Литература
- Черепнин Николай Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии.
- Черепнины // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. — М.: Музыка, 1991.
- Черепнин Н. Н. Воспоминания музыканта; . — Ленинград: Музыка. , 1976. — 128 с., 2 л. ил.
- Nikolai Tcherepnin, 1873—1945. Frankfurt/Main: M.P. Belaieff, 1974
- Асафьев Б. В. Этюд о Черепнине. Последние произведения// Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: «Музыка», 1974. — С. 20—24.
- Биккенин О. Ф. Балетное творчество Н. Н. Черепнина русского периода в контексте эстетических течений его времени / М-во культуры России, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Санкт-Петербург: , 2001. — 42 с.: нот.
- Глинский М. «Красная маска». Хореодрама Н. Н. Черепнина // РМГ. — 1916 г. — № 12.— Стб 268—276.
- Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. — М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Двинский М. Н. Н. Черепнин о своем новом балете «Красные маски» // «Биржевые ведомости». — 1912. − № 13181, 6 октября.
- Дейкун Л. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Черепнина// Русская музыкальная культура XIX — начала XX века. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — Вып. 123. — М., 1994. — С. 79—95.
- Кисеева, Е. В. Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX—XX веков : диссертация … кандидата искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 2006. — 180 с.
- Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 299 с. — ISBN 5-88766-041-4.
- Логинова В. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В.Ребиков, Н.Черепнин, А.Станчинский) : дисс. … кандидата искусствоведения; Российская Академия музыки им. Гнесиных. — М., 2002. — С. 48—97
- Логинова В. Творческий облик Н. Н. Черепнина в контексте русского искусства начала XX века: личность и стиль. — Оренбург: Из-во Оренбург. Гос. Ин-та искусств, 2002.
- Оссовский А. В. Павильон Армиды. Балет Н. Н. Черепнина // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л., 1971. — С. 84—87.
- Редя В. Я. «Новый балет» в антрепризе С. Дягилева: начало пути // Музыковедческие студии Института искусств Волынского национального университета имени Леси Украинки и Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. Сборник научных трудов. — Вып. 5. — Луцк: Волынский национальный университет имени Леси Украинки, 2010. — С. 5—17.
- Светлов В. «Павильон Армиды» // Слово. — 1907. — № 331.
- Финкельштейн Ю. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина: образный строй и средства воплощения // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № 2. — С. 262—270.
- Финкельштейн Ю. Воплощение эстетики «Мира искусства» в балетном спектакле «Нарцисс и Эхо» Бакста — Фокина — Черепнина // Философия и музыка. Сборник трудов. — Вып. 163. — РАМ им. Гнесиных, 2004. — С. 57—65.
- Финкельштейн Ю. Образы русской сказки и их воплощение в балетном творчестве Н. Черепнина // ГЛОБЭКСИ : (Интернет-журнал АТиСО) / Акад. труда и соц. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2007.
- Финкельштейн Ю. А. Балет «Золотая рыбка» Н. Черепнина // ГЛОБЭКСИ: (Интернет-журнал АТиСО) / Акад. труда и соц. отношений — Электрон. журн. — М.: АТиСО, 2007.
- Финкельштейн Ю. А. Балетное творчество Н. Н. Черепнина в контексте идей эпохи: автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Финкельштейн Юлия Анатольевна; . — Москва, 2012. — 24 с. (Диссертация… — Москва, 2012. — 191 с.)
- Финкельштейн Ю. Поздние балеты Николая Черепнина // «Русское искусство». — 2009. — № 1. — С. 27—34.
definition — Черепнин, Николай Николаевич
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Черепнин, Николай Николаевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Никола́й Никола́евич Черепни́н (15 мая , Санкт-Петербург — 26 июня , Исси-ле-Мулино, под Парижем) — русский композитор, дирижёр и педагог, отец Александра Черепнина.
Биография
Сын врача, рано потерял мать. В с отличием закончил Петербургскую консерваторию, ученик Николая Римского-Корсакова. С дирижировал хором Мариинского театра, с — главный дирижёр театра. Член Беляевского кружка, был дружен с музыковедом А.В.Оссовским. Входил в «Мир искусства». В — преподавал дирижирование в Петербургской консерватории, среди его учеников были Николай Обухов и Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений (Первый фортепианный концерт и др.). С Черепнин участвовал в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. В — — директор Тифлисской консерватории. С — во Франции. Был директором Русской консерватории в Париже. В был приглашен Сергеем Кусевицким продирижировать Бостонским симфоническим оркестром.Н. Н. Черепнин (1873-1945) – русский композитор, педагог, дирижёр. Он учился в классе Н. А. Римского-Корсакова по композиции, в 1895 году закончил Петербургскую консерваторию, а затем преподавал в ней (1905-1918). Его учениками были Сергей Прокофьев, Ю.А. Шапорин, А.В. Гаук, В.А. Дранишников и др. Являясь последователем своего педагога, Н. Черепнин воспринимал все новые веяния в музыке. Большое влияние на его стиль оказало течение импрессионизма, многое он воспринял от А.Н.Скрябина, Р.Штрауса, Г.Малера, А.Шёнберга, И.Стравинского, К.Дебюсси, М.Равеля. Исследователи склонны считать, что лучшие произведения Н. Черепнина были написаны им в период сближения его с группой «Мир искусства». Общение это началось с создания балета «Павильон Армиды» (ор. 29) по сюжету А. Н. Бенуа в 1903 году. С 1909 по 1914 год он был участником «Русских сезонов» в Париже, и первый сезон 1909 года прошёл под его управлением. Он оказался первым композитором, написавшим музыку по заказу Сергея Дягилева – первый его балет «Павильон Армиды» был поставлен в 1909 году М. Фокиным. Ещё два его балета «Нарцисс и Эхо» (ор. 40, 1911г.) и «Маска Красной смерти» (ор. 49, 1912г.) были также созданы им для труппы Сергея Дягилева.Имя Н. Н. Черепнина связано с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже. Художественные принципы композитора сформировались под воздействием членов дягилевского содружества – А. Н. Бенуа, Л. Бакста, М. Фокина, эстетики «Мира искусства», тяготения его участников к поэтическому воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации.После того, как Черепнин расстался с «Русскими сезонами», он некоторое время возглавлял консерваторию в Тбилиси (1918-1921), затем эмигрировал во Францию, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 году он основал и возглавил русскую консерваторию в Париже.
Избранные сочинения
Балеты
- Павильон Армиды ()
- Нарцисс и Эхо ()
- Маска Красной Смерти (, по Эдгару По)
- Марья Моревна ()
- Сказка про царевну Улыбу и Соловья разбойника ()
- Дионис ()
- Зачарованная птица («Русская сказка») ()
- Роман мумии (, по повести Т.Готье)
- Золотая рыбка () на сюжет А. С. Пушкина
Другие сочинения
- Драматическая фантазия ()
- Зачарованное царство ()
- Концерт для фортепиано с оркестром ()
- Хождение Богородицы по мукам, оратория для трех солистов, хора и оркестра ()
- Грузинские погребальные песнопения ()
- Шесть пьес для квартета валторн
Сайт Общества Черепниных
Биография
Родился в семье известного петербургского медика Николая Петровича Черепнина (1841 — 27 февраля 1906), личного врача Ф. М. Достоевского; в воспоминаниях Анны Сниткиной-Достоевской указывалось, что в последний момент послали за доктором Черепниным: «Приехавший доктор Н. П. Черепнин мог только уловить последние биения его сердца». Мать, Зинаида Александровна, в девичестве Ратаева, дочь обер-егермейстера Александра Николаевича Ратаева. Умерла после вызванной родами болезни. Вторая жена отца была из рода Суворовых, — Ивашинцова имела двух сыновей; таким образом, генерал-лейтенанты Александр Васильевич (1869—1921) и Сергей Васильевич (1857—1921) Ивашинцовы были его сводными братьями.
В 1883 году Николай Черепнин поступил в 6-ю Петербургскую гимназию, директором которой в 1890 году стал филолог и духовный композитор Дмитрий Николаевич Соловьёв. Гимназия была окончена в 1891 году с серебряной медалью. Затем Черепнин учился в Петербургском университете; в 1895 году окончил юридический факультет университета со званием кандидата права.
Ещё осенью 1893 года, не оставляя занятий в университете, он поступил в Петербургскую консерваторию, в класс фортепиано профессора Карла Карловича Фан-Арка. Вскоре, оставив класс Фан-Арка, он сдал экзамены на композиторское отделение консерватории и был принят в класс композитора и музыкального писателя Николая Феопемптовича Соловьёва. В 1894 году, как вспоминал Черепнин
Соловьёв не возражал и Черепнин стал заниматься у Н. А. Римского-Корсакова на курсе специальной гармонии и в 1898 году с отличием окончил класс композиции со званием свободного художника.
С 1898 года дирижировал хором Мариинского театра, с 1906 года — дирижёр театра. Дирижировал концертами Русского музыкального общества, «Русскими симфоническими концертами», в 1908—1913 годах — в петербургском Народном доме. С 1909 года Черепнин участвовал в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
Член Беляевского кружка, был дружен с музыковедом А. В. Оссовским. Входил в объединение «Мир искусства».
В 1905—1917 гг. преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 года — профессор), среди его учеников были Николай Обухов и Сергей Прокофьев, посвятивший учителю три сочинения: Симфониетту, Первый фортепианный концерт и Скерцо для четырёх фаготов. Юрий Шапорин, занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывал своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям».
В 1918—1921 гг. — директор Тифлисской консерватории. С — во Франции, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 году основал и возглавил Русскую консерваторию в Париже. В 1932 году был приглашён Сергеем Кусевицким продирижировать Бостонским симфоническим оркестром. С 1937 года возглавлял Попечительский совет издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».
Сочинениями Черепнина, помимо самого автора, дирижировали Александр Глазунов, Сергей Кусевицкий, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Александр Рудин.
Семья
Жена (с 1897 года): старшая дочь Альберта Николаевича Бенуа, Мария Альбертовна. Вместе с женой похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Сын: Александр — композитор, пианист, музыкальный критик.
Стиль и приемы
Его ранние работы были довольно оригинальными, и некоторые из его произведений пользуются неизменной популярностью.[нужна цитата ] Его продукция включает три оперы, четыре симфонии, divertimento (которая является симфонией во всем, кроме названия), шесть фортепианные концерты, работает на балет, хоровая музыка, соло на альт-саксофоне и большое количество сольной фортепианной музыки. Его Симфония № 1 (1927) примечательна тем, что включает в себя первую симфоническую часть, когда-либо написанную полностью для перкуссия без тона; этому предшествовало четыре года Эдгар Варез с Ионизация 1931 г. (Бенджамин Фолкман, цитируется по Wender 1999, 6). Одна из двух симфоний, оставшихся незавершенной после его смерти, была бы только для ударных (Arias 2001). Черепнин изобрел собственные гармонические языки. Самая известная из его синтетических гамм, полученная путем объединения минор и мажор. гексахорды, состоит из девяти нот и трех соединенных тетрахордов полутон-тон-полутон. Это стало известно как «шкала Черепнина» (Слонимский 1968, 19–20), и ее можно отнести к шкале Мессиана. режимы ограниченной транспозиции.
Играть в (помощь ·Информация )
Он также работал с пентатоника, старорусский модальный мелодии Грузинский гармонии и девяти нотный «хроматический совершенный» строй, построенный на полушаговых и полуторных интервалах. Черепнин обсуждал эти приемы в своей монографии «Основные элементы моего музыкального языка» (Корабельникова, Приложение 2, с. 191–209, см. Также внешние ссылки).
Работает
Балет
- Le Pavillon d’Armide (1907)
- Нарцисс и эхо (1911)
- Маска красной смерти (1915)
- Вакх (1922)
- Волшебная русская сказка (1923)
- Романтика мумии (1924)
Оркестровый
- La princesse lointaine (прелюдия к одноименная пьеса к Эдмон Ростан ), Соч. 4 (1896 г.)
- Макбет (после акта 4, сцена 1), соч. 12 (1902)
- От земли к земле (1903)
- Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, соч. 30 (1905)
- Марья Моревна (симфоническая поэма) (1909)
- Зачарованное Королевство (1910)
- 6 музыкальных иллюстраций к Пушкин «s»Сказка о рыбаке и рыбке « (1917)
- Судьба (1938)
Камерная музыка
- Лирическая поэма, для струнного квартета (1898)
- Мелодия, для скрипки и фортепиано (1902)
- 5 пьес для фортепиано (1904)
- 6 валторн-квартетов (1910)
- Алфавит в картинках, для фортепиано (1910)
- Cadence fantastique, для скрипки и фортепиано (1915)
биография
Он родился в Санкт-Петербург, Россия, играл на фортепиано и много сочинял с самого раннего возраста. В этом занятии его вдохновила атмосфера дома, которая — благодаря связям его семьи с Бенуа и Дягилевым — была местом встреч многих известных музыкантов и художников того времени. К тому времени, когда он начал заниматься формальной теорией и изучением композиции в позднем подростковом возрасте, он уже сочинил сотни произведений, в том числе более десятка сонат для фортепиано. Среди его учителей в России были композитор Виктор Беляев (ученик Анатолий Лядов и Александр Глазунов ), подготовившего Черепнина для Петербургской консерватории; Леокадия Кашперова (известная пианистка, протеже Антон Рубинштейн ); и его профессор консерватории Николай Соколов (ученик Николай Римский-Корсаков ). Примечательно, что в то время наставником Черепнина был известный музыковед. Александр Оссовский, который также был его другом отец. На его произведения повлиял композитор Александр Спендиаров.
После 1917 Русская революция, семья бежала из Санкт-Петербурга и на некоторое время поселилась в Тбилиси, Грузия. В багаже молодого Черепнина было около двухсот коротких фортепианных пьес, многие из которых в конечном итоге дошли до печати (особенно в его «Багатели», соч. 5). В Тбилиси он продолжил учебу в консерватории, давал концерты как пианист и дирижер, а также писал музыку для Камерного театра (Палмер 1980, 18: 637; Корабельникова 2008, с. 16–40). Из-за политической обстановки в Тбилиси после того, как Грузия была советизированный, Черепнины решили навсегда уехать из России в 1921 году. Париж, где Александр закончил учебу у Видаля и Исидор Филипп, который был заведующим кафедрой фортепиано в Парижская консерватория, и стал связан с группой композиторов, в которую входили Богуслав Мартин, Марсель Михаловичи и Конрад Бек. Филипп добился публикации нескольких групп коротких фортепианных пьес, сочиненных Черепниным в России. Из Парижа Черепнин начал международную карьеру как пианист и композитор. В 1925 году он получил премию Шотта за свой «Концерт для камеры», соч. 33. Он начал ежегодно посещать Соединенные Штаты в 1926 году, а затем отправился на Дальний Восток, совершив несколько длительных поездок в Китай и Японию в период с 1934 по 1937 год. Он продвигал композиторов в Япония (Акира Ифукубе, Фумио Хаясака, Бунья Ко, и другие) и Китай (Он Лютинг и др.), даже основав с этой целью собственное издательство в Токио. Находясь в Китае, он познакомился с молодым китайским пианистом. Ли Сянь Мин (1915-1991), а позже они поженились в Европе. У них было трое сыновей вместе: Петр, Serge и Иван.
В течение Вторая Мировая Война, он жил во Франции. Война практически остановила его музыкальную деятельность. Однако в послевоенный период возродилась творческая энергия; результатом стал ряд важных произведений, начиная с Симфонии № 2 (написанной в 1947 году, оркестрованной не было до 1951 года). В 1948 году он отправился в Соединенные Штаты, обосновавшись в Чикаго в 1950 году и в 1958 году получив гражданство США. Он и его жена преподавали в Университет ДеПола в Чикаго. Среди его учеников были Филипп Рэми, Роберт Мучински, Глория Коутс, и Джон Дауни. Симфония № 3 Черепнина была написана в то время в Чикаго по заказу Патриции и М. Мартина Гордона в 1951 году, которые были основателями Принцесса Пэт, косметическая компания из Чикаго. Работа была посвящена Патрисии Гордон и вышла на экраны в 1955 году. Фабьен Севицки дирижирует Симфоническим оркестром Индианаполиса. Между тем состоялась мировая премьера его Симфонии № 2 с Чикагский симфонический оркестр в 1952 г. под руководством Рафаэль Кубелик. В 1957 году Черепнин выполнил две крупные американские оркестровые комиссии: «Дивертисмент», соч. 90 (для Фриц Райнер и Чикагский симфонический оркестр ) и его Симфония № 4, соч. 91 (для Чарльз Мунк и Бостонский симфонический оркестр ). В 1964 году он переехал в Нью-Йорк и впоследствии разделил свое время между Соединенными Штатами и Европой. Он умер в Париж в 1977 г. (Палмер, 18: 637).
В Сингапурский симфонический оркестр записал свой первый полный симфонический цикл под управлением Лань Шуя. В 2008 году эти записи были переизданы вместе с исполнением в Сингапурском симфоническом оркестре его шести фортепианных концертов (Норико Огава, пианист), наряду с Симфонической молитвой, соч. 93, Magna Mater, Op. 41 и другие оркестровые произведения.
Он был национальным покровителем Дельта Омикрон, международное профессиональное музыкальное братство.
3. Избранные сочинения
3.2. Балеты
- Павильон Армиды (1903)
- Нарцисс и Эхо (1911)
- Маска Красной Смерти (1911, по Эдгару По)
- Марья Моревна (1913)
- Сказка про царевну Улыбу и Соловья разбойника (1916)
- Дионис (1921)
- Зачарованная птица («Русская сказка») (1923)
- Роман мумии (1924, по повести Т.Готье)
- «Золотая рыбка» (1937) на сюжет А. С. Пушкина
3.3. Симфонические сочинения
- «Драматическая фантазия» (1903)
- «Зачарованное царство» (1904)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1907)
- «Судьба», фрагменты из музыки балета «Маска красной смерти» (1934)
- Оркестровка «Парафраз» — совместного сочинения Николая Римского-Корсакова, Цезаря Кюи, Анатолия Лядова, Александра Бородина и Ференца Листа (1937)
- «Хождение Богородицы по мукам», оратория для трех солистов, хора и оркестра (1938)
- Грузинские погребальные песнопения (1944)