Джордж герберт мид, американский философ, представитель прагматизма

Содержание

Всимволический интеракционизм это социологическая теория, которая также связана с социальной психологией и антропологией. Его основная цель — изучение общества на основе общения.

Этот ход мысли оказал большое влияние на изучение СМИ. Символический интеракционизм является частью течений интерпретативной парадигмы, которая стремится изучать социальные взаимодействия с точки зрения каждого из тех, кто в них участвует.

Символический интеракционизм впервые появился в Чикагской школе в 1920-х годах. Его появление было связано главным образом с развитием систем коммуникации, демократии и иммиграции европейского происхождения.

Его основными областями исследований были отношения человека с его сообществом, человеческая экология и важность интерпретации в человеческом общении

Введение

     Возрастание
в социологии интереса к проблеме
коммуникации актуализировало, в частности,
вопросы понимания друг друга при расхождении
позиции, определения собственной точки
зрения в отношении противоположности.
Это, естественно, обусловливало ослабление
бихевиористской традиции, для которой
характерно нигилистическое отношение
к исследованию собственно психологических
процессов и сведение  всего жизненного
проявления человека лишь к внешне наблюдаемому
поведению ( по аналогии с  реакциями
животных). В отличие от бихевиористов 
и фрейдистов формируется «Третья сила»
— интеракционистское направление, обратившееся
к целостному человеческому «Я»  и его
личностному самоопределению в микросоциальном
окружение.

     Как
широкая теория, символический интеракционизм
возник в 20-е годы XX века, в Чикагской 
школе. Основателем его является американский
социолог Джордж Мид. Термин «символический»
обозначает, что здесь делается акцент
на смысле, который вкладывают действующие
индивиды, когда они вступают во взаимодействие,
интеракцию друг с другом, в этой теории
общество рассматривается с точки зрения
поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.
Другими словами, общество можно объяснить
только путем рассмотрения принципов
поведения людей, ибо только здесь обнаруживает
себя значимый символ, определяющий акт
поведения. Определение значимого символа
происходит в сознание человека, которое
наполняется смыслами, исходящими из внешнего
мира. Символический интеракционизм сосредотачивается
на анализе символических аспектов социальных
взаимодействий. Основной принцип интеракционизма
тот, что индивид  воспринимает (оценивает)
себя в соответствии с оценками других,
то есть личность становится для себя
тем, что она есть через то, что она представляет,
из себя для других в социальном мире.
Символических  интеракционистов объединяет
не строгая теория, а общность видения
социального процесса, трактуемого как
процесс выработки и изменения социальных
значений, постоянного определения и переопределения
ситуаций взаимодействия их участниками.
В ходе этого переопределения меняется
и объективная (с точки зрения взаимодействующих
индивидов) среда социальной деятельности,
ибо мир, по представлениям интеракционистов,
имеет полностью социальное происхождение.
Различные группы вырабатывают различные
миры, которые меняются в процессе изменения
значений в ходе социального взаимодействия.

Предпосылки символического интеракционизма по Миду

Джордж Мид, другой пионер теории символического взаимодействия, сосредоточена на том, каким образом люди связаны с объектами вокруг нас и других людей. В своих работах, в первую очередь он выделил два типа символических взаимодействий:

  • Язык
  • Игра

Общим для этих форм взаимодействия является то, что они основаны на символах, которыми пользуются все участники процесса общения; в противном случае обмен информацией между ними был бы невозможен.

игра

Для Мида, игра является фундаментальным процессом, с помощью которого дети приобретают значения затем используются для интерпретации мира вокруг них. Приняв определенные роли во время игры (например, «доктор», «полиция» или «ковбой»), дети могут поставить себя в других людей и понять правила, которые регулируют социальные взаимодействия.

Таким же образом, благодаря игре дети могут больше узнать об объектах, которые их окружают, и об их полезности. Эти игры становятся все более сложными, так как дети взрослеют и полнее понимают свое окружение.

В более сложных формах игры дети также должны понимать роли остальных участников. Таким образом, создается парадигма, разделяемая всеми людьми, участвующими во взаимодействии, которую Мид называет «другим обобщенным»..

язык

Что касается языка, Мид описал это как общение через символы со смыслом. Используя этот процесс, человек может усвоить отношение других к себе. Поэтому этот социолог считал, что язык является одним из самых основных столпов общества.

По словам Мида, язык также является основным способом, которым мы строим образ себя. Это происходит в процессе символического взаимодействия при общении с другими.

Осмысление культуры в теории символического интеракционизма

Концепция символического интеракционизма (от английского «взаимодействие») берет за основу понимания культурных факторов два важных методологических определения. Во-первых, это рассмотрение социальных взаимодействий в их символическом (особенно языковом) взаимодействии. Во-вторых, это многомерный анализ «самости» как ядра личности в культуре.

В процессе символического взаимодействия индивид усваивает образы и смыслы, выработанные в обществе. Через это присвоение каждый человек воспринимает мотивы и стремления других и формирует свои собственные мотивы и стремления. В результате возникает целая цепь взаимосвязей: Стимул — знак — мотив — самосознание. При таком подходе термин «интеракционизм» приобретает индивидуально-психологический смысл, поскольку обозначает процесс отношения индивида к большой или малой группе. В то же время знаки (символические) средства выступают в качестве посредников этих отношений

При более широкой трактовке понятие интеракционизма может включать такое важное измерение культуры, как ее коммуникативная функция, которая обеспечивает связь между различными горизонтальными и вертикальными группами, между поколениями, разными культурами и так далее

Важной заслугой «интеракционистов» было изучение взаимосвязи между символической и функциональной стороной социального процесса. В этикете, например, существует несоответствие между показно уважительной символикой и реальным отношением людей друг к другу

Культурный смысл этикета заключается в том, что, с одной стороны, он выполняет функцию социализации личности: Осваивая нормы этикета, человек приобретает алгоритмы поведения в определенных ситуациях, принятые в данной социальной общности. С другой стороны, «этикетное» поведение имеет ярко выраженную символическую форму. Она включает в себя символику жестов, мимики и речевых средств. В то же время за внешними манерами, символически выражающими привязанность и уважение, может скрываться нейтральное или явно негативное отношение. Хотя этикет является средством поддержания социально необходимого минимума приличия, использование символов этикета может принимать характер лицемерия или скрытой внутренней враждебности.

Результатом динамики социального процесса может стать ситуация, при которой либо функция, либо символ устаревают и теряют признание в общественном сознании. Результатом этого процесса являются две разновидности событий. Во-первых, когда символ признается неуместным, его заменяют (так Санкт-Петербург стал Петроградом, затем Ленинградом, а потом снова Санкт-Петербургом). Во-вторых, когда социальное явление теряет свои реальные функции, связанный с ним символизм может сохраняться некоторое время, даже если он становится пустой оболочкой. Например, в языке сохранилось выражение «бросить перчатку». Но оно утратило свое буквальное первоначальное значение, потому что исчезло функциональное значение института аристократических дуэлей.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм пытается описать человеческие взаимодействия и общество в терминах адаптации и неадаптации к другим игрокам в игре. Поскольку в играх есть правила, культурные социологи этого направления фокусируются на том, как игроки, в зависимости от хода взаимодействия, создают, поддерживают и понимают правила игры.

Американский исследователь Джордж Герберт Мид (1863 — 1931) считается основателем теории символического интеракционизма. Однако сам термин был введен его учеником Блумером в 1937 году. При жизни Мид опубликовал очень мало работ. Его основные работы собраны в сборниках «Разум, самость и общество» (1954) и «Философия действия» (1938). Две особенности характеризуют направление символического интеракционизма, которое развивал Мид.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учение Гераклита
  2. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии
  3. Блаженный Августин
  4. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  5. Экзистенциал
  6. Эстетическое как универсальный критерий ценности
  7. Человек как творец и наследник духовного богатства
  8. Анатомия сообщества
  9. Чувственная и рациональная ступени познания и уровни научного познания
  10. Задачи философии в культуре

2. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида

По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль.

Таким образом, основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю.Хабермас, X.Блумер), взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла (кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия) — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям.

Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.

Мид различает два аспекта формирования самости:

  1. 1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
  2. 2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.

Стадии социализации в раннем возрасте:

  1. Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
  2. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  3. Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

«Значимые другие» — люди, играющие решающую роль в процессе социализации, чьи суждения, действия являются образцом при формировании наших собственных суждений, мнений, линий поведения.

Дж. Г. Мид

Джордж Герберт Мид (1863-1931) родился в Массачусетсе. После окончания Гарвардского университета и стажировки в Германии он стал профессором Чикагского университета и преподавал там до 1931 г. При жизни он был мало известен, не публиковал крупных научных работ и ограничивал свою деятельность лекциями (которые пользовались большой популярностью у слушателей). Популярность Мида возросла после его смерти, когда группа его бывших студентов
его бывших студентов и почитателей его таланта, опубликовал работы Мида в четырех томах, основанные на конспектах лекций его студентов и рукописях автора. Основная работа — «Сознание, самость и общество». В дальнейшем мы будем постоянно ссылаться и цитировать эту работу в нашем анализе творчества Мид.
Центральное место в учении Мида занимает концепция межиндивидуального взаимодействия (такая же, как в учении Ч. Кули, основателя интеракционизма). С этой категорией тесно связана другая, не менее важная для мысли Мида — социальный акт. Она рассматривается как диалог между людьми, постоянный, непрерывный обмен отношениями и действиями между ними. Социальный акт состоит из четырех этапов: Импульс, восприятие, манипуляция и достижение. Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие — как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция — как процесс взаимодействия субъекта с объектом, завершение — как получение блага от объекта взаимодействия и его оценка.

Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает прямую реакцию людей на действия других. Что касается второго, основного типа взаимодействия — символического, то он предполагает обмен «установками, смыслами и ценностями» в различных формах, прежде всего языковых. Последний может функционировать как жестовая, письменная, вербальная форма общения

Рассматривая различные типы жестов, Мид уделяет особое внимание анализу вокального жеста и его превращению в осмысленный символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь вокальных жестов он считает языком

Американский ученый неоднократно подчеркивает, что социальный мир человека и; человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическая среда». По мнению Мида, общение между людьми происходит с помощью специальных средств — символов, которые он называет жестами и языком. Символическая среда оказывает решающее влияние на людей, поскольку способствует формированию сознания и человеческого «я». Жест — это первый, неполный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредованы значением, которое «находится», так сказать, между жестом и воспринимающим человеком. Значение жеста (когда он понят) вызывает инстинктивную реакцию. Мид пишет: «Жест выражает результат социального действия, результат, на который существует определенная реакция со стороны индивидов, вовлеченных в действие. Таким образом, значение дается или формулируется в терминах реакции.

Благодаря чему человек является субъектом социализации?

Человек как субъект социализации: человек становится полноправным членом общества, является не только объектом, но прежде всего субъектом социализации, усваивает социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, саморазвивается и реализует себя в обществе.

Основой для рассмотрения личности как субъекта социализации является концепция американских ученых Ч. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, а также Дж. Г. Мид.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в общении, межличностной коммуникации в рамках первичной группы (семья, группа сверстников, группа соседей), то есть в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий придерживались позиции, что социальные явления и процессы следует рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что при изучении той или иной социальной ситуации необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, вовлеченных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разработавший течение под названием символический интеракционизм, считал «межиндивидуальное взаимодействие» центральным понятием социальной психологии. Согласно Миду, совокупность процессов взаимодействия составляет (обуславливает — формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и уникальность реакций и агентности индивидуального «я» зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых участвует «я». С другой стороны, социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи C.X. Кули, У.И. Томас, Ф. Знанецки и Дж.Г. Мид оказали сильное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в рамках субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии образования (1985) утверждают, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникативного взаимодействия между обществом и индивидом.

Человек объективно становится субъектом социализации, потому что на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе ему приходится решать задачи, которые он ставит перед собой более или менее осознанно, но чаще бессознательно, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъектность (индивидуальное своеобразие).

Самопреобразование личности в процессе социализации: личность не остается пассивной в процессе социализации (как спонтанной, так и относительно направленной и относительно социально контролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность не только как субъект социализации, но и как ее объект и даже как жертва.

В каждой из этих ипостасей он может чувствовать или осознавать необходимость или желание изменить что-то в себе, чтобы

Чтобы лучше соответствовать ожиданиям и требованиям общества, как позитивным, так и негативным (в объектной ипостаси);

В какой-то степени противостоять требованиям общества, более эффективно решать проблемы, возникающие в своей жизни, и проблемы своего времени (в предметной роли)

избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой каких-то неблагоприятных условий и обстоятельств социализации

более или менее, приблизить образ «настоящего Я» (то, каким человек видит себя в данный период) к образу «желаемого Я» (то, каким он хотел бы себя видеть).

То есть в процессе социализации человек меняется в ту или иную сторону.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека стать другим (редко — полностью, обычно — частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: внешности и физических характеристик; личностных характеристик; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной и социальной сфер (знания, навыки, ценности, установки и т.д.). ); сценарии поведения; стиль и (или) образ жизни; отношение к себе (самооценка), отношение к себе (самоуважение, самопринятие), отношение к миру (мировосприятие, мировоззрение — образ мира), отношение к миру (аспекты и способы самореализации и самоутверждения).

Человек как объект социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, подростковом и юношеском возрасте, является объектом социализации. Это проявляется в том, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно освоил роли мужчины или женщины (гендерная социализация), создал стабильную семью (семейная социализация), мог и хотел компетентно участвовать в общественной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и так далее.

Следует помнить, что не только общество в целом, но и определенные группы и организации предъявляют требования к человеку в том или ином аспекте социализации. Характеристики и функции тех или иных групп и организаций определяют специфический и не идентичный характер этих требований. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривавший процесс социализации, считал, что активным началом в нем является общество, а оно является субъектом социализации. «Общество, — писал он, — может выжить только при наличии значительной степени однородности среди его членов. Поэтому оно пытается сформировать человека «по своей модели», то есть, утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объект социализирующих влияний общества.

Во многом взгляды Э. Дюркгейма легли в основу разработанной Талкоттом Парсонсом детальной социологической теории функционирования общества, которая, в частности, описывает процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определил социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором родился ребенок», как «овладение реквизитами ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у входящего «новичка» как минимум чувство лояльности, а в лучшем случае — чувство преданности системе. По его мнению, человек «впитывает» общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сих пор многие из них рассматривают человека только как объект социализации, а саму социализацию — как субъект-объектный процесс (причем в качестве субъекта выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход можно найти в типичном определении социализации из Международного словаря педагогических терминов (G. Terry Page, J.B. Thomas, Alan R. Marshall, 1987): «Социализация — это процесс приобретения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворяющих отношений с другими людьми.

Три стадии обучения ребенка

     Дж.
Мид различал три стадии процесса
обучения ребенка исполнению взрослых
ролей. Первая — подготовительная стадия
(в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой
ребенок имитирует поведение взрослых
без какого-либо понимания (например, девочка
наказывает куклу). Вторая стадия, называемая
игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда
дети начинают понимать поведение тех,
кого они, изображают, но исполнение роли
еще неустойчиво. Третья — заключительная
стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое
поведение становится собранным и целенаправленным
и проявляется способность ощущать роли
других актеров. Удачным примером или
аналогом такого поведения можно считать
игру в футбол, когда в ходе перемещения
по полю происходит постоянная смена амплуа
игроков. Для взаимодействия с партнерами
каждому из игроков необходимо ставить
себя на место партнера и представлять
себе, что он сделал бы в том или ином игровом
эпизоде. Команда возникает и действует
только тогда, когда каждый усваивает
не только собственную роль, но и роли
партнеров.

     В
ходе подобного процесса индивид, проходя
последовательно все стадии вхождения
в другие роли, развивает способность
видеть свое собственное поведение во
взаимосвязи с другими индивидами и ощущать
на себе их реакции. Через осознание других
ролей, а также чувств и ценностей других
в сознании личности формируется «обобщенный
другой». Он является грубым сравнением
со стандартами и ценностями общества.
Повторяя принимаемую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою концепцию
Я.

     Стадии 
принятия роли другого, других, обобщенного
другого — все это стадии превращения физиологического
организма в рефлексивного социального
индивида. Происхождение «Я», таким образом,
целиком социально5.

     Так
у индивида развивается способность 
реагировать на самого себя, формируется 
установка на себя, сообрази пая с отношением
к нему окружающих. Человек ценит себя
в той мере, в какой его ценят другие; он
утрачивает свое достоинство в той мере,
в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное
отношение к себе со стороны окружающих.
Остается сделать вывод, к которому уже
пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает
себя в соответствии с теми характеристиками
и ценностями, которые приписывают ему
Другие. Человек для Мида — не изолированное
существо, не «одинокий остров», и психология
дает многочисленные подтверждения тому,
что именно общество обусловливает форму
и содержание процесса формирования Я
— концепции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: