Риккерт генрих ,представитель неокантианства

3. Библиография

  • Риккерт, Г. Философия истории. — СПб., 1908.
  • Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — СПб., 1911.
  • Яковенко, Б. В. К критике познания Г. Риккерта // Вопросы философии и пси­хологии. — 1908. — Т. 93 (III).
  • Яковенко, Б. В. Учение Риккерта о сущ­ности философии // Вопросы философии и психологии. — 1913. — Т. 119 (IV), т. 120 (V).
  • Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логич. введ. в ист. науки / Вступ. ст. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 1997. — 532 с — (Слово о сущем). ISBN 5-02-028335-5
  • Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. — (Мыслители XX века). ISBN 5-250-02670-2
  • Риккерт, Г. Философия жизни. — Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с ISBN 966—521-097-1 — отрывок (с. 269—442)
  • Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 — М., 1994.

Работы

  • Zur Lehre von der DefinitionО теории определения ] (1888 г.) ( докторская диссертация ). Центр научных библиотек, crl.edu 2nd. изд., 1915. 3-е изд., 1929.
  • Der Gegenstand der Erkenntnis: ein Beitrag zum Problem der philosophischen Transcendenz (1892). Google (Калифорнийский университет)

    2-е изд., 1904 г.: Der Gegenstand der Erkenntnis: Einführung in die Transzendentalphilosophie . Гугл (UMich)

  • Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung (1896–1902). 2 тома. Google (NYPL) , 2-е изд., 1913 г.

    (на английском языке) Пределы формирования понятий в естествознании (1986). (Тр. Гай Оукс.) .mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit;word-wrap:break-word}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .citation:target{background-color:rgba(0,127,255,0.133)}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;color:#d33}.mw-parser-output .cs1-visible-error{color:#d33}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#3a3;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}ISBN  0-521-25139-7

  • Fichtes Atheismusstreit und die kantische Philosophie (1899). Google (UCal) IA (UToronto)
  • Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft (1899 г.). 6-е/7-е исправленное и дополненное изд., 1926 г.

    (на английском языке) Наука и история: критика позитивистской эпистемологии (1962). (Тр. Джордж Рейзман.)

  • «Geschichtsphilosophie» в Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts (1905). 2 тома.
  • Die Probleme der Geschichtsphilosophie: eine Einführung , 3-е изд., 1924 г. Новое издание: Celtis Verlag, Берлин, 2013 г., ISBN 978-3-944253-01-5 
  • Вильгельм Виндельбанд (1915).
  • Die Philosophie des Lebens: Darstellung und Kritik der philosophischen Modeströmungen unserer Zeit (1920). IA (UToronto) , 2-е изд., 1922 г.
  • Allgemeine Grundlegung der Philosophie (1921). System der Philosophie vol. 1]
  • Кант как философ современной культуры (1924).
  • Über die Welt der Erfahrung (1927).
  • Die Logik des Prädikats und das Problem der Ontologie (1930).
  • Die Heidelberger Tradition in der Deutschen Philosophie (1931).
  • Гёте Фауст (1932).
  • Основные проблемы философии: методология, онтология, антропология (1934). ISBN 3-86550-985-1 
  • Unmittelbarkeit und Sinndeutung (1939).

Философия

Он известен своим обсуждением качественного различия между историческими и научными фактами. В отличие от таких философов, как Ницше и Бергсон , Риккерт подчеркивал, что ценности требуют дистанцирования от жизни и что то, что Бергсон , Дилтей или Зиммель называли «жизненными ценностями», не было истинными ценностями. нужна ссылка

Философия Риккерта оказала большое влияние на работу социолога Макса Вебера . Говорят, что Вебер заимствовал большую часть своей методологии, включая концепцию идеального типа , из работ Риккерта. Кроме того, Мартин Хайдеггер начал свою академическую карьеру в качестве ассистента Риккерта, вместе с ним закончил обучение, а затем написал докторскую диссертацию под руководством Риккерта.

Чарльз Р. Бамбах пишет:

Риккерт вместе с Вильгельмом Виндельбандом возглавил так называемую баденскую школу неокантианцев .

Примечания

  1. Генрих Риккерт, «Знание и познание: критические замечания о теоретическом интуитивизме», в «Неокантианском читателе: антология ключевых текстов» . Под редакцией Себастьяна Люфта. Нью-Йорк/Лондон: Рутледж, 2012 г., стр. 384–395.
  2. Себастьян Люфт (ред.), Неокантианский читатель , Routledge 2015, стр. 461–3.
  3. , Андреа, «Генрих Риккерт» , Стэнфордская философская энциклопедия (зимнее издание 2013 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  4. Себастьян Люфт (редактор), Неокантианский читатель , Routledge 2015, с. 461.
  5. Бамбах, Чарльз Р. Хайдеггер, Дилтей и кризис историзма . Итака: Издательство Корнельского университета, 1995.

Вопросы философии и аксиологии

В системе философии Риккерта мы можем выделить, в первую очередь, точку зрения теории науки, которая начинается сначала с частных наук, а затем переходит к философии. По его мнению, философия должна развить принцип мира несколько шире и конституировать принцип, управляющий теоретической артикуляцией мира, что является типичным выявлением структурных проблем. Риккерт вводит тот методологический принцип, который определяет все его мышление.

Но более конкретно он настаивает на специфике предмета изучения наук о культуре: если природные объекты не имеют культурного значения, то человеческое поведение приобретает смысл лишь по отношению к системе ценностей, к культуре. Именно это отношение к ценностям позволяет выделить факты в сложности реальности. Тогда результаты социальных исследований имеют ценность только для тех, кто разделяет одну и ту же культуру, за исключением того, согласно Риккерту, что исследователи могут договориться о некоторых универсальных ценностях. Таким образом, факты выбираются на основе особого отношения к ценностям, что ограничивает достоверность результатов исследований в культурологии.

Риккерт, по сути, добавляет новую «ценность» пространству и времени, формам человеческого сознания. Одно из возможных пониманий культуры – аксиологическое. Риккерт заложил основу для этого. База достаточно специфична: во-первых, это постановка задачи. Ценность остается загадочной категорией, с которой мы можем работать только потому, что она является частью нас самих. Как пространство и время.

Культура — это не пространство и время. Это то, что порождается благодаря воплощению человеческих ценностей. Тогда они получат некоторое признание. Несмотря на специфику понятия ценности, которое как таковое не встречается, это слово знакомо человеку. Это то, что имеет значение для человека

То, что важно для человека и необходимо ему. Он напрямую связывает прогресс в науках о культуре с прогрессом в разработке понятия культуры, основанного на определении системы значимых ценностей

Дальнейшее чтение

  • Кристиан Крайнен. Нахметафизический синн. Eine Problemgeschichtliche und Systematische Studie zu den Prinzipien der Wertphilosophie Heinrich Rickerts . Вюрцбург, 2001. ISBN 3-8260-2020-0 . 
  • Девальк, Арно. Être et jugement. Фонд онтологии Генриха Риккерта , Хильдесхайм: Георг Олмс, колл. «Europaea Memoria», 2010. ISBN . 
  • Куприянов В. «Телеология как метод исторического познания в философии Г. Риккерта», Материалы конференции SGEM2015, 2015 (Том 1, Книга 3, стр. 697–702).
  • Майеда, Грэм. 2008. «Есть ли метод случайности? Сравнение феноменологической методологии Куки Сюдзо в проблеме непредвиденных обстоятельств с методологией его современников Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта». В книге Виктора С. Хори и Мелиссы Анн-Мари Керли (ред.), Границы японской философии II: забытые темы и скрытые вариации (Нагоя, Япония: Институт религии и культуры Нандзан).
  • Зейдервельд, Актуальность Антона К. Риккерта. Онтологическая природа и эпистемологические функции ценностей . Лейден, Брилл, 2006 г. ISBN 978-90-04-15173-4 . 

Работает

  • Die Probleme der Geschichtsphilosophie: eine Einführung, 3-е изд., 1924. Новое изд .: Celtis Verlag, Berlin 2013, ISBN  978-3-944253-01-5
  • Вильгельм Виндельбанд (1915).
  • Allgemeine Grundlegung der Philosophie (1921). [System der Philosophie т. 1]
  • Кант как Philosoph der modernen Kultur (1924).
  • Über die Welt der Erfahrung (1927).
  • Die Logik des Prädikats und das Problem der Ontologie (1930).
  • Die Heidelberger Tradition in der Deutschen Philosophie (1931).
  • Гете Фауст (1932).
  • Grundprobleme der Philosophie: Methodologie, Ontologie, Anthropologie (1934). ISBN  3-86550-985-1
  • Unmittelbarkeit und Sinndeutung (1939).

Философия

Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:

  • в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.
  • позднее строит систему философии как теории ценностей,
  • вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук),

Ценностная философия

Риккерт систематизирует учение неокантианцев, Виндельбанда. Он возводит ценность в ранг универсальной системообразующей категории. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла. Поэтому нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает что-то типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл. Все философы, кроме Канта, грешили неразличением этих понятий. Но все философы, учившие о смысле жизни, создавали настоящее философское учение.

Риккерт опирался, в том числе, на Авенариуса (позитивист) и Маркса. Под руководством Виндельбанда в 1888 защитил во Фрайбурге диссертацию. Две основополагающие работы. Первая — «Науки о природе и науки о культуре» (сначала — небольшая брошюрка 1899 г., затем книга 1910 г.). Вторая — «Философия истории» (1905). В первой работе он дает определение ценности (до этого его никто из неокантианцев не давал) — «ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры». Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития.

Все феномены бытия могут быть двух видов: феномены, связанные с ценностями, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, связанные с ценностями, содержащие их, Риккерт называет благами. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей. Объекты культуры Риккерт назвал благами потому, что в них заложены ценности, чтобы отличать их, как ценностные части действительности, от самих ценностей, реально не существующих, и от явлений природы, с ценностями не связанных. Если от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

Поскольку это рационалистическая философия, связывающая всё с познанием, «наше понятие о культуре охватывает все объекты наук о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии, то есть всех наук о духе». Впоследствии эти науки станут называть гуманитарными. Но Риккерт делает исключение для психологии и технических изобретений, которые к наукам о духе не относятся. Психология — так как она рассматривает жизнь души как природу, ценностно-нейтральную. То есть Риккерт различает два типа наук — науки о природе, изучающие безразличные к ценностям явления (метод которых он называет генерализирующим, обобщающим; дающим возможность образовывать общие понятия путем логического подведения под них единичных явлений); и науки о культуре (у которых индивидуализирующий метод, или исторический метод, так как этот метод ориентирован на познание неповторимых, единичных, уникальных, особенных явлений, то есть культурных благ, которые уникальны всегда как носители ценностей). «Именно такое понятие культуры делает возможной историю как науку».

Риккерт

Риккерт пишет о двух качественно отличных методах научного познания: генерализирующем и индивидуализирующем. Первый из них характерен для естествознания, которое является генерализирующей наукой, второй — для исторической науки. Риккерт отмечает, что и историческая наука пользуется общими понятиями и может применять наряду со своим главным, индивидуализирующим методом и метод генерализирующей. Но в целом она по сущности своей является наукой индивидуализирующей.

Риккерт ( Rickert) Генрих ( 1863 — 1936) — немецкий философ, один из основателей так называемой Баденской школы неокантианства.

Риккерт ( Rickert), Генрих ( 1863 — 1936) — немецкий буржуазный философ и социолог, один из главных представителей Баден-ской ( Фрейбургской) школы неокантианства.

Риккерт, Вин-дельбанд), пли же считают, что в делении общества на ступени развития никакой роли не играют материальные, складывающиеся в процессе производства отношения между людьми — производственные отношения ( такова, напр. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения, к-рые складываются между людьми в процессе их деятельности. Человек как общественное существо развивается п действует только в системе определенных О. Эти отношения подразделяются на материальные, формирующиеся независимо от воли и сознания людей, и идеологические ( духовные), складывающиеся на основе определенных идей.

Риккерт, как известно, основывает саму истину на трансцендентном долженствовании ( Sollen) и это же трансцендентное Sollen считает критерием истинности.

Риккерта первую триаду ценностей составляют ценности теоретические ( научные), эстетические и ценности монистич. Триада ценностей, соотносимых с личностями, складывается из ценностей нравственных, ценностей личной жизни ( первая из них есть любовь) и ценностей теи-стич. Штерн различал ценности-цели и ценности-носители ( средства); иерархия самоценностей ( Selbstwerte) — личностей разл.

Содержание восстановленного никеля в цеолитах NiHY в зависимости от температуры восстановления.

Риккертом предложена схема восстановления катиона никеля в цеолитах, согласно которой происходит прямое взаимодействие Ni 2 — 2Н 5: Ni 2H, сопровождающееся передачей электронов с молекулы водорода на катион. По-видимому, более общим может быть предположение, что и в цеолитах электронный переход от атомов водорода на катион никеля происходит через кислород по схеме Ni2 ч — Оч — 2Н, а легкость этого перехода определяется энергией связи кислорода-посредника с окружающими ионами. Выше уже отмечалось, что согласно кислород цеолитного каркаса в реакциях окислительно-восстановительного типа имеет очень низкую по сравнению с окислами активность и подвижность.

Риккертом н Виндельбандом сводит задачи истории к изучению единичных собутий.

Для Риккерта не только этика нормативна, но вообще нормы совести лежат, по его мнению, и в основе всего познания.

Согласно Риккерту, ценность проявляет себя в мире как объективный смысл. В отличие от ценности, смысл связан с реальным психическим актом — суждением, хотя с ним и не совпадает. Лишь оценка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт; смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия, указывая на ценность.

Понятие ценности Риккерт выводит из рассуждений о природе и культуре. Эти слова, по его мнению, далеко не однозначны. Продукты природы — это то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры, как разъясняет философ, производит поле которое человек раньше вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту.

Как считает Риккерт, недопустимо отождествление духа с оценкой общезначимой ценности, поскольку под духом разумеется психическое. Он предлагает проводить логическое различие между духовным бытием или психическими актами оценки, с одной стороны, и самими ценностями и их значимостью — с другой.

Как же Риккерт толкует понятие ценностей. По его мнению, они не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эту можно видеть в двух смыслах. Ценность может, во-первых, так присоединиться к объекту, что последний тем самым делается благом.

Альдер и Риккерт установили, что винилацетат может конденсироваться по схеме диенового синтеза с соединениями, содержащими две сопряженные связи СС. Реакцию проводят и автоклаве в присутствии ингибитора полимеризации, например гидрохинона или пирогаллола.

Разделение наук

Замечание 1

Генрих Риккерт – значимый паредставитель неокантианской школы, главным вдохновителем которого является Виндельбанд.

В своей работе «Науки о культуре и науки о природе» Риккерт затрагивает философские размышления о «логическом суждении, значении и понятии» наук, которые развивается в эпистемологию различных научных дисциплин. Эти идеи даны не столько для того, чтобы дать их описательную классификацию, сколько для того, чтобы отреагировать как на кажущуюся автономизацию совокупности наук, так и на гегемонистскую эволюцию.

Риккерт различает естественные науки и науки о культуре как по их методам, так и по их объекту. В согласии с Виндельбандом он считает, что:

  • естественные науки стремятся установить общие законы,
  • науки о культуре применяют себя к пониманию единичных событий.

Что касается культурных и частных наук, то он следует той же линии, что и Виндельбанд. Для него история является частью культуры и должна пониматься как тактовая. Так выявляются решающие тезисы Риккерта, что история должна прежде всего пониматься как культура и что ее изучение первоначально основано на применении различных методов.

С этой целью он создает научно-общие методы и историко-частные методы, учитывающие разграничение науками о культуре и науками о природе. Таким образом, общенаучные методы применимы к естествознанию, потому что, по его мнению, понять научный факт – значит связать его с общими законами, использовать в науке. Историко-индивидуальные методы, в свою очередь, применимы к наукам о культуре, поскольку речь идет об индивидуальном приобретении опыта.

Согласно Риккерту, естественные науки имеют общие закономерности, характерную универсальную привлекательность, которую можно применить любому человеку в любое время и в любом месте, не нарушая общего характера эпистемологического универсализма. Между тем, науки о культуре характеризуют индивидуальный опыт каждого человека, образующего культурную традицию. Вот почему Риккерт говорит о концептуализации наук.

Риккерт не устанавливает дуализма между науками. Он утверждает, что это не абсолютная противоположность, а относительное отклонение. Он предлагает преемственность наук с точки зрения гетерогенного континуума и гомогенного континуума. Таким образом, гетерогенный континуум – это первый путь, по которому идут естественные науки, а гомогенный континуум – путь развития наук о культуре.

Более того, Риккерт понимает, что наука в своих поисках истины не следует предписаниям, а постоянно их нарушает. Наблюдается наличие своего рода смешанных и промежуточных форм, которые входят друг в друга, поэтому Риккерт прибегает к системе, которую он предполагает охарактеризовать ценностными или аксиологическими понятиями. Благодаря такому научному историческому знанию, появляется возможность обрести полноту и самоорганизуемость внутри себя. Но этот вклад вносит новые пороки в научный процесс.

Риккерт, как и Виндельбанд, будучи учеником Канта и хотел решить проблему науки, следуя кантианской модели. Он сделал для наук о культуре то же самое, что Кант сделал для математической науки. Более того, он вырвал науки о культуре из метафизики и трактовал их в духе кантианского трансцендентального анализа.

Однако, если одно из этих условий требует, чтобы мы предпочли создать структуру внешнего вида, то история должна приобщиться к такой системе и обрести свою объективную чувствительность. Если ученый пытается сделать это в самой истории, то он погружается в логику порочного круга или же, если он хочет, как Риккерт в своей философии, построить систему априори, оказывается, что такое построение невозможно осуществить без метафизической презумпции, откуда проблема возвращается к своей изначальной точке. Из этого следует, что мы не продвигаемся в научном процессе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: