Джозеф Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
«Герой — это мужчина или женщина, которым удалось подняться над своими собственными локальными и историческими ограничениями к общезначимым, нормальным человеческим формам. Такие видения, идеи и вдохновения человека приходят нетронутыми из первоистоков человеческой жизни и мысли. И поэтому они отражают не современное переживающее распад общество и психику, а извечный неиссякаемый источник, благодаря которому общество может возрождаться. Герой как человек настоящего умирает; но как человек вечности — совершенный, ничем не ограниченный, универсальный — он возрождается. Поэтому его вторая задача и героическое деяние заключаются в том, чтобы вернуться к нам преображенным и научить нас тому, что он узнал об обновленной жизни».
Культовая книга известного американского ученого Джозефа Кэмпбелла представляет собой серьезное исследование мифов и сказаний, созданных на протяжении всей истории человеческой культуры. В своем труде Кэмпбелл утверждает, что большинство мифов о героях можно представить в виде одной схемы из 17 элементов, которые укладываются в трехактную структуру: I — Исход, II — Инициация, III — Возвращение. Эту конструкцию Кэмпбелл называет «мономифом», понимая под ней единую для всех мифов структуру построения странствий и жизни героя. Книга «Тысячеликий герой» серьезным образом повлияла не только на исследователей мифов, но и на писателей, сценаристов и режиссеров. Так, под впечатлением от нее режиссер Джорд Лукас придумал и выстроил драматургию своей саги «Звездные войны».
Современная драма
На рубеже 20-21-го века современная драматургия утратила достигнутые позиции и перешла в состояние поиска новых жанров и выразительных средств. В России сформировалось направление экзистенциализма, а после оно развивалось в Германии и Франции.
Жан-Поль Сартр в его драмах («За закрытыми дверями», «Мухи») и другие драматурги выбирают героем своих произведений человека, который постоянно находится в мыслях о бездумном проживании жизни. Этот страх заставляет его задуматься о несовершенстве окружающего мира и изменить его.
Под влиянием Франца Кафки возникает театр абсурда, который отрицает реалистических персонажей, а произведения драматургов написаны в виде повторяющихся диалогов, непоследовательности действий и отсутствии причинно-следственных связей. Русская драматургия выбирает главной темой общечеловеческие ценности. Она отстаивает идеалы человека и стремится к прекрасному.
Развитие драматургии в литературе напрямую связано с ходом исторических событий в мире. Драматурги разных стран, постоянно находясь под впечатлением от общественно-политических проблем, нередко и сами возглавляли направления в искусстве и таким образом оказывали влияние на народные массы. Расцвет драматургии пришелся еще на эпоху Римской империи, Древнего Египта и Греции, в ходе развития которой изменялись формы и элементы драмы, а тема для произведений то привносила новые проблемы в сюжет, то возвращалась к старым проблемам времен античности
И если драматурги первых тысячелетий уделяли внимание выразительности речи и характеру героя, что наиболее ярко выражено в творчестве у драматурга того времени — Шекспира, то представители современного направления усилили роль атмосферы и подтекста в своих произведениях. Исходя из вышесказанного, можно дать третий ответ на вопрос: что такое драматургия? Это драматические произведения, объединенные одной эпохой, страной или писателем
Расцвет драматургии в России
Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма — А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.
В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).
Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.
Особенности драматургии
- Действие должно происходить в настоящем времени и стремительно развиваться на одном и том же месте. Зритель становится свидетелем и должен находиться в напряжении и сопереживать происходящему.
- Постановка может охватывать временной отрезок в несколько часов и даже лет. Однако действие не должно длиться более суток на сцене, так как ограничено возможностями зрительского просмотра.
- В зависимости от хронологии произведения драма может состоять из одного или нескольких актов. Так, литература французского классицизма обычно представлена 5 актами, а для испанской драматургии характерны 2 акта.
- Все действующие лица драмы делятся на две группы — антагонистов и протагонистов (также могут присутствовать внесценические персонажи), а каждый акт является поединком. Но автор не должен поддерживать чью-либо сторону — зритель может только догадаться по намекам из контекста произведения.
Расцвет драматургии в России
Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма — А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.
В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).
Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.
Тайны мастерства
Чтобы постигнуть тайны литературного или сценического мастерства, следует знать основы драматургии. В первую очередь это форма как средство для выражения содержания. Также в любом виде искусства всегда присутствует образ. Зачастую это воображаемый вариант действительности, изображаемый через ноты, холст, слово, пластику и т. д. При создании образа автору необходимо учитывать, что главным соучастником будет зритель, читатель или слушатель (в зависимости от вида искусства). Следующим главнейшим элементом в драме является действие. Оно подразумевает присутствие противоречия, а в нем обязательно наличие конфликта и драматизма.
В основе драматизма заложено подавление свободы воли, наивысшая точка – это насильственная смерть. Старость и неизбежность гибели также являются драматичными. Природные катаклизмы становятся драматичными, когда при этом умирают люди.
Работа автора над произведением начинается тогда, когда возникает тема. Решает вопрос избранной темы идея. Она не бывает статичной либо открытой. Если она прекращает развиваться, то она гибнет. Конфликт представляет собой наивысшую ступень проявления драматических противоречий. Для его осуществления необходим сюжет. Цепь событий организуется в фабулу, которая детализирует конфликт через конкретизацию сюжета. Также встречается такая событийная цепь, как интрига.
дальнейшее чтение
- Кастаньо, Пол (май 1993). «Разновидности монологической стратегии: драматургия Лена Дженкина и Мак Веллмана». New Theater Quarterly. Издательство Кембриджского университета. IX (34): 134–46.
- Кастаньо, Пол (март 1993). «Информирование новой драматургии: критическая теория творческого процесса». Театральные темы. Издательство Университета Джона Хопкинса. 3 (1): 29–42.
- Кастаньо, Пол (2001). Новые стратегии написания пьес: языковой подход к написанию пьес. Нью-Йорк, Лондон: Рутледж.
- Тренченьи, Каталин; Кокрейн, Бернадетт (2014). Новая драматургия: международный взгляд на теорию и практику. Лондон: Блумсбери.
Конструкция драмы
В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.
- Сюжет — это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
- Фабула — это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет — причинно-следственную связь.
- Тема — это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
- Драматическая интрига — это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.
Авторские права
Поскольку драматургия определяется в общих чертах, а функции драматурга могут варьироваться от постановки к постановке, вопросы авторского права в отношении нее в Соединенных Штатах имеют очень расплывчатые границы.
В 1996 году велись дебаты, основанные на вопросе о том, в какой степени драматург может претендовать на право собственности на постановку, как, например, в случае с Джонатан Ларсон, автор мюзикла Аренда и Линн Томсон, драматург спектакля. Томсон утверждала, что она была соавтором работы и никогда не передавала, не лицензировала или не передавала иным образом свои права. Она просила суд объявить ее соавтором Аренда и предоставить ей 16% авторской доли гонорара. Хотя она сделала свое заявление только после того, как шоу стало Бродвей ударил, случай не беспрецедентен. Например, 15% роялти от Ангелы в Америке пойти к драматургу Тони Кушнер драматург. 19 июня 1998 г. Апелляционный суд США второго округа подтвердил первоначальное решение суда о том, что Томсон не имеет права на соавторство Аренда и что она не имела права на гонорары. Дело в конечном итоге было урегулировано во внесудебном порядке, и Томсон получила нераскрытую сумму после того, как пригрозила удалить свои материалы из производства.
John Truby. «The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller»
«A great story describes human beings going through an organic process. But it is also a living body unto itself. Even the simplest children’s story is made up of many parts, or subsystems, that connect with and feed off one another. Just as the human body is made up of the nervous system, the circulatory system, the skeleton, and so on, a story is made of subsystems like the characters, the plot, the revelations sequence, the story world, the moral argument, the symbol web, the scene weave, and symphonic dialogue».
Культовая книга одного из самых востребованных консультантов в истории киноиндустрии. В своем пособии Джон Труби опирается на множество источников по философии и мифологии, предлагая свежие приемы, методы и инструменты, которые помогут эффективно выстроить многогранное повествование вашей истории. Большой упор сделан на организации внутренней работы драматурга для того, чтобы исследовать свои ценности и постичь авторское мировоззрение. Книга рассчитана не только на сценаристов, но и на писателей и журналистов, пишущих в жанре нон-фикшн.
Определение и история
Драматургия — это дисциплина, основанная на практике, а также направленная на практику, изобретенная Готтхольдом Эфраимом Лессингом (автором известных пьес, таких как Мисс Сара Сэмпсон, Эмилия Галотти, Минна фон Барнхельм, и Натан Мудрый ) в 18 веке. Гамбургский театр на несколько лет привлек его к должности, которая сегодня известна как «драматург». Он был первым в этом роде и описал свою задачу как «драматический судья» («dramatischer Richter»), который должен уметь отличать ставку пьесы от главного актера или режиссера, чтобы мы чувствовали себя комфортно или не во время просмотра театрального представления. В 1767–1770 годах Лессинг написал и опубликовал серию критических замечаний: Гамбургская драматургия (Hamburgische Dramaturgie). Эти работы анализировали, критиковали и теоретизировали немецкий театр, и сделали Лессинга отцом современной драматургии.
На основе Лессинга Hamburgische Dramaturgie и Лаокоон и Гегель с Эстетика (1835–38), многие авторы, в том числе Фридрих Гёльдерлин, Гете, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Торнтон Уайлдер, Артур Миллер, и Теннесси Уильямс Задумался о театре.
Густав Фрейтаг резюмировал эти размышления в своей книге. Техника драмы, который был переведен на английский язык и издан в конце 19 века в США. Книга Фрейтага рассматривается как проект для первых голливудских руководств по написанию сценариев. Техника игрового письма от Чарльтон Эндрюс, 1915, обращается к европейским и немецким традициям драматургии и пониманию драматической композиции.
Еще одна важная работа в западной театральной традиции — Поэтика от Аристотель (написано около 335 г. до н.э.), в котором анализируется трагедия. Аристотель считает Эдип Царь (ок. 429 г. до н. э.) как квинтэссенция драматического произведения. Он анализирует отношения между характер, действие и речь, дает примеры хороших сюжетов и исследует реакцию публики, которую эти пьесы вызывают. Многие из его «правил» сегодня называют «аристотелевской драмой». В Поэтика, Аристотель обсуждает многие ключевые концепции драмы, такие как анагноризис и катарсис.
Поэтика самый ранний из сохранившихся Западный работа драматическая теория. Самая ранняя незападная драматургическая работа, вероятно, санскрит Работа Натья Шастра (Искусство театра), написанные вокруг От 500 г. до н.э. до 500 г. н.э., который описывает элементы, формы и элементы повествования десяти основных типов древнеиндийских драматических произведений.
Литургическая драма
После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.
Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма — представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.
Владимир Пропп. «Морфология волшебной сказки»
«После получения волшебного средства следует его применение или, если в руки героя попало живое существо, его непосредственная помощь по приказанию героя. Этим герой внешне теряет всякое значение: сам он не делает ничего, помощник исполняет все. Тем не менее, морфологическое значение героя очень велико, так как его намерения создают стержень рассказа. Эти намерения проявляются в различных приказаниях, которые герой дает своим помощникам. Герой волшебной сказки — это персонаж, или непосредственно пострадавший от действия вредителя в завязке (resp. ощущающий некоторую нехватку), или согласившийся ликвидировать беду или недостачу другого лица. В ходе действия герой — это лицо, которое снабжается волшебным средством (волшебным помощником) и пользуется или обслуживается им».
Исследовательская работа советского филолога-фольклориста Владимира Яковлевича Проппа появилась гораздо раньше «Тысячеликого героя», еще в 1928 году, однако мировым научным бестселлером она стала только через тридцать лет. Пропп предвосхитил Кэмпбелла, выделив из всех сказок составные элементы и назвав их «функциями» (всего их 31), которые логически объединятся в одну драматическую линию за счет действий персонажей. Он также пришел к выводу, что все действующие лица сказок можно поделить на семь категорий: герой, вредитель, царевна, помощник, даритель, отправитель и ложный герой. Более того, он выстроил целую систему, благодаря которой любую сказку можно представить в виде сложной формулы. Это уникальный труд, который обязательно нужно прочитать каждому, кто занимается придумыванием и разработкой историй.
Расцвет драматургии в России
Активно развиваться русская драматургия начала еще в 18-м веке при представителе классицизма — А. П. Сумарокове, названном «отцом российского театра», чьи трагедии («Чудовищи», «Нарцисс», «Опекун», «Рогоносец по воображению») были ориентированы на творчество Мольера. Но именно в 19-м веке данное направление сыграло выдающуюся роль в истории культуры.
В русских драмах развивались несколько жанров. Это трагедии В. А. Озерова («Ярополк и Олег», «Эдип в Афинах», «Димитрий Донской»), которые отражали общественно-политические проблемы, актуальные в период наполеоновских войн, сатирические комедии И. Крылова («Бешеная семья», «Кофейница) и просветительские драмы А. Грибоедова («Горе от ума»), Н. Гоголя («Ревизор») и А. Пушкина («Борис Годунов», «Пир во время чумы»).
Во второй половине 19-го века реализм прочно закрепил свои позиции в русских драмах, и самым ярким драматургом этого направления стал А. Островский. Его творчество составляли исторические пьесы («Воевода»), драмы («Гроза»), сатирические комедии («Волки и овцы») и сказки. Главным героем произведений был находчивый авантюрист, купец и провинциальный актер.
Аристотель. «Поэтика»
«Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Так, например, в «Эдипе» вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие. И в «Линкее»: одного ведут на смерть, другой, Данай, идет за ним, чтобы убить его. Но вследствие перемены обстоятельств пришлось погибнуть последнему, а первый спасся. Узнавание, как обозначает и самое слово, — это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями, как, например, в «Эдипе».
Великий трактат древнегреческого философа Аристотеля имеет огромное значение для всего человечества, так как именно в «Поэтике» были впервые даны определения жанрам «комедия» и «трагедия», и, самое главное, заложены основы драматического искусства (теория трагедии, конструкции и принципы построения сюжетов, терминология и так далее). Такие знакомые для нас понятия как «перипетия», «катарсис», «катастрофа» и другие элементы сценарной структуры также появились благодаря Аристотелю. К сожалению, до нас дошла только первая часть трактата, во второй, по предположению историков, автор изложил теорию комедии. И, тем не менее, это самая первая книга, которую должен прочитать любой начинающий драматург.
Конструкция драмы
В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.
- Сюжет — это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
- Фабула — это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет — причинно-следственную связь.
- Тема — это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
- Драматическая интрига — это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.
Джеймс Фрэй. «Как написать гениальный роман»
«В лучших драматических произведениях конфликт развивается медленно. Конфликт позволяет читателю узнать, какой у персонажа характер. Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко, четко, поскольку на каждой его стадии персонаж будет действовать по-разному. По мере развития конфликта развивается и сам персонаж — читатель видит все грани характера героя. В медленно развивающемся конфликте эмоциональное состояние героя меняется плавно: от досады — к раздражению, от раздражения — к злобе, от злобы — к ярости, от ярости — к бешенству. В скачкообразном конфликте раздражение героя сразу сменится яростью. В статичном конфликте персонаж постоянно находится в одном и том же эмоциональном состоянии, например раздражения. Кульминация полностью раскрывает персонаж, представляет нам его таким, каков он есть. Это происходит благодаря тому, что мы видели, как персонаж менялся на каждом эмоциональном уровне».
Книга представляет собой ускоренный курс основ писательского мастерства, в рамках которого известный романист и преподаватель Калифорнийского университета Джеймс Н. Фрэй рассматривает ключевые компоненты драматического произведения. Как создать интересного и многомерного персонажа, какие бывают виды конфликтов, как охарактеризовать идею вашего романа, на чем строится драматический сюжет и каким образом прийти к кульминации — на эти и на множество других важнейших вопросов вы найдете ответы в данном учебном пособии.
Литература[править | править код]
О драме вообще см. «Гамбургскую драматургию» Лессинга (пер. Рассадина); A. W. Schlegel, «Vorlesungen ü ber dramatische Kunst und Literatur» (Гейдельберг, 2 изд. 1817), Freytag, «Technik des Dramas» (4 изд. Лейпциг, 1881); Carrière, «Die Kunst in Zusammenhange der Kulturentwickelung» (3 изд. 1877, русский перевод E. Корша — «Искусство в связи с общим развитием культуры», М. 1870—75); Klein, «Geschichte des Dramas» (Лейпциг, 1865—76); Ал. Веселовский, «Старинный театр в Европе» (М. 1870); Alph. Roger, «Histoire universelle du th éâ tre» (II., 1869); П. Полевой, «Исторические очерки средневековой Д.» (СПб. 1865); Аверкиев, «О драме. Критическое рассуждение» с приложением статьи «Три письма о Пушкине» (СПб. 1893).
См. также Драма , Драма(жанр).