Евгений вахтангов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Введение

Е. Вахтангов, 1910-е годы

Фото Е. Вахтангова с автографом

Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913

Вахтангов в роли Крафта, 1914

Подписанная для Вахтангова фотография Немировича-Данченко, после просмотра им «Принцессы Турандот», 1922

Мемориальная доска Вахтангова во Владикавказе

Евге́ний Багратио́нович Вахта́нгов (1 (13) февраля 1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — советский актёр, театральный режиссёр, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

Дальнейшая участь театра

Театр им. Вахтангова во время Великой отечественной войны был разрушен, но в 1947 году восстановлен по проекту архитектора Абросимова. Остались мемуары актера Леонида Шихматова, в которых он вспоминал о внутреннем строении театра. Если в самом начале зрительских мест хватало на триста человек, то после войны здание настолько увеличилось, что вмещало в себя тысячу двести зрителей.

Знаменательно, что с момента открытия студенческой студии до сих пор действует театральная школа, которая больше известна как Театральный институт имени Бориса Щукина при театре Вахтангова. Здание института находится рядом с театром и почти все Вахтанговские актеры — выходцы из данной альма-матер.

Театр Вахтангова: спектакли и актеры

До 1941 года «Принцесса Турандот» неизменно ставилась на сцене театра, ее сыграли 1035 раз, и всегда с неизменным успехом. Первыми исполнителями ролей были ученики Вахтангова: Мансурова, Завадский, Орочко, Щукин, Глазунов, Симонов, Кудрявцев. В середине шестидесятых годов режиссером спектакля стал Рубен Симонов, и снова постановка была злободневной и имела успех. Актерский состав, естественно, поменялся, но по своему таланту не уступал предыдущим. Самыми задействованными актерами стали Ульянов, Максакова, Лановой, Гриценко, Яковлев, Греков, Борисов и другие.

В 1987 году театр им. Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Для себя Ульянов решает, что не будет заниматься режиссурой, так как это не его профессия и он не обладает таким даром. Во-вторых, руководитель не желает сокращать актерский состав, а наоборот — привлекает к себе крупных режиссеров и драматургов. Главной задачей для руководителя была идея ставить только талантливые пьесы и сохранить театр Вахтангова, не дать ему распасться на группы. Надо сказать, что Михаил Ульянов выполнил свою миссию, лично участвуя в постановках и приглашая именитых режиссеров, таких как Роман Виктюк, Римас Туминас и других.

Детские,юношеские и студенческие годы Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов

родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Обычаи в доме были суровыми, отец был жестоким человеком, Евгений постоянно его боялся.

Вахтангов еще в гимназические годы увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, Евгений в гимназические годы много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.

Окончив гимназию, Евгений Вахтангов поступил в

Московский университет

на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся.

Литература

  • Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.
  • Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940.
  • Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957.
  • Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.
  • Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.).
  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7.
  • Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. — 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8.
  • Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т. 1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванова; Т. 2: Театр-дом. Фотографии. Рисунки. Воспоминания / Публ., сост. и коммент. А.М. Бруссер. М.: Театралис, 2020.  Т. 1 – 367 с., илл.; Т. 2 – 407 с., илл. ISBN 978-5-9022492-56-6
  • 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.).
  • Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Сов. искусство, 1935, 29 янв.
  • Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982.
  • Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939.
  • Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального// Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М.,2003. С. 464—478. ISBN 5-02-006374-6.
  • Иванов В.В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», 2016. С. 6–19. ISBN 978-5-86845-208-6.
  • Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.
  • Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.
  • Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00.
  • Павлов А. Т. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 116. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
  • Филиппов В. Вахтангов. — Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3.
  • Цветаева М. Повесть о Сонечке.

Знакомство Вахтангова со Станиславским и «фантастический реализм»

Вскоре на молодого актера обратил внимание

К.С. Станиславский

Он поручил

Вахтангову

вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Вахтангова раскрылось в полной мере. А как актер он прославился в роли Фрезера в «Потопе» Бергера.

На сцене студии Вахтангов создал несколько камерных спектаклей, в которых играл и как актер. В Первой студии Евгений Багратионович постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем Вахтангову стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова формируется свое понимание театра, довольно

отличное от Станиславского,

которое он сформулировал в одном коротком лозунге —

«фантастический реализм»

. На основе этого «фантастического реализма» Вахтангов и построил

теорию собственного театра

.

Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

Вахтангов начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот».

В костюмы актеров Вахтангов тоже предлагал внести изменения. Например, на современный костюм надевался необыкновенный театральный халат, расшитый и разукрашенный. Чтобы еще более подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах у публики, таким образом в считанные секунды перевоплощаясь из актера в персонаж пьесы. Впервые в истории театра возникла граница между персонажем и артистом. Сам Вахтангов, восторженно принявший революцию 1917 года, считал, что такая манера актерской игры вполне соответствует новому времени, ведь и революция резко отделяла новый мир от старого, уходящего.

Один из командиров Красной Армии в своем письме писал:

«Я смотрел «Принцессу Турандот», и внутри меня все ликовало: да здравствует жизнь! Да здравствует Советская власть! Жизнь идет! Будет прекрасная жизнь!»

Болезнь и смерть

Через два месяца гениального режиссера не станет, он умрет от рака желудка, испытывая страшные боли и уже никого не узнавая. В бреду ему все время чудился Лев Толстой или казалось, что он принимает рапорты о пожаре. Внезапно он стал звать: «Папи, папи», Рубен Симонов пояснил, что это слово по-армянски обозначает «дедушка»…

Умер Евгений Багратионович Вахтангов вечером 29 мая 1922 года. Принципом гениального режиссера был девиз, оставленный в наследство режиссерам и актерам будущих поколений. Он говорил, что из актеров необходимо выбирать талантливых, затем из них — интеллигентных, и работать, работать, работать. Евгений Вахтангов стал основателем фантастического реализма, его «Принцесса Турандот» до сих пор ставится на сцене и считается лучшей постановкой театра.

Текущий репертуар

  • 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского, постановка Петра Фоменко, премьера 24 апреля 1993 года
  • 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссер Петр Фоменко, премьера 7 марта 1996 года
  • 1997 — «За двумя зайцами…» М. Старицкого. Режиссёр Александр Горбань, премьера 28 октября 1997 года
  • 1999 — «Посвящение Еве» Э.-Э. Шмитта. Режиссёр Сергей Яшин, премьера 22 апреля 1999 года
  • 2000 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского, постановка Владимира Иванова, премьера 22 ноября 2000 года
  • 2001 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка Владимира Мирзоева, премьера 28 февраля 2001 года
  • 2002 — «Царская охота» Л. Зорина, постановка Владимира Иванова, премьера 3 ноября 2002 года
  • 2003 — «Чайка» А. П. Чехова, постановка Павла Сафонова, премьера 3 мая 2003 года
  • 2003 — «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта, постановка Николая Пинигина, премьера 7 декабря 2003 года
  • 2004 — «Мадемуазель Нитуш» Эрве, постановка Владимира Иванова, премьера 30 декабря 2004 года
  • 2008 — «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, постановка Владимира Иванова, премьера 13 апреля 2008 года
  • 2008 — «Берег женщин» (хореографическая композиция по мотивам песен Марлен Дитрих), хореограф-постановщик Анжелика Холина, премьера 22 августа 2008 года
  • 2008 — «Последние луны» (две истории по пьесам Фурио Бордона «Последние луны» и Гарольда Мюллера «Тихая ночь»), постановка Римаса Туминаса, премьера 8 декабря 2008 года
  • 2009 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова, постановка Римаса Туминаса, премьера 2 сентября 2009 года
  • 2009 — «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь, руководитель постановки Римас Туминас, премьера 19 декабря 2009 года
  • 2010 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, постановка Римаса Туминаса, премьера 21 января 2010 года
  • 2010 — «Мера за меру» У. Шекспира, постановка Юрия Бутусова, премьера 7 сентября 2010 года
  • 2011 — «Принцесса Ивонна» В. Гомбровича, постановка Владимира Мирзоева, премьера 21 января 2011 года
  • 2011 — «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса, постановка Римаса Туминаса, премьера 19 февраля 2011 года
  • 2011 — «Люди как люди» по пьесе М. Горького «Зыковы», постановка Владимира Иванова, премьера 3 апреля 2011 года
  • 2011 — «Тихая моя Родина» (спектакль-концерт), сценическая версия и постановка Владимира Иванова, премьера 16 мая 2011 года
  • 2011 — «Прощальные гастроли» Ю. Эдлиса, постановка Олега Форостенко, премьера 8 сентября 2011 года
  • 2011 — «Пристань» по мотивам произведений Б. Брехта, И. А. Бунина, Ф. М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. С. Пушкина, Э. де Филиппо, У. Шекспира, постановка Римаса Туминаса, премьера 11 ноября 2011 года (к 90-летию театра)
  • 2011 — «Медея» Ж. Ануя, постановка Михаила Цитриняка, премьера 29 ноября 2011 года
  • 2012 — «Бесы» Ф. М. Достоевского, постановка Юрия Любимова, премьера 27 марта 2012 года

Евгений Багратионович Вахтангов

Театралы знают, что Евгений Вахтангов родился 13 февраля в 1883 году в семье богатого армянина Багратиона (Баграта) Вахтангова, имевшего табачную фабрику. Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и стал фабрикантом, но характер Евгения был другим.

В кармане деда всегда находился леденец или другой лакомый кусочек для внука. Сергей Абрамович Вахтангов после смерти жены покинул Тбилиси вместе с детьми и поселился во Владикавказе. Он так и не нашел себя и не смирился с потерей любимой женщины. Кроме того, его коробило, что сын русифицировал свое имя и женился на русской женщине.

Единственным другом его станет внук Женя. Однако страсть к выпивке давала о себе знать. И однажды старик уединился в комнате, откуда потом уже не вышел, ударив себя острым перочинным ножом в живот ниже ребер. Смерть была мучительной.

Премьера спектакля

Премьера первого спектакля по пьесе Зайцева «Усадьба Ланиних» оказалась неудачной. Руководство запретило Вахтангову сотрудничать со студентами-любителями, но к тому времени Евгений Багратионович настолько полюбил своих подопечных, что занятия и репетиции продолжал в квартире в Мансуровском переулке.

Студия стала называться Московской драматической студией Вахтангова Е.Б. и в 1920 году была принята в состав Художественного театра. Первой постановкой стала пьеса «Чудо святого Антония», которая имела успех не только у зрителя, но и у критиков. Многие из них разместили положительные отзывы в театральных изданиях, и в результате актеры получили собственное помещение на улице Арбат в доме номер 26, где до сих пор и находится театр Вахтангова. Спектакли во главе с режиссером и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Семья

  • Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов (?—1921), армянин, армяно-григорианского вероисповедания. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем.
  • Мать — Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе.
  • Сестра — Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?—1923), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ.
  • Сестра — Нина Богратионовна Вахтангова (1887—1967) .
  • Жена (с 1905 по 1922 год) — Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 — 8 марта 1968). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.

3. Работы в театре

3.1. Актёр

  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
  • «Синяя птица» Метерлинка — Сахар
  • «Гамлет» Шекспира — Второй актёр
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
  • пьеса «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева, 1913
  • «Праздник мира» Гауптмана, 1913
  • «Николай Ставрогин», 1913
  • «Мысль» Андреева — Крафт, 1914
  • «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
  • «Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915
  • «Потоп» Бергера — Фрезер, 1915

3.2. Режиссёр

  • «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г — 1-я Студия)
  • «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)
  • «Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918
  • «Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)
  • «Чудо Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия)
  • «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
  • «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922).
  • «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (еврейская студия «Габима», 1922, художник Н. И. Альтман)
  • «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)

Смерть

Последние годы жизни режиссера омрачились страшной болезнью: Евгению Вахтангову диагностировали рак желудка. Однако, несмотря на столь серьезный диагноз, Евгений Багратионович до последнего продолжал работать, целые дни проводя в стенах родного театра.

Евгений Вахтангов и Константин Станиславский

В 1922 году, за некоторое время до премьеры спектакля «Принцесса Турандот», режиссер почувствовал себя хуже. Евгений Вахтангов оставался дома несколько дней, не в силах отправиться на репетиции. В день премьеры режиссер также не нашел сил встать с постели, и в антракте Евгения Багратионовича навестил Константин Станиславский, принесший восторженные отзывы о постановке.

29 мая 1922 года Евгения Вахтангова не стало. Спустя два дня состоялись похороны великого мастера. Могила Евгения Багратионовича расположена на московском Новодевичьем кладбище. Надгробие мастера, помимо традиционного фото, украшает обелиск в виде человека в плаще.

Постановка Вахтанговым «Принцессы Турандот»

По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци

Вахтангов

, уже незадолго до смерти, ставит

«Принцессу Турандот»

. Этим спектаклем он открыл

новое направление в театральной режиссуре

. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами.

Все, что происходило в послереволюционной России, герои сказки тут же со сцены обсуждали по ходу действия. Однако современную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры — полемики, споров или диалогов героев друг с другом. Таким образом актеры не только произносили заученный текст пьесы, но давали характеристики, нередко весьма ироничные и злые, всем событиям, происходящим в стране.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Началась репетиция с установки света. Вахтангову было очень плохо, у него была температура 39 градусов. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем.

Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.

После первого репетиционного прогона

«Принцессы Турандот»

Константин Сергеевич Станиславский

сказал своему гениальному ученику, уже не встававшему с постели, что тот может заснуть победителем.

29 мая жена Вахтангова Надежда Михайловна позвонила в Третью студию МХТ и сказала:

«Приходите скорее!»

Перед смертью временами Вахтангов терял сознание. В бреду ждал прихода Льва Толстого. Воображал себя государственным деятелем, раздавал ученикам поручения, спрашивал, что сделано в борьбе с пожарами в Петрограде. Потом снова начинал говорить об искусстве. Умер Евгений Багратионович, окруженный своими учениками. Перед самой смертью сознание вернулось к нему. Он сел, окинул учеников долгим взглядом и очень спокойно сказал:

— Прощайте

.

Римас Туминас

В 2007 году после болезни художественный руководитель покинул этот мир, но заранее решил, кто станет художественным руководителем театра. По его протекции театр возглавил режиссер Римас Туминас, литовец по происхождению. Несмотря на все усердие предыдущего руководителя, Римасу Туминасу пришлось вводить новшества в театр для его возрождения. Режиссер решил относиться к актерам, как к членам семьи, отменив наказания за опоздания и другие мелкие проступки.

К счастью режиссера, несмотря на почтенный юбилей (театру исполнилось 95 лет), в театре пока еще служат старики. «Пристань» (спектакль театра Вахтангова) — это постановка, где они показали высший класс. Он оказался переломным и для актеров и для режиссера. Пять лет назад спектакль вышел к юбилею театра, исполнителями стали такие актеры, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Евгений Князев, Галина Коновалова.

Сама постановка необычна и состоит из фрагментов разных произведений. Так, Василий Лановой читает Пушкина, Людмила Максакова играет Бабушку из «Игрока» по Достоевскому, Юлия Борисова великолепна в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, Владимир Этуш в пьесе Миллера вызывает хохот и овации публики, а Юрий Яковлев спокойно и просто играет в «Темных аллеях» Бунина.

Репертуар

На сценах театра играют классические спектакли – драмы, оперетты, современные пьесы, трагедии, комедии, танцевальные шоу, поэтические вечера и детские спектакли.

Визитной карточкой театра является спектакль «Принцесса Турандот», премьера которого состоялась в далеком 1922 году и навсегда закрепилась в репертуаре Вахтанговского театра.

«Принцесса Турандот»

История о дочери китайского императора, не желающей выходить замуж и потому придумавшей условие вступления в брак для незадачливых женихов. Каждому из них она задает три загадки. Цена неудачной попытки – казнь.

Все меняется с прибытием в город находчивого принца Калафа, сумевшего растопить сердце жестокой Турандот.

«Аудиенция»

Пьеса драматурга Питера Моргана, премьера которой состоялась в Вахтанговском театре 25 апреля 2019 года. Режиссер – постановщик Глеб Панфилов.

Действие происходит в Великобритании, в период правления королевы Елизаветы II, длительное время не сменяющей трон. Раз в неделю, каждый вторник, с докладом к королеве о событиях, происходящих в стране и во всем мире, приходит премьер-министр. Этот ритуал незыблем, несмотря на то, что в течение времени мир вокруг изменяется до неузнаваемости, а кресло главы кабинета сменяет немало политиков.

Спектакль стал лауреатом премии «Хрустальная Турандон» в двух номинациях: лучшая женская роль (Инна Чурикова) и лучшие костюмы (художник Виктория Севрюкова).

«Крик лангусты»

Постановка Михаила Цитриняка по пьесе «Смех лангусты».

В течение полутора часов без антракта на сцене работают только два актера: Андрей Ильин и Юлия Рутберг, играющие роль множества персонажей.

Главные действующие лица постановки: Сара Бернар, божественная актриса, императрица театра с золотым голосом и ее верный секретарь Жорж Питу.

Премьера спектакля состоялась 9 апреля 2014 года и с тех пор ее успешно проигрывают на сцене театра вновь и вновь.

На театральных площадках «Театра имени Е. Вахтангова» успешно показывают спектакли: «Анна Каренина», «Бег», «Ветер шумит в тополях», Война и мир», «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Король Лир», «Кот в сапогах», «Мадемуазель Нитуш», «Маскарад», «Мнимый больной», «Мертвые души»»Пер Гюнт», «Ромул Великий», «Царь Эдип», «Гроза», «Дурочка», «Медея», «Минетти» и другие.

Работы в театре

Актёр
  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
  • «Синяя птица» Метерлинка — Сахар
  • «Гамлет» Шекспира — Второй актёр
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
  • пьеса «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева,
  • «Праздник мира Гауптмана, 1913
  • «Николай Ставрогин», 1913
  • «Мысль» Андреева — Крафт,
  • «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
  • «Каменный гость» — Гость у Лауры,
  • «Потоп» Бергера — Фрезер, 1915
Режиссёр
  • «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г. — 1-я Студия)
  • «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)
  • «Росмерсхольм» Г. Ибсена,
  • «Свадьба» А. П. Чехова (, 3-я Студия)
  • «Чудо Святого Антония» Метерлинка (, 3-я Студия)
  • «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
  • «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», )
  • «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)

Театр

Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель Станиславского. Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.

Евгений Вахтангов в спектакле «Мысль»

Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).

Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова во Владикавказе

Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека — вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.

Евгений Вахтангов в спектакле «Сверчок на печи»

В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению Антона Павловича Чехова. Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.

Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Москве

По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках — демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.

Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.

Евгений Вахтангов

Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.

Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.

Евгений Вахтангов в спектакле «Каменный гость»

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера — актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.

Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.

Внутренняя жизнь театра

Театр Вахтангова (Москва) жители и гости столицы считают одним из лучших по всей России. Помимо выше перечисленных постановок, на сцене можно увидеть такие спектакли, как «Отелло», «Мужчины и женщины», «Маскарад», «Игры одиноких». Любители бенефисов могут насладиться игрой актеров в «Вечере Людмилы Максаковой», в «Вечере Юлии Рутберг», в «Вечере Александра Олешко» и так далее. Руководители театра организовали также экскурсии по музею-квартире Евгения Вахтангова, по театру, а также встречи с вахтанговцами.

Для младшего поколения театр открывает двери в спектаклях «Кот в сапогах», «Питер Пэн». Актриса Мария Аронова бесподобна в комедийной постановке «Мадемуазели Нитуш», а в главной роли в «Дяде Ване» играет Сергей Маковецкий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: