1. Биография
Родился в артистической семье; отец — Берше д’Оберваль, Этьен-Доминик (фр. Etienne-Dominique Bercher d’Auberval; 09 января 1725 — 05 августа 1800), актёр театра Комеди Франсез, в основном исполнитель эпизодических ролей.
Сам Жан тоже готовился с детства к сцене, но проявил способности в хореографии. Ученик Ж.-Ж.Новерра. Обучался в балетной школе при Опера де Пари и там же начал выступать, дебютировав в 1761 году.
Будучи ещё молодым, начинающим танцором, в возрасте 18 лет он попробовал себя как балетмейстер в Турине.
Затем он вслед за своим учителем уехал в Штутгарт, но скоро вернулся в Парижскую оперу, получив в 1763 году звание первого танцора, а в 1771 — балетмейстера, став им после того, как проработал много лет танцором-исполнителем.
Среди его ролей: 11 июня 1778 — «Маленькие вещички» (Les Petits Riens) на музыку Моцарта в постановке Новерра.
Среди основных партнёров: Мари-Мадлен Креспе, Мадлен Гимар, Мари Аллар, Гаэтано Вестрис, Огюст Вестрис.
Гравюра неизвестного автора по рисунку Л.-К.Кармонтеля.
В 1781—1783 он возглавлял балетную труппу Парижской оперы, сменив на этом посту своего педагога Ж.-Ж.Новерра, покинувшего этот пост в связи с неприятием его программ и интригами, без которых и поныне не обходится ни один театр, и отдав этот пост, уже в связи с собственным конфликтом с дирекцией, следующему претенденту — Максимилиану Гарделю.
В 1783 году, уйдя с поста директора балетной труппы, он совсем уволился из Парижской оперы и уехал в Испанию, однако скоро перебрался в Бордо. Совместно с ним покинула сцену Парижской оперы одна из его партнёрш — Мари-Мадлен Креспе (фр. Marie-Madeleine Crespé), больше известная под сценическим псевдонимом Мадемуазель Теодор (Mademoiselle Théodore) — и в том же 1783 году они официально поженились. М.Креспе выступала в главных партиях постановок Доберваля.
В Бордо Доберваль с 1785 по 1791 годы работал в Большом театре Бордо (фр. Grand Théâtre (Bordeaux))
Именно там полностью раскрылся его талант как балетмейстера и создателя жанра комедийного балета; там он создал свои самые известные балетные постановки, среди которых «Плохо присмотренная дочь» (La Fille mal gardée) или, как он её назвал, «Балет о соломе», поставленная в 1789 году и ставшая основой нескольких постановок под названием «Тщетная предосторожность», спектакль впервые состоялся в Бордо 1 июля 1789 (за две недели до парижского бунта и взятия Бастилии!), в главных партиях танцевали: Лиза — Мари-Мадлен Креспе и Колен — сам Доберваль, затем его в партии Колена сменил Э. Юс
Сюжет балета был прост: мамаша-крестьянка возжелала отдать дочь замуж за богатого соседа, а той приглянулся молодой нищий красавец; тогда мамаша, чтобы дочь не встречалась со своим любимым, решила запереть дочь на сеновале, куда и пробрался нищий возлюбленный; обескураженная мамаша там их и обнаружила. Этот балет многократно восстанавливался другими балетмейстерами на разных сценах разных городов и стран. Это — единственный балет восемнадцатого века, который до нашего времени (21 век!) дошёл почти таким, каким он был в день премьеры, 1 июля 1789 года.
Следующей постановкой Доберваля стал спектакль «Национальный балет» — далёкий от политических веяний и революционных идей балетмейстер привычно декларировал верность королю и королеве, не разобравшись, что время настало революционное, требовавшее новых политических порядков; в результате балетный спектакль был расценён как измена революционному движению. Дело кончилось появлением якобинцев, которые как истинные революционеры расправлялись со всеми неугодными революционными кардинальными способами
Доберваль с женой-балериной бросились спасаться в Англию, где он повторил «Балет о соломе» («Тщетная предосторожность») в Лондоне. Партию Лизы исполняла опять его жена, а в роли Колена выступил Шарль-Луи Дидло
Вскоре Мари-Мадлен Креспе умерла. Есть источники, что она умерла в Англии. Есть источники, что она умерла во французском городе Оденже (Audenge), а дата ее смерти варьируется от 1796 до 1799. Это горе тяжело подействовало на балетмейстера, больше он не мог работать. Он поселился в небольшом провинциальном французском городке Туре, где скончался 14 февраля 1806 года.
Ученик Новерра
Автор спектакля – Жан Доберваль (1742-1806)
Творчество этого выдающегося французского танцовщика и балетмейстера стало важной вехой в истории хореографии. Он был учеником и последователем Жана-Жоржа Новерра – реформатора и теоретика, благодаря которому балет стал самостоятельным видом искусства, а не просто красочным дополнением к драме или опере
Доберваль развивал идеи своего учителя и проявил себя как смелый новатор.
Прежде сюжеты балетных спектаклей черпались из мифов и героических сказаний. Доберваль же вывел на сцену своих современников – простых людей с их радостями и печалями. Они трудятся в поле, выполняют домашнюю работу и при этом мечтают о любви и счастье. Лиза кормит кур, сбивает масло или, сидя за прялкой, грезит о своих будущих детях. В спектакле важную роль играли предметы быта, что стало новым словом на балетной сцене.
Премьера состоялась в Бордо в 1789 году. Партию Лизы станцевала Мари-Мадлен Креспе, а Колена – сам Доберваль. Название спектакля не раз менялось, в именах героев тоже были разночтения. Однако сценарий Доберваля оставался в первозданном виде. Последующие поколения хореографов добавляли остроумные нюансы. Например, когда в первом действии начинается дождь, перепуганный Никез пролетает над сценой на зонтике. Такие моменты всегда вызывают улыбку у зрителей.
Действующие лица и сюжет
Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях — Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.
Сюжет
Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.
Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена
Постановки
Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .
Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.
Некоторые постановки:
С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.
В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .
15 сентября 1837 — Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза
— Ф. Эльслер ; Колен
— Ж. Мазилье.
В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза
— Ф. Эльслер ; Колен
— Х. П. Иогансон ; Марцелина
— Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза
— Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза
— Е. А. Санковская; Колен
— И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза
— Ф. Эльслер) .
Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987
За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля
2. Значение
Творчество Доберваля характеризуется, прежде всего, тем, что он находился полностью под влиянием балетных реформ своего педагога Новерра, выдающегося хореографа-теоретика и балетмейстера, считающегося создателем классического балета. Доберваль таким образом продолжал развитие и становление сюжетного балета, где языком пантомимы и пластикой танца изображалась жизнь обычных людей с человеческими ситуациями и страстями, зачастую обыгрывая с юмором различные сентиментальные и бытовые положения. Он продолжил теоретические изыскания своего учителя, повторяя его стилистику – убрав маски, используя облегчённые бытовые костюмы, создавая естественные образы.
Однако, основываясь на реформаторских идеях своего учителя, Доберваль создал свои собственные балетные реформы. Его личным достижением стали реформы комедийного балета, являвшиеся в целом тоже продолжением дела Новерра; но именно Доберваль создал комедийный балет как форму нового хореографического жанра, разработав определённый круг образов и специфические художественные приёмы для комедийного балета, где персонажи несут в себе реальные черты, они действуют исходя из реальных обстоятельств, рассчитывая на собственные силы и находчивость и не призывая на помощь ни богов, ни героев. Именно Доберваль впервые вывел на балетную сцену персонажей-представителей третьего сословия. Доберваль часто использовал злободневные темы; таким образом его спектакли активно включались в окружающую жизнь и становились частью ее. Так, в постановке балета «Дезертир» он поднял социальную проблему о продаже в солдаты крестьян-бедняков.
Его спектакли утверждали на балетной сцене не только новых героев — он проводил в жизнь новую театральную эстетику.
Эстетика Доберваля – сатира и осмеяние недостатков человеческих образов
Важное место в его постановках было отведено народному танцу, пантомиме и даже естественным жестам. Главное построение спектаклей Доберваля всегда основывалось на реалистическом сюжете, в котором комедийные ситуации следовали логически друг за другом, сцепляясь и переплетаясь, и создавая общую единую канву
Среди выдающихся учеников и последователей Доберваля: К. Блазис, Сальваторе Вигано (Salvatore Viganò), Шарль Дидло, Жан-Пьер Омер, Мария Медина.
Две партитуры одного балета
Музыка спектакля – отдельная и весьма занимательная история. Первоначально партитура состояла из популярных песен и народных мелодий. В 1828 году она была заменена музыкой французского композитора Луи Герольда. Интересно, что в неё очень оригинально были вставлены фрагменты известных произведений – например, можно услышать цитаты из оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.
В одно время партитура Герольда считалась утерянной. Вот почему к балету обратился немецкий композитор Петер Гертель
В 1864 году он написал свою музыку к «Тщетной предосторожности». Однако ноты Герольда впоследствии были найдены
В результате балет получил две партитуры. Одни хореографы используют музыку Герольда, другие – Гертеля.
Живые характеры
…Лиза и Колен влюблены друг в друга. Однако Марцелина находит для дочери жениха побогаче – глуповатого Никеза, сына мельника Мишо. Казалось бы, всё готово для подписания брачного контракта. Но рассерженная Марцелина запирает Лизу в чулане, не догадываясь, что там уже спрятался Колен. Приходит жених Никез. Ему-то и поручается выпустить «узницу». Он открывает дверь и в ужасе видит на пороге Лизу и Колена. Марцелина, наконец, благословляет влюблённых.
Искренние чувства оказались сильнее мелочного расчёта. Подчёркнуто незатейливый сюжет стал очень благодатным материалом для создания хореографического полотна, полного остроумных находок. Персонажи получились на редкость живыми. Любящая и немного капризная Лиза, практичная и при этом заботливая Марцелина, находчивый Колен, незадачливый Никез, самодовольный Мишо – каждый из них наделён своей танцевальной характеристикой.