Манас

Рассказ

Традиционный кыргызский манасчи исполняет часть эпической поэмы в юрточном лагере в Караколе .

Эпос рассказывает историю Манаса, его потомков и их подвигов против различных врагов. Эпос о Манасе разделен на три книги. Первый называется «Манас», второй эпизод описывает деяния его сына Семетея, а третий — внука Сейтека. Эпопея начинается с разрушений и трудностей, вызванных нашествием ойратов. Якып достигает зрелости в это время как владелец многих стад без единого наследника. На его молитвы в конце концов приходит ответ, и в день рождения сына он посвящает жеребенка Торучаара, родившегося в тот же день, на служение своему сыну. Сын уникален среди своих сверстников своей силой, озорством и щедростью. Ойраты узнают об этом молодом воине и предупреждают своего лидера. План вынашивается, чтобы захватить молодого Манаса. Они не справляются с этой задачей,и Манас может сплотить свой народ, и в конце концов его избирают и провозглашаютхан .

Манас расширяет свое влияние, включив в него уйгуров Равиганджна на южной границе Джунгарии . Один из побежденных уйгурских правителей выдает свою дочь замуж за Манаса. В этот момент кыргызы решили с помощью Манаса вернуться с Алтайских гор на свои «исконные земли» в горах современного Кыргызстана . Манас начинает свои успешные походы на соседей в сопровождении своих сорока спутников. В конце концов Манас поворачивается лицом к афганскому народу на юге в битве, где после поражения афганцы заключают союз с Манасом. Затем Манас вступает в отношения с людьми ма вара ан-нар. через брак с дочерью правителя Бухары.

Эпос продолжается в различных формах, в зависимости от издания и прихоти манасчи, или чтеца эпоса.

Бөлүмдөр жана манасчылар

Манас эпосу үч бөлүктөн турат: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпостун негизги мазмунун Манастын эрдиктери түзөт.

Классикалык деп Сагымбай Орозбаковдун жана Саякбай Каралаевдин версиялары саналат. Сагымбайдан 1920-жылдары изилдөөчүлөр Манас жөнүндөгү бөлүгүн гана жаздырып алышкан (орточо 19 миң сап); Саякбайдан бардык үчилтик жазылган (937 миң сап).

Андан тышкары изилдөөчүлөр Манас жөнүндө жазылган Тоголок Молдонун, Молдобасан Мусулманкуловдун, Шапак Рысмендиевдин, Багыш Сазановдун, Ибраим Абдрахмановдун, Мамбет Чокморовдун жазууларын маанилүү деп санашат.

Кытай Эл Республикасынын белгилүү кыргыз манасчысы Жусуп Мамай — анын 8 бөлүктүү (бөлүм эмес) версиясы орточо 200 миң сапты түзүп, Үрүмчү шаарында 18 томдук көлөмдө жарык көргөн (1984—2007), андан соң Кыргызстанда толугу менен 2014—2018-жылдары чыккан.

Эпостордун көлөмүн салыштырмалуу баалоо үчүн ыр-сап түрүндөгү көлөмдү эске алуу маанилүү: Негизи «Манас» 7- жана 8 татаал силлабикалык ыр-сап менен жазылган, бирок, Сагымбай Орозбаковдун вариантында рифмаланган прозага жакын 4-, 5- жана 6 татаал ыр-саптар, ал эми Саякбай Каралаевде 9дан 12ге чейин татаал саптар кездешет.

В Бишкеке вместо статуи Свободы установят памятник герою Манасу (Киргизия)

Киргизская Республика, 25 июля 2011, 15:47 — REGNUM На площади Ала-Тоо, расположенной в центре столицы Киргизии города Бишкека, вместо статуи Свободы (Эркиндик) установят памятник Айкол Манас (Манас Великодушный). Об этом корреспонденту ИА REGNUM

сообщили в отделе информационной политики аппарата правительства республики сегодня, 25 июля.

В центре Бишкека также установят памятник всемирно известному писателю Чингизу Айтматову. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев.

Как объяснили в правительстве инициативу, «за последние годы Киргизстан пережил ряд событий, которые не только существенно изменили общественно-политическую ситуацию в стране, но также остро обозначили перед народом вопросы единства и сохранения государственности». Решение об установке памятников Манасу Великодушному и народному писателю Чингизу Айтматову принято в целях распространения среди граждан Киргизии, особенно в молодежной среде, высоких идеалов единства народа, обозначения безусловных духовных ориентиров, способствующих динамичному продвижению страны к процветанию и прогрессу, пояснили в ведомстве.

Из безусловных духовных ориентиров наиболее объединяющим для всего народа Киргизии считается эпическая личность Манаса Великодушного. На протяжении многих веков народ хранит и передает из поколения в поколения посредством эпоса «Манас» рассказы о жизни древних киргизов, становлении, расцвете и судьбе киргизской государственности.

Центральная фигура эпоса в лице Айкол Манаса почитается киргизстанцам как Лидер-объединитель, сумевший в свое время собрать единый народ из разрозненных племен, создать систему государственного управления, возродить у людей веру в собственные силы и лучшую жизнь. В понимании народа Айкол Манас был не просто великим правителем и полководцем. Он стал символом национальной государственности, а вся его жизнь и деятельность является примером великодушия, истинного патриотизма и подлинного интернационализма.

«В новейшей истории Киргизии трудно найти личность, сопоставимую по своей значимости с великим писателем Чингизом Айтматовым. Страна заинтересована в увековечении его памяти. Масштаб личности Айтматова и значение его наследия для народа Киргизстана таковы, что необходима системная работа по популяризации и изучению творчества великого писателя», — считают в правительстве. Статую Эркиндик (Свобода) перенесут в другое место, сообщили в правительстве, по согласованию с его автором.

По данным радио «Азаттык» («Свобода»), памятник Манасу будет изготовлен в Москве.

Отметим, что в центре Бишкека уже есть скульптурный комплекс, посвященный главному персонажу киргизского эпоса «Манас». Он расположен у здания филармонии. Был построен в 1981 году. Изображает героя, скачущего на волшебной лошади Ак-Кула. Рядом находятся статуи его жены Каныкей и мудреца Бакая.

Напомним, что киргизская статуя Свободы была создана в 1999 году в честь 8-летия независимости Киргизии. Композиция представляет собой собирательный образ киргизской женщины, поднявшую ввысь тундук (дымоход в юрте. — прим. ИА REGNUM

), что символизирует государственность страны. Шар, на котором установлена скульптура, заявляет о том, что все люди планеты мечтают о свободе и мире.

Как сообщало ИА REGNUM

, власти Киргизии к празднованию 20-летия независимости республики готовят 54 мероприятия. Депутаты парламента страны также приняли постановление об изменении государственной символики. Специальная комиссия, в состав которой вошли три депутата от каждой фракции и представители гражданского общества, в том числе авторы, ученые и общественные деятели, работают над изменением флага и текста гимна, утвержденных в начале 90-х годов, сразу после того, как Киргизия получила суверенитет.

Части и сказители

Изображение Манаса на высшей государственной награде Киргизии — Ордене «Манас»

Эпос состоит из 3 частей, собственно «Манас», «Семетей», «Сейтек». Основное содержание эпоса составляют подвиги Манаса.

Классическими принято считать версии Сагымбая Орозбакова (1867—1930) и Саякбая Каралаева (1911—1971). От Сагымбая исследователи записали в 1920-е годы только часть собственно о Манасе (около 19 тыс. строк); от Саякбая была записана вся трилогия (937 тыс. строк).

Кроме того, исследователи признают наиболее значительными записи части о Манасе, сделанные от сказителей Тоголока Молдо (1860—1942), Молдобасана Мусулманкулова (1884—1961), Шапака Рысмендеева (1858—1956), Багыша Сазанова (1818—1918), Ибраима Абдырахманова (1888—1960), Мамбета Чокморова (1846—1932)

Наиболее известный киргизский сказитель из Китайской Народной Республики Жусуп Мамай (1918—2014) — его версия 8 частей эпоса занимает около 200 тыс. строк и опубликована в 18 томах в Урумчи (1984—2007), а затем полностью и в Киргизии в 2014-2018.

Для сопоставительной оценки объёма эпосов важно иметь в виду стихотворный размер: в основном «Манас» сочинён 7- и 8-сложными силлабическими стихами, однако в варианте Сагымбая Орозбакова встречаются 4-, 5- и 6-сложные стихи, близкие к рифмованной прозе, а в варианте Саякбая Каралаева встречаются ещё строки от 9-сложных до 12-сложных.

Таасири

Эстеликтер

  • Бишкектеги эстеликтер: филармония имаратынын алдында жана борбордук «Ала-Тоо» аянтында.
  • Кыргызстандан тышкаркы биринчи Манаска арналган эстелик 2012-жылдын 24-февралында Москва шаарында ачылган, ал Дружба паркынын аймагында. Скульпторлор: Ж. Кадралиев, Д. Жолчуев, Б. Сыдыков, Т. Медеров.
  • Ош шаарындагы «Айкөл Манас» монументалдык комплекси. 2013-жылдын май айында ачылан.
  • Өзгөндөгү эстелик. 2011-жылдын декабрь айында ачылган.
  • Баткендеги «Манас Ордо» эстелиги. 1987-жылы ачылган.
  • Стамбулдагы эстелик (Турция). 2017-жылдын 9-августунда ачылган.
  • Кытайдагы Кызыл-Суу кыргыз автономиялык облусунун Улуу Чат шаарчасы (2018).

Манастын наамына аталгандар

  • «Манас» университети — Бишкек шаарындагы кыргыз-түрк университетинин аталышы.
  • Манас — Бишкектин четиндеги аэропорт жана айылдын аталышы.
  • Бишкек шаарындагы Манас кинотеатры.
  • Кара-Балта шаарындагы стадиондун аталышы.
  • Манас атындагы астероидди (3349) советтик астроном Николай Степанович Черных 1979-жылы ачкан.
  • «Манас» ордени — Кыргызстандагы жогорку сыйлык.
  • Композитор Абдылас Малдыбаев тарабынан жазылган операнын аталышы.
  • Кытайдагы Манас көлү.
  • Тоолу Алтайдагы Манас көлү.
  • Казакстандын Алма-Ата шаарындагы көчөнүн аталышы.
  • Манас, Семетей, Сейтек — мектеп түзүмдөрү, советтик комсомолдордун, пионерлердин жана октябряттардын аналогу.
  • Бишкек, Жалал-Абад шаарларында, Кызыл-Адыр, Түп айылдарында көчөнүн аталышы.

Ссылкиправить

  • В Москве открыли памятник Манасу рус Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Проверено 2 июля 2014
  • Алина Кученко Москве открыт памятник Манасу Великодушном рус Российская газета 24 февраля 2012 Проверено 2 июля 2014
Мемориалы 26 бакинским комиссарам Без вести пропавшим солдатам без могил Воинам — защитникам Москвы Воинам-десантникам Воинам-железнодорожникам Воинам-интернационалистам Героям Великой Отечественной войны на Остоженке Героям Перекопа Героям Плевны Героям-школьникам Жертвам терактов 1999 года Защитникам земли российской Могила Неизвестного Солдата Морякам-североморцам Морякам-черноморцам Ополченцам Москвы Погибшим 20 октября 1982 года в Лужниках «Скорбящие матери» Солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга «Трагедия народов» Участникам боёв на Красной Пресне «Штыки» Экипажу атомного подводного крейсера «Курск»
Монументы «300 лет российскому флоту» памятник Петру I «Дерево жизни» «Дружба навеки» «Ежи» Монумент Победы «Покорителям космоса» «Рабочий и колхозница» Странам-участницам антигитлеровской коалиции Триумфальные ворота
Стелы и обелиски В память о «Совете в Филях» честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Выдающимся революционерам и мыслителям «Москва — Город-Герой» Пограничникам Отечества Работникам профсоюзов, павшим в Великой Отечественной войне С братской могилы воинов, погибших в Бородинском сражении Студентам и преподавателям МГУ, павшим в Великой Отечественной войне Участникам Великой Отечественной войны
Скульптурные парки: Парк искусств «Музеон» Парк Дружбы

Наследие

Изображение предполагаемого места захоронения одноименного героя Манаса

Говорят, что Манас был похоронен в горах Ала-Тоо в Таласской области на северо -западе Кыргызстана . Мавзолей _Считается, что примерно в 40 км к востоку от города Талас находятся его останки, и он является популярным местом для кыргызских путешественников. Каждое лето с 1995 года здесь проводятся традиционные кыргызские конноспортивные игры. Однако надпись на мавзолее гласит, что он посвящен «…известнейшей из женщин Кенизек-хатун, дочери эмира Абуки». Легенда гласит, что Каникей, вдова Манаса, заказала эту надпись, чтобы сбить с толку врагов своего мужа и предотвратить осквернение его могилы. Название здания «Манастин Хумбузу» или «Купол Манаса», а дата его возведения неизвестна. Рядом с могилой находится музей, посвященный Манасу и его легенде.

Восприятие поэмы в СССР было проблематичным. Политик и государственный деятель Касым Тыныстанов пытался опубликовать стихотворение в 1925 году, но этому помешало растущее влияние сталинизма . Первый отрывок стихотворения, предназначенный для публикации в СССР, появился в Москве в 1946 году, и попытки выдвинуть стихотворение на соискание Сталинской премии в 1946 году не увенчались успехом. Идеолог Андрей Жданов , «главный пропагандист» Сталина, воспрепятствовал этому, назвав стихотворение образцом «буржуазного космополитизма». Борьба продолжалась внутри Кыргызстана, разные газеты и авторы занимали разные стороны; одним из его сторонников был Тугельбай Сыдыкбеков. К 1952 году стихотворение было названо антисоветским и антикитайским и осуждено как панисламистское. Чингиз Айтматов в 1980-х годах снова взялся за дело поэмы, и в 1985 году, наконец, был установлен памятник герою.

Манас таануу

Манас таануу — Манас баатырды, эпостун өзүн изилдөө менен иш алып барган кыргызтаануунун курамындагы өзүнчө изилдөөнүн багыты. Бул илимий багыттын өкүлдөрү манастаануучулар аталат. Эпостун илимий изилдөөсү XIX кылымдын экинчи жарымында Ч. Валиханов жана В. Радлов тарабынан башталган. Валиханов 1856-жылы эпизоддордун бирин жазып алып (Көкөтөйтүн өлүмү боюнча), жарым-жартылай аны орус тилине которгон.

2014-жылы 20 жылга созулган «Манас» эпосу боюнча Сагымбай Орозбаковдун вариантындагы 9 томдук монументалдык иш бүткөн. Кыргыз Республикасынын улуттук илимдер академиясында жарыяланган басылма өзүнө кыргыз баатырынын жашоосунун 183 миң сабын камтыган. Кыргыз Республикасынын илимине эмгек сиңирген ишмер, изилдөөчү, манас таануучу Самар Мусаев китептин текстинин үстүндө иштеген; баяндамалары үстүндө белгилүү Манас таануучулар Кенеш Кырбашев, Эсенаалы Абдылдаев жана Райкул Сарыпбековдор иштеген.

Негизги борбор — Кыргыз Республикасынын улуттук илимдер академиясынын Манас таануу жана көркөм маданият улуттук борбору.

Чтение

Манас является классическим центральным произведением кыргызской литературы, и его части часто читают на кыргызских праздниках специалисты по эпосу под названием « Манасчи» ( киргизскийМанасчы ). Манаски рассказывают историю мелодичным пением без сопровождения музыкальных инструментов.

В Кыргызстане много манасчей. Сказители, знающие все три эпизода эпоса (сказки о Манасе, его сыне Семетее и его внуке Сейтеке), могут получить статус Великого Манаски. Великие манасчи 20 века — Сагымбай Орозбаков , Саякбай Каралаев , Шаабай Азизов (на фото), Каба Атабеков, Сейдене Молдокова и Юсуп Мамай. Среди современных Манасчи Рысбек Джумабаев , выступавший в Британской библиотеке, Уркаш Мамбеталиев, Манасчи Бишкекской филармонии (также путешествует по Европе), Талантаалы Бакчиев , сочетающий декламацию с критическим изучением и Доолот Сыдыков., известный длительными выступлениями (включая 111-часовое чтение в течение пяти дней). Адиль Джуматурду представил «Сравнительное исследование исполнителей эпоса « Манас

Существует более 65 письменных вариантов частей эпоса. Английский перевод версии Сагымбая Орозбакова Уолтера Мэя был опубликован в 1995 году в ознаменование предполагаемого 1000-летия со дня рождения Манаса и переиздан в двух томах в 2004 году. Артур Томас Хатто сделал английский перевод сказок Манаса. записаны Шоканом Валихановым и Василием Радловым в XIX веке.

Влияние

  • В книге Лиз УильямсДевять слоев неба » (2003) содержится современный рассказ о Манасе как о заклятом враге богатыря Ильи Муромца .
  • Университет Манас — название вуза в городе Бишкек.
  • Именем эпоса назван главный международный аэропорт Кыргызстана — международный аэропорт « Манас» в Бишкеке .
  • Малая планета 3349 Манас была открыта советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1979 году.
  • Высшей наградой Кыргызстана является орден «Манас».
  • Манас — опера, композитор Абдылас Малдыбаев
  • В видеоигре Eternal Return: Black Survival есть предмет по имени Келте, описанный как «Пистолет Манаса, героя Кыргызстана».

Литература

Издания:

Мамай Жүсүп. Манас. Т. 1-18. Урумчи, 1984—1995.

Переводы эпизодов эпоса:

  • Манас. Киргизский эпосi. Великий поход. М., 1946.
  • Манас. Эпизоды из киргизского народного эпоса. М., 1960.
  • Манас: киргизский героический эпос. / Пер. А. С. Мирбадалевой, Н. В. Кидайш-Покровской. В 4 кн. (Серия «Эпос народов СССР» — «Эпос народов Евразии». М.: Наука. 1984—1995.
  • на казахский: Манас. Кыргыз халкының батырлык дастаны. 1-2 китап. Алматы, 1961—1962.
  • на узбекский: Манас. Киргиз хəлк эпоси. Миртемир терж. Кит. 1. Таш., 1964.
  • на немецкий: Manas der Hochnerzige. Kirgisiche Heldenepos. B., 1974.
  • на венгерский: Manasz. Kirgiz Hösének. Budapest, 1979.
  • The Memorial Feast for Kökötöy-Khan, A. T. Hatto, Oxford University Press. 1977.
  • Manas. Translated by Walter May. Rarity, Bishkek, 2004. ISBN 9967-424-17-6

Исследования:

  • Манас: энциклопедия. В 2 т. Бишкек, 1995. (на киргизском языке.
  • Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961. Статьи из сборника:
    • С. 15-84. Ауэзов М. Киргизская народная героическая поэма «Манас».
    • С. 85-196. Жирмунский В. М. Введение в изучение эпоса «Манас».
    • С. 197—234. Богданова М. Об особенностях киргизского героического эпоса «Манас».
    • С. 235—256. Берков П. Н. Алтайский эпос и «Манас».
    • С. 282—297. Юнусалиев Б. М. Об опыте создания сводного варианта эпоса «Манас».
  • «Манас» — героический эпос киргизского народа. М., 1968. Статьи из сборника:
    • С. 148—176. Бернштам А. Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса «Манас». К происхождению имени «Манас».
    • С. 212—231. Юнусалиев Б. М. Киргизский героический эпос «Манас».
  • Керимжанова Б. «Семетей» и «Сейтек». Фрунзе, 1961.
  • Мусаев С. Эпос «Манас». Научно-популярный очерк. Фрунзе, 1979.
  • Кыдырбаева Р. З. Генезис эпоса «Манас». Фрунзе, 1980.
  • Кыдырбаева Р. З. Сказительское мастерство манасчи. Фрунзе, 1984.
  • Кыдырбаева Р. З. Эпос «Манас». Генезис, поэтика, сказительство. Бишкек, 1996.
  • Spirited Performance. The Manas Epic and Society in Kyrgyzstan. N. van der Heide, Amsterdam, 2008.

Компаративисты:

  • Боура С. М. Героическая поэзия. / Пер. с англ. М., 2002. С. 143—147, 477—479, 485—487, 650—651 и др. места книги
  • Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1963. (2-е изд. 2004). С. 366—375
  • Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. М., 1997. С. 48-51.
  • Райхл К. Тюркский эпос. / Пер. с англ. М., Вост. лит., 2008. С. 76-80, 88.

Манасоведение

Манасоведение (кирг. Манастаануу) — отдельное направление исследований в составе киргизоведения, занимающееся научным исследованием Манаса. Представители данного научного направления называются манасоведами. Научное исследование эпоса началось во второй половине XIX века Ч. Валихановым и В.Радловым. Валиханов записал один из эпизодов («Поминки по Кёкётёю») в 1856 году и частично перевёл его на русский язык.

В 2014 году была завершена монументальная работа над 9-томником эпоса «Манас» в академическом издании варианта Сагымбая Орозбакова, которая длилась в течение 20 лет. Издание, опубликованное Национальной академией наук Кыргызской Республики, включило в себя 183 тысячи строк из жизни великого кыргызского героя. Заслуженный деятель науки Кыргызской Республики, исследователь-манасовед Самар Мусаев работал над текстом книг; также, над пояснениями работали видные манасоведы Кенеш Кырбашев, Эсенаалы Абдылдаев и Райкул Сарыпбеков.

Основной центр — Национальный центр манасоведения и художественной культуры НАН КР (директор — Акматалиев, Абдылдажан Амантурович).

История


Возраст эпической поэмы неизвестен, так как она передавалась устно без записи.
Однако историки сомневаются в заявленном возрасте с начала 20 века. Основная причина заключается в том, что изображаемые события произошли в 16-м и 17-м веках. Среднеазиатский историк В.В. Бартольд называл Манаса «абсурдной галиматьей псевдоистории»
, а Хатто замечает, что Манас был

В 1920-х и 1930-х годах были внесены изменения в подачу и текстовое представление Манаса, чтобы представить создание кыргызской национальности , в частности, замена племенного происхождения Манаса. В версиях XIX века Манас — вождь ногайцев , а в версиях, датируемых после 1920 года, Манас — кыргыз и вождь кыргызов. Использование «Манаса» в целях национального строительства и доступность печатных исторических вариантов также повлияли на исполнение, содержание и оценку эпоса.

Были предприняты попытки связать современных кыргызов с енисейскими киргизами , которых сегодня Кыргызстан считает предками современных кыргызов. Казахский этнограф и историк Шокан Шингисулы Валиханули не смог найти свидетельств народной памяти во время своих обширных исследований в Кыргызстане XIX века (тогда входившем в состав расширяющейся Российской империи) и с тех пор их не находили.

Хотя кыргызские историки считают ее самой длинной эпической поэмой в истории, санскритский эпос « Махабхарата и тибетский эпос о царе Гесаре длиннее. Различие в количестве стихов. В «Манасе» больше стихов, хотя они намного короче.

Жалпы маалымат

Турмуш дайыма алдыга умтулат, ал эми адамзат тарыхы, тажрыйбасы кийинки урпактар үчүн баа жеткис мурас болуп кала берет. Мына ушундай теңдешсиз баалуу мурастардын бири, ата-бабабыз кылымдар бою оозеки сактап келген — Манас эпосу.


Манас жана анын кырк чоросу. Кытай, Кызыл-Суу кыргыз автономдук облусу, Улуу Чат шаарчасы.

Кыргыз элинде Манастан башка Кожожаш, Эр Төштүк, Олжобай менен Кишимжан жана башка эпостор да бар. Булар Манаска караганда шарттуу түрдө кенже эпостор деп аталат. Манас эпосуна Семетей жана Сейтек эпосторун кошуп алганда дүйнөдө мындан көлөмдүү эпос жок экенин окумуштуулар далилдешкен.

Манас эпосу өзүнүн кайталангыс көркөмдүгү, окуяларга байлыгы, эл тагдырын ар тараптан кеңири сүрөттөөсү менен айырмаланат. Октябрь революциясына чейин кыргыз элинде жомок болобу, ыр болобу бардыгы оозеки айтылган. Тарбия максатында Манастын жети осуяты жана Манас гимни бар.

Улуу эпос өзүнүн түбөлүк өлбөс, экинчи өмүрү — тарыхый өмүрү менен жашоого өттү. Манастын көп варианттары жана аткаруучулары бар. Алар манасчылар, кээде жомокчулар деп да аталат. Манас эпосун окусаңар баатырлардын эрдигине суктанып, элдердин байыркы мезгилдеги жашоо-турмушу, каада-салты менен таанышасынар.

Ошону менен катар адамды таң калтырган укмуштар дүйнөсүнө да кабыласынар. Ырас, андагы каармандардын кийген кийими, колдонгон курал-жарагы, ичкен тамак-ашы, сүйлөгөн сөздөрү биздикинен башкараак. Бирок алар азыркы турмуш менен тыгыз байланышта, андан бизде салт болуп калган нерселердин башатын көрүүгө болот.

Эпостун каармандары мекенин чексиз сүйүшкөн, кол салган тышкы душмандардан өз эли-жерин коргошкон. Ушундай баатыр уулдарынын ченемсиз эрдигинин натыйжасында гана кыргыз эли аз эл болсо да кылымдар бою өзүнүн көз карандысыздыгын, эркиндигин сактап келгендиги айкын көрсөтүлгөн.

Эпосто согуштук жүрүштөр, кандуу кыргындар көп учурайт. Негизги каарман — Манастын бүт өмүрү эли-жерин коргоо менен өтөт. Жомокто баатырдык, патриоттук менен катар адамгерчилик, ак ниеттик жана акылмандык, калыстык, эмгекчилдик, сарамжалдуулук сыяктуу жакшы сапаттар даңазаланат.

Эл үчүн өмүрүн аябаган чексиз баатыр Манастан, чебер уз, акылман жана сарамжалдуу, эл баатырынын чыныгы жардамчысы Каныкейден, калыс жана жөн билги кары Бакайдан жана башка каармандардан үлгү алсак болот.

Эпос камтыган окуялар өтө кеңири, ар түрдүү берилет. Кадимки турмуш-тиричиликтен баштап, адамдын эл, жер менен болгон татаал байланышына чейин сүрөттөйт. Мисалы, Көкөтөйдүн ашында кыргыз элинин дээрлик бардык каада-салттарын кезиктиребиз. Элин, жерин сүйгөн ар бир адам анын тарыхын билүүгө кызыгат эмеспи. Эгер силер Манас эпосун окуп чыксаңар өз элиңердин өткөндөгү турмушу жөнүндө көп нерсе билериңер талашсыз.


Манастын Стамбулдагы эстелиги

Ссылки

  1. ^ Тагирджанов, А.Т. 1960. «Собрание истории». Маджму ат-таварих, Ленинград.
  2. Акинер, Ширин и Симс-Уильямс, Николас. Языки и письменность Средней Азии. 1997 г., Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 99
  3. Прайор, Дэниел (2000). Меценат, партия, вотчина: заметки по истории культуры киргизской эпической традиции . Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  4. Акинер, Ширин и Симс-Уильямс, Николас. Языки и письменность Средней Азии. 1997 г., Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 104
  5. Пламтри, Джеймс (2021). «Показательная традиция: предварительные комментарии к эпосу о Манасе, 1856–2018 гг.». В Томсоне, Южная Каролина (ред.). Средневековые рассказы и рассказывание историй: мультимедиа и разновременные перспективы . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 239-301 (стр. 273-278). ISBN 978-2-503-59050-9.
  6. 1980. «Киргиз. Середина девятнадцатого века» в , под редакцией А. Т. Хатто , Лондон, 300–27.
  7. Урстанбеков Б.У., Чороев Т.К. Кыргыз тарыхы: Кыскача энциклопедиялык сөздүк: Мектеп окуучулары үчүн. – Ф.:Кыргы. Совет Энциклопедиясыныны Башки Ред., 1990. 113 б. ISBN 5-89750-028-2 
  8. Амартия Сен, Спорный индеец. Сочинения об индийской культуре, истории и самобытности , Лондон: Penguin Books, 2005.
  9. Гулетт, Дэвид (2010). Генеалогическая конструкция Кыргызской Республики: родство, государство и «трайбализм» . Фолкстон: Global Oriental. п.  .
  10. Пламтри, Джеймс (2019). «Кыргызский певец сказок : формулы в трех спектаклях рождения Манаса Талантаалы Бакчиева» . Доклады национальных академий наук Кыргызской Республики : 125–133.
  11. , Мундузбек (6 сентября 2021 г.). «Манасчы Доолот Сыдыков установил рекорд — он прочитал эпос «Манас» пять суток» . kloop.kg (на русском языке).
  12. Джуматурду, Адиль (2016). «Сравнительное исследование исполнителей эпоса « Манас ». Журнал американского фольклора . 129 (513): 288–296. doi10.5406/jamerfolk.129.513.0288 .
  13. Ларуэль, Марлен (2015). «Государственность Кыргызстана: от монополии производства к множественному рынку». В Ларуэле Марлен; Энгвалл, Йохан (ред.). Кыргызстан за пределами «острова демократии» и «несостоятельного государства»: социальные и политические изменения в постсоветском обществе . Лексингтонские книги. стр. 165–84. ISBN .
  14. Шмадель, Лутц Д. (2013). Словарь названий малых планет (3-е изд.). Springer Science & Business Media. п. 439. ИСБН .
  15. Викискладе есть медиафайлы по теме . Зиюз . Проверено 18 февраля 2012 г.

Внешняя литература

  • Манас . Перевод Уолтера Мэя. Рарити, Бишкек , 2004. ISBN 9967-424-17-6 
  • Левин, Теодор. Где поют реки и горы: звук, музыка и кочевничество в Туве и за ее пределами . Раздел «Дух Манаса», стр. 188–198. Блумингтон: издательство Индианского университета, 2006 г.
  • Манас 1000. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного тысячелетнему юбилею эпоса «Манас» . Бишкек, 1995.
  • С. Мусаев. Эпос Манас . Бишкек, 1994 г.
  • Традиции героической и эпической поэзии (2 тома), под общей редакцией А. Т. Хатто , Ассоциации современных гуманитарных исследований, Лондон, 1980.
  • Поминальный пир Кокотой-хана , AT Hatto , 1977, Oxford University Press.
  • Манас Вильгельма Радлоффа , А. Т. Хатто , 1990, Отто Харрасовиц
  • Энергичный спектакль. Эпос «Манас» и общество в Кыргызстане. Н. ван дер Хайде, Амстердам, 2008 г.
  • Ин, Ланг. 2001. Бард Юсуп Мамай. Устная традиция . 16(2): 222-239. Веб-доступ

Отрывок, характеризующий Памятник Манасу Великодушному

Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы. Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость. В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х. Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами. А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х. Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки. Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки. Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: