Фредерик шопен — биография, новости, личная жизнь

Добровольное изгнание

После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.

11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.

Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.

Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.

Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.

Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:

  • цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
  • печальную прелюдию ля минор;
  • мятежную прелюдию ре минор.

Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.

Произведения[править | править код]

Основная статья: Список произведений Фридерика Шопена

Для фортепиано с ансамблем или с оркестромправить | править код

  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
  • Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
  • Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
  • «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829—1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
  • «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830—1834)
  • Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845—1846)
  • Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (всего 58)править | править код

  • Op.6 — 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 — 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830—1831)
  • Op.17 — 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832—1833)
  • Op.24 — 4 мазурки: g-moll, C-dur, As-dur, b-moll
  • Op.30 — 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836—1837)
  • Op.33 — 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837—1838)
  • Op.41 — 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 — 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841—1842)
  • Op.56 — 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 — 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 — 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 — 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 — 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (всего 11)править | править код

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur (1830—1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll (1833—1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836—1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840—1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845—1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)править | править код

Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты.

  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830—1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836—1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur, № 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (всего 17)править | править код

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846—1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 2 h-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 3 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, As-dur, Es-dur

Сонаты (всего 3)править | править код

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

  • Op. 4 № 1, c-moll (1828)
  • Op. 35 № 2 b-moll (1837—1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
  • Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 26)править | править код

Chopin Prelude Opus 28 n.4
Помощь по воспроизведению

24 прелюдии Op. 28 (1836—1839)

  • Прелюдия cis-moll Op. 45 (1841)
  • Прелюдия As-dur B. 86

Этюды (всего 27)править | править код

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828—1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831—1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Баллады (всего 4)править | править код

Основная статья: Баллады (Шопен)

Баллада Op. 47 As-dur
Помощь по воспроизведению
  • Ор. 23 g-moll (1831—1835)
  • Op. 38 F-dur (1836—1839)
  • Op. 47 As-dur (1840—1841)
  • Op. 52 f-moll (1842—1843)

Другиеправить | править код

Соната для виолончели и фортепиано Op.65 g-moll, первая часть
Помощь по воспроизведению
  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840—1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845—1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840—1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829—1847)
  • Рондо (всего 4)

Родились в один день

Дата рождения: 01.03.1810. Возраст: 211. Знак зодиака: Рыбы (информация о знаке). Гороскопы для Рыбы: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 306 дней.

МУЦЕНИЕЦЕ Агата Эдгаровна (Прилучная)

Актриса

1 место

СЕМЕНОВИЧ Анна Григорьевна

Певица и актриса

2 место

Актриса

3 место

ТЕРЕХОВА Анастасия Алексеевна (Самбурская Настасья)

Актриса

4 место

АКИМОВ Максим Алексеевич

Генеральный директор компании

5 место

ТРУТНЕВ Юрий Петрович

Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе

6 место

КАЗАЧЕНКО Ольга

7 место

ГЕРМАНИКА Валерия Гай Александровна (ДУДИНСКАЯ Валерия Игоревна)

Режиссер

8 место

ЦИКАЛЮК Сергей Алексеевич

Председатель Совета директоров

9 место

ВИНДМАН Олег Валентинович

Старший вице-президент Росбанка

10 место

ВАЙНШТЕЙН Тимур Леонидович

Учредитель и генеральный продюсер

11 место

МИННИХАНОВ Рустам Нургалиевич

Президент республики Татарстан

12 место

ИВАНОВА Анастасия (Гречка)

Певица, музыкант, композитор и автор песен

13 место

ГОРИН Анатолий Александрович

Актер

14 место

ПАНЧИЛОВ Андрей Анатольевич

Основатель компании Freedom Roads

15 место

Детство и юношеские годы композитора

Фредерик родился 1 марта 1810 года в небольшой деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы. Его отец Николя, француз по происхождению, работал детским воспитателем в имении графа Скарбека. Он еще в юности уехал из Франции, чтобы строить свою педагогическую карьеру в Польше. В 1806 году отец Фредерика женился на Текле Юстине Кшижановской, приходившейся графу дальней родственницей.

Родители Фредерика Шопена

По сохранившимся свидетельствам современников мать Фредерика была очень образованной женщиной и обладала хорошими вокальными способностями, а также играла на фортепиано. Именно она прививала мальчику любовь к музыке.

Когда Фредерику было всего 7 месяцев, семья переехала жить в Варшаву, так как по протекции графа отцу предоставили место педагога в столичном лицее.

Маленький Фредерик уже в детстве проявил огромную тягу к музыке и композиции. Его сравнивали с Моцартом за рвение и музыкальную фантазию. Помимо учебы в училище он также получал уроки от пианиста Войцеха Живного.

Фридерик Шопен в юные годы

После окончания училища Фредерик стал заниматься с композитором Юзефом Эльснером. Молодой Шопен входит в высшее общество благодаря своему таланту и связям, где его высоко оценивают.

Музыкальные инструменты

В период жизни в Варшаве Фридерик Шопен играл и создавал музыку на рояле польского мастера Буххольца. Позже, во время жизни в Париже, он приобрел для себя инструмент от Плейеля, который Шопен оценил словами «нет ничего лучше!». Подружившись с композитором в Париже, Ференц Лист описывал звучание этого рояля Шопена как «союз хрусталя и воды». В своем доме в Лондоне Шопен хранил три инструмента, и об этом он писал в одном из своих писем: «У меня есть просторная гостиная с тремя роялями: Плейель, Бродвуд и Эрар». В 2018 г. реплика рояля Буххольца (подобного тому, который принадлежал когда-то семье Шопена), созданная Полом Макналти, была впервые услышана на публике в Театре Велки – Польской национальной опере и была использована в Первом международном конкурсе Шопена на исторических инструментах.

Память[править | править код]

Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки на надгробном памятнике Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже (скульптор О. Клезингер, 1850)

Почтовая марка СССР, 1960 год

  • Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.
  • В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество имени Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.
  • В 1949—1962 годах польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена — «Fr. Chopin, Dzieła wszystkie», PWM, Kraków.
  • В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Шопену.
  • В 1982 году в ПНР выпущена банкнота номиналом 5000 злотых с портретом композитора и нотной записью полонеза.
  • В 1998 году Московское государственное училище (ныне — колледж) музыкального исполнительства, а в 2011 году Иркутский музыкальный колледж стали носить имя Ф. Шопена.
  • В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.
  • Постановлением Сейма Польши 2010 год объявлен Годом Шопена.
  • 1 марта 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.
  • 2 декабря 2010 года в Алма-Ате в Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена, а «Казпочта» выпустила памятную почтовую марку, посвящённую 200-летию Фредерика Шопена.
  • В 2010 году в Бишкеке (Киргизия) установлена памятная доска и названа улица в честь Фредерика Шопена.
  • В 2010 году, также в честь 200-летия композитора, российский пианист Рэм Урасин исполнил все произведения Шопена в цикле из 11 концертов.
  • В 2018 году в Варшаве впервые был проведён Международный конкурс имени Шопена на исторических фортепиано.
  • Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране и другие).
  • В честь Шопена назван кратер на Меркурии.

Личная жизнь

Великий композитор Фредерик Шопен не был официально женат и не имел своих детей, но страсти любви присутствовали в его жизни. По натуре он был чутким и ранимым человеком, но женщины, встречавшиеся на его пути, не могли подарить ему такой мир.

Первой возлюбленной великого композитора стала в начале 1930-х годов Мария Водзиньская, урожденная полячка. Молодые люди были помолвлены, однако родители невесты решили проверить финансовое состояние будущего зятя, и оно их не удовлетворило. Помолвка была разорвана. Молодой человек очень остро переживал этот случай и отразил свою боль в музыке. Отчасти это стало первым толчком для подрыва его здоровья.

Мария Водзиньская

Спустя год после неудачной женитьбы Фредерик влюбляется в эпатажную баронессу Аврору Дюдеван, более известную как поэтесса Жорж Санд. Она была старше его на 6 лет. Их отношения длились на протяжении сложных десяти лет. Поначалу они скрывали свои отношения, уезжая вместе на остров Майорка или в ее имение в Ноане. Эта связь была сложной и эмоционально очень сильно подорвала здоровье композитора. После разрыва они встретились за год до его смерти, и тогда он прошел мимо бывшей возлюбленной, сделав вид, что не заметил ее.

Аврора Дюдеван

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Фридерик Шопен. Основные произведения (22)

Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Фридерик Шопен «Соната № 2 (Траурный марш)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 415816

    Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 — фортепианная соната Фредерика Шопена, закончена в 1839 году, впервые опубликована в 1840 году. Наиболее известна её третья часть — Траурный марш.

  • № 2: Фридерик Шопен «Вальс № 7 до-диез минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 364949

    Самый известный вальс Шопена

  • № 3: Фридерик Шопен «Полонез № 3 (Военный)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 320662

  • № 4: Фридерик Шопен «Фантазия-экспромт»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 312414

    Фантазия-экспромт — одна из наиболее исполняемых и популярных композиций Шопена.

  • № 5: Фридерик Шопен «Вальс № 6 (Минутка)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 285900

    По забавному заблуждению, этот вальс Шопена (с авторским комментарием «вальс маленькой собачки») прозвали также «собачьим вальсом», затем перепутали с известной пьесой для начинающих «собачий вальс», чьё авторство тоже заодно приписали Шопену.

  • № 6: Фридерик Шопен «Вальс № 10 си минор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 235477

    Влюблённый в Констанцию Гладковскую, девятнадцатилетний Шопен написал, по его собственному определению, «изысканный вальсик в две страницы, ре бемоль мажор». Примечательно, что вальс не предназначался Шопеном для печати, и был издан посмертно.

  • № 7: Фридерик Шопен «Ноктюрн № 20 до диез минор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 230671

    Ноктюрн № 20 до-диез минор был написан Шопеном в 1830 году. Иначе этот ноктюрн называется посмертным, поскольку он был издан уже после смерти композитора.

  • № 8: Фридерик Шопен «Полонез № 6 (Героический)»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 163725

  • № 9: Фридерик Шопен «Революционный этюд, до минор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 90859

    Революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, сочинение 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года.

  • № 10: Фридерик Шопен «Этюд фа минор, соч. 25 № 2»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 87608

    Фильм «Место встречи изменить нельзя» (1975):
    Шарапов (играет этюд фа минор Шопена)
    Промокашка: — Это и я так могу…
    Шарапов: — А чё ж сыграть то ?
    Промокашка: — Мурку!

  • № 11: Фридерик Шопен «Ноктюрн № 1 си-бемоль минор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 78527

    Музыка из ноктюрна использована во вступлении к песне Елены Ваенги «Я болею тобой» («Шопен»).

  • № 12: Фридерик Шопен «Этюд ля минор (Зимний ветер), соч. 25 № 11»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 75310

    Двенадцать этюдов, соч. 25. Этюд ля минор № 11. Одно из самых гениальных героико-трагических созданий Шопена

  • № 13: Фридерик Шопен «Прелюдия № 4 ми минор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 64246

  • № 14: Фридерик Шопен «Мазурка до-диез минор»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 60277

  • № 15: Фридерик Шопен «Баллада № 1 соль минор»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 59974

    Четыре баллады Фридерика Шопена — это одночастные произведения для фортепиано, созданные между 1831 и 1842 годом. Они считаются одними из сложнейших произведений в стандартном фортепианном репертуаре.

  • № 16: Фридерик Шопен «Концерт № 1»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 54337

    Данный концерт, наряду с Концертом № 2, является одним из двух произведений, которые обязан на выбор исполнить финалист Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена.

  • № 17: Фридерик Шопен «Бриллиантовый вальс»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 45159

  • № 18: Фридерик Шопен «Ноктюрн № 2 ми-бемоль мажор»
    Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 42544

    Ноктюрны Шопена часто появляются в фильмах, сериалах, компьютерных играх и песнях.

  • № 19: Фридерик Шопен «Этюд си минор, соч. 25 № 10»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 39254

    Шопен. Двенадцать этюдов, Op. 25 № 10

  • № 20: Фридерик Шопен «Ноктюрн № 13 до минор»
    Классика для знатоков*

    Народный рейтинг: 30506

    Помимо «революционного» этюда у Шопена есть ноктюрн, который тоже можно назвать «революционным». В нем прослеживаются трагические образы освободительной борьбы.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.

Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Примечания[править | править код]

  1. Иногда в источниках, чаще всего польскоязычных, встречается транскрипция Szopen, см. напр. Sikorski J. Wspomnienie Szopena. / Biblioteka Warszawska t. 4, z. 108, 1849. s. 510-559; Przybyszewski S. Szopen a naród. — Kraków.: Spółka nakł. “Książka”, 1910; Paderewski I. J. Szopen. — Warszawa: Muzyka, 1926; Gliński M. Szopen: monografja zbiorowa. — Warszawa: Muzyka, 1932 и др.
  2. Традиционная в русском языке транскрипция. См.: Музыкальная энциклопедия (том 6, 1983), Музыкальный энциклопедический словарь (1990), Большая российская энциклопедия (том 34, 2017) и др.
  3. А.О. Митина. . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 18 февраля 2018.
  4. В польском языке ударение падает на второй от конца слова слог, Фриде́рик Франци́шек Шо́пен
  5. Французское написание фамилии — Chopin — проистекает от фамилии его отца, француза по национальности, см. Wincenty Łopaciński Chopin, Mikołaj / Polski słownik biograficzny, vol. III. — Kraków.: Polska Akademia Umiejętnosści, 1937, pp. 426-27
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2015.
  7. По Конституции, Королём Польским короновался Император Всероссийский, назначавший Наместника
  8. Армен Казарян. . Дата обращения: 6 апреля 2018.
  9. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. // Государственное музыкальное издательство. Москва. 1958 г.
  10. Vogel, “Fortepiany i idiofony klawiszowe w Królestwie Polskim w latach młodości Chopina,” 64.
  11. Franz Liszt. Life of Chopin. Translated by Martha Walker Cook. Dover Publications Inc., 2005.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2015.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2010.
  14. . Музыкальный Клондайк (01.12.2015). Дата обращения: 16 ноября 2017.

Семья и детство

Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.

Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.

Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.

Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию

Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.

Начальное образование

В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.

Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.

Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.

Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.

Формирование таланта

Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.

В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.

Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.

https://youtube.com/watch?v=l4N9939mHfo

Биография

Фредерик Франсуа Шопен – великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Французский этап

Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.

На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.

Успех в Париже

Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.

Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.

https://youtube.com/watch?v=bioeUPBfuvw

Друзья и личная жизнь

Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.

Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».

Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.

Последние годы

С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.

Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.

История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.

Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: