Культура и традиции современной Индии
Тысячи лет истории, особенности традиций и культура – в итоге именно традиции сохраняются до сих пор.
Касты
Они зародились более 3 тысяч лет назад и сохраняются до сих пор. По факту рождения в семье, относящейся к определенной касте, ребенок пожизненно относится к этой касте. Каст на самом деле много и сейчас правительство пытается убрать эту систему.
Почему же люди не бунтуют, если рождаются не в той касте, которая их бы устраивала? Например, есть каста неприкасаемых, людей низшего сорта, даже общение с которыми унижает других людей. Тут вступает религия страны.
Она гласит, что мы рождаемся сотни и тысячи раз, прежде чем достигнуть величия. И единственный способ стать лучше в следующей жизни – прожить праведную эту.
Родиться в бедной семье не приговор, а испытание перед следующей жизнью, по результату этого испытания вы можете потом родиться еще беднее или богачом. Нужно лишь правильно прожить эту жизнь.
Танцы
Индусы – самый музыкальный и танцевальный народ. Все родилось опять же в религии, которая никогда не принижала человеческое тело и плотские утехи. А если нет запретов, то почему бы не прославлять богов своим телом?
Фестивали
На самом деле в Индии есть все мировые религии и еще сотни локальных. И они не ссорятся, вот магия-то. Индусы решили эту проблему сотней ежегодный фестивалей, посвященных богам, семье, традициям. И все это с танцами, песнями, яркими шествиями. Представьте бразильский карнавал пару раз в месяц.
Специи
Подумайте, если бы не индусы, то на нашей кухне из специй был бы разве что укроп. Большинство специй приехали к нам из Индии, даже любимый нам перец.
В Индии принято использовать много специй. Это связано с традициями и с плохой гигиеной. Большинство паразитов в большом количестве карри и перца просто не смогут выжить, так что даже при отсутствии медицины люди могут быть относительно здоровыми.
Грязь
Спросите любого туриста, чем ему запомнился Дели – он ответит, что контрастами и грязью. В плане чистоты тоже большой контраст – индусы невероятные чистюли в отношении своего тела, но совершенно не следят за чистотой улиц. Почему так?
Ответ кроется в истории и кастовой системе. Сначала религия убедила, что мусор должны убирать неприкасаемые – слуги. А удел других каст предоставлять им работу. И все работало хорошо, часть мусора убирали люди, а часть съедали животные.
Потом пришел прогресс, в течение каких-то десятилетий биоразлагаемый мусор сменился пластиком. Животные его не едят, а люди не справляются, а привычка никуда не делась. В итоге имеем то, что имеем.
Бедность
По статистике мало стран Африки могут сравниться по уровню бедности с Индией. Печально, но и здесь отчасти виноваты касты. Люди хотят правильно прожить жизнь бедняком, чтобы в следующей жизни родиться богачом. Пойти на работу, в школу – все это плохо вяжется с правильной жизнью бедняка.
Вторым аспектом бедности будут коррупция и не всегда положительные реформы правительства. Большинство программ для бедного населения из-за откатов, отмывания денег и взяток до бедного населения просто не доходят.
Языки
Большинство индусов говорят на английском, даже в нетуристических районах. Почему так, если есть хинди? На самом деле только официальных языков в Индии 23, включая английский. А неофициальных – в каждой семье могут быть свои диалекты. Даже в маленькой деревне, зная местный диалект, есть шанс не суметь договориться с продавцом на рынке.
Индия является самой многоязычной страной и самой многонациональной страной. Вот и попробуйте среди полутора миллиардов людей, имеющих совершенно разные корни и языки ввести единый язык.
Скульптура Древней Индии
Обычно скульптурой украшали древние храмовые сооружения, стены были полностью заполненными фигурами Будды, а свободное место между ними покрывали орнаментом. Скульптурными рельефами также изображали легенды из жизни Будды.
Новым поворотом в скульптуре стало изображение Будды в образе человека, такого ранее в индийском искусстве не было. Образ Будды и его учеников и последователей стал передавать представление о личности, познавшей самого себя, облик которой грамотно сочетал в себе физическую и духовную красоту
Помимо буддийских сюжетов в храмах можно было встретить и сюжеты из традиционной жизни, такие скульптуры помещали в ниши или ставили у стен. Это могли быть фигуры духов, божеств, богинь. Получили свое развитие и портретные статуи в виде фигур правителей, уже в то время статуи очень реалистично передавали черты лица, фигуры и даже некоторые детали одежды.
Кроме Будды, есть в индуизме и много других богов, также популярен бог Ганеши, он является сыном Шивы и Парвати. В основном его изображали в виде фигуры человека с головой слона, изображения богов индуистского пантеона, а также их статуи скульптуры дошли до наших дней и имеют огромное значение для мировой культуры.
Живопись древности
Древняя индийская живопись ассоциируется в первую очередь с пещерами Аджанты и их фресками. Приблизительно со 2 столетия до нашей эры тут жили буддийские монахи. К 5 столетию нашей эры буддизм в Индии, вытесненный индуизмом, пришел в упадок, и монахи покинули территорию.
Чудеса, скрытые за стенами пещеры, были открыты много лет спустя – лишь в19 веке. В 1819 году охотники из Англии случайно наткнулись на бывшие святыни и обнаружили внутри удивительные по красоте настенные фрески. Они изображали фрагменты жизни главного учителя буддизма, его приближенных, а также правителей Древней Индии и представителей царского двора.
Пещерные фрески Анжанты
В 1920-е годы ставшие знаменитыми фрески пещер Аджанты отреставрировали. Впоследствии их признали гордостью Индии, культурным наследием древних художников, имен которых, увы, не осталось.
Природные условия Древней Индии
Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.
Карта
Древнеиндийская цивилизация зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.
Климат Индии — жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника, растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.
Запоминаем новые слова!
Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.
Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.
Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли
На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные
Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.
В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока. Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.
Особый жизненный устрой
Начиная с древних времён, в государстве существовало социальное неравенство. Люди делились на замкнутые группы, именуемые варно-кастовый строй. В нём были такие сословия:
- Брахманы — аристократы, которые вели своё происхождение из рода жрецов. Они управляли страной и «контактировали» с высшими силами.
- Кшатрии — знать и воины. Находились в тесной связи с брахманами.
- Вайшьи (средний слой) — ремесленники, землевладельцы, купцы и лекари.
- Шудры — самые бедные слои населения. Они не имели прав и собственного мнения. Их задача — прислуживать и подчиняться состоятельным людям.
Были распределения и по кастам. Их делили исходя из профессиональной деятельности. Всего насчитывалось порядка 3500 каст.
Влияние на человечество
Некоторые индийские традиции удивляют западный менталитет. Своеобразное восточное мировоззрение делает важные акценты на вещах, которые многим кажутся обыденными. Но индийцы всегда видели в них неотъемлемую часть жизни. Они подарили миру такие практики:
Многообразие религиозных и философских учений. Благодаря этой стране появился буддизм.
Единство со Вселенной. Их культурное развитие направлено на слияние с космической энергией.
Обращённость внутрь человеческого мира (медитации). Только познав себя, можно понять истину и духовные ценности.
Выражение эмоций в танцах
Музыка и танцевальные движения являются важной частью многих событий и местной особенностью.
Почитание плотской любви, которую в стране никогда не считали греховной.
Древнеиндийская философия
Мировоззрение древних индийцев не замыкалось на религии; там получила значительное развитие и философия. Благодаря традиционализму индийского общества многие древнейшие произведения дошли до наших дней.
Индийским философам свойственны размышления над сущностью и духовными обязанностями человека. При этом не все считали необходимым для этого религиозность. Известны отрывки из философских произведений древнеиндийских авторов, отрицающих общепринятую индуистскую иерархию богов. Также есть основания считать, что в Индии в древности независимо от Демокрита появилась атомистическая теория.
Современность
Художественный талант Индии достиг своего пика, пожалуй, в современном мире. Подтверждение тому – большое количество художников нашего времени: пейзажистов, портретистов, абстракционистов, сюрреалистов и других современных направлений. В последнее время Болливуд часто радует своих зрителей фильмами, где главные герои – люди, влюбленные в изобразительное искусство.
Приведем список самых ярких представителей этой творческой профессии среди наших современников.
Джаганнатх Пол
Наследственный художник, родился в 1976 году. Учился в Калькуттском колледже искусств, сейчас живет в Мумбаи. Главная тема работ – взаимоотношения полов. Воплощает идеи с помощью контрастных цветов акрилом, а также углем.
Амит Бхар
Появился на свет в 1973 году в Западной Бенгалии. Малая родина с ее первозданной природой, простой пасторалью, а также чтение книг во многом оказали влияние на будущую профессию мальчика. Рисует акварелью, акцентируя внимания на игре светотени.
Бхаскар Лахири
Земляк Амита Бхара, но родился раньше – в 1961 году. Получил высшее художественное образование в Калькутте, был учеником другого мастера – Бхаттачарджи.
Бхаскар Лахири. Триратна
Уша Шантарам
Вся ее жизнь связана с Бангалором. Создает удивительные картины на национальные мотивы, а также делает упор на язык телодвижений. Еще удивительнее то, что она училась художеству самостоятельно.
Кришна Ашока
Родившись в 1963 году, в молодости он получил степень бакалавра в области изобразительного искусства. Впоследствии выставлял свои проекты на множестве выставок, в том числе за границей. Любимый материал – акрил.
Винита Дасгупта
35-летняя художница считается одной из самых влиятельных и дорогостоящих женщин в сфере живописи 21 века. Сама себя называет «рассказчиком».
Нишант Данге
Молодой человек рисует исключительно углем. Это трудно и просто одновременно, но всегда невероятно красиво. Всего один цвет, черный, может передать целый спектр чувств.
Арчан Наир
Уроженец столицы, Арчан прославился благодаря так называемым цифровым работам. Это его собственный стиль, в основе которого лежит абстракционизм, поп-арт и недюжинный талант.
Адиб Шейх
Живет и творит в Мумбаи. Виды родного города, его жители позволяют творцу черпать вдохновение. В основе – жизнь обычных людей, раскрашенная контрастной палитрой. Абид не раз участвовал в выставках в родной стране, в Сингапуре, а также создавал персональные экспозиции.
Новое время
В 18 веке усиливалась колонизация, и к 19 столетию Индия, претерпевшая века правления мусульман, а затем – европейских колонизаторов, почти полностью утратила свою самобытность. Индийская живопись во многом переняла стиль художников Европы, в первую очередь – Англии. Но 19-20 века богаты замечательными мастерами кисти, и мы хотим рассказать о главных из них.
Раджа Рави Варма
Раджа Рави Варма считается первым индийским художником, всерьез увлекшимся картинами на холсте. Он жил и творил во второй половине 19 века по большей части в Бомбее – нынешнем Мумбаи.
Художник родился в 1848 году на территории современной Кералы в благополучной и довольно богатой семье, знакомой с наукой и искусством: отец – ученый, мать – литератор и поэт, а также трое братьев и сестер.
Раджа Рави Варма
Будучи начинающим художником, Раджа Рави Варма нашел покровительство местного махараджи. Благодаря ему он обучался у известных учителей:
- Рама Найду Свами – раскрывал тайны картин, написанных акварелью;
- Теодор Дженсон – выходец из Европы, специализировался на портретах маслом.
Навыки, способности, знания, привитые учителями, способствовали созданию индивидуального стиля Рави Вармы. Он вобрал черты английского аристократизма и индийской самобытности. Картины художника многие называют очень чувственными, иногда даже слишком, но именно это привлекает сентиментальных индийцев, поэтому до сих пор во многих домах можно увидеть репродукции его работ.
Мотивы картин тоже были самыми разными, порой даже противоположными:
- портреты;
- исторические события;
- мифические сюжеты;
- представители викторианской эпохи;
- быт простого индийского народа;
- сцены из «Махабхараты»;
- индийские мужчины и женщины в сари;
- боги индуистского пантеона.
Любой сюжет давался мастеру одинаково хорошо. Реалистичности бытовому жанру придавал тот факт, что он путешествовал по всей Индии в поисках идей, лиц и видел все своими глазами.
Амрита Шер-Гил
Амрита – первая знаменитая женщина в индийской живописи. Она творила в 20 веке, а ее работы удостоены звания национального достояния Индии.
Амриту Шер-Гил также часто называют индийской Фридой Кало. Действительно, у девушек много общего: во внешности, образе жизни, судьбе. Обе с ярким внешним видом, темными волосами и густыми бровями, они своим поведением порождали слухи о множестве любовников и любовниц, а в итоге обеих ждала скоропостижная смерть.
Девушка родилась в начале 1913 года в венгерской столице – в Будапеште. Семья отличалась статусом и образованием: отец был из сикхской аристократии, преподавал санскрит и персидский, мать – еврейка из Венгрии, пела в опере. Также у Амриты была сестра Индира, с которой они с самого детства были близки, вместе устраивали детские показательные выступления.
Амрита Шер-Гил (справа) и ее сестра Индира
Семья жила в Будапеште. Амрита была очень творческой девочкой: играла на фортепиано и скрипке, но лучше всего ей давалось рисование, которым она занималась с пятилетнего возраста.
В 10 лет девочка с матерью переехала во Флоренцию, где поступила в школу искусств, но скоро они вынуждены были уехать в Индию. В 16 лет Амрита снова приехала в Европу, на этот раз в Париж, где стала еще ближе искусству живописи.
В начальных творениях девушки заметен европейский стиль, что неудивительно. Первой достойной работойой можно назвать картину «Юные девушки», написанную в 1932 году. Позже Амриту начали узнавать в художественных кругах и приняли в парижское сообщество, чем не могла похвастаться ни одна азиатка прежде.
В середине 30-х годов девушка чувствовала, что ей хочется вернуться на родину. Там она много путешествовала и нашла, наконец, свое призвание – показывать в картинах быт индийского народа, граничащий с нищетой и угнетением. Ярким примером реалистичного взгляда на жизнь индийцев является работа-трилогия, состоящая из картин:
- «Туалет невесты»;
- «Брахмачари»;
- «Крестьяне Южной Индии».
В 1938 году Амриту взял в жены ее двоюродный брат из Венгрии, а тремя годами спустя они перебрались в Лахор, бывший тогда культурной столицей Индии. Юная художница планировала устроить собственную выставку, но неожиданная болезнь, которая перешла в кому, забрала ее жизнь. Это случилось 6 декабря 1941 года. Нет официальной причины ее смерти, но одна из версий – последствия аборта.
Сегодня многие работы Шер-Гил хранятся в Галерее современного искусства в индийской столице. Там же названа улица в ее честь. Племянник Амриты, сын Индиры, впоследствии тоже стал художником и один свой проект, посвященный творчеству тети, выставлял в Лондоне.
Достижения культуры Древней Индии
Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день.
- Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи».
- Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
- Аюрведа – медицинские познания, направленные на лечение организма путем его очищения различными растительными препаратами.
- В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.
Санскрит – это язык учености. Для брахманов он является таким же языком, как и для западного научного мира – латынь. Корни санскрита прослеживаются во всех европейских и славянских языках. Например, русский глагол «ведать» происходить от индийского слова «веда», которое переводится как знание.
- Йога – физические и духовные практики, благодаря которым совершенствуется тело и разум человека.
- Шахматы – игра, призванная тренировать ум и развивать стратегические способности игроков. Она способна синхронизировать работу обоих полушарий мозга, гармонично развивая его.
Рис. 3. Древнеиндийский шахматы.
Что мы узнали?
При изучении темы «Культура Древней Индии» по программе истории 5 класса мы узнали кратко о культуре Древней Индии. Мы выяснили ее характерные черты, определили, на какие периоды развития она поделена. Также мы познакомились с важнейшими достижениями культуры Древней Индии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Основные этапы и цели человека согласно религии
Согласно древней традиции жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме делятся на ашрамы. Философское учение говорит, что система ашрамов ведет к реализации жизненных целей человека пурушартх на каждом этапе жизни, которые, как и ашрамы, 4. Важными пурушартхами являются: артха, кама, дхарма, мокша.
Ашрамы
- Брахмачарья — это самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его также называют «жизнью ученика», потому что он включает в себя период обучения под наблюдением гуру в качестве монаха, практики самопознания, воздержания, медитации и жизни в соответствии с принципами дхармы.
- Грихастха — это период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, завести детей, позаботиться о родителях и посвятить себя служению святым людям. Длится от 25 до 49 лет. За это время должны быть достигнуты такие цели, как артха и кама.
- Ванапрастха — это отрезок жизни продолжительностью 50-74 года, когда человек удаляется и готовится уйти из материального мира. Человек больше внимания уделяет духовным практикам и посещению святых мест.
- Саньяса — это ашрам для людей от 75 до 100 лет. Момент, когда человек оставляет мирские дела и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в этот момент он готовится к уходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.
Артха, кама, дхарма, мокша
Цели, пурушартхи, которых человек должен достичь в своей мирской жизни, следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили следующие названия:
- Арта: достижение богатства, обретение богатства и накопление определенных средств, приобретение знаний и навыков, принятие высокого социального положения и усиление власти.
- Кама — это цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и веселья. Он лежит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступен не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
- Дхарма — это набор мер и правил, которые определяют моральные принципы, выполнение религиозных обязательств и выполнение законов бытия.
- Мокша — это цель освобождения души от колеса сансары, цепи перерождений на пути к освобождению от страданий и ограничений материального мира.
Индуизм — это образ жизни. Выполняя духовные практики, придерживаясь здорового образа жизни, совершая добрые и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхармы, индуисты смогут достичь всех пурушартх.
Индуизм
История древней Индии
Как мы уже говорили, древнейшая индийская цивилизация, называемая Хараппа или протоиндийская, была открыта археологами в начале 20 века. Перед изумленными глазами ученых предстала блестящая культура с развитыми городами, домами, оборудованными водопроводными трубами (это было время, когда люди в Европе еще жили местами в пещерах), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первый был раскопан в древнем индийском городе Хараппа, давшем название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и многие другие древние поселения того времени.
Территория древней Индии того древнего периода расположена вдоль долины реки Инд и ее притоков, и как ожерелье покрывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.
Древняя карта Индии.
Происхождение древней Индии до сих пор является предметом споров среди историков и археологов. Между ними нет согласия относительно того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или она была принесена из соседней Месопотамии, с которой, помимо прочего, велась интенсивная торговля.
Так или иначе, большинство ученых считают, что протоиндийская цивилизация сформировалась из самых ранних местных сельскохозяйственных культур, существовавших в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подтверждают эту точку зрения, поскольку археологи обнаружили множество древних сельскохозяйственных поселений в долине Инда, которые датируются 6-4 тысячелетиями до нашей эры.
Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие месторождения кремния, запасы сырья для производства материалов — все это способствовало тому, что эти земли вскоре стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человека.
К сожалению, мы не можем много сказать о первой странице древнеиндийской истории, так как письменных источников этого периода нет, единственное, по чему мы можем судить о жизни древних индейцев, — это археологические находки. По этой причине мы можем много говорить о культуре древней Индии, о том, какой у них был образ жизни и экономики, но мы практически ничего не знаем, например, какие короли правили древней Индией, какие там были законы, были ли войны дрались и тд.
Начало культурного развития
Эта доисторическая цивилизация отличается высокой степенью культурного развития. Об этом стало известно благодаря находкам археологов. Найденные остатки материальной культуры поражают тонкой работой и изобретательностью. Было выявлено много стоянок с наскальной живописью, орудиями труда и письменами, которые не расшифрованы и по сей день.
Известно, что представители древней индийской цивилизации изучали астрономию. В их календаре было 12 месяцев по 30 дней. Каждый пятый год добавлялось по 1 дню. Примерно в V—VI вв. н. э. жители знали о земном притяжении и о том, что планета круглая, и вращается вокруг своей оси и солнца. Доказательством такого впечатляющего развития служат многочисленные исследования.
Хараппский период
Первой появилась Хараппская цивилизация 2500 (2300) — 1800 (1700) гг. до н. э. Она сформировалась в долине реки Инд и достигла высокого уровня развития. Города строились из двух частей. В верхней части в цитадели находилась городская власть и дома жрецов, на нижнем ярусе располагалось местное население. Улицы были широкими, порядка 10 метров. В домах работала сливная система.
Хараппские города вели внутреннюю и внешнюю торговлю, которая осуществлялась морским и сухопутным способами. Развивалось ремесленничество, архитектура и ювелирное мастерство. Создавалась сложная письменность, в которой насчитывалось более 400 различных знаков.
В пригородах основным занятием было земледелие. Жители выращивали пшеницу нескольких сортов, а также горох, рис и ячмень. Занимались животноводством и садоводством.
Арийская эпоха
Новый период появился с приходом арийских племён. Эти кочевники осели в долинах рек Ганг и Инд. Они смешались с местным оседлым населением и внесли свои традиции в их культуру. Арийская эпоха началась примерно в III—II вв. до н. э. и продолжила развитие науки, культуры и хозяйственной деятельности.
В это время сложилась современная десятичная система счисления. Математика была на высоком уровне — изучалась алгебра и придумывались сложные алгоритмы.
Люди интересовались химией и открыли серную, соляную и азотную кислоту. Врачеватели классифицировали болезни, исследовали организм человека и создавали лекарства на основе лечебных трав.
Благодаря общению между племенами, развивалось филологическое направление. Многоязычие сформировало новую литературную, художественную речь — санскрит.
Правление ведов
Ведический период наступил в первой половине I тыс. до н. э. Пик развития пришёлся на времена правления династии Марьев (322 — 185 гг. до н. э.). Этому поспособствовало нападение войск Александра Македонского на полуостров Индостан. После поражения великого полководца вся территория Индии объединилась в одну страну.
https://youtube.com/watch?v=458X30t01Zg
Брахманизм
Касты в брахманизме
На стадии развития брахманизма появляется идея первого человека Пуруши, давшего начало всем людям и всем живым существам на земле. Легенда о Пуруше закрепляет зарождающуюся кастовую систему в Индии. В нем рассказывается о некоем космическом человеке, который жертвует собой, в результате чего возникает мир и его части. Из разных частей тела Пуруши находились люди, принадлежащие к разным кастам (от португальского — «чистые») — сословиям. Эти свойства изолированы, они не должны сообщаться друг с другом. Из уст Пуруши возникла высшая каста — брахманы (священники, исследователи священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (крестьяне, торговцы), из стоп — шудры (слуги, зависимые люди). Был также еще более низкий слой, называемый неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считающихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд перехода и назывались «дваждырожденными». В детстве человек ведет жизнь ученика, поэтому он должен жениться и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен уйти из дома и вести жизнь монаха, отшельника-саньясина. В брахманизме формируется понятие Брахмана — безличного Абсолюта, сущности, основы и причины мира, а также Атмана — индивидуума, духовного начала в человеке, его самой сокровенной, тождественной сущности. Брахману и стремится слиться с ним. Постепенно возникает идея круговорота бытия — сансары, перерождений — воплощений индивидуальной души во всех новых телесных оболочках, кармы — закона, определяющего следующее рождение, мокши — идеала, к которому должна стремиться каждая душа который заключается в устранении перерождений и воплощений.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое деление, при котором только представители высшей касты — брамины — могли сталкиваться с религиозными и мистическими проблемами. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные течения, провозглашающие более демократический порядок и противостоящие официальному брахманизму. К этим направлениям в основном относятся джайнизм и буддизм. Но буддизм вскоре был изгнан из Индии и стал мировой религией, а джайнизм из-за своих особенностей никогда не распространялся и оставался национальной религией, не очень популярной, но очень влиятельной.