Формальная социология
По Г. Зиммелю, формальная социология занимается исследованием форм обобществления, или формы социации. Данные формы существуют в каждом из исторически популярных обществ. Они представляют собой достаточно постоянные и систематические формы взаимодействий между людьми.
Он создал такие научно доказанные понятия, через которые видел путь к становлению социологии как отдельной науки. Формы социальной жизни представляют собой господство, подчинение, соперничество, разделение труда, солидарность и многое другое. Данные формы повторяются, наполняясь определенным содержанием, в различных группах и социальных организациях, таких как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т.д.
По его мнению, чистые формальные понятия представляют собой ограниченную ценность, а сам проект формальной социологии может реализоваться только тогда, когда данные чистые формы социальной жизни наполнятся историческим содержанием.
Понятие формы является основным понятием в формальной социологии.
Он выделил основные формы социальной жизни:
- Социальные процессы. В них входят постоянные явления: подчинение, господство, соревнование и т.д.
- Социальный тип. Сюда можно отнести такие типы как бедняк, циник, аристократ, кокетка.
- Модели развития. Представляют собой универсальный процесс увеличения группы с увеличением особенности её членов. По мере увеличения численности, члены группы все меньше начинают быть похожими друг на друга. Формирование индивидуальности связано с уменьшением сплоченности группы и её единства.
Также им была разработана классификация форм социальной жизни. Он предложил разделять их по степени их удаленности от непосредственного потока жизни.
Наиболее близкими из всех к жизни находятся спонтанные формы, например, такие как обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и другие.
Немного дальше от потока жизни (то есть от общественных содержаний) находятся такие устойчивые и независимые формы, как экономические и другие формы государственно-правовых организаций.
Игровые формы составляют одну из наибольших дистанций от социальной жизни. Они представляют собой чистые формы под названием социации, которые включают в себя как мыслительное обобщение, так и реально встречающиеся в социальной жизни формы.
Замечание 2
Как считает Г. Зиммель, у социологии нет своего собственного предмета, но, не смотря на это, она выделяется своим собственным методом, который будет являться общим для всех наук.
Краткая биография Георга Зиммеля
Георг Зиммель родился в Берлине 1 марта 1858 года, будучи седьмым и младшим сыном Эдварда и Флоры Зиммель. Его семья еврейского происхождения была процветающей и культурной, хотя его отношения с матерью никогда не были близки к чрезмерной авторитарности. Несмотря на это и независимо от того, обратились ли их родители в христианство, на протяжении всей своей жизни ему приходилось сталкиваться с антисемитизмом, значительно расширившимся в обществе .
Его отец умер в 1874 году, и это привело к тому, что его семья оказалась в сложной экономической ситуации. В то время друг семьи, Юлиус Фридлендер, взял на себя ответственность и стал воспитателем маленького Георга. Благодаря ему Он смог учиться в гимназии в Берлине получение среднего образования до поступления в университет.
Университетское образование и начало преподавательской деятельности
Закончив начальное и среднее образование, Зиммель поступил в Берлинский университет, чтобы изучать философию и историю, предметы, которые его глубоко интересовали, а также посещать уроки по общественным наукам и психологии.
Во время его обучения, которое он сделал полностью в Берлине, он вступил в контакт с важными философами, антропологами и психологами и изучал работы, такие как Канта , Несмотря на это, он испытывал трудности во время учебы: в 1880 году университет отказался от работы, которую он намеревался использовать в качестве докторской диссертации, ссылаясь на происхождение музыки. К счастью и после смены темы на метафизику, ему удалось получить докторскую степень по диссертации Природа материи в соответствии с физической монадологией Канта (Тезис, который даже получил приз от кайзера).
Закончив свое обучение, он не без особых усилий получил в 1885 году квалификацию «частный учитель» — частный преподаватель: эта должность мало ценилась, но позволяла ему поддерживать связь с университетом. Несмотря на это, его большое обучение и интерес ко многим предметам сделали его очень популярным учителем и любимым его учениками, так как в дополнение к работе в необычных областях философии он пытался приблизить их к соседним предметам для тех, кто посещал их.
Может быть, вы заинтересованы: «Основные виды социологии»
Публикации и личные отношения
Кроме того, в течение этого периода я также начал бы писать публикации, которые постепенно приобретали бы все больший авторитет, даже на международном уровне. В 1890 году он женился на Гертруде Кинель, художнице и интеллигенте, с которой у него был сын и с той стороны, с которой он познакомился и установил хорошие отношения с такими мыслителями, как Макс Вебер.
В этом контексте он начал разрабатывать некоторые из своих наиболее важных философских работ, представляя и являясь одним из предшественников социологии как науки, с публикациями, такими как «О социальной дифференциации» или «Введение в нравственную науку», в которой Он работал над такими темами, как социология или невозможность работать с научной этикой за пределами простого описания .
В дополнение к этому автору Зиммель начал проводить несколько встреч с великими авторами, такими как Стефан Джордж, Эдмунд Гуссерль или Вальтер Бенджамин. Он также совершил несколько поездок по Италии. В 1900 году университет признал его многочисленные вклады, назвав его выдающимся профессором, но, несмотря на это, не принял его в качестве профессора (что вызвало негодование многих интеллектуалов).
В 1908 году он опубликовал социологияпомогая обосновать указанную дисциплину на научном уровне. Также в это время он сосредоточился на концепции жизни, оставляя в стороне область социологии как таковую, входя в более метафизическую и экзистенциалистскую область.
Несмотря на крайность, на которую его происхождение осудило его, удалось основать Немецкое социологическое общество с Вебером , К 1914 году, одновременно с Первой мировой войной, университет, наконец, предоставит ему кафедру.
Книги (6)
Георг Зиммель. Избранное. Том 1. Философия культурыРаздел библиотеки: Философия
В том «Философия культуры» вошли новые переводы его работ по философии культуры и социологии религии: «Гете», «Микеланджело», «Религия», а также работы, впервые переведенные на русский язык: «Кант», «О сущности культуры», «Изменение форм культуры», «Проблемы философии истории», «К социологии религии», «Личность Бога» и др.
Читать »
Георг Зиммель. Избранное. Том 2. Созерцание жизниРаздел библиотеки: Философия
В том «Созерцание жизни» вошли труды и эссе «Созерцание жизни», «Индивид и свобода», «Фрагмент о любви», «Приключение», «Женская культура», «Мода», «Актер и действительность».
Эти работы впервые переведены на русский язык. Перевод труда «Социальная дифференциация», в основе своей имеющий публикацию Н.Вокач и И.А.Ильина (1909), существенно переработан А.Ф.Филипповым.
Читать »
Георг Зиммель. Избранные работыРаздел библиотеки: Философия
Георг Зиммель — немецкий философ и социолог, представитель философии жизни, прямо или опосредованно оказавший влияние на развитие философии и социологии XX в.
Рассматривая историю культуры сквозь призму конфликта между жизнью и культурой, Зиммель предложил оригинальную интерпретацию, по сути, главной проблемы эпохи модерна, что дало основание Ю.Хабермасу назвать его «философствующим диагностом своего времени». Непреходящим достоинством работ Зиммеля является эссеистическая выразительность их стиля.
Читать »
ГетеРаздел библиотеки: Философия
Рассматривается проблемная ситуация, исторически сложившаяся в период возникновения философии культуры и её становления как самостоятельной научной дисциплины.
В центре внимания автора исследование философа жизни Г. Зиммеля, посвященное философско-поэтическим исканиям Гете. Миросозерцание Гете имело существенное значение для выбора метафизической программы постижения культуры, в корне отличной от традиционной классической метафизики.
Читать »
Избранное. Проблемы социологииРаздел библиотеки: Социология
Георг Зиммель — немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник т. н. формальной социологии.
В том вошли переводы его работ по проблемам социологии: «Социальная дифференциация, Социологические и психологические исследования», «Философия денег», «Экскурс о чужаке», «Как возможно общество?», «Общение. Пример чистой, или формальной социологии», «Человек как враг», «Религия. Социально-психологический этюд», «К вопросу о гносеологических истоках религии», «К социологии религии», «Личность Бога», «Проблема религиозного положения».
Читать »
Проблемы философии истории: Этюд по теории познанияРаздел библиотеки: Философия
Вниманию читателей предлагается книга выдающегося немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858-1918), цель которой — дать критику познания в области исторического опыта и философского рассмотрения истории.
Автор указывает на психологию как предпосылку исторического исследования, рассуждает об исторических законах и смысле истории. В приложении содержится статья французского социолога Селестена Бутле (1870-1940) «Зиммель о науке морали», посвященная проблемам этики в работах Г. Зиммеля.
Книга рекомендуется философам, историкам, социологам, психологам, всем заинтересованным читателям.
Читать »
Георг Зиммель
Зиммель (Simmel), Георг (1858-1918) — немецкий философ и социолог,
представитель так называемой философии жизни. С 1914 года — профессор в
Страсбурге. Все области бытия, по 3иммелю, охватываются иррациональным
понятием жизни, которая объявляется основой бытия и сознания, единственной
реальностью, данной в «непосредственном переживании». Внешний мир существует
лишь постольку, поскольку он «переживается» субъектом.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 122.
Зиммель Георг (1858—1918) — немецкий философ и социолог. Исходным для его
философских взглядов является понятие жизни (Философия жизни) как
иррационального процесса творческого становления, который объективируется в
застывших формах культуры. Зиммель — основоположник получившей
распространение в Германии в конце 19 — начале 20 века формальной
социологии, предметом которой являются
абстрактные устойчивые формы
социального взаимодействия людей («социации»). Взятые в отрыве от их
конкретного содержания, они, по мнению Зиммеля, представляют собой как бы
сетку, структурирующую иррациональный поток жизни. Основные сочинения:
«Проблемы философии истории» (1892), «О социальной дифференциации» (1890),
«Социология» (1908) и др.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 145.
Другие биографические материалы:
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Сторонник «философии
жизни» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.
2010).
Ионин Л.Г. Немецкий философ и социолог (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Совеременность рассматривал как постоянное усиление
разрыва между формами и содержаниями в общественном процессе (Современная
западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С.
Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).
Сочинения:
Gesamtausgabe, hrsg. О. Rammstedt. Bd, 1. Fr./M, 1987; Проблемы философии
истории. М., 1898; Избранное, т. 1—2. М. 1996. Лит.: Ионин Л. Г. Георг Зиммель —
социолог. М., 1981; Филиппов А. Ф Обоснование теоретической социологии: введение
в концепцию Георга Зиммеля,— В кн.: Зиммель Г. Избранное, т. 2. М., 1996;
Schnabel Р. Е. Die soziologische Gesamtkonzeption G. Simmels. Stuttg., 1974;
Asthetik und Soziologie um die Jahrhundertwende. Georg Simmel. Fr./M., 1976;
Frisby D. Sociological impressionism, a rcassesment of G. Simmer’s social
Theory. L., 1981; Geoig Simmels Philosophie des Geldes, hrsg. Z. Kintzele und P.
Schneider. Fr./M., 1993.
Немецкий философ и социолог пришел к выводу, что в обществе существуют некие формы социального взаимодействия людей («социации»), которые, взятые в отрыве от их конкретного содержания, представляют собой как бы сетку, структурирующую иррациональный поток жизни. Аналогичным образом сетка сварная в рулонах является структурирующим элементом качественной и крепкой постройки. Между построением качественно нового общественного устройства и строительством зданий есть нечто общее. |
Работает
Работает на французском
- Философия денег, перевод Сабины Корниль и Филиппа Ивернеля PUF, Париж, 1987.
- Психология денег (перевод с немецкого и предисловие Алена Дено ), Париж, Аллия ,2019 г., 80 с. ( ISBN )
- Социология и эпистемология, PUF, 1981, 1989
- Бедные, PUF, 1998
- Социология, исследование форм социализации (1908), PUF, 1999, 2013
- Тайные и тайные общества, Цирцея, 1991 г.
- Конфликт, Цирцея, 1992
- Мишель-Анж и Роден, переведенный Сабиной Корниль и Филиппом Ивернелем, Rivages, 1990
- Рембранд, Цирцея, 1994
- Религия, Цирцея, 1998 г.
- Философия актера, Цирцея, 2001 г.
- Социология и опыт современного мира, Méridiens Klincksieck, 1986.
- Философия и общество, Врин, 1987
- Философия современности 1: женщина, город, индивидуализм, Пайо, 1988 г.
- Философия современности 2: эстетика и современность, конфликт и современность, философское завещание, Payot, 1990
- La Parure, MSH, 1998 г.
- Флоренция, Рим, Венеция, Аллия, 1998 г.
- Философия приключений, L’Arche, 2002
- Кадр, Галлимар, 2003
- Форма истории, Галлимар, 2004
- Проблема социологии и другие тексты, редакции Сандре, 2006 г.
- Трагедия культуры и другие очерки, перевод Сабины Корниль и Филиппа Ивернеля, вступление Владимира Янкелевича, Риважес, 1988
- Деньги в современной культуре и другие очерки экономики жизни, МСХ, 2006 г.
- Социологическая эстетика, МСХ, 2007 г.
- Бедный, Аллия, 2009
- Философия моды, Allia, 2013 ( ISBN 978-2-84485-705-7 )
- Психология женщин, Payot, 2013 ( ISBN 978-2-228-90999-0 )
- Большие города и жизнь разума, за которым следует Sociologie des sens, Payot, 2013 ( ISBN 978-2-228-90887-0 )
- Философия религии, Payot, 2016 ( ISBN 978-2-228-91644-8 )
- Интуиция жизни, Payot, 2017 ( ISBN 978-2-228-91919-7 )
- Незнакомец и другие тексты, Payot, 2019 ( ISBN 978-2-228-92291-3 )
- «Философия любви», перевод Сабины Корниль и Филиппа Ивернеля, послесловие Георга Лукача, Rivages, 2020
Работает на немецком языке
Die Religion, опубликованная Rütten & Loening в 1906 году.
- Zur Psychologie der Frauen (1890)
- Социальная Über Differenzierung (1890)
- Die Probleme der Geschichtsphilosophie (1892; 3. erw. Auflage 1907)
- Einleitung in die Moralwissenschaft (1892/93)
- Философия гелдов (1900)
- Zur Psychologie der Scham (1901)
- Brücke und Tür . Essays des Philosophischen zur Geschichte, Religion, Kunst und Gesellschaft. (1903)
- Кант и Гете . Zur Geschichte der modernen Weltanschauung (1906)
- Умрите религию (1906)
- Социология (1908)
- Die Philosophie der Landschaft (1913)
- Grundfragen der Soziologie (1917)
- Der Konflikt der modernen Kultur (1918)
- Психология женщины
- О социальной дифференциации
- Проблемы философии истории
- Введение в науку о морали
- Философия денег
- Психология стыда
- Мост и ворота. Философские очерки истории, религии, искусства и общества.
- Кант и Гете. Вклад в историю современного мирового дизайна
- Религия
- Социология
- Философия ландшафта
- Фундаментальные вопросы социологии
- Конфликт современной культуры
Формы социального взаимодействия
Изучая процессы обобществления, немецкий философ Зиммель выделил следующие формы:
- Количество участников, которое начиная с трех, можно охарактеризовать как систему взаимодействия, определяя характер возможностей.
- Взаимоотношения между участниками, возникающие в ходе общественного процесса.
- Пространство взаимодействия, в котором, описывая силу взаимодействия, ученым было введено понятие «социальное пространство» и такое производное от него, как «социальная дистанция».
Самой важной формой взаимодействия философ считал борьбу, при которой каждый исторический или культурный эпизод рассматривается в совокупности конфликтов и компромиссов, которые являются главным инструментом их разрешения
Внешние ссылки
- Подробный обзор, выдержки и эссе о Зиммеле в Чикагском университете
- Социология в Швейцарии представляет Georg Simmel Online
- Обзорные материалы для изучения Георга Зиммеля
- Краткая биография Зиммеля
- Подробная биография и оценка Зиммеля
- Социальная роль денег
- Метрополия и ментальная жизнь
- Юрген Хабермас, Георг Зиммель о философии и культуре: постскриптум к сборнику эссе, переведенный Матье Дефлем, Critical Inquiry, 22 (3), стр. 403–414, весна 1996 г.
- Работы Георга Зиммеля в Project Gutenberg
- Работы Георга Зиммеля или о нем в Internet Archive
- Биографический портал
- Философский портал
- Общественный портал
Социальная функция денег
Деньги, представляя собой универсальное средство, выполняют функции средств обращения, платежа, а также сбережения и накопления. Определяя меру стоимости, они выступают в качестве мировых денег. Однако с их помощью нельзя сделать оценку свойств, относящихся к категории духовности. Оценке подвергаются как предметы мира, живущие вне сознания человека по своим законам, так и продукты человеческой деятельности, назначение которых состоит в создании основной базы жизни. В процессе обмена товарами и услугами, возникшими в результате деятельности человека, деньги представляют собой общее измерение. Социальная функция философии денег заключается в их способности быть мерилом стоимости физического или интеллектуального труда, ориентирующегося на рыночный спрос и уровень интеллектуальности современного общества.
Наследие в социологии и философии
К сожалению, в течение всего 1918 года автор заболел раком печени, который вскоре стал причиной смерти. Георг Зиммель скончался 28 сентября 1918 года в городе Страсбург , В прошлом году он выпускал такие издания, как Конфликт современной культуры или Интуиция жизни: четыре метафизические главыВ последнем из которых мы видим его метафизическую позицию в его последние времена.
Вклад Зиммеля не подлежит упоминанию: несмотря на то, что он был относительно малоизвестен и маргинализован академической областью своего времени, он внес большой вклад в становление социологии как науки, работая над такими аспектами, как авторитет и индивидуальность или личные отношения. Он был также спорным и интересным философом, который затрагивал такие темы, как бессмертие, моральный релятивизм, жизнь, любовь и этика, и чьи работы вдохновляли многих более поздних авторов.
Карьера
В 1885 году Зиммель стал приватдозент на Берлинский университет, официально читает лекции по философии, но также этика, логика, пессимизм, Изобразительное искусство, психология и социология. Его лекции пользовались популярностью не только в университете, но и привлекали интеллектуальную элиту Берлина. Хотя его заявки на вакантные кафедры в немецких университетах поддержали Макс Вебер Зиммель оставался академическим аутсайдером. Тем не менее, благодаря наследству своего опекуна, он смог преследовать свои научные интересы в течение многих лет, не нуждаясь в оплачиваемой должности.
Зиммелю было нелегко завоевать признание в академическом сообществе, несмотря на поддержку известных сотрудников, таких как Макс Вебер, Райнер Мария Рильке, Стефан Джордж и Эдмунд Гуссерль. Отчасти это произошло потому, что в эпоху антисемитизма его считали евреем, но также просто потому, что его статьи были написаны для широкой аудитории, а не для академических социологов. Это привело к пренебрежительным суждениям со стороны других профессионалов. Тем не менее Зиммель продолжал свою интеллектуальную и академическую деятельность, а также принимал участие в творческих кругах.
В 1909 г. Зиммель вместе с Фердинанд Тоннис и Макс Вебер, и другие, был соучредителем Немецкое общество социологии, выступая в качестве члена его первого исполнительного органа.
В 1914 году Зиммель получил ординарную профессуру с кафедрой тогдашнего Немецкого Страсбургский университет, но не чувствовал себя там как дома. Потому что Первая Мировая Война вспыхнул, вся академическая деятельность и лекции были остановлены, а лекционные залы были преобразованы в военные госпитали. В 1915 году он безуспешно подал заявку на кресло в Гейдельбергский университет. Он оставался в Страсбургском университете до своей смерти в 1918 году.
До Первой мировой войны Зиммель не очень интересовался современной историей, а скорее рассматривал взаимодействия, искусство и философию своего времени. Однако после ее начала он был заинтересован в ее развитии. Тем не менее, он, кажется, дает противоречивые мнения о событиях, будучи сторонником «внутренней трансформации Германии», более объективным в «идее Европы» и критиком в «кризисе культуры».[ – обсуждать] В конце концов Зиммель устал от войны, особенно в год своей смерти.
Современность и расширение возможностей форм
Однако следует признать, что концепция формы Зиммеля далеко не ясна. Тем более, что он вступает в определенные моменты работы по отношению к другой паре концепций, которая противопоставляет объективную культуру субъективной культуре. Объективная культура — это вся актуализированная культура в том виде, в каком она существует материально и вне индивидов, и субъективная культура, часть этой объективной культуры, интернализованная индивидом. Это различие взаимодействует с концепцией формы, потому что, согласно Зиммелю, определенные формы, которые иногда называются, чтобы отличить их от более мимолетных форм, социальных форм, находятся в объективной культуре. Определенные формы становятся автономными и, таким образом, приобретают некую силу, которая позволяет им определять форму, реализуемую во взаимном действии лиц, которые в ней участвуют. При этом давайте не будем забывать, что если существуют объективные формы, способные определять конкретные и конкретные формы взаимодействия, эти формы будут модифицироваться индивидами, которые их используют. Что приводит к существованию этого бесконечного феномена взаимности идеального мира и материального мира, который Зиммель описывает, когда говорит о деньгах. Мы можем проиллюстрировать это несколькими выдержками.
В этом первом отрывке из главы 6 « Философии денег» Зиммель рассказывает нам о трех социальных формах, которые, по его мнению, стали в значительной степени автономными с современностью (мы даже могли бы сказать, что, по мнению нашего автора, расширение прав и возможностей этих трех форм является строительным блоком. современности). Эти три формы являются формами права, то есть формой, принятой в современную эпоху формами нормативного поведения; деньги, современная форма меновых отношений; интеллектуальность — современная форма взаимоотношений, основанная на передаче знаний. Зиммель скажет нам, что эти три формы, давая возможность людям стать элементом объективной культуры, получат способность определять формы взаимодействия.
Второй экстракт поступает из главы в социологии, где Зиммель задается вопрос о результатах доминирования большого числа лиц, по сравнению с другими лицами, глава которой он будет руководить, чтобы дифференцировать действие большого числа людей. Число « в качестве конкретное унитарное образование, олицетворяющее в некотором смысле абстракцию — экономическую общность, государство, церковь и, с другой стороны, толпу, собравшуюся в пунктах. « Этот отрывок показывает, что эта решительно объективированная социальная форма (включая брак, государство, церковь …) не является порядком постоянных отношений, а случайна.
Эти два отрывка показывают нам, и эту точку зрения отстаивает Данило Мартучелли, что работу Зиммеля можно рассматривать как исследование характерного для современности противоречия между субъективной и объективной культурой, между объективным детерминантом действия и субъективным детерминантом., между тем, что в обществе есть только общество: формами и психологическим. Это напряжение возникает, по мнению Зиммеля, из одной из характеристик человека:
Деньги для Георга Зиммеля являются символом современности, потому что человечество открывает через них «реальность, конкретное, историческое, понятное явление универсального», — пишет он. Деньги производят как человека, его свободу, так и его уравниловку: благодаря им структуры и организации могут доминировать над этим человеком. Напротив, в средние века человек принадлежит к сообществу, стране, корпорации или другому, и его личность базируется в этих кругах, эти круги, в свою очередь, состоят из этих личностей. Деньги в настоящее время разрушили эту однородность.
Работает
Основные монографические работы Зиммеля включают в хронологическом порядке:
- Über sociale Differenzierung (1890). Лейпциг: Дункер и Хамблот [ О социальной дифференциации
- Einleitung in die Moralwissenschaft 1 & 2 (1892–1893). Берлин: Герц [ Введение в этическую науку
- Die Probleme der Geschichtphilosophie (1892). Лейпциг: Дункер и Хамблот. (2-е изд., 1905 г.) [ Проблемы философии истории
- Philosophie des Geldes (1900). Лейпциг: Дункер и Хамблот (2-е изд., 1907 г.) [ Философия денег
- Die Grosstädte und das Geistesleben (1903). Дрезден: Петерманн. Метрополия и духовная жизнь
- Кант (1904). Лейпциг: Дункер и Хамблот. (6-е изд., 1924 г.)
- Философия моды (1905). Берлин: Пан-Верлаг.
- Кант и Гете (1906). Берлин: Marquardt.
- Die Religion (1906). Франкфурт-на-Майне: Рюттен и Лёнинг. (2-е изд., 1912).
- Шопенгауэр и Ницше ( 1907). Лейпциг: Дункер и Хамблот.
- Soziologie (1908). Лейпциг: Дункер и Хамблот. Социология: исследования конструирования социальных форм
- Hauptprobleme der Philosophie (1910). Лейпциг: Göschen.
- Philosophische Kultur (1911) Лейпциг: Kröner. (2-е изд., 1919).
- Гете (1913). Лейпциг: Клинкхардт.
- Рембрандт (1916) Лейпциг: Вольф.
- Grundfragen der Soziologie (1917) Берлин: Göschen. Фундаментальные вопросы социологии
- Lebensanschauung (1918). München: Duncker & Humblot. Взгляд на жизнь
- Zur Philosophie der Kunst (1922). Потсдам: Kiepenheur.
- Fragmente und Aufsäze aus dem Nachlass (1923), под редакцией Г. Канторовича. München: Drei Masken Verlag.
- Brücke und Tür (1957), под редакцией М. Ландманна и М. Зусмана. Штутгарт: Келер.
- Работает в периодических изданиях
- «Rom, eine ästhetische Analyze». Die Zeit, Wiener Wochenschrift für Politik, Vollwirtschaft Wissenschaft und Kunst (28 мая 1898 г.).
- «Флоренц». Der Tag (2 марта 1906 г.).
- «Венедих». Der Kunstwart, Halbmonatsschau über Dichtung, Theater, Musik, bildende und angewandte Kunst (июнь 1907 г.).
Карьера[править]
Георг Зиммель родился 1 марта 1858 года в Берлине в состоятельной еврейской семье. Его отец принял католичество, а мать — лютеранство, сам Георг был крещён в лютеранство в детстве.
После окончания Берлинского университета свыше 20 лет преподавал в нём же. Из-за антисемитских настроений начальства карьера Зиммеля складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользовался популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. С 1901 года — внештатный профессор, с 1914 года — штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета, где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году данный университет прекратил деятельность.
Переняв основы своего мировоззрения у Канта, Зиммель принципиально отказывается от построения философской системы и претворяет кантианство в своеобразный скептический релятивизм. В статье «Об отношении теории познания к учению об эволюции» Зиммель развивает гносеологическую теорию, согласно которой «истинными» называются те представления, которые полезны в борьбе за существование, так что не обладание истиной есть условие успешности в борьбе за существование (как учит Спенсер), а, напротив, плодотворность и практическая полезность представлений является единственным признаком, по которому мы отличаем «истину» от «заблуждения»; «истина» есть только название для группы выделившихся благодаря своей полезности представлений. В этой теории гносеологический априоризм Канта превращен в учение о биологической обусловленности не только процесса знания, но и идеала знания. Здесь Зиммель является предшественником современного «прагматизма». В работе «Kant, Sechzehn Vorlesungen» (1902) Зиммель дал глубокое толкование мировоззрения Канта.
Существенная часть работ Зиммеля посвящена социологическим проблемам. В труде «Ueber sociale Differenzierung» (1890) Зиммель рассматривает отношение между социальной и индивидуальной дифференциацией и доказывает, что развитие разделения труда в обществе не связано с обеднением и упрощением личной жизни; хотя личность становится односторонним органом данного социального круга, но через одновременное участие во многих социальных кругах личность может приобрести более богатое и многостороннее содержание, чем участвуя в одном замкнутом и недифференцированном союзе. В работе «Probleme der Geschichtsphilosophie» (1892) Зиммель подвергает тонкому анализу психологические и гносеологические предпосылки («а priori»), с которыми оперирует историческая наука; общая мысль Канта, что познание есть не воспроизведение объекта, а творчество и формирование познавательного материала согласно субъективным законам познающего духа, иллюстрируется здесь психологически в применении к историческому знанию, причем доказывается, что история есть не повторение, а сложная «стилизация» действительности. Двухтомная книга «Einleitung in die Moralwissenschaft» (1893) содержит богатый психологический анализ нравственных переживаний и моральных принципов; автор понимает этику не как нормативную науку об идеале, а как генетико-психологическую дисциплину. Работа «Philosophie des Geldes» (1900) посвящена психологическому и философскому уяснению социальных проблем, связанных с денежным хозяйством. На примере «денег» автор показывает, что в простейших и наиболее «трезвых» явлениях социальной жизни таятся загадки, разрешение которых приводит к высочайшим и самым абстрактным философским категориям. Завершение своих социологических исследований Зиммель дал в «Soziologie. Eine Untersuchung über die Formen der Vergesellschaftung» (1908). Задачу социологии Зиммель видел в изучении форм общения, в отличие от специальных общественных наук, которые исследуют общение не со стороны его социальной формы, а со стороны реального содержания общественной жизни.
Скончался 28 сентября 1918 года в Страсбурге.
Классификация форм социальной жизни
По удалению определенных форм от непосредственных проявлений жизненных процессов, их можно разделить на:
- Спонтанные, которые основаны на личных склонностях, на подражании поведению толпы, в результате обмена и другие.
- Постоянные и независимые формы государственно-правовых органов.
- Так называемые чистые формы, представляющие собой мыслительное умозрение и встречающиеся в реальной социальной жизни. Примером их могут быть понятия «науки для науки» или «старого режима». В первом случае они характеризуют знания, которые не работают на удовлетворение потребностей человечества, а во втором — политическую форму устаревшую и не удовлетворяющую современные запросы. Такие формы являются наиболее дистанционирующими от социальной жизни.