Составной заказ

Форма столицы

Пять орденов, иллюстрированные Виньолой , 1641 г.

Композит частично основан на ионическом ордере , где завитки (видимые спереди) соединены по существу горизонтальным элементом в верхней части капители, так что они напоминают свиток , частично закрученный на каждом конце. Несмотря на такое происхождение, очень многие композитные капители на самом деле рассматривают две волюты как разные элементы, каждая из которых исходит из одной стороны их лиственного основания. В этом, а также в том, что между ними имеется отдельный орнамент, они напоминают архаический греческий эолийский ордер , хотя, по-видимому, это не было путем их развития в раннем имперском Риме.

Точно так же там, где греческая ионическая завитка обычно изображается сбоку как единая единица неизменной ширины между передней и задней частью колонны, составные завитки обычно рассматриваются как четыре различных более тонких элемента, по одному в каждом углу капители, выступающие под углом 45° к фасаду. Преимущество этого заключается в том, что устраняется необходимость иметь различный внешний вид при виде спереди и сбоку, и Ionic в конечном итоге разработал формы изгиба, которые также позволяли это.

Обработка деталей часто была очень разнообразной, с включением фигур, геральдических символов и тому подобного в капитель. Отношение завитков к листьям трактовалось по-разному, и капитель можно четко разделить на разные горизонтальные зоны или можно рассматривать всю капитель как единую зону. Сложный ордер из-за его нежного внешнего вида был сочтен Ренессансом подходящим для строительства церквей, посвященных Деве Марии или другим святым женщинам. В общем, с тех пор он использовался для обозначения богатства и величия.

Антаблемент и пропорции

Ордер — это не только просто колонны с капителями: то, что колонна поддерживает, — тоже часть ордера. Над колонной располагается балочное перекрытие, состоящее из трех горизонтальных частей. Первая — архитрав, обычно простой, без изысков, над ним — фриз, иногда скульптурно украшенный, а сверху размещается лепной карниз, отделяющий горизонтальную часть ордера от кровли или щипца. Вместе эти три части называются антаблементом.

Важное свойство ордеров — пропорции. Высота колонны, к примеру, должна определенным образом соотноситься с ее диаметром, иначе колонна будет смотреться либо слишком длинной и тощей, либо слишком короткой и толстой

Высота классической дорической колонны обычно в 4–6 раз больше ее диаметра у основания (колонны слегка утоньшались кверху). Существовали также параметры расчета глубины антаблемента относительно диаметра колонны и так далее.

Антаблемент без фриза

Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.

Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из «сухариков». Верхняя часть «сима», венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.

Капитель: самый известный элемент ордера

Капитель — это самая выразительная часть здания, именно по ней отличают типы ордеров. В этой части узнаем, почему и посмотрим на разные виды капителей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Мы уже выяснили, что ордер — намного больше, чем типы капителей; это сложная система соотношений частей здания. Но почему тогда на лекциях много разговоров уделяют такой небольшой детали, как капители колонн? Объясняем.

Колонна есть колонна — это просто ствол. С ней мало что можно сделать: поиграть с пропорциями, сделать шире или уже, по-разному насечь бороздки.

Капитель, наоборот, самая пластичная и выразительная часть здания. Это точка перехода, стык двух форм, место, где колонна берет на себя тяжесть здания. Архитектору есть где разгуляться — здесь он может играть с тем, как ложатся тени и сочетаются сложные формы.

Капитель — поле для экспериментов, так что за тысячи лет их в европейской архитектуре накопилось очень много (только посмотрите на подборку ниже), но своих названий у них нет.

В вечности остались только три капители, они и правда получились удачные: дорическая, ионическая и коринфская. Две с половиной из них создали греки, последнюю доделали римляне и придумали свою вариацию — композитный ордер.

Как их запомнить?

Дорический похож на блинчик.Ионический имеет две завитушки.Коринфский состоит из листиков аканта.Композитный совмещает и листики, и завитушки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Четыре античных ордера: дорический (Парфенон), ионический (Эрехтейон), коринфский (храм Зевса), композитный (арка Тита в Риме)

А вот капители, которые очень любили варьировать в сталинской архитектуре, добавляя фантазийные элементы: снопы сена и ржи, серпы и звезды, изображения животных

Капители настолько разнообразны, что их можно коллекционировать. Что мы уже начали делать — вот небольшая часть.

️ А вам задание — сделайте свою подборку, добавив свои наблюдения — чем именно эти капители зацепили взгляд?

Другая плоскость, в которой интересно рассматривать классические капители — это их качество. Чем выше был статус постройки, тем качественнее резьба. Особенно это заметно на римских примерах.

Пантеон — важная постройка в центре Рима, поэтому капители нарезаны безупречно, сегодня человечество таких не сделает. То же самое касается арок императора.

Колизей. Это здание попроще, так что здесь капители не так тонко исполнены, а на листьях нет резьбы.

Акведуки. Это утилитарная постройка, так что между арками и опорами слегка намечены горизонтальные полосочки, даже не капители. Вот и весь ордер — очень упрощенный.

1. Колонна Пантеона
2. Колизей
3. Акведук Пон-дю-Гар

Античные архитекторы стремились не только упорядочить здание с помощью ордера, но и создать ощущение массивности, сделать здание еще солиднее. Какими средствами?

Энтазис. Так называют расширение колонн книзу. Одновременно капитель расширяется, потому что берет на себя нагрузку. Именно из-за энтазиса колонна оптически выглядит прямой — если бы утолщения не было, создавалась бы оптическая иллюзия вогнутости.

Каннелюры (борозды) создают игру света, из-за этого колонны выглядят более шершавым.

База колонны состоит из многослойных блинчиков, благодаря которым колонна уверенно встает на землю.

Антаблемент (все, что выше капители) нарезается на слои. Каждый слой — своей толщины, некоторые слои украшены орнаментом. Это делает антаблемент похожим на увесистую раму старой картины в музее.

️ Массивность за счет слоев можно встретить даже в наших квартирах: на плинтусах, филенках кухонных шкафов, рамках и нишах дверей — это все «привет» от ордерной системы.

1. каннелюры
2. база колонны
3. антаблемент

Закрепим пройденное: это коринфский ордер?

Совмещение нескольких стилей

В некоторых случаях дорический и ионический ордера могут комбинироваться, если здание имеет два или больше фасадных образований. Здесь имеет значение отличие стиля колонн в верхней части. Различные по стилю капители создают условное архитектурное разнообразие, а колонны у обоих ордеров примерно одинаковые, каннелюрованные и приблизительно одного диаметра. Колонна ионического ордера немного стройнее и легче, но это существенного значения не имеет. Степень похожести колонн и радикальное различие капителей позволяют использовать оба типа при строительстве здания, если оно достаточно крупное и в плане делится на несколько не связанных друг с другом частей. Ионический ордер при этом может доминировать из-за более изящных капителей, следовательно, его нужно применять при строительстве главного фасада.

Архаика в архитектуре

Вариант аттический представлен отреставрированной ионической колонной, установленной на входе в Акрополь в Афинах. Появление этого стиля связано с масштабным возведением крупных построек, имеющих отношение к греческой культуре. Вели строительные работы зодчие Аттики. Комплекс афинского Акрополя выстроен в стиле ионического ордера аттического типа. Колонны заметно расширяются книзу, акцентируя распределение нагрузки на основание. База существует отдельно от плинта, который может быть или не быть в ансамбле. Антаблемент в аттическом варианте полный классический, трехуровневый, как в дорическом ордере. Фриз сплошной, огибает здание полосой без каких-либо разделений. Он может быть гладким или с барельефными изображениями.

Ионический ордер характеризуется стройностью колонны, которая, в отличие от дорической, коринфской и тосканской, выглядит не столь тяжеловесной. Капитель с пропорционально расположенными волютами органично завершает картину архитектурного изящества.

Высота ионической колонны в архаичный период составляла восемь диаметров в сумме, то есть соотношение этих двух величин было 1:8, а в более позднее время пропорция была принята как 1:9, что делало столб еще стройнее. Выстроенные в ряд ионические колонны производили впечатление подлинной архитектурной красоты, а каждое здание, выстроенное в стиле ионического ордера, по праву считалось шедевром.

Набор основных правил

Таким образом, ордеры дали архитекторам полный набор правил планирования и возведения сооружений на основе колонн. Греки преимущественно строили храмы, памятники и другие важные общественные здания. Римляне расширили применение ордеров и использовали их при постройке различных других сооружений — от базилик до терм, но все равно придерживались заданных норм проектирования.

Однако ордеры все-таки лишь задавали основные правила, а строители и архитекторы применяли их по-разному: завитки на капителях в разных ионических храмах различались очертаниями, один архитектор трактовал форму листьев аканта на коринфской капители не так, как другой. Даже простой дорический ордер мог довольно сильно варьировать в пропорциях.

Итак, архитекторы Древней Греции и Рима развили систему архитектурных решений и пропорций, которые можно было творчески видоизменять и использовать при постройке самых разных общественных зданий. Система эта оказалась очень практичной — здания, построенные в этом стиле, мгновенно узнаваемы и по сей день.

История развития и изучения ордерных систем

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Элементы классического ордера

Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes — нога, стопа), или крепидома (krepidoma — основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo — прочный, твердый, и baino — ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos — опора, колонна, и baino — ступаю), то есть плоскость, по которой ступают колонны.

Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.

Происхождение ордеров

Вероятно, ордеры развились из зодческих методов, применявшихся в плотницком деле до того, как греки научились строить из камня.

В дорическом ордере, к примеру, есть элемент, называемый модильоном (мутулом); он похож на конец деревянной балки, торчащий из антаблемента. Сходства с деревянным изделием ему прибавляют резные детали, именуемые гуттами; они похожи на шканты, применявшиеся плотниками до появления гвоздей. Витрувий, много чего написавший об ордерах, говорил: «…обтесывают и вырезают мутулы на каменных и мраморных постройках покатыми, в подражание стропилам».

Возможно также, что на ранних древнегреческих строителей повлияла и египетская архитектура. Колонны некоторых египетских храмов — например, святилище Анубиса в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри — во многом похожи на дорические.

Примеры

Донато Браманте (1444–1514) использовал составной орден во втором ордене монастыря Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Для первого ордера использовался ионический ордер. Франческо Борромини (1599–1667) разработал Композитный ордер в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , Рим (1638). Внутри церкви 16 составных колонн. Несущие колонны, расположенные под арками, имеют перевернутые завитки. В то время этот выбор подвергся резкой критике, считая, что к такому решению его привело незнание витрувианских порядков.

Перевернутые завитки также можно увидеть в Оратории деи Филиппини Борромини в более низком порядке. Там споров было еще больше, учитывая, что Борромини тоже удалил листья аканта, оставив голую капитель.

Роман
  • Арка Тита , Рим
  • Арка Септимия Севера , Рим
  • Санта-Костанца , Рим, интерьер, середина 4 века.
Современный
  • Ospedale degli Innocenti , Флоренция, 1421 г., Филиппо Брунеллески
  • Палаццо Вальмарана , Виченца, 1565, Андреа Палладио
  • Палаццо дель Капитаниато , Виченца, 1571-1572 гг., Андреа Палладио
  • Крыло Леско , Лувр , Париж
  • Церковь Джезу , Рим
  • Истон Нестон , Англия, ок. 1700
  • Палаццо Мадама, Турин , ок. 1720, Филиппо Юварра
  • Archbasilica Святого Иоанна Латеранского
  • Сомерсет-Хаус , Лондон, 1776, Уильям Чемберс
  • Нарвская триумфальная арка , Санкт-Петербург, 1814 г.
  • Этнографический музей (бывший Дворец правосудия) , Будапешт
  • Особняк губернатора Алабамы , 1907 год .

История появления ордера в архитектуре

Считается, что первым ордером в истории является дорический. Первые упоминания о нем датируются VI веком до нашей эры. Следом за ним получили широкое распространение ионический и коринфский ордеры. В Древнем Риме и Греции подобные конструкции применялись повсеместно. В средние века архитектура античности была временно забыта, но к XV веку интерес к ней снова вернулся. В это время набирает популярность трактат «Десять книг об архитектуре», вероятно, по причине того, что является единственным сохранившимся античным трудом на тот момент. Многие деятели культуры, архитектуры и искусства начали исследовать античность и стандартизировать конструктивные решения.

Характерными чертами классического дорического ордера является колонна без базы, украшенная вертикальными желобками и капитель, служащая органичным завершением колонны в верхней части. Примечательно, что каннелюры (вертикальные продольные желобки на колоннах) в дорическом ордере характеризуются острыми гранями. Примерное количество каннелюр на одной колонне сооружения – 16-20 штук. По материалам, изложенным в книге Витрувия высота колонны должна составлять 14 модулей, равных нижнему радиусу колонны. Высота базы и верхней части колонны должна быть равна одному модулю. Надо сказать, что насчет высоты карниза сооружения у разных авторов книг по античной архитектуре согласия нет: она может принимать любые значения до 1,5 модулей.

Если говорить об ионическом ордере в сравнении с дорическим, то он отличается более лёгкими пропорциями и большим минимализмом декора основных конструктивных элементов. Одной из основных особенностей дорического ордера является способ оформления верхней части колонны. Здесь характерным исполнением для нее является зеркальное расположение двух волют. Примечательно, что ионический ордер считался во времена античности «женским» ордером в связи со своей ярко выделяющейся концепцией утонченности и изысканности форм. Этот ордер возник в VI веке до нашей эры в Ионии у Эгейского моря и получил распространение на территории Древней Греции в V веке до нашей эры.

Надо сказать, что традиция в украшении архитектурных решений вырабатывалась вплоть до XIX века, ведь даже в архитектуре барокко, Возрождения и классицизма непременно заметны такие черты. Классицизм содержал в себе пропорции архитектуры Возрождения, он уходил от извилистых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 30-х годах XIX века начали наблюдаться тенденции к возвращению в историзм, который предусматривал полное повторение конструктивных элементов предыдущих веков, нередко включая в себя и элементы разных стилей в архитектуре одного сооружения. Данная композиция получила отдельное название – эклектика. В XIX веке данный подход был подвергнут сомнениям по причине того, что большое количество декоративных элементов не отвечало практическим реалиям.

Рисунок 2. Ордер в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Преимущество эстетики

Самым красивым считается коринфский ордер, который, как и дорический, имеет каннелюрованные колонны, но главное изящество кроется не в них, а в капителях, которые можно назвать произведением искусства. Тонкая резьба, переплетение растительного орнамента, аканты в несколько ярусов – все это отличает капитель коринфского ордера. Ее корзина покрывается сверху плоским прямоугольным камнем, абакой, которая является завершающим штрихом всего ансамбля.

Ордер из Коринфа появился позднее всех других, применялся редко из-за сложности лепки капители и получил распространение только в римский период культурного развития. Его декоративные достоинства постепенно привлекали все больше сторонников, и в конце концов коринфский ордер стал самым востребованным архитектурным стилем. Изящества добавляла фигурная абака, завершающая капитель и поддерживающая волютные завитки, выступающие из-под резных листьев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: