Жан жорж новерр биография кратко

Теоретик

Продолжая реформы, намеченные Луи де Кьюзак, либреттистом Рамо, Новерр считает, что балет должен изображать драматическое действие, «не теряясь в развлечениях», изображать страсти, обычаи и обычаи всех народов. Композитор балета должен следовать природе и правде, он должен предложить логическое повествование, основанное, как и драматическое повествование, на преемственности «выставка — узел — развязка». Танец должен быть более естественным и выразительным, чем техничным и виртуозным. Танец «в действии» должен волновать зрителя выразительной пантомимой, вдохновленной театральным представлением, например, Гаррика.

Новерр не щадит своей критики танца своего времени и, в частности, ситуации в Парижской опере: он ставит под сомнение иерархическую организацию балета, он запрещает маску, которая, по его словам, «подавляет привязанность души»., он продолжает реформу костюмов, ранее представленную в Опере Мари Салле, и выступает за настоящие костюмы, облегченные и более подходящие для танцев. В сотрудничестве Новерра с дизайнером Луи-Рене Боке из Штутгарта поиск элегантности уступил место поиску «исторической правды», а символизм и формализм, характерные для балетных костюмов до того времени, эволюционировали в сторону выражения эмоций и реальности (хотя и стилизованной). персонажа.

Что касается танцора, то, по словам Новерра, он должен обладать широкой общей культурой, включая изучение поэзии, истории, живописи, геометрии, музыки и анатомии .

Таким образом, новые предложения, которые он излучает, станут питательной средой для романтического балета . Он вносит свой вклад в искусство пантомимы: «Танец должен быть более естественным, более выразительным».

Он также описывает «танец в действии», балет должен изображать драматическое действие, основанное на представлении общества (манеры, страсти).

Он также принял участие в ссоре пантомимы, выражение предложенной Арианна Fabbricatore указать миланские споры, специфическими для потанцевать, который между и выступал против него, чтобы Анджолини .

Значение

Большинство его постановок разрабатывали сюжеты о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу; его эстетические воззрения тяготели к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо естественным чувствам и близости природе (например, балет «Белтон и Элиза», композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов). Реформы Новерра оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета и стали основными постулатами, это в первую очередь: взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц .

Он сам подвел итог своему творчеству: «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были».

Записки о танце и балете.
Первое издание (1760)

Двухсотлетие Жана

В ознаменование двухсотлетия со дня смерти Жана-Жоржа Новерра были проведены две академические встречи, на которых обсуждались аспекты биографии, танца и перформанса.

Первым был «Празднование Жан-Жоржа Новерра 1727–1810: его мир и не только», который представлял собой 11-й ежегодный оксфордский танцевальный симпозиум , проходивший 16–17 апреля 2010 г. в Новом колледже в Оксфорде. Некоторые статьи были включены в Burden and Thorp (2014).

Вторым был «Международный коллокв по случаю двухсотлетия смерти Новерра», les jeudi 21, vendredi 22 и samedi 23 октября 2010 г., Инициатива L’Association pour un Center de recherches sur les Arts du spectacle. aux XVIIe et XVIIIe siècles (ACRAS, société savante), в Centre National de la Danse, 1 rue Victor Hugo – 93500 Pantin, и Maison de la Recherche, 28 rue Serpente, 75006 Paris. Материалы были опубликованы в Revue Musicorum , X. Accueil .

Основные постановки

  • 1751: Суд Париса Le Jugement de Pâris (Лион — Вена 1771)
  • 1754: Китайские праздники Les Fêtes chinoises (Париж)
  • 1754: Источник молодости La Fontaine de jouvence (Париж)
  • 1755: Моряки Les Matelots (Париж)
  • 1755: Фламандские праздники Les Réjouissances flamandes (Париж)
  • 1755: Провансаль La Provençale (Лондон)
  • 1755: Моряки-лилипуты The Lilliputian Sailors (Лондон)
  • 1757: Праздники в гареме La Toilette de Vénus (Лион)
  • 1758: Les Fêtes du sérail (Лион)
  • 1758: Чувство экспромтом L’Impromptu du sentiment (Лион)
  • 1758: Капризы Галатеи Les Caprices de Galatée (Лион — Париж 1776 — Лондон 1789)
  • 1758: La Mort d’Ajax (Лион)
  • 1758: Жалюзи Les Jalousies (Лион)
  • 1759: Любовь корсара L’Amour corsaire (Лион)
  • 1759: Le Jalou sans rival (Лион)
  • 1760: Спуск Орфея в Ад La Descente d’Orphée aux Enfers (Лион)
  • 1760: Les Fêtes du Vauxhall (Лион)
  • 1760: Сельская невеста La Mariée du village (Лион)
  • 1760: Прусские новобранцы Les Recrues prussiennes (Лион)
  • 1760: Renaud et Armide (Лион)
  • 1761: Alceste (Штутгарт — Вена 1767)
  • 1762: «Смерть Геркулеса» La Mort d’Hercule композитора Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт)
  • 1762: «Психея и Амур» Psyché et l’Amour Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт)
  • 1763: «Ясон и Медея» Jason et Médée Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт — Вена, Варшава, 1767 — Париж 1776 и 1780 — Лондон 1781, балет обошёл многие европейские театральные сцены, в т. ч. в России)
  • 1764: Hypermnestre (Штутгарт)
  • 1768 год: «», композитор И. Старцер, Вена
  • 1770: Diane et Endymion (Вена)
  • 1771: Roger et Bradamante (Вена)
  • 1772: Месть Агамемнона Agamemnon vengé (Вена)
  • 1772: Iphigénie en Tauride (Вена)
  • 1772: Thésée (Вена)
  • 1773: Acis et Galathée (Вена)
  • 1773: Адель де Понтье (Adèle de Ponthieu), музыка Старцера (Вена — Лондон 1782)
  • 1773: Alexandre et Campaspe de Larisse (Вена)
  • 1774: Les Horaces et les Curiaces (Вена 1774 — Париж 1777) — «Горации и Куриации» по трагедии П. Корнеля «Горацио», музыка И. Старцера
  • 1775: Renaud et Armide (Милан — Лондон 1782)
  • 1775: La nuova sposa Persiana (Милан — Вена 1775)
  • 1776: Апеллес и Кампаспа (Apelles et Campaspe), музыка Ф. Аспельмайера (Париж — Лион 1787)
  • 1778: Annette et Lubin (Париж)
  • 11 июня 1778: «Безделушки» (Les Petits Riens) на музыку В.-А. Моцарта, сочинённую по личной просьбе Новерра; исполнители: Мари Аллар, Мадлен Гимар, Жан Доберваль и Огюст Вестрис (Парижская Опера)
  • 1781: Les Amours d’Énée et de Didon (Лион)
  • 1788: La Fête du Sérail (Париж)
  • 1788: «Амур и Психея» L’Amour et Psyché Ж.-Ж. Родольфа (Лондон)
  • 1788: La Fête de Tempé (Лондон)
  • 1789: Admète (Лондон)
  • 1794: La Bergère des Alpes (Лондон)
  • 1794: La Vittoria (Лондон)
  • 1795: Виндзорский замок Windsor Castle (Лондон)
  • 1795: The Marriage of Peleus and Thetis (Лондон)

Ссылки

  1. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянииChisholm, Hugh, ed. (1911). Новерр, Жан ЖоржБританская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 839.
  2. Майкл Лоренц : «Mademoiselle Jeunehomme« Zur Lösung eines Mozart-Rätsels», Mozart Experiment Aufklärung . Очерки выставки Моцарта 2006 г. (Остфильдерн: Hatje Cantz Verlag, Da Ponte-Institut, 2006 г.), 423–29.
  3. Гость, Айвор. Балет эпохи Просвещения: создание балета во Франции, 1770–1793 гг. Лондон: Танец, 1996. Печать.
  4. , стр. 87–89.
  5. Ханселл, Кэтлин Кузмик. «Новерр, Жан-Жорж». Международная энциклопедия танца: издательство Оксфордского университета, 1998. Оксфордский справочник. 2005. Дата обращения 14 ноября 2016 г.
  6. ^ Международная энциклопедия танца (изд. 2005 г.). Издательство Оксфордского университета.
  7. Макклив, Сара (2007). «Мари Салле, влиятельная мудрая профессиональная женщина». В Бруксе, Линн Мэтлак (ред.). Женская работа, занимающаяся танцами в Европе до 1800 г. (электронная книга). Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. п. нужна страница . ISBN 978-0-299-22533-9.
  8. ^ , с. нужна страница .
  9. ^ «История под обложками doona» . www.parisoperaballet.com.au . Архивировано из оригинала 29 июля 2007 года.

Ранняя жизнь и карьера

Новерр родился в Париже 29 апреля 1727 года в семье Мари Анн де ла Гранж и Жана Луиса, швейцарского солдата. Супруги ожидали, что их сын сделает военную карьеру, но мальчик выбрал танец, обучаясь у М. Марселя, а затем у знаменитого Луи Дюпре . Первый профессиональный опыт Новерра, вероятно, произошел в Комической опере в Париже 8 июня 1743 года в деревне Ле-Кок-дю . В средние и поздние подростковые годы Новерр выступал в Фонтенбло и в Берлине перед Фридрихом II и его братом принцем Генрихом Прусским . Выступления в Дрездене и Страсбургепоследовало до его возвращения в Комическую оперу. В 1747 году Новерр стал балетмейстером в Страсбурге и добился своего первого большого успеха — экзотических китайских праздников . В 1748 году в Страсбурге он женился на актрисе Мари-Луизе Совер. В 1750 году он стал ведущим танцором в Лионе и создал свой первый балет-пантомиму , Le Jugement de Pâris в 1751 году. Новерре отправился в Вену, где работал под руководством королевы Марии Терезии.и стал мэтром танца для своей двенадцатилетней дочери Марии-Антуанетты. Отношения Новерра и Марии-Антуанетты росли, и они стали очень близки. Мария-Антуанетта стала покровительницей Новерра. В начале 1754 года Новерр устроил пугающую и трогательную сцену, которая встревожила консервативную королеву, и он потерял работу. Он переехал в Страсбург на один год в 1754 году и вернулся в Комическую оперу, где 1 июля 1754 года с большим успехом были поставлены
«Праздники ».

В 1755 году он отправился в Лондон с женой, сестрой и братом, а также со своей компанией. Там он работал с Дэвидом Гарриком из театра Друри-Лейн , изучая новые концепции театра и развивающийся тогда естественный стиль исполнения. Когда лондонская постановка Les Fêtes Chinoises была полностью разрушена бунтовщиками накануне Семилетней войны., Новерре и его семья были вынуждены скрываться. Он продолжал руководить танцевальными представлениями на Друри-лейн, но без выставления счетов. В 1774 году умер король Людовик XV, и дорогая подруга Новерра Мария-Антуанетта стала королевой Франции. Мария-Антуанетта не забыла о своем дорогом Мастере танцев и назначила Новерра в Парижскую оперу. Это был блестящий момент Новерра, но лояльность и поддержка Марии-Антуанетты могли измениться. В 1779 году Новерр был свергнут со своего поста, потому что Доберваль, Максимилиан Гардель и мадемуазель Гимар собрали видных людей и отравили их против Новерра. Однако Новерр не покидал Оперу до 1781 года. Соответствующее влияние Новерра на балетный мир Парижа будет сохранено постановкой его трагического балета « Джейсон и Меде ».в 1763 году. В 1787 году Пьер Гардель унаследовал трон и Парижскую оперу и воплотил в жизнь идеи Новерра о костюме и мысли о балетной пантомиме. (Chazin-Bennhaum) Например, он сочинил Les Caprices de Galathée и одел своих танцоров в тигровые шкуры и туфли из коры дерева. Его натуралистическое отношение к костюму поставило его в первые ряды французского Просвещения.

Деятельность Новера во Франции

После своего возвращения во Францию в 1757 году Новер стал руководителем балетной труппы в лионском театре. В эти годы Лион по праву считался центром хореографии и танца во Франции. Именно тут ставились смелые эксперименты в танцах и рушились все стереотипы.

Парижская опера была еще не готова к изменениям в постановках балета. А вот в провинции это можно было сделать легко. Именно в Лионе и появились «действенные балеты», в которых Новер отказался от масок и пышных, но неудобных, костюмов, а также симметричности линий танцоров.

В 1760 году в свет вышла книга Жана Жоржа Новера, в которой рассказывалось о балете, как о новом виде искусства, в котором не будет клоунады и ярмочных танцев, а будет возвышенность чувств и благородство. Эта книга завоевала популярность у единомышленников Новера, которые давно устали от действующих норм и стандартов в классическом балете.

Для того чтобы доказать Европе, что балет это не просто передвигание ногами, Новер переехал в Штутгарт, где проработал около семи лет. Там он обрел большое количество последователей, которые разделяли его точку зрения и хотели учится. После ученики Новера разъезжались по разным городам Европы и там доносили зрителям основы «нового» балета.

На протяжении 18 лет Новер с успехом ставил танцевальные постановки на всех больших сценах Европы: Вене, Милане, Неаполе и Лиссабоне. Учиться у него хотели тысячи балетмейстеров и танцоров.

Но слава Новера не давала покоя многим людям, которые не хотели смериться с новым направлением в балете. Против балетмейстера плелись интриги и через какое-то время он сдался. Он согласился уйти на обещание его пожизненного содержания.

Наследием Жана Жоржа Новера стал не один десяток постановок, в которых участвовали только лучшие актеры, книга, которая считается основой современного классического балета, а также сотни учеников по всему миру, которые передают свои знания следующим поколениям танцоров.

Биография

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV — было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе , а затем уехал в Лондон , где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика , дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les F?tes chinoises»). Затем судьба вновь забросила его в Лион , где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets») — он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action — действенный балет; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…». Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима — до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.

Первые шаги Новера в балетном искусстве

Будущий балетмейстер родился 29 апреля 1727 году в небольшом поселении неподалеку Парижа. Танцы интересовали его уже с ранних лет. Родители не стали препятствовать его увлечению и отдали Жана Жоржа обучаться основам балета к известному учителю — Дюпре. Успехам молодого человека мог позавидовать любой. Его ожидало большое будущее и участие в лучших постановках.

Казалось, что двери в Парижскую оперу открыты для талантливого танцовщика. Но на самом деле его не спешили брать в состав танцоров оперы. Две попытки танцевать на сцене Парижской оперы оказались для Новера неудачными.

Но подобные неудачи не сломили танцора. Он танцевал в Берлине и Страсбурге, Лионе и Лондоне. И именно в Лондоне Новер познакомился со знаменитым английским актером Дэвидом Гариком, который на то время возглавлял театр «Друри-Лейн».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: