Государственное устройство имамата шамиля

Интересные факты

  1. Биография Шамиля интересовала не только историков, но и деятелей искусства. Образ имама использовался литераторами и кинематографистами. Предводитель горцев стал героем книги Шапи Казиева «Имам Шамиль», а также фильмов «Белый дьявол», «Шамиль. Рай под тенью сабель», «Имам Шамиль. Осада Ахульго», «Аманат» и других.
  2. Именем Шамиля назван ряд географических объектов: район в Дагестане, улицы в Хасавюрте, Сухуме, Стамбуле и других городах мира, а также проспекты в Кизилюрте и Махачкале. Помимо этого, сохранился дом в Калуге, где выходец из Дагестана жил в 1850–1860-х годах.
  3. Шамиль был запечатлен фотографом-любителем Иваном Григорьевичем Ностицем, участником Кавказской войны. Снимок сохранился до сегодняшних дней.
  4. О Шамиле слагали песни, любимые в народе. Самой известной является плясовая с припевом:Ойса да ойса, ты меня не бойся,Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Вид на тайебских исмаилитов

Список основан на тех же принципах, что и Двенадцать, за исключением того, что Али ибн Аби Талиб считается не имамом, а Васи (буквально наследником пророка ). Это ранг выше, чем у имама.

Имамы Исмаэли Мустаэли Тайиби

Число Фамилия (титул) (фамилия) (эпитет) известен благодаря Даты жизни
Али Абу аль-Хассан Ибн Аби Талиб Амир аль-Муминин все еще называемый Вахлиуллахом, он является самым значительным человеком после Мухаммеда для шиитов, отцом имамов. 600–661
1 Хасан Абу Мухаммад Ибн Али ибн Аби Талиб Аль-Муджтаба Подписывает мирный договор о лучшем исламе, очень любимый Мухаммедом вместе со своим братом одним из хозяев райской молодежи 625–669
2 Хусейн Абу Абдиллах Ибн Али ибн Аби Талиб Сайид аш-Шухада ‘ Битва при Кербеле 626–680
3 Али Абу Мухаммад Ибн аль-Хусейн Зайн аль-Абидин Плакал 20 лет из-за битвы при Кербеле. 658–713
4 Мухаммад Абу Джафар Ибн Али Аль-Бакир По прозвищу «Убийца науки». Мухаммад не признан Зайди (принимающим имамом Зайда бен Али ). 676–743
5 Джафар Абу Абдиллах Ибн Мухаммад Аш-Шадик Мыслитель, уважаемый как шиитами, так и суннитами 703–765
6 Исмаил Абу Мухаммад Ибн Джафар Аль-Мубарак Первый исмаилинский имам . Имам Исмаил был преемником, назначенным его отцом Джафаром ас-Садиком. Исмаил умер бы или спрятался перед смертью своего отца около 762 года, что сильно запутало его преемственность. Двенадцать дециманов признали имамом Мусу аль-Казима, младшего брата Исмаила . Исмаилиты считают, что имамат перешел к Мухаммаду, сыну Исмаила .
719 — ???
7 Мухаммад Ибн Исмаил Аль-Мактум
8 ʿАбд Аллах Ибн Мухаммад Ахмад аль-Вафи Имам скрыт.
9 Ахмад Ибн Абд Аллах Мухаммад ат-Таки Имам скрыт.
10 Хусейн Ибн Ахмад ʿАбд Аллах ар-Рани / аз-Заки Имам скрыт.
11 Абдулла, иногда называемый Убайд-Аллахом Абу Мухаммад Ибн Хусейн Аль-Махди Конец периода отключения электроэнергии. Абдулла Аль-Махди считается 1- м  халифом Фатимидом . 873–934
12 Мухаммад Абу аль-Касим Ибн Абдулла Аль-Каим 2 е  халиф Фатимидов . 894–946
13 Исмаил Абу Тахир Ибн Мухаммад Аль-Мансур Биллах 3 е  халиф Фатимидов . 915–953
14 Муайид Абу Тамим Ибн Исмаил Аль-Муизз Ли-Дин Аллах 4- й  халиф Фатимид, но выше 1- го  халифа Фатимида Египет . Фатимиды завоевали Египет в 969 году благодаря генералу Джавхару ас-Сикилли по приказу имама Аль-Муизза. 932–975
15 Низар Абу Мансур Ибн Муизз Аль-Азиз Биллах 5- й  халиф Фатимид . В 988 году он основал в Каире один из первых университетов мира в мечети Аль-Азхар. 975–996
16 Аль-Мансур Абу Али Ибн Азиз Аль-Хаким Би-Амр Аллах 6- й  халиф Фатимид . Основатель «Дома знаний» в Каире, он расширил империю Фатимидов, завоевав Сирию до Алеппо. Его обожествляют друзы . 985–1021
17 Али Абул Хасан Ибн Мансур Аз-Захир Ли-Изаз Дин Аллах 7- й  халиф Фатимид . Он также был королем Дамаска с 1021 по 1036 год и королем Алеппо с 1021 по 1024. Именно Аз-Захир восстановил стены Иерусалима в результате землетрясения и восстановил мозаику города. Мечеть аль-Акса (1030 и 1033). Он также боролся против доктрины друзов, которая обожествляла его отца Аль-Хакима. 1005–1036
18 Маад Абу Тамим Ибн Захир Аль-Мустансир Биллах 8- й  халиф Фатимид . За его смертью последовал раскол между мусталинами (сторонниками младшего сына Мустали) и низаритами (сторонниками старшего сына Низара ). 1029–1094
19 Ахмад Ибн Мустансир Аль-Мустали Биллах 9- й  халиф Фатимид . Ему предстоит столкнуться с атаками Первого крестового похода в Палестину. Имама Мустали не признают низариты. 1094 (начало правления) — 1101
20 Мансур Ибн Мустали Аль-Амир Би-Ахкам Аллах 10- й  халиф Фатимид . 1101 (начало правления) — 1130 г.
21 год Тайиб Абу аль-Касим Ибн Амир После смерти своего отца имам Тайиб в очень молодом возрасте скрылся. Он находился под защитой королевы Йемена аль-Хурра аль-Малека, у которой также была миссия, порученная имамом аль-Амиром, передать духовное регентство Даи аль-Мутлак . Тайиб не признан имамом со стороны Хафиззи, сторонников Аль-Хафиза (племянник Аль-Амира станет 11- м  халифом Фатимидом).
??? — ???
  • Покровительство у тайиби не имеет того же значения, что у двунадесятников: имамы переходят от отца к сыну, но в абсолютной тайне. Это означает, что потомок имама Тайиба (а не сам имам Тайиб) находится где-то на Земле. В этот период затмения (называемый Сатр ) именно Даи аль-Мутлак возглавляют религиозное сообщество.
  • Течение Хафицци исчезло после падения халифата Фатимидов в 1171 году. Таким образом, тайиби или бохры являются единственными представителями мусталианского течения сегодня.

Личная жизнь

Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Структура Имамата.

Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной влас­ти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим ар­мией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законода­тельные, исполнительные и арбитражные функции.

Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей — летучую почту, службу ревизоров, а также отде­лы: налоговый; военный; общественного порядка; над­зора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.

В Имамате было создано административно-террито­риальное деление на мудирства и наибства. Мудиры уп­равляли несколькими наибствами и выступали в качест­ве наместников имама на местах. Мудирства, введен­ные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенст­во среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась тер­ритория, разделенная на участки во главе с ма’зунами. В аулах административную власть осуществляли назна­чаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролиро­валась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Ша­милю.

В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий об­лекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала воз­можность апелляции в Диван-хану и лично имаму.

Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и перио­дически отчитывавшийся в Диван-хане.

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными «священной войне» и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Детство и юность

Шамиль родился 26 июня 1797 года в селении под названием Гимры. Его отец Денгау Моххамед был аварским представителем благородных семей, мать Баху-Меседа принадлежала ветке казикумухского рода, который правил в те времена.

При рождении мальчик получил имя Али. В детстве Али был болезненным ребенком, поэтому его дед решил уберечь его от беды изменив имя. Выбор пал на имя Самуил. В кавказском наречии – Шамиль.

Мальчик в детстве был очень подвижным, шаловливым, и гордым. Обладал твердым характером, силой и сноровкой, был любопытен. Занимался фехтованием. В эти годы Самуил подружился с имамом Гази-Мохамедом, который был первым его учителем. У него были и другие наставники. Много времени юноша проводил за чтением книг. Полученные знания Самуил впитывал, переосмысливал и старался применить в своей жизни.

Шамиль был одаренным юношей. В ранние годы изучил грамматику, риторику, арабский язык. А после 20 лет начал изучать законоведение и философию.

Особенности

Имамат – это такая структура, в которой религия играет особо важную роль. Правитель такого государства является не просто политическим и общественным главой, он воспринимается жителями и населением как духовный и религиозный лидер

Поэтому его личные качества имеют особо важное значение: в глазах мусульман он должен быть честен, благороден, умен, должен хорошо разбираться в учении. В то время как халиф, например, является выборным лицом, и он выполняет и светские функции

При имамате государство заботиться о духовном состоянии мусульман, в халифате же оно кроме того выполняет светские функции. Наблюдаются также различия и в учении о скрытом имаме. В первом случае он, по верованиям мусульман, должен стать верховным правителем, в то время как во втором случае предполагается, что он будет авторитетным религиозным деятелем, но при этом сохраняет институт власти шейха-уль-ислама.

Личная жизнь

О личной жизни Шамиля известно немного. У имама было семь жен и 16 детей. По исламской традиции женщины выполняли разные функции. Дочери становились помощницами по хозяйству, а сыновья — приближенными отца.

Из-за военной обстановки состав семьи уроженца Дагестана не был постоянным. Супруги по причине смерти сменяли друг друга. Представители младшего поколения также не все дожили до совершеннолетия. Часть потомков погибла в ходе боев.

Дольше других при Шамиле оставалась Патимат, мать первенца Джамалудина и защитника резиденции в Ведено Гази-Мухаммада, Загидат, дочь духовного деятеля и учителя Джамалуддина Кази-Кумухского, и аварка из селения Гимры Патимат.

Наибства имамата

Участок и наиб Наиб Конные Пешие Итого
Общества чеченских лесов и округи
Участок Гехи, наиб Саадуллах 1 100 230 330
Участок Шали, наиб Давуд-Хаджияв 1 200 350 550
Участок Мичик, наиб Эски 1 220 360 580
Участок Аух, наиб Хату 1 200 330 530
Участок Салатав, наиб Муртадаали 1 140 160 300
всего 5 860 1430 2290
Горные общества между рекой Аргун и Андийское Койсу («Сулаком») в Чечне и округе
Участок Нашха, наиб Хамзат-Хаджи 1 250 400 650
Участок Шубут, наиб Батуко 1 200 300 500
Участок Ункратль, наиб Хатилмухамад 1 150 320 470
Участок Шарой, наиб Аслан-Кади 1 150 230 380
Участок Чамалал, наиб Абдул-Кадир 1 150 250 400
Участок Технуцал, наиб Исмаил 1 200 360 560
Участок Чарби, наиб Гада 1 200 250 450
Участок Анди, наиб Дибир 1 300 200 500
Участок Ичкери, наиб Идиль 1 100 200 300
Участок Гунбет, наиб Абакар-Дибир 1 250 200 450
всего 15 2810 4140 6950
Горные общества между притоками Сулака (Между Андийским и Аварским Койсу)
Участок Цунта, наиб Хаджияв 1 100 350 450
Участок Антратль, наиб Батрак 1 50 250 300
Участок Анцух, наиб Шахав 1 100 150 250
Участок Тинди («Багвалал»), наиб Шамхал 1 300 400 700
Участок Карата, наиб Гази-Мухамад, сын Шамиля 1 350 250 600
Участок Турутли («Турутмух»), наиб Мухамад 1 100 150 250
Участок Хунзах, наиб Инквач 1 200 250 450
Участок Арадерих, наиб Мухамад-Амин 1 200 350 550
Участок Гоцатль («Гоцада»), наиб Абакар-Хаджи 1 150 250 400
Участок Унцукуль, наиб Кади 1 200 250 450
Участок Аракани, наиб Ибрахим 1 150 250 400
всего 26 4760 6990 11750
Горные общества к востоку от Аварского Койсу («Сулака»)
Участок Карах, наиб Хаджияв 1 120 180 300
Участок Телетль, наиб Хамзат 1 150 200 350
Участок Корода, наиб Умар-Дибир 1 100 200 300
Участок Тленсер, наиб Даниял-султан 1 250 300 550
Участок Согратль, наиб Хурш 1 150 300 450
Участок Чох, наиб Энкав-Хаджи-Мухаммад 1 200 350 550
всего 33 5930 8820 14750
Примечание: «Карта страны Шамиля на 27 мухаррама 1273 г.» хаджжи Йусуфа Сафар-заде: расшифровка и описание.

Государство

Кавказский имамат существовал в 19-м веке: с 1834 по 1859 годы. Предпосылкой его образования стало движение имама Майсура, который в предыдущем столетии добивался независимости этой территории, боролся с кровной местью и феодальной раздробленностью. Это привело к русско-кавказским войнам, и, хотя сам имам был пленен, тем не менее горцы одержали победу, поскольку сохранили за собой чеченские и дагестанские территории. Однако через некоторое время, по прошествии затишья, в этот регион был назначен генерал Ермолов, что привело к дальнейшему столкновению и противостоянию сторон. Тогда горцы объединились в союзы, и таким образом было создано государство имамат. Шамиль был его третьим правителем. Он и предыдущие правители происходили из Аварии, а само новое политическое образование включало чеченские, дагестанские и черкесские земли.

Краткая биография

Жизнь Самуила была насыщена событиями. Большая часть посвящена войне и стратегическим операциям.

  1. В 1828 г. Гази Мухамеда избирают имамом. Он объявляет священную войну против правления России на территории Кавказа. Шамиль присоединяется к нему и принимает участие в нескольких битвах против русских войск.
  2. 1832 г. – Шамиль вместе с наставником Гизи Мухамедом были окружены в ауле Гимзе русскими. Его друг погибает, а он сумел пробиться сквозь осаду и сбежать. Новым имамом становится Гамзи-бек. Шамиль помогает ему добычей материальных средств, проводит набор рекрутов и организовывает походы против русских.
  3. В 1834 г. благодаря своим организаторским и военно-стратегическим способностям становится имамом. В начале отказывается от звания, но под натиском горцев и из-за обвинения в малодушии соглашается стать духовным лидером. В этом же году генерал фон Клюгенау захватывает резиденцию Шамиля в селении Гоцатль. Новому имаму пришлось отступить на территорию Северного Дагестана. Здесь Самуил укрепляет свои позиции и обретает авторитет, горцы активно его поддерживают. Возобновляется противостояние с русскими.
  4. В 1837 г. проиграл битву в Дагестане, вынужденно заключил перемирие и отпустил захваченных пленников.
  5. В 1838 г. в отдельных регионах Азербайджана и Дагестана чувствовалась обеспокоенность. Это помогло имаму успешно поднять восстание.
  6. 1839 г. – против Самуила направили экспедицию, контролируемую генералом П. Х. Граббе. Крепость, в которой находился Самуил, была окружена. В этой битве погибает жена имама с маленьким сыном. Его дядю убивают, а родная сестра, не выдержав всех этих потрясений, кидается в пропасть. Самому Шамилю удалось пробиться сквозь войска русских. Полководец скрывается в горах Кавказа.
  7. В 1840 г. Россия решила разоружить всех мужчин в Чечне. В результате в регионе вспыхивает восстание, благодаря которому Шамиль взял под контроль Чечню.
  8. В 1842 году начался новый поход против имама. Его возглавляет генерал Головин. Но в ауле Дарго армия была разбита.
  9. 1842 год – лидер горцев создает диван (совет), где будут решаться все важные вопросы, касающиеся военной, административной и политической жизни. В состав совета вошли приближенные Самуила.
  10. В период с 1843 по 1847 год под руководством Шамиля объединяются все горные народы Чечни и Дагестана. В эти годы он ведет священную войну, где несет знамя Пророка. Его цель построить новое государство, где будут соблюдаться все правила, вверенные Аллахом. В этот период принимают сбор правил, которые соответствуют шариату. Шамиль проводит несколько реформ. Отменен обычай на выкуп невесты, кровная месть каралась сводом законов, запрещен обычай умыкания. В это время ему присваивают титул Халиф, что означает предводитель правоверных. Его правление было авторитарным и жестоким. В 1844 году его ставленника убили. И это послужило поводом для уничтожения всех жителей селения Цонтери.
  11. В 1850 г. влияние Шамиля потихоньку идет на спад.
  12. В 1853 г. начинается Крымская война. Имам надеется получить поддержку от Турции, Великобритании и Франции. Но ему это не удается.
  13. В 1856 году новый предводитель русской армии Александр Барятинский берет в блокаду Имамат.
  14. В 1858 г. начинается восстание чеченцев против власти имама Шамиля.
  15. В 1859 г. в ауле Ведено падает резиденция предводителя кавказцев, ему самому удается бежать в другое селение – Гуниб. В августе из-за осады вынужденно сдался и позже был сослан. В октябре вместе с соратниками и близкими отправлен в Калугу.
  16. В конце лета 1866 г имам и его сыновья дали клятву верности российскому государю. Он переезжает в Киев.
  17. Через 6 лет получил от императора Александра II разрешение на паломничество в Мекку, затем он оправляется в Медину.
  18. В феврале 1871 Самуил умирает. Его хоронят в Саудовской Аравии на кладбище Аль-Бакия.

Фото 1859 г.

Общая характеристика

Руководитель такого государства имеет большое религиозное значение. Он воспринимается именно как духовный лидер и верховный вождь. Согласно мусульманской доктрине, его главной функцией является подготовка своих подданных к будущей жизни. Имамат – это политическая и религиозная структура, которая основана на признании особого статуса верховного правителя. Ему помогает особый представительный орган, который называется диван. Он состоит из лиц, приближенных к правителю, его функция в основном совещательная. Большое значение приобретает отдельный слой знати, который приближен к своему главе и всецело ему предан. Он не назначается, а признается специальным религиозным советом, который называется Меджлис аль Улема.

Падение имама: Калуга, Киев и Медина

В середине 1850-х годов, когда Россия вела Крымскую войну и не могла уделять должного внимания Кавказу, Шамиль сумел сосредоточить в своих руках как верховную светскую власть, так и религиозную. Он даже официально стал халифом и надеялся, что мусульмане Кавказа и всего Ближнего Востока начнут воспринимать его как легитимного правителя. Отчасти так и было. Но некоторые аулы, формально подчинявшиеся имаму, на самом деле были крайне недовольны его политикой и сводом правил. Они считали, что «Низам» противоречит их привычному укладу жизни. Но открыто недовольства не выказывали, поскольку боялись жестокой расправы.

Во второй половине 1850-х годов горцы окончательно устали и от войны с Россией, и от Шамиля. Имам надеялся, что помощь ему окажут Турция, Англия и Франция. Но договориться о совместных боевых действиях на Кавказе с турками не удалось. А англичане и французы «откупились» поставкой вооружения.

Хотя Российская империя потерпела поражение в Крымской войне, она смогла сразу же после заключения мира направить на Кавказ армию. Главнокомандующие Николай Муравьёв и сменивший его Александр Барятинский провели несколько успешных военных операций против горцев.

Шамиль терял власть и авторитет. В 1858 году произошло восстание чеченцев. Но взбунтовались они не против России, а против имама. Горцы устали от войны и политики Шамиля. Имамат начал постепенно разваливаться.

Через год под ударами русской армии пал аул Ведено — резиденция Шамиля. И ему пришлось отступить в селение Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль был взят в плен (по другим данным — он принял предложение о мире Барятинского и сам сдался).

С Шамилем поступили цивилизованно и гуманно. Его не стали казнить или отправлять пожизненно за решётку. С ним встретился император Александр II. Когда имама доставили в Москву, его ждала встреча с Ермоловым. Также Шамиля отвели в Большой театр на постановку «Наяда и рыбак». Затем было знакомство с императрицей, ещё одна встреча с государем, на сей раз в Петербурге.


Дом Шамиля в Калуге. (wikipedia.org)

В октябре 1859 года бывший лидер имамата был доставлен в Калугу. Вскоре туда же перебралась и его семья. Шамилю назначили пенсию. Жил он в большом доме, а на лето семейство переселялось в загородную дачу. По воспоминаниям очевидцев, Шамиль вёл замкнутый образ жизни, но иногда встречался с русскими офицерами, знакомыми ещё со времён войны.

В августе 1866 года Шамиль вместе с сыновьями присягнул на верноподданство России. Побывал на свадьбе цесаревича Александра, в третий раз встретился с государем. А через 2 года престарелый имам переселился в Киев, поскольку климат в Калуге плохо влиял на его здоровье. Спустя год Шамиль был возведён в потомственное дворянство.

Вскоре Шамиль попросил императора отпустить его в Мекку для паломничества. Александр II согласился. В ноябре 1870 года Шамиль прибыл в священный город. Оттуда он направился в Медину, где и умер в феврале 1871 года. Похоронили его на кладбище аль-Баки.

Шамиль: путь предводителя кавказских горцев

По происхождению Шамиль являлся аваром. Он родился в ауле Гимры в 1797 году (по другим данным — в 1799 году). Ещё в детстве подружился с Гази-Мухаммадом. Когда тот начал распространять новое учение, а затем и объявил газават Российской империи, не колеблясь примкнул к старому другу.

Когда русские войска в 1832 году штурмовали Гимры, Шамиль чудом спасся. Поддержал он и нового имама Гамзат-бека — собирал войска для войны с неверными и лично участвовал в нескольких сражениях.


Штурм Ахульго русскими войсками. 1839 год. (wikipedia.org)

Когда же в 1834 году Шамиль стал имамом, то с новыми силами продолжил войну. Вот только удача была на стороне империи. Более того, вскоре Шамиль потерял и свою резиденцию — аул Гоцатль. После этого ему пришлось перебраться в Северный Дагестан. Война, естественно, не закончилась. Кровопролитные стычки между русскими и горцами являлись обычным делом. Но постепенно, чаша весов начала склоняться на сторону Российской империи. Шамиль, понимая, что нужно взять паузу, в 1837 году заключил перемирие. Но уже через год война возобновилась.

В 1839 году противостояние чуть было не закончилось для Шамиля. Российская армия под руководством Павла Христофоровича Граббе сумела загнать имама вместе с его родственниками в крепость на горе Ахульго. 21 августа укрепление было захвачено. Во время штурма погибла жена Шамиля, его ребёнок, дядя и сестра. Сам же имам сумел скрыться.

В 1840-е годы удача в сражениях чаще сопутствовала горцам. Более того, Шамиль сумел установить полный контроль над Чечнёй, а также Дагестаном.

Шамиль был не просто лидером горцев. Он мечтал создать на территории Кавказа полноценное теократическое государство — имамат, стоявший на принципах шариата. По инициативе Шамиля появился совет, на котором решались разнообразные вопросы. Также был принят свод правил, который получил название «Низам».

Шамиль сумел построить в Северо-Кавказском имамате рабочий административный аппарат, в который входили наибы (заместители или помощники) и мюриды. Первые отвечали за сбор налогов, следили за исполнением законов шариата, набирали рекрутов. С ними же в одной «связке» трудились муфтии. В их обязанности входило разрешение споров, толкование законов и надзор за работой судей. Мюриды во всём помогали наибам.


Шамиль с сыновьями. (wikipedia.org)

Шамиль всеми силами пытался установить новый порядок на подконтрольных ему территориях. Иногда ему приходилось действовать не просто жёстко, а жестоко. Например, в 1844 году в одном из аулов местные жители убили ставленника Шамиля. Кара последовала мгновенно — по приказу имама всё население посёлка было убито.

Поскольку Шамиль считал себя полноценным лидером не менее полноценного государства, то он никак не мог обойти стороной внешнюю политику. Главным его ориентиром стал турецкий султан. С неверными же Шамиль старался вообще не контактировать.

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Вывод

Шамиль принимал активное участие в противостоянии с Россией. Являлся сторонником крайних религиозных взглядов. Был религиозным деятелем и властвовал над кланами на Кавказе, которые он объединил. После поражения был отправлен в ссылку и жил на царском обеспечении. Свои последние годы провел в хадже.

Во время своего правления провел ряд реформ. В этот период он распространил Суфийские тарикаты, которые обладают огромным влиянием на жизнь горцев по сей день. Создал традиционную сельскую общину, которая стала опорой его государства. Под его руководством был создан административный аппарат. В обязанности которого входили сбор налогов, проведение набора рекрутов и наблюдение за соблюдением законов.

Самуил – не только великий полководец и политик, но и духовный наставник. Многие считали, что его избрал Аллах, чтобы спасти Кавказ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: