Карматы

Возвращение Чёрного камня

Чёрный камень вернули на место не скоро. Целых 23 года Кааба стояла без него. Аббасидские правители заплатили огромный выкуп за возвращение Чёрного камня. Однако вернулся он уже в виде осколков. При этом утверждается, что не все осколки камня были возвращены. Семь его частей соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня увидеть Чёрный камень в восточном углу Каабы.

Да сохранит нас Всевышний от проявления неучтивости в отношении Дома Аллаха, даст возможность каждому совершить паломничество к главной святыне мусульман – Каабе. Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Этимология

Считается, что слово «Кармат» с высокой долей вероятности имеет арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: согласно ат-Табари его звали «Кармитах» («Красноглазый»); ан-Наубахти и Низам аль-Мульк приводят уменьшительное прозвище «Карматик». Существует и предположение, что его фамилия означает «Коротконогий», в частности его высказывал де Гуе. По предположению советского пионера исмаилитоведения Владимира Иванова, это слово означало «крестьянин», либо «сельский житель» и имело не арабское происхождение. Традиционно считается, что последователи Хамдана получили своё наименование «карматы» именно от его фамилии и означает оно не более чем «люди Кармата». Однако известно, что ученый-шиит из числа двунадесятников аль-Фадль ибн Шадхан, умерший в 873/74 году, написал опровержение на карматские доктрины. Это означает, что либо Хамдан стал активным за несколько лет до даты, указанной в источниках, либо, наоборот, он взял свою фамилию от группировки, к которой примкнул, а не наоборот

Существуют и другие версии происхождения названия. Например, арабский историк Ибн аль-Джаузи приводит целых шесть версий. Он пишет, что основателя движения могли звать Мухаммад ибн Варрак ал-Мукармат (в связи с чем название является производной от его фамилии); основателя движения звали «Карматавайх», он был набатейцем из эль-Куфы; Кармат — имя их первого лидера, гуляма Исмаила ибн Джафара; один из проповедников поселился у некоего Кармита, и когда он отбыл, Кармит взял руководство на себя и дал движению своё имя; у одного из проповедников было прозвище «Кармита», которое для облегчения называли «Кармат»; имя движения является производным от нисбы его лидера Хамдана Кармата. Советский азербайджанский историк Джамиль Буниятов (сын З. М. Буниятова) считает наиболее вероятным последний вариант.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. Согласно некоторым источникам, название происходит от фамилии основателя секты Хамдана Кармата . Название qarmat, вероятно, происходит от арамейского слова «коротконогий», «красноглазый» или «тайный учитель». Другие источники, однако, говорят, что это имя происходит от арабского глагола قرمط ( qarmaṭ ), что означает «сближать строки в письме» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу арабского письма .

Карамиты на юге Ирака были также известны как «овощеводы» ( аль-Баклийя ), потому что они следовали учению Абу Хатима аз-Зутти, который в 908 году запретил убой животных . Он также запретил редис и луковые, такие как чеснок, лук и лук-порей. К 928 году неизвестно, придерживались ли люди этих учений.

Религиозные диссиденты

Остается много неясностей относительно того, что именно представляли собой доктрина и практика Кармата. Самая известная группа — это группа Бахрейна, благодаря связям, подобным связям персидского философа Насира Хусрова (1004-1088) на аль-Хасе, но были и другие группы, которые слились с другими течениями — исмаилитами. По словам Бернарда Льюиса, община Бахрейна четко выделялась своими особенностями.

К гностическому дуализму и эзотеризму, вдохновленному неоплатонизмом, общим для всех исмаилитских течений, они присоединяются к революционной и утопической социальной программе, которая защищает перераспределение земли и объединение товаров в ответ на ожидания населения, страдающего от неравенства. Аббасиды. В этом плане, возможно, и у них есть наследие маздакизма . Доисламское персидское влияние могло включать манихейский компонент . Карматы, еще не видевшие появления своего имама, по-видимому, были в тысячелетнем ожидании соединения Сатурна и Юпитера, связанного с маздейским циклом, которое произошло в27 октября 928 г.. Вскоре после этого произошло разграбление Мекки, и они получили свой махди в лице перса из Исфахана, которому Абу Тахир передал бы власть на какое-то время. Говорят, что он провозгласил отмену шариата и приказал людям молиться перед огнем, а не в Мекке. Вообще говоря, кажется, что они далеко продвинулись в отмене ритуалов, о чем свидетельствует неуважение Абу Тахира к хаджу . Насир-и Хусрав сообщает, что такие обряды, как пятничная молитва и пост, не соблюдались в Аль-Хасе и что все мечети были закрыты.

Книги, в которых можно найти информацию о карматах, не всегда благосклонно относятся к «еретикам» или путают их с другими группами. Позже некоторые европейские историки приписали им влияние на ассасинов, даже катаризм или обряды масонства  ; другие сделали их проты коммунистами . По Массиньона, подпольной работы против официальных религий Договор трех самозванцев, который пользуется большой популярностью в Европе XVIII — го  века будет иметь среди своих самых древних источников пропаганды выслали инструкции в начале Х — го  века в Абу Тахир, объясняя ему, как опровергнуть Моисея, Иисус и Мухаммед, показывая их противоречия.

Секта курмутидов (карматов)

Курмутиды (карматы), являющиеся ответвлением секты исмаилитов, образовали государство на территории современного Бахрейна под руководством Абу Саид Хасан бин Абхрам аль-Джаннаби. А в 923 году секту возглавил его брат Абу Тахир аль-Джаннаби. При нём государство сектантов стала расширяться и терроризировать соседние страны. Уже в 923 году курмутиды совершили набег на Басру, а в 927 году на Куфу.

Однако главной целью Абу Тахир аль-Джаннаби был хадж. Он грезил мечтой сделать центром паломничества не Каабу в Мекке, а Масджид ад-Дирар – главную мечеть столицы государства сектантов.

Вначале отряды карматов нападали на паломников, направляющихся в Мекку для совершения хаджа или умры, грабили их и уводили в рабство. Но поток мусульман, стремящихся посетить главную святыню Ислама, от этого не иссякал. И тогда предводитель карматов решил напасть на Каабу и завладеть Чёрным камнем. Случилось это в 930 году.

Рекомендации

  1. ^ Глассе, Кирилл. 2008 г. Новая энциклопедия ислама. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс, стр. 369
  2. Акбар, Файза. «Светские корни религиозного инакомыслия в раннем исламе: случай Карамиты Савада Аль-Куфы», Журнал Института по делам мусульманских меньшинств, 12.2 (1991): 376-390.
  3. .
  4. , п. 116.
  5. , п. 71.
  6. Аль-Джубури, И М Н (2004), История исламской философии, Authors Online Ltd, стр. 172
  7. Джон Джозеф Сондерс, История средневекового ислама, Рутледж 1978, стр. 130
  8. Хуари Туати, Ислам и путешествия в средние века, пер. Лидия Г. Кокрейн, (University of Chicago Press, 2010), 60.
  9. Ларсен, Кертис Э (1984), Жизнь и землепользование на островах Бахрейн: геоархеология древнего общества, Издательство Чикагского университета, п. 65
  10. Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: мифы об Исмаилитах, ИБ Таврический, 1994, стр.20
  11. Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Карматы». Британская энциклопедия. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 357.
  12. Ибн Баттута (1964), Рихла ибн Баттута, Бейрут, Ливан: Dar Sadir, стр. 279–80.
  13. Коул, Хуан (2007), Священное пространство и Священная война, ИБ Таурис
  14. ^
  15. ^ , п. 97.
  16. Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (Второе изд.). КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС. п. 161. ISBN  978-0-511-35561-5.

Бахрейн

Аль-Хасан бин Бахрам аль-Джаннаби или Абу саид аль-Джаннаби (??? — 913), родившийся в Джаннаба на побережье Фарса, образованный Абданом, был отправлен между 886 и 894 годами в Йемен и в провинцию Бахрейн простирается вдоль западного побережья Персидского залива от Басры до островов Аваль (современный Бахрейн), охватывая Кувейт, Катиф и Катар . При поддержке клана Раби Абдул Кафса, он захватил оазис Катиф и в 900 году прибыл в Хаджар ( аль-Хасса ), резиденцию губернатора Аббасидов. Отбросив армии халифа, он наконец захватил оазис в 903 году и основал там свою штаб-квартиру. Аль-Хасса стал столицей государства Кармат в 926 году . Абу Саид убит в 913 году; его сын Абул Кассим правил три года, прежде чем был убит своим младшим братом Абу Тахир Сулейманом ( — ) в 916 году во время восстания.

Краткий союз с фатимидами Магриба

Абу Тахир ведет дипломатическую переписку с фатимидами Магриба; Заключен военный союз против Аббасидов. Однако, когда Аль-Каим, сын аль-Махди, напал на Египет, Абу Тахир не успел послать свою армию, и Фатимиды добились победы самостоятельно, положив конец альянсу войны. Абу Тахира критикуют за невыполнение своих обязательств. Этот инцидент помог карматам держаться подальше от Фатимидов, которые позже при необходимости встали на сторону Аббасидов.

Сумка Мекки

В году карматы прибыли в Хеджаз и захватили Мекку, где в течение 17 дней устраивали резню и грабили. Источник Замзам заполнен трупами, черный камень украден и доставлен в Хаджар, где, по словам Насира Хусаро, он просто хранится. В году эмир Багдада предложил ей награду в размере 50 000 динаров. Наконец, в или году он был возвращен Абу Мансуром Ахмадом после того, как был выставлен для осмотра в мечети Куфа. Некоторые предания утверждают, что именно во время похищения он был поврежден, но другие приписывают эти переломы пожарам в каабе .

Конфликт с Фатимидами и упадок

С г. их военная мощь стала ослабевать. Со смертью Абу Тахира в 944 году начинается ссора о наследовании, сопровождавшаяся убийствами. Династическая преемственность заканчивается в 977 году . Насир Хусроу (ум. 1088), посетивший аль-Хассу в 1051 году, сообщает, что государство контролировалось советом, состоящим из шести потомков Абу Саида, которому помогали шесть визирей, система, называемая ас-сада аль-ру’аса .

В году Хасан аль-Асам, сын Ахмада Абу Тахира и племянник Абу Тахира, командующего войсками Кармата, взял Дамаск у Хасана бин Убайд Аллаха бин Тугджа, губернатора Сирии Иихшидидов, вынудив его вступить в армию. в обмен на военную защиту. На обратном пути он нападает на Рамлу и возвращается с добычей. В году армия Фатимидов во главе с Джафаром бин Фалахом нанесла поражение войскам Иихшидидов и Кармата. В следующем году с помощью Буид Изз ад-Давла Бахтияра (967-978) и Хамданида Абу Таглиба из Мосула Хасан аль-Асам отвоевывает Дамаск и Рамлу, убивает Джафара бин Фалаха и провозглашает правление Аббасидов над Сирией. В 971 году, а затем в году он вошел в Египет и во второй раз достиг рвов Каира, но, преданный в последний момент отступничеством Хасана бин Джарры, был вынужден отступить в Рамлу, где и умер в 977 году .

В году Джаухар ас-Сикилли по приказу имама аль-Азиза нанес поражение турецкому Ифтагину и его союзникам-карматам возле Рамлы. Последние потеряли город и свое влияние на Дамаск и отныне превратились в местную власть. Затем в и 988 годах они были избиты буйидами, а затем вождем мунтафика . С года восстания арабских племен Абдул Кайса, которым помогли туркмены Аббасидов, привели к падению их государства в 1077 году, на смену которым пришли уюниды Абдуллы бин Али аль-Уюни.

Правление халифа Аль Хакима

С 996 по 1021 г. халифом в Египте был аль-Хаким. Он был психологически нестабильным человеком, эксцентричным и импульсивным. Время его правления ознаменовано программой реформ, которые практически устраняли рабовладение. При аль-Хакиме было также запрещено многоженство, но отмечалось, что в исламе была возможность иметь до четырех жен в качестве исключения при чрезвычайных обстоятельствах. В халифате был также издан указ о введении равенства исмаилитского, господствовавшего на тот момент шиитского и суннитского правоприменений.

Из достоинств аль-Хакима можно выделить лишь две вещи: он запретил вино и смешивание женщин с мужчинами в общественных местах.

Есть мнение, что на идеологию реформ аль-Хакима большое влияние имел Дарази, проведение которых совпало с проведением наиболее радикальных мер по уничтожению оппозиции. И это касалось и области внешней политики Фатимидского халифата, и пропаганды за рубежом исмаилизма в провинциях, завоеванных Фатимидами. Со стороны Дарази были попытки провозгласить идею божественности аль-Хакима.

Дарази, родом из Бухары, имел тюркское происхождение и был портным по профессии, но скоро стал заниматься проповедованием исмаилизма и поступил агентом на специальную службу при фатимидском дворе в Каире в период правления аль-Хакима. По предположению историков, его оппонентами выступал так называемый «фатимидский истеблишмент» из числа консервативного руководства христианских церквей. В основе фатимидского административного аппарата составляли в ту пору евреи и христиане, на образованности которых вынуждены были опираться Фатимиды, которые являлись выходцами из более отсталой североафриканской части, но одновременно стараясь поддерживать баланс сил между конфессиями. Но на момент правления аль-Хакима административные посты халифата в большей мере были заняты православными.

Есть мнение, что на время правления аль-Хакима пришлось начало упадка власти Фатимидов. Его последние реформы спровоцировали среди его приближенных раскол: когда он перешел к более взвешенной политике, исмаилиты, которые были настроены крайне радикально, покинули халифат и ушли в горы Ливана, начав там активную пропаганду.

Аль-Хаким пригрозил расправой своей сестре Ситталь-Мульк после того, как обвинил ее в распутстве. Она решила покончить со своим братом и с этой целью договорилась с одним из его представителей фатимидского двора Тулейбом ибн Давас. Тулейб нанял для этого двух своих рабов, которые, подкараулив аль-Хакима, покончили с ним, когда тот проводил ночь, любуясь звездами. После долгих поисков тело аль-Хакима не обнаружили, после чего было объявлено о его смерти, чему сильно обрадовался народ. Это произошло в 1021 году.

Ливанские племена и кланы еще какое-то время верили в то, что аль-Хаким не умер, а скрывается, чтобы собрать силы и вернуть себе престол, и со временем эта вера переросла в религиозное убеждение, что в День Страшного суда аль-Хаким явится как мессия.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. По некоторым данным, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдан Кармат. Название Кармат вероятно происходит от арамейский для «коротконогих», «красноглазых» или «тайных учителей». Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط (Кармат), что означает «сводить линии письменно близко друг к другу» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу Арабский шрифт.

Карамины на юге Ирака были также известны как «зеленщики» (аль-Баклийа) из-за проповедника Абу Хатима, который в 906 или 907 годах запретил убой животных, а также употребление в пищу овощей, таких как луки. Неясно, сохранились ли его учения.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. По некоторым данным, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдан Кармат. Название Кармат вероятно происходит от арамейский для «коротконогих», «красноглазых» или «тайных учителей». Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط (Кармат), что означает «сводить линии письменно близко друг к другу» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу Арабский шрифт.

Карамины на юге Ирака были также известны как «зеленщики» (аль-Баклийа) из-за проповедника Абу Хатима, который в 906 или 907 годах запретил убой животных, а также употребление в пищу овощей, таких как луки. Неясно, сохранились ли его учения.

Рекомендации

  1. ^ Глассе, Кирилл. 2008 г. Новая энциклопедия ислама. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс, стр. 369
  2. Акбар, Файза. «Светские корни религиозного инакомыслия в раннем исламе: случай Карамиты Савада Аль-Куфы», Журнал Института по делам мусульманских меньшинств, 12.2 (1991): 376-390.
  3. .
  4. , п. 116.
  5. , п. 71.
  6. Аль-Джубури, И М Н (2004), История исламской философии, Authors Online Ltd, стр. 172
  7. Джон Джозеф Сондерс, История средневекового ислама, Рутледж 1978, стр. 130
  8. Хуари Туати, Ислам и путешествия в средние века, пер. Лидия Г. Кокрейн, (University of Chicago Press, 2010), 60.
  9. Ларсен, Кертис Э (1984), Жизнь и землепользование на островах Бахрейн: геоархеология древнего общества, Издательство Чикагского университета, п. 65
  10. Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: мифы об Исмаилитах, ИБ Таврический, 1994, стр.20
  11. Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Карматы». Британская энциклопедия. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 357.
  12. Ибн Баттута (1964), Рихла ибн Баттута, Бейрут, Ливан: Dar Sadir, стр. 279–80.
  13. Коул, Хуан (2007), Священное пространство и Священная война, ИБ Таурис
  14. ^
  15. ^ , п. 97.
  16. Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (Второе изд.). КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС. п. 161. ISBN  978-0-511-35561-5.

Ирак и Сирия

После смерти Абдана его племянник Иса бин Муса возглавил войска; он будет побежден Аббасидским генералом Харуном бин Гарибом. Затем Зикравайх берет власть и отправляет своих трех сыновей Яхью, Хуссейна и Али в Сирию, где они захватывают Хомс, Алеппо и Хаму и в 902 году маршируют в направлении Ас-Саламия возле Хамы, где проживает аль-Махди, который убегает. Они разграбляют город, убивая 1500 гостей халифа. Силы Аббасидов приходят на помощь; Яхья и Али погибают в битве, а Хусейн казнен в Багдаде. Затем Зикравайх идет на Куфа и берет Басру . Он задумал переброситься между этими двумя городами, чтобы перехватить караваны, возвращающиеся из паломничества в Мекку . Первым удается спастись, но помогавшие им села разрушены. Следующие взяты, и несколько оставшихся свидетелей рассказывают о нападении. Предупрежденные об опасности, последние караваны решают дождаться помощи от войск Аббасидов. Карматы затем затыкают колодцы, а затем убивают жаждущих путешественников; Считается, что около 20 000 человек погибли. Часть сокровищ Тулунидов, которые были переданы этим караванам в надежде, что они будут в безопасности, попадает в их руки. В году Зикравайх угрожал Багдаду. Аль-Муктафи посылает против него турецкого генерала Васифу во главе большой армии. После двух дней боев вождь Кармат пойман и скончался от ран по дороге в Багдад; городская толпа с удовлетворением встретила прибытие его трупа. Его армия преследуется в Сирии и уничтожается Аль-Хусейном бен Хамданом. Так закончились первые войны карматов в Сирии и Ираке. Другие поставки из Бахрейна будут проведены в конце X — го  века.

Помимо Зикравайха, другой главарь по имени «  человек-верблюд  » напал на Дамаск и был убит во время штурма. Его брат Хуссейн сеял террор в части Сирии и был казнен Аббасидами в 904 году .

Рекомендации

  1. ^ Глассе, Кирилл. 2008 г. Новая энциклопедия ислама. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс, стр. 369
  2. Акбар, Файза. «Светские корни религиозного инакомыслия в раннем исламе: случай Карамиты Савада Аль-Куфы», Журнал Института по делам мусульманских меньшинств, 12.2 (1991): 376-390.
  3. .
  4. , п. 116.
  5. , п. 71.
  6. Аль-Джубури, И М Н (2004), История исламской философии, Authors Online Ltd, стр. 172
  7. Джон Джозеф Сондерс, История средневекового ислама, Рутледж 1978, стр. 130
  8. Хуари Туати, Ислам и путешествия в средние века, пер. Лидия Г. Кокрейн, (University of Chicago Press, 2010), 60.
  9. Ларсен, Кертис Э (1984), Жизнь и землепользование на островах Бахрейн: геоархеология древнего общества, Издательство Чикагского университета, п. 65
  10. Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: мифы об Исмаилитах, ИБ Таврический, 1994, стр.20
  11. Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Карматы». Британская энциклопедия. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 357.
  12. Ибн Баттута (1964), Рихла ибн Баттута, Бейрут, Ливан: Dar Sadir, стр. 279–80.
  13. Коул, Хуан (2007), Священное пространство и Священная война, ИБ Таурис
  14. ^
  15. ^ , п. 97.
  16. Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (Второе изд.). КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС. п. 161. ISBN  978-0-511-35561-5.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. По некоторым данным, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдан Кармат. Название Кармат вероятно происходит от арамейский для «коротконогих», «красноглазых» или «тайных учителей». Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط (Кармат), что означает «сводить линии письменно близко друг к другу» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу Арабский шрифт.

Карамины на юге Ирака были также известны как «зеленщики» (аль-Баклийа) из-за проповедника Абу Хатима, который в 906 или 907 годах запретил убой животных, а также употребление в пищу овощей, таких как луки. Неясно, сохранились ли его учения.

Источники

  • Агиус, Дионисий А. (2008). Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана . Брилл. ISBN 978-9004158634. Проверено 31 октября 2021 г.
  • Карра де Во, Б. и Ходжсон, MGS (1965). «Аль-Джаннаби, Абу Саид Хасан ибн Бахрам» . В Льюисе, Б .; Пелла, Ч. и Шахт, Дж. (ред.). . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 452. OCLC   .
  • Дафтари, Фархад (1995). Легенды об ассасинах Мифы исмаилитов . Академик Блумсбери. ISBN 978-1850439509. Проверено 26 октября 2021 г.
  • Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6.
  • Маделунг, Уилферд (1978). «Армати» . В ван Донзел, Э .; Льюис, Б .; Пелла, Ч. и Босворт, CE (ред.). . Том IV: Иран-Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 660–665. OCLC   .
  • Маделунг, Уилферд (1983). «АБУ СААД ДЖАННАБИ» . В Яршатер, Эхсан (ред.). Encyclopdia Iranica, Том I/4: Абу Мансур Херави – Адат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 380–381. ISBN 978-0-71009-093-5.
  • Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и кармати Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0521003100.
  • Кэтрин Бабаян 2002: Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени , ISBN  

Рекомендации

  1. ^ Глассе, Кирилл. 2008 г. Новая энциклопедия ислама. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс, стр. 369
  2. Акбар, Файза. «Светские корни религиозного инакомыслия в раннем исламе: случай Карамиты Савада Аль-Куфы», Журнал Института по делам мусульманских меньшинств, 12.2 (1991): 376-390.
  3. .
  4. , п. 116.
  5. , п. 71.
  6. Аль-Джубури, И М Н (2004), История исламской философии, Authors Online Ltd, стр. 172
  7. Джон Джозеф Сондерс, История средневекового ислама, Рутледж 1978, стр. 130
  8. Хуари Туати, Ислам и путешествия в средние века, пер. Лидия Г. Кокрейн, (University of Chicago Press, 2010), 60.
  9. Ларсен, Кертис Э (1984), Жизнь и землепользование на островах Бахрейн: геоархеология древнего общества, Издательство Чикагского университета, п. 65
  10. Фархад Дафтари, Легенды об убийцах: мифы об Исмаилитах, ИБ Таврический, 1994, стр.20
  11. Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Карматы». Британская энциклопедия. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 357.
  12. Ибн Баттута (1964), Рихла ибн Баттута, Бейрут, Ливан: Dar Sadir, стр. 279–80.
  13. Коул, Хуан (2007), Священное пространство и Священная война, ИБ Таурис
  14. ^
  15. ^ , п. 97.
  16. Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (Второе изд.). КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС. п. 161. ISBN  978-0-511-35561-5.

История

В 887 году Ахмед, сын Ибн Меймуна Каддаха, послал в Иран даи (проповедника) Хусайна аль-Ахвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хамдана ибн аль-Ашаса. По происхождению Хамдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Вернувшись к своим землякам, он ловко и деятельно стал распространять среди них учение о грядущем избавителе, внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман. Карматы очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хамдан верил, что он действует в пользу алидов, а не каддахов; убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись, во множестве, люди, недовольные социальными порядками.

В 890 году карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899—901 годах они, благодаря даи Абу Саиду аль-Джаннаби, распространились в Бахрейне, где население состояло из людей презираемых. Арабские халифы чувствовали себя бессильными перед карматами, в течение трёх четвертей века являвшимися бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии; они грабили, уводили жителей в неволю, налагали выкупы и внушали панический страх.

В 930 году брат Абу Саида, Абу Тахир аль-Джаннаби, давно уже не дававший паломникам право проезда в Мекку, решил окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, он произвёл страшную резню и похитил Чёрный камень. Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам.

Карматы бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище «батиниты», то есть аллегористы).

Конец

После поражения от Аббасидов в 976 году статус карматов упал, и постепенно соседи перестали платить им дань, и государство карматов стало сжиматься. После отпадения в 1058 году Бахрейна (под руководством Аль-Аввама  (англ.) (рус.) и — почти одновременно — Эль-Катифa, карматы утратили денежные потоки и доступ к побережью и были вынуждены отступить в оазис Эль-Хуфуф. Но уже в 1067 году объединённые силы Абдуллы бин Али Аль Уюни  (англ.) (рус. и сельджуков из Ирака осадили Хуфуф и после семи лет вынудили карматов капитулировать.

В Бахрейне и восточной Аравии карматов заменила династия Уюнидов  (англ.) (рус., к середине XI века карматы в Иране, Ираке и Мавераннахре были поглощены Фатимидами или исчезли. Последнее упоминание относится к 1050 году (Насир Хосров), хотя Ибн Баттута, посетивший Катиф в 1331 году, описывает живущих там радикальных шиитов, которых Хуан Коул отождествляет с исмаилитами.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. По некоторым данным, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдан Кармат. Название Кармат вероятно происходит от арамейский для «коротконогих», «красноглазых» или «тайных учителей». Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط (Кармат), что означает «сводить линии письменно близко друг к другу» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу Арабский шрифт.

Карамины на юге Ирака были также известны как «зеленщики» (аль-Баклийа) из-за проповедника Абу Хатима, который в 906 или 907 годах запретил убой животных, а также употребление в пищу овощей, таких как луки. Неясно, сохранились ли его учения.

Имя

Происхождение названия «Кармат» неясно. По некоторым данным, название происходит от фамилии основателя секты, Хамдан Кармат. Название Кармат вероятно происходит от арамейский для «коротконогих», «красноглазых» или «тайных учителей». Другие источники, однако, говорят, что название происходит от арабского глагола قرمط (Кармат), что означает «сводить линии письменно близко друг к другу» или «ходить короткими шагами». Слово «кармат» также может относиться к типу Арабский шрифт.

Карамины на юге Ирака были также известны как «зеленщики» (аль-Баклийа) из-за проповедника Абу Хатима, который в 906 или 907 годах запретил убой животных, а также употребление в пищу овощей, таких как луки. Неясно, сохранились ли его учения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: