In Buddhism
General definition (in Buddhism)
—
Dharmakirti in Buddhism glossary
Source: WikiPedia: Buddhism
Dharmakīrti (ca. 7th century) also known as Serlingpa Dharmakīrti or Suvarnadvipi Dharmakīrti, was a Buddhist scholar of Srivijayan origin, Suvarnadvipa (Sumatra). He was one of the Buddhist founders of Indian philosophical logic. He was one of the primary theorists of Buddhist atomism, according to which the only items considered to exist are momentary states of consciousness.
His work: The Seven Treatises on Valid Cognition:
- Saṃbandhaparikṣhāvrtti (Analysis of Relations)
- Pramāṇaviniścaya (Ascertainment of Valid Cognition)
- Pramāṇavārttikakārika (Commentary on Dignaga’s ‘Compendium of Valid Cognition’)
- Nyāyabinduprakaraṇa (Drop of Reasoning)
- Hetubindunāmaprakaraṇa (Drop of Reasons)
- Saṃtānāntarasiddhināmaprakaraṇa (Proof of Others’ Continuums)
- Vādanyāyanāmaprakaraṇa (Reasoning for Debate)
Source: China Buddhism Encyclopedia: Buddhism
Dharmakirti (7th Century) was born to a bramhin family in the South of India. After receiving a bramhanical education, he later became interested in the Buddhist teachings. He then travelled to Nalanda in order to receive teachings from a direct disciple of Vasubandhu. Dharmapāla was still living—Dharmakirti received ordination from him—but Dignaga had passed away. Instead he received instruction from Ishvarasena, who was Dignaga’s direct disciple. Having entirely comprehended Dignaga’s oeuvre, he became perhaps the greatest master of pramana and went on to compose the ‘Seven Treatises on Valid Cognition’.
Dharmakirti (Skt. Dharmakīrti; Tib. ཆོས་ཀྱི་གྲགས་པ་, Chökyi Drakpa; Wyl. chos kyi grags pa)
Source: academia.edu: The Chronological History of Buddhism
Dharmakirti (610-520 BCE) was born in the kingdom of Chudamani in the South. He was the disciple of Dharmapala according to Tibetan sources. The same Tibetan sources also tell us that Dharmakirti was the contemporary of Tibetan King Srong-btan-gampo who married a Chinese princess Kong-Cho who came to Tibet. Dharmakirti was the nephew of Kumarila Bhatta I (618-540 BCE). During the time of Dharmakirti, Adi Sankara (569-537 BCE) defeated Buddhists in the debate.
Философия
Дхармакирти в большей мере, чем Дигнага, выходил за границы решения собственно логико-эпистемологических задач.
Реальным источником знания и гарантом истинного познания и основанной на нём практики является сам Будда, о котором, в свою очередь, свидетельствуют «обычные» источники знания.
- К Дхармакирти обращаюсь!
- Который постиг всю суть буддийской и небуддийской логики;
- Умелому в объяснении удивительного Учения;
- Дарующего уверенность в обширных и глубинных путях
- Саутрантики и Йогачары посредством логических доводов.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Все ученые древности говорили, что выдающийся учитель Дхармакирти был рожден в Трималае, на юге Индии. Он родился в семье еретика-брахмана, известного как странствующий аскет Саронанда. Обла¬дая острым умом, он уже в раннем детстве изучал ремесла, Веды и сопутствующие им тексты, медицину, грамматику и все небуддийские доктрины. К возрасту шестнадцати или восемнадцати лет он полностью освоил сферы знания небуддийских философских школ.
Познакомившись со священными текстами из Слова Будды, он обнаружил, что у его учителя есть недостатки, а его учения противоречивы. Он осознал, что Будда и его Учение — прямая противоположность им, обрел сильную веру в них и принял обеты мирянина.
Затем он отправился в центральную Индию и принял монашеские обеты от учителя Дхармапалы. Обучаясь там, он стал сведущим в Трипитаке. Когда его учитель Ишварасена (ученик Дигнаги) впервые дал ему учения по тексту Дигнаги «Краткое изложение источников достоверного знания» (Прамана-самуччая), то Дхармакирти по уровню постижения тут же сравнялся с Ишварасеной. Когда он услышал текст во второй раз, то сравнялся с Дигнагой. На третий раз он обнаружил, что даже его учитель Ишварасена не до конца постиг мысль Дигнаги, так как ошибался в отношении некоторых моментов в тексте. Дхармакирти подробно объяснил эти ошибки своему учителю, и тот остался доволен своим учеником.
Когда Дхармакирти завершил медитацию и практику на свое личное божество, Херука предстал пред ним в видении и спросил, чего он желает. Тот ответил, что хочет быть победоносным во всех сторонах света. Тогда Херука громко произнес: «Ха, ха, хум!» и тут же исчез. Впоследствии Дхармакирти сочинил садхану Чакрасамвары.
Как-то в Наланду пришло письмо от Шанкарачарьи, где он вызывал монахов на диспут. Монахи отложили диспут до следующего года, а тем временем послали в южную Индию за Дхармакирти. Когда время дебатов подошло, царь Прадьота собрал всех буддистов, брахманов и небуддистов в городе Варанаси. Перед собранием во главе с царем Дхармакирти и Шанкарачарья вступили в спор. Дхармакирти снова и снова одержи¬вал победу над Шанкарачарьей и, в конце концов, последний остался безмолвен. От отчаянья Шанкарачарья решил броситься в воды Ганги и покончить с собой. Ачарья Дхармакирти хотел остановить его, но его усилия были напрасны – Шанкарачарья бросился в Гангу и утонул. Шанкарачарья приходил спорить с Дхармакирти в трех последующих перерождениях. В конечном итоге Дхармакирти одержал победу и обратил его в буддизм.
Учитель Дхармакирти затем поселился во дворце царя по имени Утпхуллапушпа, что жил посреди горной гряды Виндья. Этот царь построил в своем царстве множество буддийских храмов. Учитель прожил в его дворце много лет и сочинил семь известных трактатов по теории познания, в том числе «Истолкование трактата Дигнаги об источниках знания» (Прамана-варттика), «Краткое изложение классификации логических оснований» (Хетту-бинду), «Капля логики» (Ньяя-бинду), «Исследование отношений» (Самбандха-парикша), «Обсуждение правил диспута» (Вада-ньяя), «О достоверности познания» (Прамана-винишчая), «Доказательство существования других» (Сантанантара-сиддхи).
«Светоч трех вер»,
перевод и транслитерация Б.Л.Митруев
Библиография
- Дрейфус, Жорж (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации . Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3098-9. обширное обсуждение тибетского приема Дхармакирти
- Данн, Джон Д. (2004). Основы философии Дхармакирти . Сомервилль, Массачусетс: Wisdom Publications. ISBN 978-0-86171-184-0.
- Эльтшингер, Винсент (2010). «Дхармакирти: Международное философское обозрение» . Буддийская философия . 2010.3 (253): 397–440.
- Pecchia, C. (редактор, при содействии Пирса П.). (2015). Дхармакирти о прекращении страдания. Критическое издание с переводом и комментариями Вритти и Глоссов Вибхутичандры Маноратанандина к Праманаварттике II.190-216 . Лейден, Брилл.
- Щербацкой, Федор (1932) « Буддийская логика », познакомил Запад с буддийской логикой, а точнее с Дигнагой. Несмотря на то, что эта работа является новаторской, некоторые буддийские ученые считают ее устаревшей. — Дэвид Лой жалуется на рассмотрение буддийской философии «через категории другой системы — Канта Щербатского, Веданты Мурти, Витгенштейна Гудмундсена, — которая (как и в случае с более ранними интерпретациями нирваны ) больше раскрывает интерпретатора, чем интерпретируемого». ( Лой, Дэвид (1984). «Как не критиковать Нагарджуну». Философия Востока и Запада . 34 (4): 437–445. doi10.2307/1399177.. JSTOR .).
- Тиллеманс, TJF (1999). Писание, логика, язык: очерки о Дхармакирти и его тибетских преемниках . Сомервилль, Массачусетс: Wisdom Publications. ISBN 978-0-86171-156-7.
Languages of India and abroad
Sanskrit dictionary
—
Dharmakirti in Sanskrit glossary
Source: Cologne Digital Sanskrit Dictionaries: Edgerton Buddhist Hybrid Sanskrit Dictionary
Dharmakīrti (धर्मकीर्ति).—(compare Pali Dhammakitti), name of a teacher: Mahāvyutpatti 3483.
Source: Cologne Digital Sanskrit Dictionaries: Aufrecht Catalogus Catalogorum
1) Dharmakīrti (धर्मकीर्ति) as mentioned in Aufrecht’s Catalogus Catalogorum:—a Buddhist, wrote a Bauddhasaṃgati alamk. which is quoted in the Vasavadattā p. 235. As a philosopher he is mentioned in Khaṇḍanakhaṇḍakhādya and in Sarvadarśanasaṃgraha (Bauddhadarśana) Oxf. 247^a. Verses of his are given in Śp. p. 41, , in Dhvanyālokalocana, Kṣemendra in Aucityavicāracarcā 11. See Ind. Stud. Xvi, 205.
2) Dharmakīrti (धर्मकीर्ति):—Dhātupratyayapañjikā Dhātumañjarī. Lgr. 34.
Source: Cologne Digital Sanskrit Dictionaries: Monier-Williams Sanskrit-English Dictionary
1) Dharmakīrti (धर्मकीर्ति):— m. ‘glory of the l°’, Name of a philosopher and poet,
2) [v.s. …] of a grammarian,
3) [v.s. …] of a king,
4) [v.s. …] Name of a teacher,
Другие категории и статьи раздела «Религия»
Даосизм
Даосизм — избранные публикации по теме Даосизм. Древнее китайское учение о Дао — едином мировом законе и Пути жизни в гармонии с природой и естественным порядком вещей. Первым письменным источником, ставшим ядром Даосизма является трактат Дао Дэ Цзин, авторство которой приписывают мудрецу Лао Цзы.
- Дао Дэ Цзин
- Даосский Путь
- Эволюция даосизма
- Мужчина и Женщина: от иллюзии к Дао
Йога
Йога в Доме Солнца — избранные публикации по теме Йога. Йога — система психофизического совершенствования посредством специфических поз тела, дыхания, визуализации и медитации. Существуют разные виды йоги, цели которых также различны — от физического самосовершенствования до познания Духовных сфер.
- Джняни-йога
- Чудесное фото вибраций земли Костромской – фотография Энергии Кундалини
- Работа со световым телом
- Уничтожение препятствий
- Хроники российской Саньясы. Йога
Другие религии
Другие Религии — различные публикации по теме религии: конфессии, религиозные традиции, а также течения, школы и учения и так далее.
- Наблюдение. Адвайта
- Символ веры
- Бхагавад-Гита всем. Глава 3. Стих.8-13
- Просветление
- Смысл жизни. Часть 3
ДХАРМАКИРТИ
Страница 1 из 2
ДХАРМАКИРТИ (около VII в.) – философ, представитель школы буддийской логики. Родился на юге Индии в брахманской семье. Получив традиционное образование, вступил в местную буддийскую общину. Изучение буддизма Дхармакирти продолжил в североиндийском монастыре в Наланде, где поступил в ученики к преемнику Дигнаги Ишварасене. Дхармакирти писал философские труды, преподавал, участвовал в публичных диспутах и проповедовал. Скончался в основанном им монастыре, в Калинге, на западном побережье Индии (дата смерти исследователям неизвестна). Дхармакирти – автор семи трактатов. Как предполагают некоторые исследователи, он сравнивал свои труды с корпусом семи трактатов Абхидхармы. Основной труд Дхармакирти – стихотворный трактат «Прамана-варттика» («Истолкование (трактата Дигнаги) об источниках знания») претендовал на уточнение концепций Дигнаги, но стал завершением буддийской реформы логики и эпистемологии. Трактат состоит из четырёх глав: об умозаключении (написана с прозаическим автокомментарием); о достоверности источников знания (их всего два – восприятие и умозаключение; третий, признаваемый брахманистскими системами, – словесное свидетельство – таковым не является); о чувственном восприятии и о силлогизме. По мнению академика Э. Штайнкелльнера, первая глава была задумана как отдельный текст, к которому были добавлены другие. Помимо эпистемологической проблематики здесь подробно разрабатывается дигнаговская концепция радикального номинализма апоха-вада («коровность» не только не означает реальной вещи, но есть лишь ограничение – «не не-коровность»), а также доктрина причинности (кшаника-вада) и основанная на ней концепция существования как «действенности» (артхакриякаритва) – длящиеся вещи отвечать этому критерию, по Дхармакирти, не могут и потому являются фикциями. Остальные сочинения Дхармакирти осмыслялись на Тибете как шесть опор его системы. «Хетубинду» («Капля аргумента») – исследование аргумента как основной составляющей умозаключения, а также причинности и ряда других проблем. «Ньяябинду» («Капля логики») – учебное пособие, в котором излагались чувственное восприятие, умозаключение-для-себя и умозаключение-для-других (силлогизм). «Самбандхапарикша» («Исследование отношений») – обоснование нереальности любых реляций.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Библиография
Переводы Dharmakīrti
- Дхармакирти о прекращении страдания. Критическое издание с переводом и комментариями Вритти Маноратханандина и глоссов Вибхутикандра на Праманаварттика II . 190-216, trad. Кристина Пеккья, Leyde, Brill, 2015, 318 стр.
- Праманаварттика Дхармакирти. Аннотированный перевод четвертой главы (Паратханумана), трад. Том Дж. Ф. Тиллеманс, Verlag Der Osterreichischen Akademie Der Wiss, 2000, 256 стр. ; трад. гл. 1: Хейс и Гиллон, 1991 г.
- Хетубинду Дхармакирти: перевод на санскрит с введением и примечаниями, трад. Прадипа Гокхале, Дели, Публикации Шри Сатгуру, колл. «Серия Bibliotheca Indo-Buddhica», № 183, 1997 г.
- Ньяя-бинду ( Капля логики ), трад. год. Федор Иванович Щербацкой: Буддийская логика, Санкт-Петербург, 1930, т. 2; переизданный Нью-Йорк, Dover Publications, 1962.
- Ваданьяя Дхармакирти: логика дискуссии, критически отредактированная и переведенная с введением и примечаниями, trad. Прадипа Гокхале, Дели, Публикации Шри Сатгуру, 1993.
Исследования Дхармакирти
- Федор Щербацкой, Буддийская логика, 1932.
- Жорж Дрейфус, Две истины в соответствии с четырьмя школами, изд. Ваджра-йогини, Марзенс, 2000.
- Винсент Эльчингер, « Дхармакирти: международный обзор философии », Буддийская философия, т. 2010,3, п о 253,2010 г., стр. 397–440
- Раджендра Прасад, Теория вывода Дхармакирти. Переоценка и реконструкция, ОУП Индия, 2002, 302 стр.
Философия и логика
Он является одним из теоретиков буддийского атомизма, согласно которому единственными элементами, наделенными мгновенным существованием, являются атомы и состояния сознания. Он переосмысливает логические работы Дигнаги и пользуется большим влиянием среди индуистских и буддийских логиков. Дхармакирти представляет большинство своих идей в форме комментариев к работам Дигнаги, хотя его теории более традиционны, чем его вдохновитель. В отличие от последнего, который считает умозаключение единственно возможным доказательством, он возвращается к доказательству, опираясь на слова Будды. Его теории изучаются в Тибете с переводом его произведений на VIII — й и XI — го века. Они являются частью основной программы монашеского обучения, особенно в школе гелуг .
Логика Дхармакирти следует из взглядов Саутрантики, но сам он утверждал, что был из школы Йогачара ( Читтаматра ).
История
О жизни Дхармакирти достоверно известно мало. Тибетские агиографии предполагают, что он был брамином, родившимся в Южной Индии и приходился племянником ученому мимансы Кумариле Бхатте . Когда он был молод, Кумарила оскорбительно отзывался о Дхармакирти, снимавшем свои брахманические одежды. Это побудило Дхармакирти вместо этого надеть одежды буддийского ордена , решив «победить всех еретиков». Изучая буддизм, он сначала учился у Ишварасены, а затем переехал в Наланду , где общался с Дхармапалой 6-го века. Однако точность тибетских агиографий сомнительна, и вместо этого ученые относят его к 7 веку. Это связано с несоответствиями в различных тибетских и китайских текстах, а также с тем, что примерно в середине 7-го века и позже в индийских текстах начинают обсуждаться его идеи, , такие как цитата из Дхармакирти. стихи в произведениях Ади Шанкары . Большинство ученых считают, что Дхармакирти жил между 600–660 годами н.э., но некоторые помещают его раньше.
Дхармакирти приписывают развитие работы Дигнаги , пионера буддийской логики , и с тех пор Дхармакирти оказывает влияние на буддийскую традицию. Его теории стали нормативными в Тибете и изучаются по сей день как часть основного монашеского учебного плана.
Тибетская традиция считает, что Дхармакирти был посвящен в буддийские монахи в Наланде Дхармапалой. В его трудах мы находим заявление о том, что никто не поймет ценности его работы и что его усилия скоро будут забыты, но история доказала, что его опасения ошибочны.
Сочинения и комментарии
Дхармакирти приписывают следующие основные работы:
- Самбандхапарикшавртти (Анализ отношений)
- Праманавинишкая (Утверждение достоверного познания)
- Праманаварттика- карика (Комментарий к «Сборнику достоверного познания» Дигнаги)
- Pramanavārttikasvavrtti (Автокомментарий к приведенному выше тексту)
- Ньяябиндупракарана (Капля логики)
- Хетубиндунамапракарана (Капля разума)
- Самтанантарасидхинамапракарана (Доказательство чужих мыслей)
- Ваданьяянамапракарана (Причины для дебатов)
Существуют различные комментарии более поздних мыслителей о Дхармакирти, самыми ранними комментаторами являются индийские ученые Девендрабуддхи (ок. 675 г. н. э.) и Сакьябуддхи (ок. 700 г. н. э.). Другими индийскими комментаторами являются Карнакагомин, Праджнякарагупта, Маноратанандин, Равигупта и Шанкаранандана .
Он пользовался огромным влиянием в Тибете, где Пхьяпа Чоскьи Сенгге (1182–1251) написал первое изложение своих трудов под названием «Очищение от омрачений ума в отношении семи трактатов о достоверном познании» ( tshad ma sde bdun yid gi). мун сел ). Сакья Пандита написал «Сокровище науки достоверного познания» ( tshad ma rigs gter ) и интерпретировал Дхармакирти как антиреалиста против реализма Пхьяпы. Эти две основные интерпретации Дхармакирти стали основой для большинства дебатов в тибетской эпистемологии.