории

  • Сейс, Олив (1967). Поэты Миннесанга . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.(Подборка песен с английским вступлением и комментариями.)
  • Эдвардс, Сирил, изд. (2022). Minnesang — Антология средневековой немецкой любовной лирики . де Грюйтер. ISBN 978-3-11-021418-5.(Подборка песен с английским вступлением и переводом.)
  • Голдин, Фредерик (1973). Немецкая и итальянская лирика средневековья: антология и история . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Якорь. ISBN . Проверено 11 апреля 2021 г.

Классика жанра

Следует подчеркнуть, что поэзия миннезингеров развивалась как искусство аристократии. Миннезанги являлись достоянием придворной культуры. Графы, маркграфы, герцоги и даже император — все они являлись представителями этого жанра. Барон Фридрих фон Хаузен, император Генрих VI, граф Рудольф фон Фенис и многие другие увлекались любовной поэзией. Стихи в рукописях сопровождаются миниатюрами, в которых немецкая знать предстаёт во всей красе: во время турниров, пиров и охоты. Причём миннезингеры изображены в основном поющими.


Битва рыцарей. (Wikipedia Commons)

Первыми миннезингерами считаются представители знати юга Германии, а именно Швабии и Баварии. Влияние провансальской литературы было здесь не очень заметно: танцевальные песни, баллады и устный фольклор местного разлива стали основой для жанра. Эти произведения ещё были далеки от проявлений куртуазной любви. Прослеживалась также связь с эпосом: миннезингеры использовали так называемую «нибелунгову строфу» (рифмованное четверостишие). «Женские песни» были также в ходу — произведение от лица женщины, в котором шла речь о разлуке с любимым или вёлся диалог между представителями двух полов.


Генрих фон Ругге. (Wikipedia Commons)

Запад Германии сильнее всего ощутил на себе влияние рыцарской поэзии: близость Северной Франции способствовала распространению жанра. Жители Фландрии и Эльзаса Генрих фон Фельдеке и Фридрих фон Хаузен, а также Генрих фон Ругге в 12-м столетии яро подражали трубадурам и труверам из французских регионов. В конце века куртуазная лирика добирается и до Тюрингии, а в начале нового столетия попадает в Австрию и Швейцарию.

Романская поэзия затрагивала придворную и политическую жизнь, а песни миннезингеров повествовали о чувствах с долей условностей и идеализации. В музыке можно отметить сильное влияние фольклорных песен и григорианского пения. Популярным видом лирики миннезингеров была «утренняя песня» — разговор влюблённых перед рассветом.


«Сражение певцов». (Wikipedia Commons)

Первым известным миннезингером, как считают специалисты, являлся поэт Кюренберг из Австрии, который жил около 1100 года и происходил из местного дворянского рода. Его песни представляли собой строфы, в которых содержались монологи мужчины или женщины.


Кюренберг. (Wikipedia Commons)

Ещё одним представителем данного жанра следует назвать Дитмара фон Айста, который в 1170-е был на службе у герцога Генриха II Австрийского. Его произведения отличались задушевностью и весельем. Они опирались на народную традицию.

Швабский рыцарь Гартман фон Ауэ (1170−1210), который изобрёл сам термин «миннезингер», переложил на стихи ряд французских текстов — «Эрек и Эпида», «Ивэйн», повесть «Грегор». Больше всего он известен как автор новеллы «Бедный Генрих», которая стала классикой рыцарских эпопей. Изящный стиль песен диссонировал с содержанием новеллы. Здесь «высокая любовь» к знатной даме воспевалась куда в меньшей степени, чем «низкая любовь» к женщине скромного социального статуса. Простолюдинка была нравственнее высокородной.

Знатный воин Вольфрам фон Эшенбах из Баварии, служивший при дворах графов Франконии и Тюрингии, считается одним из выдающихся поэтов 13-го века. Его перу принадлежат такие рыцарские романы, как «Парцифаль» и «Титурель», которые представляют цикл куртуазного эпоса о Граале.


Вальтер фон дер Фогельвейде. (Wikipedia Commons)

«Королём миннезанга» можно считать австрийского дворянина Вальтера фон дер Фогельвейде (1170−1230). Ученик талантливого поэта Рейнмара фон Хагенау провёл массу времени в странствиях и путешествиях, что оставило отпечаток на его лирике. В стихах миннезингера переплетаются различные сюжеты: от любви к простой девушке до воспевания подвигов рыцарей в крестовых походах. Также Вальтер фон дер Фогельвейде является создателем ряда политических шпрухов (стихотворений назидательного свойства), которые представляли собой рефлексию на события и веяния времени.

От заката к возвращению из забытья

Освальда фон Волькенштейна и Гуго Монфортского принято считать последними миннезингерами. Эти поэты жили в конце XIV – начале XV вв. В их произведениях немало личного: если в молодости они служили дамам, то на закате жизни в стихах прославляли собственных жен, что было совершенно несвойственно поэтам предыдущих эпох.

Хотя поэзия миннезингеров занимает почетное место в истории немецкой культуры, интерес к ней возродился лишь в середине XVIII столетия. С тех пор изучению творчества средневековых поэтов было посвящено немало исследований, изданы сборники их произведений, читая которые, можно убедиться, что многие темы, волновавшие людей столетия назад, и сегодня остаются актуальными.

  • Как стать школьным психологом после 9 класса

      

  • Интеллектуальная деятельность в школе

      

  • Представьте себе жостовский поднос как бы вы его расписали ответ кратко

      

  • Что такое жаргон кратко

      

  • В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права кратко

Мелодии

Мелодия и текст Нейдхарта фон Ройенталя, «Der schwarze dorn» (MS c)

До наших дней дошло лишь небольшое количество мелодий Миннели , в основном в рукописях, датируемых 15 веком или позже, которые могут представлять песни в форме, отличной от первоначальной. Кроме того, часто довольно сложно интерпретировать нотную запись , используемую для их записи. Хотя контур мелодии обычно можно различить, ритм песни часто трудно понять.

Есть ряд записей Minnesang с использованием оригинальных мелодий, а также рок-групп, таких как Ougenweide , исполняющих песни на современных инструментах.

От миннезингеров к мейстерзингерам

Мейстерзингеры, или «мастера пения», пришли на смену миннезингерам. Как правило это были представители класса немецких бюргеров, часто скромного ремесленного происхождения.  Расцвет их поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезингерству, приходится на начало 14 века. Мейстерзингеры объединялись в общества, созданные по принципу гильдий. Стать членом такого объединения было возможным только после инициации. Члены гильдий были разделены на классы, в зависимости от уровня мастерства: от учеников до признанных мастеров. Каждое объединение имело свой знак отличия, особые правила и традиции. Были созданы и свои певческие школы. Проводились всевозможные соревнования и испытания мастерства. Влияние течения мейстерзингеров было значительным и затрагивало не только всю Германию, но и соседние страны. К концу 15-гог века, некоторые мелодии были приняты на вооружения композиторами и музыкантами и стали основами религиозных песен периода Реформации.

2. Ранний миннезанг

Развиваясь от одного жанра к другому, миннезанг оставался творчеством одной и той же прослойки феодального общества — рыцарства. «Минне» означало «даму сердца, любовь».

Первые литературные памятники миннезанга, относящиеся к последней четверти XII в., свидетельствуют о завершении процесса слияния министериалов и свободного дворянства в единое привилегированное сословие — рыцарство. При всей своей эклектичности стиль раннего миннезанга, восходящий к творчеству шпильманов, строфическим формам в лирике вагантов и народным песням, обнаруживает черты принадлежности к рыцарскому сословию: восхваление рыцарства и противопоставление его крестьянству, перенос отношений между вассалом и сеньором на любовные отношения между рыцарем и его знатной Дамой, выражающиеся в служении ей, а также рыцарское «высокомерие» (hôhvart). К раннему периоду миннезанга принято относить также миннезингеров, воспевающих любовь не только к Даме сердца, но также любовь к Богу и к сражениям. Миннезингеров, описывающих Крестовые походы, называли поэтами-рыцарями. К раннему этапу развития миннезанга относится творчество таких поэтов-рыцарей, как Кюренберг, Мейнлох, Регенсбург, Дитмар фон Айст. Также стоит отметить знаменитую рифмованную хронику Ливонского Крестового похода, приписываемую поэту и менестрелю Дитлебу фон Альнпеке.

Библиография

  • Die alte Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. v. Fr. Pfeiffer, «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 9, 1844;
  • Die Weingartner Liederhandschrift, там же, 5, 1843;
  • Die grosse Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. v. F. Pfaff, Heidelberg, 1899;
  • Избранные произведения «Des Minnesanges Frühling», hrsg. v. Lachmann u. Haupt, neu bearb. v. Fr. Vogt, 3 Aufl., Lpz., 1920;
  • Bartsch, K. Deutsche Liederdichter des 12—14 Jhs., Berlin, 1901;
  • Die Schweizer Minnesinger, hrsg. v. Bartsch, 1886;
  • Fr. Pfaff, Der Minnesang des 12—14 Jhs., Stuttgart, 1892.
  • Stilgebauer E., Geschichte des Minnesangs, 1898;
  • Schönbach A., Die Anfänge des deutschen Minnesanges, Graz, 1898;
  • Wechsler E., Das Kulturproblem des Minnesanges, 1909;
  • Burdach K., Über den Ursprung mittelalterlichen Minnesangs, Liebesroman und Frauendienst, Berlin, 1918;
  • Его же, Vorspiel, I, 1925;
  • Wilmanns W., Leben und Dichten Walters v. d. Vogelweide, Lpz., 1916—1924. Об антикрестьянской поэзии: Bielschowsky A., Geschichte der deutschen Dorfpoesie im XIII Jhr., Berlin, 1891;
  • Mehr F., Das unhöfische Element in der mhd. Lyrik, 1913;
  • Singer S., Neidhartstudien, 1920.
  • Müller G., Das Formproblem des Minnesanges, «Deutsch. Vierteljahrsschrift für Literatur», I, 1923.

Кто становился миннезингером

Само название миннезингер в буквальном переводе с немецкого языка означает «певец любви». Появлению термина история обязана немецкому средневековому поэту, дворянину из Швабии и участнику крестовых походов Гартману фон Ауэну. Он был непревзойдённым мастером куртуазной любовной лирики и песен крестоносцев.

Излюбленными темами германского миннезанга являлись темы воспевания высокой любви, служения женщине и всевозможные переживания лирического героя. Большой акцент делался и на красоту природы, религиозные чувства и преклонение Богородице. Идейными вдохновителями и наиболее успешными певцами были рыцари, но они не принадлежали к высшей знати. Им, как никому другому, хорошо удавалось осваивать душещипательные ритмы и рифмы. Одной из самых популярных тем являлась неравная любовь между рыцарем и дамой высшего социального класса. Рыцарская любовь, при таком раскладе, казалась несчастной и именно такой сюжет, привлекал своей лиричностью и романтизмом. Искусство миннезингеров способствовало развитию особого направления музыки, востребованной среди дворянства, равно как и повлиявшей на развитие светской и духовной музыки. Есть предположение, что протестантские хоралы были написаны под влиянием именно миннезанга.

На землях Германии

В северной Франции труверы и миннезингеры в Германии в своих произведениях следовали традициям окситанских трубадуров. Так, приблизительно в середине XII века в Швабии, Баварии, Швейцарии и Австрии распространяются любовные песни, сочиненные странствующими поэтами. В них пока не воспевается служение Даме, эти произведения ближе к народной песне. Поэтому женщина представлена в них нежной, верной, нередко страдающей невинно.

Вальмар фон Грестен, Дитмар фон Эйст и Кюренберг – одни из первых миннезингеров, сочиняли именно в таком ключе. Их произведения написаны в художественной форме попарно рифмованных стихов без строф.

Родоначальником же куртуазной немецкой лирики считается Генрих фон Фельдеке, творивший до 1190 г. В его поэзии нашло отражение придворное образование, изящный стиль и утонченные формы стихосложения.

История

Самые ранние тексты датируются примерно 1150 годом, а самые ранние из них, названные Minnesänger, относятся к Der von Kürenberg и Дитмар фон Аист, явно написанное в исконно немецкой традиции третьей четверти XII века. Это называется дунайской традицией.

Примерно с 1170 года немецкие лирические поэты попали под влияние провансальских поэтов. трубадуры и французы брюки. Это наиболее очевидно при принятии строфическая форма из песня В основном это семистрочная строфа со схемой рифм ab | ab | cxc и музыкальной структурой AAB, но допускающая множество вариаций.

Ряд песен этого периода соответствует трувер оригиналы точно по форме, что указывает на то, что немецкий текст мог быть спетым на первоначально французскую мелодию, что особенно вероятно там, где есть существенные общие черты содержания. Такие песни называются Contrafacta. Например, Фридрих фон Хаузен «Ich denke underwilen» рассматривается как контрафакт Guiot de Provins «Ma joie premeraine».

Примерно к 1190 году немецкие поэты начали освобождаться от франко-провансальского влияния. Этот период считается периодом классического Миннесанга с Альбрехт фон Йохансдорф, Генрих фон Морунген, Рейнмар фон Хагенау разработки новых тем и форм, достигнув своей кульминации в Вальтер фон дер Фогельвайде, считающийся как в средние века, так и в наши дни величайшим из миннесенгеров.

Более поздний Миннесанг, примерно с 1230 года, отмечен частичным отходом от утонченного духа классического миннесанга и все более сложными формальными разработками. Наиболее заметные из них позже Minnesänger, Neidhart von Reuental представляет персонажей из низших социальных слоев и часто стремится к юмористическим эффектам.

Наследие миннезингеров

Есть мнение, что некоторые выдающиеся миннезингеры, их эпос, придания о жизни и творчество, легли в основу либретто выдающейся оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», основанной на сказании о немецком средневековом мастере миннезанга Тангейзере. Последняя опера композитора Вагнера «Парсифаль», предположительно, прочтение миннезанга «Парцифаль» знаменитого поэта немецкого средневековья Вольфрама фон Эшенбаха. Творчество миннезингеров дошло до нашего времени в средневековых рукописях, таких как Большая Гейдельбергская рукопись с поэзией более сотни средневековых авторов. В 1935 году, знаменитый немецкий композитор Карл Орф использовал в своей знаменитой «Кармине Буране», тексты 24 произведений из сборника миннезанга, найденного в средневековом монастыре Бойерне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: