Мильтинис, юозас

Биография

Юозас Мильтинис родился 3 (16) сентября 1907 года в деревне Дабикине (сейчас — в Акмянском районе, Литва).

В 1922—1925 годы обучался в Векшняйской гимназии, в 1926—1927 — в Каунасской иезуитской гимназии.

В 1931 году закончил драматическую студию при Каунасском драматический театре. В 1928 году в первый раз вышли на сцену статистом в опере Джузеппе Верди «Аида».

В 1931—1932 годах работал в Шяуляйском драматическом театре, откуда был уволен за профессиональную непригодность.

В 1932 году уехал во Францию, где изучал киноискусство и искусство театра, посещал художественную школу Лувра, слушал лекции в Сорбонне. В 1933—1936 годах обучался в актёрской студии Ш. Дюллена в Париже, там же начал сниматься в маленьких киноролях, играл в театре.

В 1937 году кратковременно ворачивается в Каунас. В 1938 году уезжает в Лондон (Великобритания), где также изучает театральное искусство. В 1938—1939 годах работал как театральный критик в журнальчике «Навая Ромува» в Каунасе.

В 1939—1940 годах управлял театральной студией при Палате труда в Каунасе.

В 1940—1954 и с 1959 по 1980 год — художественный управляющий и главный режиссёр Паневежского драматического театра (сейчас Драматический театр Юозаса Мильтиниса), сделанного на базе актёрского состава студии, которой он управлял в Каунасе.

Вёл педагогическую работу в студии при театре. Посреди его учеников Д. Банионис, Б. Бабкаускас, Л. Лауцявичюс.

В 1954—1959 годах, как актёр и режиссёр дубляжа работал на Литовской студии.

Член Союза кинематографистов Литовской ССР

Юозас Мильтинис скончался 13 июля 1994 года. Похоронен на кладбище по ул. Рамигалос в Паневежисе.

16 сентября. Мильтинис Юозас, литовский советский актер и режиссер — 80 лет со дня рождения (1907)

В 60-х гг

театр в маленьком литовском городе Паневежисе неожиданно привлек к себе пристальное внимание, он стал своеобразным местом паломничества любителей драматического искусства. Руководителем этого коллектива был Мильтинис

Окончив в 1928 г. студию при Каунасском драматическом театре, Мильтинис стал актером Шауляйского драматического театра, где за ним закрепилось прозвище «Неугомонный», так как он постоянно выступал ярым ниспровергателем изживших себя форм театрального действа. В 1932 г. Мильтинис уехал в Париж, где в течение пяти лет занимался в мастерской Ш. Дюллена вместе с Ж.-Л. Барро и Ж. Виларом.

С 1940 г. его деятельность связана с театром Советской Литвы. В Паневежисе он ставит классику — Шекспира, Бена Джонсона, Ибсена, Чехова, произведения прогрессивной зарубежной драматургии — «Смерть коммивояжера» Миллера (1958), «Там, за дверью» Борхерта (I960), «Пляску смерти» Стриндберга (1973) и др.

Ю. Мильтинис — Вольпоне. ‘Вольпоне’

Мильтинис-режиссер стоит у истоков философско-психологического направления в современном литовском театре. Все свои новаторские поиски и идеи народный артист СССР Ю. Мильтинис осуществлял в союзе с актерами, им воспитанными: Д. Банионисом, Б. Бабкаускасом, В. Бледисом, А. Масюлисом и др.

Мильтинис действительно режиссер. И в основе всех лучших спектаклей театра лежит не что иное, как настоящая режиссура, большое и сложное, истинно современное искусство, состоящее из великого множества талантов и умений.

Способность выбрать пьесу, а потом художественно осмыслить ее, придав ей звучание такое ясное и точное, что годы лишь шлифуют спектакль, но не стирают его рисунка; умение придумать спектакль, от первой до последней секунды, но придумать не эффектную форму, а естественное и свободное его течение, предполагающее многие вольные притоки; потом еще способность вовлечь актеров в это течение, помочь им почувствовать себя так, будто оно, это течение, ими и создано; и еще — придумать внешний облик представления, да так, чтобы бедность обернулась изобретательностью, в простоте было небрежное изящество и ни огромный труд, ни усилия ума не были заметны, будто все сделалось так, само собой… Все это лишь некоторые, далеко не все стороны того искусства, которым привлекает Паневежисский театр, и в частности пьеса Ибсена («Гедда Габлер».- Ред.) на его сцене.

Эту странную, холодноватую, будто подернутую инеем пьесу не часто ставил русский театр. Русские актеры не находили в ней того положительного, сердечного начала, что всегда было мило сердцу, той возможности душевного сопереживания, на которое всегда наш театр опирался. Женщина, страдающая в тисках мещанского общества, — это для нас, это понятно и вызывает душевный отклик. Человек — и общество, личность — и мещанство. Но поступки ибсеновской героини притом столь несимпатичны, порывы хоть и величественны, но неблагородны и таким холодом веет от ее страданий, что душа наша отворачивается от нее разочарованная, не находя возможности сочувствовать. Кажется, именно это на полдороге приостановленное сочувствие, эта некая внутренняя странность, требующая дополнительного объяснения, мешали сценической популярности пьесы.

В постановке Мильтиниса, однако, простая, мудрая и притом художественно законченная концепция. В его лучших работах всегда самое интересное — именно эта, по ходу спектакля обнаруживающая себя, продуманная, зрелая, вбирающая опыт многих размышлений общая концепция спектакля. Пьесы знакомы — «Макбет», «Иванов», «Гедда Габлер». Незнаком их сценический поворот. Режиссуре Мильтиниса не свойственно фрондерское желание перечить общепринятому, есть в ней достойная независимость.

Из кн.: Крымова Н. Имена. М., 1971. Лит.: Крымовa H. Паневежис — театр — кино.- В кн.: Актер и кино. М., 1976; Забараускас В. Мильтинис.- В кн.: Портреты режиссеров. Вып. 2. М., 1977.

Творчество

Постановки в театре

  • 1941 — «Падь серебряная» Н. Погодина
  • 1941, 1971 — «Вольпоне» Б. Джонсона
  • 1941 — «Завещание мошенника» Б. Джонсона
  • 1943 — «Генрих IV» Л. Пиранделло
  • 1946 — «Ревизор» Н. Гоголя
  • 1947 — «Жорж Данден» Мольера
  • 1949 — «Гроза проходит» Ю. Паукштялиса
  • 1949 — «Свадьба Белугина» А.Н. Островского
  • 1952 — «Как закалялась сталь» Н.А. Островского
  • 1953 — «Наследники Рабурдена» Э. Золя
  • 1954 — «Чайка» А. Чехова
  • 1957, 1972 — «Гедда Габлер» Г. Ибсена
  • 1957, 1971 — «Севильский цирюльник» П. Бомарше
  • 1958 — «Погибель коммивояжёра» А. Миллера
  • 1959 — «Иванов» А. Чехова
  • 1961 — «Макбет» У. Шекспира
  • 1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову
  • 1966 — «Там за дверью» В. Борхерта
  • 1966 — ««Тайна Адомаса Брунзы»» Ю. Грушаса
  • 1967 — «Любовь, джаз и дьявол» Ю. Грушаса
  • 1969, 1978 — «Франк V» Ф. Дюрренматта
  • 1973 — «Пляска смерти» А. Стриндберга
  • 1974 — «Пий неразумный» Ю. Грушаса
  • 1977 — «Правитель Эдип» Софокла
  • 1979 — «Реквием по монахине» У. Фолкнера и А. Камю
  • 1980 — «Žibintą» А. де Мюссе.

Фильмография

  • 1953 — Над Неманом рассвет — крестьянин Пранкус
  • 1959 — Адам желает быть человеком — капитан
  • 1962 — Шаги в ночи — инженер Виркутис
  • 1966 — Ночи без ночлега — Ила
  • 1968 — Когда я был небольшим — охранник на конезаводе
  • 1966 — Там, за дверцей (документальный)
  • 1977 — Монологи (документальный)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: