Джон стюарт милль, британский философ, экономист и политический деятель

Содержание

Джон Стюарт Милл (1806-1873) был известным политиком, экономистом и философом английской национальности, который прославился как теоретик утилитарной мысли, а также как представитель школы классической экономики.

Милль запомнился в истории философии за его попытки примирить то, что известно как классическая английская экономика, с историко-социалистическими течениями, которые усиливались в 19 веке. Кроме того, на его образ мышления заметно повлияли либеральные и прогрессивные идеи.

Стюарт Милль также выделялся работами, в которых он обращается к проблеме свободы. Например, в его произведении под названием О свободе, автор придерживается позиции, согласно которой каждый человек имеет неоспоримое право действовать в соответствии со своей волей и принципами до тех пор, пока выполняемые действия не наносят вред развитию другого человека.

Это означает, что, если действие, которое выполняет определенный человек, влияет только на него самого, общество не имеет права вмешиваться, даже если оно считает, что этот человек причиняет себе вред. Это предписание исключает тех людей, которые не имеют возможности «самоуправляться», таких как дети или социально маргинализированные люди.

Ее либеральные и прогрессивные позиции также можно увидеть в ее подходе к гендерному неравенству, поскольку Милль выступал за искоренение навязанных различий в ролях мужчин и женщин в 19 веке. Он также поддерживал академическую связь с романтизмом, социализмом и позитивизмом.

Научные труды

Трактат Милля «О свободе» касается природы и предела власти, которую общество может оправданно иметь над индивидуумом. Одним из самых значимых достижений Милля было предложение теории принципов причинения вреда, которая утверждает, что человек имеет право действовать сообразно своим желаниям, до тех пор, пока это не причиняет вреда окружающим. Он также утверждает, что свободный дискурс является необходимым условием интеллектуального и социального прогресса. Согласно Миллю, высказывать ложные мнения позволительно в двух случаях. В первом случае, человек охотнее откажется от своего ложного мнения в том случае, если будет вовлечён в процесс обмена идеями. Во втором же, если человека заставлять пересматривать и заново подтверждать свои убеждения в процессе дебатов, это поможет избежать превращения ложных мнений в убеждение.

Важным вопросом Милль считал положение женщин в обществе, а потому много усилий прилагал для расширения их прав. Его деятельность смело можно назвать одним из самых ранних примеров феминизма. В своей статье «Порабощение женщин» он рассуждает о роли женщине в браке и о необходимых в ней изменениях. По Миллю, утверждению женщины как полноценного члена общества мешают три фактора: социальная и половая конституция, образование и замужество. Эта статья является одной из первых феминистических работ, написанных автором мужского пола. По мнению Милля, угнетение женщин является пережитком прошлого и в значительной мере задерживает прогресс человечества.

В своём труде «Утилитаризм» Милль формулирует свой знаменитый «принцип величайшего счастья», согласно которому, в пределах разумности, человек всегда должен действовать так, чтобы принести как можно большее счастье как можно большему кругу людей. Главным вкладом Милля в теорию утилитаризма являются доводы в пользу разделения удовольствий по качественным признакам. Взгляды его отличаются от идей Бентама в том, что последний считал все формы счастья одинаковыми, в то время как Милль утверждал, что интеллектуальные и моральные удовольствия стоят выше физических форм радостей. Согласно Миллю, счастье обладает большей ценностью, чем удовлетворение. Подтверждением разницы между счастьем высшим и низшим он называет то, что люди, испытавшие обе его формы, склоняются к предпочтению одной формы другой.

Основная работа

Очерки экономики и общества, 1967.

  •  : Система дедуктивной и индуктивной логики, пер. Луи Пейс, 1866 г.
  •  : Очерки некоторых нерешенных вопросов политической экономии
  •  : Принципы политической экономии  (фр)
  •  : De la liberté (английское название: О свободе )
  • 1859: Несколько слов о невмешательстве, очерк внешней политики
  •  : Эссе « соображения о представительном правительстве»Соображения о представительном правительстве» ) о «конституционной морали»
  • 1861: Утилитаризм ( утилитаризм )
  •  : Исследование философии сэра Уильяма Гамильтона и основных философских вопросов, обсуждаемых в его сочиненияхLa Philosophie de Hamilton, trad. Э. Казель, 1869.
  • 1865: Огюст Конт и позитивизм
  • 1867: Об университете. Речь Сент-Эндрюса, Presses de l’Université Laval, Квебек, 2017. Анонимный перевод проверен, завершен и представлен Норманом Байаржоном, Антуаном Богран-Шампань и Камиллой Сантер Байаржон.
  •  : Подчинение женщинОт подчинения женской традиции. Э. Казель, 1869.
  •  : АвтобиографияМои воспоминания: история моей жизни и моих идей, трад. Э. Казель, 1874 г.
  •  : Три очерка о религииEssais sur la Religion, trad. Э. Казель, 1875.

Чистая теория в соответствии с историко-индуктивным методом

Это означает, что, согласно Стюарту Миллю, метод может быть основан на чистой (то есть дедуктивной) теории

Однако это должно дополняться и подпитываться историко-индуктивным методом, принимая во внимание исследования исторических изменений в социальной структуре

Этот чистый метод необходимо связать с историческим методом в рамках экономической дисциплины, поскольку в большинстве случаев вопросы, связанные с экономикой, зависят от институтов и социальных отношений. Следовательно, теория, ориентированная исключительно на абстракцию, не может быть применена.

Чтобы сосредоточиться непосредственно на экономических и социальных событиях, необходимо отказаться от других аспектов повседневной реальности, таких как политические, правовые, культурные и религиозные аспекты.

Из-за этого Милль предполагает, что на момент создания выводов они не могут иметь универсальный характер, поскольку человеческое поведение зависит от всех тех элементов реальности, которые не могут быть включены в исследование.

Джон Стюарт Милль

IGDA
Джон Стюарт Милль.

Милль Джон Стюарт (Mill) (1806—1873), английский философ и экономист,
идеолог либерализма. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма,
последователь О. Конта. В «Системе логики» (т. 1—2, 1843) разработал
индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию наук. В этике
соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом. В сочинении «Основания
политической экономии» (т. 1—2, 1848) положения классической политэкономии
объединял со взглядами Ж. Б. Сея и Т. Р. Мальтуса.

Другие биографические материалы:

Бирюков Б.В. Методологические труды Милля (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Борисова И.В. Экономист, публицист и общественный
деятель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).

Субботин А.Л. Философ-позитивист (Большая
советская энциклопедия в 30 томах. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 16.
Мёзия – Моршанск. – М., Советская энциклопедия. – 1974).

Фролов И.Т. Буржуазный философ (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кондаков И.М. Представитель ассоциативной психологии
(Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. и перераб. – СПб., 2007).

Блинников Л.В. Стоял на позициях феноменалистического
позитивизма (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М.,
2002).

Милль исходит из концепции опытного происхождения
нравственного чувств и принципов (Философский энциклопедический словарь.
— М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Английский философ и экономист (Энциклопедия
«Мир вокруг нас»
).

Сочинения:

Автобиография. М., 1896

О свободе. СПб, 1906

Система логики, тт. 1–2. М., 1914

Основы политической экономии, тт. 1–3. М., 1980–1981

The Collected Works of John Stuart Mill, v. 1–25. Toronto – L., 1963;

Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов
доказательства в связи с методами научного исследования, 2-е изд. СПб., 1914;

О подчинении женщины. СПб., 1896;

Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1866–1869;

Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов,
обсужденных в его творениях. СПб., 1869;

Основания политической экономии. СПб., 1909;

Представительное правление. СПб., 1897;

Автобиография. М., 1896;

Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906.

Литература:

Зенгер С. Дж.Ст.Милль, его жизнь и произведения. СПб., 1903;

Туган-Барановский М.И. Дж.Ст.Милль. Его жизнь и учено-литературная
деятельность. СПб., 1892;

Чернышевский Н. Г., Очерки из политической экономии (по Миллю), Полн. собр.
соч., т. 9, М., 1949;

Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в.,
М., 1959;

Ивановский В.Н. Джон Стюарт Милль (1806–1873) и его «Система логики». – В
кн.: Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной… СПб., 1914;

Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, «Вестник Европы», 1874, Jslb 5, 6, 7,
10, 12;

Рождественский Н.Н. О значении Джона Стюарта Милля в ряду современных
экономистов. СПб., 1867;

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX
века. М.: Академия, 1996.

Bain A. John Stuart Mill: A Criticism with Personal Recollections. L., 1882;

Becher S. Erkenntnistheoretische Untersuchungen zu J.S.Mills Theorie der
Kausalität. Halle, 1909;

Jackson R. An Examination of the Deductive Logic of J.S.Mill. L., 1941;

Packe M. The Life of John Stuart Mill. L., 1954;

De Long, The Semantics of J.S.Mill. Dordrecht – Boston – L., 1982.

Ansсhutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953;

Britton K., J. S. Mill, L., 1953;

Р а с k e M.S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954;

R у a n A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970;

М с С 1 о s k е у H. J., J. S. Mill, N. Y., 1971.

Вундеркинд

Несмотря на это, Стюарт Милль решил воспользоваться академическими возможностями, которые предлагал ему отец. Всего в три года маленькая Милл уже узнала греческий алфавит; К тому времени, когда ему исполнилось 8 лет, он уже прочитал большое количество классических произведений на их языке оригинала, например, некоторые тексты Платона и Геродота.

Милль страстно любил читать книги по истории; однако он также преуспел в изучении как греческих, так и латинских авторов. Он свободно говорил по-латыни, а также знал алгебру. Его успеваемость была настолько замечательной, что его даже назначили учителем для других детей.

Когда ему было двенадцать лет, он вошел в тексты Адама Смита и Дэвида Рикардо, которыми Милль очень восхищался и которые учел в своих более поздних работах.

В 20 лет он страдал от тяжелой депрессии в результате жестокого обращения со стороны родителей; Однако ему удалось выздороветь после смерти отца и он решил посвятить себя расширению своих знаний.

С тех пор автор восстал против своего отчуждающего образования, немного дистанцировавшись от утилитарных тенденций и подпитывая себя другими формами мысли, такими как романтизм, социализм и позитивизм.

Впоследствии Стюарт Милль продолжил работу в Британской Ост-Индской компании, одновременно являясь членом Либеральной партии в парламенте. В 1840 году он установил замечательную дружбу с шотландским психологом Александром Бэйном.

Неравенство и рабство

Еще одна идея, предложенная Миллем, заключается в том, что для него принятие режима неравенства никогда не было направлено на обеспечение счастья человечества и не было направлено на поддержание общественного порядка.

Напротив, это неравенство отвечает первостепенному требованию с самого начала человеческого общества; когда женщина была передана в рабство мужчине, который по прихоти хотел завладеть ею, а она из-за своего худшего мускульного состояния не могла ни отрицать, ни требовать, тогда ей пришлось смириться со своей неумолимой судьбой полного подчинения.

В свою очередь, то, что начиналось как жестокий акт насилия и варварства, с годами стало юридической реальностью; то есть, что он защищен именем закона.

Стюарт Милль приводит в качестве примера рабство, поскольку сначала это был вопрос силы между господином и рабом, а позже это стало законным институтом.

Свадьба

В 1851 году он женился на своей большой возлюбленной Харриет Тейлор, с которой он поддерживал плодотворную дружбу на протяжении 21 года.

Со своей стороны, Тейлор также имела заметное участие в области философии, особенно в феминистском направлении. На самом деле считается, что именно эта женщина вдохновила Милля написать о правах женщин.

Когда Джон Стюарт встретил Гарриет Тейлор, она все еще была замужней женщиной; однако их нельзя было разлучить из-за большой привязанности друг к другу.

По этой причине эта пара друзей подверглась жестокой критике со стороны предубежденного викторианского общества того времени. После этих эпизодов муж Тейлор расстался с ней и стал жить в отдельном доме.

Тейлор умер через семь лет после женитьбы, в 1858 году. Она была похоронена в Авиньоне, Франция, где Джон прожил год, чтобы остаться у могилы своей покойной жены.

Иррациональность

Милль устанавливает, что это неравенство не является результатом рассуждений, поскольку, если бы это было так, было бы легче проводить дебаты, в которых видоизменяется этот тип ментальной структуры.

Скорее, неравенство основано на сантиментах, на иррациональном; Следовательно, труднее атаковать проблему с корнем, потому что эмоциональность другого подвергается нападению.

Согласно Дж. С. Миллю, из-за этой эмоциональности гендерное неравенство — проблема, которая не смогла полностью исчезнуть, несмотря на великие интеллектуальные и социальные революции, произошедшие в наше время.

Точно так же автор утверждает, что институты, хотя и продвинулись в некоторых аспектах, все же остаются такими же варварскими в других элементах, как и те, что им предшествовали.

биография

Старший сын Джеймса Милля, он родился20 мая 1806 г.в родительском доме в Пентонвилле, Лондон. Он получил образование у своего отца по совету и помощи Джереми Бентама и Дэвида Рикардо . Он получил чрезвычайно строгое образование, намеренно держался подальше от детей его возраста. Его отец, последователь Бентама и защитник ассоцианизма, открыто преследует цель сделать его гением, способным разобраться в причинах утилитаризма и его приложений после его смерти и смерти Бентама.

Он обладает исключительно не по годам развитым интеллектом и культурой; В трехлетнем возрасте отец научил его греческому алфавиту и длинному списку греческих слов с их английскими эквивалентами. В восемь лет он читал басни Эзопа, в Анабасиса из Ксенофонта, в то время как Геродот, это удобно с Люсии, Диоген, Исократа и шесть диалогов знает Платона . Он также читает большое количество книг по истории.

Также в возрасте восьми лет Милль начал латынь, изучал Евклида, алгебру и обучал самых маленьких детей в семье. Его основные чтения касаются истории, но он читает всех латинских и греческих авторов, которых обычно учили в колледжах и университетах того времени. Ему не нужно сочинять на латыни или греческом, и он никогда не ходил в школу; в десять лет он легко читал Платона и Демосфена . Работа его отца, Histoire des Indes, была опубликована в 1818 году. Около двенадцати лет Джон начал изучать схоластическую логику, просматривая трактаты Аристотеля по логике в тексте. В последующие годы отец познакомил его с политической экономией через исследования Адама Смита и Дэвида Рикардо и, наконец, завершил свое экономическое видение изучением факторов производства .

Джон Стюарт Милль и его невестка Хелен Тейлор, около 1835 года.

В двадцать лет он страдал от депрессии, вероятно, связанной с переутомлением . Этот эпизод в его жизни заставляет его пересмотреть утилитаризм из Бентам и его отца: он приходит к мысли о том, что утилитарная образование он получил, если это сделало его исключительным «думающая машина», в то же самое движение, отрезать его от его глубокой Я почти иссушил в нем все формы чувствительности. С тех пор он пытается совместить научную и логическую строгость с выражением эмоций. Это произведения поэта Вордсворта, которые на первых порах помогают ему развить «культуру чувств», (заново) пробудить в нем жизненную силу сердца и приблизить его к романтической мысли .

Он встречает Харриет Тейлор на обеде, который побудил пастора Уильяма Джонсона Фокса  (в), редактора Monthly Repository, преданной феминистской газеты. Дети Харриет и Джона Тейлора, ее мужа в то время, обожают ее, и он обожает себя быть хозяйкой дома. Сразу возникает дружба, основанная на общих взглядах на общество, образование, политику и, прежде всего, на права женщин . Страсть приходит сразу после. Влюбленные видятся почти ежедневно, муж закрывает глаза на их поведение. Однако терпимость Тейлора достигла предела в 1833 году, и Харриет переехала в Уолтон-на-Темзе со своей дочерью Хелен Тейлор, в то время как их два сына остались с отцом. Он остается дома на Риджент-стрит и Джон Стюарт Милль со своими родителями. Джон Стюарт Милль и Харриет обмениваются письмами и эссе на многие темы. Дошедшие до нас тексты показывают, что у нее более радикальные идеи, чем у него. Ее тянет к социализму и она критикует унизительные последствия зависимости женщин от мужчин.

Муж Харриет Тейлор Милл умер, и последний снова женился в 1851 году на Джоне Стюарте Милле. Сначала они живут на юго-востоке Лондона с Хелен, которая заботится о своей матери, и еще одним из ее детей, Алджерноном («Хаджи»), но очень быстро они поселяются на юге Франции из-за плохого здоровья Харриет; она умерла от легочного кровотечения в Авиньоне на3 ноября 1858 г.. На Джона очень сильно повлияла смерть его жены, и поэтому он остается во Франции с Хелен и поселяется в небольшом доме, откуда он может видеть кладбище Сен-Веран в Авиньоне.

Джон Стюарт Милль придает большое значение мыслям своей жены и невестки Хелен. В одном из своих произведений Он указывает, что «это работа не одного ума, а трех». В частности, он описывает свое эссе De la liberté как результат «соединения» ума своей жены и своего собственного, и подчеркивает на страницах своих мемуаров, что его любовь сочетается с сильным интеллектуальным соучастием:

Письмо, адресованное Джону Стюарту Миллю из Новой Зеландии и прошедшее транзитом через Авиньон 3 февраля 1872 г.

Могила Джона Стюарта Милля на кладбище Сен-Веран в Авиньоне .

Он умер на 7 мая 1873 г.и похоронен на кладбище Сен-Веран в Авиньоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: