Биография и творчество
Les Satires
Никола Буало родился в семье секретаря парижского парламента. Получил основательное классическое образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом посвятил себя изящной словесности. На этом поприще он рано приобрёл известность благодаря своим «Сатирам» ().
В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив своё расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир.
Лучшими сатирами Буало считаются восьмая («Sur l’homme») и девятая («À mon esprit»). Кроме того, он написал множество посланий, од и эпиграмм.
Умер в Париже 13 марта 1711 года.
«Поэтическое искусство»
Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырёх песнях «Поэтическое искусство» (фр. «L’art poétique») — представляет собой подведение итогов эстетики классицизма. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум или здравый смысл, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но лёгкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.
Влияние Буало
Как критик Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал огромное влияние на всю поэзию XVIII века, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем «Art poétique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным во французской литературе («Законодатель Парнаса»).
Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе XVIII века. Российские представители псевдоклассицизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (так, сатира Кантемира «К уму моему» есть вольный перевод «À mon esprit» Буало).
«Налой»
Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674 г.
Своей комической поэмой «Налой» («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.
«Поэтическое искусство» (Буало): описание и анализ трактата
«Поэтическое искусство» — стихотворный трактат Никола Буало. Опубликован 7 июля 1674 г. изданием «ин-кварто» в составе сборника «Избранные сочинения г-на Д***» вместе с 9 сатирами, 4 посланиями и переводом «Трактата о прекрасном», приписываемого греческому ритору Дионисию Лонгину. Работа над «Поэтическим искусством» Буало шла в течение нескольких лет: известно, что уже в 1672 г. автор зачитывал друзьям отдельные фрагменты. Существенное влияние на оформление замысла оказала атмосфера академии Ламуаньона, члены которой направляли свои усилия на систематизацию классицистической доктрины (в частности, за год до публикации трактата Буало выходят «Размышления о поэтике Аристотеля» П. Рапэна, обнаруживающие существенное сходство с «Поэтическим искусством»).
Наиболее очевидным источником и в какой-то мере образцом для Буало служило «Поэтическое искусство» Горация, также безусловно учитывалась «Поэтика» Аристотеля и упомянутый трактат Псевдо-Лонгина.
Вопрос о жанровом определении «Поэтического искусства» достаточно сложен. С одной стороны, это сочинение следует воспринимать в контексте поэтического творчества самого Буало, отдававшего предпочтение сатире и посланию. С другой — несомненно влияние салонной поэзии, с ее ориентацией на устную декламацию, что обуславливало особую логику и стиль изложения (компактность, афористичность, наглядность, парадоксальность). Возможно, связью трактата Буало с салонной поэтической культурой, диктующей самоценность короткой, емкой песни, объясняется некоторая композиционная небрежность или непредсказуемость, в которой традиционно упрекают автора: первая песнь посвящена общим поэтическим принципам и вопросам стиля, вторая (вопреки ожиданиям, что дискурс будет развиваться от общего к частному и от главного к второстепенному) — «малым» поэтическим жанрам и формам (идиллия, ода, элегия, сонет, эпиграмма, мадригал и т.д.), третья — «большим жанрам» (трагедия, эпос, комедия) и заключительная, четвертая — вслед за Горацием рисует образ идеального поэта. В любом случае, «Поэтическое искусство» не претендует на роль серьезного, фундаментального свода классицистической доктрины, хотя именно такой статус был ему придан в глазах потомков как во Франции, так и за ее пределами, автор же снискал славу «законодателя французской пиитики» (А.С. Пушкин). Это сочинение — прежде всего образец поэтического искусства, и в качестве такового признавалось шедевром уже современниками Буало.
В соотвествии с эстетикой классицизма, трактат носит, хотя и в несколько редуцированном виде, прескрептивный (предписывающий) характер и ставит своею целью изложение основных норм и законов, по которым должна создаваться поэзия. Подобная установка обусловлена общим для классицизма XVII в. внеисторическим взглядом на человеческую природу как на неизменную универсальную константу, базирующуюся на основании разума («Поймите ж мудрую природу человечью…»). Особая роль отводится поэтическому слову, которое Буало наделяет законопорождающей потенцией, цивилизующей и окультуривающей силой.
Следуя классицистической поэтике XVII в., осмысляющей Горациеву идею о двойном предназначении поэзии (поучать и развлекать), Буало сопрягает эстетические и этические категории, увязывая требование правдоподобия поэзии с требованием благопристойности. Соответственно рисуется идеал автора, который должен быть не только поэтом, но и «честным, порядочным человеком». Принцип правдоподобия (в котором и воплощена идея подражания разумной природе) является безусловно определяющей эстетической нормой, в соответствии с которой решается традиционный для классицизма комплекс проблем: соотношение вдохновения и искусства, мысли и декорума, пользы и удовольствия, — равно как обосновывается требование жанровой иерархии.
Влияние «Поэтического искусства» Буало вышло за пределы XVII в. В России в XVIII—XIX вв. было создано множество переводов и подражаний, среди которых можно выделить «Эпистолу о стихотворстве» А.П. Сумарокова, полный стихотворный перевод сочинения Буало В.К. Тредиаковским, «Письмо» М.М. Хераскова, «Опыт о стихотворстве» М.Н. Муравьева и др.
Популярные сегодня пересказы
- Юнкера — краткое содержание рассказа Куприна Главный герой произведения кадет по фамилии Александров. Он возвращается с каникул, он в последний раз появляется на территории учебного заведения. Здесь со своими сокурсниками парень проучился семь лет.
- Краткое содержание романа Лицом к лицу Айтматова В данной повести рассказ ведется о случае дезертирства, который приобрел в дальнейшем философский характер. Герой произведения Исмаил хотел всеми возможными способами не дать себе умереть
- Краткое содержание рассказа Утята и ребята Пришвина Весной, когда реки разливаются, а утки вьют гнезда и откладывают яйца, одна семья уток ушла от озера подальше и там свили свой дом и вывели утят. Когда утята стали подросли и стали крепкими, мама повела их к озеру
- Спящая царевна — краткое содержание сказки Жуковского Сказка Спящая царевна Василия Жуковского, написанная в 1831 году, основана на классическом европейском сюжете о спящей красавице.
Никола Буало
Буало Никола (1636/1711) — французский поэт, критик. Основным вкладом в
литературный процесс стал поэтический трактат Буало «Поэтическое искусство»,
закрепивший за ним звание теоретика классицизма.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 39.
Буало Никола, также Буало-Депрео (Париж, 1636 — там же, 1711). Сын судейского
чиновника парижского парламента изучает теологию, затем право. Избрав
поэтическую стезю, публикует язвительные «Сатиры» (1666—1668), а позднее более
сдержанные «Послания»; его первые суждения о литературе и ее представителях
определенны. С 1674 г. получает королевскую пенсию, в том же году публикует
«Поэтическое искусство», где в четырех песнях излагает принципы классической
эстетики в области литературы. «Теоретик литературы» впоследствии становится
историографом короля (1677), а потом академиком (1684). Однако его темперамент
полемиста не угасает: в 1687 г. он ожесточенно противостоит Шарлю Перро и
посредством эпиграмм, од и сатир поддерживает сторону античных авторов в
знаменитом споре о древних и новых.
Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей
(1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 221-222.
Буало (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711,
Париж) — французский поэт, крупнейший теоретик
классицизма. Учился на
юридическом факультете Парижского университета. В 1677 году назначен придворным
историографом Людовика XIV. С 1684
года член французской Академии наук. Испытал
сильное воздействие рационализма Декарта. Основные положения эстетики
классицизма изложены Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство»
(L’art poetique, 1674, рус. пер. 1957). Трактат состоит из четырех частей (или
песней). В первой излагаются общие принципы; вторая посвящена лирическим жанрам
(идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос
и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы художественного творчества.
Основополагающее правило эстетики Буало — требование следовать разуму
«Смысл» —
самое важное в художественном произведении, саму красоту Буало ставил в
зависимость от разума: прекрасное — это разумное. Композиция должна быть
тщательно продуманной, используемые слова — ясными и точными
Другое важное
правило эстетики Буало — требование «подражать природе»; речь идет о
человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных
характерах, необходимо глубоко изучать. Буало призывал следовать античному
искусству, ставя его выше современного. Драматическое произведение, по его
мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени).
Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным,
чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало
испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами
(например, И. К. Готшед в Германии, А. Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П.
Сумароков, В. К. Тредиаковский в России).
А. А. Кротов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А — Д, с. 317.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический
справочник ХРОНОСа).
Исторические лица Франции (биографический
указатель).
Литература:
Lanson G. Boileau. P., 1892;
Mornet D. Nicolas Boileau. P., 1941;
Bray R. Boileau. L’homme et l’oeuvre. P., 1942;
Clarac P. Boileau. P., 1967.
Буало и «спор о древних и новых»
В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Буало вначале долго воздерживался сказать своё веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию.