Схема двенадцатизвенной цепи причинно-зависимого происхождения
Двенадцатичленная формула бытия включает в себя следующие звенья (ниданы):
- Неведение (пали IAST: avijjā, санскр. अविद्या, IAST: avidyā — авидья, тиб. маригпа, кит. 無明 у-мин) относительно своей истинной природы и истинной природы окружающих вещей, незнание Четырёх благородных истин и эгоцентризм. Неведение является причиной:
- Формирующих факторов (пали IAST: sankhārā, санскр. संस्कार — самскара, тиб. дхудже, кит. 行 син), состоящих из кармических факторов прошлых жизней и создающихся кармических факторов. Формирующие факторы определяют:
- Сознание (пали IAST: viññāṇa, санскр. विज्ञान — виджняна, тиб. намше, кит. 識 ши) — различение «сигналов от разных чувственных анализаторов (индрий)», а также в более близком контексте «индивидуальное перерождающееся сознание» с семенами стремлений в виде кармических привычных тенденций. Сознание «спускается» в чрево матери, где происходит формирование:
- Нама-рупы (пали IAST: nāmarūpa, санскр. नामरूप, тиб. мингчжук, кит. 名色 мин-сэ), психо-телесного комплекса или пяти скандх, образующих личность. Нама-рупа обуславливает возникновение:
- Шести сфер познания (пали IAST: saḷāyatana, санскр. षडायतन — шад-аятана, тиб. кьече друк, кит. 六入 лю-жу) — сфер «видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом)». Благодаря сферам познания возникает:
- Контакт (пали IAST: phassa, санскр. स्पर्श — спарша, тиб. рекпа, кит. 觸 чу) сфер с чувствами (сферы видимого со зрением, сферы слышимого со слухом, сферы осязаемого с осязанием, сферы обоняемого с обонянием, сферы ощущаемого на вкус со вкусом, сферы воспринимаемого умом с манасом). Контакт является причиной возникновения:
- Приятных, неприятных и нейтральных ощущений (пали. IAST: vedanā, санскр. वेदना — ведана, тиб. цорва, кит. 受 шоу). В результате чего появляется:
- Жажда (пали IAST: taṇha, санскр. तृष्णा — тришна, тиб. сепа, кит. 愛 ай) или страстное желание, которое неизбежно превращается в:
- Присвоение (привязанность) (пали. IAST: upādāna, санскр. उपादान — упадана, тиб. ленпа, кит. 取 цюй) или цепляние, попытку удержания «объектов чувств и мыслей». Присвоение является основным элементом цепи с точки зрения возможности разрушить схему. Если человек посредством своей воли и правильного мышления прекращает присвоение, то заканчивается процесс формирования:
- Становления (существования) (пали IAST: bhāva, санскр. भव — бхава, тиб. сипа, кит. 有 ю) или «возможности перерождения в одной из трёх сфер» (лока). Становление обуславливает:
- Рождение (пали IAST: jāti, санскр. जाति — джати), которое связано с проявлением виджняны, нама-рупы и шести сфер познания. Рождение приводит к:
- Старости (пали IAST: jarā, санскр. जरा — джара) и cмерти (пали IAST: marana, санскр. मरण — марана), к тяготе, скорби, страданию, неудовлетворенности (духкха).
В буддизме признаются шесть возможных форм рождения (звено 11): три «счастливые» формы рождения — в качестве божества (дэва), воинственного титана (асура), человека (манака), и три несчастливые — в качестве животного (тирьяка), голодного духа (прета) и обитателя ада (нарака). Причем, никакой идеи духовной эволюции в этой схеме не заложено: после смерти в качестве божества, можно снова родиться человеком, затем родиться в аду, потом родиться животным, потом — снова человеком, потом — опять в аду и так далее. Двенадцать звеньев причинно-зависимого происхождения охватывают три последовательные жизни. Если первые два звена относятся к прошлой жизни, то звенья с третьего по десятое относятся к данной жизни, а одиннадцатое и двенадцатое звенья относятся к следующей жизни.
В формуле существует не только последовательное воздействие элементов друг на друга, но и более сложное круговое взаимодействие. Например, виджняна появляется в схеме три раза: на третьем звене, на четвёртом в качестве одной из скандх и на пятом, где в буддийской традиции шести сферам ставят в соответствие шесть виджнян.
Д. Люстхаус предполагал, что Шакьямуни сформулировал схему в обратном порядке, начав с вопроса «Почему существует смерть?» и дойдя таким образом до неведения.
Звено первое: неведение
Поскольку эта схема образует «порочный круг», есть толкование, что неведение (авидья) — корневая причина лишь условно, формально, но не «абсолютное начало или первопричина сансары»: наравне со всеми остальными элементами цепочки, авидья — как их следствие, так и причина. Будда об этом говорил: «Непостижимо начало неведения, о монахи, до которого неведения не было, и после которого оно появилось. Однако постижимо, что у неведения есть условие» (Ангуттара-никая, X. 51). В трактате Буддагхосы «Висуддхимагга» (17.36) утверждается, что не следует считать неведение «беспричинной корневой причиной мира… она небеспричинна, ибо причина ее определяется так: с возникновением омрачений (асрава) возникает неведение». Асрава (пали: асава) — это отрицательные психические состояния, препятствующие духовному прогрессу, к которым относят:
- жажду чувственных удовольствий, жажду существования, жажду несуществования (тришна; см. также 2-ю из Четырех благородных истин); жажда следует после неведения и является звеном 8 в цепочке факторов взаимозависимого возникновения (см. ниже); из жажды проистекают все аффекты (клеша) — страсть, ненависть, зависть и прочие, с нее начинается закабаление индивида в сансаре;
- ложные взгляды (дришти); конструирование ложных концепций провоцируется неведением;
- неведение (авидья).
Таким образом, получается, что неведение и прочие омрачения (асрава) взаимообусловлены.
Согласно буддийской философской школе Мадхъямака, авидья означает наделённость ума предвзятыми идеями и понятиями, из-за которой существа конструируют мир идей, накладывающийся на реальность и своими формами и качествами заслоняющий её. В более узком смысле авидья определяется как невежество относительно Четырех благородных истин (Самьюта никая, II. 4).
Осознание этой цепочки ведёт к освобождению от страданий:
Примечания
- , с. 82.
- Лысенко В. Г. Асрава // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 127. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Лысенко В. Г. Тришна // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 701, 702. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- ↑ Лысенко В. Г. Авидья // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 82. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
-
Шен Янь.
. Дата обращения: 15 февраля 2017. - , с. 551—552.
- .
- . Буддизм. Учение Старцев. Дата обращения: 17 июня 2020.
- ↑ Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 551. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Введение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 32, 34-35. — 430 с. — 3040 экз. — ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
- , с. 552.
- ↑ , с. 553.
- ↑ Лысенко В. Г. Бхавачакра // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 190. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Торчинов Е. А. Лекция 2. Основы буддийского учения // Ведение в буддизм / под ред. Т. Уваровой. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2013. — С. 36. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. — ISBN 978-5-367-02587-3 (Амфора). — ISBN 978-5-4357-0104-3 (Петроглиф).
- Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: Энициклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 550, 551. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- ↑ Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 549. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- ↑ Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / под ред. С. В. Пахомова, пер. с англ. И. Беляева. — СПб.: Наука, 2003. — С. 69. — 288 с. — ISBN 5-02-026855-0.
- Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 549-550. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 552-553. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Конзе Э. Буддийская медитация. Благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер. с англ.. — М.: Издательство Медков С. Б., 2017. — С. 8. — 160 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-902583-06-6.
- Донец А. М. Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе / отв. ред. канд. филос. наук С. П. Нестеркин. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С. 30. — 150 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7925-0192.
- , с. 76, 116.
- Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа / под ред. В. Ю. Трофимова. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 93. — 496 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91852-034-5.