Патриарх филарет. повесть о великом государе…

Патриарх Московский

По условиям Деулинского перемирия 1618 года военнопленных возвращали в свои государства 1 марта 1619 года. Удалось добиться возвращения митрополита Филарета, воеводы М. Б. Шеина, князя В. В. Голицына и дьяка Т. Луговского, хотя Польша оттягивала передачу этих заложников до июня, желая сохранить рычаг влияния на Москву. Под Вязьмой, где должен был состояться обмен военнопленными, А. Гансевский, говоря о том, что с поляками в Москве плохо обращались и из-за этого передача митрополита Филарета невозможна, хотел «выторговать» дополнительные территории, но бояре-послы ответили ему категорическим отказом, ссылаясь на приказ царя. Их непоколебимость поставила польского посланника в тупик, и он вынужден был передать Филарета Романова Москве. Будущего патриарха обменяли на польского полковника Струся.

Филарет прибыл в столицу 14 июня, а 24-го был интернирован как патриарх Московский Феофаном III, патриархом Иерусалима.

Политическая деятельность

После возвращения из польского плена в 1619 году и вплоть до своей смерти патриарх был соправителем своего сына и фактически руководил внутренней и внешней политикой государства. Именно «Великому государю Филарету Никитичу» пришлось заниматься восстановлением разоренного Смутой государства. Он созвал Земский Собор, на котором был поставлен принципиальный вопрос: «чем Московскому государству полниться и устроить так…чтобы пришло все в достоинство».

За годы фактического двоевластия Филарет развил бурную деятельность. Если кратко, то он:

  • укрепил центральную власть, назначая «на места» воевод и старост;
  • учредил особую канцелярию для рассмотрения жалоб и челобитных от простых людей;
  • инициировал реорганизацию русской армии по европейскому образцу;
  • покровительствовал развитию торговли и промышленного производства.

При Филарете начала издаваться первая русская газета «Вестовые письма», получила развитие светская живопись, в Москве появилась Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, привлеченные на русскую службу.

Церковные реформы

Сразу после возвращения патриарх инициировал созыв двух Церковных Соборов:

  • 1619 год – были оправданы «справщики» церковных текстов, ранее обвиненные в ереси, в том числе и настоятель Троице-Сергиевой Лавры Дионисий;
  • 1620 год – было установлено правило «вводить» в православие иноверцев только через крещение, а не миропомазание (в этом вопросе Филарет поддержал умершего патриарха Гермогена, который настаивал только на крещении католиков).

В следующие года Филарет занимался устройством Патриаршего Двора и Патриаршей области, церковными реформами. Он

  • провел полную опись движимого и недвижимого церковного имущества;
  • разобрал жалованные грамоты монастырям и провел учет земельных вкладов, приведя в порядок церковное землевладение;
  • учредил Приказы (по примеру государственных), ведавшие всеми вопросами церковной жизни;
  • создал новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады;
  • получил право суда над духовным и светским населением патриарших земель;
  • учредил несколько новых епархий в Сибири;
  • инициировал канонизации нескольких святых;
  • возобновил дипломатические отношения с греческой и другими восточными православными церквами

Патриаршество при Филарете стало полностью автономным институтом, но, при этом, очень влиятельным.

Книгопечатание

Патриарх возродил московское книгопечатание, восстановив Московскую Типографию, которая была открыта еще Иваном Грозным. В ней печатались в основном церковные тексты, отредактированные и исправленные специальными комиссиями, но и их было много. Книги по себестоимости или бесплатно распространялись по церквам и монастырям.

Забота об образовании

Филарет был очень образованным человеком, знал несколько языков, включая английский и латынь. Известно, что им была разработана «тайнопись», т. е. шифр, для дипломатических бумаг. Понятно, что он, несмотря на строгое отношение к мирской жизни (запретил кулачные бои, «развратные скопища», четверобрачия, некоторые языческие обряды, такие как кликания коляды, овсеню), заботился о распространении образования, о «насаждении» школ. Филарет призывал к учреждению училищ при архиерейских домах, основал в Чудовом монастыре греко-латинское училище. В 1632 году приехавший посланец александрийского патриарха Иосиф был оставлен патриархом в Москве для устройства греческой школы.

Монастырская медаль – как слова благодарности, слова великой признательности добрым помощникам

Отец Филарет, в течение этого года, накануне 20-летия возрождения монастыря, монастырской наградой – Памятным знаком или, как он еще именуется, памятной медалью «Святитель Николай Чудотворец» – были награждены десятки людей. Среди них представители власти, искусства, туризма, паломнического направления и так далее. Многие из братии Никольского монастыря тоже награждены медалями, а также – монашествующие из других обителей. Вот о последних хотелось бы узнать: каков их вклад в восстановление вашей древней святыни?

Мы часто слышим, что Господь промышляет о человеке. Добавим к этому, что Господь промышляет и о святом месте – о храме, монастыре. Промыслительно был приведен в Староладожский Никольский монастырь, находившийся тогда в критическом состоянии, отец Варфоломей (Чупов). Он привел с собой строителей, архитекторов, помогавших ему на прежних местах его служения. Сделано ими было много. Но сколько еще предстоит сделать! Многих батюшкиных помощников уже нет, приходят новые. Со своим видением спасения тех строений, которые у нас есть. Поэтому мы попросили в начале года у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия благословение на учреждение Памятного знака. Получилась удивительная интересная медаль (позолоченная): на одной стороне ­– святитель Николай, на другой – наш монастырь в лучах солнца. Награждаем ею людей за многолетнюю поддержку монастыря. Некоторых из братии наградили: кто-то из них вместе с отцом Варфоломеем поднимал из руин разрушенную обитель. Отвечая на вопрос о награждении монашествующих других монастырей, назову три имени. Насельница Свято-Успенского Девичьего монастыря села Старая Ладога монахиня Феодора (Лебедева) многие годы была «правой рукой» архимандрита Варфоломея, а после его кончины перешла в женский монастырь. Матушка-настоятельница этого монастыря игумения Ангелина (Васильева) тоже минувшие десятилетия была рядом с отцом Варфоломеем, нашей братией – поддерживала молитвенно, помогала, возможно, советом, каким-то своим участием. Неоднократно приезжал сюда наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. Он следил за жизнью обители, молитвенно поддерживал настоятеля, и я рад, что среди высоких наград владыки есть и наша скромная награда.

После знакомства с информацией на монастырском сайте и в мессенджерах можно сделать определенный вывод: для Вас как игумена второстепенных вопросов не существует. Сегодня, допустим, Вы в каких-то кабинетах на высоком уровне обсуждаете вопросы реставрации монастыря, а завтра кто-то из братии дистанционно сдает экзамен, и Вы присутствуете на нем. Скажите, батюшка, это качество характера от природы – всё должно быть важным? Или Вы его развиваете?

Безусловно, всю свою жизнь ты продолжаешь развивать те способности, которые дает тебе Господь. Неся послушание на Сахалине, я почти два десятилетия был настоятелем прихода, затем руководил епархиальным отделом. В Александро-Невской лавре практически два года возглавлял Духовно-просветительский центр, широко известный в Санкт-Петербурге. И будучи игуменом монастыря, еще больше укрепился в мысли, что просто-таки обязан вникать во все процессы, во все проблемы. Ничего второстепенного тут быть не может! Об учебе скажу: наша обитель продолжает быть местом, где братия получает духовное образование. Сейчас на курсах базовой богословской подготовки продолжают обучение инок Николай и послушник Степан. Хотя наши насельники серьезно готовятся к экзаменам, но переживания порой мешают сосредоточиться. И я стараюсь бывать на экзаменах, чтобы братия видели во мне своего игумена, своего отца, готового поддержать их, подбодрить, придать им решимости.

Память

  • Первосвятителю посвящены иконы, молитвы и акафис – хвалебное церковное песнопение.
  • Престол нижнего храма домовой церкви мученицы Татианы при МГУ освящен в честь Филарета.
  • 1994 – Русская православная церковь причислила Филарета к лику святых, день памяти митрополита установлен на 19 ноября.
  • 1994 – имя святителя носит Московская высшая православно-христианская школа (ныне Свято-Филаретовский православно-христианский институт).
  • В 1996 – возле храма святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны (родины священника) установлен памятный крест погребенным здесь родственникам Филарета.
  • 1998 – в Зеленограде открыта первая православная школа имени Филарета Московского.
  • 2017 – астероид, открытый астрономом Людмилой Карачкиной еще в 1982 году, обрел имя Филарет.

Основные направления деятельности патриарха Филарета и их результаты

Одним из направлений   деятельности Филарета было участие в государственном правлении совместно с сыном Михаилом Фёдоровичем.

С этой целью Филарет принял титул « Великого государя». В стране установилось своеобразное двоевластие отца и сына. Начал Филарет с наведения порядка в государственных органах, обуздал своеволие людей, которые были приближены к трону, порой проявляя жестокий и грозный нрав. В годы соправления Филарета и Фёдора ни один указ не подписывался без соглашения с патриархом. Он помогал молодому и неопытному царю в управлении, направлял его, а сын отвечал ему взаимной любовью и доверием. Все яркие дела в период до 1633 были проведены при участии Филарета: была восстановлена экономика после Смуты, построено много заводов, особенно железоделательных, стали привлекаться иностранцы и в промышленность, и в армию; началось перевооружение армии, пополнение её полками « иноземного строя»; поместье приравнялись к вотчинам, что значительно усилило роль дворянства в обществе

Особое внимание уделял Филарет дипломатическим отношениям , было подписано много договоров о сотрудничестве со странами : с Персией, Данией, Турцией, Голландией, Австрией

Результатом данной деятельности стало укрепление государства после Смутного времени, восстановление всех отраслей жизни страны. Россия  возвращала своё величие, значительно повысился её международный авторитет.

Другим направлением  была духовная деятельность Филарета в качестве патриарха России ( 1619-1633). В этом направлении им сделано немало

Особое внимание  он уделял сохранению чистоты православия, очень резко выступал против любого религиозного вольнодумия. В 1620 году, после восстановления типографии в Москве, в России  начали печатать богослужебные книги

При нём было напечатано много месячных миней – религиозных книг для ежедневного чтения, а также религиозных книг. Филарет следил за правильностью текстов, за  их соответствие древнеславянским и греческим образцам , привлекая к этой работе специалистов. Уделял внимание образованию, было открыто много школ при церквах.

Для укрепления патриаршеской власти, Филарет проводит реформу церковного управления. С этой целью в церковных землях создаёт специальные церковные приказы: Судный, Дворцовый. Казённый, Церковный. Для управления церковными приказами был создан специальный  класс патриарших дворян и боярских детей, которые получали жалование за службу в приказах при церкви

Филарет учредил первую епархию в Сибири, уделял большое внимание образованию духовенства, открыв патриаршую греко-латинскую школу

Результат данной деятельности – значительное усиление роли церкви в государстве, Россия снова стала центром православия среди православных государств, вернулось её величие. Деятельность Филарета способствовала объединению народа вокруг церкви.

Таким образом, патриарх Филарет – яркий государственный и религиозный деятель, сделавший много для восстановления страны после Смуты, укрепления мощи России , повышения её международного авторитета . При Филарете Русская церковь вновь  вернула своё господство не только в стране, но и во всём православном мире. Не случайно он изображён на монументе « Тысячелетие  России» Микешина О. в 1862 году среди величайших личностей России  её многовековой истории.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 25, исторический портрет.

Романов Фёдор НикитичПатриарх Филарет (Романов) и сретенский игумен Ефрем в польском плену (1613 — 1619). Светлана Ивлева, 2010 г.Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, скульптор Микешин О, 1862

Примечания

  1. «Иль Филарете». Международный словарь архитекторов и архитектуры. St. James Press, 1993. Воспроизведено в Центре биографических ресурсов. Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган: Гейл, 2009 г. http://0-galenet.galegroup.com.ilsprod.lib.neu.edu/servlet/BioRC постоянная мертвая ссылка
  2. Л. Форрер, Филарете (1923). Биографический словарь медалистов . Том. VII. Лондон: Spink & Son Ltd., стр. 302–304.
  3. Этому предшествовалибольшие бронзовые двери Гиберти для баптистерия Флоренции . В следующем столетии двери Филарета были сохранены, когда старый собор Святого Петра был снесен, а позже они были переустановлены в новом Соборе Святого Петра .
  4. Редер, Хелен. ‘Границы Филаретовских бронзовых врат в св. Петры’. Журнал институтов Варбурга и Курто , Vol. 10, (1947), стр. 150-153.
  5. Мюррей 1963.
  6. ^ Костоф, Спиро (1991). Город в форме: городские модели и значения . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон.
  7. Коэн, П. (1994). «La allegoria della Virtù di Antonio Averlino, detto il Filarete». Ин Росси, С.; Валери, С. (ред.). Le due Rome del Quattrocento . Рим, IT.
  8. Коэн, П. (2000). «Il Problema della Ragione e della Volontà: il contributo di un’аллегория ди Антонио Аверлино, detto il Filarete». Арте Ломбарда .
  9. Ланг, С. (август 1952 г.). «Идеальный город от Платона до Говарда». Архитектурное обозрение . Том. 112. стр. 95–96.
  10. Маданипур, Али (2007). Проектирование Города Разума: Основа и рамки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  11. Алигьери, Данте (ок. 1312 г.). Де Монархия .
  12. «Иль Филарете». Международный словарь архитекторов и архитектуры. St. James Press, 1993. Воспроизведено в Центре биографических ресурсов. Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган: Гейл, 2009 г. http://0-galenet.galegroup.com.ilsprod.lib.neu.edu/servlet/BioRC постоянная мертвая ссылка
  13. Костоф, 1991.

Город Сфорцинда Антонио Филарете

Проект Сфорцинда Антонио Филарете интересен не столько архитектурой, сколько подходом. Узнаем, как он предлагал построить идеальный город за 10 дней.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Идеальный город Сфорцинда, арх. Антонио Филарете, 15 век
2. Бульвар Осман, Париж, Франция
3. Летчуэрт, Великобритания, 1903
4. Соцгород, Нижний Новгород, Россия
5. Микрорайон «Мальково», Наро-Фоминск, Россия
6. План развития умного города Наньша, Гуанчжоу, Китай

1. Карта Италии в 15 веке
2. Разворот из средневекового издания Витрувия
3. Портрет Антонио Филарете — рядом изображены пчелы, и это неслучайно: позже мы расскажем, почему.
4. Портрет Франческо Сфорца, ок. 1460
5. Дворец Сфорца, арх. Антонио Филарете, Милан, Италия, 15 век
6. Госпиталь, арх. Антонио Филарете, Милан, Италия, 1456

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Утопические идеи всегда откликаются на то, что происходит в реальности. Давайте посмотрим, что происходило в Италии в 15 веке, когда Антонио Филарете предложил свой проект идеального города Сфорцинда.

В 15 веке Италия была раздроблена на отдельные регионы с центрами в крупнейших городах. Они постоянно конфликтовали друг с другом.

В это время заново открыли трактаты Витрувия об архитектуре. Возник интерес к античности, в искусстве, архитектуре и понимании того, как должно быть устроено общество — началось Возрождение.

Архитектор Антонио ди Пьетро Аверулино имел прозвище Филарете — «любитель превосходства». Это многое говорит о его подходе к проектированию и строительству.

️ Филарете родился во Флоренции, но много работал в Милане на местного правителя Франческо Сфорца. Среди прочего он построил замок для Сфорца и госпиталь в Милане.

Главный труд Филарете — «Об архитектуре». В нем он рассуждает об идеальном устройстве города и описывает город Сфорцинда — название дано с явным «салютом» основному заказчику.

1. Идеальный город Сфорцинда, арх. Антонио Филарете, 1465
2. Пальманова, Италия, 16 век — «звездчатая» архитектура оказалась очень эффективной для фортификации, чтобы защищаться от артиллерии
3. Чандигарх, арх. Ле Корбюзье, Индия, 1953 — гораздо интереснее аналоги проекта Филарете с точки зрения скорости и мобилизации ресурсов.
4. Тольятти — в 1950-е годы его перенесли на новое место и быстро отстроили; привлечение ресурсов для масштабной стройки во многом перекликаются с идеями Филарете.

Теперь давайте рассмотрим сам проект Антонио Филарете.

Город Сфорцинда описан в «Трактате об архитектуре». Трактат представляет собой диалог между Архитектором и Герцогом — можно предположить, что Филарете имел в виду себя и Франческо Сфорца. В самой форме видно подражание античным авторам.

Сфорцинда — город с идеальной формой звезды. По его сторонам расположены ворота и башни. Внутри ровные улицы и каналы, а в центре — несколько площадей.

Архитектор предлагает положить в основание города сосуд. В нем заключены слова «жизни» и «смерть» — потому что любой город живет и умирает. В сосуде есть вода, молоко, масло, вино и мед.

️ Вода очищает.

️ Вино — напиток, который подходит умеренным людям.

️ Молоко питает.

️ Масло сделано из оливы — растения, посвященного Палладе.

️ Мед делают «деятельные, свирепые и справедливые» животные — пчелы, которые имеют над собой правителя, подчиняются его приказам. Для ренессансного мировоззрения это высшая добродетель, и жители города так же должны подчиняться своему правителю.

Филарете предполагал, что такой город можно построить за 10 дней. В трактате Архитектор объясняет Герцогу: для этого на каждое звено звезды нужно по четыре мастера, каждый руководит семью работниками. Всего нужно 12000 мастеров, 84000 работников и еще 6000 заливщиков — 102000 человек. Это примерно все население Милана того времени. Конечно, такую группу строителей должны контролировать войска.

В идеальном городе Филарете заключена проблема всех утопий: идеальности невозможно добиться без принуждения. Этот проект интересен не столько архитектурой, сколько подходом: в короткий срок построить большой объем.

️ Сегодня такое возможно реализовать только в странах вроде Китая, и то в масштабах не города, но отдельных зданий — как происходило с госпиталями во время пандемий.

Великое посольство 1611 года и плен

В 1610 году Филарет был освобожден из тушинского плена и отправлен гетманом С. Жолкевским к Сигизмунду III (так называемое Великое посольство 1611 года; всего к польскому королю под Смоленск «отъехало» сто двадцать человек). С Филаретом отправились такие известные люди, как:

  • князь В. В. Голицын;
  • князь Д. И. Мезецкой;
  • Авраамий Палицын и другие.

Послы должны были договориться об условиях воцарения в Москве королевича Владислава, сына Сигизмунда. Филарет был не против его кандидатуры, но настаивал на переходе королевича в православие. Так как этот переход был неприемлем, договор был составлен без этого пункта, и Филарет отказался подписать его. После этого он был арестован и отправлен в Польшу. В Варшаве его содержали в доме Л. Сапеги вместе со смоленским воеводой М. Б. Шеиным, с которым они крепко подружились.

Филарет находился в польском плену во время освобождения Москвы от поляков, во время работы Земского собора, во время избрания его сына Михаила новым русским царем. Во время работы Земского собора 1613 года казаки, вероятно послушав кого-то из бояр, выдвинули предложение сделать новым царем Федора Никитича Романова, а потом заменили его кандидатуру на его же сына. Именно казачество, пригрозившее боярам новой Смутой в случае избрания иностранца или затягивания процесса выборов, сыграло решающую роль в избрании Михаила Романова. Недаром польский полководец Л. Сапега, рассказывая Филарету о восшествии его сына на престол, упомянул: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы».

Приложения

Библиография

  • (it) Микеле Лаццарони, Антонио Муньос, Филарете: скульптор и архитектор секоло XV, В. Модес, Рим,  ;
  • (фр) Питер Дж. Мюррей, 1963 год . Архитектура итальянского Возрождения (Лондон: Бэтсфорд), стр 100 и далее;
  • (it) Filarete, Trattato di architettura, ed. Анна Мария Финоли и Лилиана Грасси, Il Polifilo, Милан, 1972 год  :
  • (ru) Филарете, . Трактат об архитектуре Джон Р. Спенсер, переводчик (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета).
  • Филипп Мальгуайрес, От Филарете до Риччо. Итальянская бронза эпохи Возрождения (1430-1550). Коллекция Лувра, Совместные издания Лувра и Mare & Martin ,2020 г., 720  с. ( ISBN  978-2-36222-006-7 ).

Начало службы

Федор Романович родился между 1553-1554 годом.

Федор получил хорошее образование, слыл эрудитом, великолепным наездником и щеголем. Служить он начал при Федоре Иоанновиче в качестве дипломата: ездил в Литву и был принят Л. Сапегой. В 1585 году, сразу после смерти отца, он получил чин боярина и стал нижегородским, а потом псковским наместником. В конце царствования своего двоюродного брата Федор Никитич был главным дворовым воеводой, переговорщиком с иностранными послами и считался одним из руководителей ближней царской думы.

В 1585 году Федор Никитич женился на дворянке Ксении Ивановне Шестовой, которая была родом из Костромы. Возможно, ее семья была связана с ярославским Рюриковичами, но этот факт до сих пор не доказан. До 1599 года у супругов родилось шестеро детей, но выжило только двое: Татьяна и Михаил.

Трактат об архитектуре

Столкнувшись с неоднократными разочарованиями, около года Филарет закончил свой Trattato di Architettura (Архитектурный трактат) в двадцати пяти томах, которые он составил при поддержке гуманиста Филельфо, чтобы защитить стиль, который часто отвергался в Ломбардии . Этот трактат, написанный на итальянском языке в отличие от трактата Альберти, широко распространен в рукописной форме . К 1465 году появляется Codex Maglieabechiano, богато иллюстрированная копия Договора, посвященная Петру I из Медичи . Это посвящение, кажется, указывает на то, что Филарет потерял популярность в Милане вскоре после публикации его « Трактата» . Ле Филарет описывает новый стиль как современный варварский — и от которого он призывает своих читателей отказаться — соответствует ломбардной готике . Он берет за образец Людовико Гонзага, идеального покровителя, который не смотрит на расходы и поддерживает дружеские отношения со своим архитектором.

Посвященный Франческо Сфорца, пролог, в котором Ле Филарет провозглашает интеллектуальный статус архитектора, рассказывает о том, как архитектор и его принц построили два города, Сфорзинду и Плусиаполис, «богатый город» по-гречески. Основная часть договора, по моде того времени, принимает форму диалога между меценатом и его архитектором. Последний, у которого прекрасная роль, учит своего покровителя, как правильно строить в стиле, основанном на заимствовании классических форм. Он подробно описывает воображаемый и несколько эзотерического город, Sforzinda, названный так в честь своего покровителя. Город — который он сравнивает с телом идеала человека — вписан в восьмиконечный звезде своего укрепленного корпуса, образованное наложение двух равных квадратов и вписанный в виде двух концентрических кругов, первый из которых является ограниченным кругом из его ров . Город — это микрокосм, напоминающий макрокосм, вселенную.

Трактат, в основе которого лежит философия Платона, разделен на три части: способ и строительство города, распределение зданий, площадей и улиц в городе и, наконец, как строить здания различных форм, как в Античность .

Это идеальная первая карта города в форме звезды, разработанная как реакция на анархическую и клаустрофобную организацию средневекового города . Он построен в долине реки, защищен от ветров. Восемь башен образуют бастионы в точках звезды, ориентированные в соответствии с кардинальными точками и компасом розы, и восемь ворот на открытые проспекты, расходящихся от центра. Каждый из них обслуживает общественную площадь, где работает рынок, специализирующийся на определенных продуктах питания. На других расходящихся аллеях есть своя церковь и свой монастырь . Система каналов соединяет город с внешним миром и используется для перемещения товаров. В центре Сфорцинды находится площадь, двойная площадь стадиона в длину и половину стадиона в ширину, в нижней части которой находится религиозная власть, обозначенная собором, его колокольней и архиепископством, а с другой стороны — светская власть с дворцом принца. . Шестнадцать главных улиц города с каналами, напоминающими Милан, начинаются с площади . Эти улицы образуют радиоконцентрический план. Еще на двух скромных площадях расположены коммунальный дворец, дворец подеста, тюрьмы, таможня, отель де ла Монне, бойня, общественная баня и бордель .

Подробно описаны здания и их весьма символичные украшения; трактат предоставляет астрологические расчеты, необходимые для обеспечения гармонии города, а также практическую информацию об укреплениях и открытие гостевой книги с подробным описанием зданий классической древности .

Влечение Филарета к придворному роману о конце средневековья, отраженное в этом архитектурном трактате, не по вкусу более рациональным мыслителям, которые его сменили; Джорджо Вазари похоронил трактат на самой нелепой и, возможно, самой глупой книге, которую я когда-либо читал . Только в году Tractatus du Filarète был напечатан впервые, когда В. фон Оттинген отредактировал Codex Magliabechiano .

Фёдор Романов — царь?

Освобождение Романова пришлось на 1619 год, когда он наконец смог увидеть своего повзрослевшего сына, ставшего русским царём. Поразительно, но немалую роль в избрании Михаила Фёдоровича на царствование сыграл авторитет его отца, который в то время ещё находился в плену у поляков.

Молодой царь был несказанно рад возвращению отца. Часть обязанностей правителя уже приняла на себя инокиня Марфа, мать Михаила. Теперь же на помощь пришёл и Фёдор Никитич.

Некоторые историки называют патриарха Филарета “русским Ришелье”. Пожилой Фёдор Романов зарекомендовал себя энергичным государственным деятелем, превосходящим в знаниях и опыте молодого царя. Казалось, патриарх Филарет оставил прежние амбиции и стал абсолютным соратником и поддержкой сына.

Но так ли просто всё было? Одной из самых главных загадок этой личности стал портрет, найденный в Коломенском дворце в 1863 году. На нём патриарх предстаёт в царском облачении с атрибутами государственной власти. Снизу — подпись: “Царь Фёдор Никитич”.

Тайна этого портрета так и не разгадана. Возможно, Филарет видел себя правителем даже при царствующем сыне. Но, как мне кажется, эта картина — отсылка к более ранним временам, к периоду соперничества с Годуновым.

Этот портрет мог отражать надежды Фёдора Романова стать полноправным царём России. Официально государем он не стал, но многие свои мечты он успешно воплотил в жизнь.

Патриарх Филарет умер в 1633 году, прожив долгую и полную испытаний, взлётов и падений, жизнь. Фёдор Никитич Романов успел провести реформы, значительно изменившие церковную структуру. Теперь она напоминала устройство государева двора. Он наделил патриархов большими правами, однако и увеличил ответственность обладателей духовного сана. Он обладал редким даром — способностью совмещать государственную деятельность и решение вопросов православной церкви.

Смерть

Однажды Филарет Московский поделился со своим духовником сном, в котором давно умерший отец велел «беречь» 19 число. С тех пор в этот день каждого месяца митрополит причащался и любого просящего принимал в гостях.

Филарет Московский в старости

За два дня до смерти старец Филарет вдруг почувствовал прилив сил и понял, что это знак – обычно старики перед кончиной наполняются бодростью. В воскресенье 19 ноября 1867 года митрополит провел литургию в Троицком подворье, затем пообщался с посетителями и удалился в кабинет работать.

Помощник, не дождавшись припозднившегося на обед священника, пошел напомнить о начале трапезы и нашел того коленопреклоненным. Филарет уже не в состоянии был разговаривать, а через пару часов умер. Другой вариант предания гласит, что скончался мужчина около умывальника, нашли его уже мертвым.

Мощи Филарета Московского

Мощи святителя Филарета захоронили в Троице-Сергиевой Лавре, где они 140 лет покоились вместе с останками святителя Иннокентия Московского. В 2004 году волю священника нарушили, перенеся мощи в Храм Спасителя в столицу России.

Детство и юность

Будущий митрополит родился 26 декабря 1782 года в Коломне под именем Василий Дроздов. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства. Дед по материнской линии служил протоиреем в Богоявленской церкви, где и появился на свет маленький Вася.

Филарет Московский

Отец Михаил Федорович до рождения наследника почти год числился дьяконом в Успенском соборе, за неимением жилья приходилось ютиться у тестя. Спустя два месяца его перевели в церковь Троицы священником, и семья обрела собственный дом, который до сих пор сохранен – стоит на ул. Толстикова, 52.

С детства Василий отличался способностями к учебе и тягой к знаниям, тем более для этого была благодатная почва: отец совмещал служение в церкви с преподаванием в Коломенской семинарии, поэтому дома хранилась великолепная библиотека. В 9-летнем возрасте мальчик тоже оказался в рядах студентов семинарии, из которой были открыты дороги в школы Московской епархии. Однако учебное заведение вскоре перевели в Тулу, и отец настоял, чтобы сын попытал силы на экзаменах в семинарию Троицкой Лавры.

Святитель Филарет Московский

Василий Дроздов благодаря багажу знаний, природному уму и рассудительности с легкостью прошел испытания и был зачислен в философский класс. В школе у юноши обнаружился талант еще и к языкам. Способного ученика заметил покровитель семинарии, митрополит Платон, и на протяжении учебы, а потом и на службе явно ему благоволил.

В учебном заведении Василий Михайлович прошел и уроки милосердия, занимая должность старшего над семинарской больницей. Столкнулся со смертью, мучительными неизлечимыми болезнями, воспитав в себе терпение к близкому и постигнув истину, что все в этом мире тленно.

Икона Филарета Московского

Юноша получил диплом в 1803 году и тут же начал преподавать ученикам родной семинарии греческий и еврейский языки, а затем поэзию, красноречие и риторику. Митрополит Платон восхищался писательским и ораторским даром Василия, говоря, что «он пишет по-ангельски», поэтому назначил проповедником.

Наставник и покровитель долго склонял молодого человека к монашеству, а Дроздов все колебался, даже приходил с этим вопросом к отцу, который посоветовал самостоятельно решать свою судьбу. Созрел Василий Михайлович к 1808 году – постригся в монахи, взяв имя святого Филарета Милостивого, а спустя неделю Платон возвел ученика в сан иеродиакона.

Противостояние Романова и Годунова

Казалось бы, путь Фёдора Никита был вполне очевиден, но судьба приготовила ему немало испытаний. Именно Романов стал главным соперником Бориса Годунова в борьбе за престол. Это и послужило причиной ссылки Фёдора Никитича и его жены после прихода Годунова к власти.

История сохранила сведения о происках Бориса Годунова и его соратников. С помощью казначея Бартенева и его людей соперник Романова подбросил в дом Фёдора Никитича отравленные коренья. Вскоре происходит штурм хоромов, где и обнаруживаются ядовитые растения. Такая находка расценивалась как попытка заговора против царя, а потому Романов попал в опалу.

Принудительный постриг в монахи превратил Романова в патриарха Филарета, а его супругу, Ксению Шестову, — в инокиню Марфу. Несмотря на то, что изначально связать свою жизнь с духовным направлением Романов не планировал, он со всей ответственностью отнёсся к полученному сану.

Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»

Разлука с супругой и детьми, долгие годы ссылки на севере в Сийском монастыре не надломили, а закалили дух патриарха. Его противники были уверены, что остаток своих дней Романов проведёт в служении Богу и молитвах, не доставляя неприятностей Годунову.

Правда, сам Фёдор поначалу не отличался любовью к словам из Евангелия, а к своим братьям-монахам относился весьма высокомерно. На мой взгляд, он просто не оставлял надежды на возвращение в мир.

Пристав Богдан Воейков в своих отчётах для Годунова пишет про патриарха Филарета:

Портрет Патриарха Филарета из царского титулярника

Возвращение патриарха Филарета

Но судьба подготовила немало неожиданностей даже для самого Фёдора Романова. Смутное время стало периодом резких перемен и взлётов для него. С окончанием правления Годунова на престол восходит Лжедмитрий I, который заявлял о своих добрых отношениях с царской семьёй. Он освобождает Романова и его супругу, делает Фёдора митрополитом Ростовским.

Патриарх Филарет был захвачен в Ростове тушинцами, но и тогда заявлял о себе как о пленнике, а не представителе духовенства. Однако слава о его деяниях на духовном поприще и доброе имя не пострадали благодаря самоотверженности и безукоризненной репутации даже после падения нового царя и прихода Лжедмитрия II.

Теперь на Фёдора Никитича была возложена дипломатическая миссия. Патриарх Филарет возглавил посольство, отправляющееся к королю Сигизмунду. Польский правитель требовал признать взятие Смоленска, однако Романов отстаивал интересы Руси, не уступая полякам. Почти девять лет ему пришлось провести в плену.

Автограф Патриарха Московского Филарета (17 век).

Влияние на архитектуру и урбанизм

План Сфорзинды Филарете был первым идеальным планом города эпохи Возрождения, и его тщательная организация его планировки воплощала более высокий уровень сознательного городского планирования, чем кто-либо до него. Несмотря на многочисленные ссылки на средневековую символику, включенную в дизайн Сфорзинды, принципы города стали архетипом гуманистического города в период Высокого Возрождения. Трактат вызвал интерес у многих важных лидеров, таких как Джангалеаццо Сфорца и Пьеро де Медичи и позже, когда Франческо ди Джорджио и Леонардо да Винчи начали планировать свои идеальные города, идеи позаимствовали у Филарете.

Хотя он так и не был построен, Сфорцинда послужила источником вдохновения для многих будущих городских планов. Например, в 16 веке военные инженеры и архитекторы эпохи Возрождения объединили идеальные городские схемы Филарета с оборонительными укреплениями, вытекающими из более социально-политических целей. Идея объединения идеала и укрепленного города получила широкое распространение по всей Европе и за ее пределами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: