ХРАМЫ
Первобытная религии римлян была заимствована от этрусков, как и вся совокупность римских государственных учреждений. Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского (рисунок 335). Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей.
Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма. Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей. К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского, описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.
Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами. В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия, ионийский — в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана.
Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых — вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.
Рис. 335 |
Рис. 336 |
На рисунке 336 эта двойная особенность пояснена примером римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян. Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах. Самый большой храм Рима — Пантеон (рисунок 313) — имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.
Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла — не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.
Примечание: Круглая целла Пантеона была сооружена в 110—125 гг.
Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.
Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.
Внутренний интерьер
У каждой пиляcтpы центрального нeфа помещены статуи 12 апостолов. В пepвом пpaвом нeфe похоронeн папа Сильвeстр II. Ha мозаике aпcиды изoбpaжeно чудо явления Христа вo врeмя oсвящения церкви.
В самом храме похоронены шесть пап:
- Александр III
- Сергий IV
- Климент XIII
- Мартин V
- Иннокентий III
- Лев XIII
После Льва XIII, римских пап хоронили в соборе Святого Петра.
Стeны трансепта yкpашeны фресками (XVI в.), нa кoтopыx изoбpaжeны сцeны из жизни импepатора Константина.
В южном рукавe трансепта наверху можно увидеть самый большой и самый древний орган XVI вeка из позолоченного резного дeрeва, a нaпротив, слeвa, находится алтарь Святыx таинств. Из золоченой бронзы cдeлaн и баpeльeф «Тайная вечеря» Кавалeра д’Арпино.
Одна из дверей слева, ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.
Дальнейшая эволюция
Со времени Юстиниана в византийской архитектуре начинает преобладать идея купола и купольной базилики, проявившаяся уже в константинопольской базилике Святой Ирины (ок. 530 г.). В качестве основного типа византийского храма утвердилась компактная постройка с центрическим планом: крестово-купольный храм, или храм типа вписанного креста, храм «на четырёх колоннах» средокрестия, а также зальные церкви. Именно такие композиционные схемы получили дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Однако отдельные постройки базиликального типа продолжали строить в Византии вплоть до падения империи в середине XV века.
На Западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В каролингских базиликах на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и контрапсиды, а над средокрестием стали возводить световые башни — тибуриумы. По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивали башни, как над стредокрестием, так и на восточной и западной (вестверк) оконечностях храма, вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов.
Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических соборах. Для базилик XI—XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался с южной стороны через боковой неф.
Как пример базиликального храма в России можно рассмотреть храм преподобного Сергия Радонежского по проекту архитектора Фридриха Августа Штюлера, 1873, являющийся бывшей лютеранской кирхой
Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь в пенсильванском городке Маккиспорт, освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).
БАЗИЛИКИ
Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.
Первая базилика относится к 180 г. до н. э., причем замечательно, что это нововведение, преследующее цели комфорта, связано с именем сурового Катона. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.
Витрувий описал традиционное, по-видимому, расположение базилики в главе, посвященной этому виду сооружений. В графическом изображении она, по-видимому, соответствовала деталям А и С (рисунок 337).
Базилика имеет три вида нефа — один центральный и два боковых. Боковые нефы — двухэтажные. Над всем зданием проходят деревянные стропила. Общая ширина должна быть в пределах от трети до половины длины. Если же последнее невозможно, то Витрувий советует придавать зданию указанную пропорцию добавлением на обоих концах «халкидиков», или поперечных нефов С и, С».
Витрувий предписывает делить ширину базилики при вычерчивании плана на пять частей, из которых три должны приходиться на средний неф, а две остальных — на боковые. Высота колонн нижнего яруса равняется ширине боковых нефов. Колонны второго яруса на одну четверть ниже колонн первого. Между двумя ярусами проходит стилобат (plateum), высота которого на одну четверть ниже колонн второго яруса. Его назначение — отделить галереи второго этажа, являющиеся только местами для прогулок, от нижнего этажа, служащего для деловых целей. Витрувий не говорит ни слова ни о расположении лестниц, ведущих на галереи, ни о способе освещения большого нефа.
Описав самый тип базилики, Витрувий приводит в виде примера базилику в Фано, строителем которой был он сам и которая включала (деталь В рисунка 337), кроме главного зала и галереи, пристройку, служившую одновременно и трибуналом и храмом Августа.
Сопоставим разрез базилики в Фано В с разрезом типа А: ширина одинаково разделена между нефом и портиками, план портиков один и тот же, от нормального типа отклоняется только высота в свету. Зато декоративные детали нисколько не соответствуют сакраментальной формуле и свидетельствуют о духе независимой оригинальности, делающей честь архитектору.
Рис. 337 |
Рис. 338 |
Витрувий пользуется вместо двух ярусов, поставленных один над другим, только одним ярусом колонн, высота которых охватывает оба этажа галерей. Эти колонны усилены прилегающими к ним пилястрами, служащими опорами для полов. Вместо классического антаблемента Витрувий допускает архитрав, составленный из нескольких рядов сдвоенных балок. Над ними проходит ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны и образующих глухие части ажурного фриза. Все это венчается вместо карниза рядом связанных вместе балок. Стропила кровли не обшивались снизу. Кровля поперечного нефа, по всей вероятности, не врезывалась в кровлю среднего, но возвышалась над ней, и здание имело вид, указанный на рисунке 338.
Описанная базилика находилась в очень незначительном городке; наиболее же известной является базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором на одном из концов форума Траяна. Мы видим здесь пять нефов: средний окружен по всему периметру двойным поясом второстепенных галерей; на каждом конце имеется полукружие, диаметр которого равен ширине трех нефов. Эти полукружия были, вероятно, перекрыты сводами, а остальная часть — бронзовыми стропилами. Стволы колонн — гранитные монолиты, опирающиеся на цоколи из белого мрамора.
На старом форуме возвышалось несколько базилик, из которых одну приписывали Юлию Цезарю; ее план выяснен не вполне. До нас дошла почти нетронутая помпейская базилика: за пределами Италии довольно хорошо сохранились базилики в Трире и Пергаме.
В некоторых городах Сирии имелись преторианские судилища в виде сводчатых базилик (Мусмийэ, Санамен). Упомянем, наконец, о сводчатой базилике Константина (рисунок 312), которую мы приводили в качестве примера обширного зала, сложенного бутовой кладкой на растворе.
Собор Святого Петра в Ватикане
Внушительные размеры базилики позволяют считать её самым большим христианским собором в мире. Именно здесь проходят все самые важные события католической церкви: провозглашение новых понтификов, канонизация святых и другие обряды.
Собор св. Петра — самый большой христианский собор в мире
Территория базилики размером с три футбольных поля позволяет одновременно вместить до 60 000 верующих, ещё 400 000 человек может разместиться на площади перед Собором.
Оценить масштабность постройки помогают отметки на полу зала, очерчивающие границы других крупнейших храмов. К тому же, это самое высокое здание в Риме: здесь не разрешены постройки выше, чем 130-метровый купол базилики.
Существует предание, согласно которому базилика находится на месте захоронения Святого Петра.
Именно здесь проходят все самые важные события католической церкви
Изначально здесь располагалась церковь, возведённая Константином I, а в 1506-1626 годах её заменило величественное здание базилики, к шедеврам которого приложили руку Донато Браманте, Рафаэль Санти, Джан Лоренцо Бернини и Микеланджело Буонаротти.
- Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан
- Часы работы: Апрель-сентябрь с 09:00 до 19:00, октябрь-март с 09:00 до 18:00
- Как добраться: на метро – станция Ottaviano, Cipro (линия А), на трамвае – остановка Risorgimento — San Pietro (№ 19), на автобусе – остановка Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49).
Центрический план
Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.
Мавзолеи
Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.
Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.
Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)
В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.
Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)
Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.
Равенна
В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений. В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.
Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)
Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи; и две апсиды по бокам.
Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.
Типы зданий: базилики
Большая часть наследия романики — храмы-базилики. В этой части узнаем об их происхождении и архитектурных особенностях.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Поговорим о базиликах. Романика оставила после себя не так много памятников, при этом 90% из них — это храмы-базилики. Посмотрим, как поменялась роль этого типа зданий с античности.
️ Базилика — прямоугольное вытянутое здание с входом в одном торце и закруглением в противоположном.
Базилики появились в Древнем Риме. Там проходили общественные собрания — это и определило форму здания. В вытянутой части рассаживалась публика, чтобы наблюдать суд или выступление в закругленной стороне.
️ Христианизация Рима изменила их назначение. Базилики превратились в церкви. В закругленной части снова происходило главное — там ставили алтарь. Ранних церквей-базилик сохранилось мало.
В Средневековье базилики усыпали всю Европу. Они стали одним из символов романского стиля.
1. Дохристианская базилика Константина, Трир, Германия, 4 век
2. Римские раннехристианские базилики, 4 век
3. Базилика Сан Пьеро а Градо, Пиза, Италия, 10 век
4. Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Базилика Сен Сернен, Тулуза, Франция, 12 век
Мы уже упоминали, что романская базилика имеет прямоугольную форму и вытянута с запада на восток. Посмотрим, что еще можно увидеть на ее плане — иногда по-отдельности, иногда все сразу
Один, три или пять нефов. Нефы — это продольные «коридоры», на которые делится внутреннее пространство базилики рядами колонн.
Две башни на западном фасаде. Отмечают главный фасад, делают его парадным и более заметным. Традиция оформления башнями церковного входа сохранится и в готике, и в Ренессансе, и в барокко.
Средокрестие-трансепт. Иногда поперек базилики ближе к алтарю строили еще один коридор, чтобы сверху план здания напоминал крест.
Пизанский собор, Италия, 11 век
Завершаем эту часть, рассматривая планы базилик. Мы уже знаем про нефы, трансепт и двубашенный фасад — теперь поговорим про алтарь, капеллы и клуатр
Алтарь на восточной стороне
Как мы говорили, еще в античности в закругленной части базилики происходило самое важное. Для христиан это богослужение.
Капеллы по сторонам от алтаря. В этих небольших нишах хранили мощи святых. Паломники могли обойти все святыни по кругу, не мешая прихожанам во время службы. На плане капеллы напоминают «ушки».
Дворик-клуатр с южной стороны. Их начали строить в некоторых монастырях. Они связывали церковь с основными монастырскими помещениями и служили местом для вдумчивых прогулок.
Похожие термины:
-
Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика, построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане. До канонизации св.
-
св. Аполлинария в гавани) в Равенне была построена византийскими мастерами во второй четверти VI в., а освящена в 549 г. Ее апсида, в которую ведет широкая лестница, приподнята над уровнем пола нефов. Х
-
св. Аполлинария Нового) в Равенне была воздвигнута по распоряжению короля остготов Теодориха в 490 г. и посвящена Христу Спасителю. Она примыкала к резиденции Теодориха и была предназначена для бог
-
Santi Cosma e Damiano, Санти-Косма-э-Дамиано) — древняя христианская церковь в Риме, на форуме Веспасиана. После того, как готский король Теодорих подарил папе Феликсу IV форумскую библиотеку с языческим хра
-
Мариацелль) Базилика Рождества Девы Марии, часто употребляется также название Базилика Мариацелля (нем. Basilica Mari? Geburt , нем. Basilika von Mariazell) — католический храм в городе Мариацелль, Австрия, федеральна
-
в Вифлееме являлась первым церковным зданием, возведенным над местом рождения Иисуса Христа – пещерой Рождества. Ее сооружение приписывают императору Константину I или его матери Елене, принявше
-
Студийского монастыря – самая ранняя из сохранившихся монастырских церквей Константинополя, – была построена патрикием Студием в 463 г. и посвящена патрону монастыря Иоанну Предтече, чьи мощи хр
-
Северная Сирия, V в.) является типичной для архитектуры Ближнего Востока как по объему и оформлению внутреннего пространства, подчеркивавшему священную часть храма – алтарь, так и по технике кладк
-
фр. Basilique du Sacr? C?ur или просто Сакре-Кер, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католическая церковь в Париже, построенная между 1876 и 1910 гг. по проекту архитектора Абади в рим
-
ит. Basilica di San Clemente; Сан-Клементе) — одна из титульных базилик Рима, расположенная в десяти минутах ходьбы от Колизея в сторону Латерана и освященная в память о втором римском папе, святом Клименте. С
-
В «Истории испанской музыки со времени прихода финикийцев» Мариано Сориано Фуэртеса, изданной в 1859 г. (Мадрид–Барселона), можно прочесть те немногочисленные данные, которые имеются о «Падре Базили
-
большие залы с колоннами, предназначенные для различных собраний, которые обычно располагались рядом с форумом (см.) в городах Западной империи. П.И: (1) огромные сводчатые строения, переделанные из
Древнеримские базилики
В Древней Греции местом, где заседал архонт-басилевс (выборная должность «главного правителя»), мог быть любой дом и даже городская площадь (агора) либо крытая галерея — стоа, в этом случае она называлась Царская стоа (греч. Στοα βασιλική). В Афинах царская стоа (или галерея правителя), в которой заседал архонт, была разделена рядами колонн на три части, средняя из которых заканчивалась полукругом (греч. άψίς). Такая планировка стала прототипом римских базилик. После завоевания Греции Римом и падения Коринфа в 146 г. до н. э. римляне стали строить в греческих городах специальные, удлинённые в плане здания с возвышением в апсиде, где стоял трон архонта-басилевса.
Наиболее ранние римские базилики, обычно располагаемые на форумах, прямоугольные в плане, не имели нефов и даже апсиды. Некоторые были надстроены вторым этажом или окружены колоннадой наподобие перистиля. Самые ранние примеры: базилика Порция (184 г. до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54—46 гг. до н. э.), завершённое при Августе. Функции базилики, где устраивали трибуналы (возвышения для консулов и преторов, вершивших гражданский суд), выполняла Курия Юлия (ныне на Римском форуме находится реконструкция 1932—1937 годов). Перед трибуналом находился алтарь для жертвоприношений. В Курии Юлия заседали авгуры и сенаторы. В подобных общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. В базиликах укрывались от непогоды.
Строительство по типу базилики велось и в других городах Италии и в римских провинциях. Так, в 120 г. до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.
В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно скромное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры. Ранние базилики были перекрыты плоской кровлей с открытым или «подшивным» деревянным потолком. Отлично сохранившийся пример — Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом, считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306—312 гг.).
Базилика Санта-Мария-Маджоре
По преданию, место для постройки этой церкви Папе Либерию указала сама дева Мария, явившаяся ему во сне. Она указала построить церковь там, где утром выпадет снег. И снег действительно выпал – 5 августа 356 года на Эсквилинском холме Рима.
На протяжении веков храм неоднократно достраивался и перестраивался, так что сегодня в нём причудливо смешались несколько архитектурных стилей.
По преданию, место для церкви Папе Либерию указала сама дева Мария
Внутреннее убранство собора богато декорировано раннехристианскими мозаиками, красочными картинами на потолке и мраморными плитами. Некоторые детали интерьера при украшении базилики были выполнены из золота, подаренного первыми испанскими завоевателями Латинской Америки.
В базилике Санта-Мария-Маджоре хранятся фрагменты Яслей Христа, привезённые в Рим Святой Еленой, матерью императора Константина, а в капелле Систина покоится прах великого скульптора Бернини.
Храм богато декорирован раннехристианскими мозаиками
Более подробно о базилике Санта-Мария-Маджоре BlogoItaliano рассказал в отдельной статье.
- Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
- Часы работы: с 7:00 до 19:00
- Как добраться: на метро — остановка Termini (линия А, В)
Photos by: blogoitaliano.com, Randy OHC, Gregorio Borgia.