Биография
Родился в Лионе 18 августа 1810 года в театральной семье (его отец был сценическим техником) и занимался танцем начиная с 9-летнего возраста. В десятилетнем возрасте он приехал в Париж; учился у Огюста Вестриса и танцевал в театрах «Гете» (1823) и «Порт-Сен-Мартен» (1826). Разработал свой собственный индивидуальный танцевальный стиль, подходящий для его не идеальной фигуры. Дебют Перро, состоявшийся в 1830 году на сцене Парижской оперы, был встречен публикой «на бис». В связи с тем, что отношения у Перро с его партнёршей, танцовщицей Марии Тальони, со временем ухудшились, танцор через несколько лет был вынужден покинуть Парижскую оперу. В 1833–1836 годах выступал в Лондоне, в 1834 – в Неаполе, где стал учителем, партнёром и гражданским мужем Карлотты Гризи. Начиная с 1836 года Перро выступал и как хореограф, важнейшей его работой стал балет Жизель. С 1842 года — главный балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Успехи его были столь значительны, что Перро в 1845 году мог для па де катр пригласить сразу четверых известнейших танцовщиц Европы: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран и Фанни Черрито.
В 1848 году приехал, по приглашению, в Россию, где сначала служил танцовщиком в балетной труппе, но на первых же порах своей деятельности зарекомендовал себя талантливым хореографом и балетмейстером и в 1851 году занял должность балетмейстера Императорского балета (ныне балетная труппа Мариинского театра) с обязательством сочинять и ставить на сцене ежегодно по два новых балета. В 1850 году к нему в Петербург приехала его гражданская жена Карлотта Гризи, к тому времени родившая дочь Мари-Жюли, но под руководством Перро продолжавшая с большим успехом профессиональную карьеру. В Санкт-Петербурге он поставил 12 новых балетов, которые отличались драматической содержательностью; среди наиболее значительных постановок — «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Питомица фей», «Наяда и рыбак», «Фауст», «Армида» и «Эолина, или Дриада». Каждый танец был у него мимическим и пластическим выражением действия драмы; он умело пользовался кордебалетом, выпуская его на сцену лишь в исключительные моменты, достигая этим необыкновенного усиления впечатления. Известно также, что он сочинил ещё несколько дивертисментов для придворных спектаклей в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже и во дворце принца Ольденбургского.
В России Перро женился на своей ученице, «купеческой дочери» Капитолине Самовской-Воробьёвской (Воробьёвой). Имел в этом браке двоих детей.
В 1859 году его деятельность как хореографа почти прекратилась из-за болезней, а также домашних дел, требовавших его продолжительного отсутствия в Петербурге. В 1860 году он окончательно оставил службу при Дирекции императорских театров и уехал с семьёй во Францию. Работал балетным педагогом.
Умер 29 августа1892 года в Сен-Мало. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Изображён на двух картинах Эдгара Дега:
- «Урок танца» (1874, в коллекции Метрополитен-музея, Нью-Йорк)
- «Урок танца» (c. 1873—1876, в коллекции музея д’Орсе, Париж)
Дальнейшая жизнь балета[править]
Балет «Фауст» вошел в репертуар Петербургской императорской труппы на несколько лет; в партии Маргариты выступали позднее Надежда Богданова, в сезоне 1858—1859 гг. — Амалия Феррарис и др.. На одном из спектаклей в 1858 году (когда выступала А.Феррарис в партии Маргариты) произошла трагедия: упала декорация на помощника балетного режиссера Ивана Марселя, у И. Ф. Марселя оказался перелом ноги и закончилась его артистическая карьера; он был переведен полностью на режиссерскую работу.
Московская версия Карло Блазисаправить
П. П. Лебедева — Маргарита. «Фауст»
12 декабря 1861 эта постановка была показана в Москве, в Большом театре. Ее осуществил балетмейстер Карло Блазис, и это было не первое его обращение к теме о докторе Фаусте: Блазис еще в 1835 году делал попытки поставить балет по сюжету «Фауста», а в 1856 году, он уже ставил балет на тот же сюжет — но совсем другой, музыку к которому сочинили композиторы Вивиани, Дж. Байетти, Казамората, Ф. Блазис (отец Карло Блазиса) и Р. Мандачини, «Театр Вельки», Варшава; теперь же он возобновил не свою прошлую постановку, а хореографию Жюля Перро; художники А. Бредов, П. А. Исаков, И. Куканов, И. И. Шангин и Ф. К. Вальц, дирижёр П. Н. Лузин; среди исполнителей: Маргарита — П. П. Лебедева, Фауст — С. П. Соколов, Мефистофель — Ф. А. Рейнсгаузен, Валентин — Д. И. Кузнецов, Бургомистр — Вильгельм Ваннер; в танцевальных сценах выступал И. А. Ермолов.
Эскиз декорации. «Фауст», 1861 г., Москва, Большой театр. Художник Павел Исаков
Однако при переносе хореографии Жюля Перро Карло Блазис, который ревностно относился к самой идее воплощения трагедии на балетной сцене, внес и свое понимание образов героев. Критик Елизавета Яковлевна Суриц посвятила этой тематике целую книгу: «Фауст» Карло Блазиса в Москве // Искусство театра. — Свердловск, 1989. — Т. 2.
Карло Блазис принадлежал к репрезентантам романтического жанра, еще выросшим в классицистском направлении (классицизм в искусстве — это превалирование интеллекта и знаний, романтизм — превалирование чувств и даже ощущений). В его трактовке балет получил поэтически-философское направление — в отличие от постановки самого Жюля Перро, где главное место отдавалось поэтичности и возвышенности. Блазис лишил своего «Фауста» романтической возвышенности, восполнив недостающие, по его мнению, пробелы обыденной тривиальностью, и в этой постановке танец стал нести вспомогательно-изобразительную функцию.
В балетной версии Перро Фауста спасает любовь Маргариты. Романтическая интерпретация Перро утверждала силу любви. Романтическая поэтика Перро отвечала духу времени, его манили судьбы, отмеченные роком, сердца, терзаемые неистовыми страстями. Классическая модель Блазиса утверждала победу человеческого разума над чувствами.
Получилась удивительная вещь: балет Жюля Перро в интерпретации Карло Блазиса оказался совсем другим, но при этом пользовался не меньшим успехом, чем петербургская постановка самого Ж.Перро.
В 1866 году московский Большой театр снова возобновил этот балет в интерпретации Карло Блазиса; дирижёр С. Я. Рябов; Маргарита — А. И. Собещанская.
Последние возобновленияправить
В 1867 году постановку Жюля Перро — в той редакции, как она была показана в Большом Каменном театре в Петербурге — возобновил балетмейстер императорской М. И. Петипа, она прошла тоже на той же сцене Большого Каменного театра; художники П. А. Исаков, Ф. Серков, А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер и Ф. И. Шеньян; главную партию Маргариты исполняла жена балетмейстера М. С. Петипа, Мефистофель — Т. А. Стуколкин, одну из женских партий исполняла гастролирующая в России мировая звезда Гульельмина Сальвиони.
В 1875 году — еще одно возобновление в московском Большом театре; Маргарита — П. М. Карпакова. В какой именно версии прошла эта московская постановка — в версии Жюля Перро или Карло Блазиса, неизвестно.
27 декабря 1888 — московский Большой театр вернулся к первоначальной авторской версии Жюля Перро, показав премьеру возобновленного балета под названием «Семь смертных грехов», по хореографии Перро — Петипа, балетмейстер А. Н. Богданов; Маргарита — Карлотта Брианца.
Больше балет в хореографии Жюля Перро на сцену не возвращался, уступив место следующим, более новым, разработкам того же бессмертного сюжета.
Литература
- Перро, Жюль-Жозеф // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб., 1902. — Т. 13: Павел преподобный — Петр (Илейка). — С. 566—567.
- Перро, Жюль-Жозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1898. — Т. XXIII. — С. 354.
- Перро (Perrot) Жюль Жозеф // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884 / Под ред. и с предисл. Н. А. Шувалова. — 1-е. — Л. — М.: «Искусство», 1937. — 244 с. — 3000 экз.
биография
Сын плотника, он начал карьеру в детстве в своем родном городе, а затем был нанят в Париже в Театр де ла Гете . Он продолжил обучение у Огюста Вестриса и с 1827 года танцевал в театре Порт-Сен-Мартен .
После непродолжительного пребывания в Лондоне в 1830 году он был нанят в Парижской опере, но из-за постоянной конкуренции с Жозефом Мазилье пятью годами позже он покинул компанию и отправился в Неаполь, где обнаружил Карлотту Гризи : она должна была стать его ученицей, его партнер и его спутница до их разлуки в 1842 году. Именно ради нее он ездил на Жизели в 1841 году .
Часто вступая в конфликт с администрацией Парижской оперы, он предпочитал продолжить свою карьеру за границей: в Лондоне (1842-1848), где он был балетмейстером в Театре Ее Величества с Андре-Жан-Жаком Дешэ в Ла Скала в Милане ( 1847-1848) и в Санкт-Петербурге (1848-1859), где он был балетмейстером императорских театров, в частности Большого Каменного театра . Там он женился на одной из своих учениц, Капитолии Самовской, от которой у него было двое детей.
Вернувшись во Францию в 1861 году, он давал уроки в Парижской опере, о чем свидетельствует Эдгар Дега в La Classe de danse (1874).
Жюль Перро считается блестящим исполнителем и изобретательным хореографом, танцором, одновременно акробатическим и элегантным. Партнер Мари Тальони, он испытал свой первый триумф в 1831 году в пьесе Дидло « Флора и Зефир » . Теофиль Готье называл его « Перро-воздухоплаватель, Перро-сильфида, мужчина Тальони ». Интерпретатор своих балетов, он был партнером величайших танцоров своего времени: Карлотты Гризи, Фанни Элсслер, Фанни Черрито, Люсиль Гран, Артура Сен-Леона или Мариуса Петипа .
Предыстория[править]
Идея создания балета по легенде о докторе Фаусте, продавшем собственную душу, вдохновляла многих хореографов. Не обошел без внимания эту тему и выдающийся мастер романтического балета Жюль Перро.
Андрей Маейр в своей книге «Faustlibretti» утверждает, что прибыв в Париж в 1823 году, Жюль Перро увидел там первого «Фауста». В 1833 году его пригласили в Лондон танцевать в главной роли в балете Адана «Фауст»; известны высказывания самого Жюля Перро против данного либретто. Очевидно, идея создания балета по собственному сюжету овладела им еще тогда, но отодвинулась из-за занятости в других работах.
После премьеры балета «Жизель» 28 июня 1841 г., когда его имя как одного из хореографов администрация Парижской оперы забыла поставить на афишу, и в результате все лавры славы достались Жану Коралли, разобидевшийся на весь белый свет Жюль Перро умчался в Лондон, где создал несколько балетов, вошедших в историю мировой хореографии и к которым до сих пор возвращаются музыкальные театры. В 1843 году Жюль Перро был официально назначен на должность балетмейстера в лондонский Королевский театр. Однако контракты, как правило, не бывали длительными, и в 1848 году Ж.Перро покинул пост в лондонском театре. И вот тогда он отправился в Милан, где в прославленном музыкальном театре «Ла Скала» поставил балет специально для Фанни Эльслер.
Это был балет «Фауст».
Работает
Эдгар Дега, La Classe de danse (1874) под руководством Жюля Перро.
Фанни Черрито в Ondine ou la Naïade (1843).
- : Тарантелла ( Лондон )
- 1836: Нимфа и бабочка ( Вена )
- 1836: Свидание (Вена)
- : Неаполитанский рыбак (Вена)
- 1838: Ле Лютин (Вена)
- 1838: Рандеву, новая версия ( Неаполь )
- : Жизель ( Париж )
- : Неаполитанский рыбак, новая версия ( Лондон )
- 1842: Карнавальный вечер (Лондон).
- : L’Aurore (Лондон)
- 1843: Ундина или Наяда (Лондон)
- 1843: Бред художника (Лондон)
- : Ла Эсмеральда (Лондон)
- 1844: Полька (Лондон)
- 1844: Зелия или нимфа Дианы (Лондон)
- 1844: La Paysanne grande dame (Лондон)
- : Эолин или Дриада (Лондон)
- 1845: Кайя, или странствующая любовь (Лондон)
- 1845: Вакханка (Лондон)
- 1845: Па-де-катр (Лондон)
- : Катарина или дочь бандита (Лондон)
- 1846: па-де-труа (Лондон)
- 1846: Лалла Рук или Роза Лахора (Лондон)
- 1846: Суд Парижа (Лондон)
- : Одетта, или Безумие Карла VI ( Милан )
- 1847: Па-де-де (Лондон)
- 1847: Элементы (Лондон)
- : Фауст (Милан)
- 1848: Времена года (Лондон)
- : Крестница фей (Париж)
- : Наяда и рыбак ( Санкт-Петербург )
- : Женская война (Санкт-Петербург)
- : Газельда или Цыгане (Санкт-Петербург)
- : Фауст, новая редакция (Санкт-Петербург)
- 1854: Марко Бомба (Санкт-Петербург)
- : Армида (Санкт-Петербург)
- : Дебютантка (Санкт-Петербург)
- 1857: Магазинчик букетов (Санкт-Петербург)
- 1857: Роза, фиалка и бабочка по Петипа (Санкт-Петербург)
- : Корсар по Мазилье (Санкт-Петербург)
- 1858: Эолайн или Дриада, новая редакция (Санкт-Петербург)
- : Газельда, новая версия ( Милан )
Сюжет[править]
Доктор Фауст обучает учеников в своей лаборатории. Он разбирает старые книги, и с полки упала одна из них, это формулы для вызывания духов. Как только Фауст начинает читать эти заклинания, одна из реторт лопается, и из нее выходит Мефистофель в адском костюме. Тут же ученик Фауста Вагнер проваливается неизвестно куда, а Мефистофель занимает его место. Так начинаются злоключения доктора. Мефистофель обещает Фаусту сокровища и большие удачи, и это все лишь за то, что после смерти доктор будет служить ему, Мефистофелю, и тут же предлагает видения — в них ложная Маргарита с толпою подвластных ей духов заставляет выпить доктора волшебный напиток, превращающий его из старика в юношу. И Фауст подписывает контракт с адскими силами.
И вот — деревня, где на празднестве надо выбрать самую прекрасную девушку, на это звание претендует Марта, но оно достается Маргарите — не той ложной, что была в видениях, а красивой и милой деревенской девушке. В это же время из армии возвращается Валентин — жених Маргариты (так по сценарию либретто!). Маргарита любит своего жениха, но над ней властвуют тяжелые темные силы, заставляющие любить Фауста. Семь солисток — семь смертных грехов — исполняют вариации: Лень уговаривает бросить прялку, Гордость и Зависть прельщают драгоценностями, Гнев заставляет отбросить украшения, Скупость советует их подобрать, Чревоугодие предлагает множество фруктов из сада, Страсть нашептывает искушения, указывая на Фауста. И чтобы никто не мешал ей быть с новым возлюбленным, Маргарита дает яд своей матери Берте, а Фауст убивает Валентина… От всех этих ужасов бедная Маргарита впадает в безумие. Фауст видит в своих видениях смерь Маргариты на эшафоте. Он упрекает Мефистофеля, но тот лишь хохочет и показывает договор. Начинающийся где-то издали огонек все приближается, а приблизившись совсем, подкрадывается к договору — и сжигает его… Таким образом, сам «Небесный огонь» сжигал этот дьявольский контракт. И в тот же момент все призраки проваливаются, а Маргарита и Фауст соединяются на небе.