Федотова, гликерия николаевна

Биография

Гликерия Федотова (в девичестве Позднякова) родилась 10 (22) мая 1846 года в Соколе. Рано осталась сиротой на воспитании деда и удочерившей её далекой родственницы Поздняковой. В 1856 году была принята и в 1862 году закончила Столичное императорское театральное училище, где три года училась балету, а потом перебежала в драматический класс И. В. Самарина. 1-ые маленькие роли актриса исполнила в Малом театре ещё в 1858 году, будучи ученицей Театральной школы. В 1862 году И. В. Самарин поручил ей роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок», которую он выбрал для собственного бенефиса. 10 мая 1862 года, в денек собственного 16-летия, Позднякова была зачислена в труппу Малого театра. В апреле 1863 года вышла замуж за 22-летнего актёра Малого театра А. Ф. Федотова и стала выступать под его фамилией. Через год родился отпрыск Александр, в дальнейшем — актёр и режиссёр Малого театра.

К концу 1860-х годов Гликерия Федотова заняла положение ведущей актрисы театра в амплуа юных героинь, уделяя огромное внимание технике сценической игры. В 1870-е годы её талант добивается расцвета

Ей равно удаются трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она числилась одной из наилучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некие из которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) в одноимённых пьесах были предусмотрены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и игралась её в течение 35 лет. В 1880-е годы актриса перебежала на возрастные роли старух, матерей, старых дам, взяв для освоения соответствующих приёмов актёрской техники двухгодичный отпуск. В это время по приглашению К. С. Станиславского она начинает преподавать актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы».

В 1905 году из-за тяжёлой заболевания ног Федотовой пришлось бросить сцену, но до погибели актриса числилась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в 50-летний юбилей собственной сценической деятельности в Малом театре: она сыграла королеву Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

По оценке В. И. Немировича-Данченко, Гликерия Федотова, исполняя свою роль, следила и за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была со-режиссёром.

Посреди учеников — Александра Александровна Яблочкина.

Гликерия Федотова скончалась в Москве 27 февраля 1925 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (уч.11), рядом с могилами артистов Малого театра — Музиля Н. И., Рыжова И. А., Царёва М. И..

Биография

Г. Федотова, 1868 год

Родилась 10 () мая  года в Орле. Рано осталась сиротой на воспитании деда и удочерившей её дальней родственницы Поздняковой, под фамилией которой начала сценическую деятельность. В 1856 году была принята и в 1862 году окончила Московское императорское театральное училище, где три года обучалась балету, а затем перешла в драматический класс И. В. Самарина.
Первые небольшие роли актриса исполнила в Малом театре ещё в 1858 году, будучи ученицей Театральной школы. В 1862 году И. В. Самарин поручил ей роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок», которую он избрал для своего бенефиса; 10 мая 1862 года, в день своего 16-летия, Позднякова была зачислена в труппу Малого театра. В апреле 1863 года вышла замуж за 22-летнего актёра Малого театра А. Ф. Федотова и стала выступать под его фамилией. Через год родился сын Александр, в будущем — актёр и режиссёр Малого театра.

На портрете работы Валентина Серова

К концу 1860-х годов Гликерия Федотова заняла положение ведущей актрисы театра в амплуа молодых героинь, уделяя большое внимание технике сценической игры. В 1870-е годы её талант достиг своего расцвета

Ей равно удавались трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некоторые из которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) в одноимённых пьесах были предназначены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет.

В 1880-е годах по приглашению К. С. Станиславского начала преподавать актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы».

В 1896 году с собственной труппой гастролировала по России. В Малый театр вернулась в сентябре 1897 года, перейдя на амплуа «старух».

В 1905 году из-за тяжёлой болезни ног Федотовой пришлось оставить сцену, однако до смерти актриса считалась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в пятидесятилетний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре: она сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

По оценке В. И. Немировича-Данченко, Гликерия Федотова, исполняя свою роль, следила и за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была со-режиссёром.

Среди учеников — Александра Александровна Яблочкина.

С 16 октября 1906 года состояла действительным членом Общества любителей российской словесности, с 11 апреля 1909 года — почётный член Общества.

Скончалась в Москве 27 февраля 1925 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (12 уч.), рядом с могилами сына Александра, умершего в 1909 году, и других артистов Малого театра — Н. И. Музиля, И. А. Рыжова и М. И. Царёва.

definition — Федотова,_Гликерия_Николаевна

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Федотова, Гликерия Николаевна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Гликерия Николаевна Федотова (, Орёл — , Москва) — русская актриса, Заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (). Герой Труда (1924).

Биография

Гликерия Федотова (в девичестве Позднякова) родилась 10 (22) мая 1846 года в Орле. Рано осталась сиротой на воспитании деда и дальней родственницы Поздняковой. В 1862 году окончила Московское императорское театральное училище, где сначала обучалась балету, а затем перешла в драматический класс И. В. Самарина. В 1863 году вышла замуж за актёра и режиссёра А. Ф. Федотова и стала выступать под его фамилией.

Первые небольшие роли актриса исполнила в Малом театре ещё в 1858 году, будучи ученицей Театральной школы. В 1862 году она сыграла роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок» и с 1863 года была зачислена в труппу Малого театра.

К концу 1860-х годов Гликерия Федотова стала ведущей актрисой театра в амплуа молодых героинь

Федотова уделяла большое внимание технике сценической игры. В 70-е годы её талант достигает расцвета

Ей равно удаются трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, часть которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) были предназначены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет. В 1880-е годы актриса перешла на возрастные роли старух, матерей, пожилых женщин. В это же время по приглашению К. С. Станиславского она начинает преподавать актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы». В 1905 году из-за болезни ног ей пришлось оставить театр, однако до смерти актриса считалась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в 50-летний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре: она сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

По оценке В. И. Немировича-Данченко, Гликерия Федотова, исполняя свою роль, следила и за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была со-режиссёром.

Среди учеников — Александра Александровна Яблочкина.

Гликерия Федотова скончалась в Москве 27 февраля 1925 года.

Творчество

Роли в театре

  •  — «Ребёнок» П. Д. Боборыкина — Верочка
  •  — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
  •  — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья
  •  — «Русалка» А. С. Пушкина — Наташа
  • 1865 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
  •  — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева
  •  — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша
  •  — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия Чебоксарова
  •  — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Марьица
  • 1871 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
  •  — «В осадном положении» В. А. Крылова — Лиза
  •  — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дона Анна
  •  — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Наталья Петровна
  •  — «Дело» А. С. Сухово-Кобылина — Лидочка
  •  — «Медея» В. П. Буренина и А. С. Суворина — Медея
  •  — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина
  •  — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Елизавета
  •  — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра
  •  — «Макбет» У. Шекспира — Леди Макбет
  • 1890 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Миссис Форд
  •  — «Цимбелин» У. Шекспира — Королева
  • 1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Звездинцева
  •  — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
  •  — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Мурзавецкая
  • 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Атуева
  •  — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа

Литература

  • Гоян Г. Гликерия Федотова. — М. — Л.: 1940.
  • Зограф Н. Малый театр второй половины XIX века. — М.: 1960.
  • Немирович-Данченко В. И. Речь на 50-летнем юбилее Г. Н. Федотовой, 8 января 1912 г.; О Г. Н. Федотовой. Из воспоминаний (1939) // Рождение театра. — М.: 1989.

Гликерия Федотова в энциклопедии «Кругосвет»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: