Библиотека

Работает

Как отмечает Хейс, изучение очень сжатых работ Дигнаги весьма затруднительно, поскольку ни одна из них не сохранилась в оригинале. санскрит а в сохранившихся тибетских и китайских переводах есть признаки того, что они были выполнены переводчиками, которые не были полностью уверены в значении произведения. Эта трудность также побудила ученых рассматривать Дигнагу через призму более поздних авторов, таких как Дхармакирти и их индийские и тибетские переводчики, а также их индуистские Ньяя противники. Из-за этой тенденции в науке, идеи, которые на самом деле являются новшествами Дхармакирти и более поздних авторов, часто ассоциировались с Дигнагой такими учеными, как Федор Щербацкой и С. Мукерджи, хотя эти мыслители часто расходятся.

Дигнаги magnum opus, то Прамана-самуччая (Компендиум достоверного познания), изучили восприятие, язык и логические выводы. Он представляет восприятие как голое познание, лишенное концептуализации, и рассматривает язык как полезные фикции, созданные в процессе исключения ( ).

Другие работы включают:

Hetucakra (Колесо разума), считается его первой работой по формальной логике. Его можно рассматривать как мост между старой доктриной траирупья и собственная более поздняя теория Дигнаги вьяпти что является понятием, связанным с западным представлением о значение.

Аламбана -parīkṣā, (Трактат об объектах познания) и его автокомментарий (вртти).

  • Абхидхармакоша-марма-прадипа — краткое изложение Васубандху плодотворная работа Абхидхармакоша
  • Краткое изложение Махаяны

Трикала-парикша, (Трактат о трехвременности)

Ньяя-мукха (Введение в логику).

Учитель Дигнага

Дигнага (санскр. Dignaga; кит. Чэньна; тиб. Чокланг / Choklang).Учитель Дигнага происходил из касты брахманов. Первоначально он получал образование в школе ватсипутрия, но позже из-за философских разногласий покинул её. В этой школе существовала практика созерцания «я», которое, согласно этой системе, невыразимо, поскольку ни идентично группам элементов (скандхам), ни отлично от них.Практикуя созерцание, Дигнага не мог нигде найти это «я». Так однажды он зажёг четыре больших огня вокруг себя, снял одежду с тела, открыл широко глаза и продолжал искать «я». Наставник Дигнаги, увидев это, спросил его, почему он так делает. Дигнага ответил: «Я ищу Эго». Наставник счёл это за своенравный вызов к философской системе школы и попросил Дигнагу покинуть школу. Тот ушёл, не став спорить, хотя считал, что логика на его стороне.Дигнага пришёл к Учителю Васубандху. У последнего он изучал тексты трёх Колесниц и стал особенно сведущ в виджнянаваде и в логике. Затем он сочинил комментарий на «Абхидхармакошу» («Абхидхармакоша-марма-прадипа»), комментарий на «Гунапарьянта-стотру» и множество других работ, согласно историкам, числом сто. Увидев, что эти трактаты не были подчинены какой-либо системе, он решил сочинить «Прамана-самуччаю», в которой все его небольшие трактаты соединились в один.На стене пещеры, где он практиковал в то время, Дигнага написал:Я приветствую того, кто есть сама логика,Кто стремится к благу живых существ,Учителя, Благословенного Защитника.И для того, чтобы продемонстрировать средствалогического доказательства, Я соединю здесь, под одним заглавием,Различные отрывки из всех моих других трактатов.В комментарии Дхармоттары на «Прамана-винишчаю» говорится:»В то время, как Учитель Дигнага созерцал в уединённой пещере, на одной из стадий (этого созерцания) у него возникло отвращение к Сансаре и желание отвернуться от живых существ и достичь Освобождения только для себя. В тот момент перед ним появился Святой Манджушри и сказал:– Сын мой, ты стал обладателем состояния ума, опасающегося любого контакта с погрязшими в Сансаре существами. Хотя твой ум и имеет силу помощи всем, кто живёт, ты, тем не менее, показываешь безразличие к ним. Почему это так?Ответ был:– О Владыка, эта жизнь наделена сильным страданием и трудно выносима. Я способен выносить её, но мой ум, который привязывается к живым существам Сансары, становится неустойчивым. Теперь я увидел Вас, но что с этого пользы, если Вы не благословите меня?Манджушри ответил:– Мой сын, пока ты не достигнешь стадий бодхисаттвы, я сам буду твоим наставником.Сказав так, он стал невидимым».В комментарии Джнянашри, однако, на этот случай говорится, что Манджушри обещал Дигнаге: «Пока ты не достигнешь состояния будды…»Учитель Дигнага сочинил «Прамана-самуччаю» с комментарием к ней. Тем самым он содействовал распространению Учения. Дигнагу считают одним из 4-х главных учеников Васубандху.По материалам «Истории буддизма» Будона Ринчендуба.

Дигнага

Дигнага (480—540 или неск. позднее), индийский философ-буддист, представитель
школы йогачара, основатель буддийской логики. Обобщил учение
«Праджнапарамита-сутр», автор комментариев к сочинению
Васубандху. Главный труд по
логике — «Праманасамуччага» («Составление средств правильного познания»).
Дигнага отделил теорию познания и логику от философии и совершенно переработал
учение о восприятии и силлогизме. Учение Дигнаги подверглось критике со стороны
сторонников брахманистской логики; его защищал Дхармакирти — ученик Дигнаги.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.

Дигнага (санскр. Dignaga) (ок. 450—520) — основатель религиозно-философской
школы йогачара-мадхьямика в индийском
буддизме, основоположник буддийской и
средневековой индийской логики. Происходил из брахманской семьи. Родился в
Симхавактре возле Канчи — центре индийской учености, расположенном в
Южной Индии
(штат Тамилнад). В буддизм обращен учителем из школы ватсипутрия, принадлежащей
хинаяне. Позже, возможно, учился у Васубандху, с которым разошелся в вопросах
логики. Прославился как искусный диспутант и даже удостоен почетного звания
«победителя вселенной». Его деятельность пришлась на эпоху расцвета индийского
буддизма. Много путешествовал по Ориссе и Махараштре, но большую часть жизни
провел в Андхре, недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в
Ориссе. Его учеником был Ишварасена, ставший учителем
Дхармакирти.

В Токийском каталоге Тибетского канона Дигнаге приписываются 22 сочинения, не
вполне совпадающие с теми, которые названы в Тибетском каталоге того же канона.
Все работы Дигнаги, за исключением двух ранних (сжатого из-ложения трактата его
учителя «Абхидхармакоша-марма- прадипа» и учебника по парамите), посвящены
гносеологической и логической проблематике. Большинство из них не сохранились на
языке оригинала и известны в тибетских и китайских переводах.

За основу своих логических построений Дигнага взял реалистическую логику
найяиков, которую истолковал в духе буддийской онтологии и попытался сделать
чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют его сочинения «Праманасамуччая»
(«Сборник афоризмов об источниках достоверного знания»), «Хетучакрадамару»
(«Колесо среднего термина, повернутое правильно»), «Аламбана-парикша»
(«Рассмотрение объектов мысли»), «Ньяя-мукха» («Начало логики»). Вкладом Дигнаги
в развитие логической теории стало разделение вывода на два вида: «для себя» и
«для другого». Первый представляет собой сокращенную форму умозаключения с
пропущенной посылкой (энтимему), второй — полную форму умозаключения из двух
посылок. Кроме того, Дигнага дал собственную интерпретацию правила трайрупья
(трехаспекгности среднего термина), систематизировал логические ошибки, построил
архаическую систему логики трех операторов для непустых классов объектов
(которую сам называл таблицей девяти возможных отношений среднего и большего
терминов), сформулировал концепцию об относительном значении слов.

H. А. Панаева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А — Д, с. 662.

Далее читайте:

Дигнага. Праманасамуччая
(Статья Н.А. Канаевой о работе Дигнаги).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Индии
(биографический указатель).

Всё об Индии и индусах (справочник
ХРОНОСа)

Сочинения:

Alambanapanksa and Vrtti thereon. — «Wiener Zeitschrift fur des Kundes
Morgenlandes». W., 1930, N 37;

Nyayamukha. — «Ma-terialen zur Kunde des
Buddhismus». Hdlb., 1930, N 15;

Hetucakradamaru, «Wiener Zeitschrift riir die
Kunde Stid —(und Ost-) asiens». W., 1959; N 3.

использованная литература

  1. Чжэн Вэй-хун; Дигнага и Дхармакирти: две вершины индийской буддийской логики. Исследовательский институт китайской классики; Университет Фудань; Шанхай, Китай
  2. Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации, (Suny: 1997), стр. 15-16.
  3. Данн, Джон. «Дигнага» в Басуэлле (ред.) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУДДИЗМА. Том первый A-L
  4. Хейс (1982), стр. ix.
  5. Hayes (1982), стр. 133.
  6. Hayes (1982), стр. 132.
  7. Хейс (1982), стр.134.
  8. Hayes (1982), стр. 135.
  9. Хейс (1982), стр 138.
  10. Хейс (1982), стр.139.
  11. Хейс (1982), стр. 143.
  12. Хейс (1982), стр. 143.
  13. Hayes (1982), стр. 1.
  14. Hayes (1982), стр. 132-33.
  15. Хейс (1982), стр. 146, 153.
  16. Хейс (1982), стр. 146, 167.
  17. Хейс (1982), стр. 167.
  18. Hayes (1982), стр. 1.
  19. Hayes (1982), стр. 132.
  20. Hayes (1982), стр. 27-28.
  21. Hayes (1982), стр. 26.
  22. Hayes, (1982), стр. 6.
  23. Hayes, (1982), стр. 15.
  24. Тиллеманс, Том, «Дхармакирти», Стэнфордская энциклопедия философии (издание весна 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/dharmakiirti/ >.
  25. Лоуренс Дж. МакКри и Паримал Г. Патил. Буддийская философия языка в Индии: Джнянасримитра об исключении. Нью-Йорк: Columbia University Press, 2010. стр. 5.

дальнейшее чтение

  • Фрауваллнер, Эрих, Dignāga, sein Werk und seine Entwicklung. (Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens 2: 83–164, 1959)
  • Хаттори Масааки, Дигнага, «О восприятии», будучи пратьякапариччедой из «Прамана-самуччая» Дигнаги из санскритских фрагментов и тибетских версий (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1968)
  • Хейс, Ричард, Дигнага о толковании знаков (Дордрехт: издательство Reidel Publishing Company, 1982)
  • Кацура Сёрю, Дигнага и Дхармакирти на апохе в E. Steinkellner (ed.), Исследования буддийской эпистемологической традиции (Вена, Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1991), стр. 129–146.
  • Мукерджи, С. Буддийская философия универсального потока, экспозиция философии критического реализма, изложенная школой Дигнаги (Калькутта, 1935 г.)
  • Туччи, Джузеппе, Ньяямукха Дигнаги, старейший буддийский текст по логике после китайских и тибетских материалов (Materialien zur Kunde des Buddhismus, 15 Heft, Гейдельберг, 1930)
  • Видьябхушана, С. История индийской логики — древние, средневековые и современные школы (Калькутта, 1921 г.)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: