Дорический и ионический ордера древней греции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров,

появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой,

лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

Слайд 3Одной из главных заслуг греческих архитекторов является создание обоснованной

ордером (от слова «порядок»). На протяжении всей истории Древней Греции строителиприменяли три ордера, наиболее древним из которых был дорический. 

Слайд 4Хотя дорический ордер представлял собой весьма строгую (в плане

пропорций и количественных соотношений) систему, в его рамках допускались вариации.

Этим объясняется тот факт, что древнегреческие храмы в дорическом стиле, дошедшие до наших дней, имеют видимые внешние различия и по-разному воспринимаются зрителем.

Слайд 7Основные пропорции.Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей

(нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам

— 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.

Закономерности построения
За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Слайд 8

Египет
Вход в гробницу Хнумхотепа IГробницы Бени-Хасан.Скальный некрополь эпохи Древнего

и Среднего царства в Египте, культурно-исторический памятник. Расположен на восточном

берегу Нила рядом с древним городом Менат-Хуфу, между современными городами Эль-Минья и Маллави.

Слайд 9Храм в Эдфу. Построен в период Птолемеев в III

столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами.

После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным.

Храм в Эдфу посвящённый богу Хору. Второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского. Выделяется среди древнеегипетских культовых сооружений высокой степенью сохранности.

Слайд 10Парфенон года постройки 447-438гг. до н.э.Эрехтейон 421-406 годами до

н. э. Памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних

Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Греция

Слайд 11Храм ГефестаХрам в Древних Афинах на вершине холма Колона

Агорского на западной стороне Афинской агоры, наиболее сохранившееся здание на

агоре.

Храм дорического ордера сооружён в период 460—420 годов до н. э. Архитектор неизвестен, но это, по всей видимости, тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион, храм Ареса на Агоре и храм Немезиды в Рамнунте (греч.)русск.

Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед

Траяна над даками.

Театр Марцелла.Античный театр, построенный в 13-11 гг. до н. э. на Марсовом поле в Риме близ левого берега реки Тибр.

Рим

Слайд 13Конный двор в усадьбе Кузьминки 1820 г.
Коллонада главного

Слайд 14Церковь в усадьбе Ахтырка.
Ахтырская церковь — единственное здание, уцелевшее

от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам

А.С.Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера.

Слайд 15Мавзолей С.П. Румянцева в усадьбе Троицкое-Кайнарджи.
Построен С.П. Румянцевом для

ротондой, с четырьмя четырехколонными дорическими портиками.

Ионический ордер

Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах архипелага и в малоазийских колониях. Ионическая колонна не только выполняла свою основную функцию — поддерживала крышу, но и стала декоративным объектом. В отличие от дорической колонны, она имеет базу, а ее ствол более богато украшен.

Структура ионических капителей и базы колонны в плане.

На рисунке: A — абак, B — паз или выемка в ерше, C — четверть вала, O — цилиндр (костяшка) под четвертью вала, E — голень, F — толщина столба, G — прямая линия, называемая катетом. (На плане капитального ремонта соответствующие разделы обозначены теми же буквами). S — это глаз размеров спирали. Основное деление (по Витрувию, римскому архитектору и инженеру 2-й половины 1-го века до н.э.). K — толщина колонны, L — бассейн, M — ось, N — верх колонны, O — цилиндр, P — низ колонны, E — база, P — подоконник.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРИЧЕСКОГО (ДОРИЙСКОГО) ОРДЕРА В ГЛАВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ

Наиболее точным археологическим показателем является общий характер пропорций. Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. Изображения, приведенные для сравнения на рисунке 163, делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер (рисунок 164): C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Для того, чтобы сделать более очевидным это изменение пропорций, мы предлагаем для сравнения несколько фасадов греческих храмов.

Рисунок 165 показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

На рисунке 166 дается фасад Фесейона. Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Рисунок 167 показывает фасад Парфенона, представляющий лучшую эпоху греческого искусства. По своему стилю он мало отличается от храма Фесея: при приближении к точке высшего совершенства в искусстве возможны лишь едва заметные изменения. Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства. Таковы характерные черты архитектуры века Перикла, поскольку величайшие памятники искусства могут дать характеристику всей эпохи. Это – время великих мастеров: Фидия, Иктина, Калликрата и Мнесикла.

Ионический ордер Древней Греции

Вторым большим племенем Древней Греции были ионяне, которых больше привлекал миролюбивый досуг, искусство. По одной из версий новый ионический ордер больше соответствовал духу этого племени. По другой версии родиной ионического ордера является Малая Азия и уже развитие он нашел в Греции, таким образом в нем смешаны две школы одновременно. Более изящные и утонченные ионические колонны боле соответствовали духу Афин.

Рассмотрим, какие элементы входят этот в ордер:

  • в первую очередь ионический ордер имеет базу и более сложную капитель, чем дорический;
  • колонны пронизаны вертикальными желобками, образующими дорожки. Колонны более тонкие и изящные по сравнению с колоннами дорического ордера;
  • капитель имеет спиралеобразные валюты;
  • верхняя часть капители, абака, так же, как и в дорическом ордере представлена квадратной плитой;
  • антаблемент трехчастный, он состоит из трехполосного архитрава, плоского фриза и трехчастного карниза.

Замечание 1

Описание греческих ордеров дошло до нас благодаря трудам древнеримского архитектора Витрувия, он видел в дорическом ордере подобие облику мужчины и подобие облику женщины в ионическом ордере

Стоит обратить внимание на то, что ионический и дорический ордеры вобрали в себя традиции и культуру разных племен, живших в Греции. Несмотря на схожесть они имеют ряд существенных отличий

Примером объединения двух ордеров служит панэллинский ордер, который вобрал в себя строгость дорического и декоративность ионического.

Во многих постройках мы можем увидеть соседство двух ордерных систем, в качестве примера можно назвать великолепные Пропилеи Акрополя в Афинах.

Ордерная система использовалась впоследствии во многих культурах и оказала огромное влияние на развитие архитектуры в целом. В Италию ордера перекочевали благодаря Ф. Брунеллески, который после изучения руин стали использовать наработки древних греков В эпоху позднего Ренессанса в ордере увидели божественное начало, так как он использовался для возведения культовых сооружений.

В современных зданиях, выполняемых в классическом и неоклассическом стилях также активно используются колонны и ордерные системы Древней Греции. При этом их использование далеко не всегда связано с функциональностью и несущим каркасом, и может ограничиваться декоративной ролью.

Формирование дорического ордера

Дорический ордер начал складываться в 8 веке до н. э. на территории Пелопоннеса и к 6 веку до н. э. сформировался окончательно. Нужно отметить, что слово «ордер» (применительно к искусству Древней Греции) обычно используется в связи с храмовым зодчеством. Данный ордер обязан своим появлением сохранившимся светским сооружениям микенской эпохи. Они возводились из необожженного кирпича и дерева. Строители храмов периода архаики тоже поначалу использовали эти материалы, но потом перешли на мягкий известняк и мрамор. В камне они полностью воспроизводили давно известные конструктивные и декоративные элементы. Храмы были прямоугольные в плане, обнесенные колоннами. Ордер состоял из следующих частей: стереобата (цоколя), колонн, сложного антаблемента, а также фронтона и двускатной крыши.

Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные

Для того, чтобы установить точно хронологические изменения ансамбля дорийского ордера, мы располагаем как для архаического, так и для классического периодов греческого искусства очень небольшим количеством точно датированных памятников. К счастью, эти могущие служить нам вехами памятники распределяются на протяжении двух столетий, охватывающих все развитие, или, иначе говоря, всю жизнь ордера.

Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.

К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, – ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.

Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние – второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи – Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи – постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.

Вот те основные памятники, которые также датированы и могут служить нам вехами. Они будут воспроизведены в ряде иллюстраций, сопровождающих нашу работу, к которой мы и отсылаем заранее. При сравнительном рассмотрении стиля этих памятников обнаруживается такая непрерывность в изменении формы, что становится вполне возможным датировать путем интерполяции ряд промежуточных памятников, о которых история умалчивает.

В архитектуре других народов мы находим школы, отстающие от общего развития искусства и имеющие свою собственную хронологию. В Греции ничего подобного нет. Развитие искусства, видимо, шло одинаково как в метрополии, так и в самых дальних колониях. Связь между отдельными членами семьи греческих народов была так тесна, что всякое новое достижение, совершающееся в одной из частей греческого мира, тотчас же делалось достоянием всего народа эллинов. Насколько постоянно было воздействие эпохи на развитие стиля, можно видеть из следующего факта: при восстановлении храмов греки не старались следовать их первоначальному стилю; они восстанавливали их согласно вкусам своего времени.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте. В промежутке между этими датами стиль постройки меняется. Это различие показывает рисунок 162, S.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). В постройке второго периода дается уже едва заметное сужение ствола (B), причем строители нисколько не заботятся о том, что первые колонны будут контрастировать со вторыми.

Мы уже говорили о том, что в храме Геры в Олимпии сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке 162, H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн. Греки никогда не следовали устарелым формам в искусстве, никогда не задумывались над тем, чтобы изменить согласно вкусам своего времени восстанавливаемый памятник. Только в средние века, наряду с верой в прогресс, появляется и искреннее уважение к прошлому.

Рис. 164 Рис. 165
Рис. 166 Рис. 167

Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники

7 лет назад Enottt Комментарии к записи Порядок в архитектуре Древней Греции: общие черты, важнейшие памятники отключены

Архитектурный ордер (лат. ordo — система, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и следующий определенному архитектурному стилю. Она включает систему пропорций, предписывает состав и форму элементов и их взаимное расположение.

Архитектурный ордер является воплощением балочно-ригельной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилистическое единство с использованием колонн существовало в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, но только в Древней Греции возникла строгая система, получившая название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — система, порядок, впервые было использовано теоретиком архитектуры во второй половине I века до нашей эры. Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре».

Существует пять классических ордеров, впервые признанных итальянским архитектором Джакомо да Виньола: Дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и сложный — в Древнем Риме. Коринфская форма мало использовалась в Древней Греции и получила широкое распространение в Древнем Риме.

Другие правила в архитектуре, такие как гигантский ордер (несколько этажей колонн) или перекрестный ордер (колонны перед фасадом поддерживают только часть антаблемента, но не всю нагрузку), также называются ордерами.

История

Дорический ордер впервые появился в 6 веке до н.э. Затем распространились другие — ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их использование было повсеместным. В Средние века классическая архитектура была на время забыта.

Лаконичный, смелый и сильный дорический ордер и более тонкий, изящный ионический (который в свою очередь имел два варианта — малоазийский и аттический) в первые известные науке встречаются полностью каменные здания (1-я половина VI века до н.э.). Третий — коринфский — класс, отличающийся от ионического только резным «растительным» капиталом, появился гораздо позже (2-я половина 5-го века до н.э.).

Большинство терминов, связанных с системой порядка, восходят к традициям древнегреческой и древнеримской архитектуры и сохранились в памятниках античной литературы, особенно в трактате Витрувия.

Анализ археологических данных показывает, что со времени основания батавов свайная конструкция играла заметную роль среди строительных элементов из дерева, кирпича или глины, развивавшихся на протяжении многих веков в древнегреческом строительстве. В жилищном строительстве, например, как свидетельствует гомеровский эпос, он, несомненно, использовался во времена упадка родового строя не только в хоромах (т.е. парадных комнатах царского дворца), но и как основной элемент усадьбы или двора в обычном жилом доме. Эта практика продолжала развиваться, о чем свидетельствуют недавние раскопки* и вазовая живопись (начиная с 6 века до н.э.), в которой интерьер жилища представлен путем введения балочных элементов.

Дорический ордер

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордероКлассическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два горизонтальных уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Высота Выступ
Полочка 1 парта 34 парты
Гусёк 3 парты 34-31 парта
Полочка 0,5 парты 31 парта
Каблучок 1 парта 30,75-30,25 парты
Слезник 3,5 парты 30 парт
Каблучок 1 парт 29,5-28,75 парт
Модульон 3 парты 28,5 парт
Капельки модульона 0,5 парты 26-14 парт
Четвертной вал 2 парты 13,5 парт
Полочка 0,5 парты 11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска 2 парты 11 парт

Архитрав

Обломы Высота Выступ
Полочка 2 парты 12 парт
Узкая полочка 0,5 парты 11,5 парт
Капельки 1,5 парты 11-11,5 парт
Пояс 8 парт 10 парт

Капитель зубчатого ордера

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 15,5 парты
Каблук 1 парта 15,5-14,5 парт
Абак 2,5 парты 14 парт
Четвертной вал 2,5 парты 13,75-11,5 парты
Верхняя полочка 0,5 парты 11,5 парты
Средняя полочка 0,5 парты 11 парт
Нижняя полочка 0,5 парты 10,25 парты
Шейка 4 парты 10 парт

Стержень колонны

Обломы Высота Выступ
Валик 1 парта 12 парт
Полочка 0,5 парты 11,25-10 парт
Выкружка 1,5 парта 11,25-10 парт
Стержень колонны 13 модулей, 7 парт 12 парт
Выкружка 2 парты 12-13,5 парты

База колонны

Обломы Высота Выступ
Полочка 1 парта 13,5 парт
Валик 1 парта 14,5 парты
Вал 4 парты 17 парт
Плинт 6 парт 17 парт

Карниз пьедестала

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 23 парты
Четвертной вал 1 парта 22,5-21,5 парт
Полочка 0,5 парты 21,5 парты
Слезник — широкая полка 2,5 парты 21 парта
Каблук 1,5 парты 18,5-17,5 парт

Стул

Обломы Высота Выступ
Стул 47 парт 17 парт
Выкружка 1 парта 17 — 18,5 парты

База пьедестала

Обломы Высота Выступ
Полочка 0,5 парты 18,5 парты
Валик 1 парта 19 парт
Каблук 2 парты 19-20,5 парты
Плинт 2,5 парты 21 парта
Цоколь 4 парты 21,5 парты

 Храм Гефеста в Афинах

 Храм Афеи на острове Эгина  Храм Посейдона на мысе Сунион

 Парфенон

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.

  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Построение дорического ордера

Храмовое основание называлось стереобатом и состояло из трех ступеней. Верхняя обозначалась термином «стилобат» и служила опорой для колонн (в дорическим ордере отдельные базы под колонны не предусматривались). Колонну образовывали ствол и капитель, между которыми находилась тонкая шейка капители (гипотрахелион). Колонна имела утолщение в районе 1/3 высоты и сильно сужалась кверху. Колонны украшались неглубокими продольными желобами – каннелюрами. Дорический ордер предполагает очень простое строение капители: её составляли эхин (перевернутый усеченный конус, или каменная подушка) и лежащая на нём абака (абак) – массивная квадратная плита. На капителях покоился архитрав, или несущая балка, а на архитраве – фриз, образованный чередующимися триглифами и метопами.

Триглифы декорировали вертикальными врезами, а метопы – барельефами и горельефами (как правило, на героическую тематику). Над фризом был расположен выступающий карниз, выше – треугольный фронтон с резными изображениями. Венчала сооружение двускатная крыша, по углам которой могли располагаться скульптуры.

Визуальное восприятие

Дорический ордер Древней Греции впоследствии был охарактеризован теоретиками как «мужской». Он отличается основательностью, сдержанностью, ограниченным количеством деталей. Некоторые храмы в дорическом стиле выглядят достаточно тяжеловесными, а некоторые – напротив, устремленными ввысь. Разница в восприятии достигается за счет варьирования расстояния между колоннами, степени выноса абак и высоты колонн. Соотношение между нижним диаметром колонны и ее высотой составляло 1:5 или 1:7. По сравнению с колоннами других ордеров, дорические выглядели более массивно. Их несколько разгружали каннелюры, которые вырезались без промежутков между ними. Игра света на гранях между желобками создавала ощущение динамичности несущих частей. Строители строго придерживались канонов, и потому дорические храмы, несмотря на свое величие, выглядели соразмерными человеку.

Коринфский ордер

Согласно легенде, Коринфский орден обязан своим появлением в конце 5 века до н.э. скульптору Каллимаху из Коринфа. Скульптор увидел на кладбище плетеную корзину, покрытую листьями аканта, которая стала моделью для греческих коринфских капителей. Однако есть предположение, что прототипом коринфского ордера был египетский капитальный камень (ссылка на статью о египетских стелах), украшенный листьями лотоса. Коринфский ордер был самым величественным по сравнению с дорическим и ионическим. Этот ордер считался вариантом ионического ордера. Предполагалось, что они различаются только высотой столицы и декором. Высота коринфских капителей равна толщине колонны у основания и еще 1/6 толщины у абакуса, как указано в описании ионических колонн. Высота капителей разделена на равные части между рядами декора: первый и второй ряды листьев, ниже абакуса ряд завитков (в этом месте ствол стал толще). Архитрав, фриз и карниз составляют 1/5 высоты колонны и разделены, как в ионической колонне. Проекция карниза на коринфскую колонну соответствует ее высоте.

Гравюра на меди с изображением коринфской столицы. Первая половина XIX века в Европе.

Коринфские полуколонны были возведены скульптором Скопасом в IV веке до н.э. в святилище Афины Али в Тегее, а в 395 году до н.э. в круглых сооружениях — толах — в Дельфах и Эпидавре, где они располагались внутри здания. Коринфские колонны украшают памятник Лисикрату в Афинах (335-334 гг. до н.э.) 7-9 Фото: Памятник Лисикрату в Афинах. Фото. В архитектуре греческого стиля часто смешиваются элементы декора обоих ордеров. В храме Фалии, построенном Иктиносом, часть конструкции была выдержана в ионическом ордере, но центральная колонна в задней части интерьера имела коринфскую капитель.

Примеры

Руины храма Посейдона из Суниона (Греция), 444–440 гг. До н.э. древнегреческий, архаический

  • Храм Артемиды, Корфу, самый ранний из известных каменных дорических храмов
  • Храм Геры, Олимпия
  • Дельфы, храм Аполлона
  • Три храма в Пестуме, Италия
  • Valle dei Templi, Агридженто, Храм Юноны, Агридженто и другие
  • Храм Афайи

Древнегреческий, классический

  • Храм Зевса, Олимпия
  • Храм Гефеста
  • Басса, Храм Аполлона
  • Парфенон, Афины
  • Сунион, Храм Посейдона

Ренессанс и барокко

  • Темпьетто Донато Браманте, во дворе дома Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
  • Дворец Карла V, Гранада, 1527 г., круговая аркада во внутреннем дворе, под Ио ник на верхнем этаже
  • Базилика Палладиана, в Виченца, Андреа Палладио, 1546 г., аркада под Ионическим выше
  • Собор Вальядолида, Хуан де Эррера, начало 1589

Неоклассическое и греческое возрождение

  • Бранденбургские ворота, Берлин, 1788
  • Гранж, Нортингтон, 1804
  • Колонна лорда Хилла, Шрусбери, Англия, 1814 г., высота 133 футов 6 дюймов (40,69 м)
  • Neue Wache, Берлин, 1816 г.
  • Королевская средняя школа, Эдинбург, окончил 1829 г.
  • Валгалла, Регенсбург, Бавария, 1842
  • Пропилеи, Мюнхен, 1854

США

  • Второй банк Соединенных Штатов, Филадельфия, 1824 г.
  • Военно-морской медицинский центр Портсмута, 1827 г., фронтальный фасад храма с десятью колоннами
  • Мемориал Победы Перри и Международного мира в Пут-ин-Бей, Огайо, является самой высокой и самой массивной дорической колонной в мире на высоте 352 фута (107 м).
  • Гробница Хардинга в Марион, штат Огайо, представляет собой круглый греческий храм с дорическими колоннами.
  • Маркированная дорическая колонна
  • Саммерсон, Джон, Классический язык архитектуры, издание 1980 года, Темза и Гудзон Серия «Мир искусства», ISBN0500201773
  • Джеймс Стивенс Кёрл, Классическая архитектура : Введение в словарь и основы, с избранным глоссарием терминов
  • Жорж Громорт, Элементы классической архитектуры
  • Александр Цонис, Классическая архитектура: Поэтика порядка (Александр Веб-сайт Tzonis )

Ионические храмы

Седьмым чудом света было святилище Артемиды в Эфесе, построенное критянином Эрсифроном и его сыном Метагеном. Известен храм Геры в Самосеке, построенный Роиксом и Феодором для тирана Поликрата. Среди небольших построек был мраморный храм на острове Сифнос (525 г. до н.э.). К ионическому ордеру относится храм Дидимиона в Милете, колонны которого с ионическими капителями украшены спиральными завитками и каменными украшениями из пальмовых листьев. В городах Малой Азии, где строил архитектор Питфей, знаменитый храм Афины в Приене был построен по заказу Александра Македонского в 334 году до нашей эры.

Храм Афины в Приене. Архитектор Пифиас. 334 V. ЦПЧ.

Дорический ордер Древней Греции

Греческая ордерная система состоит из трех главных ордеров, а именно дорического, ионического и коринфского ордера. Они располагаются в порядке усложнения от простого к сложному. Каждый ордер представляет собой сбалансированную и гармоничную систему, в которой каждый элемент не просто находиться в равновесии, а взаимосвязан с остальными и является часть целого.

Само слово ордер было образовано от латинского «ордо», что переводится как порядок, так как ни один элемент в ордере не может быть нарушен. Название дорического ордера было взято у одного из главных племен, дорян, которые занимали значительные территории, их особенностями считали стойкость, твердость и отвагу, и эти принципы нашли свое отражение в архитектурном ордере.

Рассмотрим, какие элементы входят в дорическийордер и что в нем отсутствует:

колонна является основой любого ордера, в данном случае важно обратить внимание на то, что у колоны нет базы;
ствол колонны в дорическом ордере имеет каннелюры и завершается капителью. Сопряжение между колонной и капителью выполнено в виде нескольких колец
Соотношение высоты колонны к диаметру составляет шесть к одному

При этом в центре ствола колонны выполняется утолщение и вверху колонна тоньше, чем внизу;
количество каннелюр составляет от шестнадцати до двадцати;
капитель состоит из двух частей — эхина и абаки. Абака имеет форму квадратной плиты, именно на нее приходится нагрузка от антаблемента;
антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Архитрав не разделен на части, от фриза его отделяет узкая выпуклая полоса.

Определение 1

Архитрав – это балочное перекрытие, которые поддерживает верхнюю часть здания и передает нагрузку на опоры, также архитрав называют эпистилем.

Дорический ордер является наиболее тектоничным, он одновременно и монументален, и торжественен при сдержанной декоративности.

Рисунок 1. Ионический, дорический и коринфский ордера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: