Деятельность композитора
Бортнянский постепенно увеличил состав хора с 24 до 60 человек и достиг того, что капелла стала служить исключительно целям церковного пения. Улучшил исполнение, сделал его более церковным, устранив вычурные виртуозные украшения и т.п. По настоянию Бортнянского был издан ряд высочайших указав, охранявших чистоту церковного стиля в его понимании. В г. было повелено: «все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения Бортнянского». Бортнянскому также было поручено обучать причетников приходских церквей Петербурга «простому и единообразному нотному пению», для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса.
Д. М. Бортнянский |
Бортнянский сделал первый опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в певческих книгах, изданных впервые Синодом в г. («Помощник и покровитель», «Ныне силы»(№2), «Приидите, ублажим», «Дева днесь», «Ангел вопияше» и др.) В этих переложениях он только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им размер и уложив в рамки мажора и минора, для чего потребовалось иногда немного менять их. Замечателен проект Бортнянского о печатном издании древних мелодий в их подлинном крюковом виде, которое по его мысли должно было
- восстановить историческую связь в развитии богослужебного пения,
- дать возможность желающим «прибегать к этому пению, как к источнику» и «почерпать в нем полезное и лучшее и сообразно дарованиям своим из того делать употребление»,
- прекратить «нелепые и самовольные церковного пения переправы, исказившие и мелодию, и степенный ход ее»,
- открыть возможность объяснения крюковой системы, «которая была бы самым лучшим способом познать подробнее свойства диатонического рода, в каковом идет все церковное пение, противоположно новейшей музыкальной системе»,
- служить средством к единению старообрядчества с православной церковью.
Несмотря на серьезность поставленных вопросов и задач и влиятельное положение автора проекта, он остался без движения.
В конце жизни отобрал и подготовил к изданию 35 своих духовных концертов.
В издание Юргенсона «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений» (под ред. Чайковского) вошли: 9 трехголосных соч. (в т.ч. Литургия), 29 четырехгол. песнопений (в т.ч. 7 Херувимских), 16 двухорных песнопений, 14 «Тебе Бога хвалим» (4 одно- и 10 двухорных), 45 концертов (35 одно- и 10 двухорных), гимны и частные молитвы («Коль славен» и др.)
Краткая биография
- Юность Бортнянского совпала с тем временем в России, когда зарождалась профессиональная композиторская школа и наблюдался общественный подъём на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.
- В 1766-1768 гг. был певчим при императорском дворе под руководством Б. Галуппи.
- В 1768 г., в возрасте 17 лет, Бортнянский по рекомендации Галуппи отправился на казённый счёт в Италию для изучения музыки европейских композиторов (Генделя, Скарлатти, полифонистов венецианской школы). В Италии он пробыл 10 лет. Жил в основном в Венеции, но выезжал в Болонью, Рим и Неаполь. За это время его родители умерли.
- В Италии состоялся его дебют в качестве композитора: он сочинил «Немецкую обедню», включив в неё православные песнопения.
- В 1776 г. написал оперу «Креонт».
- В 1778 г. создал две оперы: «Алкид» и «Квинт Фабий», которые были поставлены в театре и имели успех у итальянских зрителей. Были созданы и другие произведения, в том числе духовные.
- В Италии он освоил клавесин и орган.
- В 1779 г. возвратился в Россию. Его итальянские сочинения произвели большое впечатление при императорском дворе, он был назначен композитором Придворного певческого хора.
- Женился в период 1780-1782 гг. (точная дата неизвестна).
- В 1780-1784гг. работал при дворе капельмейстером, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
- В Петербурге Бортнянский много сочинял: хоровые концерты, инструментальная музыка, камерные произведения, романсы на стихи французских поэтов.
- В 1786-1795 гг. обучал музыке детей будущего императора Павла I, создал цикл сонат для клавесина, Концерт для чембало с оркестром, Квинтет, Концертную симфонию. Это было первое в России симфоническое произведение.
- С середины 80-х гг., когда императорский двор увлекся театром, создал три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787).
- В 1791-1814 написал несколько кантат и ораторий на слова Г. Державина.
- В 90-х годах XVIII в. писал много духовной музыки, в основном хоровые концерты. Они отличались особым лиризмом и были уже шагом к классицизму.
- В 1796 г. в Петербурге была создана Придворная капелла, Бортнянский стал её управляющим, а через некоторое время – директором. Оставался в этой должности до конца своей жизни.
- В 1806 г. за усердный труд получил чин действительного статского советника.
- Будучи широко образованным человеком, в начале XIX в. участвовал в литературных вечерах, встречался с Г. Державиным, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским и на его стихи написал песню для хора «Певец во стане русских воинов» (1812) для солиста-тенора, хора и оркестра.
- В 1815 г. был избран почетным членом Филармонического общества.
- В 1816 г. по указу императора Александра I был принят закон, по которому в церкви допускались к исполнению только произведения самого Бортнянского или произведения, получившие его одобрение. Это говорит о высокой оценке его деятельности.
- 1817-1824 гг. отмечены активной концертной деятельностью в капелле, издательской работой в области хорового искусства, подготовкой к печати Духовных хоровых концертов, педагогической деятельностью.
- Умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Существует легенда, что в день кончины Бортнянский позвал к себе в дом хор капеллы и попросил петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под его звуки он скончался.
- В 1953 г. его прах перенесли на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.
- Его духовная музыка исполняется в русских православных храмах до настоящего времени.
Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)
Происхождение и детство
По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.
Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).
Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.
Музыкальные способности у него проявились очень рано, удивительно красивым и чистым был его голос (дискант), поэтому уже в 5 лет его отдали в Певческую школу в Глухове, где он 2 года учился вместе с будущим композитором М. Березовским. Здесь маленькие певчие занимались вокалом и игрой на музыкальных инструментах (бандуре, гуслях, скрипке).
Проявив исключительные музыкальные способности, Бортнянский через 2 года был отправлен в Придворную певческую капеллу в Петербург. И здесь ему способствовала удача: он стал любимцем императрицы Елизаветы Петровны, принимал участие в придворных спектаклях и церковных службах, изучал иностранные языки, учился актерскому искусству. Исполнял и сольные партии в спектаклях: в возрасте 11 лет он пел сольную партию в опере «Альцеста» придворного композитора Г. Раупаха. Сам директор капеллы занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи учил его композиции.
В возрасте 13 лет его дискант сменился на мелодичный «сладкозвучный» тенор.