Фатимидский халифат

Введение

Государство Фатимидов (909—1171) — средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии. Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы. Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны против крестоносцев в 1169.

4. Список халифов Фатимидов

  • Убейдаллах
  • Каим 934—946
  • ал-Мансур биллах Абу Захир Исмаил ибн Мухаммад р.914, 946—953
  • ал-Муизз лидиниллах Абу Тамим Маадд ибн Исмаил р.931, 953—975
  • ал-Азиз биллах Абу Мансур Низар ибн Маадд 975—996
  • ал-Хаким биамриллах Абу Али Мансур ибн Низар р.985, 996—1021
  • аз-Захир биллах Абу-л-Хасан Али ибн Мансур р.1005, 1021—1036
  • ал-Мустансир биллах Абу Тамим Маадд ибн Али р.1029, 1036—1094
  • ал-Мустали биллах Абу-л-Касим Ахмад ибн Маадд 1094—1101
  • ал-Амир биахкамиллах Абу Али Мансур ибн Ахмад 1101—1130
  • ал-Хафиз лидиниллах Абу-л-Маймун Абд ал-Маджид ибн Мухаммад 1130—1149
  • аз-Зафир биамриллах Абу Мансур Исмаил ибн Абд ал-Маджид 1149—1154
  • ал-Фаиз Абу-л-Касим Иса ибн Исмаил 1154—1160
  • ал-Адид лидиниллах Абу Мухаммад АбдАллах ибн Йусуф 1160—1171

Sources

  • Brett, Michael (2017). Империя Фатимидов. Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Cortese, Delia, «Fatimids», in Muhammad in History, Thought, and Culture: An Encyclopedia of the Prophet of God (2 vols.), Edited by C. Fitzpatrick and A. Walker, Santa Barbara, ABC-CLIO, 2014, Vol I, pp. 187–191.
  • Halm, Heinz (1991). Das Reich des Mahdi: Der Aufstieg der Fatimiden (in German). Munich: C. H. Beck. ISBN 978-3-406-35497-7.
  • Lev, Yaacov (1995). «The Fatimids and Byzantium, 10th–12th Centuries». Graeco-Arabica. 6: 190–208. OCLC .

литература

  • Майкл Бретт: Возвышение Фатимидов. Мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . В: Средневековое Средиземноморье . Лента30 . Брилл, Лейден, Бостон, Кельн 2001, ISBN 90-04-11741-5 .
  • Герберт Эйзенштейн : Везир Египта под аль-Мустанхиром 452–466 хиджры. В: Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes, Vol. 77 (1987), pp. 37-50.
  • Хайнц Хальм : Империя Махди. Возвышение Фатимидов (875–973). CH Beck, Мюнхен, 1991. ISBN = 3-406-35497-1.
  • Хайнц Хальм: Фатимиды . В: Ульрих Хаарманн, Хайнц Хальм (Hrsg.): История арабского мира . Beck, Мюнхен, 2001 г., ISBN 3-406-47486-1, III., Стр.166–199 .
  • Хайнц Хальм: Калифы Каира. Фатимиды в Египте (973-1074) . Бек, Мюнхен, 2003 г., ISBN 3-406-48654-1 .
  • Яаков Лев: Фатимидский визирь Якуб ибн Киллис и начало правления Фатимидов в Египте. В: Der Islam, Vol. 58 (1981), pp. 287-249.
  • Дженни Рахель Остерле: Халифат и королевская семья. Представление власти фатимидами, оттонианцами и ранними салианцами на религиозных праздниках . Общество научной книги, Дармштадт 2009, ISBN 978-3-534-21961-2 .

Столицы

Аль-Махдийя, первая столица династии Фатимидов, была основана ее первым халифом Абдуллахом аль-Махди (297–322 хиджры / 909–934 гг. Н. Э.) В 300 г. AH / 912–913 CE. Халиф проживал в соседней Раккаде, но выбрал это новое и более стратегическое место для основания своей династии. Город аль-Махдия расположен на узком полуострове вдоль побережья Средиземного моря, к востоку от Кайруана и к югу от залива Хаммамет, в современном Тунисе. Главной заботой при строительстве города и его окрестностях была оборона. Благодаря полуостровному рельефу и возведению стены толщиной 8,3 м город стал непроницаемым для суши. Это стратегическое положение вместе с флотом, который Фатимиды унаследовали от покоренных Аглабидов, сделали город Аль-Махдийя мощной военной базой, где Абдуллах аль-Махди консолидировал власть и посеял семена халифата Фатимидов на протяжении двух поколений. В городе было два королевских дворца — один для халифа и один для его сына и преемника Аль-Касима, а также мечеть, множество административных зданий и арсенал.

Аль-Мансурийя был основан между 334 и 336 г.х. (945 и 948 г. н.э.) третьим халифом Фатимидов аль-Мансуром (334-41 г.х. / 946-53 г. н.э.) в поселении, известном как Табра, на окраине Кайруана в современном Тунисе. Новая столица была основана в ознаменование победы аль-Мансура над хариджитским мятежником Абу Язидом в Табре. Как и Багдад, план города Аль-Мансурийя круглый, с дворцом халифа в центре. Благодаря обильному источнику воды, город под аль-Мандуром сильно вырос и расширился. Недавние археологические данные свидетельствуют о том, что в этот период в городе было построено более 300 хаммамов, а также многочисленные дворцы. Когда преемник аль-Мансура, аль-Мухиз, переместил халифат в Каир, его заместитель остался в качестве регента аль-Мансурийи и узурпировал власть для себя, что ознаменовало конец правления Фатимидов в аль-Мансурийе и начало разрушения города. (подстрекаемый жестоким восстанием). Город оставался заброшенным и более или менее необитаемым в течение столетий после этого.

Каир был основан четвертым халифом Фатимидов аль-Мусизом в 359 г.х. / 970 г. н.э. и оставался столицей халифата Фатимидов на протяжении всей династии.. Таким образом, Каир можно считать столицей культурного производства Фатимидов. Хотя первоначальный дворцовый комплекс Фатимидов, включая административные здания и королевских жителей, больше не существует, современные ученые могут составить хорошее представление об исходной структуре, основываясь на рассказе аль-Макризи времен мамлюкской эпохи. Возможно, самым важным из памятников Фатимидов за пределами дворцового комплекса является мечеть аль-Азхар (359-61 гг. Хиджры / 970-72 гг. Точно так же важная мечеть Фатимидов в Аль-Хакиме, построенная в 380-403 гг. Хиджры / 990-1012 гг. Н.э. при двух халифах Фатимидов, была перестроена при последующих династиях. Каир оставался столицей одиннадцати поколений халифов, включая аль-Мухиза, после чего Фатимидский халифат окончательно пал перед силами Айюбидов в 567 г.х. / 1171 г. н. Э.

Независимость Египта при Ибн Тулуне

Наиболее известным турецким губернатором, с именем которого связано возрождение Египта, был Ахмед ибн Тулун. Сын турецкого раба, получивший хорошее воспитание и образование при дворе Аббасидов, он в возрасте 33 лет был назначен наместником в Египет. Используя соперничество между семьей Аббасидов и турецкими наемниками, смог добиться полного контроля над правительством провинции и создать первое автономное мусульманское государство в Египте. За счет существенного сокращения дани Ираку и реинвестиции богатств страны Ибн Тулун создал условия для процветания Египта. Он начал свое правление с создания сильной армии из турецких, греческих и суданских рабов, с помощью которой в 878 г. завоевал всю Сирию.

Ибн Тулун построил новый царский город к северу от Аль-Аскара, названный Аль-Катай (район). Разбив город на отдельные районы, он разместил в них контингент своей многонациональной армии. В центре Аль-Катаи располагалась мечеть Ибн Тулуна, чье сооружение закончилось в 879 г. Она представляет собой прекрасный образец мусульманской архитектуры эпохи Аббасидов.

Ибн Тулун умер в 884 г., и его преемником стал 20-летний сын Хумаравай. Он расширил границы государства до Евфрата и таким образом заставил Аббасидов признать его независимость.

В 896 г. Хумаравай был убит рабами своего гарема, и бразды правления перешли к двум его сыновьям и брату, которые отличались экстравагантным образом жизни и проявляли полную некомпетентность в управлении страной. Истощив государственную казну и настроив против себя армию, эти горе-правители один за другим были свергнуты и убиты.

В 905 г. в Египте вновь восстанавливается власть Аббасидов. В качестве назидания город Аль-Катаи был стерт с лица земли, осталась лишь мечеть Ибн Тулуна, а членов семьи Тулуна в цепях доставили в Багдад.

В течение последующих 30 лет Египтом управляли назначаемые Багдадом жестокие и недальновидные чиновники. Однако возрастающая угроза со стороны фатимидской династии, утвердившейся в Тунисе, которая в этот период дважды вторгалась на египетскую территорию, требовала более эффективного правления в долине Нила. В связи с этим Аббасиды вынуждены были позволить Мухаммеду ибн Туглиджу создать в 935 г. в Египте новое полуавтономное государство, способное предотвратить дальнейшую экспансию Фатимидов на Восток.

После смерти Туглиджа в 946 г. его преемниками стали молодые сыновья, но реальная власть принадлежала их регенту Кафуру, сильное правление которого позволяло сохранять государство единым. Но после смерти Кафура в 969 г. и вторжения Фатимидов оно пало. 

После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихшидидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Туглиджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул «ихшидид» (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от прежней), получила название Эль-Кахира («Победительница» — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъемом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали «защитниками» аббасидского халифа, позволили сирийцам все более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

Религиозная политика

Империя Фатимидов была государством, явно ориентированным на исмаилитов. На вершине религиозной иерархии находился высший дани, который часто также служил высшим кади . Каждый четверг он проводил публичные обучающие сессии во дворце Каира, так называемые мадшалис аль-Шикма («сеансы мудрости»), на которых адепты получали инструкции по тайной доктрине исмаилитов после принятия обета. Аль-Кани ан-Нусман, служивший Фатимидам в обоих офисах до 974 года, разработал свою собственную исмаилитскую школу норм.

Внешне Фатимиды продолжали работать над свержением аббасидских халифов. С этой целью они отправили множество миссионеров. Миссия Фатимидов достигла наибольшего успеха в Йемене, где в 1047 году миссионер Али ибн Мухаммад вместе с Сулайхидами основал новую династию исмаилитов, лояльных Фатимидам, и привел к своей власти Сану и Аден.

В самой стране не было упущено ни одной возможности подчеркнуть происхождение династии от Пророка. С этой целью в XI веке при дворе был введен новый праздник — день рождения пророка . Он отмечался 12-го числа рабит аль-аввал, фактического дня смерти Пророка. Халиф играл центральную роль в торжествах; публичные проповеди и чтения Корана.

Фатимиды не навязывали исмаилитское вероучение своим мусульманским подданным, но интенсивная реклама привела к многочисленным обращениям. В начале 12 века все больше и больше суннитов занимали влиятельные позиции в Империи Фатимидов и основывали свои собственные медресе . Это привело к восстановлению суннитского ислама в Египте того времени .

Падение династии

К 1060-м годам равновесие между этническими группами в войске Фатимидов рухнуло, поскольку Египет переживал период засухи. Сокращение ресурсов привело гражданской войне между тюрками и африканскими войсками. Тюркские войска захватили Каир и удерживали халифа, а берберские и суданские войска бродили по Египту.

В 1072 году, в попытке спасти Египет, халиф Маад аль-Мустансир Биллах отозвал губернатора Акры и Палестины Бадра аль-Джамали. Тот повел войска в Египет и сумел подавить восставшие армии. Хотя халифат был спасен от уничтожения, восстание опустошило Египет. Бадр аль-Джамали стал первым военным визирем, которые будут преобладать в политике поздних Фатимидов. Когда военные визири стали фактическими главами государства, роль халифа была низведена до роли номинального главы.

После распада политической системы Фатимидов в 1160-х годах Нур ад-Дин Занги приказал генералу Ширкуху захватить Египет. В 1169 году генерал умер, и власть получил его племянник Салах ад-Дин. Так началась история Айюбидского султаната Египта и Сирии.

Расцвет государства Фатимидов

После того, как власть захватил Убайдулла, Фатимидами предпринимались неоднократные попытки завладеть Египтом, который являлся богатейшей и плодороднейшей областью Аббасидского халифата. Вторжение фатимидской армии в Египет произошло в 914 г. – тогда Фатимиды заняли Александрию, но их войска разбила армия аббасидского халифа аль-Муктадира, возглавляемая Мунисом. В 919 г. произошло новое вторжение, и снова неудачное – флот халифата был разбит под Розеттой, а сухопутные войска, хоть и сумели занять Александрию, были изгнаны оттуда вновь армией Аббасидов. Сын Убайдуллы халиф аль-Каим также потерпел поражение, предприняв поход в 936 г., и только один правнук его халиф аль-Му‘изз сумел покорить египетское сопротивление – при нем халифат готовился к походу систематизированно и деятельно, он занимался обучением армии, создал флот, а в Египет отправил проповедников и агентов, которые устанавливали связи халифата с шиитами в Египте. Возглавляемая бывшим рабом с Сицилии Джаухаром, армия Фатимидов численностью около ста тысяч вошла в Египет в 969 г. Фатимиды заняли Гизу, затем Фустат, и в его окрестностях была основана новая столица халифата Каир, куда прибыл халиф аль-Му‘изз в 972 г. Таким образом Египет стал частью халифата Фатимидов.

Сам египетский халиф ал-Му‘изз был личностью авторитетной и выдающейся: с его мнением считались правители Азии и Европы, он поддерживал тесные отношения с императорами Византии, а Иоанну I Цимисхии даже послал авторскую книгу, попытавшись обратить его в исмаилизм.

Во время его правления Фатимидский халифат процветал: его территории включали в себя не только всю Северную Африку, а также Сирию и Палестину, Мекку и Медину, но и африканское побережье Красного моря, Калабрию и Сицилию (смотрите ниже карту Фатимидского Халифата).

Реализовывалась социальная программа Фатимидов: преобладала кооперативная и государственная формы собственности, землю сдавали в долгосрочную аренду крестьянам, государство регулировало цены на наиболее необходимые товары. На тот период денежная единица халифата фатимидский динар имел хождение на территории Африки, Европы и Азии как мировая валюта. Стабильной была и политическая ситуация внутри страны: в халифате царил относительный мир, в государстве свободно сосуществовали представители разных религиозных конфессий, в том числе и христиане, и сунниты, и иудеи.

Падение Фатимидов

За время правления аль-Хакима происходило много смут, ставивших под удар саму династию Фатимидов, и только один его сын Захир при поддержке своей тетки-опекунши Ситталь-мульк сумел установить относительный мир. После него правили фатимидские халифы аль-Мустансыр, аль-Муста‘ли, аль-Амир, аль-Хафиз, аз-Зафир, аль-Фаиз и аль-Адид. За время их правления внутренние волнения в Египте периодически вспыхивали, но в основном это был период процветания морской и караванной торговли. В это время в Сирию в качестве противодействия крестовым походам была выдвинута династия Айюбидов.

Фатимидская теократия, которую представлял собой халифат, к исходу одиннадцатого века стала военно-олигархической диктатурой во многом из-за того, что власть халифа ал-Мустансыра ослабла, а везир Бадр ал-Джамали был возвышен. Во время его правления собственность государства стала переходить в частные руки: такая форма собственности называлась «иктом», и в результате настоящими хозяевами страны стали группировки из наёмников-мамлюков (сам везир был мамлюком по происхождению).

Усиливалось давление со стороны суннитских и христианских соседей Фатимидского халифата. В стране царила анархия, и в результате последний халиф аль-Адид был свергнут Салахуддином.

Течение исмаилизма в Египте приобрело форму мустали-хафизи, когда имамами признавали только тех, кто является потомком аль-Хафиза, и какое-то время это течение еще существовало в такой форме в Йемене, Сирии и Египте.

В истории упоминается о восстаниях в Египте местных исмаилитов, которые выступали против власти Салахуддина, но этим восстаниям не суждено было удаться — они все подавлялись. В итоге наследников престола Фатимидов казнили, а тех, кто остался в живых, содержали в плену.

Военная система

Военная система Фатимидов в основном базировалась на Кутама Берберы соплеменники привели в поход в Египет, и они остались важной частью вооруженных сил даже после того, как Тунис начал отделяться. После успешного создания в Египте местные египетские силы также были включены в армию, поэтому армия Фатимидов была усилена североафриканскими солдатами от Алжира до Египта на Восточном Севере (а также с последующими династиями)

Фундаментальное изменение произошло, когда халифат Фатимидов попытался вторгнуться в Сирию во второй половине 10 века. Фатимиды столкнулись с силами халифата Аббасидов, в которых теперь доминируют турки, и начали осознавать пределы своей нынешней армии. Таким образом, во время правления Абу Мансура Низара аль-Азиза Биллаха и Аль-Хакима би-Амра Аллаха, халиф начал объединять армии турок, а позже, чернокожие африканцы (даже позже использовались и другие группы, например, армяне). Армейские части обычно разделялись по этническому признаку: берберы обычно были легкой кавалерией и пешими застрельщиками, тогда как турки были конными лучниками или тяжелой кавалерией (известными как мамлюки ). Черные африканцы, сирийцы и арабы обычно выступали в роли тяжелой пехоты и пеших лучников. Эта основанная на этнической основе армейская система, наряду с частичным статусом рабов многих из завезенных этнических бойцов, оставалась в Египте фундаментально неизменной в течение многих столетий после падения халифата Фатимидов.

Фатимиды сосредоточили свои вооруженные силы на защита империи представляла угрозу, которую они смогли отразить. В середине 10 века Византийской империей правил Никифор II Фокас, который разрушил мусульманский эмират Чандакс в 961 году и завоевал Тартус, Ал. -Масаисах, Айн-Зарбах, среди других областей, получение полного контроля над Ираком и сирийскими границами и получение прозвища «Бледная смерть сарацинов». Однако с Фатимидами он оказался менее успешным. Отказавшись от уплаты дани фатимидским халифам, он отправил экспедицию на Сицилию, но из-за поражений на суше и на море был вынужден полностью покинуть остров. В 967 году он заключил мир с Фатимидами и повернулся, чтобы защитить себя от их общего врага, Отто I, который провозгласил себя римским императором и напал на византийские владения в Италии.

После завоевания Египта

Основная статья : История Египта

В 969 году был завоеван Египет и пал Ихшидиден . Халиф аль-Муизз перенес столицу империи в Каир в 972 году и назначил Зиридов наместниками в Магрибе. Это была лишь окраина империи Фатимидов.

После того, как Абу Тамин аль-Муизз основал новую столицу империи Каир, правление Фатимидов в Египте укрепилось при аль-Азизе . Несмотря на шиитско-исмаилитское кредо Фатимидов, мусульмане-сунниты терпели. В то же время к 978 году были завоеваны Палестина и Сирия, и был получен контроль над Меккой и Мединой . Таким образом, наиболее важные святыни ислама подчинялись Фатимидам.

При правлении Фатимидов экономика Египта процветала за счет строительства дорог и каналов и развития торговли между Индией и Средиземноморьем . В 11 веке империя Фатимидов имела самую большую экономическую мощь среди исламских империй. Фатимиды также поддерживали культуру и науку, с учреждением Университета , ныне суннитского центра, приобретающего все большее значение.

Мечеть Фатимид аль-Хаким в Каире

При аль-Хакиме (995-1021) терпимая религиозная политика по отношению к немусульманам все больше и больше отказывалась. Публичные шествия и ритуальные действия христиан и евреев были запрещены, равно как и употребление вина и пива . Иногда христианские церкви и монастыри также грабили, чтобы собрать средства для армии и строительства мечетей. В 1009 году храм Гроба Господня в Иерусалиме был разрушен . Около 1017 года в Египте возникла секта, считавшая аль-Хакима воплощением Бога. Позже на этом основании возникла религиозная община друзов . Во времена Тулунидов и Фатимидов к христианскому населению Египта относились терпимо. При мамлюках это изменилось в ущерб коптам .

Аз-Захир (1021-1036) усмирил империю и подавил несколько восстаний бедуинов в Сирии. Фатимиды под руководством аль-Мустансира (1036-1094) достигли пика власти, когда исмаилитские миссионеры захватили власть в Йемене, а аббасиды в Багдаде были ненадолго свергнуты в 1059 году.

Однако такая обширная силовая политика привела к национальному банкротству и упадку династии. Хотя Зиридов в Ifriqiya может быть вынужден вернуться под господством Фатимидов путем депортации Бану Хилал и Бану Сулайм, Сирия и Палестина были потеряны для сельджуков в 1076 году . Внутри правительства тоже все чаще приходилось оставлять командирам войск и визирям .

В Fatimids уже не могло предотвратить на завоевание Иерусалима со стороны крестоносцев во время Первого крестового похода во время Первого крестового похода и создания Иерусалимского королевства, и после неудачных попыток повторного захвата ( Битва Рамля ), они все больше и больше не пришли под влиянием крестоносцев в 1130 г. После успешного завершения осады Аскалона (1153 г.) королем Болдуином III. Иерусалима, Фатимиды потеряли свою последнюю базу в Палестине. Чтобы предотвратить завоевание Египта крестоносцами, Нур ад-Дин, правитель Дамаска, возглавил кампанию в Египте еще в 1163 году, пока его офицер Саладин не сверг Фатимидов в 1171 году и не основал династию Айюбидов .

Важными арабскими источниками по истории Фатимидов в Египте являются две работы Ибн ат-Туваира (ум. 1220 г.) « Путь двух глаз к новостям о двух государствах» ( Nuzhat al-muqlatain fī aḫbār ad-daulatain ) ) и «Увещевание мусульман известием о фатимидских имамах халифов» ( Иттишах аль-Сунафах би-асбар аль-Асимма аль-Фасимиин аль-Сулафах ) аль-Макризи (ум. 1442).

3. Хаким

В 996—1021 годах в Египте правил халиф аль-Хаким. Аль Хаким провел программу реформ, которая в частности устраняла на практике рабовладение. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число злоупотребления со стороны мусульман в отношении рабовладения тоже тоже было значительным.

Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жён как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.

Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.

Вел серию войн в Сирии.

Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Родившийся в Бухаре Дарази был тюркского происхождения. По профессии он, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль Хакима. Сам халиф аль Хаким «и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…».

С. Гафуров предполагал, что оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент». Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.

На первом этапе Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако, по мнению Гафурова, в дальнейшем представителям консервативных христианских элит удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.

По сомнительным свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти.

Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность. В 1021 году Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушел «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.

Хаким объявил в 1009 указ о равенстве официально господствовавшего юридического положения шиитского (исмаилитского) с суннитским, но, по свидетельству врагов Хакима, по отношению к евреям и христианам он неоднократно нарушил мусульманский принцип терпимости. Враги Хакима утверждали, что с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога. Однако сохранившиеся письма Хакима опровергают эти утверждения.

Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хâкима Зâхир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок. Последующие Фатимиды: Мостансыр (1036—1094), Мостали (1094—1101), Амир (1101—1130), Хâфиз (1130—1149), Зâфир (1149—1154), Фâиз (1154—1160), Адыд (1160—1171).

При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.

Начало династии

Наиболее известная ветвь шиитского течения — исмаилиты — появилась в VIII веке. Они полагали, что преемником пророка Мухаммеда должен был стать Али ибн Абу Талиб. От шиитов-двунадесятников они отличались признанием седьмым имамом Мухаммада — сына Исмаила ибн Джафара Садика.

Религиозная идеология халифата зародилась в движении исмаилитов, начатом в IX веке в Саламии восьмым имамом-исмаилитом Ахмадом аль-Вафи (766—828. Он заявил о собственном происхождении от Исмаила ибн Джафара, из-за чего его прозвали аль-Фатимий («Фатимид»). В VIII-X веках исмаилитские имамы оставались в «сокрытии».

Вместе с сыном, одиннадцатым имамом Абдуллахом аль-Махди Биллахом (873—934) пробрался в Сиджилмасу (Марокко), спасаясь от преследований в Аббасидском халифате, где верования исмаилитов считались еретическими и политической угрозой. Абдуллах и его сын исполнили пророчество о том, что Махди из Месопотамии придет в Сиджилмасу.

В начале X века на территории современного Туниса вспыхнуло восстание исмаилитов во главе с Абу Абдаллахом и Убайдуллахом. Их власть вскоре распространилась на весь Магриб (современные Алжир, Марокко, Тунис и Ливия), которым он правил из Махдии. Город аль-Мансурия служил столицей Фатимидскому халифату во время правления аль-Мансура Биллаха (946—953) и Аль-Муизз Лидиниллах (953— 975).

Фатимиды неоднократно предпринимали попытки захватить Египет — плодороднейшую и богатейшую область Аббасидского халифата. В 914 году фатимидские войска заняли Александрию, но вскоре были разбиты армией аббасидского военачальника Муниса.

Новая попытка была предпринята в 919 году. Однако Убейдаллаха и в этот раз ждала неудача. Его корабли были потоплены у Розетты, а сухопутная армия, занявшая Александрию, в конце 920 года вновь была вытеснена.

В 936 году неудачей закончился египетский поход сына Убейдаллаха — халифа аль-Каима.

В начале 948 года аль-Мансур перенёс столицу в город Мансурия, основанный к югу от Кайруана.

Завоевать Египет сумел правнук Убейдаллаха — аль-Муизз (954—975). Он начал деятельную подготовку к походу. В специальных лагерях тренировал армию. Был построен флот для перевозки продовольствия. В Египет отправились агенты и проповедники, установившие связь с египетскими шиитами.

В начале 969 года стотысячная армия во главе с Джаухаром вторглась в Египет. Одержав победу под Гизой, она заняла Фустат. Недалеко он построил новый город, названный аль-Мансурия. При аль-Муиззе Лидиниллахе Фатимиды захватили Ихшидидский вилайят, основав столицу аль-Кахиру. Каир был задуман как королевский корпус для халифа и армии — экономической и административной столицей Египта. В 972 году в Каир прибыл аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства. Затем Фатимиды продолжили завоевывать прилегающие территории, пока не стали править от Туниса до Сирии.

Фатимиды создали торговую сеть в Средиземном море и Индийском океане. Их дипломатические и торговые связи, простирающиеся до Китая, определили экономический курс средневековья

Внимание к сельскому хозяйству увеличило богатство династии и позволило египтянам процветать. Распространение торговли льном и использование товарных культур позволило импортировать предметы из других частей света

Карматы

На юге Ирака Хусайн аль-Ахвази получил известность как активный пропагандист исмаилизма. Он встретился на пути в Саламию с Карматом, носящим имя Хамдан ибн аль-Аш‘ас, который происходит от персов-огнепоклонников или от иудеев Наджрана, по некоторым другим версиям. Хусейн сумел завоевать симпатию Хамдана, который проводил его до селения. У Кармата имелись широкие связи в среде, враждебной Аббасидам, а после этого знакомства у антиаббасидского движения появилась религиозная окраска и оно набрало новые силы. Но длительному сотрудничеству не суждено было удаться.

Карматы на тот момент представляли собой часть исмаилитских общин, которые божественное происхождение фатимидской власти не признавали и ожидали пришествия Мессии. Они проживали закрытыми общинами, жизнь в которых была построена на принципах равенства и коллективизма. На тот момент государство карматов состояло, преимущественно, из свободных земледельцев и ремесленников, которые налоги не платили. Во владении государства находилось около тридцати тысяч рабов, которые трудились в садах и на полях, ремонтировали мельницы. Судя по средневековым источникам, основным промыслом карматов являлся разбой, а также военные походы. Они разорили Мекку в 930 году, похитив камень Каабы, священный для всех мусульман.

До тех пор, пока Кармат не понял, что пропаганда исмаиилитов ведется за потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддах, а явно не в пользу потомков Али ибн Аби Талиба, карматы соблюдали инструкции, поступающие из Саламии, неукоснительно. Но затем глава карматов порвал с Саламией все связи.

После этого потомок Абдуллы ибн Маймуна Ахмад ибн Абдулла прибыл из Талегана в Куфу, и у него произошла встреча с Абданом, главным карматским теоретиком. На этой встрече Ахмад ибн Абдулла стал выражать недовольством тем, что у карматов наметилась тенденция отхода от исмаилитов, однако был изгнан из Куфы Абданом. Тогда Ахмадом ибн Абдуллой и Зикравайхом на совместной встрече был составлен план действий, направленных против Абдана, однако им пришлось спасаться бегством, когда сторонники Абдана взялись за оружие. Таким образом произошел окончательный отход карматов от исмаилитов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: