Философ и социолог юрген хабермас: биография, творчество, цитаты и интересные факты

Теория

Этика обсуждения

Он является одним из мыслителей этики дискуссии ( Дискурсетик ) с Карлом-Отто Апелем, этики, которая находится в том же духе, что и кантианская этика, но вносит в нее определенную реконструкцию, можно сказать децентрализацию, по отношению к категориальной этике. императив. Фактически Хабермас развивает идею принципа обсуждения, способного заменить категорический императив. У Канта моральная значимость определяется личностью. Ясно, что Кант думает, что можно рационально договориться о том, что правильно и что несправедливо, но что оценка стандартов проводится в сердцах друг друга. Хабермас считает, что этот «монологизм» должен преодолеваться «диалогическим» пониманием морали, основанным на достижениях формальной прагматики и теории «перформативных высказываний» ( Остин ). Мы определяем, является ли правило поведения и действия или поведение моральным, путем обсуждения, которое должно максимально напоминать ситуацию абсолютной свободы слова и отказа от «стратегического» поведения.

Конституционный патриотизм

Наконец, Хабермас — теоретик конституционного патриотизма, патриотизма, оторванного от национального государства. По случаю ссоры между немецкими историками он развил идею о том, что немцы должны чувствовать себя не привязанными к своей стране, виновными в зверствах во время Второй мировой войны, а к демократическим институтам, которые гарантируют уважение к гражданам. Впоследствии, размышляя о выходе за рамки национального государства и о европейском строительстве, он возродил эту идею. Его тезис: появление все более значимых культурных меньшинств в европейских странах означает, что мы переосмысливаем гражданство. Верховенство закона должно гарантировать меньшинствам полное уважение их самобытности, языка, религии и  т. Д. а они, в свою очередь, должны быть привержены защите и уважению этих же институтов. На Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Греции в 2013 году, он предупредил европейцев о росте «популизма присутствующего во всех странах» .

Моральное / этическое различие

Различие между моралью и этикой — характеристика современного деонтологического направления. Это различие основано на морали Канта, которая разделяет принципы определения воли между материальным, который является частным, поскольку он относится к чувствительности, и формальными принципами, которые являются универсальными и рациональными. Юрген Хабермас основывает это кантовское различие между материальными принципами и формальными принципами, чтобы отличить мораль (которая относится к формальным принципам) от этики (которая относится к материальным принципам).

Таким образом, мораль — это то, что относится к честности и справедливости, то есть универсальные принципы, лежащие в основе всей межсубъективности, которые стандартизируют их и допускают определенную беспристрастность, а этика — это то, что относится к Добру, то есть к добру. особенности личности.

Универсальность

— Юрген Хабермас, Мораль и общение. Нравственное сознание и коммуникативная деятельность, Cerf, Paris, 1986, p.  88 .

Принцип рекламы ( Öffentlichkeit )

Принцип гласности для Хабермаса — заявленное требование критического и публичного использования разума. Этот принцип является частью более широкой структуры совещательной демократии . Для Хабермаса решение правомерно только в том случае, если обсуждение, которое к нему приводит, также является законным. В этом смысле совещательную демократию можно определить как противопоставление модели принятия решений, выдвинутой, в частности, Руссо, который постулирует, что источник решения достаточен, чтобы гарантировать его легитимность. Таким образом, публичные дебаты, составляющие совещательную демократию, являются принципом легитимности, передаваемым публичным пространством, в котором Кант усмотрел новый нормативный принцип. Согласно Канту, реклама (обнародование) затем становится источником легитимации, идущей против деспотизма . Принцип публичности дает общественному пространству реальную критическую силу, «силу постоянной осады», согласно Хабермасу. Таким образом, общественное пространство позволяет возродить верховенство закона через постоянное и публичное обсуждение отдельных лиц.

Хабермас адаптирует свою первоначальную концепцию публичного пространства в рамках теории международных отношений . Он утверждает, что существует глобальное общественное пространство, в которое инвестируют не только государства, но и предприятия, население и все транснациональные сети.

Библиография

  • 1954 — «Абсолют и история: неопределенность в мышлении Шеллинга»
  • 1961 — «Студент и политика: социологическое исследование политического сознания франкфуртских студентов»
  • 1962 — «Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества»
  • 1963 — «Теория и практика. Изучение социальной философии»
  • 1968 — «Знание и интерес»
  • 1968 — «Техника и наука как «идеология»
  • 1970 — «Логика общественных наук»
  • 1973 — «Проблема легитимации позднего капитализма»
  • 1981-2013 — «Небольшие политические сочинения, I-XII части»
  • 1983 — «Моральное сознание и коммуникативное действие»
  • 1985 — «Философский дискурс о модерне»
  • 1991 — «Тексты и контексты»
  • 1996 — «Вовлечение другого: Очерки политической теории»
  • 2001 — «Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике»
  • 2004 — «Расколотый запад»
  • 2005 — «Между натурализмом и религией. Философские статьи»
  • 2005 — «Диалектика секуляризации: О разуме и религии»
  • 2011 — «Эссе к конституции Европы»

«Теория коммуникативного действия» Юргена Хабермаса

Эта главная работа философа принесла ему мировую известность. В ней Хабермас указывает на 4 аспекта социального действия:

  • «Телеологическое действие» образует основу философской теории действия. Согласно ей актор (осуществляющий действие) достигает цели, применяя подходящие средства надлежащим образом.
  • Понятие «действие» можно расширить до «модели стратегического действия». Тогда оно будет соотноситься не с отдельно взятым актором, а с членами некой социальной группы, совершающей свои действия, ориентируясь на общие ценности.
  • «Драматическое действие» не связывают ни с отдельными акторами, ни с членом той или иной социальной группы. Оно имеет отношение к участникам интеракции, являющимися зрителями друг для друга.
  • Понятие «коммуникативное действие» связано с интеракцией двух и более людей, владеющих речью, которые способны к действию и вступают в межличностное отношение.

Работает

  • Тексты и контексты. Теоретические тесты на признание, Éditions du Cerf, 1994.
  • Публичное пространство  : Археология рекламы как составляющее измерение буржуазного общества, первоначальное название: Strukturwandel der Öffentlichkeit ( 1962 ).
  • Теория и практика, первоначальное название: Theorie und Praxis ( ); переиздание: Paris, Payot, 2006
  • Знание и интерес, оригинальное название: Erkenntnis und Interesse ( )
  • Техника и наука как «идеология», первоначальное название: Technik und Wissenschaft als «Ideologie» ( ); переиздание: Paris, Gallimard, колл. «Тел», 1990 г.
  • Протестное движение и реформа университета, первоначальное название: Protestbewegung und Hochschulreform (1969).
  • «Логика социальных наук», первоначальное название: Zur Logik der Sozialwissenschaften (1970); перепечатка: Париж, ППУ, колл. «Квадрига», 2005 г.
  • Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung (дебаты с Никласом Луманом) (1971)
  • Причина и легитимность: проблемы легитимации в развитом капитализме, первоначальное название: Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus ( ); переиздание: Paris, Payot, 2012
  • После Маркса, первоначальное название: Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus ( ); переиздание: Paris, Fayard, 1985
  • Философские и политические профили, первоначальное название: Philosophisch-politische Profile ( — ).
  • Теория коммуникативного действия, первоначальное название: Theorie des kommunikativen Handelns, 2 т. ( 1981 ); переиздание: Paris, Fayard, 1987
  • Нравственность и общение: моральное сознание и коммуникативная деятельность, первоначальное название: Moralbewusstsein und Kommunikatives Handeln ( ); переиздание: Париж, Фламмарион, колл. «Чемпионы», 1999 г.
  • Философский дискурс современности, оригинальное название: Der Philosophische Diskurs дер Moderne (1988); переиздание: Paris, Gallimard, колл. «Тел», 2011 г.
  • Постметафизическая мысль: философские эссе, первоначальное название: Nachmetaphysisches Denken. Philosophische Aufsätze (1988)
  • Социология и теория языка
  • Политические произведения: культура, право, история, Париж, Серф ( ); переиздание: Париж, Фламмарион, сб. «Чемпионы», 1999 г.
  • Об этике обсуждения ( ), первоначальное название: Erläuterungen zur Diskursethik (1991); переиздание: Париж, Фламмарион, сб. «Чемпионы», 2013 г.
  • Право и демократия: между фактами и нормами, первоначальное название: Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaates ( ); переиздание: Paris, Gallimard, колл. «Очерки НРФ», 1997 г.
  • Тексты и контексты: эссе по теоретическому распознаванию ( ), оригинальное название: Text und Kontexte (1991)
  • Вечный мир: двухсотлетие кантовской идеи ( ); перепечатка: Пэрис, Серф, колл. «Гуманитарные науки», 1996 г.
  • Дебаты о политической справедливости (с Джоном Ролзом, ); переиздание: Пэрис, Серф, колл. «Гуманитарные науки», 2005 г.
  • Республиканская интеграция, очерки политической теории, Файард, 1998 г.
  • После национального государства появилось новое политическое созвездие, первоначальное название: Die postnationale Konstellation. Политические очерки, Fayard, 2000 г.
  • Правда и оправдание, оригинальное название: Wahrheit und Rechtfertigung. Philosophische Aufsätze (1999)
  • L’Espace public, Paris, Payot-Seuil, 1992, с неопубликованным предисловием автора ( ISBN  2-228-88013-2 )
  • Будущее человеческой природы. К либеральной евгенике? , оригинальное название: Die Zukunft der menschlichen Natur. Auf dem Weg zu einer liberalen Eugenik? (2001); переиздание: Paris, Gallimard, колл. «Тел», 2015 г.
  • Концепция 11 сентября (совместно с Жаком Деррида ), Париж, Éditions Galilée, 2004, 244  с.
  • Эпоха переходов, политические произведения 1998-2003 гг., Файард, 2005 г.
  • Об общественном использовании идей, политические произведения 1990-2000 гг., Файард, 2005 г.
  • Идеализации и коммуникация, Agir communicationnel et usage de la raison, Париж, Файярд, 2006 г.
  • Между натурализмом и религией . Вызовы демократии, Париж, Галлимар, сб. «НРФ Эссаис», 2008, 380 с.
  • Причина и религия, Диалектика секуляризации, Юрген Хабермас и Йозеф Ратцингер, Salvator Publishing, 2010, 96 с.
  • Конституция Европы, Париж, Галлимар, сб. «Эссе НРФ», 2012, 240  с.
  • Маршрут 1 (1971-1989). Социология и теория языка — Pensée post-métaphysique, Париж, Gallimard, колл. «NRF Essais», 2018, 576  с.
  • Маршрут 2 (1990-2017). Теория рациональности — Теория языка, Париж, Галлимар, сб. «NRF Essais», 2018, 656  с.

Научная деятельность

Хабермас начал педагогическую практику в Гейдельбергском университете. В 1964-м он получил должность на кафедре Макса Хоркхаймера во Франкфурте-на-Майне. Продолжительное время философ работал вблизи Мюнхена, в Институте им. Макса Планка, но разногласия с коллегами спровоцировали возвращение во Франкфурт-на-Майне в 1981-м. Спустя 2 года его пригласили к работе на кафедре в городском университете, где философ работал вплоть до 1994-го. В 1990-м опубликовали книгу Юргена Хабермаса под названием «Модерн — незавершенный проект».

Специалисты выделяют два периода в творчестве философа и социолога, которые условно поделены основными трудами в его библиографии — «Познанием и интересом» и «Теорией коммуникативного действия»

Первый период характеризуется вниманием к психоанализу и герменевтике, а второй сочетает переосмысление взглядов и допущение возможностей синтеза

Концепция коммуникативной модификации, разработанная исследователем, предполагает прагматичную схему. В ее основе лежат анализ речи и выстраивание общих условий языкового взаимодействия. Исходя из теории ученого, акцент делается на когнитивном, экспрессивном и интеракционном аспектах, так как речь дает участникам общения понимание об истине, правдивости оратора и нормативной правильности.

Коммуникативная теория выделяет имплицитный и эксплицитный варианты значимости речевой активности. Первый играет роль непосредственной коммуникации, а второй подразумевает дискурс как метод проверки спорной значимости. В ходе диалога приводятся аргументы, которые помогают достичь взаимопонимания и согласия. Юрген Хабермас называл дискурс «идеальной речевой ситуацией», которая необходима для донесения до оппонента взглядов и мыслей. Философ также выделял коммуникативные, стратегические и инструментальные действия, необходимые для достижения единого понимания.

Помимо работы над анализом коммуникаций, мужчина интересовался различными аспектами истории и социологии. Рассуждая о демократии, Хабермас описывал свои взгляды на гражданское общество. Он уверял, что демократия нуждается в прочном фундаменте, организованном на основе институтов, которые расширяют границы социального равенства и свободы.

Embed from Getty ImagesФилософ Юрген Хабермас сейчас

Юрген поддерживал точку зрения Иммануила Канта, считая, что народный суверенитет гарантирует права человека вне зависимости от принятого общественного строя, будь то либерализм, социализм или демократия. Большим вкладом в социологию со стороны Хабермаса стала книга «Вовлечение другого», изданная в 1996-м. В том же году опубликовали «Моральное сознание и коммуникативное действие».

В 2001 году выпустили работу «Будущее человеческой природы». В ней ученый отражает позицию относительно технической экспансии, считая, что она влечет потерю индивидуальности. Его коллега, социолог Льюис Мамфорд, в свою очередь называл технику инструментом власти и воздействия на человека, а также методом саморазвития.

Говоря об искусстве, Юрген Хабермас и его коллеги Дэниел Белл и Зигмунт Бауман трактовали постмодернизм как результат политических перипетий в сочетании с идеологией неоконсерватизма. Отсылки к этим мыслям можно найти в произведении «Философский дискурс о модерне», опубликованном в 1985-м.

В 2004 году ученый выпустил труд «Расколотый запад», а спустя 4 года вышла книга «Ах, Европа», ставшая последней частью в многолетних изданиях «Небольших политических сочинениях».

Примечания и ссылки

  1. произношение на немецком языке с высокой стандартизацией, транскрибируется в соответствии со стандартом API . (де) Макс Мангольд, Duden Aussprachewörterbuch, vol.  6, Dudenverlag, колл.  «Der Duden in zwölf Bänden»,2005 г., 860  с. ( ISBN  978-3-411-04066-7 ), стр.  383
  2. (де) Хабермас, Юрген. 1985. Die neue Unübersichtlichkeit. Kleine Politische Schriften V, стр.  202  : «  die Versöhnung der mit sich selber zerfallenden Moderne  » .
  3. (де) Хабермас, Юрген. 1984. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns, p.  505 f: «  die universalistischen Fragestellungen der Transzendentalphilosophie, bei gleichzeitiger Detranszendentalisierung des Vorgehens und der Beweisziele, aufzunehmen  » .
  4. (де) Хабермас, Юрген. 2005. Zwischen Naturalismus und Religion. Philosophische Aufsätze, стр.  17 и далее: »  geprägt durch eine bürgerliche Anpassung an eine politische Umgebung, mit der man sich nicht voll identifizierte, die man aber auch nicht ernsthaft kritisierte  » .
  5. (из) Фест, Иоахим. 2006. Ich nicht  : «  Dem Regime in allen Fasern seiner Existenz verbundenen HJ-Führer  » .
  6. (де) Хабермас, Юрген. 1954. Das Absolute und die Geschichte. Фон дер Zwiespältigkeit в Schellings Denken (Diss.), П.  86 .
  7. Предисловие Хабермаса к немецкому изданию книги « Виктор Фариас, Хайдеггер и нацизм», опубликованной на французском языке под названием « Мартин Хайдеггер: творчество и участие»,   изд. дю Серф, 1988
  8. Agence France-Presse, «Хабермас предостерегает Европу от популизма», 7 августа 2013 г.
  9. Иммануил Кант, Критика практического разума, теорема III, Г. Ф. Фламмарион, 2003, с.  120
  10. (ы) на Серкуло де Bellas Artes (доступ на 1 — м января 2015 года ) .

Интересные факты

При рождении мальчику присвоили инвалидность, так как ребенок родился с волчьей пастью. Его навыки общения оказались ослаблены этим обстоятельством, что сыграло роль в последующей увлеченности коммуникативной философией. Две корректирующие операции помогли исправить ситуацию.
В студенческие годы Юрген числился внештатным журналистом изданий Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt

Философ привлек к себе внимание профильной аудитории критикой философии Мартина Хайдеггера, которого обвинял в пропаганде нацизма.
Сын Хабермаса Тильманн преподает психоанализ в университете Франкфурта, а дочь Ребекка обучает истории в Геттингенском университете.

Жизненный и коммуникативные миры

Основой социологической теории Хабермаса является антагонизм сферы, в рамках которой находятся наши социальные отношения, и области деловых отношений, которые имеют место в государственных институтах и на экономическом рынке. Для их обозначения ученый ввел понятия «жизненный» и «коммуникативный мир». Эти сферы обладают качественным признаком различия, сводящимся к понятию рациональности. В первом случае речь идет о коммуникативной рациональности, а во втором — об инструментальной. Их изменение происходит на фоне социальной эволюции, которую Хабермас определяет через развитие познавательных способностей человека, включающих как производственную, так и когнитивную деятельность.

Детство

Юрген Хабермас появился на свет с пороком внутриутробного развития, так называемой волчьей пастью. Этот недостаток в детстве затруднял его общение со сверстниками и взрослыми, поэтому в младших классах мальчик заметно отставал в развитии от других учеников. Отец Хабермаса вскоре после его рождения вступил в нацистскую партию, поэтому его дети воспитывались в соответствии с идеями национал-социализма.

В 1943 году в возрасте 14 лет Юрген прошел курс подготовки инструкторов по оказанию первой помощи и записался в гитлерюгенд. В 1945 году его старший брат был призван в армию вермахта. Однако самого Юргена родители спрятали, и он скрывался до прихода американских оккупационных войск.

В 1960-х годах

В Германии тех лет получить место в академической среде было непросто. Хабермасу, как и многим другим ученым, не удалось получить звание и место доцента, поэтому он на некоторое время покинул Франкфурт. Впоследствии такое отношение старших коллег привело к тому, что во время студенческих волнений ученый выступил за радикальную реформу в сфере университетского образования.

Тем не менее в 1961 году Хабермас все же защитил докторскую диссертацию в Марбурге и получил звание доцента. Его работа «Структурное изменение общественности» была переиздана 20 раз и получила широкий резонанс в среде западных интеллектуалов.

Работа в известных вузах

В том же 1961 году Хабермас получил приглашение на место профессора философии в Гейдельбергском университете, который является одним из старейших в Европе.

Там ученый проработал до 1964 года, а после стал преподавать во Франкфурте. С 1971 по 1980 год Хабермас занимал руководящую должность в Институте исследований жизненных условий, а в начале 80-х работал в институте социальных наук им. Макса Планка. В середине 1980-х годов Хабермас занимался длительным научным проектом, финансируемым Немецким научным фондом. В результате чего был создан его второй по значимости труд под названием «Фактичность и значимость».

Противник

Следовательно, демократия — это … «дискуссия между людьми добросовестности, в которой (незначительный) спор разрешается с помощью рациональной речи». «… Потому что в ментальном мире« демократа »есть два лагеря:« демократы », конечно, и насильственные -« не желающие споров ». Например, во время« желтых жилетов » насильственный не хотел «больших дебатов» Макрона. Это было доказательством того, что они были жестокими. Не желать больших дебатов означало быть против демократии. Поскольку демократия — это дебаты. По логике, мы должны были зайти так далеко, чтобы сделать вывод, что Великие дебаты были о Великой демократии ».

Преподавательская деятельность

В конце 1950-х годов Юрген Хабермас, «Теория и методика» которого оказали большое влияние на специалистов, занимающихся исследованием процессов, происходящих в современном обществе, стал преподавателем Франкфуртского института социальных исследований. С 1956 по 1959 годы он работал ассистентом и принимал участие в обширном эмпирическом и социологическом исследовании, предметом которого стала система образования Западной Германии. Материалы этих научных изысканий, проводимых в течение трех лет, легли в основу первого значительного труда, созданного Хабермасом и озаглавленного как «Студент и политика».

Юрген Хабермас сейчас

В 2020 году немецкого теоретика называют в числе главных исследователей современности в области философии. Эксперты видят в его трудах отсылки к воззрениям Иммануила Канта и Карла Маркса, а также Зигмунда Фрейда. В них присутствует и четкость, характерная для философов американского прагматизма. Фото ученого публикуют в книгах и профильных изданиях, а цитаты из книг используют в профессиональных обсуждениях.

Сейчас Хабермас ведет профессиональную деятельность и занимает активную общественную позицию. Во время пандемии коронавирусной инфекции он подписал отказ от избирательного медицинского обслуживания пожилых людей. Специфичный регламент оказания врачебной помощи предлагала британская медицинская ассоциация. Принятие ее предложения означало, что при поступлении в больницы большого числа зараженных врачи должны были спасать тех, у кого выше шансы выжить. О позиции философа и других известных персон СМИ заявляли в новостях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: