Русские оперы с мировым именем

Опера XVIII века

Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский). Позднее при дворе появилась и французская труппа. В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: итальянская, русская, немецкая. При императрицах Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — «Цефал и Прокрис» — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года (музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Нередко вместе с профессионалами со сцены пели арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России появился затем комический театр и водевиль.

Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII века оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин («Известия о музыке в России»).

Опера советского времени

Крупнейшие оперные композиторы:

  • С. С. Прокофьев
  • В. Я. Шебалин
  • Ю. А. Шапорин
  • Т. Н. Хренников
  • И. И. Дзержинский
  • А. В. Мосолов
  • Д. Д. Шостакович
  • М. С. Вайнберг
  • В. И. Флейшман
  • Д. Б. Кабалевский
  • Р. К. Щедрин
  • А. Г. Шнитке
  • С. М. Слонимский
  • А. Н. Холминов
  • Б. И. Тищенко
  • Н. Н. Каретников
  • Н. Н. Сидельников
  • Г. С. Фрид
  • А. П. Петров
  • А. А. Кнайфель
  • Ю. М. Буцко
  • Э. В. Денисов
  • А. В. Чайковский

Глубоким новатором в области оперы был Д. Д. Шостакович. Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер. Однако вторая опера композитора «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и просуществовавшая на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара. Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере.

В годы войны создана опера С. С. Прокофьева «Война и мир».

Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 1939—1941 годах пишет оперу «Скрипка Ротшильда», высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году).

Постановление «Об опере „Великая дружба“» привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.

Среди значительных образцов советской оперы послевоенного времени, поставленных на сцене, — «Повесть о настоящем человеке» (1948) С. С. Прокофьева, «Укрощение строптивой» (1957) В. Я. Шебалина.

Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга «Пассажирка».

Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. Чайковского, К. А. Молчанова, А. Н. Холминова, Г. С. Седельникова, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, М. С. Вайнберга). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. Буцко, Г. С. Фрида, М. Л. Таривердиева).

Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы (А. Б. Журбин, В. И. Мартынов, А. Л. Рыбников).

Из чего состоит опера

С чего начинается 

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается 

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Что такое опера?

Слово «опера» переводится с итальянского языка как «сочинение, произведение». Действительно, это музыкально-сценическое представление, которое объединяет в единое целое поэзию, вокальную и инструментальную музыку, театр, хореографию, изобразительное искусство.

Опера отличается от театра тем, что музыка в ней играет первостепенную роль, в театре она выполняет служебную функцию. Музыка в театре способствует созданию определенной атмосферы, она углубляет характеристики персонажей, подчеркивает кульминационные моменты театрального действия, но звучит за сценой. Оперные тексты почти всегда поются, сопровождает это пение оркестровый аккомпанемент.

Оркестровая партия поддерживает певцов, создает гармоничное обрамление произведения, является некой движущей силой, которая подготавливает зрителей к дальнейшим событиям. Она триумфально звучит в финале под опускающийся занавес.

Литературная основа оперы – либретто. Текст музыкально-сценической композиции пишется либреттистом. Сюжетом служит собственное сочинение или другое авторское литературное произведение, переделанное под требования оперного жанра.

Война и мир | С. Прокофьев

«Война и мир» (С. Прокофьев) — одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.

Опера конца XX — начала XXI веков

После распада Советского Союза современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса» некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и Америке проходят премьеры опер Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Г. Тарнопольского, В. И. Мартынова.

С конца 1990-х годов за постановку современных опер берутся многие известные театры России — Мариинский, Большой, Пермский, Самарский. Резонанс в прессе и интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, А. В. Чайковского.

С точки зрения формы интересна опера Р. К. Щедрина «Очарованный странник», которая имеет подзаголовок «опера для концертного исполнения» и в жанровом отношении приближается к кантатно-ораториальной музыке.

Кто написал первую русскую оперу?

Оперу, с которой начинается отсчет русской истории жанра, написал Михаил Иванович Глинка. Композитор получил высококлассное образование за рубежом, так как консерваторий в нашей стране еще не было, откроются они только через полвека. Глинка впитал традиции чувственной итальянской и строгой немецкой оперы. Он воплотил в жизнь самое лучшее из того, что могли предложить европейские сцены:  немецкую степенность, героико-лирический пафос, французскую элегантность, утонченность, итальянский упоенный мелодизм.

Опера Глинки знакома под названием «Жизнь за царя», ее первоначальное название было «Иван Сусанин». Она рассказывает о жизни обычного крестьянина, который во время русско-польской войны совершил подвиг, остановив вражеский отряд. Он не только не выдал местонахождение молодого царя Михаила Федоровича, но и завел врагов в чащу леса, за что был жестоко убит. Это легендарная история о самоотверженности, верности, мужестве – духовных качествах, которые всегда украшали человека.

Самые знаменитые оперы мира

Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.

Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:

  • Дж.Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида».
  • В.А.Моцарт: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро».
  • Г.Гендель «Юлий Цезарь».
  • Ж.Бизе «Кармен».
  • П.И.Чайковский: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
  • М.П.Мусоргский «Борис Годунов».

Разумеется, список можно и нужно дополнять.

Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр. Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты.

«Пиковая дама», П. И. Чайковский

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 г. во Флоренции, а первая постановка состоялась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского театра, причем поначалу Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн, а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман — это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 г. опера была впервые поставлена за пределами России — в Праге. Затем состоялись первая постановка в Нью-Йорке в 1910 г. и премьера в Лондоне в 1915 г.

Опера «Пиковая дама», П. И. Чайковский

Оперный коллектив

В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.

Женские голоса:

  • сопрано (высокий голос),
  • меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот),
  • контральто (самый низкий женский певческий голос).

Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.

Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.

Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (Не все названные певцы являются оперными).

Мужские голоса:

  • контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение),
  • тенор (высокий певческий мужской голос),
  • баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором),
  • бас (наиболее низкий мужской певческий голос).

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.

Главные герои оперного действа не говорят, а поют. Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.

Текст музыкального представления называется либретто. Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.

Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.

  • Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
  • Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, сс. 20–45.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
  • Серов А. Н., Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.

«Борис Годунов», М. П. Мусоргский

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбраны царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 г. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Карамзина. Темой оперы стало правление Бориса Годунова перед Смутным временем.

Композитор закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 г., представив ее театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу любовную линию Марины Мнишек и Лжедмитрия. Также им была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал более эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута.

Ее удалось поставить лишь два года спустя, в 1874 г., на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера «Бориса Годунова» состоялась в парижской Гранд-опера 19 мая 1908 г.

Особенности оперного театра

Оперный театр есть не в каждом городе, но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.

Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.

  1. Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
  2. Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
  3. Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.

В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.

Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.

Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю.

В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.

В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.

Дирижера называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.

Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.

На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.

Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Её исполнение — всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов — вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.

Когда появилась первая русская опера?

На рубеже XVII-XVIII веков появились первые оперы на русском языке, создаваемые русскими авторами и описывающие события, происходящие в нашей стране. Вдохновлялись талантливые мастера народными напевами. Музыкальное-поэтическое творчество народа всегда привлекало русских композиторов, их очаровывала широта и плавность народной мелодии, искренняя теплота чувства.

Все же появление первой настоящей русской оперы датируется 1836 годом. К сравнению, в Италии в это же время оперное искусство было настолько развито, что некоторые признанные композиторы уже успели показать миру свои триумфальные шедевры. Это, например, опера «Орфей» Клаудио Монтеверди (1607), «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка (1767), «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта (1786), «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1816).

Русская оперная школа

Среди молодых национальных школ, достигших зрелости и самостоятельности в 19 в., наиболее крупной по значению является русская. Представителем русского оперного романтизма, отличавшегося ярко выраженным нац. характером, был А. Н. Верстовский (“Аскольдова могила”, 1835).

С появлением классических шедевров М. И. Глинки русская оперная школа вступила в пору своего расцвета. Усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта, Глинка пошёл по собственному пути.

В “Иване Сусанине” (1836) он создал национальный русский тип исторической оперы, героем которой является человек из народа. Драматизм образов и действия сочетается с монументальным величием ораториального стиля.

Столь же самобытна эпическая драматургия оперы “Руслан и Людмила” (1842) с её галереей разнохарактерных образов, показанных на фоне величавых картин Др. Руси и чарующих живописностью волшебно-фантастических сцен.

Русские композиторы 2‑й пол. 19 в., опираясь на традиции Глинки, расширяли тематику и образный строй оперного творчества, ставили перед собой новые задачи и находили соответствующие средства для их решения.

А. С. Даргомыжский создал бытовую нар. драму “Русалка” (1855), в которой и фантастические эпизоды служат для воплощения жизненного реалистического содержания. В опере “Каменный гость” (на текст А. С. Пушкина) им была выдвинута реформаторская задача — создать произведение, свободное от оперных условностей, в котором было бы достигнуто полное слияние музыки и драматического действия.

В отличие от Вагнера, переносящего центр тяжести на оркестровое развитие, Даргомыжский стремился прежде всего к правдивому воплощению в вокальной мелодии интонаций живой человеческой речи.

Мировое значение рус. оперной школы утвердили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Типичными для них были передовая демократическая направленность, реалистичность образов, ярко выраженный нац. характер музыки, стремление к утверждению высоких гуманистических идеалов.

Известные оперные дирижеры, режиссеры

Перечислим несколько фамилий оперных режиссеров 19 века:

  1. Барцал Антон Иванович. Чешский и русский оперный певец и режиссер.
  2. Званцев Николай Николаевич. Оперный певец, вокальный педагог и режиссер.
  3. Михайлов-Стоян Константин. Болгарский режиссер, оперный певец и педагог.
  4. Франческо Мария Пьяве. Итальянский либреттист и режиссер.

Музыкальная история 20-21  веков богата следующими именами:

  1. Баратов Леонид Васильевич. Советский режиссер и педагог.
  2. Гаудасинский Станислав Леонович. Профессор и режиссер.
  3. Клаус Михаэль Грюбер. Немецкий оперный и театральный режиссер.
  4. Вилли Деккер. Немецкий постановщик и режиссер.
  5. Покровский Борис Александрович. Советский и российский режиссер.

Известные дирижеры всех времен:

  1. Карл Мария фон Вебер. Немецкий композитор и дирижер.
  2. Валерий Гергиев. Возродитель русской оперы и Мариинского театра.
  3. Юрий Темирканов. Виртуоз и талантливейший дирижер.
  4. Александр Михайлович Анисимов. Всемирно известный маэстро.
  5. Герберт фон Караян. Австрийский гений.
  6. Карлос Клайбер. Австрийский дирижер и режиссер опер, известный во всем мире.
  7. Клаудио Аббадо. Итальянский музыкальный руководитель, в прошлом дирижер Миланского оперного театра «Ла Скала»
  8. Артуро Тосканини. Итальянский и американский маэстро.
  9. Карло Мария Джулини. Итальянский симфонический и оперный дирижер.

Музыкальные жанры, представленные в опере

Большинство опер имеют инструментальное вступление, которое подготавливает слушателя к предстоящему действию, настраивает его восприятие. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом спектакля,  называется увертюрой. В переводе с французского языка это слово означает «открытие, начало». В XVII-XIX веках увертюры представляли собой самостоятельные пьесы, которые тематически не были связаны с оперой

Позже композиторы стали уделять большее внимание единству настроений оперы и увертюры, в состав вступления они вводили лайтмотивы – основные музыкальные темы, встречающиеся в опере

Внутри оркестрового обрамления увлекательно чередуются вокальные номера, ведь именно пение является сущностью оперы, инструментальное сопровождение являясь декоративной окантовкой. Среди множества жанров, в которых вокал выходит на первый план, отметим арию, дуэт, трио, песню, хор:

  1. Песня – наиболее простая форма, объединяющая поэтический текст с музыкой.
  2. Ария – это сольный вокальный номер для одного из героев, это монолог, воплощающий противоречивые чувства одного персонажа.
  3. Дуэт – разговор двух героев, а трио – композиция для трех исполнителей, каждый из которых отстаивает свою точку зрения.
  4. Хор – певческий коллектив, состоящий из большого числа вокалистов. Это прообраз общества, голоса которого сливаются, рождая полное согласие и растворяя мелкие неурядицы, возникающие в жизни. Композиторы предпочитают использовать хор для достижения эффекта масштабности, торжественной красоты, величия.

Свадьба Фигаро | В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) — популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

Противоречивость жанра

Итак, опера—один из полноправных музыкальных жанров. Однако вряд ли во всем музыкальном мире найдется пример жанра, настолько же противоречивого.

Основное противоречие оперы коренится в необходимости одновременного сочетания драматического действия и музыки, по своей природе требующих принципиально различного художественного времени.

В музыковедении существует мнение, согласно которому обобщающе-символический аспект оперы, наиболее щедро выражаемый музыкой, составляет «внутреннее действие», т. е. особое преломление драмы. Такой взгляд правомерен и согласуется с общей теорией драматургии.

Однако, опираясь на широкое эстетическое понятие лирики как самовыражения (в опере—в первую очередь героев, но отчасти и автора), предпочтительнее трактовать музыкально-обобщающий аспект как лирический: это позволяет более отчетливо осознать структуру оперы с точки зрения художественного времени.

Когда по ходу оперы возникает ария, ансамбль или какой-либо иной обобщающий «номер», его невозможно эстетически осмыслить иначе, как переключение в иной художественно-временной план, где собственно действие приостанавливается или временно прерывается.

При любой, даже самой реалистической, мотивировке подобного эпизода, он требует психологически иного восприятия, иной степени эстетической условности, чем собственно драматические оперные сцены.

Таким образом, в опере наблюдается противоречивое, но закономерное и плодотворное взаимодействие всех трех родовых эстетических категорий—драмы, лирики и эпоса. Действительно, драма   является   центральным стержнем этого жанра, поскольку в любой опере есть конфликт, развитие отношений действующих лиц, их поступки, определяющие различные стадии действия.

И вместе с тем опера — не только драма. Ее неотъемлемыми составляющими выступают также лирическое начало, а во многих случаях и эпическое. Именно в этом заключается принципиальное отличие оперы от драмы, где линия «внутреннего   действия» не обособляется, а массовые сцены составляют хотя и важные, но в масштабе всего жанра все-таки частные элементы драматургии.

Опера же не может жить без лирико-эпического обобщения, что доказывают «от противного» самые новаторские образцы музыкальной драмы последних двух веков.

Разновидности оперного искусства

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Если он отсутствует, а музыка лишь сопровождает, иллюстрирует словесный текст и происходящие на сцене события, то оперная форма распадается, и специфика оперы как особого рода музыкально-драматического искусства утрачивается.

Краткая история оперы

Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение.

Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки. Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия.

Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку».

К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название.

Влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности. Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность.

Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». В это же время развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.

Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, немецкий композитор К. В. Глюк упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать.

Глюк утверждал, что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: