Автонекролог
В августе 1936 года Бертран Рассел закончил такой документ.
- «Смерть третьего графа Рассела, или Бертрана Рассела, как он предпочитал себя называть, наступившая в девяносто лет, разорвала связь с очень давними временами. Его дед, премьер-министр в Викторианскую эпоху, виделся с Наполеоном на Эльбе, его бабушка была подругой молодого наследника престола. В юности он написал известную работу по математической логике, однако его эксцентричное отношение к Первой мировой войне выявило отсутствие взвешенных суждений, все больше отравлявших его более поздние работы. Возможно, это связано с тем, что он не воспользовался преимуществами обучения в общеобразовательной школе, обучаясь у нанятых преподавателей на дому до восемнадцати лет. …
- Жизнь его, со всей его своенравностью, имела некоторую анахроническую последовательность, схожую с судьбами аристократических бунтовщиков начала XIX века. Принципы его были странными, но какие бы ни были, они определяли его поступки. В частной жизни он не проявлял той резкости, которая портила его сочинения, а был приветливым собеседником и не был лишен человеческого сочувствия. У него было много друзей, но он пережил почти всех из них. Тем не менее для тех, кто остался, он казался в глубокой старости полным радости, без сомнения, в значительной степени благодаря своему неизменному здоровью, поскольку в политическом плане в последние годы своей жизни он был так же изолирован, как Мильтон после Реставрации. Он был последним выжившим из умершей эпохи».
Рассел предполагал, что этот некролог будет востребован в 1962 году. Однако он еще восемь лет пролежал без дела. Его великолепный и долгий век – это тысячи событий, сотни публикаций, тысячи идей, множество романов (любовных). Но вот за что его почитают фигурой, равной Аристотелю, за что дали Нобелевскую премию, чем он прославился в математике и философии – постарайтесь выяснить сами. Впрочем, те, кто тут хватал кирпичи и размахивал иными орудиями, вряд ли сумеют понять хотя бы что-нибудь. А те, кто сможет – вооружайтесь книгами или хотя бы загрузите поисковый сервер. Кстати, на Бертрана Рассела можно посмотреть, и можно послушать его. Как искать – вы уже знаете.
Аристократ
Рассел в 1876 году. Фото: wikipedia.org
Лорд Бертран Артур Уильям третий граф Рассел родился 18 мая 1872 года.
— Наверное, первым моим воспоминанием было то, как я выпал из повозки, запряженной пони. Мне было два года. Отчетливые воспоминания сохранились только с тех пор, как мы переехали к дедушке с бабушкой в Ричмонд-парк. Это было после смерти отца, мне было три года. Мать умерла, когда мне было два года. Я ничего не помню о матери, помню, как отец дал мне постер, напечатанный красными буквами – красные буквы мне понравились. А дед умер, когда мне было шесть лет. Бабушка прожила долго и умерла, когда я уже был женат.
И все же лордом быть хорошо. Бертрана, его брата Фрэнка и сестру Рэчел отвезли к бабушке с дедушкой, и далеко ехать не пришлось, это тут же, в Лондоне. Справочник скупо сообщает подробности: «Пембрук-лодж, входящая в список исторических зданий Англии георгианская усадьба — двухэтажный дом в Ричмонд-парке в лондонском районе Ричмонд-на-Темзе. Расположена на возвышенности с видом на долину Темзы до Виндзора, Чилтерн и холмы в Раннимид. 11 акров (4,5 га) ландшафтной территории, в том числе часть кургана короля Генриха, с которого открывается вид на собор Святого Павла. На территории находятся памятники поэту 18-го века Джеймсу Томсону, а также рок-музыканту и поэту Яну Дьюри. Здание представляет исторический интерес, поскольку в нем проживал премьер-министр Великобритании лорд Джон (позже граф) Рассел и провел детство его внук, философ Бертран Рассел».
Ранняя утрата родителей не была для молодого Бертрана большой травмой – он просто не успел их узнать.
Бертран Рассел о религии
Будучи воспитанным в религиозной атмосфере, молодой Бертран восстал против религии и библейских текстов. Он поставил под сомнение существование Бога, свободной воли и бессмертия души. Он стал атеистом. Какое восстание в высшей точке, это были совершенные преступления, особенно в отношении женщин, во имя религии и библейских текстов.
Одна из цитат Бертрана Рассела на тему религии: «Христианская религия была и остается величайшим врагом морального прогресса в мире». Что касается ислама, он писал: «Среди религий ислам следует сравнивать с большевизмом. Христианство и буддизм – это, прежде всего, личные религии, с мистическими учениями, в то время как ислам и большевизм имеют практическую основу (социальную, материальную), единственная цель которой — расширить свое господство над землей».
Примечания[править | править код]
- Эту дату смерти Рассела постоянно перевирают.
- Жигалов И. И. Великий Октябрь и Британия // Вопросы истории. — 1987. — № 11. — С. 48.
- Трухановский В. Г. Советские ученые в борьбе за мир: Пагуош // Вопросы истории. — 1974. — № 12. — С. 165.
- Цит. по: «Такая война не продлится долго, и за ней ничего не последует»
- Цит. по: Емельянов Ю. В. Конгресс США и революционная Куба // Вопросы истории. — 1978. — № 3. — С. 58.
- Цит. по: Жигалов И. И. Агрессия США во Вьетнаме и Великобритания // Вопросы истории. — 1968. — № 6. — С. 74.
- Цит. по: Трухановский В. Г. Советские ученые в борьбе за мир: Пагуош // Вопросы истории. — 1974. — № 12. — С. 166.
- Витгенштейн — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Фильм Витгенштейн (1993) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
Взгляды и философские труды
Став дипломированным специалистом Бертран Рассел был назначен дипломатом Великобритании вначале во Франции, а затем и в Германии. В 1986 г. из-под его пера вышла первая значительная работа «Германская социал-демократия», которая принесла ему большую известность.
По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью.
В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.
В 1908 г. Бертран вошел в состав Королевского общества – ведущей научной организации в Британии. Позже, в соавторстве с Уайтхедом он издал книгу «Principia Mathematica», которая принесла ему всемирное признание. Авторы заявляли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится основой любого исследования.
Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта
Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм
Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Рассел проникся идеями пацифизма. Он входит в состав общества – «Противодействие призыву на военную службу», чем вызвал возмущение у действующей власти. Мужчина призывал соотечественников отказаться от службы в армии, за что был привлечен к суду.
Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.
В камере Рассел написал «Введение в математическую философию». До конца войны он продолжал вести антивоенную деятельность, активно пропагандируя свои идеи. Позже философ признался, что восхищается большевиками, чем вызвал еще большее недовольство у властей.
Рассел на радио ВВС
В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.
В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.
Своими впечатлениями о поездке в Россию ученый поделился в книге «Большевизм и Запад». После этого он посетил Китай, вследствие чего была издана его новая работа под названием «Проблема Китая».
В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.
В 1929 г. Бертран опубликовал книгу «Брак и мораль», за которую он получит Нобелевскую премию по литературе в 1950 г. Создание ядерного оружия сильно угнетало философа, который на протяжении всей жизни призывал людей к миру и гармонии с природой.
В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата Гитлером Польши, он окончательно отказывается он пацифизма.
Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.
После окончания войны Рассел продолжил писать новые книги, выступать по радио и читать лекции студентам. В середине 50-х годов он был сторонником политики «холодной войны» поскольку считал, что она способна предотвратить Третью мировую войну.
В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.
Взгляды и философские труды
В 1900 году Бертран Рассел в компании педагога Тринити-колледжа Альфреда Уайтхеда стал участником философского конгресса, проведенного в Париже. Он прочел работы философов Готлоба Фреге и Джузеппе Пеано, занимавшихся исследованием символической логики, и создал собственную книгу под названием «Принципы математики». Ее опубликовали в 1903 году. Работа принесла Расселу известность.
Бертран Рассел
Исследования в области единого в математике и логике автор продолжал в период с 1910 по 1913 годы, а затем презентовал трехтомное издание «Основная математика», написанное в сотрудничестве с Уайтхедом. Ученые уверяли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится фундаментом любого исследования. Они отделяли философию от этики и богословия, делая ее основой анализ явления. Эмпирическое Рассел и Уайтхед ставили во главу, так как с его помощью достигается истина, в то время как все другое остается субъективным, а значит, сомнительным.
В дальнейшем Рассел продолжал размышления на тему эмпирического и пришел к выводу, что это единственный способ познания истины. В 1904 году он читал лекции в Гарварде и затем опубликовал их отдельным изданием. Ученый признал наличие противоречий в логике и стал рассуждать о роли гипотез и доказательности опыта в философии.
Философ Бертран Рассел
Рассел был внимателен и к политике. Став вместе с женой членом «Фабианского общества» и сподвижником социализма, он боролся за равноправие женщин в вопросах выборов. В 1910 году Бертран выдвинул свою кандидатуру от либеральной партии на выборы в парламент. Желаемой поддержки он не получил, так как сторонников взглядов ученого в обществе было немного, а его отношение к религии противоречило актуальной на тот момент обстановке.
С 1916 года Рассел состоял в организации «Противодействие призыву на военную службу» и написал книги «Принципы социального переустройства», «Война и справедливость», «Политические идеалы» и др. Его труды не привлекали внимания до тех пор, пока философа не оштрафовали и не посадили в тюрьму за памфлет против тюремного наказания за отказ служить в армии.
Бертран Рассел с учениками
Плохая репутация повлекла за собой увольнение из Тринити-колледжа, преподавателем которого был Бертран. Его библиотеку распродали для погашения штрафа, а правительство запретило выезд в США для чтения лекций в Гарварде.
Рассел не отказался от своих взглядов и за критические высказывания в 1918 году попал в тюрьму Брикстон, где написал «Введение в математическую философию». 1920-е годы ознаменовались публикацией «Анализа мышления», «Основ атома», «Основ относительности», «Анализа материи». Социалистические воззрения ученого получили подкрепление после знакомства с Троцким, Горьким и Лениным в 1920 году.
Выступление Бертрана Рассела
Посетив Советский Союз, Рассел критиковал режим в книге «Теория и практика большевизма». Последующее путешествие в Азию принесло опыт преподавания в Пекинском университете и создание труда под названием «Проблема Китая». С 1924 по 1931 годы ученый читал лекции в США.
В тот период его заинтересовали международные проблемы. Автор рефлексировал в книгах «Свобода и организация, 1814…1914», «Какой путь ведет к миру?», «Власть: Новый социальный анализ». С 1935 года Бертран Рассел жил в Америке и читал лекции в университетах Чикаго и Калифорнии. Его пацифистские взгляды потерпели поражение после вторжения нацистов, случившегося в Польше в 1939 году.
Бертран Рассел на радио BBC
Ученый выступал за военную реакцию и из-за этого не пользовался популярностью в США. Его с трудом приняли представители духовенства и члены горсовета, вынужденные реагировать на назначение Рассела профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка.
Вернувшись в 1944 году в стены родного Тринити-колледжа, Бертран Рассел продолжил публицистическую деятельность, читал лекции для радио и стал обладателем ордена «За заслуги». Опубликованные в 1950 году «Непопулярные эссе» получили Нобелевскую премию по литературе. Рассел проигнорировал возможность выступить с официальной речью при получении награды.
Биография[править | править код]
Родился в графстве Монмутшир (Уэльс) в старинной английской аристократической семье. Внук Джона Рассела, лидера вигов и британского премьер-министра.
С октября по июнь 1894 года учился в Тринити-колледже (Кембридж), в котором затем преподавал.
В 1896 году написал докторскую диссертацию по геометрии.
В июле 1900 года вместе со своим наставником и другом, философом и математиком А. Н. Уайтхедом принял участие в Международном конгрессе математиков в Париже.
В 1908 году был принят в Королевское научное общество. С того же года — член «Фабианского общества».
В , и 1923 годах неудачно участвовал в выборах в парламент.
С 1914 года — член лейбористской партии.
Во время Первой мировой войны выступал на многочисленных антивоенных митингах, за что в 1916 году был оштрафован на 100 фунтов стерлингов и лишён права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 году заключён на полгода в Брикстонскую тюрьму.
В 1920 году отправился (в составе делегации из девяти человек во главе с Б. Тёрнером) в Советскую Россию, где встречался с В. И. Лениным и Л. Д. Троцким, М. Горьким и А. Блоком. Однако по итогам поездки написал книгу «Практика и теория большевизма», весьма критическую по отношению к советскому строю.
С 12 октября 1920 по 10 июня 1921 года пробыл в Китае.
В 1927 году вместе со своей второй женой основал недалеко от Лондона школу Бекон Хилл для детей младшего возраста, которая просуществовала вплоть до 1937 года, но не имела особого успеха.
В 1931 году после смерти старшего брата унаследовал титул лорда.
С по 1944 год читал лекции в различных университетах США, пока не возвратился в Англию.
В 1949 году был удостоен высшей государственной награды — ордена «За заслуги».
В 1950 году стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы за книгу «Брак и мораль» () и публицистическую деятельность.
23 декабря 1954 года выступил по английскому радио с лекцией на тему «Угроза человеку».
В ноябре 1957 года обратился с открытым письмом к Н. С. Хрущёву и президенту США Дуайту Эйзенхауэру.
6 августа 1961 года участвовал в митинге в Гайд-парке в память погибших в Хиросиме, а через месяц вместе с тогдашней женой был вызван в суд по обвинению в подстрекательстве к гражданскому неповиновению. Будучи приговорён к двухмесячному заключению, был помещён в больничное крыло лондонской тюрьмы, но уже 17 сентября освобождён после протестов.
В течение всего Карибского кризиса был настроен резко антиамерикански.
14 октября 1965 года на митинге «Молодёжного движения за ядерное разоружение» на глазах у всех порвал билет члена лейбористской партии, в которой состоял 51 год.
В июне 1967 года потребовал запретить применение напалма, разрывных пуль дум-дум и газовых камер.
Летом 1968 года обратился к председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину с требованием вывести войска с территории Чехословакии.
Умер в своём доме в деревушке Пингриндьюдрэф (графство Мерионетшир, Уэльс).
Философские воззрения
Рассел не считает философию наукой, отводя ей место между наукой и религией
Однако философия по его мнению занимает важное место разрешая те вопросы что непосильны науке, а также являясь конкурентом религии в борьбе за духовное становление и рост человека
Важнейшими чертами учения Рассела является его атеистическая позиция, концепция свободы и всеобщего развития и реализации личности. Рассел одним из первых указывает на угрозу создания такого общества в котором власть полностью поработит духовную жизнь личности и создаст легко управляемую массу.
Рассел много критикует западную цивилизацию за чрезмерное увлечение наукой и техническим прогрессом в ущерб внимания к человеку, его внутреннему миру и развитию.
Личная жизнь
Кажется, что биография Бертрана Рассела была связана только с научной и общественно-политической деятельностью, но философ не забывал и о личной жизни. Его имя исследователи вносят в список известных любовников последних столетий, и тому есть подтверждения. Писатель был женат 4 раза, а количество его любовниц велико.
Бертран Рассел и его первая жена Элис Смит
Первой избранницей Рассела стала Элис Смит, знакомство с которой состоялось в Тринити-колледже в студенческие годы. В 22 года Бертран женился на Элис, но их восприятие семейной жизни не совпало. Иллюзия семейного счастья, создаваемая супругами, рухнула, когда Бертран влюбился в супругу коллеги, Уайтхеда. Мимолетная интрига привела к разводу, и в 1910 году в сердце ученого поселилась новая любовь. Его привлекла Оттолин Моррел, супруга члена парламента. Отношения быстро сошли на нет, остановились на стадии переписки, а Рассел открыл для себя мир новых романов.
В 1914 году в США Бертран он познакомился с дочерью хирурга Хелен Дадли и пригласил ее в гости в Англию, но к визиту девушки уже состоял в отношениях с Айрин Купер Уллис. В 1916 году он был сражен замужней актрисой Констанцией Маллесон и стал третьим в ее отношениях с супругом. Связь с артисткой поддерживал 30 лет.
Бертран Рассел и его вторая жена Дора Блэк
В 1921 году философ женился на Доре Блэк, секретаре, сопровождавшем его в поездке по России. Она родила Бертрану сына и дочь. Выбирая школу для детей, супруги решились на создание собственного образовательного учреждения, открытого в 1927 году. Мысли относительно брака и семьи, переполнявшие писателя в этот период, он выразил в книге «Брак и мораль».
Союз Рассела и Блэк был недолгим. Ученый увлекся юной Джоан Фолуэлл и состоял с ней в отношениях 3 года. В 1936 году состоялась свадьба с воспитательницей его детей, Патрицией Спенсер. Разница в возрасте между супругами составляла 40 лет. Семья жила в США. Женщина родила Бертрану сына, но и этот брак оказался не финальным этапом в личной жизни писателя.
Бертран Рассел и его третья жена Эдит Финг
В 1952 году он развелся с женой ради отношений с писательницей Эдит Финг. Они сошлись на почве единых общественно-политических взглядов: вместе участвовали в демонстрациях, путешествовали по Европе и занимались антивоенной деятельностью.
Личная жизнь
На протяжении многих лет, когда он работал единомышленно по логике, частная жизнь философа была мрачной и безрадостной. Он был влюблен в свою первую жену, Алису. В 1911 году, однако, он страстно полюбил леди Оттолин Моррелл. Обреченная с самого начала (потому что Моррелл не собиралась покидать своего мужа), эта любовь, тем не менее, изменила всю жизнь Рассела. Он оставил Алису и начал надеяться, что он, в конце концов, сможет найти исполнение в романтике. Частично под влиянием Моррелл он также в значительной степени потерял интерес к технической философии и начал писать в другом, более доступном стиле. Написав бестселлер, новое исследование «Проблемы философии» (1911), он обнаружил, что у него есть дар описывать сложные предметы так, чтобы они были понятны многим читателям. Он начал все чаще обращаться к своей работе именно к ним, а не к крошечной горсти люди, способных понимать «Принципы математики».
В этот же период Бертран встретил Людвига Витгенштейна, блестящего молодого австрийца, который прибыл в Кембридж, чтобы изучить логику у Рассела. Увлеченный этой наукой Витгенштейн добился больших успехов, и в течение года Бертран предложил ему отложить логику и заняться философией. Однако собственная работа Витгенштейна, в конце концов опубликованная в 1921 году, подорвала весь подход к логике, основанной на вкладе Рассела в философию математики. Он убедил своего учителя, что вообще не существует «истин» логики, эта логика состоит полностью из тавтологии, истина которой не была гарантирована вечными фактами в платоновском царстве идей, а, скорее, была просто в природе языка.
Межвоенный период и Вторая мировая война
В 1921 году он женился на своей второй жене Доре Блэк, молодой выпускнице Гиртон-колледжа в Кембридже. Она родила ему двоих детей: Джона и Кейт. В 1922 году была опубликована книга Бертрана Рассела «Искусство мыслить», представляющая собой запись лекции в память министра-аболициониста Монкура Конвея. В межвоенные годы он и его супруга приобрели репутацию лидеров прогрессивного социалистического движения, которое было явно антиклерикальным, открыто выступающим против традиционной сексуальной морали и посвященным реформе образования.
Опубликованные его работы в этот период состоят в основном из журналистики и популярных книг. Многие изданные в этот период книги Бертрана Рассела, такие как «О воспитании» (1926), «Брак и нравственность» (1929) и «Завоевание счастья» (1930), хорошо продавались и помогли представить Рассела в глазах широкой публики как философа, рассуждающего о моральных, политических и социальных проблемах. Его публичная лекция «Почему я не христианин», выпущенная в 1927 году и напечатанная много раз, стала популярным классическим образцом атеистического рационализма. В 1927 году супруги создали свою собственную школу «Бикон Хилл» в качестве новаторского эксперимента в начальном образовании.
В течение этих лет второй брак Бертрана Рассела становился все более напряженным, отчасти из-за переутомления, но главным образом потому, что Дора предпочла иметь двух детей с другим мужчиной и настояла на том, чтобы воспитывать их вместе с Джоном и Кейт. В 1932 году он покинул Дору ради Патрисии Спенс, а в течение следующих трех лет его жизнь осложнилась из-за ожесточенного и сложного развода с Дорой, который он наконец получил в 1935 году. В следующем году он женился на Спенс, а в 1937 году у них родился сын Конрад.
Изнуренный годами неистовой общественной деятельности и желая на этом сравнительно позднем этапе своей жизни (ему тогда было 66 лет) вернуться к академической философии, он получил преподавательский пост в Чикагском университете. С 1938 по 1944 год он жил в Соединенных Штатах, где преподавал в Чикаго и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но ему не разрешали занимать должность в Городском колледже в Нью-Йорке из-за возражений против его взглядов на секс и брак. Будучи на грани финансового краха, он получил должность преподавателя истории философии. Бертран Рассел работал в Фонде Барнса в Филадельфии. Хотя вскоре он расстался с его основателем Альбертом Барнсом и потерял работу, мыслитель смог превратить лекции, которые он поставил на фундамент, в книгу «История западной философии» (1945), ставшую бестселлером. В течение многих лет эта книга была его основным источником дохода.
Пацифист
Бертран Рассел в 1920 году
Когда началась Первая мировая война, Рассел немедленно вступил в организацию «Противодействие призыву на военную службу». Государство тут же ответило ему, и руководство Тринити-колледжа, где он уже был преподавателем, вынуждено было уволить его. Хотя… не вынуждено, а мечтало, и давно, найти для этого повод. Человек с таким характером и настолько независимый (очень хорошо иногда быть лордом) крайне неудобен для любого начальства. Он продолжает бороться за право отказываться от призыва по религиозным и политическим мотивам и пишет в «Таймс» статью, основная мысль которой звучит неделикатно: «политическая свобода в Великобритании обернулась фарсом». Его оштрафовали на сто фунтов стерлингов, конфисковали библиотеку (не дедовскую – его собственную), и кончается это в 1918 году Брикстонской тюрьмой на 6 месяцев.
Однажды я был на собрании пацифистов. На участников набросилась толпа из ветеранов колониальных войск и пьяных мегер, которые пришли с палками, утыканными ржавыми гвоздями, и били ими пацифистов по головам. Полиция ничего не предпринимала. Вот-вот должно было дойти и до меня. Я не представлял, что буду делать. Кто-то подошел к полицейским: «Остановите их! Этот человек – выдающийся писатель». «Да ну?» – отвечали полицейские. «Он всемирно известный философ!» «Да ну?» – «Его брат – первый граф Рассел!» Вот тут они немедленно побежали меня выручать. А в тюрьму меня отправили позже. Обвиняли меня в том, что моя статья была призвана расстроить отношения с Соединёнными Штатами и могла к этому привести. Я писал там, что американских солдат часто использовали в качестве штрейкбрехеров. Вину я не признал и сказал в суде, что это вздор, неужели они и впрямь думают, что США отвернутся от Великобритании из-за газетёнки, которую и так никто не читает. Но я получил шесть месяцев тюрьмы.
Рассел (в центре) вместе со своей женой Эдит возглавляет антиядерный марш в Лондоне, 18 февраля 1961 г.
Не злорадствуйте вы, с кирпичом! Да спрячьте вы уже эту веревку, кого вы тут вешать собрались? А вот вы приободритесь, молодой человек в очках! Вспомните суд над Берти – только Вустером, когда он украл шлем полицейского. Тут все, конечно, посерьезнее, но тюрьма «по полной» длилась недолго – после апелляции режим стал куда как мягче. Брат его все ж таки и правда — первый граф Рассел. Прислушались. Тем более, что если министр внутренних дел вел себя несговорчиво, Фрэнк Рассел напоминал ему, как тот прислуживал ему в колледже.
Детство и юность
Полное имя мальчика, появившегося в семье аристократов Рассел 18 мая 1872 года – Бертран Артур Уильям Рассел. Он родился в Треллеке, графство Монмаутшир, в имении Рейвенскрофт. Отец ребенка был сыном премьер-министра Англии и предводителя партии вигов. Родственники будущего философа отличались образованностью и статусом в обществе. Либерализм был в крови Расселов, открыто говоривших о вопросах войны и мира.
Бертран Рассел в детстве
Отец Рассела, Лорд Эмбли, был одним из родоначальников пацифизма, теория которого сформировалась в 19 веке и стала популярной уже в 20 столетии. Бертран стал активным пропагандистом взглядов и идей отца. Его мать также была сподвижницей либерализма и отстаивала права женщин при любом удобном случае. Последнее навлекло гнев королевы Виктории.
Родители Бертрана Рассела скончались, когда ему было 2 года. Затем последовала смерть сестры. Вместе с двумя старшими братьями мальчик остался на попечении бабушки-графини. Она обеспечила внукам отличное образование благодаря иностранным гувернерам. Аристократическое воспитание, большая библиотека и одаренные учителя формировали мировосприятие детей. Бертран проявлял интерес к математике и часто заявлял верующей бабушке, что придерживается атеистической позиции. В 1889 году в возрасте 17 лет Бертран стал студентом Тринити-колледжа при Кембридже.
Бертран Рассел в молодости
В 1894 году он получил степень бакалавра искусств. Увлекшись аналитическими высказываниями Джорджа Эдварда Мура, Рассел исследовал эмпиризм по трудам Джона Локка и Дэвида Юма. В 1895 году Бертран стал членом научного общества колледжа, а в 1897-м закончил диссертацию под названием «Об основах геометрии».
Получив образование, Рассел стал почетным атташе Британии и поехал с деловым визитом в Париж. Затем он посещал Берлин, где собирал материал для дебютной работы «Германская социал-демократия», опубликованной в 1896 году. Путешествия продолжились визитом в США и завершились возвращением в Англию, где Бертран Рассел презентовал свои кембриджские лекции в книге «Критическое толкование философии Лейбница».
Домашнее образование
Russell at Trinity College in 1893
Бабушка была достаточно строгой и серьезной леди и бездельничать внукам не давала. К пятнадцати годам будущий философ уже знал свободно немецкий и французский языки, обучение было несложным – одна гувернантка была немкой, вторая – француженкой. Так что языки он учил так же, как мы с вами – русский. А еще в Пембрук-лодж была прекрасная библиотека, ее собирали несколько поколений. Мальчик увлекался естественной историей, античной философией и математикой. Но с математикой все было не так-то просто.
Историей я всегда очень сильно интересовался. В детстве – сказками. Должен сказать, что Ганс Христиан Андерсен мне нравился намного больше, чем братья Гримм. В детстве я перечитывал его сказки по многу раз. В детстве я не был скептиком. Я был очень религиозен. Когда мне было четыре года, мне рассказывали сказку о Красной Шапочке. И мне приснилось, что меня съел волк. Но к моему большому удивлению, я остался в животе у волка, а не вознесся к небесам. Мне особенно нравилась математика. Мой первый урок математики я получил от брата, когда он рассказал мне об Эвклиде. Я тогда подумал, что это самая изумительная штука, которую я встретил в своей жизни. Но было и разочарование, потому что он сказал: «Итак, начнем с аксиом». Я переспросил: «А это что?» Он ответил: «Ну это вещи, которые нужно принять, хотя мы и не можем доказать их». Я сказал: «А зачем мы их будем принимать, если их доказать нельзя?» Он сказал, что тогда мы не сможем продолжить, а мне ужасно хотелось узнать, что там будет дальше, и поэтому решил на время принять эти аксиомы. Математика… К ней меня подтолкнула та чистая радость, которую людям приносит музыка или поэзия. Математика меня восхищала. И помимо этого, я считал, что ключом к разгадке тайн вселенной является математика. Я встречал очень много обыденных явлений, которые можно объяснить с помощью математики.
Заметим, что и лордам из исторического особняка нравятся те же самые сказки братьев Гримм. А математика вообще одна для всех.
Рассел в 1907 году
Биография[править]
Из аристократов. Рано остался сиротой. Учился в Кембридже. Затем на дипломатической работе сначала в Париже, потом в Берлине. В Германии его увлекают социалистические идеи. Он публикуется и по возвращению на родину в 1896 году начинает преподавать. Его труды приносят ему широкое признание. В 1908 году стал членом «Фабианского общества». При этом симпатизировал анархизму.
Рассел прошёл сложную эволюцию философского мировоззрения, которую он сам называл переходом от платоновской интерпретации пифагорейской школы к юмизму. Создал концепцию «логического атомизма» и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики.
Открыл логический парадокс (названный его именем — Парадокс Рассела), который привел к построению оригинального варианта аксиоматики теории множеств. Один из создателей концепции логического атомизма и родоначальник неопозитивизма. Признавал реальность лишь «чувственных данных», объяснял их в духе «нейтрального монизма», исходя из которого рассматривал понятия «дух» и «материя» как логические конструкции из «чувственных данных». Допускал существование «атомарных фактов», которые, в отличие от «элементов опыта», объективны, но их объективность основана лишь на вере в бытие внешнего мира.
В области этики считал высшей целью жизнь, которая направляется чувственной любовью и исходит из веры в могущество ума. В политике выступал против теорий, которые подчиняют личность государству, осуждал фашизм и коммунизм. Рассел — один из инициаторов Пагуошского движения. Автор работ «Философия логического атомизма» (1918), «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Власть и личность» (1949), «Здравый смысл и ядерная война» (1960) и др. Соавтор «Манифеста Рассела-Эйнштейна» (1955), пропитанного идеей необходимости мыслить по-новому в ядерный век.
В 1963 году создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме.