Дальнейшая история миниатюры[править]
Балетная миниатюра «Вестрис» вошла в репертуар Михаила Барышникова прочно.
В 1974 году артист, поехав на гастроли с Большим театром в Канаду, решил обратно в СССР не возвращаться, связав свою дальнейшую сценическую судьбу с США, где не раз и с неизменным успехом исполнял мини-балет «Вестрис», ставший классикой современного балетного искусства.
https://youtube.com/watch?v=iyqugfZrB0E%3F
«Вестрис», исполнитель Денис Матвиенко, 29.06.11. Вечер балетов Якобсона, Санкт-Петербург
Позже «Вестриса» исполняли в Красноярском театре оперы и балета, где номер входил в программу «Вечное движение». А 1996 году за этот же номер III премию на Втором Международном конкурсе «Майя» в Санкт-Петербурге получил Андрей Иванов, артист того театра, который когда-то, в 1969 году, возглавил Леонид Якобсон — Санкт-Петербургского академического театра балета «Хореографические миниатюры», ныне получившего второе название: театр имени Леонида Якобсона.
В 2009 году хореографическому номеру «Вестрису» исполнилось 40 лет, и театр имени Леонида Якобсона решил отметить юбилей этого выдающегося мини-балета включением в свою концертную программу «Короли танца». Новыми исполнителями этого бессмертного хореографического шедевра — с разрешения вдовы балетмейстера Ирины Якобсон — стали танцовщики Денис Матвиенко и Иван Васильев.
Конкурс[править]
Почтовая марка «Первый международный конкурс артистов балета» 1969 г.
Миниатюра предназначалась для выступления Михаила Барышникова на Первом международном конкурсе артистов балета, проходившем 11 — 23 июня 1969 г. в Москве в помещении Большого театра. Советский Союз готовился к событию серьезно, была даже выпущена соответствующая почтовая марка.
Молодой артист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Михаил Барышников, которому исполнился 21 год, тоже готовился к конкурсу серьезно. Его танцевальный номер ставил выдающийся балетмейстер Леонид Якобсон, как раз в те годы начавший выходить из опалы, которой подвергался до того: партийных властей не устраивало в выдающемся мастере всё: от характера до национальности (какая-то она у него нерусская!), а главное — его талант, который шел вразрез с прямыми указаниями вышестоящих товарищей по производству классического балета
Но всё в жизни проходит — прошла и опала на Л. В. Якобсона, который был привлечен к такому важному государственному событию, как проходивший в Москве первый международный конкурс артистов балета.
Музыку Леонид Якобсон заказал молодому композитору, тоже ленинградцу, Геннадию Банщикову. Художник костюма — Татьяна Бруни.
Миниатюрный балет, длящийся всего около семи минут, получил название «Вестрис».
Вестрис[править]
Танцовщик Гаэтано Вестрис (1729—1808), прозванный в свое время «богом танца», за прошедшие к тому времени полтора века не только не был забыт, его имя вознеслось, став символом изящества и изысканности хореографического искусства. Неграмотный итальянский деревенский увалень своими артистическими па и красивыми позами поразил великосветский Париж настолько, что само его имя стало синонимом благородных манер. Во времена Гаэтано Вестриса балет не обладал тем набором акробатических элементов, который существует в наше время. Балет в те далекие времена включал комплекс красивых телодвижений, пластичности — даже не всегда выражая определенный психологический образ — само искусство балетного спектакля только закладывалось танцевальными реформами Новерра.
Прославились в танцевальном искусстве также брат Гаэтано Вестриса Анджиоло Вестрис и их старшая сестра Тереза Вестриc.
Не менее знаменитым танцовщиком стал и сын Гаэтано Вестриса и танцовщицы Мари Аллар Огюст Вестрис, продлив символ фамилии. Огюст Вестрис получил тот же титул, что и его отец — «бог танца». Сама фамилия Вестрис прославилась в балетном искусстве, причем первенство принадлежало мужской части семьи.
Таким образом, само название балетной миниатюры «Вестрис» говорило само за себя: Леонид Якобсон ставил виртуозный изящный мужской танец. А в честь какого из Вестрисов — отца Гаэтано или сына Огюста (некоторые авторы трактуют образ как собирательный танцовщика-виртуоза XVIII века), — определилось название, можно спорить, а можно и не спорить — потому что это не имеет значения.