Знанецкий, флориан витольд

[править] Научные взгляды

На научные 
взгляды Радклифф-Брауна оказали влияние
французская социологическая школа (прежде
всего,
Эмиль Дюркгейм) и идеи позитивизма. По мнению Радклифф-Брауна,
социальные отношения являются результатом
удовлетворения потребностей человека.
В отличие от
Бронислава
Малиновского
,
Радклифф-Браун полагал, что культура
удовлетворяет базовые потребности не
каждого человека в отдельности, а всего
общества в целом. Также Радклифф-Браун
придавал большое значение самому процессу
формирования культуры и процессам взаимодействия.

Социально-культурную
антропологию Радклифф-Браун считал высшей
степенью обобщения теоретического материала,
собранного этнографией. Он также считал
необходимым использовать эмпирические
методы исследования.

Шюц,
Альфред

Сочинения

Первые академические труды Знанецкого 1910-х гг. носили скорее философский, чем социологический характер; Начиная с 20-х годов, его работы носили преимущественно социологический характер. Его «Культурная реальность» (1919) была синтезом его философской мысли, но одновременная публикация его гораздо более популярного «Польского крестьянина в Европе и Америке» (1918–1920) связала его имя в академических кругах в первую очередь с социологией, а не с философией. Его ранние работы были посвящены анализу культуры и резко критиковали принципы социологического натурализма. Щакки отмечает загадочный пробел в исследованиях Знанецкого: хотя он был начитан и был вовлечен в большинство предыдущих и нынешних теорий, он в значительной степени игнорировал работы некоторых известных социологов своего времени, таких как Макс Вебер, Вильфредо Парето и Талкотт Парсонс. С другой стороны, его работы тесно связаны с работами Уильяма I. Томаса, Георга Зиммеля, Роберта Э. Парка и Эмиля Дюркгейма.

Его «Метод социологии» впервые ввел его концепцию подразделений в рамках отдельных областей социологии. Среди его наиболее заметных работ были две книги, опубликованные в том же 1952 году: «Современные национальности» и «Науки о культуре». Первый представляет собой анализ эволюции национально-культурных обществ, а второй представляет собой теоретическое исследование отношений между социологией и другими науками. Знанецкий так и не закончил свою magnum opus «Систематическая социология», которая в конечном итоге будет собрана и опубликована посмертно в незаконченной, но окончательной форме под названием «Социальные отношения и социальные роли: незаконченная систематическая социология» (1965).

Список работ

Примерно половина опубликованных работ Знанецкого на английском языке; остальное на польском.

На английском:

  • Польский крестьянин в Европе и Америке (с Уильямом И. Томасом, 5 томов, 1918–1920).
  • «Принцип теории относительности и философского абсолютизма », The Philosophical Review, vol. 24, вып. 2 (март 1915 г.), стр. 150–164.
  • Культурная реальность, Чикаго, 1919.
  • «Предмет и задачи науки познания», перевод Кристофера Kasparek (впервые опубликовано в польском как «Przedmiot i zadania nauki o wiedzy», 1923), Польский вклад в науку о науке, под редакцией Богдана Валентиновича, Dordrecht, D. Reidel Publishing Company, 1982, ISBN 978-83-01-03607-2, стр. 1–81. (Знанецкий предлагает основать новую эмпирически обоснованную науку, которая будет изучать саму науку, и которую он называет «наукой знания»; предложенная Знанецки метанаука с тех пор получила другие названия, в том числе « наука о науке »,« социология науки »и« логология ».)
  • Законы социальной психологии, Варшава, 1926.
  • Метод социологии, Нью-Йорк, 1934.
  • Социальные действия, Нью-Йорк, 1936.
  • Социальная роль человека знания, Нью-Йорк, 1940.
  • Науки о культуре: их происхождение и развитие, Урбана, 1952 г.
  • Современные национальности, Урбана, 1952 г.
  • Социальные отношения и социальные роли: незаконченная систематическая социология, Сан-Франциско, 1965
  • О гуманистической социологии (подборка работ под редакцией Р. Бирстедта), Чикаго, 1969.
  • Социальная роль студента университета, Познань, 1994.

На польском языке:

  • Zagadnienie wartości w filozofii (Вопрос о ценности в философии phy), Варшава, 1910.
  • Humanizm i poznanie (Гуманизм и познание), Варшава, 1912.
  • Upadek cywilizacji zachodniej: Szkic z pogranicza filozofii kultury i socjologii (Закат западной цивилизации: Очерк стыка культурной философии и социологии), Познань, 1921.
  • Wstęp do socjologii (Введение в социологию), Познань, 1922.
  • «Przedmiot i zadania nauki o wiedzy» («Предмет и задачи науки о познании»), Nauka Polska (Польская наука), т. IV (1923), вып. 1. (Английский перевод: «Предмет и задачи науки знания», перевод Кристофера Каспарека, Польский вклад в науку о науке, под редакцией Богдана Валентиновича, Дордрехт, D. Reidel Publishing Company, 1982, ISBN 978-83-01-03607-2, стр. 1–81.)
  • Socjologia wychowania (Социология образования), Варшава (т. I: 1928; т. II: 1930).
  • Miasto w świadomości jego obywateli (Город в сознании его граждан), Познань, 1931.
  • Ludzie teraźniejsi a cywilizacja przyszłości (Современные люди и цивилизация будущего), Львов, 1934.

1. Биография

Флориан Знанецкий родился 15 января 1882 года в г. Щвятники (недалеко от Влоцлавека (Польша), тогда Польское Царство). Его родители принадлежали к дворянскому роду, который по семейному приданию восходит к XVI веку. Образование получил Женеве и Париже. Прекрасно владел несколькими иностранными языками, включая немецкий, французский, греческий и латынь. Докторскую степень по философии получил в Ягеллонском университете в Кракове. В 1914 году переехал в Чикаго (США), однако вернулся в Польшу в 1920 году и возглавил социологический факультет в Университете Адама Мицкевича в Познане. Там он организовал Польский социологический институт (польск. Polski Instytut Socjologii) и начал выпускать журнал «Польский социологический вестник» (польск. Polski Przegląd Socjologiczny).

В 1931—1933 годах Знанецкий поддерживал тесный контакт с американскими социологами и читал лекции в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Польский этап карьеры Знанецкого окончился в 1939 году с началом Второй мировой войны, а именно с вторжения немецких войск в Польшу. Знанецкий перебирается в Иллинойсский университет в Урбане и Шампейне, где он преподавал до ухода на пенсию. Знанецкий не вернулся в советскую Польшу после окончания войны.

Флориан Знанецкий умер 23 марта 1958 года в Шампейне (Иллинойс).

1.1. Поэзия

Одним из юношеских увлечений Флориана Знанецкого была поэзия. Уже в семнадцатилетнем возрасте он писал для Варшавских литературных журналов и пользовался определённой популярностью. Однако литературной карьере Знанецкий предпочел философию и социологию.

Концептуальный и методологический базис социологии

В силу того факта, что на формирование мировоззрения Знанецкого оказали серьезное (и почти равнозначное) воздействие три специфических культурных и социальных среды, которые в то время сильно разнились по основным своим характеристикам – Польша, западноевропейские страны, Америка, — отнести это мировоззрение к какой-то конкретной философской или социологической школе оказывается практически невозможно. Тем не менее, особое влияние конкретно на его социологические воззрения оказали, как считается, годы его обучения в Европе и в целом западноевропейская традиция социально-философской мысли.

Замечание 3

Знанецкий – не только социолог, но и (возможно, в первую очередь) философ. Круг его интересов чрезвычайно широк; в числе его работ – труды по социологии и философии, социальной психологии, культурологии, педагогике.

Ключевой объект академических интересов Знанецкого – поиск и научный анализ взаимных отношений, связывающих социальную среду и коллективное сознание. Концептуальным базисом исследований в этом направлении для Знанецкого выступает неокантианская, прагматистская и иррационалистическая европейская философия конца XIX – начала XX вв. Он призывает исследовать социум как единый организм, который в каждый исторический период своего функционирования и развития представляет собой единство двух важнейших факторов, или «сторон»:

  • «повторимая» (повторяющаяся либо способная повторяться), причинно обусловленная, рутинная;
  • неповторимая, творческая, индивидуальная.

Таким образом, обе «стороны» общественного процесса не только существуют в единстве и сущностной взаимосвязи – но и рассматриваться исследователями должны обязательно с учетом этих единства и взаимосвязи. В ином случае любое социальное исследование, сколь глубоко бы оно ни изучало одну из двух указанных «сторон», — оказывается редукционистким, неполным и поверхностным.

Литература

  • Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология. — В кн.: Современная американская социология. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
  • Баразгова Е. С. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: методологические ориентации чикагской школы. — Курс лекций. Американская социология (традиции и современность). — Екатеринбург: «Деловая книга»; Бишкек: «Одиссей», 1997.
  • Ганжа А. О., Зотов А. А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого. — Социологические исследования. — 2002. — № 3.
  • Чеснокова В. Ф. Флориан Знанецкий. «Науки о культуре». Метод личных документов — В кн.: Язык социологии.
  • Walendowska M. Florian Znaniecki — ideolog i uczony // Życzie i Myśl. 1968. R.18. № 6—7. S. 83—84. (польск.)

Библиография

Полностью труды Знанецкого на русский язык не переводились и в большей степени известны «в цитатах».

  • 1919 — «Реальность культуры» (англ. Cultural Reality)
  • 1921 — «Упадок западной цивилизации» польск. Upadek cywilizucji zachodniej
  • 1922 — «Введение в социологию» (польск. Wstep do socjologii)
  • 1926 — «Законы социальной психологии» (англ. The Laws of Social Psychology)
  • 1930 — «Социология воспитания» (польск. Socjologia wychowania)
  • 1932 — «Город в сознании его жителей» (польск. Miasto w świadomości jego obywateli)
  • 1934 — «Исходные данные социологии»
  • 1934 — «Метод социологии» (англ. The Method of Sociology)
  • 1934 — «Методологические заметки»
  • 1934 — «Современные люди и цивилизация будущего» (польск. Ludzie teraźniejsi a cywilizacja przyszłości)
  • 1936 — «Социальные действия» (англ. Social Action)
  • 1940 — «Социальная роль человека знания» (англ. The Social Role of the Man of Knowledge)
  • 1952 — «Современные национальности» (англ. Modern Nationalities)
  • 1954 — «Науки о культуре»
  • «Социальные отношения и социальные роли» (англ. Social Relations and Social Roles, 1965)
  • «Систематическая социология», опубликована посмертно дочерью учёного в США.

Биография

Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма
формировались под влиянием идей
Генриха
Риккерта
, Дьёрдя Лукача, Эдмунда
Гуссерля
, Альфреда и Макса Вебера, Георга
Зиммеля
, Оскара
Яси
, Макса Шелера, Б. Залоша, Э. Ласка —
в традициях
неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего
Д. Лукача).

Во время жизни 
в Венгрии был близок к левым 
кругам, входил, наряду с Дьёрдем Лукачем,
Карлом
Поланьи

и
Белой
Балажем
,
в «Воскресный» и «Галилеевский» кружки.
После провозглашения
Венгерской
советской республики

(
1919) был назначен преподавателем,
после падения ВСР и контрреволюционного
террора на родине эмигрировал в Германию.
С
1925 г. — приват-доцент философииГейдельбергского
университета
,
с
1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера
во
Франкфурте-на-Майне.

С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии
в Лондонской школе экономики и
политической
науки
, с 1941 г. — в Институте образования
при Лондонском университете, где в
1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти —
руководитель отдела
ЮНЕСКО. Являлся инициатором
и редактором «Международной библиотеки
по социологии и социальной реконструкции»,
способствовал конституированию социологии
как учебной дисциплины в Англии.

В первый, «немецкий»,
период, наиболее продуктивный с творческой
точки зрения, Маннгейм занимался проблемами
интерпретации «духовных образований»,
теорией познания сначала в русле
философии
культуры

(Seele und Kultur. Budapest,
1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie.
В.,
1922), затем разработал
собственную философо-социологическую
методологию —
социологию
познания
,
или социологию мышления (Historismus.
1924; Das Problem einer Sociologie des
Wissens.
1925; Ideologische und soziologische Interpretation
der geistigen Gebilde.
1926). В дальнейших работах
Маннгейм углубляет свою социологическую
методологию, развивая ее категориальный
аппарат на конкретном социально-историческом
материале — исследует
генезис консервативного стиля
мышления в Германии, феномен поколенческого
единства, проблемы конкуренции в духовной
сфере, сущность
идеологии и утопического
сознания
.

Научная деятельность

На мировосприятие Знанецкого влияние оказали три культурные среды, которые в первой половине XX века имели значительные различия: Польша, Западная Европа и США. В силу этого творчество Знанецкого сложно отнести к какой-то определённой школе или одному течению в социологии, однако, как социолог-теоретик он всё-таки тяготел к западно-европейской философско-социологической мысли.

Основной областью интересов Знанецкого было исследование взаимосвязей между коллективным сознанием и социальной средой. При этом философским основанием его социологических идей были неокантианство, прагматизм, иррационализм. Среди трудов Знанецкого есть работы не только в области философии и социологии, но и культурологии, социальной психологии и педагогики.

В своих работах Знанецкий развивает концепцию социологии как частной науки о культуре и выделяет четыре основных раздела социологии, которые соответствуют четырём изучаемым наукой аспектам:

  1. социальные действия
  2. социальные отношения
  3. социальные личности (позднее термин заменён на «социальная роль»)
  4. социальные группы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: