Крестьянская война в Германии
Отец немецкой Реформации на время отошёл от дел: у движения нет лидера. Оно постепенно распадается на два течения. Первое — откровенно радикальное, которое выступало за немедленные преобразования в церкви, зачастую выливавшиеся в погромы монастырей, соборов и иконоборческое движение.
У «анархистов» было два лидера — импульсивный Андреас Карлштадт и энергичный Томас Мюнцер. Их идеи являлись максимальным упрощением лютеровской риторики. Немедленные действия без чёткого плана были обречены на потерю контроля над движением.
Второе — умеренное, которым руководил ученик Лютера, интеллектуал, преподаватель древнегреческого языка Виттенбергского университета Филипп Меланхтон. Но с простым народом сторонники нейтрального направления не нашли общего языка.
В 1522 году Лютер выходит из тени и выдворяет радикалов из Виттенберга. В землях курфюршества Саксония появляются первые лютеранские общины. Тем не менее до конца не было ясно, как должны существовать сообщества нового вероисповедания. Было необходимо организованное управление и власть.
Но на юго-западе Германии под знамёнами новой веры начинаются волнения. В 1522—1523 гг. в Эльзасе и Швабии прогремело рыцарское восстание. Интересы мелкого дворянства не особенно волновали новоиспечённого императора, а вот братья по Евангелию могли помочь в борьбе за права военной элиты. Но, к несчастью, евангелических сторонников было мало, а имперский Швабский союз городов и дворян дал отпор рыцарям под предводительством Франца фон Зиккенгена и Гёца фон Берлихингена.
Рыцарское восстание 1522−1523 гг. (pinterest)
Через год после провала рыцарского мятежа поднимают головы крестьяне. Их интересуют вопросы общинных прав и церковная реформа. Так и началась Крестьянская война на юге Германии, которая гремела с 1524-го по 1525-й. Стихийный бунт простого люда сильно ударил по дворянским поместьям и церковным землям. Расправы были неминуемы. Во главе отрядов восставших землепашцев были и рыцари, и народные проповедники. Лютера сильно опечалило такое положение дел: он хоть и призывал к борьбе, но не через насилие.
Восставшие крестьяне. (pinterest)
В начале 1525 года Швабский союз подавляет большинство крестьянских бунтов на юго-западе немецких земель. Весной и летом идёт зачистка Тюрингии: в битве под Франкенхаузеном 14−15 мая закончится история Томаса Мюнцера.
Битва под Франкенхаузеном. (pinterest)
Он спрячется в городе и объявит себя пророком. Однако войска ландграфа Гессенского Филиппа Великодушного и Георга Трухзеса фон Вальдбурга найдут главаря мятежников и обезглавят его. Хаос Крестьянской войны оставил сильный отпечаток не только в душе Мартина Лютера, но и на состоянии империи. Число жертв было колоссальным.
Карта восстания в Тюрингии. (pinterest)
После подобных социальных катаклизмов княжеская власть внедряется в реформационное движение. Элита начинает реагировать на посылы Лютера и видеть в них свою выгоду: курфюршество Саксония, ландграфство Гессен, земли Немецкого ордена в Пруссии и Прибалтике принимают учение виттенбергского богослова. Городские общины и мелкие владения дворян на юге и западе Германии также перенимают лютеранство.
Двор Габсбургов откровенно не справлялся с такой диффузией Реформации в Германии. Пока Карл V был занят итальянскими делами, его брат эрцгерцог Фердинанд на рейхстаге в Шпейре 1526 года пошёл на компромисс: к постановлениям Вормсского рейхстага добавилась ещё одна строка: каждый чин империи в своих владениях справляет богослужение, как велит его совесть. Фактически развитию идей Лютера дали зелёный свет. Однако в 1529 году император Карл V потребовал от эрцгерцога добиться признания князьями статей Вормсского рейхстага. Но дворянство ответило протестом.
В 1530 году в Аугсбурге «протестанты» во главе с Меланхтоном представили свою формулу вероисповедания. Карл решительно не соглашался с протестантским крылом княжеской ассамблеи и дал год на пересмотр своего мнения. Государь открыто угрожал опалой и репрессиями.
Распространение евангелизма
В своем убежище Лютер занялся формированием основ своего вероучения, в том числе такой важнейшей на его взгляд задачей, как перевод Библии на немецкий язык, что должно было сделать ее доступной для каждого верующего. К этому времени Реформация уже стала необратима — еще в 1520 году начал свою проповедь Томас Мюнцер, а в 1522 году с новым вероучением в Цюрихе выступил Ульрих Цвингли. В 1523 году на фоне продолжавшейся войны вспыхнуло восстание рыцарей Ульриха фон Гуттена и Франца фон Зиккенгена, объявивших себя продолжателями дела Реформации.
В январе 1524 года, после смерти Мартина VI, новым папой стал англичанин Томас Уолси, принявший имя Адриана VI. Он был вполне лоялен императору, которым он без колебаний признал Филиппа II. Теперь для Филиппа поддержка Лютера не имела смысла и он начал преследовать его сторонников. Но это немедленно отозвалось восстаниями 1524-1526 годов, которые Лютер, боявшийся гнева властей, осудил, призвав вешать бунтовщиков. Тем не менее, по итогам этих восстаний князья добились отмены решения Вормсского рейхстага.
Страница из немецкого перевода Библии, выполненного Лютером
К этому времени евангелизм приняли правители Саксонии, Гессена, Мекленбурга, Померании, Пруссии и Ливонии. В своих владениях они переводили службу с латыни на немецкий, упраздняли таинства, посты, безбрачие духовенства, конфисковывали земли церкви и ее богатства. Филипп II с ужасом взирал, как почва уходит у него из-под ног.
Однако тучи над Лютером сгущались — кайзер под влиянием своего друга Эразма Роттердамского все более склонялся к тому, чтобы ответить на усиление Лютера репрессиями, но этому помешала война с турками.
Краткое описание
Что первое приходит на ум при упоминании здания берлинского Рейхстага? Самые кровопролитные за всю историю человечества войны, имя тирана Адольфа Гитлера и алое знамя, развивающееся над зданием в конце апреля 1945 года, как символ победы над фашистской Германией.
Рейхстаг с высоты птичьего полёта
Однако Рейхстаг, который дословно переводится, как «здание государственного собрания» – это еще и символ современной Германии, архитектурное сооружение, имеющее свою длинную и непростую историю. В настоящий момент большинство туристов, приехавших в Берлин чтобы ознакомиться с его достопримечательностями, в первую очередь спешат к восстановленному Рейхстагу. Запечатлеть себя на фоне здания, построенного в стиле итальянского Возрождения, за которое в свое время отдали жизнь десятки тысяч солдат, желают практически все гости города.
Вот уже практически 112 лет Рейхстаг стоит в самом центре Берлина, и большую часть времени является напоминанием о страшных временах, не только для Германии, но и для всего мира. О временах, которые никогда не должны повториться. В наши дни здание Рейхстага стало своеобразным символом нового независимого государства с развитой экономикой и демократическим строем.
Как известно из истории, в 1990-м году произошло объединение Германии, и перед нацией стал довольно непростой вопрос: «В каком из городов должна находиться столица, и где должен заседать Парламент страны?». Правительство новой Германии практически единогласно решило, что столицей должен стать Берлин.
Фасад Рейхстага
А вот здание для Парламента стало «яблоком раздора» среди многих политиков. Некоторые из них утверждали, что здание Рейхстага не подходит для этих целей, ведь именно оно в сознании немцев ассоциируется со страшной войной и позорным поражением. Их оппоненты говорили о том, что между Рейхстагом и Адольфом Гитлером нельзя проводить параллели, ведь согласно историческим документам тиран ни разу не произносил свои речи в здании, построенном еще в 1894-м году. Прийти к единому мнению сразу не удалось: были проведены три форума, на которых детально рассматривалась история здания в период Второй Мировой войны. После окончания дебатов было решено провести масштабную реконструкцию и восстановить Рейхстаг для работы в нем Парламента Германии.
Во главе немецкой церкви
По странному стечению обстоятельств, последние 11 лет жизни Лютера, когда он был фактически руководителем германской церкви, практически не отмечены активной деятельностью — он в эти годы много болел и редко покидал Вену. Фактически руководство Синодом перешло к его ближайшему единомышленнику Филиппу Меланхтону, который все больше склонялся к компромиссу с католицизмом.
В эти годы Лютер заканчивает немецкий перевод Библии, а так же выпускает несколько публицистических произведений. Когда началась война с турками, он объявил участие в ней священным долгом каждого евангелиста и устроил сбор денег на снаряжение ополчения, хотя в молодости призывал не сопротивляться туркам, которые виделись ему «бичами божьими».
Филипп Меланхтон — ближайший друг и преемник Лютера
В 1542 году уже тяжело больной Лютер выступил за компромисс с католиками, однако это не остановило начавшуюся религиозную войну, зато вызвала существенное охлаждение между ним и Карлом V. Другой темой, волновавшей Лютера в последние годы, были вопросы богослужения, в частности, роль музыки в нем — он написал целую серию произведений на музыкальную тематику, которые демонстрируют его большую эрудицию в этом вопросе.
В 1543 году Лютер выпустил антисемитский памфлет «О евреях и их лжи», в котором он в частности призывал сжигать синагоги, дома и школы иудеев, уничтожать их богослужебные книги, запретить им заниматься ростовщичеством и свободно перемещаться по стране. Не смотря на то, что Карл V тогда не прислушался к идеям Лютера, позже этот памфлет стал одним из важнейших текстов для немецких националистов.
В том же году вышел труд Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», однако Лютер так и не прочел его и до конца жизни считал, что Солнце вращается вокруг Земли. В публичных выступлениях он клеймил теорию Коперника, считая, что она противоречит Священному Писанию — это вызвало незамедлительную реакцию католической церкви, которая в пику евангелистам признала учение Коперника. В Германии же геоцентризм официально признавался в течение последующих десятилетий.
Мартин Лютер скончался 18 февраля 1546 года на 63 году жизни. Похоронили его без больших торжеств, так как к тому времени его отношения с Карлом V были далеко не такими теплыми, как 20 лет назад. Последние годы жизни Лютера были полны разочарований — от своих соратников он получал печальные известия о необразованности пасторов, о том, что многие приходы стоят пустыми, о возмущении людей закрытием монастырей, которые ранее служили еще и богадельнями. Большинство приходов сильно обеднели, в то время как князья и епископы, перешедшие в евангелизм только чтобы сохранить свой сан, разбогатели за счет Реформации. Многие свидетели последних дней Лютера сообщали о его разочаровании итогами Реформации. Кто-то даже слышал его якобы слова о том, что знай он заранее, чем обернется выступление с 95 тезисами, он бы не стал этого делать.
Два проекта
На первом же обсуждении реформы Лютер выдвинул проект преобразования немецкой церкви в федерацию приходов во главе с пасторами, избираемыми паствой. Возглавлять церковь должен был Синод — координирующий орган из наиболее уважаемых пасторов. Формально главой церкви признавался кайзер, однако на деле всякая иерархия и соподчинение упразднялось. Финансирование приходов целиком передавалось на усмотрение паствы.
Но существовал и второй проект, автором которого выступил давний враг Лютера — архиепископ Альбрехт Бранденбургский. Человек, во многом случайно принявший участие в Реформации из боязни лишиться власти и влияния, он, не смотря на кардинальский сан, мало походил на церковного деятеля — он покровительствовал гуманистам, в том числе мятежнику Ульриху фон Гуттену, собирал коллекцию произведений искусства, имел несколько любовниц, был не чужд коррупции.
Альбрехт Бранденбургский и Лютер поначалу выступали как соратники, т. к. оба хотели централизации Германии и ее политической независимости от папства. Но Альбрехт не желал радикальных перемен в церковной жизни — его проект предусматривал сохранение трехчастной иерархии (диакон — священник — епископ), церковного налога, который теперь должен был взиматься в пользу кайзера, а не папы, а также весьма скромные перемены в богослужении: сохранение всех таинств и учения о церкви, как вместилище благодати.
Таким образом, проект Альбрехта Бранденбургского был нацелен лишь на политическую независимость немецкой церкви от Рима. Конечной целью его было усиление роли немецкого духовенства и центральной власти.
Обсуждение двух проектов продолжалось несколько месяцев — Карл V, не смотря на дружбу с Лютером, склонялся к проекту архиепископа Альбрехта, т. к. он больше отвечал его политическим и финансовым интересам. Кроме того он предусматривал весьма умеренные изменения в богослужении и вероучении, что оставляло возможность компромисса с папой.
Регенсбургский рейхстаг
12 октября 1534 года вышел эдикт Карла V о секуляризации церковных земель — владения епископств Зальцбург, Трир, Кельн, Страсбург и др. стали частью имперского домена. Из земель епископств Магдебург и Майнц было образовано светское герцогство, первым правителем которого стал Альбрехт Бранденбургский, объявивший о сложении с себя священнического сана. На следующий год он женился на сестре курфюрста Саксонии.
Заседание Регенсбургского рейхстага
В ноябре собрался рейхстаг в Регенсбурге, который должен был утвердить церковную реформу, которая содержала следующие условия:
• Немецкая церковь объявлялась независимой и национальной;
• Главой церкви признавался император Священной Римской империи;
• Церковь приобретала форму федерации — немецкие князья признавались руководителями церквей собственных государств;
• Церковь делилась на епископства, а епископства на приходы во главе с пасторами;
• Вводились совещательные и административные органы власти в церкви — Синод и Совет. Синод избирался из числа пасторов и прихожан, в его задачу входили прежде всего вопросы богословия. Совет состоял из епископов и ведал административным управлением церковью. Аналогичные органы создавались и на уровне епископств;
• Епископов назначал император с согласия Синода и Совета;
• Пасторы избирались прихожанами, но с согласия Синода и Совета епископства, к которому относился тот или иной приход;
• Упразднялись монастыри и все монашеские ордена;
• Упразднялись все таинства, кроме трех;
• Богослужение переводилось на немецкий язык;
• Сохранялся церковный налог, вносимый теперь в пользу князя или императора;
• Упразднялось священство — епископа и пасторы могли вступать в брак и заводить детей. Епископом мог отныне быть и феодал — к примеру Альбрехт Бранденбургский стал светским герцогом, но сохранил сан епископа Майнца и Магдебурга.
Мартин Лютер со своими единомышленниками
Обсуждения проходили очень тяжело — на рейхстаге возник союз католических князей — Католическая лига, возглавленная герцогами Баварии и Лотарингии, а также маргкграфом Бранденбурга, братом епископа Альбрехта, который не пожелал перейти в евангелизм. Лигисты не имели большинства в коллегии курфюрстов, что не помешало им инициировать процесс детронизации Карла V — ему напомнили и выборы 1519 года, когда кайзером чуть не был избран Карл IX Французский, и то, что император по традиции утверждается папой, а значит евангелист никогда не будет полностью законным правителем. Кое-кто предлагал передать трон герцогу Баварии Вильгельму IV, иные называли кандидатуру Франциска III Бретонского, ближайшего родственника кайзера католического вероисповедания.
Тем не менее, не смотря на бурные дебаты, 25 февраля 1535 года рейхстаг завершил работу, полностью приняв проект реформы.
Еще раньше, 1 января, на первом заседании Синода Евангелической церкви Германии Мартин Лютер был единогласно избран его президентом. В марте Совет избрал своим председателем Альбрехта Бранденбургского. Священная Римская империя от католицизма официально перешла к евангелизму.
Причины Реформации
К началу XVI века раздробленная Германия практически полностью контролировалась Святым Престолом. В отличие от Англии, Франции и Испании, где притязания церкви ограничивались сильной королевской властью, здесь папы и высший немецкий клир свободно и безнаказанно взимали небывалого размера поборы.
Рим с его политическим и культурным расцветом требовал огромных финансовых вливаний, а папы не стеснялись содержать двор, которому могли позавидовать европейские монархи. Германию просто грабили, что вызывало естественное возмущение ее населения. В стране была широко распространена продажа индульгенций, покупая которые прихожане могли получить прощение за любые грехи — это был лишь вопрос цены.
Беспокойство, недовольство властью и страх перед будущим определяли настроение общественности. В деревнях росло антифеодальное движение, а в городах возникали восстания против жадных священнослужителей. В университетах набирало популярность движение гуманизма, критиковавшее внешнее благочестие Рима и несоблюдение им принципов «христианской человечности», близкой к заветам Христа.
Практически все требования политических и социальных преобразований в Германии конца XV — начала XVI века включали церковные реформы, но оппозиция была слишком разнородной. В 1517 году общественные идеи и ожидания смог выразить Мартин Лютер (1483-1546 гг) — выпускник Эрфуртского университета, доктор богословия и монах ордена августинцев.
Возмущенный продажей индульгенций, Лютер в конце октября 1517 года направил архиепископу Майнца и разместил на дверях приходской церкви свои знаменитые 95 тезисов, которые в дальнейшем углублялись и разъяснялись им самим и его последователями.
Лютер стремился устранить «порчи» церкви путем ее обращения к идеалам Священного Писания и отвергал католическую догму о возможности спасения души лишь при посредничестве клира. Он подчеркивал значение совести, смирения и личного раскаяния, без которых искренняя вера и милость Божья были недостижимы.
Рейхстаг в Вормсе
В Вормс Лютер прибыл 16 апреля 1521 года, и его приветствовали толпы народа. Заседание рейхстага началось на следующий день и продолжалось до 19 апреля.
Лютер отказался отречься от своих сочинений (около 20 наименований), предъявленных на слушаниях. Он объявил, что его полемические, антипапские, назидательные книги не содержат ничего предосудительного и не противоречат интересам империи. Лютер призывал обратиться за доказательствами к Священному Писанию и доводам разума.
Ни представитель епископства, Иоганн фон Эккен, ни император, ни знать не были готовы к такому ответу. Они ожидали, что Лютер будет оправдываться, убеждать или излагать свои идеи по стандартному опроснику инквизиции, но реформатора, вероятно, больше волновал другой вопрос — требовать ли ссылок на Писание только от церковного суда или это обязательно и для светской власти.
В речах Лютера прозвучал также тезис о протестантской декларации терпимости к мнению христианина. Проповедник говорил, что никто, в том числе и он сам или даже папа, не застрахован от ошибок, в том числе еретических. Однако эти заблуждения еще нужно доказать — с помощью того же Священного Писания. Оно же должно было служить мерилом личной совести верующего.
Отказ Лютера не был безапелляционным решением, реформатор лишь сообщил, что не в состоянии отречься от своих мыслей пока они не будут опровергнуты. Лютер не взывал к Божьему промыслу или воле, лишь подчеркивал свое право поступить именно так, а не иначе.
Диспут так и не состоялся. Комиссия рейхстага пыталась склонить Лютера к компромиссу и отречься хотя бы от части убеждений, но в ответ реформатор утверждал, что не хочет идти против совести. Сторонники папского легата Алеандра настаивали на задержании еретика, однако Карл V под угрозой крестьянского восстания вынужден был отпустить Лютера.
Основы вероучения
Не смотря на то, что Лютер составлял свое вероучение 30 лет, многократно его корректируя, оно так и не стало законченным, оставляя почву для многочисленных интерпретаций и споров, что предопределило дальнейший раскол последователей Лютера на гнесиолютеран и филиппистов. Вероучение получило название евангелизм, т. к. Лютер отстаивал приоритет Священного Писания над решениями пап и соборов. Католики и представители иных протестантских толков называли его последователей лютеранами, но это название не прижилось.
Основным принципом евангелизма стало: «Sola fide, sola gratia et sola Scriptura» (Только вера, только благодать, только Писание) — Лютер провозгласил, что спасение возможно только через благодать, которая получается через веру, основы которой изложены в Писании, т. е. Библии.
Это сразу обозначило ключевые отличия евангелизма от католицизма:
• Раз основой веры является лишь Священное Писание, то ни папа, ни собор не может обладать всей полнотой власти в церкви;
• Раз благодать достигается только верой, не нужна церковь как посредник между Богом и людьми.
Роза Лютера — эмблема Евангелической церкви
Кроме того, Лютер провозгласил, что Библию может трактовать каждый (для этого и был выполнен ее перевод на немецкий). Из это следовало, что:
• Не нужна церковная иерархия;
• Церковь должна быть «дешевой»;
• Священники должны быть выборными;
• Не нужно монашество.
Лютер пересмотрел особую роль священства: в евангелической церкви основой церковной организации были пасторы — выборные настоятели, в задачу которых входила проповедь, а не отпущение грехов. Поскольку пасторы не были особым сословием, им не обязательно было соблюдать целибат — сам Лютер в 1525 году вступил в брак с бывшей монахиней Катариной фон Бора. Лютер сократил число церковных таинств с семи до трех, оставив только крещение, елеосвящение и причастие. При этом форма богослужения мало изменилась — месса служилась по католическому обряду, но на немецком языке, а не на латыни.
От внимания Лютера ускользнул ряд существенных деталей, вокруг которых потом велась дискуссия между его последователями — вопросы о количестве таинств и их необходимости, а также о возможности спасения через добрые дела и т. д. стали камнем преткновения для последователей Лютера в 1540-1570-е годы.
Вормсский Рейхстаг: общеимперское дело
Октябрь 1517 года стал отправной точкой в истории Реформации в Германии — это был пролог непростого процесса борьбы ряда общественных групп внутри империи. По сути, 31 октября 1517 года — формальная дата, обросшая красивой легендой, которую, скорее всего, придумал соратник и ученик Лютера Филипп Меланхтон. Якобы к стенам Виттенбергского кафедрального собора доктор богословия прибил открытое письмо архиепископу Майнца Альбрехту Бранденбургскому — 95 тезисов. Сам Лютер никогда не вспоминал об этом событии как о публичной демонстрации своих идей. Период с 1517-го по 1521-й пройдёт в спорах с видными интеллектуалами от церкви, а также в процессе публикации самых известных трактатов. Получат своё распространение такие произведения, как «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении пап». Апостольский престол был обеспокоен распространением учения бывшего августинского монаха, но в немецких землях пока ещё не случилось бурной реакции.
«К христианскому дворянству немецкой нации». (pinterest)
Однако ситуация внутри империи менялась: в 1519 году Максимилиан I ушёл в лучший из миров, и княжеская ассамблея во Франкфурте выбрала государем Карла V. Ревностный католик, негативно относившийся к опусам Лютера, был обязан избранию на престол голосу протектора богослова, саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого. После того как мятежный доктор из Виттенбергского университета сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви, верховная власть империи намеревалась выдворить еретика за границу. Но по личной просьбе курфюрста Фридриха Мудрого император Карл V даёт возможность выступить богослову на Вормсском рейхстаге в первой половине 1521 года.
Центральным вопросом рейхстага стала турецкая проблема, далее — жалобы князей на церковную юстицию. Элита хотела разграничения сфер влияния церковной и светской юстиций, так как обе соприкасались слишком часто. Самый главный пункт — право суда над духовными лицами.
17 апреля Мартину Лютеру предоставили возможность выступить. Ему предстояло произнести свою речь в очень непростых условиях. Разбор его дела шёл 3 дня: говорил он путано, очень стеснялся княжеской ассамблеи, чувствовал себя некомфортно. Позднее доктор богословия не любил вспоминать Вормсский съезд, ибо, как сам считал, выглядел он там очень неубедительно
Император не воспринял речь реформатора, но часть князей всё же обратила внимание на его высказывания, ведь он защищал те же постулаты, что выдвигали и они.
В итоге в майские дни 1521 года были приняты два серьёзных решения. Первое — Лютер покидал в 20-дневный срок территорию Священной Римской империи. Второе — ему и его сторонникам запрещалась проповедь, а также решение по его делу откладывалось до следующего вселенского собора. Многие князья, даже архиепископ Майнца, не осмелились подписать это постановление. Официально Лютер — изгой. Он торопится в Саксонию, где попадает в руки местного дворянства: реформатора якобы похищают. Появляется некий рыцарь Георг в замке Вартбург, что в Тюрингии, который занимается переводом Библии на немецкий язык. Эта хитрая операция была подготовлена не без помощи курфюрста Фридриха Мудрого.
Замок Вартбург. (Wikimedia Commons)
Фактически с 1521 года о себе официально заявляет Реформация в Германии: общественные массы начинают включаться в спор Лютера с Римом. Теперь это общеимперское дело.