История драмы
Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают так называемую мещанскую драму.
В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, Г. Зудерман. В то же время переживает расцвет мелодрама, сосредоточивающаяся преимущественно на сфере человеческих чувств (А. Дюма-сын и др.)
Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя.
В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны.
Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов так называемой драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.
Конструкция драмы
В драме есть сюжет, фабула, тема и интрига.
- Сюжет — это конфликт, взаимосвязь персонажей с событиями, которые включают, в свою очередь, в себя несколько элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия, развязку и финал.
- Фабула — это связанные между собой реальные или вымышленные события во временной последовательности. И сюжет, и фабула являются повествованием о событиях, но фабула представляет собою только факт произошедшего, а сюжет — причинно-следственную связь.
- Тема — это ряд событий, образующих основу драматического произведения, которые объединяет одна проблема, то есть то, над чем автор хотел, чтобы зритель или читатель задумался.
- Драматическая интрига — это взаимодействие персонажей, которое влияет на ожидаемый ход событий в произведении.
Формирование рода: драма
Она сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Предназначенная для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной, ее основа — социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии.
В ней доминирует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное и насущное для человека остается неосуществленным или находится под угрозой. Большинство драм построено на едином внешнем действии с его перипетиями (что соответствует принципу единства действия, который восходит к Аристотелю). Драматическое действие связано, как правило, с прямым противоборством героев.
Оно либо прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени (средневековая и восточная драма, например «Шакунтала» Калидасы), либо берется лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (античные трагедии или многие драмы нового времени, например «Бесприданница», 1879, А.Н.Островского).
Драма и конфликт
Ссылки
-
«Драма» . Мерриам-Вебстер, Инкорпорейтед. 2015.
спектакль, фильм, телепередача, посвященная серьезной теме и не предназначенная для того, чтобы рассмешить публику.
- ^ Уильямс, Эрик Р. (2017). Таксономия сценаристов: путь к совместному повествованию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: исследования Routledge в области теории и практики СМИ. ISBN 978-1-315-10864-3. OCLC .
- Элам (1980, 98).
- Бэнхэм (1998, 894–900).
- ^ Уильямс, Эрик Р. (2017). Экранизация: помимо основ: приемы адаптации книг, комиксов и реальных историй в сценариях . Нью-Йорк: Фокальная пресса. ISBN 978-1-315-66941-0. OCLC .
- «Документальный фильм никогда не бывает нейтральным | История» . www.documentaryisneverneutral.com . Проверено 16 июня 2020 г.
- «Производство документальной фантастики | Центр документальных исследований в Университете Дьюка» . документальные исследования.duke.edu . Проверено 16 июня 2020 г.
- Уильямс, Эрик Р. (2019). Влюбиться в романтические фильмы (Эпизод № 3, комедия и трагедия: возраст не защищает вас) . Звуковой.
- Дансигер, Кен. (2015). Альтернативное написание сценариев: за пределами голливудской формулы . Англия: фокус. ISBN 978-1-138-17118-3. OCLC .
- Джонс, Фил, 22 апреля 1958 г. (2007 г.). Драма как терапия: теория, практика и исследования (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-41555-2. OCLC .
- «Поджанра — Психологическая драма» . AllMovie . Проверено 20 May +2021 .
- ^ Уильямс, Эрик Р. (2019). Влюбиться в романтические фильмы (эпизод № 8, сатира и социальный комментарий) . Звуковой.
- Уильямс, Эрик. Р. (2018). «Как смотреть и оценивать отличные фильмы (эпизод № 4: Жанровые слои и ожидания аудитории)» . Английский . Проверено 14 июня 2020 г.
- «Триллер и саспенс» . Анализ SilverScreen. 19 ноября 2016 г. . Проверено 16 июня 2020 г.
- Уильямс, Эрик Р. (2019). Влюбиться в романтические фильмы (Эпизод № 2 Жанр: Чувствовать солнце с обеих сторон) . Звуковой.
- Уильямс, Эрик Р. (2018). «Как смотреть и оценивать отличные фильмы (эпизод № 6, темы на экране)» . Английский . Проверено 16 июня 2020 г.
- Файрштейн, Дэвид Дж. (2007). «Поля мечты: американские фильмы о спорте». Электронный журнал США . 12 .
- Уильямс, Эрик Р. (2018). «Как смотреть и ценить великие фильмы (эпизод № 22 Пути к великим антагонистам)» . Великие курсы . Проверено 14 июня 2020 г.
- Уильямс, Эрик Р. (2018). «Как смотреть и оценивать отличные фильмы (эпизод № 3, жанр фильма: это не то, что вы думаете)» . Великие курсы . Проверено 14 июня 2020 г.
- «Величайшие слезоточивые — сцены и моменты» . www.filmsite.org . Проверено 16 июня 2020 г.
- есть медиафайлы по теме мелодрам . www.filmsite.org . Проверено 16 июня 2020 г.
Разновидности драмы
Учитывая исторические и межжанровые градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:
- мещанская;
- мелодрама;
- психологическая;
- натуралистическая;
- символистская;
- сюрреалистическая;
- абсурдистская;
- экзистенциальная.
В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pièce).
Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.
Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.
Драма
Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.
Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.
Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.
Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных.
Трагедия
Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).
Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.
Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.
Комедия
Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.
Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки. Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.
- Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.
- Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
- Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой клоунаде.
- Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.
- Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.
- Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.
Трагикомедия
Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов.
В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.
Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».
Особенности жанра
Драматический стиль, рассматриваемый как жанр поэзии в целом, противопоставляется эпическому и лирическому стилю со времен “Поэтики” Аристотеля (около 335 г. до н.э.) — самой ранней работе по теории драматургии.
Использование «драмы» в более узком смысле для обозначения определенного типа пьесы относится к современной эпохе. Драма в этом смысле относится к пьесе, которая не является ни комедией, ни трагедией — например, “Тереза Ракен” Золя (1873) или “Иванов” Чехова (1887).
В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму.
Эстетический предмет драмы — эмоционально-волевые реакции человека, проявленные в словесно-физических действиях. Для драматических произведений характерны остро-конфликтные ситуации, властно побуждающие персонажа к словесно-физическому действию.
Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
В отличие от трагедии, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.
Драматическая структура Нортропа Фрая
Канадский литературный критик и теоретик Нортроп Фрай анализирует повествования Библия с точки зрения двух драматических структур: (1) U-образный узор, который является формой комедии, и (2) перевернутый U-образный узор, который является формой трагедии.
U-образный узор
«Этот U-образный узор… повторяется в литературе как стандартная форма комедии, где серия неудач и недоразумений доводит действие до угрожающе низкой точки, после чего какой-то удачный поворот в сюжете приводит к счастливому финалу ». U-образный график начинается в верхней части буквы U с состояния равновесия, состояния процветания или счастья, которое нарушается из-за нарушения равновесия или катастрофы. Внизу буквы U направление меняется на противоположное из-за удачного поворота, божественного освобождения, пробуждения главного героя к его или ее трагическим обстоятельствам или какого-либо другого действия или события, которое приводит к восходящему повороту сюжета. Аристотель называл обратное направление как peripeteia или периферию, которая часто зависит от признания или открытия главного героя. Аристотель назвал это открытие анагноризисом — переходом от «незнания к знанию», затрагивающим «вопросы, имеющие отношение к процветанию или невзгодам»
Главный герой узнает что-то очень важное, что раньше было скрыто или не было признано. Разворот происходит в нижней части буквы U и перемещает сюжет вверх к новому стабильному состоянию, отмеченному процветанием, успехом или счастьем
Вверху буквы U равновесие восстанавливается.
Классическим примером U-образного сюжета в Библии является Притча о блудном сыне в Луки 15: 11-24. Притча начинается в верхней части буквы U со стабильного состояния, но поворачивается вниз после того, как сын просит у отца свое наследство и отправляется в «дальнюю страну» (Луки 15:13). Бедствие: сын растрачивает свое наследство, и голод в стране увеличивает его разложение (Луки 15: 13-16). Это нижняя часть буквы U. Сцена узнавания (Луки 15:17) и периферия перемещают сюжет вверх, к его развязке, новому стабильному состоянию наверху буквы U.
Перевёрнутая U-образная структура
Перевернутая буква U начинается с того, что главный герой поднимается до положения выдающегося положения и благополучия. В верхней части перевернутой буквы U персонаж наслаждается удачей и благополучием. Но наступает кризис или поворотный момент, который знаменует собой поворот судьбы главного героя и начинает спуск к катастрофе
Иногда происходит сцена узнавания, когда главный герой видит что-то очень важное, что раньше не было признано. Конечное состояние — это бедствие и невзгоды, нижняя часть перевернутой буквы U
Пример перевернутой U-образной формы можно найти в притче о десяти девах в Матфея 25: 1 -13. Восходящее действие — это подготовка десяти девственниц к приходу жениха, но кризис случается, когда жених, задержанный на свадьбу, неожиданно появляется в полночь. Это поворотный момент, поворот или перипетия, который приводит к катастрофе для пяти подружек невесты, которые не были готовы к промедлению жениха. Признание (анагноризис) их hamartia или их трагического изъяна очевидно для читателя, но происходит слишком поздно, чтобы глупые подружки невесты смогли предотвратить катастрофу (ср. Матфея 25:12).
Анализ Аристотеля
Многие структурные принципы, которые до сих пор используются современными рассказчиками, были объяснены Аристотель в его «Поэтике». В той части, которая существует до сих пор, он в основном анализировал трагедию. Считается, что часть, анализирующая комедию, существовала, но теперь утеряна.
Аристотель утверждал, что трагедия должна имитировать целое действие, что означает, что события следуют друг за другом по вероятности или необходимости, и что у причинной цепи есть начало и конец. Есть узел, центральная проблема, с которой должен столкнуться главный герой. Спектакль состоит из двух частей: усложнения и разгадки. Во время осложнения главный герой обнаруживает проблемы, когда узел раскрывается или завязывается; во время распутывания узел разрешается.
Два типа сцен представляют особый интерес: разворот, который переводит действие в новом направлении, и узнавание, означающее, что главный герой имеет важное откровение. Изменения должны происходить как необходимая и вероятная причина того, что произошло раньше, что подразумевает, что поворотные точки должны быть правильно установлены
Осложнения должны возникать из-за недостатка главного героя. В трагедии этот недостаток будет его уничтожением.
Противостояние классики и самобытности
Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе — это была копия французских пьес. Появляется понятие «ложноклассическая трагедия», под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится «Драматический Вестник», выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.
Неправильно идентифицированные категории
Некоторые категории фильмов, в которых используются слова «комедия» или «драма», не признаются Таксономией сценаристов ни как жанр фильма, ни как тип фильма. Например, «Мелодрама» и «Сумасшедшая комедия» считаются путями, в то время как «Романтическая комедия» и «Семейная драма» являются макрожанрами.
Семейная драма
Макрожанр в таксономии сценаристов. Эти фильмы рассказывают историю, в которой многие из центральных персонажей связаны между собой. История вращается вокруг того, как семья в целом реагирует на главный вызов. Семейная драма состоит из четырех микрожанров: «Семейные узы » , «Семейная вражда» , «Семейная потеря » и «Семейный раскол» .
Мелодрама
Подтип драматических фильмов, в которых используются сюжеты, апеллирующие к обостренным эмоциям зрителей. Мелодраматические сюжеты часто связаны с «кризисами человеческих эмоций, неудачным романом или дружбой, напряженными семейными ситуациями, трагедиями, болезнями, неврозами или эмоциональными и физическими трудностями». Кинокритики иногда используют термин «уничижительно, чтобы обозначить нереалистичный, пафосный, лагерный рассказ о романтике или домашних ситуациях со стереотипными персонажами (часто включая центральный женский персонаж), который будет непосредственно обращаться к женской аудитории». Также называется «женскими фильмами», «плаксивыми», слезливыми или «женскими фильмами». Если они ориентированы на мужскую аудиторию, то их называют фильмами «пацанского плача».
Медицинская драма
Основное внимание уделяется врачам, медсестрам, персоналу больниц и машинам скорой помощи, спасающим жертв, и их повседневной жизни.
Структура драматического произведения
Каждая пьеса разбита на действия или акты. Они, в свою очередь, поделены на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются репликами, а заключённые в скобки или выделенные курсивом слова автора, которыми сопровождаются реплики, — ремарками.
Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают ремарки, но это несправедливо. В них спрятана озорная искорка авторского замысла: драматург подсказывает, с каким настроением нужно играть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы по ней одной героя узнавали, спустя многие годы.
Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3–4 часов).
Развитие интриги
Драматическое произведение представляет собой изображение преодоления некоторого препятствия. Большую роль в подобном произведении играют мотивы незнания. Разрешение этого незнания, или узнавание, даёт возможность задержать введение мотива и сообщить его c запозданием пo ходу фабульного времени. Обычно эта система незнаний является ложной. Зритель может не знать того, что известно персонажу, и наоборот может знать то, что еще не знает сам персонаж. Например, роли Хлестакова в «Ревизоре», любовь Софьи и Moлчaлинa в «Горе от ума». Когда персонажи пытаются распутать загадки произведения, они часто прибегают к подслушиванию, перехватыванию и чтению чужих писем.
Литургическая драма
После распада Римской империи драматургия вновь возрождается только в 9-м веке в церковных обрядах и молитвах. Церковь, чтобы привлечь как можно больше людей к богослужению и контролировать народные массы через поклонение Богу, внедряет небольшие зрелищные постановки, такие как воскресение Иисуса Христа или другие библейские рассказы. Так развивалась литургическая драма.
Однако люди собирались ради представлений и отвлекались от самой службы, вследствие чего возникла полулитургическая драма — представления были перенесены на паперти и за основу стали браться житейские сюжеты, основанные на библейских рассказах, более понятных зрителям.