1- Севильский цирюльник
Эта опера Джоакино Россини — одна из самых смешных и самых известных двухактных опер всех времен. Ее либретто основано на одноименной комедии 1775 года, автором которой является Пьер-Огюстен Карон де Бомарше.
Его премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Театро Аргентина, расположенном в Риме, и стала одной из первых итальянских опер, представленных в США (премьера состоялась в Парковом театре в Нью-Йорке 29 ноября 1825 года).
Сюжет рассказывает историю влюбленной пары, состоящей из графа Альмавивы и молодой сироты Розины, которая с помощью цирюльника Фигаро объединяет их в браке.
Его персонажи: Фигаро (цирюльник) баритон. Дон Бартоло (врач, наставник Розины) под баффом. Розина (юная сирота) меццо-сопрано. Граф Альмавива (благородный) тенор. Фиорелло (слуга Альмавивы) низкий. Дон Базилио (учитель музыки) бас и Берта (горничная Дона Бартоло) меццо-сопрано.
Опера-балет
Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.
Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.
Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.
испанский Сарсуэла
Сарсуэла, введенный в Испания в 17 веке уходит корнями в популярный испанский традиционный музыкальный театр. В нем чередуются разговорные и певческие сцены, последние включают танцы, номера припева и юмористические сцены, которые обычно представляют собой дуэты. Эти работы относительно короткие, а цены на билеты часто были низкими, чтобы понравиться широкой публике. Есть две основные формы Сарсуэла: Барокко Сарсуэла (ок. 1630–1750), самый ранний стиль, и Романтичный Сарсуэла (ок. 1850–1950), которые можно разделить на два поджанра: Género Grande и Género Chico.
Педро Кальдерон де ла Барка был первым драматургом, который принял термин Сарсуэла за его работу под названием Эль-гольф-де-лас-сирен («Залив сирен», 1657). Лопе де Вега вскоре написал работу под названием La selva sin amor, драма завоевания оркисты («Нелюбимые джунгли. Драма с оркестром»). Инструменты оркестра были скрыты от публики, актеры пели гармонично, а сама музыкальная композиция была призвана вызывать эмоциональный отклик. Некоторые из этих ранних произведений были потеряны, но Los celos hacen estrellas («Ревность превращается в звезды») Хуан Идальго и Хуан Велес, премьера которого состоялась в 1672 году, сохранились и дают нам некоторое представление о том, каким был этот жанр в 17 веке.
В 18 веке итальянский оперный стиль оказал влияние на Сарсуэла. Но начиная с правления короля Бурбонов Карл III, антиитальянские настроения усилились. Сарсуэла вернулся к своим корням в популярной испанской традиции в таких произведениях, как sainetes (или Entr’actes) Дона Рамона де ла Круса. Первая работа этого автора в этом жанре была Las segadoras de Vallecas («Жнецы Валлекаса», 1768 г.) на музыку Родригес де Хита.
Одиночный акт сарсуэлас были классифицированы как Género Chico («маленький жанр» или «маленькая форма») и сарсуэлас из трех или более актов были Género Grande («большой жанр» или «большая форма»). Zarzuela grande сражались в Театро де ла Сарсуэла де Мадрид, но без особого успеха и небольшой посещаемости. Несмотря на это, в 1873 г. был открыт новый театр. Театр Аполо, был открыт для Сарсуэла Гранде, который разделял неудачи Театро де ла Сарсуэла, пока не был вынужден изменить свою программу на Género Chico.
Немецкий зингшпиль и венская оперетта
В Singspiel возник в Вене 18 века и распространился по Австрии и Германии. Как во французском комическая опера, то зингшпиль была опера с разговорным диалогом и обычно комической темой, например Моцарта Die Entführung aus dem Serail (1782 г.) и Волшебная флейта (1791). Позже зингшпиль, такие как Бетховена Фиделио (1805 г.) и Вебера Der Freischütz (1821), сохранил форму, но исследовал более серьезные предметы.
19 век был построен как на зингшпиль и французская модель. Франц фон Зуппе помнят в основном за его увертюры. Иоганн Штраус II, «король вальса», внес свой вклад Die Fledermaus (1874 г.) и Цыганский барон (1885). Карл Мильёкер давний дирижер Театр ан дер Вин, также сочинил некоторые из самых популярных венских оперетт конца 19 века, в том числе Der Bettelstudent (1882), Гаспароне (1884) и Der arme Jonathan (1890).
На рубеже 20-го века Франц Легар написал Веселая вдова (1905); Оскар Штраус поставляется Эйн Вальцертраум («Мечта о вальсе», 1907 г.) и Шоколадный солдатик (1908); и Эммерих Кальман составлен Die Csárdásfürstin (1915).
Краткая история оперы
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение.
Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки. Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия.
Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку».
К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название.
Влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности. Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность.
Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». В это же время развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.
Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, немецкий композитор К. В. Глюк упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать.
Глюк утверждал, что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Основные либреттисты
Чарльз Саймон Фавар (1710-1792)
Эжен Скриб (1791-1861)
Морис Метерлинк (1862-1949)
- Луи Ансом
- Гийом Аполлинер
- Жюль Барбье
- Жак-Мари Буте де Монвель
- Жан-Франсуа Каильхава из L’Estandoux
- Мишель Карре
- Жан Кокто
- Сидони Габриэль Колетт
- Шарль Колле
- Desfontaines-Lavallee
- Пьер-Жан-Батист Шудар из Дефоржа
- Клод-Жозеф Дорат
- Бартелеми-Кристоф Фаган
- Шарль-Саймон Фавар
- Луи Фюзелье
- Луи Галле
- Людовик Галеви
- Ален-Рене Лесаж
- Морис Метерлинк
- Жан-Франсуа Мармонтель
- Бенуа-Жозеф Марсолье
- Анри Мейлак
- Жан-Филипп д’Орневаль
- Шарль-Франсуа Панар
- Алексис Пирон
- Антуан-Александр-Анри Пуансине
- Франсуа-Антуан Кетан
- Юджин Скрайб
- Мишель-Жан Седен
- Жан-Жозеф Вэйд
- Клод-Анри де Вуазенон Ракета
- Эмиль Золя
Как русское кино стало домом для академического авангарда?
Если говорить об использовании видеотехнологий в российском оперном театре, то в столичных театрах они становятся всё более привычными. Не исключено, что скоро без них не сможет обойтись ни один оперный спектакль — кажется, именно к этой амбициозной цели стремится фестиваль современного оперного искусства Digital OPERA 2.0, который с 2019 года проходит в Санкт Петербурге.
https://www.instagram.com/p/CNpUttiLCLq/
https://www.instagram.com/digitalopera2_0/
В рамках фестиваля проводятся конференции, круглые столы, а также международный конкурс для юных режиссеров и медиахудожников по использованию современных мультимедиатехнологий в оперных постановках. В этом году уже объявлен конкурс на мультимедийную постановку фрагментов оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».
А пока сценографы будущего вырабатывают собственный взгляд на оперное искусство, можно вспомнить, как складывались взаимоотношения русской музыки, кинематографа и видео-арта. В силу объективных причин у советского кинематографа были всегда лучшие композиторские силы — для многих композиторов киномузыка оказывалась единственным источником заработка. История советского кинематографа знает замечательные тандемы режиссер — композитор: Григорий Козинцев и Дмитрий Шостакович («Гамлет» и «Король Лир»), Александр Митта и Альфред Шнитке («Экипаж» и «Сказка странствий»), Андрей Тарковский и Эдуард Артемьев («Сталкер» и «Солярис»), Георгий Данелия и Гия Канчели («Мимино» и «Кин-дза-дза!»).
Фрагмент фильма Александра Митты «Сказка странствий» (1983)
Но если в кино музыка играла всё-таки второстепенную роль, то куда более тонко с точки зрения синтеза двух видов искусств работала анимация. И первый в этом ряду, конечно, режиссер Андрей Хржановский, которого долгие годы сотрудничества связывали с Альфредом Шнитке («Стеклянная гармоника», «Бабочка», «Любимое мое время»).
А. Хржановский, «Стеклянная гармоника» (1968)
А в 2020 году режиссер выпустил полнометражный фильм «Нос, или Заговор „не таких“», который по сути является полноценной анимационной экранизацией оперы «Нос» Дмитрия Шостаковича.
Андрей Хржановский, «Нос, или Заговор „не таких“» (2020). Трейлер
Более полувека назад молодой режиссер написал Шостаковичу восторженное письмо с просьбой дать разрешение на экранизацию «Носа» (после премьерных показов в начале 1930-х оперу на несколько десятилетий сняли в России с репертуара). Разрешение было получено с типичной для композитора формулировкой: «Буду рад, если вы используете мою музыку».
Кадр из фильма А. Хржановского «Нос, или Заговор „не-таких“», на котором запечатлена целая компания «не-таких»: С. Эйзенштейн, В. Мейерхольд, Д. Шостакович, Н. Гоголь. Источник
Еще один пример тончайшего взаимопроникновения музыки и анимации — фильм «Балаган» (1981) Иды Гараниной по мотивам поэмы Гарсиа Лорки с музыкальной партитурой Софии Губайдуллиной. Персонажи фильма поют, мелодекламируют, выводят вокализы, сливаются в вокальном дуэте — это еще не медиаопера, но явно ее предвестник.
Анимационный фильм Иды Гараниной «Балаган» (1981)
Английская баллада и Савойская опера
Англия берет свое начало в легкой опере баллада опера, как правило, это комическая пьеса, включающая песни на популярные мелодии. Джона Гэя Опера нищего был самым ранним и самым популярным из них. Ричарда Бринсли Шеридана Дуэнна (1775), оценка Томас Линли, был прямо описан как «комическая опера».
Ко второй половине XIX века на лондонской музыкальной сцене доминировали пантомима и музыкальный бурлеск, а также похабные, плохо переведенные континентальные оперетты, часто включающие в себя «балеты», вызывающие большой интерес, и посещение театра стало неприятным для респектабельной публики, особенно для женщин и детей. Мистер и миссис. Томас Герман Рид, начиная с 1855 года, и ряд других британцев выразили сожаление по поводу рискованного состояния музыкального театра и представили короткие комические оперы предназначены для семейного отдыха и повышения интеллектуального уровня музыкальных развлечений. Джесси Бонд написал,
Сцена из H.M.S. Сарафан, 1886 Савойский театр сувенирная программа
Тем не менее, постановка 1867 года Оффенбаха. Великая княгиня Герольштейн (через семь месяцев после французской премьеры) разожгли аппетит англичан к легким операм с более тщательно продуманными либретто и партитурой, а континентальные европейские оперетты продолжали пользоваться огромной популярностью в Великобритании в 1860-х и 1870-х годах, в том числе Les Cloches de Corneville, Мадам Фавар и другие в 1880-е годы, часто адаптированные Х. Б. Фарни и Роберт Рис.Ф. К. Бернанд сотрудничал с несколькими композиторами, в том числе Артур Салливан в Кокс и бокс, написать несколько комических опер на английские темы в 1860-1870-е гг.
В 1875 г. Ричард Д’Ойли Карт, один из импресарио, стремящихся создать английскую школу семейной световой оперы такими композиторами, как Фредерик Клей и Эдвард Соломон в качестве контрмеры континентальным опереттам, по заказу соавтора Клея, В. С. Гилберт, и молодой перспективный композитор, Артур Салливан, написать короткую одноактную оперу, которая послужит афоризмом к опере Оффенбаха. La Périchole. Результат был Суд присяжных; его успех положил начало Гилберт и Салливан партнерство. «Оперная труппа Буффа г-на Р. Д’Ойли Карт» заняла пробный гастролировал вместе с французскими произведениями Оффенбаха и Александр Шарль Лекок. Стремясь освободить английскую сцену от рискованного французского влияния и воодушевленный успехом Суд присяжных, Carte сформировала синдикат в 1877 году для исполнения «легкой оперы законного толка». Гилберту и Салливану было поручено написать новую комическую оперу, Колдун, начиная серию, которая стала известна как Савойские оперы (назван в честь Савойский театр, который Carte позже построил для этих работ), в том числе H.M.S. Сарафан, Пираты Пензанса и Микадо, который стал популярным во всем мире. В Оперная труппа D’Oyly Carte продолжал исполнять Гилберта и Салливана почти непрерывно, пока не закрылся в 1982 году.
Стилю Гилберта и Салливана широко подражали их современники (например, в Дороти ), а сами создатели писали работы в этом стиле с другими соавторами в 1890-х годах. Однако ни один из них не пользовался устойчивой популярностью, в результате чего Савойские оперы стали практически единственными представителями жанра, сохранившимися до наших дней. Только недавно некоторые из этих других английских световых опер начали изучать ученые, и они получили выступления и записи.
Французский комическая опера и оперетта
Плакат к постановке XIX века Орфей в подземном мире
Французские композиторы охотно ухватились за итальянский образец и сделали его своим, назвав его комическая опера. Среди первых сторонников были итальянские Эджидио Дуни, Франсуа-Андре Филидор, Пьер-Александр Монсиньи, Андре Гретри, Франсуа-Адриан Бойельдье, Даниэль Франсуа Обер и Адольф Адам. Первоначально зарезервированный для менее серьезных работ, термин комическая опера стал относиться к любой опере, которая включала разговорный диалог, включая такие произведения, как Керубини Médée и Бизе Кармен которые не являются «комичными» в любом смысле этого слова.
Флоримон Эрве считается изобретателем французского Опера Буфф, или Opérette. Работая над той же моделью, Жак Оффенбах быстро превзошел его, написав более девяноста . В то время как ранние французские комические оперы содержали смесь сантиментов и юмора, произведения Оффенбаха были предназначены исключительно для развлечения. Хотя в целом он был хорошо продуман и полон юмористической сатиры и пародий на грандиозные оперы, сюжеты и персонажи в его произведениях часто были взаимозаменяемыми. Учитывая лихорадочный темп, в котором он работал, Оффенбах иногда использовал один и тот же материал более чем в одной опере. Другой француз, принявший эту форму, был Чарльз Лекок.
Мытарства
Ранние годы существования «Опера комик» нельзя назвать безмятежными. Театр постоянно находился на грани закрытия и в течение нескольких десятилетий постоянно прекращал свою деятельность благодаря «высочайшим указам» и гонениям на пародийный жанр. В театре часто менялись хозяева и руководители. В 1724 году очередной патент на возобновление работы получил коммерсант Морис Оноре. Затем директором стал Буазар де Понто, который сам выступал комедиографом.
В 1732 году в истории жанра комической оперы произошло важное событие. Одну из комедий-водевилей под названием «Полишинель, граф Панфье» в маленьком театрике марионеток на Сен-Жерменской ярмарке представили два автора – сын знаменитого французского художника Никола Ларжильера и некий неизвестный сочинитель, инкогнито которого было раскрыто лишь в 1741 году, когда он создал имевшую оглушительный успех комическую оперу «Искательница ума»
Его имя – Шарль Симон Фавар (1710-1792). Именно этот талантливый литератор, либреттист и композитор сыграл впоследствии существенную роль в истории «Опера комик».
Шарль Симон Фавар (1710-1792)
В 1743 году в «Опера комик» на смену вконец разорившемуся Понто приходит новый директор Жан Моннэ, купивший у «Оперы», патент на шесть лет. Он приглашает Фавара в труппу, для которой последний не только сочинял новые пьесы-водевили, но и принимал участие в подготовке спектаклей в целом, по существу, как мы бы сказали сейчас, стал выполнять режиссерские функции.
Моннэ поставил дело на широкую ногу – вложив 12 000 ливров он провел ряд сценических усовершенствований, переоборудовал и украсил зал. Но главное – привлек для сотрудничества кроме Фавара целую группу талантливых соратников. Создание декораций и костюмов он поручил выдающемуся художнику Франсуа Буше, имевшему тесные связи при дворе. В качестве хореографа ангажировал именитого танцовщика Дюпре, который в свою очередь вскоре порекомендовал ему еще одного совсем молодого танцовщика-дебютанта – это был будущий знаменитый реформатор, «отец современного балета» Жан Жорж Новер. У «Опера комик» появился и прекрасный оркестр из 20 музыкантов. Все, казалось бы, шло замечательно. Театр имел большой успех, зал ежедневно был переполнен. Однако судьбе было угодно вновь нанести сокрушительный удар по блестяще развивавшемуся театральному делу. Сначала новый директор «Оперы» Берже, почувствовав конкуренцию, решил прибрать театр к рукам и аннулировал патент Моннэ. А тут еще и «Комеди Франсез» стала нападать на успешную труппу, в итоге добившись в 1745 году очередного высочайшего решения (ордонанса) о закрытии «Опера комик».
Начало новой эпохи в истории «Опера комик» датируется концом 1751 года. Но до этого целых шесть лет провел в скитаниях Моннэ, руководивший случайными антрепризами в Лионе, Дижоне, Лондоне. Еще более захватывающими были приключения Фавара. Его жену, эффектную танцовщицу Жюстину преследовал своими домогательствами маршал Морис Саксонский, в любовницах которого ходило пол-Франции, включая великую актрису Адриенну Лекуврер. Фавар, который в то время с женой и набранной им труппой «Походного театра» ездил за маршалом по городам Европы, развлекая его, вынужден был бежать с женой из Брюсселя, где они в то время находились, ибо Морис Саксонский выдал ордер на его арест. Драматург полгода отсиживался в подвале, а жену его схватили и заточили в монастырь. В какой-то момент Жюстина, не выдержав, вынуждена была уступить маршалу. Но тут осенью 1750 года Морис Саксонский скоропостижно умирает. И Фавар, простив жену, возвращается в Париж, чтобы вновь окунуться с головой в театральную деятельность.
К тому моменту Моннэ, заручившись с помощью друзей поддержкой всесильной мадам Помпадур, вновь добивается патента на возобновление деятельности «Опера комик». Королевский указ по этому поводу издан 21 декабря 1751 года. За месяц предприимчивый антрепренер энергично собирает труппу и 3 февраля 1752 года начинает новый сезон. А к июльскому открытию Сен-Лоранской ярмарки Моннэ уже возводит там новое театральное помещение.
Русская комическая опера
Первой оперой, представленной в России в 1731 году, была комическая опера (или «commedia per musica») « Каландро » итальянского композитора Джованни Альберто Ристори . За ним последовали комические оперы других итальянцев, таких как Галуппи , Паизиелло и Чимароза , а также бельгийско — французского композитора Гретри .
Первой русской комической оперой была « Анюта » (1772). Текст написан Михаилом Поповым на музыку неизвестного композитора, состоящую из подборки популярных песен, указанных в либретто. Еще одна удачная комическая опера «Мельник, который был волшебником, плутом и сватом » на текст Александра Аблесимова (1779) на сюжет, напоминающий Девина Руссо , приписывается Михаилу Соколовскому . Иван Керцелли , Василий Пашкевич и Евстигней Фомин также написали серию успешных комических опер в 18 веке.
Дальнейшее развитие русской комической оперы в XIX веке дал Алексей Верстовский , написавший более 30 опер-водевилей и 6 больших опер (большинство из них с устным диалогом). Позднее Модест Мусоргский работал над двумя комическими операми — «Сорочинская ярмарка» и « Женитьба » («Женитьба»), которые оставил незаконченными (они были закончены только в ХХ веке). Петр Чайковский написал комическую оперу « Черевички » (1885). Николай Римский-Корсаков сочинил «Майскую ночь 1878–1879» и «Золотого петушка » 1906–1907.
В XX веке лучшими образцами комической оперы русских композиторов были Мавра » Игоря Стравинского (1922) и «Похождения повесы» (1951), Любовь к трем апельсинам » Сергея Прокофьева (1919) и «Обручение в монастыре » (1940 ). –1941, постановка 1946), Нос » Дмитрия Шостаковича (1927–1928, постановка 1930). Одновременно жанры легкой музыки , оперетты , музыкальной комедии , а позже и рок-оперы развивали такие композиторы, как Исаак Дунаевский , Дмитрий Кабалевский ., Дмитрия Шостаковича (Опус 105: Москва, Черемушки , оперетта в 3-х действиях, (1958)), Тихона Хренникова , позже Геннадия Гладкова , Алексея Рыбникова и Александра Журбина .
XXI век в русской комической опере начался с шумных премьер двух произведений, жанр которых можно охарактеризовать как «опера-фарс»: Царь Демьян ( Царь Демьян ) – Страшный оперный спектакль . Произведение написано коллективным проектом пяти авторов: Леонида Десятникова и Вячеслава Гайворонского из Санкт-Петербурга , Ираиды Юсуповой и Владимира Николаева из Москвы , а также творческого коллектива «Композитор», который является псевдонимом известного музыкального критика Петра Поспелова. Либретто Елены Поленова по мотивам народной драмы « Царь Максимилиан », премьера произведения состоялась 20 июня 2001 года в Мариинском театре ., Санкт-Петербург. Премия «Золотая маска, 2002» и «Золотой софит, 2002».
Дети Розенталя ( Дети Розенталя ), опера в двух действиях Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина . Это произведение было выполнено по заказу Большого театра, а премьера состоялась 23 марта 2005 года. Постановка оперы сопровождалась громким скандалом; однако это был огромный успех.
Североамериканская оперетта и музыкальная комедия
«Игрушечный солдатик» из Крошки в стране игрушек, 1903
В Соединенных Штатах, Виктор Герберт был одним из первых, кто подобрал семейный стиль световой оперы, который Гилберт и Салливан сделали популярными, хотя его музыка также находилась под влиянием европейских композиторов оперетты. Его самые ранние произведения, начиная с Князь Анания в 1894 году были стилизованы под «комические оперы», но его более поздние работы были описаны как «музыкальная феерия», «музыкальная комедия», «музыкальная пьеса», «музыкальный фарс» и даже «комическая опера». Две его самые успешные пьесы из более чем полдюжины хитов были Крошки в стране игрушек (1903) и Непослушный мариетта (1910).
Другие, писавшие в аналогичном ключе, включали Реджинальд де Ковен, Джон Филип Соуза, Зигмунд Ромберг и Рудольф Фримль. Современный американец музыкальный включены элементы британской и американской световых опер, с такими произведениями, как Показать лодку и Вестсайдская история, который исследовал более серьезные темы и отличался тесной интеграцией книги, движения и лирики.
В Канаде, Оскар Фердинанд Тельгманн и Джордж Фредерик Кэмерон написана в стиле легкой оперы Гилберта и Салливана. Лев, Королевский кадет впервые была исполнена 11 июля 1889 г. в Оперном театре Мартина в г. Кингстон, Онтарио.
Границу между световой оперой и другими современными формами провести трудно. Некоторые произведения по-разному называют опереттами или мюзиклами, например Кандид и Суини Тодд в зависимости от того, исполняются ли они в оперных театрах или в театрах. Кроме того, в некоторых недавних американских и британских мюзиклах используется оперная структура, например, содержащая повторяющиеся мотивы, и их даже можно петь без диалога. Те, у кого есть оркестровые партитуры, обычно называются «мюзиклами», а те, что исполняются на электронные инструменты часто стилизованы рок-оперы.
испанский Сарсуэла
Сарсуэла, введенный в Испания в 17 веке уходит корнями в популярный испанский традиционный музыкальный театр. В нем чередуются разговорные и певческие сцены, последние включают танцы, номера припева и юмористические сцены, которые обычно представляют собой дуэты. Эти работы относительно короткие, а цены на билеты часто были низкими, чтобы понравиться широкой публике. Есть две основные формы Сарсуэла: Барокко Сарсуэла (ок. 1630–1750), самый ранний стиль, и Романтичный Сарсуэла (ок. 1850–1950), которые можно разделить на два поджанра: Género Grande и Género Chico.
Педро Кальдерон де ла Барка был первым драматургом, который принял термин Сарсуэла за его работу под названием Эль-гольф-де-лас-сирен («Залив сирен», 1657). Лопе де Вега вскоре написал работу под названием La selva sin amor, драма завоевания оркисты («Нелюбимые джунгли. Драма с оркестром»). Инструменты оркестра были скрыты от публики, актеры пели гармонично, а сама музыкальная композиция была призвана вызывать эмоциональный отклик. Некоторые из этих ранних произведений были потеряны, но Los celos hacen estrellas («Ревность превращается в звезды») Хуан Идальго и Хуан Велес, премьера которого состоялась в 1672 году, сохранились и дают нам некоторое представление о том, каким был этот жанр в 17 веке.
В 18 веке итальянский оперный стиль оказал влияние на Сарсуэла. Но начиная с правления короля Бурбонов Карл III, антиитальянские настроения усилились. Сарсуэла вернулся к своим корням в популярной испанской традиции в таких произведениях, как sainetes (или Entr’actes) Дона Рамона де ла Круса. Первая работа этого автора в этом жанре была Las segadoras de Vallecas («Жнецы Валлекаса», 1768 г.) на музыку Родригес де Хита.
Одиночный акт сарсуэлас были классифицированы как Género Chico («маленький жанр» или «маленькая форма») и сарсуэлас из трех или более актов были Género Grande («большой жанр» или «большая форма»). Zarzuela grande сражались в Театро де ла Сарсуэла де Мадрид, но без особого успеха и небольшой посещаемости. Несмотря на это, в 1873 г. был открыт новый театр. Театр Аполо, был открыт для Сарсуэла Гранде, который разделял неудачи Театро де ла Сарсуэла, пока не был вынужден изменить свою программу на Género Chico.
История оперы
Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.
Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV — XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.
В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции. А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.
В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).
Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).
В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.
В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).
Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина
Красавица на пути в никуда: опера как саундтрек
Если в традиционном оперном театре новые видеотехнологии занимают сегодня всё более прочные позиции, то современные композиторы, в свою очередь, не забывают старый добрый кинематограф. Один из патриархов американского минимализма Филип Гласс (автор не только гигантского количества опер, но и большого числа кинопартитур — от «Часов» Долдри до «Елены» Звягинцева) в 1995 году пишет камерную «оперу для оркестра и кинофильма». Его «Красавица и чудовище» — это музыкальный парафраз известнейшего одноименного фильма Жана Кокто 1946 года с Жаном Маре в главной роли. Фильм демонстрируется без звуковой дорожки, а перед экраном располагается небольшой оркестр и певцы, исполняющие свои партии синхронно с речью актеров на экране.
Источник
Еще одним оперным оммажем кинематографу можно назвать видеооперу австрийского композитора Ольги Нойвирт «Шоссе в никуда» (2003), созданную по мотивам одноименного фильма Дэвида Линча. Либретто к спектаклю написала Эльфрида Елинек — соотечественница Нойвирт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Вместе они придумали грандиозный эксперимент на границе кино, компьютерной анимации и музыкального театра. В постановке на сцене Английской национальной оперы сценическое представление соединялось с огромными экранами, на которых шли фрагменты фильма, а живая музыка сочеталась с записанной фонограммой.
Кадры постановки оперы Ольги Нойвирт «Шоссе в никуда». Фестиваль «Варшавская осень», 2016
Североамериканская оперетта и музыкальная комедия
«Игрушечный солдатик» из « Детей в стране игрушек» , 1903 г.
В Соединенных Штатах Виктор Герберт был одним из первых, кто подхватил семейный стиль легкой оперы, который сделали популярными Гилберт и Салливан, хотя на его музыку также повлияли европейские композиторы оперетты. Его самые ранние произведения, начиная с принца Анании в 1894 году, назывались «комическими операми», но его более поздние произведения описывались как «музыкальная феерия», «музыкальная комедия», «музыкальная пьеса», «музыкальный фарс» и даже «комическая опера». «. Двумя его самыми успешными произведениями из более чем полудюжины хитов были « Малышки в стране игрушек » (1903 г.) и « Непослушная Мариетта» (1910 г.).
Среди других, писавших в том же духе, были Реджинальд де Ковен , Джон Филип Соуза , Зигмунд Ромберг и Рудольф Фримл . Современный американский мюзикл включает в себя элементы британских и американских световых опер, таких как Show Boat и West Side Story , которые исследуют более серьезные темы и демонстрируют тесную интеграцию между книгой, движением и текстами.
В Канаде Оскар Фердинанд Телгманн и Джордж Фредерик Кэмерон сочинили в стиле легкой оперы Гилберта и Салливана. Лео, Королевский кадет впервые был исполнен 11 июля 1889 года в Оперном театре Мартина в Кингстоне, Онтарио .
Грань между легкой оперой и другими недавними формами трудно провести. Некоторые произведения по-разному называются опереттами или мюзиклами, например, « Кандид» и « Суини Тодд », в зависимости от того, исполняются ли они в оперных театрах или в театрах. Кроме того, в некоторых недавних американских и британских мюзиклах используется оперная структура, например, содержащая повторяющиеся мотивы, и их можно даже исполнять без диалогов. Те, что с оркестровыми партитурами, обычно называют «мюзиклами», а те, что исполняются на электронных инструментах , часто называют рок-операми .