Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Юность
Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.
Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.
Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.
Социальное состояние
Руссо указал не только на естественного человека, но и на исторического человека, который соответствует тому человеческому существу, которое живет и развивается в обществе.
Для Руссо факт жизни в обществе с особыми характеристиками означает, что люди могут широко развивать свои познавательные способности, такие как воображение, понимание и разум, но они обязательно станут злыми, потеряв то добро, которое у них было изначально.
Руссо утверждал, что в этом контексте человек чрезвычайно эгоистичен и ищет только свою собственную выгоду, вместо того, чтобы стремиться к гармонии со своим окружением. Воспитывайте неблагополучную по отношению к другим мужчинам самооценку, поскольку она основана на эгоцентризме.
Итак, исходя из этого подхода, в контексте социального государства человек рассматривается как раб, а способности самого сильного существа имеют перевес.
Трансфер в Môtiers
Издание Education возмутило французский парламент, выдавший ордер на арест Руссо, бежавшего в Швейцарию. Власти этой страны тоже не сочувствовали ему, и именно тогда он получил приглашение от Вольтера, хотя Руссо не ответил.
После того, как швейцарские власти сообщили ему, что он больше не может жить в Берне, философ Даламбер посоветовал ему переехать в Княжество Невшатель, управляемое королем Пруссии Фридрихом, который помог ему переехать.
Руссо прожил в Мотье более двух лет (1762–1765), читал и писал. Однако местные власти начали узнавать о его идеях и сочинениях и не соглашались разрешать ему жить там.
Затем он переехал на небольшой швейцарский остров, остров Сан-Педро. Хотя кантон Берн заверил его, что он может жить на нем, не опасаясь ареста, 17 октября 1765 года сенат Берна приказал ему покинуть остров через 15 дней.
29 октября 1765 года он переехал в Страсбург, а позже принял приглашение Дэвида Юма переехать в Англию.
Личная жизнь
Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.
Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.
Популярные темы сообщений
- Астрономия «Закон о звездах» так дословно переводится с древнегреческого термин «астрономия». Эта наука изучает строение всей окружающей составляющей материального мира, доступную наблюдению: месторасположение и перемещение процессов
- Бородинское сражение 1812 года Бородинское сражение – жестокое сражение Отечественной войны 1812 году между русской и французской армиями. Произошло оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, отсюда и название сражения.
- Балалайка инструмент Одним из известных музыкальных инструментов, который является символом широкой талантливой души русского человека, является балалайка. Для представителей России этот предмет не представляет ничего необычного. Однако иностранцы с недопониманием
Детство
Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.
По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.
Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.
Через образование
Во-вторых, Руссо предлагал отказаться от нравственного индивида, обучая человека, погруженного в общество. Это образование должно основываться на естественных принципах.
Характеристики этого естественного образования основаны на обширных исследованиях сущности бытия, а не на традиционных элементах, которые представляют собой усвоенные социальные структуры.
В этом смысле для Руссо очень ценными были первичные и спонтанные импульсы, которые возникают у детей при контакте с природой. Они были бы лучшими индикаторами того, как человек должен себя вести, чтобы двигаться к спасению своей природной сущности.
Руссо указал, что эти импульсы были подвергнуты цензуре формальным образованием, и что оно было сосредоточено скорее на обучении детей, очень преждевременно, развитию их интеллекта и подготовке к задачам, которые должны соответствовать им во взрослой жизни. Он назвал этот тип обучения «позитивным».
Предложение Руссо сосредоточено на передаче «негативного воспитания», посредством которого будет способствовать развитию чувств и эволюции этих первых естественных импульсов.
Согласно логике, предложенной Руссо, необходимо усилить «орган познания» (в данном случае те, которые связаны с чувствами), чтобы впоследствии развить его до максимального выражения и, таким образом, иметь возможность генерировать сценарий, который позволяет разуму развиваться в гармонии с примитивные чувства.
Затем Руссо предложил четырехэтапную программу, с помощью которой можно было бы применить это негативное образование. Эти этапы следующие:
Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо
- Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
- Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
- В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
- В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
- Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.
Мизантропия писателя
Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.
Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.
Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.
Добродетель – основа всего
Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.
Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума. Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам. Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.
[править] Характер Руссо
Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.
Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.
Философия эскапизма
Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.
«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.
Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.
По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.
Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.
Интересные ответы
- Жаба Ага — сообщение доклад Существует огромное количество разновидностей жаб. Жабы разных размеров, цветов тела и свойств. Одной из самым крупных жаб в мире является жаба Ага. Она также и очень ядовита и её яд способен убить человека.
- Горная болезнь и симптомы — сообщение доклад по ОБЖ 6 класс
- Что такое баллада в литературе? Баллада, как жанр литературы, появилась несколько столетий назад. Само слово «баллада» происходит из латинского языка и несет музыкальный смысл, переводится как танец или танцевальная песня.
- Иван Грозный — сообщение доклад Иван Грозный, он же Иван 4-ый – достаточно известная историческая личность. Теоретически, Иван Васильевич стал правителем всей Руси в 3 года. Через несколько лет, юный Иван уже видел все дворянские войны за власть и деньги
- Правильное питание — доклад сообщение Соблюдение правильного питания является одной из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы защитить свое здоровье. Фактически, до 80% преждевременных сердечных заболеваний и инсультов можно предотвратить с помощью вашего
Вернуться в Париж
Она вернулась в Париж без особых денег и стала любовницей Терезы Левассер, швеи, которая заботилась о своей матери и братьях. В начале их отношений они не жили вместе, хотя позже Руссо взял Терезу и ее мать, чтобы жить с ним в качестве своих слуг. По их ПризнанияУ них было до 5 детей, хотя подтверждения нет.
Руссо попросил Терезу доставить их в детскую больницу, по-видимому, потому, что она не доверяла образованию, которое могла дать. Когда позже Жан-Жак прославился своими теориями об образовании, Вольтер и Эдмунд Берк использовали его пренебрежение к детям в качестве критики своих теорий.
Идеи Руссо были результатом его диалогов с писателями и философами, такими как Дидро, с которым он стал большим другом в Париже. Он написал, что гуляя по Венсену, городу недалеко от Парижа, он получил откровение, что искусства и науки несут ответственность за вырождение человека, что по своей природе является добром.
В Париже он также продолжил свой интерес к музыке. Он написал текст и музыку для оперы «Деревенский прорицатель», которая была исполнена для короля Людовика XV в 1752 году. Последний был настолько впечатлен, что предложил Руссо пожизненную пенсию, но тот отказался.
Популярные темы сообщений
-
Клубника
Клубника – это вкусная, сладкая, яркая с небольшой кислинкой ягода, которую любят и дети и взрослые. В наше время является довольно распространенным продуктом на мировом рынке.
-
Памятники
Для того что бы говорить о памятниках нужно ясно понимать что это такое. Памятник это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком либо или каком то историческом событии. Памятником так же называют свидетельство (материальное) прошедших
-
Творчество Федора Абрамова
В деревне Веркола, Архангельской области в 1920 году, в семье извозчика родился сын Федор. Его мать была из крестьянской семьи староверов. Вскоре отец умер, соседи думали, что многодетная семья обречена,
-
Творчество Фридриха Шиллера
Творчество идеалиста и романиста Фридриха Шиллера оставила свой неизгладимый след в мировой литературе. Выступая против духовного гнета молодежи, воспевая свободу, нравственность и просвещение,
-
Природа Самарского края
Самарский край расположен на реке Волга. Растительность самарской области поистине уникальна. Здесь находится много лесов. Очень распространен дуб. Леса из дуба занимают самую большую площадь среди всех лесов Самарского края.
Парламент
Законы, на которых основан контракт, предложенный Локком, предлагаются как продолжение естественных принципов, подчеркивающих уважение к равенству, свободе, жизни и собственности.
Согласно этой концепции, люди сами отказываются от своего права применять естественный закон на практике и возлагают это обязательство на объекты, созданные для этой цели внутри сообщества.
Органом, предложенным Локком для выполнения этой функции по урегулированию конфликтов, является парламент, понимаемый как группа лиц, представляющих сообщество. Итак, Локк выделяет два основных момента в создании контракта; создание сообщества и создание правительства.
Философские взгляды
В своих мыслях и писаниях автор продвигал новые идеи философии. По мнению Жан Жака, люди равны, независимо от внешних и внутренних факторов. Никто не вправе решать судьбу человека и каждый с рождения является свободным.
Философ считает демократию идеальной сущностью общества, но признает, что она никогда не сможет существовать как абсолютная истина. Для Руссо государство — семья, в которой правитель является отцом народа и призван защищать, заботиться о своих «детях». Законы и депутаты не должны ограничивать людей — они должны давать людям возможность творить свой мир и общество. Конечно, такие взгляды были оппозиционными в то время. Именно за это Жан Жак получил острый ответ со стороны политиков.
Социальное поведение
В общем, деспотические настроения этого исторического существа не проявляются очень явно, но прикрываются с помощью социального поведения как инструмента, в котором широко участвует образование.
Вследствие этого всеобщего эгоизма общество испытывает постоянное угнетение, которое не позволяет ему пользоваться настоящей свободой.
В то же время, поскольку социальное поведение отвечает за сокрытие истинных намерений мужчин, невозможно действительно понять, каков уровень испорченности существа, чтобы распознать его и сделать что-то положительное.
Как указывает Руссо, исторический человек возник как следствие возникновения двух немыслимых концепций в естественном состоянии и в то же время существенных для социального государства; власть и богатство.
Самое интересное о романе «Эмиль»
Вышедший в свет в 1762 году роман – трактат «Эмиль», посвященный воспитанию детей сделал Руссо всемирно известным. В тоже время появление этого романа вызвало негодование, как духовенства, так и аристократических кругов.
За ярко выраженное в романе свободомыслие он был показательно сожжен на одной из парижских площадей, а сам автор бежал за границу, так как против него церковь возбудила судебное дело и его жизни угрожала реальная опасность.
Амстердамский тираж тоже был сожжен, а затем роман «казнили» в Женеве. В России же роман по приказу императрицы Екатерины Второй вообще был запрещен к ввозу.
За роман «Эмиль» Руссо был предан анафеме римским папой Клементием Тринадцатым.
Однако не подлежит сомнению, что благодаря данному роману в Европе стали больше интересоваться педагогическими проблемами. К примеру, во Франции довольно резко увеличилось количество изданий, посвященных проблеме воспитания. Кроме того в результате прочтения «Эмиля» у Руссо появились сторонники его идей, которые хотели бы воплотить их в практической жизни.
А вот еще несколько интересных фактов о Руссо:
- Руссо был женат на молодой белошвейке Терезе Аевассер, которая сначала была его подругой, а потом уже женой.
- В 1767 году Руссо после пяти лет преследования вновь приехал во Францию, но только жил он в ней под чужим именем.
- Жан-Жак Руссо занимал, пожалуй, самое значительное место среди просветителей Франции. Ведь он был одним из самых образованных, оригинальных и начитанных людей своей эпохи. Руссо имел обширные знания по многим наукам, к числу которых относилась астрономия, химия, история, ботаника, физика, довольно серьезно был он увлечен и философией. Однако историю и географию любил больше всех других предметов.
Взгляды Руссо
Философия Руссо предполагала полную свободу человечества и отказ от порабощения. Но из-за неграмотности людей порабощение все же произошло. После этого Жан-Жак решил бороться с неравенством, и его основной идеей стало наставление людей на то, чтобы те вернулись к жизни в деревне.
Ключевой концепцией теории являлось то, что детей необходимо воспитывать в природной среде подальше от социума, при этом должны учитываться индивидуальные особенности и интересы. В ходе развития цивилизации люди стали более озлобленными, а попытки Руссо уравнять людей и сделать их свободными ни к чему не привели. Мечтая о счастливом будущем, Жан-Жак объявил о независимости общества. На сегодняшний день политические взгляды Руссо являются абсолютной нормой.
Мыслитель и философ
Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
Биография[править]
Происходил из семьи ремесленника-часовщика.
Систематического образования не получил, был отдан на учебу нотариусу, потом граверу, откуда сбежал в 1728 году чтобы искать жизни больше соответствующей его стремлениям.
Путешествовал по разным странам Европы. Работал на разных заводах.
Из этой жизни его вырвала мадам де Варан, с которой он провел несколько лет.
В 1741 году отправился в Париж, где его способности заменили ему научную подготовку и научные кружки.
Энциклопедисты ввели его в свой круг. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера. Он долго не мог найти выхода для своих внутренних мыслей, пока конкурс научных работ, объявленный в 1749 году через Академию в Дижоне не дала ему возможности к их формулированию и представлению.
Его парадоксальная работа, награжденная Академией, дала ему в одну минуту мировую славу.
Но слава не удовлетворила его амбиций и не принесла счастья. Поиск жизни, которая была бы ближе к природе, привела его в родную Женеву в 1754 году.
Потом его друзья, желая выполнить идеал крестьянской жизни, создали ему под Парижем усадьбу, под названием Эрмитаж; но прожил он там недолго.
Позже, во время создания своих главных работ, в 1758—1762 г., он был в гостях у главы Люксембурга.
Потом его друг Юм, пытался ему создать в Англии приятные условия для деятельности и жизни.
С 1762 года в эмиграции.[источник?]
- с 1762 по 1765 годы проживал в Мотьере, столице долины Валь-де-Траверс, Швейцария. Был изгнан жителями долины.
В 1770 году вернулся в Париж.
Но его тяжелый характер, сложности в отношениях с людьми, болезненная подозрительность, которая граничила с боязнью преследования, положила конец всем его начинаниям.
Позднее он получил еще и политическое преследование.
Разница во взглядах, разорвала его с энциклопедистами.
Окончание жизни он встретил в нищете и одиночестве.
В 1794 году перезахоронен в Пантеоне.
Просветительство и воспитание
Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.
Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.
Приобретение популярности
Как-то раз, идя по улице, на глаза Руссо бросилась статья-размышление на тему о том, стало ли просвещение, культура и искусство очистительным для общества или же не принесло абсолютно никаких результатов. По словам самого Руссо, которые были позже отражены в его дневниках, после этой статьи его буквально осенило, и через пару дней в редакцию пришел ответ Жан-Жака, заключавшийся в следующем: «Просвещение вредно, и сама культура – ложь и преступление». За столь нестандартный ответ Руссо был награжден премией, а его взгляд сделал его популярным и знаменитым в том же светском обществе, которое теперь делало его своим кумиром.
Вслед за этим последовала невероятная слава и известность господина Руссо. На прием к нему стремились попасть сотни: женщины забрасывали его подарками и признаниями, а мужчины стремились пожать руку даже на улице. Не дремала и Дижонская академия – та самая, для которой была написана первая изобличительная статья. На этот раз тема касалась неравенства людей и корней его происхождения. Руссо, не долго думая, вновь пишет статью, предавая анафеме уже всё искусство и отзываясь об образовании, как о самом плохом и ненужном занятии человечества. Итог – вновь благодарность академии и овации фанатов.
Томас Гоббс
Гоббс предложил свою концепцию в 1651 году в рамках своего шедевра под названием Левиафан. Подход Гоббса был связан с тем фактом, что естественное состояние было скорее сценой хаоса и насилия, и что люди могут преодолеть это состояние насилия только с помощью приложения большей силы.
Это понятие основано на идее, что природа в первую очередь основана на чувстве сохранения. Следовательно, поскольку все люди происходят от природы и придерживаются этого основного принципа, стремление к самосохранению порождает только насилие и конфронтации.
Поскольку не существует естественного порядка, регулирующего такое поведение, Гоббс считает необходимым создать искусственный порядок во главе с властью, обладающей абсолютной властью.
Затем все люди должны отказаться от этой полной свободы, которая является их естественной частью, и передать ее фигуре, представляющей власть. В противном случае такой характер неминуемо ведет к конфликтам.
Главное в этом подходе состоит в том, что общественный договор основан на подчинении, что немедленно устраняет консенсуальный характер пакта и создает контекст, а не принуждения.