Атман

Ньяя

Индуистская философия Ньяя считает, что принятие Атмана за то, чем он не является, является источником страдания, а путь к освобождению — это правильное знание или «понимание вещей такими, какие они есть» для существа, которое их воспринимает; таким образом, фундаментальное невежество, источник страданий, состоит в том, чтобы «принять не-Я как Самость , например, когда кто-то говорит:« Я есть », а ошибка заключается в эгоизме ( аханкара ). Эгоизм — это видение того, кто видит не-Я, думая: «Я есть» ». «Совокупность объектов, которая является областью эгоизма» — это «тело, сенсорные способности, ум, ощущения и мысли». Чтобы отождествить себя с этими совокупными связями, освобождение исходит из метафизического знания атмана, которое ведет такого знатока к жизни без желаний, без ненависти или слепоты; этот знаток атмана, который знает, чего следует избегать и средства, чтобы избежать этого, что побеждать и средства, чтобы победить его, таким образом, понимает «сострадание ( деньа ) ко всем существам», созданиям без знания, не знающим, как избежать зла или желать высшего счастья; Сострадание этого знающего ко всем существам естественным образом побуждает его учить их тому, что он видит, так что они будут знать и с помощью этого знания отбросить то, что должно быть отброшено (отождествление с преходящим эго), и получить то, что должно быть достигнуто (реализация Вечного Я или атмана, будучи свободным от привязанности к удовольствиям, свободным от «жажды всех объектов мира» и, таким образом, наконец свободным от неудовлетворенности).

Критический

Буддизм не признает существование Атмы. Согласно большинству школ, не существует независимой и непреходящей сущности, которую можно было бы назвать «Я». Термин атман представляет собой лишь простое обозначение в выражении общепринятой истины (пали: вохара-вавана ), а не то, что действительно существует. В высшем смысле (пали: параматтха ) существуют только явления в постоянном преобразовании (ср. Скандха ).

Это несуществование «я» ( анатман ), дополнительное понятие атмана, понимаемого как сущность, а не как чистое сознание, которое используется для обозначения не-я телесных и ментальных явлений ( скандха ). Clear двери Трактат Ста Дхармов Махаяны (са: Махаяна śatadharma prakāśamukha шастр  ; ж: Дачэн bǎifǎ Mingmen Лунь «大乘百法明门论») по Васубандху призван продемонстрировать этот важный момент в буддийской философии.

Но согласно философии индуистской ньяи, которую прокомментировал Ватьяяна, доктрина анатмана нелогична: поскольку нет постоянного атмана («Я»), не может быть возможности запоминания; для того, чтобы было воспоминание, должен быть уникальный знаток (атман), который теперь воспринимает ранее известный объект, «а это невозможно, если есть только последовательность когнитивных событий, лишенных д’атмана <постоянного>».

Кроме того, существует необходимость постоянного Атмана (Self), чтобы оправдать воскресение (перерождения, «последовательность тел») и освобождение от перевоплощений  : если мы признаем, что есть только «простая последовательность моментальных познаний лишенных атмана : для этого воскресения отсутствует сплошной субстрат »; если существует «только одна постоянная последовательность« различных »когнитивных переживаний, то не так уж и долгий путь, чтобы пройти полностью, потому что нет единого объекта, который мог бы это сделать»; и если нет уникальной сущности (атмана), «нет ничего, что можно было бы освободить от ряда тел; переселение и освобождение больше не оправданы ».

Ватсяяна считает, что доктрина анатмана отрицает единство живого существа, Самости или атмана и не может постичь единство организованного Целого (воплощенного в существе): «если бы была только« простая последовательность познавательных событий, различные сущности были бы возможны <для одного живого существа>: все действия живых существ не были бы объединены, нераспознаны, нечеткими ».

В своей книге индуизм и буддизм, Кумарасва считают, что оригинальный буддизм не отрицает существование Атмана, в принципе без начала и конца, вечный Атман, но показывает, что не является Атманом, заявив, что Атман не является эфемерным соединением тело.

Анатман и шутьята[5]

Быть Буддой означает знать через наблюдение, а не через веру Писаниям или мне. Смотрите сами. Просто попытайтесь найти что-нибудь обусловленное, что возникает, но не уходит. Есть ли что-нибудь рожденное, но не умирающее? Будьте тем Буддой, который знает, вкладывая силу в опыт своей жизни здесь и сейчас, а не теряясь в ложном представлении о том, что вы Будда — «Я Будда; все это мне известно». Иногда желание принимает даже облик Будды. На самом деле нет кого-то, кто знает, а представлять себе, что ты Будда, не значит быть Буддой.

Тхеравадины говорят об анатте, а приверженцы Махаяны — о шуньяте — на самом деле они имеют в виду одно и то же. Чтобы на опыте увидеть анатту, мы исследуем и видим, что цепляние за «я», за неврозы, которыми все мы одержимы, за мысли, за желание, ненависть и заблуждение — все это анатта. Нет никакой сущности, которую можно было бы сохранить — просто пустые обусловленные явления, возникающие из пустоты и снова без остатка исчезающие в ней. Итак, мы отпускаем эти явления, позволяем им быть такими, как есть, и они вполне естественно изменяются сами по себе. Вам нет нужды давить на них. Если вы испытываете что-то неприятное, вам не нужно уничтожать это; она само пройдет. Мнение говорит вам: «Мне не нравится это условие. Я хочу избавиться от него, вымести его вон». Это еще более усложняет ситуацию — вы пытаетесь оттолкнуть нечто от себя, спрятать голову в песок и сказать: «Фу, наконец прошло!» Но эта жажда избавиться от чего-то — вибхава-танха — только создает условия для нового возникновения нежеланного явления, потому что мы не увидели, что оно само умирает вполне естественно…

Сколько всего вы носите в себе — недовольство людьми, слепые увлечения, страхи и разные давно прошедшие события? Мы можем расстроиться просто из-за того, что вспомним имя кого-то, кто причинил нам страдание — «Как они смеют так поступать, так со мной обращаться!» — и так мы думаем о том, что приключилось двадцать лет назад! Некоторые проводят большую часть жизни, точа на кого-нибудь зуб, так что сами же разрушают остаток своей жизни.

Но практикуя медитацию, мы вырываемся за пределы шаблонов нашей памяти. Вместо того, чтобы вспоминать разных людей и делать их реальными для себя, мы видим, что сейчас, в этот самый момент, воспоминания и их горечь — это изменчивые обусловленные явления; мы видим, что это аничча, дуккха, анатта…

Мы рассуждаем о перерождении: что это такое, что переходит из одной жизни в другую, если нет никакой души? Если всё — анатта, как «я» мог быть кем-то в предыдущей жизни и как «я» могу обладать какой-то вновь рождающейся сущностью? Но если взглянуть на то, как действуют явления независимо от вас, вы начнете понимать, что перерождение — не более, чем желание, ищущее какой-нибудь объект для того, чтобы быть им поглощенным — и это позволит ему возникнуть вновь. Такова привычка беспечного ума. Проголодавшись, вы выходите на улицу и находите себе какую-нибудь пищу — потому что такая реакция обусловлена определёнными факторами. Вот вам и настоящее перерождение: поиск чего-то, поглощение этим самым объектом поиска. Перерождение происходит постоянно, днём и ночью, потому что, устав от перерождения, вы самоуничтожаетесь, заснув. Вот и всё. Это то, что вы можете увидеть. Это не какая-то теория, это способ исследования и наблюдения каммических действий…

Мне случается встречать буддистов, которые раньше были христианами; они пережили сильное разочарование в христианстве и теперь стали очень антихристиански настроены. И по этой причине они используют буддизм как средство для оправдания своей настроенности. Они стараются принизить христианство, рассуждая: «Эти христиане верят в Бога. Вот дураки! А вот мы не верим. А еще эти христиане верят в вечную душу, а мы нет. Не верим мы во всю эту чушь. Мы верим в анатту, в отсутствие души!». Но это не то, чему учил Будда. Это еще одна ловушка обманывающего нас ограниченного ума. Реализация — это когда вы что-то обнаруживаете и знаете непосредственно.

Итак, что такое Атман?

Атман – ведущая и первая чакра сверхсознания (вторая чакра – Сахасрара), расположена в центре груди (ближе к поверхности, там, где человек влюбляется ).

Атман – Духовное Сердце Человека (центр Души), двенадцати лепестковый лотос.

Строение Атмана. Духовное существо расположено в центре данной чакры  (представитель Бога в Человеке). В груди Духовного Существа – Божья Искра (часть бессмертной энергии Бога), напрямую связана с Абсолютом энергоинформационным каналом (вверх через макушку). 12 лепестков (сверхспособности и др.), управляет всеми остальными чакрами (в идеале, если сама чакра в порядке).

Главное стремление Атмана – понимание всего происходящего (стремление к Истинным Знаниям о мире и т.д.), это основа для  реализации предназначения Человека, развития и получения состояния наивысшего Счастья.

Основные принципы и стремления чакры Атман:

  • Понимание всего происходящего.
  • Смысл Жизни и реализация высшего Предназначения (общего и индивидуального).
  • Чувства (любовь, дружба, благодарность, уважение, преданность и др.).
  • Идеалы (что человек принял сердцем, во что поверил, должны быть Идеалы Творца: Любовь, Добро, Справедливость) – см. что такое Добро.
  • Открытость к Познанию (способности познавать этот мир, проникать в суть вещей, быть гениальным исследователем).

Сиддхи или сверхспособности:

Нужно сказать, что в полной мере Атман раскрывается на 8 уровне развития человека (это уровень Миссий и великих Духовных Учителей, которые могут превращать воду в вино и ходить по воде). Таких людей во все времена на Земле было очень мало, единицы.

  • Неуязвимость тела (бессмертие)
  • Изменение формы и объёма тела (трансмутация)
  • Увеличение физической силы в 100 раз
  • Телепортация
  • Управление огнём
  • Вызов ядерных реакций
  • Материализация
  • Анигиляция (разложение материи на частицы)

Это только некоторое начальное описание этой уникальной чакры и его возможностей. Но, несмотря на то, что в полной мере Атман и его сверхспособности раскроются на 8 уровне (окончание эволюции на Земле), Атман всегда остаётся главной чакрой отвечающей за связь Души с Богом, общение с ним через молитву, за Совесть, способность чувствовать, любить, благодарить, и мн. др.

Раскрывается Атман через духовные практики направленные на познание Бога, Его Воли и Законов, через молитву и медитацию направленные на раскрытие и усиление Веры и Любви к Богу, Вселенской любви.

Данной информации, вы практически нигде найти не сможете, в открытых источниках, но работая с Духовным Наставником многое возможно в себе познать и раскрыть.

Предложения со словом «атман»

Примеры употребления слова атман в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Информацию из атмана сознанию нужно взять, пропустить сквозь свои ценности и убеждения, сортируя её на приемлемую и неприемлемую.

Ксения Меньшикова, Цели и ценности. Как перестать быть таким, как все

Этот уровень сознания называется атман, или атмическое тело.

Ксения Меньшикова, Цели и ценности. Как перестать быть таким, как все

Секрет успеха в этом мире – взять первому информацию атмана и первому же её реализовать.

Ксения Меньшикова, Цели и ценности. Как перестать быть таким, как все

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Этот санскритский термин означает «признающий авторитет Вед  ».
  2. В йоге и другие практики индуизма бы соединиться с этой сущностью.
  3. Буддизм, не признающий ни Брахмана, ни Атмана, является частью индийской неортодоксальной философии или настики (не признающей Вед ).

Рекомендации

  1. Словарь санскрит наследие от Жерара Huet .
  2. Жан Герберт и Жан Варенн, Словарь индуизма, Дерви, 1985, стр. 29.
  3. Словарь восточной мудрости, сборник «Книги», издание Роберта Лаффона, 1989 г.
  4. Брихад-Араньяка Упанишад, IV, 4, 13.
  5. Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, Издания Les Belles Lettres, страница 693 ( ISBN  978-2-251-72051-7 ) .
  6. Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres ( ISBN  978-2-251-72051-7 ) .
  7. Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, стр. 474 и стр. 677 ( ISBN  978-2-251-72051-7 ) .
  8. Ньянатилока, Палийско-французский словарь буддийских терминов, Адьяр,1995 г., стр. 36 и 195.
  9. Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, страницы 607 и 608 ( ISBN  978-2-251-72051-7 ) .
  10. ↑ и Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, стр. 607. ( ISBN  978-2-251-72051-7 ) .

Анатман в учении Будды[2]

Обычно под словами Душа, Самость, Я, или санскритским выражением Атман подразумевают, что в человеке есть постоянная, вечная, абсолютная сущность, неизменная и внеположная изменчивому миру явлений. Согласно некоторым религиям, у каждой личности есть такая отдельная душа, созданная Богом, которая после смерти вечно живет в аду или на небесах, и чья судьба зависит от суда ее создателя. Согласно другим, она проходит через много жизней, пока полностью не очистится и окончательно не объединится с Богом или Брахманом, Всеобщей Душой или Атманом, из которого изначально возникла. Эта душа или самость в человеке является думающим мысли, чувствующим ощущения, получающим награды и наказания за все свои хорошие и плохие поступки. Такое представление называется идеей себя.

Отрицая существование такой Души, Самости, Атмана или «Я», буддизм стоит особняком в истории человеческой мысли. Согласно учению Будды, идея себя — это придуманная, ложная вера, которой не соответствует никакая действительность, она порождает вредные мысли о «мне» и «моем», эгоистичное желание, похоть, привязанность, ненависть, злобу, самомнение, гордыню, эгоизм и другие омрачения, загрязнения и трудности. Это источник всех забот в мире — от личных ссор до войн между народами. Вкратце, все зло в мире может быть прослежено до этого ложного взгляда.

Две идеи психологически глубоко коренятся в человеке: самозащита и самосохранение. Для самозащиты человек создал Бога, от которого он зависит в своей защите, сохранности и безопасности, подобно как ребенок зависит от своих родителей. Для самосохранения человек выносил идею Бессмертной Души или Атмана, который будет жить вечно. В своем неведении, слабости, страхе и желании человек нуждается в этих двух вещах, чтобы утешить себя. Потому он глубоко и фанатично цепляется за них.

Учение Будды не поддерживает это неведение, слабость, страх и желание, но нацелено на то, чтобы устраняя и уничтожая их, нанося удар в самый их корень, сделать человека просветленным. Согласно буддизму, наши идеи Бога и Души ложны и пусты. Пусть высоко развитые как теории, они являются все теми же крайне тонкими умственными отсветами, облаченными в мудреные метафизические и философские словеса. Эти идеи так глубоко укоренены в человеке, так близки и дороги ему, что он не желает слышать и не хочет понимать никакое учение, которое направлено против них…

Согласно учению об Обусловленном Возникновении, равно как согласно разделению существа на Пять Совокупностей, идея постоянной бессмертной сущности в человеке или вне его, называется ли она Атман, «Я», Душа, Самость или Эго, считается лишь ложным убеждением, отсветом ума. Таково буддийское учение об Анатта, не-Душе или не-Я.

Чтобы избежать заблуждений, здесь следует заметить, что есть два вида истины: условная истина (саммути-сачча, санс. самвритисатья) и конечная истина (параматтха-сачча, санс. парамартхасатья). Когда в нашей повседневной жизни мы используем такие выражения, как «я», «ты», «существо», «личность» и т.д., мы не лжем, поскольку нет себя или существа, как такового, но говорим правду сообразно принятым в мире соглашениям. Но конечная истина в том, что в действительности нет никакого «я» или «существа». Как говорит Махаяна-сутраланкара: «Личность ( пудгала) следует понимать существующей лишь по обозначению (праджняпти) (т.е., условно есть существо), но не в действительности (или вещественно, дравья)».

«Отрицание непреходящего Атмана является общей чертой всех догматических систем как Малой, так и Большой Колесницы, и потому нет никаких оснований полагать, что буддийская традиция, находящаяся в полном согласии по этому поводу, отклонилась от изначального учения Будды».

Правильным отношением к вопросу об Анатта будет не придерживаться каких-либо мнений и взглядов, но видеть все объективно как оно есть без умственных отражений, чтобы увидеть, что называемое нами «я» или «существо» — это лишь сочетание телесных и умственных совокупностей, действующих совместно и взаимозависимо в потоке мгновенных изменений по закону причины и следствия, и что нет ничего постоянного, непрестанного, неизменного и вечного среди всего сущего…

Буддийское учение об Анатта, не-Душе или не-Я не следует рассматривать как отрицательное или разрушительное. Подобно Нирване, это Истина, Действительность; а Действительность не может быть отрицательной. Отрицательной является ложная вера в несуществующее воображаемое «я». Учение об Анатта рассеивает мрак ложных убеждений и порождает свет мудрости. Оно не отрицательно: как очень удачно сказал Асанга: «Имеет место Не-самостность» ( найратмьстита).

Определение понятия атмана

Понятие «атман» в индуизме – это индивидуальная душа каждого живого существа. Верховный господь также известен как параматман («парам» – рус. «Всевышний», «атман» – рус. «душа»). Соответственно, считается, что атман – это та самая бесформенная энергия, которая дает жизнь каждой из более чем тридцати триллионов клеток тела. Когда энергия атмана преобразуется в любую форму, это называется дживатма. Помимо этого, у атмана нет прошлого, настоящего и будущего.

Важно различать два термина, а именно душу, которая называется атман, и индивидуальную душу, которая называется джива. Атман – это, в основном, инертная энергия в нервной системе, которая преобразуется в осознание и не испытывает боли или удовольствия

Атман рассматривается как вечный и нетленный, отличный от физического тела, разума и сознания. Считается, что он находится в каждом живом существе, хотя некоторые люди не распознают это истинное «я» из-за невежества или иллюзии, известной как «майя».

По своей сути, атман охватывает все виды энергий. Его нельзя ни создать, ни уничтожить, но можно трансформировать из одной формы в другую. Высшая энергия, трансформированная атманом, называется пурушей. Именно она управляет бесконечной Вселенной. В этой Вселенной нет материала без неклеуса, также называющегося атманом в истинном смысле. Все одушевленные и неодушевленные материалы состоят из неклеуса.

Первое известное упоминание об атмане содержится в «Ригведе» – своде гимнов, литургии, комментариев и ритуалов, написанных на санскрите. Разделы «Ригведы» являются одними из древнейших известных текстов, написанных в Древней Индии между 1700 и 1200 годами до нашей эры.

Атман также является главной темой обсуждения в текстах «Упанишады», представляющих собой диалоги между учителями и учениками, посвященные метафизическим вопросам о природе Вселенной. Существует более 200 отдельных «Упанишад». Многие обращаются к атману, объясняя, что он – это сущность всех вещей.

Атман похож на западное представление о душе, но всё-таки они не идентичны. Одно существенное различие заключается в том, что индуистские школы разделены по вопросу об атмане. Индуисты-дуалисты верят, что отдельные атманы соединены с брахманом, но не идентичны ему. Недвойственные индуисты, напротив, верят, что отдельные атманы являются брахманами и по существу идентичны и равны.

Атман и анатман[4]

Анатман (пали — анатта) — буквально переводится как не-Я или отсутствие Я, отсутствие себя, самости. Она учит нас, что все обусловленные вещи не имеют постоянной, неизменной самости. Я помню, как мой учитель, буддийский монах-индиец, часто повторял: никто не может понять, что же подразумевал Будда под анатманом до тех пор, пока не поймет сперва современную ему концепцию атмана, то есть то значение, которое индуизм вкладывал в слово атман во времена Будды. Существует множество концепций атмана, упоминаемых в упанишадах. В некоторых упанишадах говорится, что атман — физическое тело; другие говорят, что атман величиной с большой палец, материален и пребывает в сердце. Существует множество различных взглядов, но наиболее распространенная во времена Будды теория, с которой ему приходилось постоянно иметь дело, была та, по которой, Я — это нематериальная, сознающая, неизменная, индивидуальная (в том смысле, что я — это я, а ты — это ты), властная (в смысле осуществления полного контроля над своей собственной судьбой), а также блаженная сущность.

Будда утверждал, что такой сущности нет. Он апеллировал к опыту. Если вы посмотрите внутрь, на жизнь своего собственного разума, то увидите, что есть только пять совокупностей (форма, ощущение, распознавание, волевые импульсы и акты сознания). Все они постоянно сменяются — нет ничего неизменного. Мы видим, что все пять совокупностей возникают в зависимости от условий — нет ничего независимого. Мы видим, что все они так или иначе замешаны на страдании — нет ничего вполне блаженного. Следовательно, нет Я, атмана. Пять совокупностей — это анатман, они не содержат никакой самости, которую мыслили индуисты времен Будды. Атман не существует ни в пяти блоках, ни вне их и не связан с ними каким-либо иным способом.

Все обусловленные вещи без исключения суть страдание ( духкха), непостоянные (анитья) и без Я (анатман). Таковы три свойства обусловленного существования. Они имеют основополагающее значение не только в буддийской философии, но и в буддийской духовной жизни. Согласно Будде, мы не можем увидеть реальности обусловленного существования, пока не научимся видеть в нем эти свойства. Если мы видим что-то еще, это лишь иллюзия, объективная проекция. С момента, когда мы начинаем видеть в обусловленном эти свойства, мы понемногу начинаем улавливать проблески необусловленного, и они указывают нам путь.

В Упанишадах

Согласно Упанишадам различают индивидуальный Атман и высший Атман. Так в «Мандукья-упанишаде» есть следующий стих: «Не имеет частей четвёртое  — неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Ом и есть Атман. Кто знает это, проникает Атманом в Атмана».

В Айтарея-упанишаде Атман создаёт миры (1.1.1) и отождествляется (3.2,3) с Брахманом, Индрой, Праджапати, пятью махабхутами (великими первоэлементами), различными качествами, всем «что дышит, и движущееся , и летающее, и неподвижное», познанием. Он — «тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое».

В Брихадараньяка-упанишаде (1.1.4) Атман в виде пуруши становится «таким, как женщина и мужчина, соединённые в объятиях», разделяется на две части и так появляются супруг и супруга. Атман называется миром всех существ, состоит из речи, разума и дыхания (1.1.5), при этом «речь — этот мир, разум — воздушное пространство, дыхание — тот мир., .. разум — отец, речь — мать, дыхание — потомство». Жизненные силы, миры, боги и все существа выходят из Атмана как паутина из паука, или искры из пламени (1.2.1). Говорится, что брахманство, кшатра, боги, миры и существа оставляют того, кто считает их отличным от Атмана (1.2.4). «Подобно тому, как все спицы заключены между ступицею колеса и ободом колеса, так все существа, все боги, все миры, все дыхания, все Атманы заключены в этом Атмане» (1.2.5). При этом Атман отличен от природных стихий, существ, чувств, и познания, в которых он находится (1.2.7). Атман «непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, неприкрепляем, ибо не прикрепляется, не связан, не колеблется, не терпит зла».

В Упанишадах прослеживается соответствие четырёх онтологических уровней реальности, восходящих от множественности к единому, четырём состояниям человеческой психики, связанным с постепенным освобождением от авидьи, неведения. Телесному космосу (Вират) соответствует состояние бодрствования, Атман называется в нём Вайшванара. С «тонким» миром «золотого зародыша», то есть совокупности всех душ (Хираньягарбха), соотносится сон со сновидениями, Атман носит имя Тайджаса. Третий уровень — это глубокий сон без сновидений, Атман именуется Праджня, в макрокосмическом плане с ним коррелирует Ишвара, верховный Господь. Четвёртое состояние Атмана, Турия, полностью свободно от различения субъективного и объективного и, вообще, от каких-либо «позитивных» ограничивающих определений.

Основные характеристики верования в атмана

Концепция атмана занимает центральное место во всех шести основных школах индуизма, и это одно из главных различий между индуизмом и буддизмом. Буддийская вера не включает в себя понятие индивидуальной души

Все шесть принимают реальность атмана, и каждая из них подчеркивает важность «познания атмана» (самопознания)

В физическом восприятии атман имеет атомарный размер и может быть воспринят совершенным разумом. Эта атомарная душа парит в пяти видах воздуха (прана, апана, вьяна, самана и удана). Как следствие, атман находится в сердце и распространяет свое влияние по всему телу воплощенных живых существ. Когда душа очищается от загрязнения пятью видами материального воздуха, проявляется ее духовное влияние в виде атмана.

В целом, в индуистских санскритах говорится, что есть три вещи – Бог, атман и малама (или грязь), которые всегда присутствовали с самого начала сотворения мира. Они не были ни созданы, ни уничтожены

Поэтому необходимо обратить внимание, что атман не был создан Богом. При этом, Бог и атман являются разумными существами (также известные как «чит»), а вот малама – неразумная сущность (или «а-чит»)

Характеристики атмана таковы:

  1. Атман не имеет ни формы, ни цвета. Это пространство разума.
  2. Атман всегда понимает вещи, когда о них объявляет Бог. Природа атмана такова, что он полностью погружается в мирские объекты и переживания и теряется в самом опыте.
  3. Несмотря на то, что атман является разумной сущностью и по своей природе связан с Богом, он не осознает этой связи и становится единым целым с неразумными сущностями, которые являются телом, умом или интеллектом. Атман использует их как инструменты для осмысления мира. Точно так же, как глаз – это инструмент, который атман использует, чтобы видеть, разум также является инструментом, который используется для мышления и принятия решений.
  4. Атман – это синоним сознания. Утверждение, что центр сознания находится в сердце, просто дает фокус для медитации.

В итоге, атман относится к сущности каждого отдельного живого существа: его душе или первичной живой энергии. У каждого живого существа (людей, животных, растений) есть атман, который формирует вечную сущность каждой вещи. Тело хранит атмана до тех пор, пока оно не умрет. Сам же атман – бессмертен и вечен.

Примечания

  1. Исаева Н. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. О Пуруше (Атмане) в «Санкхья-карике» Ишваракришны (основном тексте санкхьи), сказано следующее: «Ввиду предназначенности составного для другого, противоположности трехгунному и т. д., управления, существования „вкушающего“, а также деятельности ради изоляции — Пуруша существует. Ввиду распределенности рождений, смертей и „инструментария“, неодновременности в действиях и различности в трехгунном устанавливается множественность Пуруши». Таким образом Пуруша (Атман) это тот кто наблюдает проявления Пракрити — мир.
  3. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 4, гл. III.2 (Школа субъективного идеализма йогачаров).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: