Содержание
«Роль философии и философов в современном обществе заключается в том, чтобы помогать задавать вопросы, правильно ставить проблемы, обосновывать решения, которые необходимо принять. Одним словом, помогите подумать ».
Так Виктория Кэмпс, профессор философии Автономного университета Барселоны, определяет роль философии сегодня. И дело в том, что, несмотря на то, что мы склонны относить ее исключительно к древним векам, правда в том, что философия не только остается в силе сегодня, но и более необходима, чем когда-либо.
Размышление о собственных знаниях, ценностях, которыми должно руководствоваться общество, причинах нашего существования, о том, как мы воспринимаем красоту, какие отношения у нас с наукой … Все это необходимо для развития общества.
Это очень сложная доктрина, поэтому с годами она была разделена на более конкретные ветви, которые позволяют разделить философию на разные области изучения. Именно этим мы и займемся в сегодняшней статье: просмотрите основные разделы философии, подробно описав, из чего состоит каждая из них..
Функции философии
Эта наука лишена четкой структуры. Первым, кто попытался упорядочить данное учение, был Аристотель. Он разделил науку на метафизику, этику, логику и прочие направления, которые воспринимал как элементы философии.
Стоики на основе классификации Аристотеля сформировали несколько ключевых областей – логику, этику и физику. Такая ситуация сохранялась до Нового времени.
По мере развития философских направлений появились и новые течения. Среди них стоит выделить онтологию, аксиологию, эстетику. Функции философии тоже имеют разные оценки. К основным из них относят следующее:
- мировоззренческая – создает представления о мире и месте человека в нем;
- аксиологическая – кроется в оценке вещей с точки зрения разных ценностей;
- гносеологическая – создает механизмы для познания истины;
- методологическая – занимается созданием методов познания действительности;
- критическая – подвергает все сомнению;
- мыслительно-теоретическая – обучает концептуальному мышлению и созданию теорий;
- прогностическая – занимается прогнозом тенденций развития на основе существующих знаний.
Структура человеческого познания
Сфера, изучаемая философской наукой, — это мир в совокупности (вселенная, природа, человеческое сообщество, объективная реальность). Вследствие такой разносторонности в нее включается несколько разделов:
- Онтология, или изучение бытия. Человеческая личность обитает в реальности, заполненной всевозможными вещами, и чтобы определить тот исток, дающий любой вещи способность к существованию, появилось понятие Бытия. Для античных философов — это был поиск первоначального вещества, создающего вещи. Для средневековых философов бытием считался Бог, который творил все вещи; начиная с XVII в. — это человек с окружающим его миром.
- Аксиология, или раздел о ценностях. Их условно можно классифицировать на материальные и духовные, личные и общественные. К главным из них относятся: истина, доброта, красота, справедливость, любовь. Эта наука занимается познанием того, как они возникают, оформляются и соподчиняются друг другу.
- Антропология, или теория культуры. Она занимается изучением человеческой личности, его соприкосновением с обществом и окружающей реальностью. Философов в этой сфере интересуют проблемы, связанные со смыслом жизни индивидуума и его предназначением в обществе и во Вселенной в целом. Этот раздел, как и множество иных в философском учении, соприкасается со смежными науками и, в частности, связан с культурологией. Здесь личность рассматривается со стороны культуры, и её этические принципы сопоставляются с нормами общественной морали и поведения. Рассматриваются также вопросы развития массовой и групповой культуры.
- Методология, или теория изучения научного знания. Если гносеология заботится о том, как познавать мир, то методология направлена на исследование того, что необходимо делать, чтобы его правильно познавать. Она разрабатывает и помогает учёным пользоваться правильными приёмами мышления. Для этих целей философией разработаны и введены множество методов: позитивистский, диалектический, феноменологический, синергетический. Все они изучают, какими моделями познания мира пользуются учёные, грани и признаки соотношения научного и гуманитарного знания.
- Гносеология, или собственно теория познания. У мыслителей античного времени не было чёткого понимания о том, что представляет специфика сознания. Из их высказываний можно сделать заключение, что сознание у них связывалось с понятием души. Аристотель говорил: «Кто считает душу и не бестелесной и не телом, те поступают прекрасно, ибо она не тело, но всё же есть нечто от тела. — Душа — это как бы рука: как рука есть орудие орудий, так ум — форма предметов, ощущения — форма ощущаемого».
Новейшая философия
Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.
Ведущие направления:
- позитивизм;
- марксизм;
- иррационализм.
В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.
Роль философии
Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности
за свои поступки становятся приоритетными.
В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Определение термина
С греческого языка термин «философия» переводится как «любовь к мудрости». Население Древней Греции действительно любило разум и знания. Целые города гордились своими философами. К ним часто обращались по поводу написания законов. Также у этих людей просили советов в общественных делах и устанавливали на площадях памятные статуи.
Само слово «философия» придумал Пифагор. Это невозможно проверить, поскольку ученый не оставил книг и запрещал ученикам рассказывать о своем учении. Самый ранний текст, в котором упоминается термин «философия» принадлежит Платону. В диалоге «Федр» Сократ ведет рассуждения о так называемой божественной философии. Он предлагает называть человека, который занимается поиском истины, философом.
С того момента и до эпохи Просвещения термин «философия» оставался общим названием для всех наук. Исаак Ньютон назвал свой главный труд по механике «Математические начала натуральной философии». Также этим термином пользовался Гегель. У англичан по сей день «философией» называется целая наука или и вовсе общий взгляд на мир.
В русском языке вместо понятия «философия» длительное время применялся термин «любомудрие». В 1823-1825 годах в Москве проводили тайные собрания «Общества любомудров». Во время таких встреч молодежь из лучших семейств занималась вольнодумством по европейскому подобию.
Функции философии
Министру просвещения России в эпоху царствования Николая I, графу С. С. Уварову, приписывают такую резолюцию на «Проекте преподавания философии в высших учебных заведениях»: «Польза философии не доказана, вред же ее — очевиден». Сановитый чиновник косвенно подчеркнул одну из важнейших функций философии — социально- критическую.
Философия выступает как критическая рефлексия оснований существующего общества. Она диагностирует ситуацию и показывает, что та система ценностей, на которых базируется общество: мировоззренческих, гуманитарных, экономических, политических и т. д. — не вечна, уже исчерпала себя и не может служить фундаментом исторического развития.
Отрасли рационального исследования
В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:
- философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
- философия науки (формальная логика, физика, математика);
- философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
- философия искусства (этика, эстетика, литература);
- философия познания истории (социология, исторический материализм);
- философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).
Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.
Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.
Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.
Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.
Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.
Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.
Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.
В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.
https://youtube.com/watch?v=S7x43sccdUY
>
Новое время
Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.
Признаки философии Нового времени:
изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
практический подход довлеет над теоретическим.
Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.
«Философия сознания» от НИУ «Высшая школа экономики»
- Продолжительность курса: 21 час
- Формат обучения: видеоуроки + текстовые материалы + тесты
Описание курса
Задача образовательной программы заключается в выработке минимальных навыков ориентации с различных философских представлениях о природе сознания у человека и животных. Именно от этого зависит моральная, юридическая и культурная политика по отношению к животным и искусственному интеллекту.
- Ориентироваться в современных философских представлениях о природе психических свойств, сознания и разума у человека и животных
- Выработать собственное отношение к животным и искусственному интеллекту
- Разобраться в перспективах создания полноценного искусственного интеллекта
- Упор на развитие искусственного интеллекта и будущее человечества
- Преподаватель со внушительным опытом работы
Об авторе курса
Андрей Веретенников
- Доктор философских наук
- Профессор «Высшей школы экономики»
- Научно-педагогический стаж составляет 15 лет
- Окончил РГГУ по специальности «философия»
Полезные ссылки
ВШЭ: https://www.hse.ru/org/persons/188929
Основные понятия философской науки
Философская наука — это сфера взглядов человека на действительность вообще и отношение его к ней. Главные понятия, которыми оперирует философ, являются истина-ложь, красота-безобразие, добро-зло, справедливость-беззаконие. Чтобы точно отражать окружающую действительность, мыслители Древней Греции выдвинули ряд основных понятий философии:
- бытие и универсум;
- материализм и идеализм;
- содержание и форма;
- объект и субъект познания.
Философ из Германии Гегель, разработавший диалектику (знание о внутренних законах, по которым развивается личность, природа и общество), говорил: «Философское учение управляет суждениями и понятиями, а они, в свою очередь, миром. Дух управляет миром с помощью сознания. Сознание его инструмент, а потом всё остальное. Философское учение — это познание абсолютного».
Относительно понятия высказывал следующие мысли: «Человек создаёт понятия. Они есть нечто, созданное им. Понятие описывает вещь такой, какая она на самом деле. Оно частично субъективно, частично объективно. Субъективное — это понятие, а объективное — это реальность. Понятие — это нечто общее, в котором различные определения вещи содержатся как одно целое».
Логику Гегель причислял к научной дисциплине и говорил: «Логика — это учение о чистом рассудке и разуме с присущими ему законами и понятиями. — Логика — это абсолютная наука». Таким образом, по Гегелю логическое познание действительности — это полное и абсолютное знание элементов и явлений реальности во всей их многогранности.
Сущность и предмет философии
Определение
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философия — понятие неоднозначное. Одни относят ее к науке, а другие к способу познания мира. В последнее время за термином закрепилось определение наука. Противники этого в доказательство своего мнения приводят доводы о том, что философия при многовековом существовании не имеет конкретных выводов, доказательств и формул. И это не удивительно, поскольку объектом исследования в данном случае являются абстрактные понятия:
- душа;
- жизнь;
- социум.
В качестве субъекта исследования выступает человек.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Еще в доисторические времена человек стремился постичь сущность бытия. Изначально только представление о действительности составляло основу философии. Но с течением времени многие открытия составили основу других наук. А философия стала базироваться на сущности самого человека и на составляющих его жизни. При этом исследуемые объекты не рассматриваются разрозненно. Это стало основной причиной того, что философию начали отождествлять с мировоззрением. Эти понятия имеют существенное различие, несмотря на очевидную взаимосвязь.
В основу мировоззрения отдельного человека или группы лиц заложена определенная философия. Она может быть религиозной, светской, политической и так далее. На основе придерживаемой человеком философии формируется его мировоззрение.
Таким образом, получается, что философия — это более узкое понятие, мировоззрение широкое.
Какое имеет значение
Несмотря на ограниченность значения философии по сравнению с мировоззрением, в жизни человека она играет важную роль. Дело в том, что именно от нее зависит отношение людей к окружающим, к себе и к жизни в целом. Если, например, лицо не осознает, что все в жизни зависит от его усилий и стараний, то при неудачах им занимается позиция жертвы. Такие люди во всем и во всех видят причину своих бед. Нередко это становится не только поводом для проявления агрессии к окружающим, но и субъект прекращает свое развитие, как личность.
И наоборот, если человек задумывается над сущностью своего бытия, над тем, каково его предназначение в мире и что способно сделать его счастливым, то такие люди быстро находят не только общий язык с окружающими, но и живут в гармонии с собой.
Определены следующие положительные стороны влияния философии на человека:
- После вдумчивого отношения субъекта к происходящему расширяется его кругозор.
- Формируется мудрость и осознанность, что является залогом развития.
- Вырабатывается культура поведения и рациональное отношение ко всему происходящему.
- Формируется правильное мировоззрение.
Понятие философии
Философия — это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.
Иначе, философия — это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Замечание
Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.
В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.
Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:
-
- Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
- Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
- Познаваем ли мир?
Замечание
Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.
Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.
Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.
Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.
Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:
-
- рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
- познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
- изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
- исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук).
Специфика философского знания:
-
- является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
- является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
- во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
- является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
- имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями познающего субъекта (человека).
История философии[править]
История западной философии начинает свой отсчет в VI веке до нашей эры в античной Греции и продолжается до сих пор. Определяется она тем, что на протяжении веков находились и обсуждались все новые ответы на фундаментальные философские вопросы. Объясняется это отчасти тем, что менялись потребности соответствующие духу эпохи, а частично — непрерывным дальнейшим развитием других наук. «Прогресса» в смысле окончательного опровержения или обоснования и доказательства отдельных мнений и учений философия с точки зрения большинства философов практически не совершает:
- «Философское мышление также не имеет характера процесса развития. Мы безусловно дальше Гиппократа, но мы едва дальше Платона.» — Карл Ясперс
Философ Альфред Норт Уайтхед характеризует историю европейской философии начиная с Аристотеля как почти исключительное «кавычки до Платона». Поскольку философские идеи и понятия не стареют с течением времени, изучение своей собственной истории имеет для философии примечательно большее значение по сравнению со всеми остальными науками — ее прошлое одновременно всегда является и ее современностью.
Области интересов философии[править]
На протяжении веков философских сочинений выводились и были усовершенствованы методы и дисциплины наук. Современная опытная наука исторически происходит от натуральной философии, натурфилософии. Теперь это наука физика.
Помимо тех дисциплин философии, что целиком становятся частью единого тела науки, не теряет присутствия в системе образования целый ряд философских направлений:
- Логика — наука о последовательном и точном мышлении вообще, а не лишь целиком формализованная математическая логика. В таком виде логика ныне объединяет целый ряд философских направлений: методология науки (философия науки, метанаука), эпистемология, когнитология/когнитивная наука, онтология. К концу 20 века многие из этих риторических по содержанию дисциплин обрели формализацию и модели в целиком формальных и/или целиком технических дисциплинах: приходится говорить о перерождении «нематематической логики» из чисто риторической традиции (донаучной, преднаучной) теперь ещё и в вычислительную отрасль: преимущественно это раздел информатики, называемый искусственный интеллект.
- Этика — философское течение, близкое многим искусствам, науке, юриспруденции, богословию, теории игр, но и притом же более древнее и тянущее корни от самих истоков западной философии. Это своего рода наука о ценностях, о суждениях и расчётах, вовлекающих не аксиоматические, а иные ценностные категории: нравственные, юридические, военные, медицинские, спортивные, игровые…
- Метафизика — литературная традиция о принципах или причинах тех фактов и свойств, которые продолжают уяснять для нас наука и общий человеческий опыт.
- Эстетика — исследование и критика выразительных искусств или изящных искусств, как отдельного — и, вероятно, непревосходимого, — способа выражения, запечатления и сообщения человеческой ментальности (нежели действия мышц иного характера, чем для произведения искусств.)
В вопросе, — какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия)? — не существует всеобщей договоренности. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведены четкие границы. Существуют такие ее философское вопросы, которые одновременно относятся сразу к нескольким дисциплинам, и существуют такие, которые относятся к одной.
Вне этих дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интересов философов относили, и сейчас еще часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как основная часть этики), физику (в том случае, если она изучает сущность вещества или энергии) и религию. Кроме того, существуют философские дисциплины, посвященные отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, обособление физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отдельные политические теории — к появлению политической философии.
Роль философии в жизни человека и общества
Несмотря на то, что общество состоит из немалого числа групп и субъектов, в целом ему присуща общность философских взглядов. Это связано с:
- менталитетом;
- вероисповеданием;
- идеями социальных институтов, где формируется мировидение подрастающего поколения.
Именно в формировании мировидения подрастающего поколения философия имеет особую значимость. Это обусловлено тем, что в этот период не только формируется мировидение, но и закладывается фундамент культуры общества в целом. В этом заключается основная функция философии.
Если на начальной стадии знакомства ребенка с окружающей действительностью привить ему идеи лжефилософии, то из него может получиться тиран. Такие люди в большинстве своем несчастны сами. Это обусловлено постоянным противоречием с окружающими. Ситуация становится опасной в случаях, когда лжефилософы находят единомышленников или обладают некой властью над другими.
Пример
В качестве примера можно привести историю Адольфа Гитлера. Его жизненная философия заключалась в обязательном преобладании арийской расы над другими. Итогом противоборства стала Вторая мировая война.
Философия как разновидность мировоззрения
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
- мифология;
- религия;
- философия.
Мифология
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей дейстнительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т. д.);
- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует те же вопросы, что и миф:
- происхождение Вселенной, Земли, жизни па Земле, человека;
- объяснение природных явлений:
- поступки;
- судьба человека;
- нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
- христианство;
- ислам;
- буддизм.
Крупнейшими и наиболее распространенными а мире национальными религиями являются:
- синтоизм:
- индуизм;
- иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функции:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей, либо ради идей);
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Философия
Филолософия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании, а не на вере либо вымысле;
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
- космоцентризм;
- геоцентризм;
- антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса, согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также — Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).