Великие русские драматурги, которых вы должны знать

Примечания[ | ]

  1. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: 1981. С. 4.
  2. Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон // «Новое литературное обозрение», 2008, № 89.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 255
  4. Тамарченко Н. Д. Жанровая система // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Ред. Н. Д. Тамарченко. — ИНИОН РАН: Intrada, 2008. — С. 71. — 358 с. — ISBN 978-5-903955-01-5.
  5. Лозинская, 2004, Жанровые классификации, с. 148—150.
  6. Юрченко Т. Г. Память жанра // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 516—517. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

Гоголь Н.В.

«Женитьба». Режиссер Г. Свободин. Художник А. Ипполитов. Премьера – 15 марта 1946 г.

«Женитьба». Режиссер Г. Дроздов. Художник Ю. Суракевич. Премьера – 20 декабря 1985 г.

«Ревизор». Режиссер Г.С. Свободин. Художник А.И. Ипполитов. Премьера — 23 апреля 1937 г.

«Ревизор». Режиссер К. Ведерников. Художник А. Ипполитов. Премьера – 30 декабря 1943 г.

«Ревизор». Режиссер П. Васильев. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 11 марта 1952 г.

«Ревизор». Режиссер В. Боголепов. Художник Н. Яшина. Премьера – 16 февраля 2000 г.

«Ревизор». Режиссер Д. Азаров. Художник И. Кутянский. Художник по костюмам В. Боуден. Художник по свету Д. Зименко. Хореограф И. Ляховская. Музыкальное оформление И. Есипович. Премьера – 6 февраля 2016 г.

«Ссора» по повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Спектакль выездного филиала театра. Премьера – 12 февраля 1934 г.

Чехов А.П.

«Без названия» (по пьесе «»). Режиссер Е. Марчелли. Художник И. Кутянский. Художник по свету Д. Зименко. Художник по костюмам Ф. Сельская. Музыкальное оформление И. Есипович. Премьера – 10 декабря 2011 г.

«Вишневый сад». Режиссер А.М. Бурин. Художник Н.Н. Медовщиков. Премьера — 9 февраля 1935 г.

«Вишнёвый сад». Режиссер П. Васильев. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 28 марта 1950 г.

«Вишнёвый сад». Режиссер Б. Глаголин. Художник Ю. Суракевич. Премьера – 13 ноября 1986 г.

«Две смешные истории о любви» по пьесам «Медведь» и «Предложение» (камерная сцена). Режиссер В. Кириллов. Художник Н. Жукова. Премьера – 24 августа 2004 г.

«Дядя Ваня». Режиссер Н. Гарин. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 22 января 1947 г.

«Иванов». Режиссер Р. Вартапетов. Художник А. Левитан. Премьера – 6 мая 1960 г.

«Иванов». Режиссер В. Кириллов. Руководитель постановки Е. Марчелли. Художник Б. Городницкий. Хореограф И. Ляховская. Музыкальное оформление И. Есипович. Премьера – 11 декабря 2015 г.

«Платонов» (по пьесе «»). Режиссер Иван Раймонт (Чехия). Художник Йозеф Циллер. Художник по костюмам А. Бабаев. Премьера – 6 ноября 1997 г.

«Театральные миниатюры». По одноактным комедиям «О вреде табака», «Медведь», «Руководство для желающих жениться», «Предложение», «Лебединая песня» («Калхас»). Режиссер Н. Коваль. Художник Б. Перко. Премьера – 9 декабря 1977 г.

«Три сестры». Режиссер Д. Манский. Художник А.Ипполитов. Премьера – 15 февраля 1941 г.

«Три сестры». Режиссёр С. Пускепалис. Сценография, костюмы А. Вотяков. Пластика И. Григурко. Свет Е. Ганзбург. Музыкальное оформление И. Есипович. Премьера – 1 июля 2010 г.

«Чайка». Режиссер Т. Кондрашов. Художник Н. Медовщиков. Премьера – 16 мая 1954 г.

«Чайка». Режиссёр В. Боголепов. Художник Т. Терентьева. Премьера – 27 марта 2006 г.

«Чайка. Эскиз». Режиссер Е. Марчелли. Художник И. Капитанов. Премьера – 5 мая 2016 г.

Современная драма

На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.

Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.

Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.

Развитие драматургии в литературе напрямую связано с ходом исторических событий в мире. Драматурги разных стран, постоянно находясь под впечатлением от общественно-политических проблем, нередко и сами возглавляли направления в искусстве и таким образом оказывали влияние на народные массы. Расцвет драматургии пришелся еще на эпоху Римской империи, Древнего Египта и Греции, в ходе развития которой изменялись формы и элементы драмы, а тема для произведений то привносила новые проблемы в сюжет, то возвращалась к старым проблемам времен античности

И если драматурги первых тысячелетий уделяли внимание выразительности речи и характеру героя, что наиболее ярко выражено в творчестве у драматурга того времени — Шекспира, то представители современного направления усилили роль атмосферы и подтекста в своих произведениях. Исходя из вышесказанного, можно дать третий ответ на вопрос: что такое драматургия? Это драматические произведения, объединенные одной эпохой, страной или писателем

Особенности драматургии

  • Действие должно происходить в настоящем времени и стремительно развиваться на одном и том же месте. Зритель становится свидетелем и должен находиться в напряжении и сопереживать происходящему.
  • Постановка может охватывать временной отрезок в несколько часов и даже лет. Однако действие не должно длиться более суток на сцене, так как ограничено возможностями зрительского просмотра.
  • В зависимости от хронологии произведения драма может состоять из одного или нескольких актов. Так, литература французского классицизма обычно представлена 5 актами, а для испанской драматургии характерны 2 акта.
  • Все действующие лица драмы делятся на две группы — антагонистов и протагонистов (также могут присутствовать внесценические персонажи), а каждый акт является поединком. Но автор не должен поддерживать чью-либо сторону — зритель может только догадаться по намекам из контекста произведения.

Разновидности драмы

Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:

  • мещанская;
  • мелодрама;
  • психологическая;
  • натуралистическая;
  • символистская;
  • сюрреалистическая;
  • абсурдистская;
  • экзистенциальная.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pièce).

Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных.

Трагедия

Трагедия (от греч. tra­gos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки. Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

  • Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.
  • Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
  • Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой клоунаде.
  • Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.
  • Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.
  • Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов.

В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Структура драматического произведения

Построение драматического произведения – достаточно сложная задача. Пьеса условно состоит из шести частей:

  • Экспозиция – разговорная сцена, рассказывающая о ситуации, человеке в общем, без конкретики. Ранее примитивная драма начиналась с пролога. С течением времени особенности драматургического произведения изменились. Пролог превратился в реалистичную мотивацию читателя, зрителя к дальнейшему знакомству с произведением. Различают два типа приемов в экспозиции:
  • Прямые подходы. К ним относятся мотивированные рассказы с целью ввода нового героя. Внезапные признания, приезд гостей, открывшаяся тайна.
  • Косвенный мотив. Основывается на использовании попутных сообщений, намеков. Авторы часто используют драматургические средства раскрытия характера, повторения, игровые эффекты речи.
  • Завязка – характеризуется появлением динамичного, захватывающего персонажа, события. Авторский эпизод, характерный для драмы, влюбленность между героями, проблемы, тайны семейной жизни, финансовые сложности, богатство.
  • Интрига – основная тема борьбы персонажа с проблемами раскрывается в интриге. На этом этапе зритель узнает о наличии тайных чувств, семейных конфликтов. Он заинтересовывается процессом развития событий.
  • Речевые обороты. Драматургическая композиция всегда использует мотивационные разговоры между героями. Это помогает ввести мотив событий, не происходящих на сцене. Пример: приезд вестника из другого двора, получение письма, частые монологи участников события.
  • Выходы. Композиция драматического произведения требует правильного вывода героя из пьесы. Такое явление – особенность современных опусов. Раньше персонажи просто пропадали, например, уезжали в другую страну или уходили за гостем безвозвратно.
  • Развязка – комедия предполагает веселую кульминацию, драматическое произведение часто заканчивается трагическими событиями, гибелью персонажа. Основная задача зрителя – оценить не развязку, а сами действия, провести их анализ.

Толстой Л.Н.

«Анна Каренина». Режиссер Б.Г. Рощин. Художник Н.Н. Медовщиков. Премьера – 26 апреля 1938 г.

«Власть тьмы». Режиссер А. Матвеев. Художник Р. Акопов. Премьера – 15 апреля 1978 г. Спектакль награжден Дипломом участника заключительного показа спектаклей Всероссийского смотра, посвященного 150-летию со дня рождения Л.Н. Толстого.

«Живой труп». Режиссер Ю. Коршун. Художник А. Ипполитов. Премьера – 9 сентября 1953 г.

«Живой труп». Режиссер М. Мамедов. Художник С. Куцевалов. Премьера – 5 декабря 1992 г.

«Кавказский роман» по произведениям Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат», «Казаки» и «Рубка леса». Режиссер В. Боголепов. Художник А. Бабаев. Премьера – 23 октября 1996 г.

«Спириты». Режиссер В. Боголепов. Художник Н. Яшина. Премьера 27 марта 2002 г. Спектакль удостоен областной премии имени Ф.Г. Волкова 1-й степени

Зарождение драматургии

Впервые о зарождении драматургии свидетельствовали настенные надписи и папирусы в эпоху Древнего Египта, в которых также присутствовали завязка, кульминация и развязка. Жрецы, обладавшие знаниями о божествах, влияли на сознание египетского народа именно благодаря мифам.

Миф об Исиде, Осирисе и Горе представлял своего рода Библию для египтян. Далее свое развитие драматургия получила в Древней Греции в 5-6-м веке до н. э. В древнегреческой драматургии зарождается жанр трагедии. Сюжет трагедии выражался в противопоставлении доброго и справедливого героя – злу. Финал заканчивался трагической гибелью главного героя и должен был вызвать сильные переживания у зрителя для глубокого очищения его души. Этому явлению есть определение — катарсис.

В мифах преобладала военная и политическая тематика, так как трагики того времени и сами не раз участвовали в войнах. Драматургия Древней Греции представлена следующими известными писателями: Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Помимо трагедии возродился и жанр комедии, в которой Аристофан сделал главной тему мира. Люди устали от войн и беззакония властей, поэтому требуют мирной и спокойной жизни. Комедия зародилась из шуточных песен, которые были порою даже фривольными. Гуманизм и демократия являлись основными идеями в творчестве комедиографов. Наиболее известными трагедиями того времени можно назвать пьесы «Персы» и «Прикованный Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида.

На развитие драматургии во 2-3-м веке до н. э. оказывают влияние древнеримские драматурги: Плавт, Теренций и Сенека. Плавт сопереживал низшим слоям рабовладельческого общества, высмеивал жадных ростовщиков и торговцев, поэтому, взяв за основу древнегреческие сюжеты, он дополнял их рассказами о тяжелом бытии обычных граждан. В его произведениях было много песен и шуток, автор пользовался популярностью у современников и впоследствии оказал влияние на европейскую драматургию. Так, его знаменитую комедию «Клад» взял за основу Мольер при написании своего произведения «Скупой».

Теренций — представитель более позднего поколения. Он не делает упор на выразительные средства, а больше углубляется в описание психологической составляющей характера героев, а темами для комедий становятся бытовые и семейные конфликты между отцами и детьми. Его знаменитая пьеса «Братья» как раз отражает наиболее ярко эту проблему.

Еще один драматург, внесший большой вклад в развитие драматургии, — Сенека. Он был воспитателем Нерона, императора Рима, и занимал при нем высокое положение. Трагедии драматурга всегда развивались вокруг мести главного героя, толкавшей его на страшные преступления. Историки объясняют это кровавыми бесчинствами, которые происходили тогда в императорском дворце. Произведение Сенеки «Медея» позже оказало влияние на западноевропейский театр, но, в отличие от «Медеи» Еврипида, царица представлена отрицательным персонажем, жаждущим мести и не испытывающим никаких переживаний.

На смену трагедиям в императорскую эпоху приходит еще один жанр — пантомима. Это танец, сопровождающийся музыкой и пением, который исполнял обычно один актер с заклеенным ртом. Но еще большей популярностью пользовались цирковые постановки в амфитеатрах — гладиаторские бои и состязание колесниц, которые повлекли за собой упадок нравов и распад Римской империи. Драматурги впервые наиболее приближенно представили зрителям, что такое драматургия, но театр был уничтожен, а драма возродилась снова только спустя полутысячелетний перерыв в развитии.

Конструкция драмы

В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.

  • Сюжет — это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
  • Фабула — это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет — причинно-следственную связь.
  • Тема — это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
  • Драматическая интрига — это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.

Зарождение драматургии

Впервые о зарождении драматургии свидетельствовали настенные надписи и папирусы в эпоху Древнего Египта, в которых также присутствовали завязка, кульминация и развязка. Жрецы, обладавшие знаниями о божествах, влияли на сознание египетского народа именно благодаря мифам.

Миф об Исиде, Осирисе и Горе представлял своего рода Библию для египтян. Далее свое развитие драматургия получила в Древней Греции в 5-6-м веке до н. э. В древнегреческой драматургии зарождается жанр трагедии. Сюжет трагедии выражался в противопоставлении доброго и справедливого героя – злу. Финал заканчивался трагической гибелью главного героя и должен был вызвать сильные переживания у зрителя для глубокого очищения его души. Этому явлению есть определение — катарсис.

В мифах преобладала военная и политическая тематика, так как трагики того времени и сами не раз участвовали в войнах. Драматургия Древней Греции представлена следующими известными писателями: Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Помимо трагедии возродился и жанр комедии, в которой Аристофан сделал главной тему мира. Люди устали от войн и беззакония властей, поэтому требуют мирной и спокойной жизни. Комедия зародилась из шуточных песен, которые были порою даже фривольными. Гуманизм и демократия являлись основными идеями в творчестве комедиографов. Наиболее известными трагедиями того времени можно назвать пьесы «Персы» и «Прикованный Прометей» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида.

На развитие драматургии во 2-3-м веке до н. э. оказывают влияние древнеримские драматурги: Плавт, Теренций и Сенека. Плавт сопереживал низшим слоям рабовладельческого общества, высмеивал жадных ростовщиков и торговцев, поэтому, взяв за основу древнегреческие сюжеты, он дополнял их рассказами о тяжелом бытии обычных граждан. В его произведениях было много песен и шуток, автор пользовался популярностью у современников и впоследствии оказал влияние на европейскую драматургию. Так, его знаменитую комедию «Клад» взял за основу Мольер при написании своего произведения «Скупой».

Теренций — представитель более позднего поколения. Он не делает упор на выразительные средства, а больше углубляется в описание психологической составляющей характера героев, а темами для комедий становятся бытовые и семейные конфликты между отцами и детьми. Его знаменитая пьеса «Братья» как раз отражает наиболее ярко эту проблему.

Еще один драматург, внесший большой вклад в развитие драматургии, — Сенека. Он был воспитателем Нерона, императора Рима, и занимал при нем высокое положение. Трагедии драматурга всегда развивались вокруг мести главного героя, толкавшей его на страшные преступления. Историки объясняют это кровавыми бесчинствами, которые происходили тогда в императорском дворце. Произведение Сенеки «Медея» позже оказало влияние на западноевропейский театр, но, в отличие от «Медеи» Еврипида, царица представлена отрицательным персонажем, жаждущим мести и не испытывающим никаких переживаний.

На смену трагедиям в императорскую эпоху приходит еще один жанр — пантомима. Это танец, сопровождающийся музыкой и пением, который исполнял обычно один актер с заклеенным ртом. Но еще большей популярностью пользовались цирковые постановки в амфитеатрах — гладиаторские бои и состязание колесниц, которые повлекли за собой упадок нравов и распад Римской империи. Драматурги впервые наиболее приближенно представили зрителям, что такое драматургия, но театр был уничтожен, а драма возродилась снова только спустя полутысячелетний перерыв в развитии.

Значение русской драматургии 18 века

Русская драматургия 18 века, прошедшая под знаменем классицизма, дала русской сцене немало талантливых драматургов, работающих в самых разных жанрах. Театр обогатился разнообразным репертуаром. В нем прочно утвердились:

  • «высокая» и политическая трагедия,
  • бытовая и сатирическая комедия,
  • сентиментальная драма,
  • комическая опера.

Такие драматурги, как Сумароков, Фонвизин, Княжнин, определили на много лет развитие русского театра. В борьбе с классицизмом сформировались новые эстетические платформы реализма и сентиментализма. Они были более близки и понятны простому народу, поэтому снискали популярность именно в народной среде. Постепенно русская драматургия перестает быть чисто дворянской, включает в круг своей проблематики и вопросы простолюдинов. Закономерное развитие драматургии приводит к тому, что в 19 веке в творчестве Грибоедова, Островского и других драматургов социальные и политические проблемы становятся ведущими в русской драматургии.

Автор книги: авторов Коллектив

От составителей

При подборе художественных текстов составители данной хрестоматии исходили из требований программы по истории русской литературы XX века, предназначенной для филологических специальностей и направлений педагогических университетов. В пособии представлены в сокращенном виде наиболее важные произведения русских драматургов XX века, определявших пути развития отечественной драмы прошлого столетия. Авторы-составители стремились представить прежде всего те отрывки и фрагменты текстов пьес, которые необходимы для адекватного понимания сути и художественных особенностей литературного произведения. В ряде случаев, касающихся в первую очередь драматургов Серебряного века, выбирались тексты, необходимые для воссоздания картины литературного процесса в России на рубеже XIX–XX веков, но давно не переиздававшиеся и трудно доступные для читателей.

Материалы хрестоматии выстроены по хронологическому принципу и объединены в три раздела. В начале каждого раздела редактором-составителем предлагается общая характеристика определенного периода в развитии русской драматургии XX века. Кроме того, читатель найдет в данном пособии краткий очерк творчества каждого из представленных драматургов, комментарий к публикуемому в сокращенном виде произведению и библиографическую справку.

Преподавателям и студентам-филологам может быть полезен также методический раздел, завершающий хрестоматию.

Общая характеристика русской драматургии конца XIX – начала XX века

XX век в русской драматургии начался пьесами А.П. Чехова. Это утверждение сегодня вряд ли станет оспаривать кто-либо из авторитетных исследователей, ибо оно верно не столько в строго календарном смысле, сколько соответствует самой чеховской художественной практике, тех принципиально важных для театра XX века открытий, которые им были сделаны. Чеховские пьесы рубежа веков – и «Иванов», и «Чайка», и «Дядя Ваня», и «Три сестры», и «Вишневый сад» – по сей день скрывают в себе некую тайну, обещают возвышенное откровение. Именно поэтому так богата сценическая история чеховской драматургии, а в мировом театре последнего десятилетия XX века Чехов стал, безусловно, самым репертуарным из классиков, оставив позади даже Шекспира. Пожалуй, нет в современной театральной практике ни одного известного режиссера, который бы не внес своего вклада в сценическую историю чеховских пьес: это и Брук, и Ронкони, и Стрелер, и Крейча, и Штайн, и Палитч, и Шеро, и многие-многие другие.

Особенности драматургии

  • Действие должно происходить в настоящем времени и стремительно развиваться на одном и том же месте. Зритель становится свидетелем и должен находиться в напряжении и сопереживать происходящему.
  • Постановка может охватывать временной отрезок в несколько часов и даже лет. Однако действие не должно длиться более суток на сцене, так как ограничено возможностями зрительского просмотра.
  • В зависимости от хронологии произведения драма может состоять из одного или нескольких актов. Так, литература французского классицизма обычно представлена 5 актами, а для испанской драматургии характерны 2 акта.
  • Все действующие лица драмы делятся на две группы — антагонистов и протагонистов (также могут присутствовать внесценические персонажи), а каждый акт является поединком. Но автор не должен поддерживать чью-либо сторону — зритель может только догадаться по намекам из контекста произведения.

Расцвет драматургии в России

Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма — А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.

В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).

Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: