Модернизм
Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:
- ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
- югенштиль — в Германии;
- русский модерн — в России.
Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).
Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.
В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.
Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.
Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.
Появление арок со стрельчатыми очертаниями (1135 год)
20. Интерьер собора Святого креста в Орлеане, Франция. PMRMaeyaert / wikipedia.org
Появление следующего большого стиля — готики — нельзя представить без стрельчатой арки. У «обычной» арки и арочных конструкций есть один серьёзный недостаток — они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой приём: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», то есть боковой распор у них значительно меньше, чем у их обычных циркульных аналогов. Поскольку то же относится и к стрельчатым сводам, прежде всего крестовым, их появление позволило создать грандиозные сооружения нового типа — готические соборы, не только высокие, но и не нуждающиеся в толстых каменных стенах. По сути, теперь можно было обойтись вообще без стен, закрывая промежутки между опорами огромными витражами. Контрфорсы — подпорки, ранее перпендикулярно упиравшиеся в стены и гасившие распор лежавших на них перекрытий, превратились в отдельно стоящие столбы. От них к основаниям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики» — аркбутаны.
Замок и дворец
Дворец — это резиденция правителя государства, его регента, владельца определенной территории или просто высокопоставленного лица. Зачастую это не только важные административные здания, определяющие различные государственные дела, но и символы власти, которые во многом определяют их размеры, внешний вид и оформление. Великолепные дворцовые декорации иногда включали сады и здания. Территория была окружена мощными стенами. Это был город в городе. Средневековые дворцы во многих районах имели характер крепостей. При этом внутреннее убранство может быть прекрасным и богатым. Во дворцах обычно разбивали парки.
С самого начала дизайн входов был особенно важен. Они должны были обладать необходимыми функциональными характеристиками: прочностью и долговечностью. Ворота часто бывают более сложными, чем стены или башни, потому что они являются лицом здания, с которым соединяются. Объем ворот выделялся на фоне других укреплений своими размерами. Украшения могут включать защитные магические символы, геральдические украшения и статуи богов и святых. Позже ворота утратили свою укрепляющую функцию, но сохранили свое смысловое значение как формальный и красивый вход в целое.
Фронтон
Это завершающая часть фасадной части строения, портика, колоннады. Ограничивается оно двускатной крышей с боков. В нижней части может упираться в карниз. Также могут присутствовать не под крышами, а над окном, дверью, крыльцом.
В современной архитектуре насчитывается 11 видов фронтонов:
- Килевидные – как дно перевёрнутого корабля. Характерны для фасадов, относящихся к русскому зодчеству.
- Лучковые – в форме вытянутого лука.
- Прерванные – имеющие горизонтальный карниз, прерываемый для другого архитектурного элемента, например, окна. При отсутствии карнизы, может располагаться на щипцах или колоннах. В этом случае он носит название полуфронтона.
- Разорванные – карнизы, не соединяющиеся в верхней части. Заканчиваются, оставляя свободное пространство, в котором может помещаться пьедестал для скульптуры или иного украшения.
- Раскрепованные – части которого выступают вперёд.
- Самцовые – сложенные из брёвен, продолжающих венцовую часть фасада.
- Ступенчатые – выполняются как ступени, уменьшающиеся в размерах кверху.
- Трапециевидные – исполненные в форме геометрической трапеции.
- Равнобедренные – соответствующие форме равнобедренного треугольника.
- Пятиугольные – мансардные, устанавливающиеся в форме совмещённой трапеции.
Фронтон Казанского собора СПбИсточник cs6.pikabu.ru
Основные области архитектуры[править | править код]
Проектирование зданий и сооруженийправить | править код
- См. также Архитектурный проект
Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя
- творческий процесс создания архитектурного проекта,
- координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
- авторский надзор за строительством архитектурного объекта
Градостроительная деятельностьправить | править код
- См. также Градостроительство
В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).
Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (—), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.
Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства.
О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в году) говорит следующее:
Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».
Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:
Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:
Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:
Урбанистикаправить | править код
- Основная статья: Урбанистика
В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
Ландшафтная архитектураправить | править код
- Основная статья: Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.
Дизайн интерьераправить | править код
- Основная статья: Дизайн интерьера
Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.
Архитектура малых формправить | править код
- Основная статья: Малые архитектурные формы
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
«Бумажная архитектура»править | править код
«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.
Сады и парки
В древности и Средневековье парки разбивались главным образом при дворцах и загородных виллах вельмож, состоятельных граждан, а также при монастырях (вилла Адриана в Тиволи близ Рима, сады Альгамбры и Хенералифе в Гранаде, сады Кацуры в Японии, царские сады в Коломенском в Москве). Но были и исключения: в Пекине уже имелись не только императорские, но и городские сады. Сады средневековой Европы, Руси и Ближнего Востока имели простую регулярную планировку. В Китае и Японии проектировались пейзажные парки, имитирующие естественный ландшафт. Высокого расцвета достигло искусство садов в Ренессансной Италии (вилла д’Эсте в Тиволи и др.).
XVII–XVIII вв. стали периодом подлинного расцвета садово-паркового искусства Европы. В XVII – первой половине XVIII в. ведущим типом был регулярный тип парка (французский) со строгим, геометрическим рисунком дорожек и цветников (Версаль, Во-ле-Виконт и др.). Итальянские регулярные парки предлагали террасное построение композиции, что объяснялось спецификой рельефа во многих виллах Италии. В XVIII в. регулярные парки постепенно вытесняют пейзажные (Павловск под Петербургом, парк Стоу в Англии). Сады и парки остаются одним из важнейших разделов современной архитектуры и с эстетической, и с практической точки зрения.
Сад Хенералифе в Гранаде. Испания.
Парк Стоу. Великобритания.
Архитектор
Архитекторы (греч. archi («руководитель, старший») и греч. techno («плотник, строитель») — «зодчий»)8) — это специалисты по проектированию зданий. То есть, разработка дизайна зданий, их фасадов — общих и детальных, и интерьеров. В Российской Федерации высшее архитектурное образование осуществляется по специальностям 270100 «архитектура» и 270900 «градостроительство «9.
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формируя среду обитания человека и выражая социальные идеи в художественных образах.
Историческая эволюция общества определяет функцию и тип постройки (организованные внутренние здания, открытые пространства, здания, образующие декорации), техническую конструктивную систему и художественную структуру структуры здания.
По способу формирования образов архитектура относится к нефантастическому (структурному) виду искусства, в котором используются точки, не допускающие изображения реальных предметов, явлений и действий, и точки, непосредственно обращенные к ассоциативным механизмам восприятия11.
Архитектура относится к пространственному (пластическому) типу искусства: это вид искусства, который является
- существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
- имеют предметный характер;
- выполняются путём обработки вещественного материала;
- воспринимаются зрителями непосредственно и визуально 1112 .
Гегелевская архитектура
Архитектурная философская концепция изложена в трудах Гегеля «Эстетика». Положения, выдвигаемые Гегелем относительно архитектуры в качестве вида искусства, представляют собой не просто исторический интерес. С точки зрения архитектуры 19-20 века вклад Гегеля в развитие данного подхода требует очень внимательного отношения.
Гегелевская концепция духа и духовной человеческой культуры больше чем другие философские концепции дает понимание процессов, которые происходят в духовной культуре человечества. Фактически философское наследие Гегеля находится накануне своего Ренессанса. Надо отметить, что концепция искусства освещена очень убедительно здесь. Архитектура — это особый вид искусства.
Гегель говорил, что искусство превращается в особенное искусство тогда, когда содержание его вступает в практическое внешнее бытие. При этом, содержание конкретного искусства есть внутреннее содержание, исходящее из духа. Поэтому архитектура на стадии строительства — еще не искусство. Это совсем не начало, дающее далее поступательное движение до сегодняшних дней. Понятие искусства архитектуры требует показать его возникновение как собственно искусства. Материальная оболочка должна стать проявлением духовного, внутреннего содержания.
Гегель считал, что дом, здание несет основную цель — вместилище человека. Эта первая цель находится вне искусства. Ведь желание человека прыгать и петь, еще не является танцем, поэзией или музыкой. Надо найти начальный момент, не включающий в себя связь человека и здания в качестве среды окружения. Момент, когда не разделяется духовное предназначение и утилитарное назначение.
В этом отражается важный момент гегелевского понимания такого явления как архитектура. Гегель осознает самостоятельность архитектурного произведения — вида искусства. В нем он видит воплощение чувственно воспринимаемого момента духовного, человеческого мира.
Рисунок 1. Пизанская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
По Гегелю, истоки архитектуры соответствуют символической стадии развития искусства. Он считал, что архитектура реализует принцип символизма искусства, который заключается в способности намекать на заложенный в нее смысл во внешних элементах. Смысл архитектуры надо искать не в разделении, а во внутренней целостности. Если бы человек не искал отображение души во внешнем материале, то все его творения были бы достаточно однообразны.
Согласно рассуждениям Гегеля об архитектуре, можно сделать следующие выводы:
- архитектура по содержанию и по способу изображения носит символический характер;
- архитектура нагромождает формы, не проявляя дух в адекватной форме, а воссоздает символическую форму;
- архитектура объединяет в себе: утилитарное, практическое, духовное назначение.
Архитектура проходит следующие этапы в своем становлении, по мнению Гегеля:
- символический этап, этап самостоятельной архитектуры;
- классический этап, на котором формируется индивидуальное духовное начало и зодчество лишается самостоятельности;
- этап романтической архитектуры.
История застройки городов, ордерная система
Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.
Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.
В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.
В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.
Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.
Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.
Архитектура первой половины XIX века
Казанский собор
Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1801-1811
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Здание Биржи
Архитектор: Ж. Тома де Томон (1760-1813 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1805-1816
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Смольный институт
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1808
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Горный институт
Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1811
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Адмиралтейство
Архитектор: А.Д. Захаров (1761-1811 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1823
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Большой театр
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1816-1824
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Исаакиевский собор
Архитектор: О. Монферран (1786-1858 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1818-1858
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Александре II (1855-1881 гг.)
Здание Московского университета
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1819
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Михайловский дворец
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1819-1825
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Здание Главного штаба и министерств
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1819-1829
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)
Здание Опекунского совета
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1823-1826
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)
Малый театр
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1824
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Екатерининский институт
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.), А.Г. Григорьев (1782-1868 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1826-1827
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Здание Публичной библиотеки
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1828
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Здание Сената и Синода (2 ракурса)
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1829-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Триумфальные ворота
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1829-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Александровская колонна
Архитектор: О. Монферран (1784-1834 гг.), скульптор Б.И. Орловский (1793-1837 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1830-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Ансамбль Александринского театра
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1832
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Большой Кремлевский дворец
Архитектор: К.А. Тон (1794-1881 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1838-1849
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Начало массового применения в строительстве металла (1830 год)
22. Мост через реку Северн. Архитектор Томас Притчард. 1777–1779 годы. Графство Шропшир, Великобритания. IanGreig / wikipedia.org
23. Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер, 1830 год. Рисунок А. Б. Клейтона. wikipedia.org
24. Рабочий свинчивает конструкции 443-метрового небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг. Нью-Йорк, США. 1930 г. Lewis Hine / wikipedia.org
Ещё в древности использовались металлические (свинцовые) связи между каменными блоками и стальные тяги, компенсировавшие в арках боковой распор. Идея армировать стены тоже родилась достаточно давно. Так, например, Клод Перро применил её для укрепления кирпичной кладки Лувра, а Суффло — в портике церкви Святой Женевьевы в Париже. В конце того же XVIII века, когда железо сделалось доступнее и дешевле, родилась идея строить сооружения исключительно из металла. Первый чугунный мост (через реку Северн) был построен Томасом Притчардом в 1779 году.
15 сентября 1830 года была открыта первая в мире железная дорога, на которой использовались только паровые машины, а поезда отправлялись чётко по расписанию. Успех этого предприятия предопределил начало «железнодорожной лихорадки», и в следующее десятилетие были построены тысячи километров железных дорог. Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Металл дал архитекторам и инженерам совершенно новые возможности. Например, на Всемирной выставке в Париже 1889 года наглядно демонстрировала достижения технического прогресса 300-метровая Эйфелева башня.
По сути, если не учитывать экзотические деревянные структуры и надувные купола, сегодня практически не существует зданий без обилия металлических элементов в конструкциях.
Складывание античного ордера (ок. 700 года до н. э.)
8. Фрагмент деревянного древнегреческого храма. Гипотетическая реконструкция немецкого архитектора, строителя и преподавателя Йозефа Дурма (1837–1919).
Что нужно сделать, чтобы построить из дерева храм какому-то греческому богу, скажем Зевсу? Желательно, чтобы глухие стены святилища окружала открытая галерея или навес, где удобно укрыться от солнца. Мы ставим ряд вертикальных столбов, найдя подходящие деревья. Наш металлический инструмент, очищая их от коры, уже оставил характерные канавки вдоль всего ствола. Чтобы опоры были устойчивыми, желательно заузить их кверху. Необходимо и какое-то расширение на конце для поддержки несомых частей, поэтому каждый столб мы завершим подобием круглой чаши, на которой, в свою очередь, будет лежать квадратная плита. Теперь сверху можно положить несколько горизонтальных балок, установив их для большей жёсткости на ребро. Для того, чтобы перекрыть пространство сверху, нужно к идущей параллельно стене или другой колоннаде перекинуть поперечные балки (они называются прогоны). Нет нужды класть их сплошь, без просветов; обычно хватает одной над каждой колонной и одной или двух между ними. Промежутки между выходящими на фасад торцами балок-прогонов лучше прикрыть их щитами, предохраняющими от дождя и ветра. Другими щитами, сбитыми из вертикальных досок, мы защитим и сами торцы. Крышу сделаем двускатной, причём доски стропил должны нависать над краем сооружения, оберегая фундаменты от стекающей с кровли воды. Поскольку деревянные конструкции весьма подвижны (помните вечный стук и потрескивание в деревенском доме?), мы не просто поставим балку на балку, а проложим между ними тонкие деревянные дощечки-полочки, закреплённые снизу клинышками. Простая и, главное, очень логичная конструкция. Ничего лишнего, никаких украшений ради украшений. Каждая деталь работает, и вполне понятно как.
Пилястр и его устройство
Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:
- Основание (база) – нижняя основная часть. Выступает в роли декоративного цоколя главной детали.
- Столб (ствол) пилястры – длинная, вертикально установленная конструкция (полуколонна), на которой фиксируются остальные элементы. По ширине значительно уступает основанию.
- Капитель – может расцениваться, как верхнее основание. По- принципу основания изготавливается шире столба, дополнительно украшается декоративными узорами.
- Абака – верхняя квадратная плитка. Часто украшается резьбой, может принимать разные самые невообразимые (приемлемые основному стилю) формы.
Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.
Петровское барокко пилястрыИсточник moscowchanges.ru
Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.
Готика
Определенный архитектурный стиль, готика, заменил романский стиль в течение одного столетия (с середины 12-го до середины 13-го века). В основе готических сооружений лежит каркасная конструкция с арками и куполами. Первые готические соборы появились на севере Франции. Церковь была создана в XII веке в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сгуэри по новому проекту, который стал образцом для готической архитектуры. Подобные сооружения появились не только в кантоне Иль-де-Франс, но и на территории нынешней Бельгии и Швейцарии. Затем этот стиль распространился в Германии, Англии и Испании. После крестовых походов этот архитектурный стиль появился в Сирии, на Кипре и Родосе. В 14 веке готический архитектурный стиль также использовался при строительстве городских зданий, таких как ратуши. Например, мэрия Сен-Кантена с богато украшенной башней в центре фасада.
Ратуша Сен-Квентина с богато украшенной башней в центре фасада, готическая архитектура.
Когда государство было создано и необходимость в укреплениях отпала, замки были заменены готическими дворцами. Примеры архитектурного стиля можно увидеть на фотографиях ниже.
Папский комплекс в Авиньоне. Старый дворец (1334-1342) был построен в готическом стиле во время правления Бенедикта XIII — Новый дворец (1342-1352) — Климента VI.
В период поздней готики возник новый архитектурный стиль — Ренессанс, основанный на другой идеологии, характеризующейся уважением к человеческому лицу, подобно тому, как это было в Древней Греции.
Госпиталь
В древности врачебную помощь оказывали на дому или при святилище. В средневековой Европе появляются госпитальные здания. В основном их строили в монастырях, хотя существовали и городские госпитали, как, например, знаменитый Отель Дьё в Париже. Отделений не было, но общую палату старались делать светлой и просторной. В эпоху Возрождения госпитали получают более развитую структуру (госпиталь Санта-Крус в Толедо в форме креста с примыкающими к его стенам внутренними дворами). Их украшают, возводя в ранг важных общественных зданий (Оспедале дельи Инноченти во Флоренции), дополняют садом для прогулок (госпиталь в Эскориале под Мадридом).
Эти традиции сохраняются и в XVII–XVIII вв., более того, многие госпитали теперь представляют собой целый комплекс построек, связанных в продуманный архитектурный ансамбль (госпиталь в Гринвиче, Дом инвалидов в Париже, Голицынская больница в Москве). В России в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в., такие сооружения строятся на пожертвования знатных дворян (Странноприимный дом, ныне институт Склифосовского) и Голицынская больница в Москве. В XIX в. строилось много частных приютов на средства различных меценатов.
Странноприимный дом (Шереметьевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия.
Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия.
История архитектуры
Архитектура как один из видов искусства, предстает в неразрывной связи с историей строительной техники, историей развития строительной мысли и строительной науки. Историческая основа разных эпох, экономическое и политическое состояние общества в каждый конкретный период времени дают целостную картину развития архитектуры во всей полноте факторов, воздействующих на нее.
Греция, Афины, Акрополь
Архитектура призвана удовлетворять самые насущные потребности общества в жилье, местах отдыха и работы. Архитектор создает пространство, в котором существует человек, организует его и таким образом – воспитывает человека.
До XVIII века не было интереса к сохранению и особенно к изучению памятников архитектуры. Старые здания сносились «под чистую» или перестраивались для дальнейшего использования по совершенно другим назначениям:
- Римский Колизей – служил каменоломней для сооружения Золотого дворца Нерона;
- Раскопки в Мехико открыли под кафедральным собором остатки пирамиды ацтеков, а под флорентийским Дуомо были обнаружены руины древнеримского храма;
- Голубая мечеть в Константинополе стоит на месте дворца Юстиниана.
Некоторые постройки древности сохранились благодаря, вы не поверите, стихийным бедствиям. Таким примером служат засыпанные пеплом вулкана Везувия в 79 году города Помпеи и Геркуланум.
Италия, Рим, Колизей
Сохранению памятников на фоне их повсеместного разрушения в процессе политических и религиозных распрей послужила их функциональная и религиозная переориентация:
- Эрехтейон в Афинском Акрополе был превращен сначала в христианский храм, а затем в гарем турецкого коменданта Афин;
- Храм св. Софии в Константинополе (современный Стамбул) использовался как мечеть;
- Пантеон в Риме был сохранён за счёт его преобразования из языческого храма в христианский;
- Мачу-Пикчу, город инков, был оставлен жителями среди джунглей абсолютно целым, и его вторая жизнь, уже как памятника для потомков, началась в 1911 г. после того, как он был заново открыт.
В истории строительства можно выделить два принципиально различных периода: до начала XIX в. (доиндустриальный) и индустриальный.
Развалины замка
До начала XIX в. строительство базировалось исключительно на эмпирических методах, несмотря на первые попытки математических расчётов конструкций и начало применения конструкции из металла в XVIII в. Можно выделить четыре периода:
- времена первобытно-общинного строя, государств Древнего Востока, Древнего Египта, Древней Греции и Рима, которые можно завершить временем падения Западной Римской империи в 476 г.;
- эпоха Средневековья до строительства готических соборов с высокими шпилями (конец XIV в.);
- эпоха Возрождения каменных куполов (XV – XVI вв.);
- период промышленной революции XVIII в., когда начинают применяться первые металлические конструкции и закладываются основы теории сооружений.
С XIX в. строительное дело получает научную основу и ее широкое применение в проектировании и практике строительства.
Изучая историю архитектуры и строительной техники в их теснейшей внутренней взаимосвязи, во всем многообразии и последовательности их исторического развития, архитектор получает комплексные знания, которые помогают объединить функцию, художественную форму и конструкцию, полноценно используя весь эстетический потенциал конструкции на благо архитектурного решения в целом.
В следующей статье цикла «Архитектура как «замершая музыка» мы углубимся в историю развития архитектуры и начнём с времён первобытно-общинного строя.
—***—
Театр
Первые театральные здания появились в Древней Греции в середине первого тысячелетия до нашей эры. В древнегреческом театре впервые были определены наиболее важные элементы театра. Это были места для зрителей, пространство сцены и кулисы для переодевания актеров. Места для публики (театр) уже были разделены на отдельные ряды и секции. Сценическое (оркестровое) пространство еще не было поднято и было круглым или полукруглым.
В Древнем Риме в структуру греческого театра было внесено несколько изменений. Сцены в нашем понимании появились в театре. Стены кулис были подняты, и здание театра постепенно закрывалось. В эпоху Возрождения уже существовали независимые театральные здания под одной крышей, и при их строительстве не использовались различия в земельных участках. Постепенно дизайн фасадов и залов, а также роль театральных зданий в городском пространстве стали приобретать все большее значение (Большой театр в Москве, Михайловский и Александринский театры в Санкт-Петербурге, Гранд Опера в Париже).