В словаре Энциклопедии
(Marche) , историческая область во Франции, на Центр. Французском массиве; департамент Крез и частично Верхняя Вьенна. 8,1 тыс. км2. Ок. 300 тыс. человек. Главный город — Гере.—музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для военного (духового) оркестра. Используется в опере и балете, а также как самостоятельная пьеса. Особая разновидность — похоронный марш.—(франц. marche), в военном деле — организованное передвижение войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке. Войска на марше в сутки могут преодолеть: автомобильные колонны 400 км, смешанные (танки, автомашины и др.) 300 км, пешим порядком или на лыжах 30-50 км.—(Marsh) Отниел Чарлз (1831-99) , американский палеонтолог. Труды по мезозойским млекопитающим, стратиграфии мезо-кайнозоя; построил родословное дерево лошади. Первым исследовал размер мозга ископаемых млекопитающих.
Марш Мендельсона
Конечно, при упоминании слова «марш» большинство людей вспомнят о музыкальном произведении, написанном Якобом Мендельсоном.
При этом мало кто знает, что он был написан для шекспировской постановки «Сон в летнюю ночь». Интересно, что впервые этот марш был исполнен для новобрачных через четыре года после премьеры в 1847 году в Великобритании.
Видимо, молодоженам просто понравилась мелодия, либо они были заядлыми театралами.
Популярность к маршу Мендельсона пришла спустя еще 11 лет, именно тогда его сыграли на бракосочетании короля Пруссии и английской принцессы. Именно с той поры марш Мендельсона стал популярнейшей мелодией, которая неизменно сопровождает свадебные церемонии по всему миру.
Якоб Мендельсон в общей сложности написал более сотни произведений, среди которых есть кантаты, симфонии и концерты, однако человечеству он запомнился, благодаря одному-единственному «хиту» – непродолжительному отрывку из созданного им спектакля.
Марш «Прощание славянки»
«Прощание славянки» известен каждому жителю России. Под него принято провожать и встречать военных. Исполняется он и в другие важные моменты, например, на праздниках и парадах.
Сочинил этот марш Василий Агапкин, скромный трубач, служивший в кавалерии. В 1912 году он привез ноты в Симферополь, где передал их военному капельмейстеру Якову Богораду. Музыкант высоко оценил произведение молодого трубача и даже помог адаптировать его для оркестрового исполнения.
Рекомендуем вам почитать:Лучшие рок-композиции
Считается, что название марша также принадлежит Якову Богораду. Первое издание «Прощания славянки» вышло с обложкой, на которой была изображена юная девушка, прощающаяся с солдатом на фоне Балканских гор.
Впервые марш прозвучал в Тамбове на строевом смотре в 1913 году, а в 1915 его уже знали во всем мире. В настоящее время «Прощание славянки» считается одним из символов российской музыкальной культуры.
Марсельеза
Марсельеза является одним из знаменитейших маршей Великой Французской Революции. В настоящее время «Марсельеза» является гимном Франции: она считается одним из самых красивых и пламенных гимнов во всем мире. Изначально «Марсельеза» носила название «Военный марш Рейнской армии».
Интересно, что написан он был в рекордные сроки: на его сочинение потребовалась всего одна ночь. В 1792 году Клод де Лиль, военный инженер, настолько вдохновился происходящими на родине изменениями, что написал пламенную песню, призывавшую к свободе, борьбе с тиранами всех мастей и независимости.
Всего через несколько недель марш уже был на устах всех революционно настроенных французов.
В России есть свой собственный вариант «Марсельезы» – так называемая «Рабочая Марсельеза», которая была создана в 1875 году. После революции 17-го года эта песня некоторое время была гимном молодой Советской Социалистической Республики.
«День Победы»
«День Победы» является одним из символов великого триумфа советского народа над фашизмом и, конечно же, вряд ли найдется хотя бы один человек, чье сердце не начинало бы биться чаще при звуках этой чудесной мелодии.
Однако сразу после создания марша он был забракован.
В конкурсе на лучшую песню по случаю 30-летнего юбилея Победы авторам «Дня Победы», Давиду Тухманову и Владимиру Харитонову, сказали, что песня получилась слишком уж легкомысленной и бравурной.
Может быть, мы так и не услышали бы этот чудесный марш, если бы не храбрость Льва Лещенко.
В 1975 году, невзирая на запрет со стороны начальства, он все же спел полюбившуюся ему песню на концерте, посвященном Дню милиции.
И произошло чудо: на следующий день редакции всех радиоканалов были буквально завалены письмами с просьбами поставить в эфир известный марш, тронувший сердца всех фронтовиков.
Сегодня «День Победы» – настоящий гимн мужеству и стойкости, который исполняется не только в России, но и во многих других странах мира.
Самые известные марши, Музыкальный класс
Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.
Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.
Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
- Автор – Станислав Колесник
- Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.
Лучшие марши
14:29, 23 января 2016 1 2 1163
Марши вроде как особо и не отнесешь к классической музыке, а? У меня лично они всегда ассоциировались с военным оркестром. И при всей моей любви к оркестрам, военные марши казались как бы и не музыкой, а чем-то ну вроде … речевок, помогающих в колонне идти в ногу.
Но это – впечатления давние и, как теперь я понимаю, совсем не обоснованные. Дабы опровергнуть своё же собственное ошибочное мнение, я приведу сейчас примеры потрясающе красивых, просто-таки лучших маршей. Некоторые из них являются составляющей известных опер.
А что это значит? Значит, что марши – самая что ни на есть классическая форма музыки!
Итак, поехали:
Невозможно не начать список лучших маршей с известных и любимых “Прощание славянки” и “Триумф победителей”.
Мне кажется, что как ни в каких других произведениях, в этих сконцентрирована вся красота жанра, торжественность и ощущение праздника.
За границей, кстати, эти марши многими воспринимаются как музыкальный символ России.
Этот замечательный образец – тоже музыкальный символ, только другой страны, а именно – Австрии. Вообще с ним связаны две очень милые традиции.
Понятное дело, всем известный марш Мендельсона. Но имеется ещё не такой распространенный образец – из оперы Вагнера Тангейзер, лично мне он очень нравится.
Марши из других классических произведений.
Вот небольшой списочек, который при желании, вы можете также расширить и дополнить своими любимыми произведениями:
- Чайковский Щелкунчик
- Свиридов Метель
- Глинка Руслан и Людмила
- Верди Аида
Вот этим последним – моим любимым и лучшим маршем я и хочу закончить этот пост:
Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)
Жанр сценической музыки
К началу XVIII века практически каждая европейская армия имела свой марш, звучавший на мирных парадах, поднимавший дух солдат во время военных действий. Он стал таким же атрибутом, как форменное обмундирование или общевойсковое знамя.
Минорные и мажорные мотивы с чеканным темпом входят в состав симфоний, опер и сюит, исполняющихся на струнных или клавишных инструментах. Большое значение маршу придавали Глюк, Гендель и Рамо, а также Моцарт, Шопен, Бетховен и Шуберт. Марши писали русские композиторы Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский и многие другие.
Большой толковый словарь
1. МАРШ, -а; м. 1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной. 2. Передвижение войск походным порядком из одного района в другой. Ночной м. Ускоренный м. Находиться на марше. Вступить в бой с марша (сразу после похода, передвижения). Марш-бросок (быстрое, ограниченное временем передвижение войск). 3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша. 4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх. Маршевый (см.). 2. МАРШ, межд. . 1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.! 2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком! 3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок! МАРШАЛ, -а; м. . 1. В современной России: воинское звание выше генеральского, персонально присваиваемое Президентом России лицам высшего командного состава за выдающиеся заслуги в руководстве войсками; лицо, носящее это звание. М. России. М. артиллерии. М. авиации. 2. В армиях некоторых стран: высшее воинское звание или чин; лицо, носящее это звание. М. Франции. Маршальский, -ая, -ое. М-ое звание. М-ая звезда. М. жезл. МАРШАЛЬСТВО, -а; ср. Звание, чин маршала. МАРШЕВИК, -а; м. Проф. Военнослужащий, отправляемый из запаса в действующую армию для её пополнения. МАРШЕВЫЙ, -ая, -ое. 1. к Марш (1.М.). М. порядок строя. М. ритм. 2. Отправляемый из запасных войск в действующую армию для её пополнения (о воинских частях). М. батальон. М-ая рота. ◊ Маршевый двигатель. Спец. Основной двигатель летательного аппарата, имеющий большую продолжительность работы по сравнению с другими двигателями того же аппарата. МАРШИРОВАТЬ, -рую, -руешь; нсв. Идти, ходить маршем (1.М.; 1 зн.). М. строем. М. в колонне. М. по площади. М. с оружием в руках. Физкультурники маршировали на параде. Марширование, -я; ср. Маршировка, -и; ж. Разг. Маршировочный, -ая, -ое. М-ое учение. МАРШ-МАРШ, межд. Устар. В русской кавалерии: команда к самому быстрому движению. Марш-марш; марш-маршем, в зн. нареч. Очень быстро. Помчаться марш-марш. Поскакать марш-маршем. МАРШРУТ, -а; м. 1. Путь следования кого-, чего-л. (обычно заранее намеченный и с указанием пунктов остановок). Определить м. похода. Ехать по маршруту Псков — Новгород — Тверь — Москва. М. путешествия. Изменить м. Выйти на м. (начать следование по намеченному пути). 2. Обозначенный определённым индексом (обычно цифровым), определённый путь следования какого-л. вида пассажирского транспорта. Автобусные маршруты. Троллейбусный м. номер 10. Трамвайный м. 3. Ж.-д. =Маршрутный поезд. Воинский м. Станцию проследовал м. с тракторами. Маршрутный, -ая, -ое. М-ая карта. М. указатель. М-ая остановка. М. автобус. ◊ Маршрутный поезд. Разг. Товарный поезд, идущий без изменения состава и веса груза до места назначения. Маршрутная съёмка. Вид топографической съёмки, имеющей целью изобразить путь следования и местность, прилегающую к дороге. МАРШРУТИЗАЦИЯ, -и; ж. Ж.-д. Организация грузовых перевозок маршрутными поездами. М. перевозок массовых грузов. МАРШРУТКА, -и; мн. род. –ток, дат. –ткам; ж. Разг. Маршрутное такси.
Классические марши. Наиболее известные произведения
-
№ 1: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
ТОП-100Народный рейтинг: 634648
Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.
Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.
-
№ 2: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
ТОП-100Народный рейтинг: 576781
Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.
-
№ 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
ТОП-100Народный рейтинг: 465435
-
№ 4: Фридерик Шопен «Соната № 2 (Траурный марш)»
ТОП-100Народный рейтинг: 415816
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 — фортепианная соната Фредерика Шопена, закончена в 1839 году, впервые опубликована в 1840 году. Наиболее известна её третья часть — Траурный марш.
-
№ 5: Джузеппе Верди «Аида. Триумфальный марш»
ТОП-100Народный рейтинг: 377144
-
№ 6: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Марш Черномора»
ТОП-100Народный рейтинг: 363795
-
№ 7: Жорж Бизе «Кармен. Прелюдия»
ТОП-100Народный рейтинг: 348160
В прелюдии к опере «Кармен» звучит и знаменитый «Марш тореадора» из четвертого акта
-
№ 8: Фредерик Рикеттс «Марш полковника Боуги»
ТОП-100Народный рейтинг: 334838
Марш полковника Боуги — популярный военный марш, сочинённый в 1914 году британским лейтенантом Фредриком Рикеттсом (1881—1945), дирижёром ансамбля Королевских Морпехов в Плимуте.
-
№ 9: Юлиус Фучик «Выход гладиаторов»
ТОП-100Народный рейтинг: 334556
Задуманный как военный, марш «Выход гладиаторов» — самое известное произведение Фучика — обрел всемирную популярность в качестве циркового марша.
-
№ 10: Иоганн Штраус (старший) «Марш Радецкого»
ТОП-100Народный рейтинг: 307635
Самое знаменитое произведение Штрауса-старшего — марш, написанный в честь фельдмаршала графа Радецкого в 1848 году.
-
№ 11: Джоаккино Россини «Вильгельм Телль. Увертюра»
ТОП-100Народный рейтинг: 296090
Один из самых быстрых маршей, под которые шустро топают рекламный зеленый горошек и бегает страус Woody.
-
№ 12: Джон Суза «Звёзды и полосы навсегда»
ТОП-100Народный рейтинг: 292763
The Stars and Stripes Forever («Звёзды и полосы навсегда») — патриотический американский марш, рассматриваемый как лучшее произведение (Magnum opus) композитора Джона Филиппа Сузы. По акту Конгресса США с 1987 года марш является национальным маршем США.
-
№ 13: Эдвард Григ «Марш троллей (Шествие гномов)»
ТОП-100Народный рейтинг: 282382
Марш Троллей (в другом переводе — «Шествие Гномов») — сочинение из пятого цикла лирических пьес (op. 54). Кто же шествует на самом деле: тролли или гномы ?
-
№ 14: Рихард Вагнер «Лоэнгрин. Свадебный хор»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 187226
«Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В англоговорящих странах его часто называют просто «Свадебный марш» (Wedding March) или «Вот идёт невеста» (Here Comes the Bride)
-
№ 15: Сергей Прокофьев «Любовь к трем апельсинам. Марш»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 172653
Марш из концертной сюиты «Любовь к трем апельсинам»
-
№ 16: Петр Ильич Чайковский «Славянский марш»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 147554
Славянский марш / Сербско-русский марш — оркестровое музыкальное произведение (сочинение № 31 «Славянский марш на народно-славянские темы») русского композитора Петра Ильича Чайковского.
-
№ 17: Джон Уильямс «Имперский марш»
СаундтрекНародный рейтинг: 117325
Имперский марш (Тема Дарта Вейдера) — музыкальная тема из фильма «Звёздные войны», сочиненная Джоном Уильямсом и впервые появившаяся в фильме «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар».
-
№ 18: Исаак Дунаевский «Цирковой марш»
СаундтрекНародный рейтинг: 92059
-
№ 19: Джон Уильямс «Марш искателей»
СаундтрекНародный рейтинг: 91506
-
№ 20: Матвей Блантер «Футбольный марш »
Классика для знатоковНародный рейтинг: 73782
«Футбольный марш» — марш, написанный советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году.
Передвижение войск и боевых отрядов
Что такое марш с точки зрения военной стратегии? Так называют организованную передислокацию войсковых соединений, цель которой — выход на новые рубежи в максимально сжатые сроки. Люди и военная техника в условиях марша передвигаются самоходными колоннами или перевозятся на автопоездах. Если такая переброска войск производится в военное время, марш может иметь направление вдоль фронта, к фронту или в тыл. Для обеспечения секретности активные действия совершаются под покровом темноты, а в светлое время суток войсковые колонны останавливаются на привал в районах с ограниченной видимостью.
Политическая анатомия
Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти. И это даже несмотря на то, что парадное марширование не выполняет никакой полезной функции на поле боя: в мирное время парад — это доказательство абсолютной готовности армии и подчинения любым приказам. Весь этот маскарад в мирное время действует как психологический инструмент наравне со сдерживающим фактором, который доступно доносит главную идею: армия готова, она сильная и обучена.
Вскользь рассмотрим такую демонстрацию на примере Северной Кореи, которая очень часто устраивает парады по поводу и без. Во время представления войска смешиваются с отрядами детей и простыми рабочими, которые совершают ритуальные движения подобно танцам, образуя гигантские фигуры из тел
Всё это привлекает внимание прессы, и такие сюжеты освещаются в новостях, хотя бы потому, что это визуально привлекательно; само действие способно поразить размахом и масштабностью. Но сообщение, которое доносится через подобный show-off, – явное свидетельство готовности армии к угрозе извне
Разумеется, корейцы – не новаторы. Немецкие парады времен 1930-х годов были поистине потрясающими. Они чётко сформировали психологический инструментарий прямого воздействия на народ, заставляя людей чувствовать себя сильными, гордиться своей страной, оставаться преданными политическому курсу и вдохновляя на сплочённость ради общей цели. Как мы хорошо знаем, это всё не пустые слова, и без преувеличения можно сказать, что так оно и было.
Наконец, есть ещё один аспект строевой дисциплины — марширование в качестве наказания. За провинность одного командир наказывает весь отряд, выгоняя на плац солдат и заставляя их маршировать на месте. Это изнурительное действие провоцирует стресс и отлично справляется с карательной функцией. Подобные наказания сильно отпечатываются в памяти солдат, формируя намеренно негативное восприятие армии как института.
Разновидности музыкальных маршей
Мелодика марша может быть веселой и задорной, звучать помпезно и торжественно, содержать элементы пафоса и скорби. Музыка военных парадов отличается четким организующим ритмом. Похожим, но более мягким звучанием наполнены революционные марши («Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка» и др.).
Говоря о значении марша в жизни человека, можно отметить не только социальные и эстетические аспекты. Известно, что музыка способна влиять на здоровье души и тела. Марш, благодаря своей ритмичности, избавляет от депрессии, заряжает энергией, укрепляет мышцы, увеличивает их подвижность. Прослушивание бодрой музыки, исполняемой на духовых и ударных инструментах, способствует очищению бронхов и легких, упорядочивает сердечный ритм и кровообращение, благотворно влияет на работу печени.
Психология марша
Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида. Синхронность, жёсткий порядок, ответственность и чёткость действий приводили солдат в некое состояние транса. Строевой шаг или триумфальный марш — это нечто подобное психоделическому церемониальному танцу с зацикленными движениями, монотонными действиями под ритмичную музыку и неестественной синхронностью, доведённой до автоматизма. Кроме того, эта дисциплина – явная демонстрация силы и преданности, если мы говорим о показательном выступлении.
В книге «Дисциплина и наказание» Мишель Фуко дискутирует на тему развития современной уголовно-исполнительной системы (восемнадцатого века) и того, как реформы в системе наказания были использованы для создания властных отношений для эффективного контроля. Имеется в виду, что многие из описанных им реформ были направлены на такой объект, как человеческое тело, которое и стало тем самым «объектом власти». Вместо пыток, тело стали использовать как объект манипуляции, но в форме обучения и повиновения как средство банального политического контроля.
Дисциплины, что затрагивают область контроля человеческого тела посредством регулирования движений в пространстве, неразрывно сосуществовали вместе с этим самым человеческим телом и постоянно совершенствовались. И снова такие дисциплины стали актами принуждения, манипуляции жестами и поведением человека — и в конечном итоге сформировали некую «политическую анатомию», которая превращала человеческое тело в «послушное тело». Для армии эти техники контроля вылились в строевой шаг (или марш), чтобы создать из множества индивидуумов (солдат) единое тело, подчинённое инструкциям и приказам командира.